Выбор между добром злом аргументы. Егэ русский язык. банк аргументов. философские проблемы. Анализируем результаты и готовимся к ЕГЭ

На каждый день 24.04.2021
На каждый день

Текст из ЕГЭ

(1) Добро и зло родят действия, специфические для соответствующих случаев. (2) Добро приносит ближним приятные переживания, а зло, наоборот, хочет ему страдания. (3) Чувствуете? (4) Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. (5) Добро радуется чужому счастью, зло — чужому страданию. (6) Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. (7) Добро стесняется своих побуждений, а зло — своих. (8) Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под великое добро. (9) Как это, говорите, бывает? (10) Как это добро маскируется? (11) Неужели не замечали?..

(12) Ежедневно это происходит, ежедневно! (13) Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы, снижает их, маскирует под морально-отрицательные. (14) Или под нейтральные. (15) «Не нужно благодарности, мне это ничего не стоило». (16) «Эта вещь лишнее место занимала, я не знал, куда её деть». (17) «Не заблуждайтесь, я не настолько сентиментален, я страшно жаден, скуп, и это получилось случайно, накатила блажь вдруг. (18) «Берите скорей, пока я не раздумал». (19) Добру тягостно слушать, когда его благодарят. (20) А вот зло… (21) Этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях.

(22) Добро беспечно, действует не рассуждая, а зло — великий профессор нравственности. (23) И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям.

(24) Разве вас не удивляет стройность, упорядоченность этих проявлений? (25) Как же люди слепы! (26) Впрочем, трудно разобраться, где светлое, а где тёмное. (27) Светлое мужественно говорит: «Да какое же я светлое, на мне много тёмных пятен». (28) А тёмное кричит:«Я всё из серебра и солнечных лучей, да кто же может заподозрить во мне изъян!» (29) 3лу иначе и вести себя нельзя. (30) Как только скажет: «Вот и у меня есть тёмные пятна, критиканы и обрадуются, и заговорят. (31) Нет, нельзя! (32) Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своих пакостях — ни то, ни другое немыслимо.

(33) Способен ли человек противостоять злу, победить его, утвердить добро, или, обречённый на поражение, он должен отступить, прижать своё бессилие?

(34) Нет предела совершенствованию мира, человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно… (35) Вряд ли. (36) Но, пока жив человек, он будет стремиться к добру и к обузданию зла.

(по В. Дудинцеву)

Вступление

Добро и зло – две крайности, противопоставленные друг другу. В мире достаточно и того и другого и довольно трудно определить, с чем мы сталкиваемся в ту или иную минуту. Добро – это благодать, это самопожертвование, это умение жить правильно, не требуя ничего взамен. Зло – это ложь, притворство, желание собственной выгоды любыми средствами.

Проблема

Проблему столкновения добра и зла поднимает в своем тексте В. Дудинцев. Размышляя об этих двух противоположных категориях, он задается вопросом, способен ли человек противостоять злу, встать на путь добра, или же его участь бессильно опуститься перед злом на колени?

Комментарий

Автор размышляет о том, что добро и зло порождают действия, соответствующие той или иной ситуации. Добро сеет приятные чувства, настроения и пережива6ния, а зло, напротив, причиняет людям страдание. Добро ограждает от страданий, а зло от счастья. Добро печалится от чужих невзгод, а зло гнетет радость окружающих.

Уверен автор и в том, что добро и зло одинаково стесняются своих побуждений. Поэтому они их маскируют: добро свои мотивы представляет случайными, отрицательными или нейтральными, а зло выставляет их великодушием и благородством. Добро говорит: «Мне не составило это труда». А зло с удовольствием принимает благодарность за свои поступки.

Добро действует спонтанно, не заботясь о последствиях и выгоде, а зло расчетливо и хладнокровно, убеждает всех в доброте своих мотивов.

Людям зачастую сложно разобраться в том, где на самом деле находится добро, а где зло. Ведь добро клевещет на себя, убеждая всех, что и оно не без греха, не без темных пятен. Зло же, напротив, расхваливает себя, убеждает в собственной невинности и совершенстве. Иначе поступать ни тому, ни другому нельзя. Иначе жизнь станет слишком очевидной и лишенной смысла.

Авторская позиция

В. Дудинцев убежден, что человек постоянно совершенствуется, как и мир вокруг него. Поэтому есть надежда на то, что зло возможно ограничить в его власти, но победить окончательно вряд ли получится. Однако, пока человек жив, он неизменно будет стремиться к добру и к преодолению зла.

Своя позиция

Хотелось бы сказать, что автор не прав, и рано или поздно человек полностью победит зло в своей душе и в окружающем мире. Но совершенно очевидно, что это не так. Абсолютно преодолеть зло не получится, потому что оно отлично умеет маскироваться, прятаться под маской добра и лучших намерений. Такое заблуждение в первую очередь и мешает человечеству победить все темное в нашем мире и выстроить идеальный общественный уклад. Очень много людей погибало в борьбе с несправедливостью, со злом, с тьмой.

Аргумент №1

Вспоминается образ Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», отдавший свою жизнь во благо своего народа. В поисках света, люди долго плутали по лесным чащам, теряя путь из-за темноты. Они уже пали духом и стали обвинять того, кто повел их за собой – молодого и сильного мужчину по имени Данко.

Чтобы спасти народ, Данко вырвал свое горящее сердце и начал освещать им путь. Когда толпа вышла из чащи, Данко в бессилии упал, а один осторожный человек растоптал его сердце ногой.

Так отплатили люди молодому человеку за спасение, за то добро, которое он ради них совершил.

Аргумент №2

Еще один пример, который доказывает неоднозначность поведения людей во имя добра, когда зло маскируется под благие намерения, — Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Герой создал целую теорию, в которой он рассмотрел все пункты помощи нуждающимся. Но для достижения идиллии ему пришлось убить старуху-процентщицу и ее больную сестру, носящую ребенка. В результате, его теория была развенчана им же.

Заключение

Трудно представить человека, который каждый свой поступок оценивает с позиции добра или зла. Чаще мы действуем так, как позволяет нам наше внутреннее я. И каждый наш поступок можно расценить двояко – делая для кого-то добро, мы может ранить другого человека. Но при этом, я верю, что большинство из нас все же больше стремится к добру и справедливости.

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900,Лион, Франция - 31 июля 1944) - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.
Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.

Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.
Любовь И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.

Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”.

Лев Никола́евичТолсто́й--- 1828 --- 1910 Роман «Война и мир»

Пьеру (Толстой "В. и мир") помогла выжить в плену мудрость Платона Каратаева, кот.научил его жить просто и ценить то, что имеешь: солнышко светит, дождичек идёт - всё благо. Не надо рваться, метаться в поисках счастья - живи и радуйся, будь счастлив, что живёшь. Он со всеми находил общий язык, даже с французами.

На примере Пьера Безухова и Платона Каратаева Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских характеров, двух различных социальных героев.
Первых из них – граф, попавший в плен к французам как "поджигатель"и, чудом, избежавший расстрела. Второй – простой, умудренный опытом, терпеливый солдат. Тем не менее, солдат Платон Каратаев сумел сыграть исключительно важную роль в жизни Пьера Безухова.
После расстрела "поджигателей", очевидцем которого стал Пьер, "в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в бога».
Встреча в балагане с Платоном Каратаевым помогла духовному возрождению Пьера:«Он почувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление своим поведением, здравым смыслом, целесообразностью поступков, умением «делать все не очень хорошо, но и не дурно». Для Пьера он стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Безухов, перенесший тяжкие страдания и страх смерти, попадает в иной мир. Он видит, как Каратаев аккуратно устроил в углу все свое "хозяйство", как к нему подбежала собачонка и стала ласкаться. Солдат заговорил о чем-то очень простом, начал бормотать молитвы. Все эти будничные слова и поступки в тех условиях показались Пьеру чудом, великим открытием истины жизни. Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира, получил «спокойствие и довольство собой»: «И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве».
Каратаев ощущает себя частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в многочисленных пословицах и поговорках, за каждой из которых угадывается эпизод жизни Платона. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы спокойно, он готов принести себя в жертву ради благополучия семьи. Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо: он ласков с обычной бездомной собакой, помогает другим пленным, шьет рубахи для французов и искренне любуется своей работой.
Платон Каратаев становится для Пьера примером восприятия другого мира, где господствует простота и правда, любовь к человечеству.
Отношения Платона Каратаев и Пьера Безухова развивались в романе совсем ненадолго. Из-за обострившейся болезни, Каратаева расстреляли французы.
Солдат незаметно ушел из жизни, а Пьер воспринял смерть Каратаева спокойно, как должное.
Платон появился рядом с Пьером, как спаситель, в самый тяжелый момент его жизни и ушел буднично. Но, несмотря на это, личность его столь незаурядна и влияние на судьбу Пьера столь велико, что Каратаева нельзя причислить просто к эпизодическим героям романа.
Недаром годы спустя Пьер часто вспоминал о нем, думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, "одобрил-бы или не одобрил". Встреча этих двух героев во многом определила дальнейшую судьбу графа Пьера Безухова и показала величайшую мудрость русского народа, воплощенную в облике солдата Платона Каратаева

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Не за горами декабрь, а значит, до написания итогового сочинения остаётся ровно месяц.

Это не так уж мало, если учесть, что за четыре недели, изрядно потрудившись, можно написать от 5 до 10 пробных сочинений.

Данная статья посвящена одному из тематических направлений, предложенных выпускникам в 2018 году. Оно сформулировано так: сочинение «Доброта и ». Чтобы успешно написать текст по данной теме, достаточно совершить несколько простых действий.

Формулируем конкретные темы сочинения

Для начала предлагаем осмыслить заявленное направление и сформулировать 5 приблизительных тем. Это не означает, что они достанутся вам на экзамене. Зато, хотя бы по одной-двум из них, вы приблизитесь к пониманию проблемы. Для примера возьмём следующие темы :

  1. — «Как доброта и жестокость уживаются в сердце человека?»;
  2. — «Способен ли жестокий человек на добрый поступок?»;
  3. — «Почему добрые люди становятся жестокими?»;
  4. — «Где кончается доброта и начинается жестокость в ситуации войны?»;
  5. — «Отчего дети бывают жестокими по отношению друг к другу?».

Выбирайте тему, которая вам ближе, и приступайте к следующему этапу работы.

Ищем цитаты

Разнообразить сочинение помогут цитаты. Их лучше всего поместить во вступлении к сочинению. Хорошо подобранная цитата даёт возможность оттолкнуться от неё и сформулировать собственный .

Для связи предложений используйте выражения, построенные :

«Известный учёный высказал мысль о том, что жёлтые единороги – довольно редкие существа, и с этим нельзя не согласиться / эта мысль находит подтверждение в художественной литературе, / и жизненный опыт подтверждает это…»

или на основе его опровержения:

«Писатель предлагает рассматривать жёлтых единорогов как нормальное явление, но мы попробуем… доказать обратное / поспорить с этой точкой зрения / рассуждать иначе…»

Например, используя афоризм Оноре де Бальзака:

«Жестокость и страх пожимают руки друг другу»

Можно прокомментировать сочинение о причинах жестокости.

А цитата Льва Толстого станет лучшим началом собственного рассуждения:

«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются…»

Аргументы из литературы на тему доброты и жестокости

Хорошей иллюстрацией по заявленному направлению станет поведение Пугачёва в «Капитанской дочке » А.С. Пушкина.

Ужасающие своей жестокостью сцены расправы повстанцев над капитаном и капитаншей сменяются эпизодом необъяснимого добродушия бунтовщика по отношению к Петру Гринёву. Что заставляет одного и того же человека быть то бессердечным, то милостивым?

Знаменитая гоголевская повесть «Тарас Бульба » рассказывает о быте казаков, цель жизни которых защищать в ратном бою. В ситуации войны мир делится на «своих» и «чужих», поэтому сердечный и справедливый в мирной жизни Тарас Бульба становится беспощадным к сыну, когда речь заходит о верности Отчизне.

Веря, что правый карает неправого, «свой» – «чужого», отец жестоко убивает собственного сына. Жестокость Бульбы обусловлена эпохой, в которой он живёт, культурой и традициями его среды.

М. Горький в пьесе «На дне » рисует образы героев, оказавшихся вне нормальной социальной среды. Все они, по разным обстоятельствам, становятся обитателями ночлежки, в которой царят жестокость, зависть, стремление к обману.

Только Лука-утешитель добр. Но на поверку его доброта оказывается недостаточной для их спасения: она растворяется в словах и не подтверждается делами. Такая доброта хуже жестокости: она становится губительной для персонажей.

Помимо названных произведений , допустимо обращаться за аргументами к:

  1. рассказу И. С. Тургенева «Му-му»
  2. его роману «Отцы и дети»
  3. роману И. А. Гончарова «Обломов»
  4. поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»
  5. рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор
  6. роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  7. роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»
  8. и другим литературным источникам.

Приступаем к работе

Постараемся максимально ёмко сформулировать главную мысль , проиллюстрировать её логичными, взаимосвязанными аргументами и сделать вывод, соответствующий основному тезису, озвученному вначале.

Набросаем план : «Доброта и жестокость. Сочинение». Он должен состоять из трёх элементов:

  1. — вступления;
  2. — основной части;
  3. — заключения.

Дополнительные советы принимайте здесь:

Для примера возьмём третью тему: «Почему добрые люди становятся жестокими ». На черновике запишем аргументы, которые помогут проиллюстрировать злое, агрессивное поведение человека, прежде бывшего на хорошем счету.

К двум основным аргументам не лишним будет добавить третий (лучше – из западноевропейской литературы). Каждый абзац должен заканчиваться мини-выводом, а весь текст работы – обобщающим умозаключением.

Пример итогового сочинения: «Почему добрые люди становятся жестокими?»

Китайский мудрец Конфуций сказал: «Все люди рождаются добрыми». С этим трудно поспорить: младенцы не знают зависти, лукавства, лжи. Они беззащитны перед людьми и одинаково открыты для добра и зла. Почему же происходит так, что добрые люди становятся жестокими?

В любящих семьях растут спокойные сыновья и ласковые дочери. А если семья неблагополучная (родители ссорятся, занимаются только собой, пропадают совсем), детство рушится. Каким будет человек – зависит от среды, в которой он растёт. Если некто добродушный проявляет агрессию и чёрствость по отношению к другим, значит, ему сделали больно, его обидели, оскорбили, заставили разувериться в людях.

Пример тому – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель». Честно служа в своём департаменте, «маленький человек» ни о чём не мечтал, но стоило Акакию Акакиевичу пожелать новую шинель, как провидение над ним посмеялось. Шинель воспринималась чиновником как живая – так много он думал о ней, так долго готовился к новой жизни, символом которой она стала.

И вот когда шинель, наконец, перешла к нему во владение, неизвестные отобрали её. Башмачкин умер от потрясения. Призрак Акакия Акакиевича начал отбирать шинели у всех, кто ему встретится. Так Н.В. Гоголь описал модель рождения жестокости: обиженный становится обидчиком. Правда, происходит только после смерти героя.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема достигает апогея. Убийство старухи студентом Раскольниковым – это реакция на жестокость окружающего мира, которая тяготит героя. Кровь порождает кровь, зло не может остановить зло.

Только жертвенная любовь Сони Мармеладовой прерывает эту цепь. Гордость уступает место раскаянию, жестокость уступает место доброте, которая жила в сердце Раскольникова ещё тогда, когда он был ребёнком. Другой пример превращения доброго человека в жестокого иллюстрирует о прекрасной девушке Лорелее, записанная немецким поэтом-романтиком Клеменсом Брентано.

Речная фея Лореляйн (или Лорелея) сидит на вершине скалы и поёт сладостные песни, которые сводят с ума каждого, кто их услышит. Красота Лорелеи губительна, но она не радует девушку, ведь её сердце разбито безответной любовью. Пострадав от жестокости возлюбленного, Лорелея равнодушно губит других юношей, а потом гибнет сама. Так жестокость разрушает всё вокруг и внутри человека.

Какими бы добрыми мы ни были, жизнь посылает нам суровые испытания, и выстоять хватает сил не у каждого. Мало кто сохраняет такие качества, как сердечность и , на всю жизнь. Люди становятся жестокими, чтобы защитить себя от новой боли, отомстить, дать отпор тем, кто их обидел. Размокнуть этот круг может только любовь. Именно она дарит силы жить дальше.

Анализируем результаты и готовимся к ЕГЭ

Итоговое сочинение покажет, насколько вы готовы к ЕГЭ по русскому языку.

Даже если зачёт успешно получен, честно задайте себе вопросы:

  1. — Много ли литературных произведений мною прочитано?
  2. — Умею ли я подбирать цитаты и аргументы?
  3. — Получается ли у меня делать логичные выводы?
  4. — Легко ли мне далось написание эссе?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов будет отрицательным, есть смысл продолжать писать пробные сочинения, доводя этот навык до совершенства. Тогда часть С вашего письменного экзамена стопроцентно порадует и вас, и проверяющих.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости Что такое доброта, хорошо ли быть добрым и как им стать (7 шагов) Что такое характер человека - черты, виды, типы и сила характера Как писать сочинение - что это такое, план подготовки и пример сочинения-рассуждения на тему мечты Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Аргументы, выбор произведений для цитат и план написания сочинения на тему: Мечта и реальность Значение слова тщеславие - что это такое и почему это плохо Что такое милосердие и как развить в себе это качество Что такой нравственный выбор и как написать сочинение на эту тему

Проблема

Аргументы из литературы.

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема угодничества перед высокими лицами, чинопочитания .

1. «Горе от ума» А.С.Грибоедова

Кредо Молчалина – всем угождать. цель – «достичь степеней известных». Он прислуживается, ищет покровительства высоких лиц. Максим Петрович «перед всеми знал почет» благодаря угодничеству и подхалимству.

Чацкий смелый, благородный, решительный. Он независим: не признает ни чинов, ни властей. Он ценит личные заслуги и достоинства людей, защищает право каждого человека иметь свои убеждения.

2 . «Толстый и тонкий» Чехова.

3. «Хамелеон» Чехова

Он смеется над чинопочитанием, над страхом блюстителя порядка перед вышестоящими, даже если они заслуживают порицания за что-либо. Этот страх заставляет его без конца менять свою точку зрения и линию поведения, что и вызывает авторскую иронию.

Проблема милосердия (утраты милосердия), гуманного отношения друг к другу.

1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

Пугачеву было холодно, Гринев обогрел его. Не столько обогрел, сколько тронул человеческим участием. В его глазах это был жест милосердия. Заячий тулупчик становится символом христианского милосердия, человеческого отношения друг к другу. И в свою очередь Пугачев демонстрирует гуманность, способность быть великодушным. Пугачев платит милостью за милость. Долг платежом красен. Заяч.тулупчик становится символом христ.милосердия, человеч.отношения друг к другу.

Милосердие, связывающее самых разных людей в нашем мире, - это общечеловеч.чувство, благодаря которому мы даже в самые трудные моменты остаемся людьми.

2. «Чудесный доктор» А.Куприна.

3. Горький. Не дне (Лука)

4. Преступление и наказание.

«Бедные люди» Д. не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, Сонечка Мармеладова вынуждена торговать своим телом. В этом ее выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью.

«Сердечность – такой же дар, как красота и ум»

Проблема духовной деградации

1. Рассказы Чехова: «Ионыч», «Крыжовник»

В рассказе «Ионыч» автор также исследует процесс духовного падения человека. Герой рассказа Чехова «Ионыч» Старцев утратил все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Где же сила, что должна была помочь сохранить Старцеву юношеские идеалы? Она заключается в духовности, нрав-ти человека. И такая сила у него была, но он утратил ее, поступившись своими принципами, в итоге потерял себя.

А вот Раскольников сумел духовно переродиться. Этим самым Достоевский выражает надежду, что человека можно спасти от нравственной гибели.

    «Мертвые души» Гоголя.

Изображая Плюшкина, автор показывает, во что может превратиться человек. Ощущение гибели присут-т, кажется, в самой атмосфере. Его бережливость граничит с безумием. Душа его настолько мертва, что у него не осталось никаких чувств. «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! – восклиц. Автор.

3. В.Распутин. Живи и помни

Проблема духовной и нравственной чистоты

1. Достоевский. Преступление и наказание

Высокие нравственные качества не даны человеку от рождения, но могут воспитываться в нем.очень важно иметь перед собой соответствующий идеал, с которым мог бы сверяться человек в поисках истины.

Образцом духовной и нравственной чистоты в романе предстает Соня Мармеладова. Зарабатывая деньги «низким» способом, она делает это исключительно ради спасения ближних. Без ее помощи им грозила бы голодная смерть. Огромная, бескорыстная любовь к отцу, готовность к самопожертвованию и состраданию – вот что нравственно возвышает Соню.

Проблема добра и зла .

    Гете. Фауст

    Мастер и Маргарита

Изображение мирового зла в облике Дьявола, Сатаны традиционно для худ.лит. в романе Булгакова Воланд вызывает невольные симпатии. Если он кого-то и карает, то вполне заслуженно, а зла не совершает вовсе.

На мой взгляд, добро и зло существуют в самом человеке. Каждый волен выбирать между ними. Воланд как раз и проверяет людей, предоставляя им выбор (сеанс черной магии). В. Карает тех, у кого совесть нечиста, кто не хочет признавать своей вины. Он обличает и наказывает различные проявления зла, уже существующие пороки, исправляет испорченные нравы.

Противостояние добра и зла – вечная тема.

«Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания».

«Всякое доброе дело несет награду в самом себе».

«Добро – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».

Проблема семьи (Роль семьи в формиро­вании лич­ности)

В семье Ростовых всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети - Наташа. Ни­колай и Петя - стали по- настоящему хорошими людь­ми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравст­венные эгоисты.

Проблема нравственного возрождения человека

1. «Пре ступление и наказание».

Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей. Духовное перерождение Р., начавшееся в финале романа, выражает надежду Д. на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему автор видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению.

Проблема искупления греха

    «Гроза».

К.Паустовский. Теплый хлеб

Проблема всеобщего единения, братства людей.

    «Война и мир».

    «Тихий Дон».

Л.Н.Толстой. Кавказский пленник

Проблема жестокости .

1. Горький Ларра.

Проблема взаимоотношений подростков особенно актуальна в наше время. Мы зачастую задаемся вопросом: почему нынешние подростки так жестоки по отношению к кому-то из сверстников? И это не только физич.жестокость, но и душевная. Примеров, доказывающих это, немало: об этом пишут в газетах, показывают и по телевизору. Об этом и текст …

См. проблему (126). В наказание за жесткость и гордыню Л. лишается человеч.судьбы: он не умирает, но обречен вечно витать над землей бесплотным облаком. Даже попытка убить себя ему не удается. Все, что осталось от Л. – тень и имя отверженного.

Проблема комплекса неполноценности.

Эта проблема вечна, как мир. Наверное, 90% всех людей в какой-то степени испытывали или испытывают комплекс неполноценности. Но для одних он становится движущей силой на пути к совершенству, а для других – источником постоянной депрессии.

Что же это такое – комплекс неполноценности? Вечный тормоз или вечный двигатель? Проклятие или благодать?

    «Война и мир» (Марья Болконская)

Проблема нравственного выбора (Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое?)

Человек рождается со свободной волей, возможностью выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам, его свободная воля - отдавать предпочтение духовным заботам или плотским. Но этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек - хозяин своей судьбы. Художники разных стран и времён уделяли большое внимание теме нравственного выбора.

1. В.Быков. Сотников

Это очень непростые вопросы…

Оказавшись в ситуации нр.выбора, люди ведут себя по-разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь, другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. В повести противопоставлены 2 партизана – Рыбак и Сотников.

На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, т.е. выдал отряд. Он не только согласился служить в полиции, но даже помог повесить Сотникова, чтобы подтвердить врагам свою готовность служить им. Рыбак выбрал путь спасения своей жизни, Сотников же делал все, чтобы спасти других.

2. В.Распутин. Живи и помни.

3. Жизнь и творчество Булгакова.

Понтий Пилат чувствует, что Иешуа га-Ноцри обладает огромной духовной силой, и по-человечески благодарен ему за избавление от мучительной головной боли. Вдобавок ко всему, разобравшись в его деле, прокуратор убеждается в его невиновности. Но в решающий момент, когда перед ним встала проблема выбора, он не смог поступить по совести и ради сохранения собственной власти пожертвовал жизнью Иешуа.

Проблема способа зарабатывания денег

Проблема учителя и учеников

В.Распутин. Уроки французского.

Проблема силы человеческого духа

    В.Титов. Всем смертям назло.

Б.Полевой. Повесть о наст.чел.

Проблема гуманного отношения к « братьям нашим меньшим »

1. Г.Троепольский. Белый Бим Черное ухо. “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Иван Иванович, несмотря на хорошее отношение к Биму, несмотря на свои прекрасные качества - такие, как доброта, милосердие, сострадание, чуткость – сделал не все, что мог, для своего друга и тем самым положил начало трагедии преданного, доверчивого, любящего и прирученного им существа. Добрый, сострадательный, чуткий Иван Иванович, знавший, что рано или поздно придется лечь на операционный стол, чтобы извлечь пулю, и знавший, что за время его отсутствия Бим останется один, заранее не побеспокоился о судьбе прирученной им собаки. Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили, - в ответе за любое живое существо, которое к тебе привязалось.

Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы –
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Состраданье к животным так тесно связано с добротою. Характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Легко ли быть молодым ?

1. « Прощание с Матерой» В.Распутина (Андрей, внук Дарьи) собирается на стройку ГЭС, которая со временем затопит Матеру. «Жалко Матеру, и мне тоже жалко, она нам родная… Все равно бы перестраиваться пришлось, на новую жизнь переходить… Как вы не понимаете? .. Не все же тут задерживались… Молодых не остановить. На то они и молодые. Они к новому стремятся. Ясно, что первыми туда, где труднее…»

Проблема чести и человеческого достоинства.

    Пушкин. Капитанская дочка.

Поднимается проблема, глубоко волновавшая Пушкина.

    Пушкин-Дантес

    Лермонтов-Мартынов

    « Отцы и дети»

Дуэль Безухова с Долоховым.

    В.Шукштн. Ванька Тепляшин

Что такое настоящая дружба?

Дружба Пушкина и Пущина.

Проблема дружбы, предательства волнуют человека в любую эпоху. И в истории человечества мы встречаем много примеров и великой самоотверженной дружбы, и страшного предательства. Это вечные вопросы, вечные темы, которые всегда будут находить отражение и в современной лит.

Совершенно особое место среди друзей П. занимает И.И.Пущин. именно ему поэт охотнее, чем другим, поверял в лицей.годы все сомнения и тревоги своего юного сердца. Именно Пущин первым навестил П. в ссылке. Спустя годы, теперь уже П. отправляет сосланному в Сибирь Пущину свое послание: «Мой первый друг,…»

Пронесенная сквозь годы дружба становится тем нравств.ориентиром, к которому невольно стремится каждый, кто хотя бы раз задумывался о значении дружбы в жизни человека.

Фильм «Офицеры»

Проблема чувства долга перед близким человеком (душевного благородства)

Пушкин. Евгений Онегин.

Т. По-прежнему любит Онегина и уверена в его любви, но она решительно отказыв.от возможного счастья. Ей характерно высокое душевное благородство. Она не может нарушить обещание, которое дала другому человеку, пусть даже и нелюбимому. Подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману составляют основу х-ра Т.

Жены декабристов, добровольно отправившиеся за своими мужьями в ссылку, на жизнь, полную лишений и страданий. Среди них были такие, которые шли не только из любви к мужу, но из сознания своего долга, своей обязанности по отношению к близкому человеку.

Проблема самоотверженной и бескорыстной любви.

См. проблему (124)Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды… Та, про которую сказано «сильна, как смерть»… такая любовь, ради которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение… Это ли не любовь Желткова?

Проблема духовности/бездуховности.

Горький. Старуха Изергиль (Ларра).

Этот персонаж – воплощенная бездуховность. Он безудержно сеет смерть и противопоставляет себя жизни. Он стремится к достижению цели любой ценой, влачит существование, лишенное прошлого и будущего. Только себя он мнит совершенством, а неугодных губит.

Островский. Гроза.

Проблема совести

1. «Гроза»

2. Достоевский. Преступление и наказание.

Писатель ставит перед нами вопрос о необходимости жить в согласии со своей совестью и интересами других людей. Сокрушительный крах теории Р, не содержащей в себе нравств.начала, не принимающей в расчет высших ценностей мира – человеч.жизни и свободы, - подтверждает правоту писателя. Терзания совести Раскольникова, его душевные переживания из-за совершенного греха стали своеобразным нравственным ориентиром. Писатель убедительно показывает, что случилось бы с героем, если бы он не прошел через раскаяние. Терзания совести, душевные переживания из-за совершенного греха стали для Р. Нравств.наказанием.

3. «Мастер и Маргарита».

«Не думай, что, сделавши что-то плохое, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести».

Совесть – не палач, а вечный спутник человека, указывающий ему путь к истине, служащий верным нравственным ориентиром.

Страх за свою жизнь и карьеру не позволяют Понтию Пилату помиловать человека, отрицающего власть кесаря. Однако, оглашая приговор, Пилат понимает, что выносит его самому себе. Судьей героя становится его совесть.

    «Герой нашего времени (Грушницкий)

Проблема приспособленчества

1. Рассказ «Ионыч»

2. «Гроза» Островского

3. «Горе от ума» Гри боедова

Проблема доброты (что значит быть добрым человеком?)

    Пьер Безухов.

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» - утверждал В.Гюго. В самом деле, вряд ли что-то еще может сравниться по силе воздействия с этим качеством. К доброму человеку тянутся все, греясь его теплом и вниманием, и сами потом становятся источником светлой душевной энергии. Это заметил и писатель …, который, обратившись к примеру из жизни, заставляет нас серьезно задуматься над проблемой …

    Обломов

«Большое сердце, как океан, не замерзает».

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство доброта».

«Доброта – качество, излишек которого не вредит».

Проблема двойственности человеческой натуры

1. Достоевский «Преступление и наказание»

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА

Проблема небрежного отношения к русской культуре , родному языку. (утраты языковой культуры)

1. «Горе от ума» (преклонение перед Западом, небрежное отношение к русской культуре, родному языку, рабское подражание иностранцам- не проблемы ли это современного росс.общества?). почти 2 века назад они волновали великого гражданина России А.С.гриб. Теперь время ставит их перед нами. Чацкий ратует за сохранение русского духа, нравов. Выступает в защиту «святой старины».

Наше общество, еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. В лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения”, “Культура речевого общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Проблема порчи и оскудения русского языка (бережного отношения).

Проблема развития и сохранения русского языка

Заключение :

1) Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. У каждого народа он свой, отличный от других, узнаваемый. Что отличает русский язык? Конечно, его необычайная образность и величавость. Недаром А.Н.Толстой сравнивал рус.яз. по яркости с радугой после весеннего ливня, по меткости – со стрелами, по задушевности – с песней над колыбелью. Но, к сожалению, порой мы портим его, не бережем. Многие забывают, что рус.яз. – великий и могучий, употребляя ненорматив.лексику, принижая статус рус.яз. задача всех – сохранить его. См. (7)

Н.Галь «Слово живое и мертвое». Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих жи­вую речь;

о бережном отношении к велико­му нашему наследию - русскому языку.

Проблема злоупотребления иностранными словами.

Заключение:

1) Наша современная жизнь – это круговорот дел, встреч, проблем, переживаний. У нас не остается времени, чтобы остановиться и задуматься о том, что же происходит с нашим языком сейчас. Мы не должны забывать, что сами портим его. Эту проблему затрагивает… (см. проблему (3)

2) Мы не властны над речью других, но можем быть повнимательнее к тому, что сами произносим, можем задуматься над тем, не засоряем ли мы свой язык. И если мы будем следить за своей речью, не будем произносить грубых и грязных слов, а будем уважать своего собеседника, мы поможем очистить наш язык.

3) В завершение своего сочинения хочу привести слова Н.Рыленкова:

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Так давайте же сделаем все, чтобы как можно меньше было сорной травы.

(см. ниже)

Проблема бессмысленного, искусственного смешивания языков

Составитель «Толкового словаря живого великорус.языка» В.Даль писал: «Мы не гоним анафемой все ин.слова из рус.яз., мы больше стоим за рус.склад и оборот речи, но к чему вставлять в каждую строчку: моральный, оригинальный, натура, артист, грот, пресс, гирлянда, пьедестал и сотни подобных, когда без малейшей натяжки можно сказать то же самое по-русски? Разве: нравственный, подлинный, природа, художник, пещера хуже? Нисколько, но дурная привычка ходить за рус.словами во фр. и нем.словарь делает много зла». (см. выше)

Проблема экологии культуры

Сохранение культурной среды – задача столь же существенная, как и сохранение окружающей природы. Несоблюдение законов биологической экологии убивает человека биологически, но убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. “Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить” (Антуан де Сент-Экзюпери).

Язык – часть национальной культуры, памятник культуры. И как памятник культуры нуждается в защите и охране. Включите телевизор: косноязычие и отсутствие внутренней культуры. Прикольные словечки и выражения, не входящие в словарь Ушакова, а соответствующие скорее блатной музыке, звучат повсеместно. Злословие и даже ненормативная лексика стали чуть ли не нормой телесериалов.

Проблема тревоги за уходящую вместе с 20 веком культуру

Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие «культурный человек»?)

В чем выражается истинная культура человека? Думаю, что это один из сложнейших вопросов, о котором писал в своих сонетах еще Шекспир. В нашем представлении культ.человек – это личность образованная, с хорошими манерами и вкусом, грамотной речью… Но ведь и за внешней молчаливостью, неброскостью может скрываться истинно культ.человек. Именно об этом пишет…

Кто из нас не сталкивался с людьми, которые за внешним лоском, за показной начитанностью, за поверхностными знаниями скрывают внутреннее бескультурье, невежество? Ненадежность таких людей настораживает. Не таков…

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО, СУДЬБА, СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, СМЫСЛ ЖИЗНИ, ОДИНОЧЕСТВО, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Проблема взаимоотношений человека и общества

    Горький. На дне. Легенда о Ларе.

    Н.В.Гоголь. Шинель.

Башмачкин – это «вечный титуляр советник», над которым смеются и потрунивают сослуживцы. Он нуждается в понимании и сочувствии.

Проблема человеческого счастья (в чем его секрет?)

1. «Крыжовник» Чехова.

2. И. Гончаров. Обломов.

Для Обломова человеческое счастье – это полное спокойствие и обильная еда.

    Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

Человеку всегда чего-то будет не хватать для полного счастья. Особенно сложно живется в современном мире, когда со страниц

Газет и с экранов телевизоров на нас обрушивается поток негативной информации о катастрофах, войнах, убийствах, реформах…

Можно ли ощущать себя счастливым от самых земных радостей? А это зависит от самого человека! Кто-то и первоцветов не замечает, кто-то забыл, когда в последний раз голову в звездное небо запрокидывал, а есть те, кто в крохотном цветке незабудки видит отражение неба, в плывущей тучке – маленький кораблик в безбрежном море, в звоне капели слышит музыку весны. По-моему, нужно радоваться каждому прожитому дню, быть доброжелательным, не держать в душе обид и просто любить жизнь!

Кто не мечтает о счастье?

Проблема свободы как высшей ценности

1. М.Горький. Макар Чудра.

В своих романт произв. Г. Ставит проблему свободы как высшей ценности. Однако стремление к ней часто противоречит другим человеч.ценностям, и люди вынуждены решать, что им дороже. Жажда личной свободы у Лойко и Рады так сильна, что даже на свое чувство они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко убивает Радду, а затем себя. Смерть дарит им освобождение от выбора между любовью и свободой.

В своих произведениях Г. любуется свободным человеком, веря в его внутренние силы, мужество.

Проблема ответственности за судьбу другого человека.

1. «Бесприданница».

Паратов не способен нести ответственность за судьбу другого человека. Всю жизнь он искал чувств, приносящих ему удовольствие. Он обманывает Ларису, подчиняясь собственной прихоти, не задумывается о ее дальнейшей судьбе.

2. Н.Карамзин. Бедная Лиза

3. «Герой нашего времени».

Проблема ответственности за свои поступки ( утраты ответственности)

1. В.Распутин. Живи и помни

2. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Проникшись к «бродячему философу» уважением и интересом, чувствуя в его словах неизвестную ему правду, Пилат решает спасти Иешуа Га-Ноцри от смерти. Но самый страшный порок – трусость – заставляет его изменить решение. Страх за свою жизнь и карьеру не позволяет прокуратору помиловать человека, отрицающего власть кесаря. Теперь, сидя в своем кресле, Пилат более всего на свете ненавидел свое бессмертие и неслыханную славу, которая обернулась для него вечным напоминанием о нравственном преступлении, о предательстве. Ему нет оправдания.

    В.Быков. Сотников.

    «Преступление и наказание».

Проблемы, поднятые писателем в романе, актуальны и в наши дни. Утрата душевной щедрости, сострадания, чувства ответственности за свои мысли и поступки может привести к духовной пустоте, разладу с самим собой, утрате духовности -основы человеческого существования.

Проблема взаимоотношений человека и судьбы.

    «Герой нашего времени».

Человек управляет судьбой или судьба руководит чел овеком? Кто человек – жертва, баловень или хозяин обстоятельств? В изображении Лермонтова человек и судьба неразделимы.

На протяжении всего романа мы видим, как спорит с судьбой Печорин и как бесплодны его усилия. Страдая сам, он причиняет страдания другим, потому что упорствует в своем эгоизме.

Проблема смысла человеческого существования

1. «Герой нашего времени».

Печорин, пребывая в постоянных метаниях, не находя своего места в жизни, не может быть счастливым.

2. «Бесприданница» Островского

В мире царят жестокость, ложь, расчет. Высшей ценностью являются деньги, а не личность человека. Целью их жизни является накопление состояния.

3. «Крыжовник» Чехова.

4. В.Распутин. Живи и помни.

5. Л.Толстой. Война и мир

В дворянской семье Курагиных целью существования является праздное времяпровождение и легкая нажива. Нет ничего удивительного в том, что в их доме царят пошлость, зло, лицемерие, ложь. А вот в семье Ростовых автор отмечает любовь, простоту отношений, уважение друг к другу, к остальным людям.

6. «Старуха Изергиль», «Челкаш».

7. В.Титов. Всем смертям назло.

В чем смысл жизни? Сколько копий поломано на этом вопросе! О каком смысле может идти речь, если во главу угла не ставить труд. Будничный, повседневный, честный труд. Отбери у человека возможность трудиться – и все блага жизни потеряют смысл.

Только когда человек за свою жизнь не сделает ничего хорошего, не совершит доброго дела, он умирает. Самой настоящей, самой страшной болезнью. Человек, не украсивший землю своим трудом, навсегда уходит в небытие, ибо после него ничего не остается, что жило бы в делах и памяти потомков

Проблема сущности и назначения человека

1. М.Горький.

Каков есть и каким должен стать человек? Этот вопрос всегда волновал Г.

Взгляды Г на сущность и назначение человека получили отражение практически во всех его произведениях – от романтических р-зов до пьесы «На дне».

Проблема предназначения

«Война и мир».

Наташа нашла свое счастье в семье. Любить и быть любимой – такова жизненная философия Н. повзрослев душей, Н. приобщилась к великой тайне жизни, в которой есть место каждому человеку, каждому живому существу, каждой песчинке и каждому камню. И она нашла в ней свое скромное и вместе с тем благородное предназначение. Не могла не найти.

Проблема поисков смысла жизни

1. Л.Н.Толстой. Война и мир

Проблема поисков смысла жизни является одной из главных в романе. Андрей Болк. и П. Безухов – натуры мятущиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души; им свойственно желание быть полезными, нужными, любимыми. Трудной и тернистой дорогой познания оба приходят к одной и той же истине: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Пушкин. Евгений Онегин.

Проблема одиночества (одинокой старости)

    «Герой нашего времени»

Печорин – сильный, благородный человек, но он одинок. Он никого не может назвать своим другом, чужой везде: среди сослуживцев, в «водяном обществе».

2. «Гроза».

Катерина безысходно одинока в мире лжи и насилия. Возвышенной и поэтической натуре, душе-птице, нет места в городе Калинове.

    К.Паустовский. Телеграмма.

    Базаров (идейное одиночество)

Жесткость героя, его неспособность осмыслить чужие взгляды и признать за ними право на существование обрекают его на …

Проблема загадочности русской души

1. «Герой нашего времени».

Образ Печорина окружен атмосферой таинственности, поступки кажутся странными и загадочными. События, которые происходят с героем, никак нельзя назвать обычными. Перед нами человек незаурядный, обладающий глубоким и гибким умом, сильной волей, сложным характером. И каждый раз он поворачивается к нам разными гранями своего характера.

    «Очарованный странник» Лескова Н.С.

ИСТОРИЯ. ПАТРИОТИЗМ. РОДИНА. ПОДВИГ.

Проблема отношения к прошлому , к далеким предкам

В жизни человека прошлое – это его корни. Поэтому о нем необходимо помнить. Вместе с тем человек, забывший о прошлом, не имеет будущего.

Проблема связи поколений

    Паустовский. Телеграмма.

Проблема взаимоотношений человека и природы

    «Прощание с Матерой» Распутина В.

    В.Астафьев. Царь-рыба.

Проблема исторической памяти .

    В.Распутин. Живи и помни.

    А.Ахматова. Реквием

Пробле ма патриотизма

1. Жизнь А.Ахматовой.

Проблема подвига (можно ли совершить подвиг в нашей жизни?)

1. В.Титов. Всем смертям назло.

2. Горький Легенда о Данко.

Он полон глубокого сострадания к своим соплеменникам, жившим без солнца, в болоте, потерявшим всякую волю и мужество. Ради них он совершает подвиг. Данко стал героем, осветив своим горящим сердцем (своей жизнью!) путь во тьме. Д. отдает свою жизнь ради общего блага и, умирая, испытывает истинную радость.

«В жизни всегда есть место подвигам!» - говорит автор. Действительно, без сильных и красивых поступков жизнь представляется не просто скучной и пресной – она лишается человеч.смысла.

Проблема сохранения исторических памятников.

    В.Шукшин. Мастер.

НАРОД, ВЛАСТЬ.

Проблема власти

1. Л.Толстой. Война и мир.

Толстой убедительно показывает в романе, что власть Наполеона основывается на таких свойствах его натуры, как честолюбие, холодный ум, способность к точному расчету. Н. прекрасно осознает, что, возвысившись и добившись славы, он еще долгое время будет пользоваться правами сильного.

2. М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

Проблема народа и власти

1. «Борис Годунов» Пушкина.

ЭКОЛОГИЯ , ПРИРОДА . ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ОТЦЫ И ДЕТИ

Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям

1. К.Паустовский «Телеграмма»

Проблема отцов и детей.

    Тургенев. Отцы и дети.

Взгляды отцов и детей противоречивы. В романе происходит идейный поединок. Аристократ П.П.Кирсанов не принимает и не может понять взглядов Баз. – студента-естественника. После нескольких словесных перепалок за столом их противостояние заканчивается настоящей дуэлью. Базарова отличают непримиримость и категоричность суждений. Выздоравливая после ранения, Кирсанов много размышлял о случившемся и несколько смягчился по отношению к молодежи.

Базаров порой кажется жестоким, особенно по отношению к своим родителям. Как сурово и холодно он обращается с ними, несмотря на то, что любит своих стариков!

2. К.Паустовский. Телеграмма.

3. В.Распутин. Последний срок.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ. НАУКА.

Проблема исторических взаимоотношений науки и религии.

Ньютон, открывший законы движения небесных тел, был верующим человеком и занимался богословием. Великий Паскаль, гений математики, был не просто верующим, но и христианским святым (хотя и не канонизированным) и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Творец современной бактериологи, Пастер был глубоко религ.натурой. даже Дарвин, учение которого было потом использовано полуучеными для опровержения религии, всю жизнь оставался искренне верующим человеком.

Религия всегда была силой, враждебной дерзаниям философов и ученых. (М.Кашен)

Чем глубже мои познания в обрасти разных наук, тем сильнее восхищение перед Творцом. (Максвелл)

Если разум – дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо послало нам два дара, которые не совместимы и противоречат друг другу. (Д.Дидро)

КНИГА. ИСКУССТВО

Роль книги в истории человечества (в жизни человека)

М.Горький. Детство .

А.С.Грибоедов. Горе от ума.

Что значит книга, чтение в жизни человека? Зачем нужно читать книги? “Чтение – умножение человеческой мудрости, – той мудрости, которая, без всякого сомнения, в нынешние времена нужнее, чем когда-либо, нашему печальному миру, тонущему в пучинах позора и преступления…”. Как актуально звучат эти слова сегодня.

Учись и читай – читай и учись, от этого тебе легче будет жить на свете”, – советовал Герцен своей дочери Ольге.

Книги мы покупаем и не жалеем на них денег, – писал Н. В. Гоголь, – потому что их требует душа, и они идут ей во внутреннюю пользу”.

Когда человек берет в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине, какой может быть только между самыми близкими людьми”.

Кем бы вы ни стали, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!” (С. Михалков)

Проблема отношения к книгам (все ли книги надо читать и перечитывать?)

Оскар Уайльд делил книги на три категории: те, что следует читать; те, что следует перечитывать; и те, что вовсе не нужно читать

Проблема роли искусства на жизнь человека.

    В.Шукшин. Мастер.

Проблема национального характера русских

    Лесков. Очарованный странник.

Нравств.сила, непосредственность, душевная чистота и доброта – основные черты национ.хар-ра.

Проблема красоты и ее воздействия

    Г.Успенский. Выпрямила.

Современная жизнь – это бесконечные гонки на выживание, ведь за отведенные нам годы надо успеть сделать так много. К известным принципам «посадить дерево, построить дом и вырастить детей» прибавляется еще большой список целей: сделать карьеру, купить автомобиль, разбогатеть и т.д. и порой в бесконечной погоне за лучшей долей, в борьбе за место под солнцем мы перестаем замечать красоту окружающего мира, окружающих нас людей, не слышим пение птиц, словом, пропускаем такие обычные, но вместе с тем необыкновенные мгновения, из которых и состоит наша жизнь.

    В.Шукшин. Мастер.

Проблема человеческой индивидуальности

1. «Чудики» шукшина.

Проблема отношения человека ко Времени

Тот, кто, живя прошлым, не думает о настоящем и будущем. Вступает в конфликт со временем.

Проблема жизни и смерти

    В.Титов. Всем смертям назло.

Проблема взаимодействия произведений искусства на человека

1. А.Куприн. Гранатовый браслет.

2. В.Шукшин. Мастер.

3. Г.Успенский. Выпрямила.

Проблема стяжательства

1. Фонвизин «Недоросль»

Проблема домостроевских принципов уклада жизни

1. «Гроза»

Проблема воспитания , образования

    Фонвизин «Недоросль.

«Образование граждан есть такое же национальное богатство государства, как золото, нефть, алмазы, находящиеся на его территории. Чем больше знаний у нашей молодежи, чем лучше она ими сможет пользоваться, тем, несомненно, богаче и славнее будет наше государство»

Проблема социального неравенства.

    А.И.Куприн. Гранатовый браслет.

Любовь пришла к нему, как говорят, с первого взгляда, с того момента, как Желтков впервые увидел княгиню Веру. Это чувство озарило всю его жизнь, оказалось бесценным божьим даром. Удивительно, что он посмел полюбить ее, ведь их разделяет пропасть соц.неравенства. «Благоговение, вечное преклонение и рабская преданность – это все то, что остается в удел Ж. как это мало! Как это много! Любовь превращает его из обывателя в Человека.

Проблема ответственности за результаты личного труда

1. Булгаков. Собачье сердце.

Проф. Преображенский пересаживает гипофиз мозга собаке и получает чудовищный результат. + см. пробл. (128)

Проф. Преображенский считает своим долгом улучшать человеческую природу. Занимаясь пересадкой органов, он надеется продлить период жизненной активности человека. Но кого он создал? Нового человека?

Осознав крах своей научной идеи, проф. Исправляет ошибку.

Вмешательство в человеч.природу не должно совершаться насильственными методами. Последствиянепродуманного вмеш-ва в этот процесс оказываются плачевными и для общества, и для самих экспериментаторов.

проблема ответственности науки перед живой жизнью.

    Булгаков. Собачье сердце.

В повести речь идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что преждевременный эксперимент с неадекватным человеческим сознанием опасен.

Приложимы ли общечеловеч.понятия о нравственности к работе врача, труду медика или ученого-биолога? Думают ли об этом те, кто занимается клонированием человека? В чем он, медицинский долг?

К сожалению, никакое изобретение или открытие не принадлежит своему автору безраздельно: сотворив либо открыв нечто новое, ученый часто выпускает джинна из бутылки и уже не может управлять последствиями своего научного опыта единолично – слишком много пользователей оказывается вокруг, и не всегда их интересы соизмеряются с нравственностью.

Словом, затевая тот или иной эксперимент, ученый или врач должен просчитывать его последствия на много ходов вперед, что является сложной, но всегда актуальной задачей.

проблема медицинского долга .

См. проблему (128).

Проблема истины (Что такое/есть/ истина?)

    Булгаков Мастер и Маргарита.

Герои романа находят свою истину. Для мастера – это свобода. Мастера спасает Марг., и это ее истина, потому что счасте любимого – это ее счастье. Добро – истина Иешуа. Он уверен, что «злых людей нет на свете». Он проповедует свою истину всем, в т.ч. и прокуратору. Иисус в Библии – сын Бога. Иешуа в романе – человек, он слаб. Но он и силен своей верой в добро. Наградой ему стало бессмертие. Оно же стало наказанием для Пилата.

Для Иешуа истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «…согласись, что перерезать волосок», на котором висит жизнь, «уж наверное может лишь тот, кто подвесил». Для Иешуа истина и в том, что «злых людей нет на свете». И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы. Знаменательно, что Иешуа говорит об этом «мечтательно». Он к истине этой готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ

М.А. Булгаков - роман «Мастер и Маргарита». В рома­не Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Во- ланд - сатана, традиционно должен быть абсолютным во­площением зла, но он зачастую восстанавливает справедли­вость на земле, разоблачая человеческие пороки. Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире чело­веческого общества. И так было во все времена. Об этом пи­сал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки про­куратора Иудеи с собственной совестью. Понтий Пилат от­правляет на казнь ни в чем не повинного человека, бродячего философа Иешуа, так как такого решения ждет от него обще­ство. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. Положение же в современной Булгакову Москве еще плачевнее: там нарушены все мораль­ные нормы. И Воланд словно пытается восстановить их не­зыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана от­крывает «истинное лицо» многих персонажей - деятелей куль­туры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, - бездельник, кутила и пьяни­ца; Никанор Иванович Босой - взяточник и мошенник; про­летарский поэт Александр Рюхин - лжец и лицемер. А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все про­делки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жизни Москвы. Тем самым автор как бы намекает нам, что реаль­ный быт тоталитарного государства, с его узаконенной партийной иерархией, насилием - это и есть главное дьяволь­ское действо. В этом мире нет места творчеству и любви. По­этому Мастеру и Маргарите нет места в этом обществе. И здесь мысль Булгакова пессимистична - для настоящего худож­ника счастье на земле невозможно. В мире, где все определя­ется социальным положением человека, все-таки существует добро и истина, но им приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостоя­ние добра и зла вечно, но понятия эти относительны.



Рекомендуем почитать

Наверх