Урок по чичикову мертвые души. Урок «Образ Чичикова. «Кто же он? Стало быть, подлец? Отличительные черты в характере Чичикова

На каждый день 16.07.2021
На каждый день

Тема. Образ Чичикова. Тема «живой» и «мёртвой» души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

Задачи:

    Научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

    Развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Эпиграф

Он всё же подлец какой-то странный…

И. Золотусский

Ход урока

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

Н. В. Гоголь… О творчестве и жизни русского писателя Николая Васильевича Гоголя известно многое, но очень малое известно о духовной жизни писателя.

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников.

- В каком порядке Гоголь знакомит нас с помещиками? В чём смысл такого порядка?

(Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин - глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души)

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Такие люди лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

- А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”?

Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

    Исследовательская деятельность.

Исследование 1 - “Замысел писателя”

- В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!”

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

- Какое влияние на замысел Гоголя имела «Божественная комедия» Данте? Почему замысел писателя не был полностью осуществлён?

Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл о внутреннем перерождении человека, спасении его души.

Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах.

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно?

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что представляют из себя помещики.

У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя”.

Вам предстоит поработать над 5 образами. Каждый из вас должен выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему.

Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее представленных помещиков и чиновников?

Черты, которые являются отличительными в характере Чичикова:

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Воля

Наблюдательность

Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Почему же всё-таки подлец?

(Вся энергия Чичикова направлена на одну страсть – приобретение. Возможно, желание иметь деньги не так уж плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Перед нами подлец, способный переступить все нравственные законы)

Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства: деталь, портрет, одежда, манеры, речь, характеристика другими персонажами, биография.

Назовите из перечисленных то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова.

(Биография)

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова?

(Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова?

(Да, через покаяние.)

А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Тайна имени главного героя”.

(Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том.

Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом?

(Мотив дороги)

Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы.

Вывод:Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

(Записать выводы в тетрадь)

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

Как вы понимаете смысл названия поэмы?

(С “мертвыми душами” связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает “души” умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Постепенно изменяется и содержание понятия “мертвая душа”. Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как “мертвые души”: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются “мертвыми душами” в подлинном смысле этого слова)

    Составление синквейна на тему «Чичиков».

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

    Домашнее задание.

Определить тематику лирических отступлений, заполните таблицу.

Приложение 1

Манилов

«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

«Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать».

Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность - основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Зато заботится о процветании человечества. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. Результаты его труда - или пустые мечты или «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

В запущенном саду есть беседка с надписью «Храм уединенного размышления». В кабинете вот уже два года лежит книга, заложенная на 14-й странице. Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно чего-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла ее не хватило. На столе бронзовый подсвечник с тремя античными грациями, а рядом «какой-то медный инвалид, хромой и весь в сале».

Коробочка

Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий.

«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...». В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет - это подчеркивание ее бездуховности.

У нее «хорошая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведет и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в пестрядевых мешочках (правда, не умеет ими распорядиться - они лежат мертвым грузом). Всюду развешаны пучки трав.

Важная деталь - охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома и дают ощущение глухой удаленности от жизни. Все лежит на своих местах, есть даже веревочки, которые «уже никуда не нужны».

Главная ее черта -упрямство. Хозяйственность Коробочки - единственная ее добродетель. Гоголь говорит о таком типе людей : «...иной и почтенный, и государственный... человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены» . Перед нами типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных.

Ноздрёв

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»

В 35 лет Ноздрев такой же, как и в 18. Отсутствие развития - признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории».

Груб, его речь наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Но все это не приводит к обогащению, а, напротив, разоряет его. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его превратилась в разрушительную и скандальную суету. Ноздревым управляет стихия. Главная черта - самовлюбленность.

«...кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья».

Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь - шарманка. И вот перестанет звучать шарманка, а дудка в ней все никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрев в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

Собакевич

«Человек здоровый и крепкий». Говорится, что природа, создавая его, «рубила ер всего плеча», и этим подчеркивается его неживая», «деревянная» сущность.

Похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

«Чертов кулак», расчетливый хозяин. Вокруг него все прочно, все в изобилии; в деревне все добротно и надежно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчеркивается его сила, здоровье, степенность. А что же душа его? А у души требования только гастрономические (притом колоссальные: вся свинья, весь гусь, весь баран). Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчеркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты - грубая прижимистость и цинизм.

В комнате «все было прочно, неуклюже... и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: „И я тоже Собакевич"!»

Плюшкин

Фамилия подчеркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души.

Непонятно, кто это - «баба или мужик» (Чичиков решил, что перед ним ключница), «...платье неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы...»; «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши...» (эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

Только этому помещику дана биография (то есть его характер дан писателем в развитии) - показано, как происходил процесс деградации. Не знай мы о том, что когда-то Плюшкин был добрым семьянином, разумным хозяином и приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, вызывал бы лишь усмешку и брезгливость. Но рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ скорее трагическим, чем комическим. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!., все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости». Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

Имение - «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад (подчеркивается трагизм запустения и вымирания). Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нем темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь в доме - остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но все пропадает (хозяин собирает всякое добро и гноит его), все в запустении (описание огромных кладей сгнившего хлеба). Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

«Мертвые души» (Образ Чичикова).

Тема: «Он все же подлец какой-то странный…»

Цель урока: проанализировать образ главного героя поэмы Павла Ивановича Чичикова; ответить на проблемный вопрос: почему И. Золотусский сказал о герое поэмы: «Он все же подлец какой-то странный»?

Ход урока:

1. Определите героя по его визитной карточке

«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.

Речь идет о главном герое поэмы.

Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…»

Попробуем разобраться, почему И. Золотусский дал Чичикову такую оценку? ( Запись темы урока)

На прошлых уроках мы говорили, что Павел Иванович легко находит общий язык со всеми героями поэмы. С Маниловым он сладкогласен и деликатен, с Собакевичем прижимист и скуп, с Коробочкой напорист. Он, словно зеркало, отражает душевные качества помещиков, но, говоря о помещиках, мы сделали вывод, что это люди с «мертвыми душами». Так, может быть, и Чичиков «мертвая душа»?

Можно ли отнести Павла Ивановича к «мертвым душам»?

(ответы учащихся)

Уже в школе он проявил изворотливость, низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения к полтине, подаренной отцом»: перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке, а в дальнейшем совершил предательства: оттолкнул умирающего учителя, обманул повытчика и его дочь, брал взятки. Приехав в губернский город Н, сумел польстить каждому чиновнику.


2.Рассмотрим иллюстрацию к поэме «Мертвые души». Как вы считаете, кто изображен на ней? Что увидел в портрете Чичикова художник?

Бесовское начало

Торгует мертвыми

Хищная птица

Погибающая душа

Как вы считаете, прав ли художник? Вписывается ли Чичиков в галерею «мертвых душ»? Его душа уже окончательно «мертвая» или еще «живая»?

Если Чичиков «мертвая душа», то почему Гоголь сделал его главным героем поэмы? Есть ли в Чичикове что-то, что отличает его от других героев?

К одному из уроков вы выполняли творческое задание: создавали эскизы гербов, которые мог бы иметь каждый помещик. Рассмотрите одну из работ. Это не гербы, а ассоциации, возникшие в воображении ученика. А с каким представителем животного мира ассоциируется у вас Чичиков?

С птицей (а это образ традиционно высокий) воробей

Имя Павел - имя христианского апостола, который из гонителя Христа превратился в одного из самых верных служителей

Чичиков едет в конце поэмы в знаменитой птице-тройке

Есть ли у Чичикова положительные качества?

(энергичен, деятелен, умен, находчив)

Что оправдывает Чичикова? Вспомните, зачем он скупает «мертвые души», зачем ему нужны деньги? О чем он мечтает?

Детство, проведенное в маленькой горенке, с не отворявшимися ни зимой, ни летом окнами, больной отец, наказания за любую оплошность. Он хочет, чтобы его дети не презирали своего отца, а вспоминали с благодарностью.

Он мечтает о любимой женщине, о семье, о детях, ему грезится « свежая белолицая бабенка…и молодое поколение, долженствовавшее увековечить фамилью Чичиковых: резвунчик - мальчишка и красавица-дочка, или два мальчугана, две и даже три девчонки, чтобы было всем известно, что он действительно жил и существовал, а не то что прошел по земле какой-нибудь тенью или призраком…» Мечта, которая свойственна каждому нормальному человеку. Он хочет благополучия, достойной свободной жизни.

3. Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы , сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются?

Вспомним историю с губернаторской дочкой. Чичиков, возведенный общественным мнением в «миллионщики», утопает в блаженстве почитания и славы…И вдруг на балу перед Чичиковым предстает блондинка, встреченная им когда-то на дороге. Что происходит с нашим героем?

(текст гл. 8 « Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова.., было что-то такое странное…чего он сам не мог себе объяснить: ему показалось, что весь бал…стал на несколько минут как будто где-то вдали; скрыпки и трубы нарезывали где-то за горами, и все подернулось туманом. И из этого мглистого поля выходили ясно и окончательно только одни тонкие черты увлекательной блондинки,…он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром ». И тут же расплата: «Всем дамам совершенно не понравилось такое обхождение Чичикова.»

Итак, не пренебреги он вниманием городских дам, обделай свой интерес к губернаторской дочке тонко, тайно, не публично - все было бы прекрасно и никакие россказни Коробочки и сплетни Ноздрева ничего бы не сделали.

Какой еще эпизод доказывает, что в характере Чичикова далеко не все контролируется и измеряется приобретательским духом?

(текст гл.7 Чичиков переписывает списки купленных «мертвых душ».)

«Какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им…Каждая из записочек как будто имела особенный характер…Все сии подробности придавали какой-то особенный вид свежести: казалось, как будто мужики еще вчера были живы. Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши произнес: «Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»


Может ли отъявленный подлец испытывать такие чувства?

Сделайте вывод, почему срываются аферы Чичикова?

Проснулось сердце, жива душа.

А почему же так мало хорошего осталось в герое? Почему все хорошее в нем постепенно умирает?

Видеофрагмент из фильма «Мертвые души». Швейцер

Духовный завет отца. 1. В тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, ничего другого не могло получиться.

А есть у Чичикова возможность быть честным, и при этом жить благополучно?

2. В данных условиях, в современной Чичикову России нельзя, так как сама русская жизнь, само государство так устроено.

Нет среди чиновников и помещиков тех, кто живет честно. В обществе этих людей процветает подлость. Каждый блюдет здесь свой собственный интерес и рассматривает свою должность как кормушку, как средство личного обогащения. Казнокрадство, взяточничество , грабеж крестьян - явления повседневные и вполне закономерные. К сожалению, в стране искаженных моральных ценностей способности Чичикова направляются в дурное русло.

4. Что же позволило И. Золотусскому дать подобную оценку нашему герою?

(ответы учеников)

5. «Мертвые души» задумывались Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте в трех частях: первая часть-«Ад», вторая часть - «Чистилище», третья часть-«Рай». Замысел, таким образом, не ограничивался изображением «ада». Кого же Гоголь готовил к спасению?

6. Домашнее задание.

Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться?

(Возможные варианты

Тяжелая болезнь

Нахождение в тюрьме

Встреча с праведником

Урок 51 ОБРАЗ ЧИЧИКОВА (урок с элементами диспута)

28.03.2013 21355 2334

Урок 51 образ чичикова (урок с элементами диспута)

Цели: учить аргументированно высказывать свое мнение, используя текст: цитировать, ссылаться на мнение автора.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя, беседа.

– Какие же перемены происходят в «географии» гоголевской книги?

– Ваше ви́ дение города в «Мертвых душах».

– Почему столь подробно запечатлел писатель его краски, «архитектуру» – вплоть до непременного мезонина?

– Где конечный пункт наших странствий?

– Да, «Повесть о капитане Копейкине» – гоголевский Санкт-Петербург! Сравните его с «Невским проспектом». Гоголь считал эту вставную новеллу «очень нужной» и не мог смириться с исключением ее из текста «Мертвых душ» по требованию цензуры, пошел на компромисс: «переделал… так, чтобы никакая цензура не могла придраться».

Итак, последуем вместе с нашим «предпринимателем» Чичиковым в город, который «ничем не уступал другим губернским городам».

С уездным чиновничеством, изображенным в «Ревизоре», мы уже познакомились в 8 классе; теперь попытаемся сопоставить уездное и стоящее на следующей ступени административной лестницы губернское чиновничество.

Автор «Мертвых душ» прозрачно намекает на кровное родство чиновников всех рангов и департаментов. Даже в событиях, взволновавших уездный и губернский города, можно заметить немало общего. И там, и здесь «важная пружина действия» – страх, который, как сказано в поэме, «прилипчивее чумы и сообщается вдруг». з амечательно, что как Чичикова, так и Хлестакова совсем уже было приняли за «подосланного чиновника из канцелярии генерал-губернатора для проведения тайного следствия». Инспектор губернской врачебной управы в «Мертвых душах» дрожал совершенно так же, как уездный попечитель богоугодных заведений в «Ревизоре»: «…не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и других местах от повальный горячки, против которой не было взято надлежащих мер».

Новые слухи о Чичикове – что он фальшивомонетчик, шпион, капитан Копейкин, Наполеон – уже не меняли сущности страха: все равно чиновники пуще всего боялись начальственной грозы. Губернские чиновники, как и уездные, трепетали, вспоминая свои грехи и упущения, и ждали, что вот-вот обрушатся «переборки, распекания, взбутетенивания» и иные «должностные похлебки». Дело дошло до того, что представитель губернского правосудия, оказавшийся слабее духом, нежели судья из «Ревизора», «пришедши домой, стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того ни с другого – умер».

2. Литературный монтаж.

Учитель. Мой рассказ о губернском городе продолжит литературный монтаж, подготовленный вашими товарищами. В этот монтаж включены отрывки из 8-й и 9-й глав. Здесь картина губернского общества, набросанная немногими крупными штрихами еще в 1-й главе, развертывается широко и многосторонне.

Во мнениях и поступках двух «партий» – мужской и женской – отражаются и нравы города, и отношение к Чичикову и его афере, и духовный мир российского обывателя.

Примерный план монтажа:

1) «…Жители города… душевно полюбили Чичикова…» (до слов: «Великую тайну нравиться»).

2) «Но несравненно замечательнее было впечатление… которое произвел Чичиков на дам…» (до слов «…тяжелее всякой дуэли»).

3) «В нравах дамы города были строги…» (до слов «…что приглашен миллионщик»).

4) «Сам даже Чичиков не мог отчасти не заметить такого необыкновенного вниманья…» (до слов «…будет присутствовать сам оригинал»).

5) «Появление его на бале произвело необыкновенное действие…» (до слов «…веселье необыкновенное»).

6) «Дамы ухватились за руки, поцеловались и вскрикнули…» (до слов «– Признаюсь, – отвечала просто приятная дама»).

7) «Вообразите себе только то, что является вооруженный с ног до головы…» (до слов «скрывается что-то другое»).

8) «– Ну, слушайте же, что такое эти мертвые души…» (до слов «…а дочка еще превзойдет матушку»).

9) «Но как ни вооружались и ни противились мужчины, а в их партии совсем не было такого порядка, как в женской…» (до слов «…страх прилипчивее чумы и сообщается вдруг»).

В зависимости от характера каждого отрывка его могут читать от одного до трех учащихся. Например, разговор двух дам желательно читать по ролям: две дамы и автор-рассказчик.

Учитель. Оттенки горечи и презрения мы чувствуем в отрывках, отобранных для монтажа, не так ли?

Гоголь не без удивления замечает, что в слове «миллионщик» «заключается что-то такое, что действует и на людей-подлецов, и на людей ни се, ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует».

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Учитель. По жанру «Мертвые души» – поэма, лироэпическое произведение с элементами романа.

Именно с образом Чичикова связано романное начало.

Помните, первый том начинается с загадки: два мужика обсуждают, доедет колесо чичиковской брички до Москвы или не доедет. Кто же он такой, который в этой бричке находится, кто есть Чичиков – подлец, мелкий бес, а может, «новый человек», предприниматель?

Чичиков как бы соединяет многие образы «Мертвых душ» – и не только потому, что втягивает их в свою аферу: он сочетает в себе черты многих других персонажей, представляет собой самый высокий уровень обобщения. Чичиков – это как бы «тип типов».

Чем же похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела?

Оказывается, Чичиков может быть не менее деликатен, чем Манилов, способен копить добро более упорно, чем Коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении жить «прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот еще был мудрым хозяином, и уж безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».

Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение, делает его первым лицом в галерее подлости.

Какая? Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Уже сама внешность Чичикова – воплощение этого свойства («…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так, чтоб слишком молод»).

Пересказ биографии Чичикова с цитированием:

1) детские годы;

2) наставления отца;

3) учеба в училище;

4) служба.

Что же касается службы в таможне, то, согласитесь, гоголевский герой мог бы потягаться с самыми хитроумными из сыщиков и преступников. Кстати, Чичиков совмещал в себе и тех и других: он проявлял дьявольское чутье как таможенный контролер и удивительную изобретательность в контрабандных операциях.

Необыкновенную живучесть выказал гоголевский герой и после двух своих провалов: он ушел, как колобок, от суда, сохранил незапачканным послужной список, даже деньги кое-какие затаил. Прошло немного времени – и вот он уже вновь занят спекуляцией, которая вполне может сделать его «миллионщиком».

Учитель. В чем же «механизм» аферы Чичикова? Какая тут могла быть выгода?

Дело в том, что еще с петровского времени в России проводились ревизии крепостных душ, в результате которых составлялись «ревизские сказки» – списки. За каждую душу мужского пола помещик платил в казну подушную подать. Если в период между ревизиями крестьянин умирал, за него все равно нужно было платить подать, пока он числился в списках. Вот этих-то мертвых, но числившихся живыми крестьян Чичиков и скупал. Их можно было заложить в Опекунском совете как живых и получить за каждую душу в десятки раз больше, чем за нее пришлось заплатить. (Вспомните, самая высокая цена, которую пришлось отдать Чичикову за мертвую душу, – Собакевичу, – 2 с полтиной. А в Опекунском совете могли дать за душу до 250 рублей, т. е. в 100 раз больше.) Разумеется, деньги полагалось вернуть в установленный срок, в противном случае Опекунский совет конфисковал бы крестьян. Но души разрешалось и перезакладывать. К тому же, получив изрядную сумму на определенный срок, можно было пуститься с нею на новые аферы.

Итак, перед нами находчивый мошенник или деловой человек?

Гоголь прямо заявляет, что берет в герои подлеца, а не добродетельного человека, потому что «обратили в рабочую лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем, чем попало». Гоголь намекает, что добродетельный герой превратился в затасканную фигуру, что это не живой человек («остались только ребра да кожа вместо тела»), а ходячий набор добродетелей. «Нет, пора припрячь и подлеца, – заключает он. – Итак, припряжем подлеца».

ч то же имеет в виду писатель, называя своего героя подлецом? Обличает ли он Чичикова как нарушителя законов?

Гоголь, конечно же, был за то, чтобы законы, «хотя бы те, которые уже есть», соблюдались.

Но ведь в покупке «мертвых душ» не было прямого нарушения закона: ведь смерть крестьянина не отменяла до очередной ревизии уплаты за него налога в казну. Значит, официально он оставался как бы живым. А живых помещик имел право продавать за любую сумму – это уже было его дело. Чичиков не так уж был далек от правды, когда говорил Манилову: «з акон – я немею перед законом». Он нашел лазейку между законами! Конечно, Чичиков пускался и на прямые нарушения законов: брал взятки, утаивал казенные деньги, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами. Но вспомните деятельность чиновников в «Ревизоре»! В общем, Чичиков – подлец и мошенник не более чем любой чиновник города N, «знающий дело». Подлость Чичикова – «концентрированное» выражение той морали, которая в кругах, правящих Россией, считалась добродетельной и почтенной.

Чтение-рассуждение «о толстых и тонких».

Вот почему в изображении Чичикова синонимами оказываются столь разные слова: подлец, хозяин, приобретатель. И ключевое тут – слово «приобретатель». «Приобретение – вина всего, – замечает Гоголь, – из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Приобретение – своего рода знамение времени: наступила эра буржуа, и ловкие, энергичные, цепкие приобретатели полезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, ту, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Итак, перед нами если и авантюрист, то претендующий на роль «хозяина жизни», если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Сегодня он еще может потерпеть неудачу («пострадать за правду», как говорил Павел Иванович), но завтра… Как знать, кем будет Чичиков завтра?

– И последний, итоговый вопрос диспута: «живая» душа Чичиков или «мертвая»?

Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для ее достижения, средства, которыми живут «мертвые» души Гоголя.

2) одно стихотворение Н. А. Некрасова – наизусть;

3) индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни Н. А. Некрасова.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Разделы: Литература

Цель урока для учителя: создать условия, способствующие формированию целостной оценки литературного героя.

1) Обучающая: продолжить формирование умения давать всестороннюю оценку литературному герою;

2) Развивающая: развивать коммуникативную культуру обучающихся;

3) Воспитывающая: формировать ценностное отношение к литературному герою, воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт.

Оборудование: портреты Чичикова и помещиков, высказывания литературоведов о Чичикове, схема Фогельсона, текст поэмы “Мёртвые души”, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова, таблицы: “Автор о своём герое”, “Что сближает Чичикова с помещиками”, “Чем отличается Чичиков от помещиков”, “Качества Чичикова, которые способствовали его карьерному росту”.

План урока

I. Актуализация опорных знаний (инсценирование эпизода рассказа В.М.Шукшина “Забуксовал”) - экспозиция (ввод в тему урока).

II. Вычленение проблемы урока: “Кто же такой Чичиков: “подлец”, “приобретатель” или…?”

III. Исследование проблемы

3.1.Чичиков в понимании критиков.

3.2.Чичиков глазами помещиков и чиновников города N N: “приятный человек”.

3.3.Что сближает Чичикова с помещиками?

3.4.Чем Чичиков отличается от помещиков?

3.5.Какие качества делового человека способствовали его карьерному росту?

3.7.Можно ли назвать Чичикова “мертвой душой”? (Анализ двух эпизодов: сцены встречи с блондинкой и сцены на балу).

3.8.Есть ли надежда на возрождение героя?

3.9.Почему так противоречив образ Чичикова?

3.10.Место образа Чичикова в галерее литературных героев. Чичиков и Молчалин.

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: написание сочинения по теме урока.

Ход урока

Этот характер самый трудный.

Н.Г.Чернышевский

I. Экспозиция (ввод в тему урока).

Урок начинается с инсценирования эпизода рассказа В.М.Шукшина “Забуксовал”.

Сюжет рассказа достаточно прост: герой, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из “Мёртвых душ”, невольно задумывается над вопросом: “А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова? Этого хмыря везут, который мёртвые души скупал, ездил по краю. … Русь- тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке - прохиндей, шулер…”

Этот вопрос измучил главного героя рассказа Василия Шукшина Романа Звягина.

Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. Интерес к Чичикову, главному герою поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”, не ослабевает и сейчас.

В чём же притягательность этого образа? Почему с момента выхода поэмы в печать вокруг неё не затихают споры?

Ответ на данный вопрос кроется в высказывании молодого Чернышевского: “Этот характер самый трудный”.

В сознании многих читательских поколений сталкивались и спорили между собой и впечатления разные и чувства противоположные.

Чем же объяснить неоднозначность оценки главного героя поэмы читателями?

С одной стороны, Гоголь называет его подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!”

И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…”

Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …?

II. Вычленение проблемы урока. Сообщение темы и цели урока.

Именно так звучит тема нашего сегодняшнего урока.

Сегодня мы посмотрим на Чичикова глазами разных людей: литературоведов, героев поэмы, глазами современного читателя и, конечно же, глазами самого автора. Такой многосторонний взгляд поможет постичь загадку сложного характера главного героя, углубит понимание идейно-художественного своеобразия поэмы.

III. Исследование проблемы.

3.1. -Предоставляем слово литературоведам.

В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.

С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”.

В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.

М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.

А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.

И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.

В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна “блистающая радость жизни”.

Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”, “дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения.

3.2. -Что скажут о Чичикове герои поэмы?

Послушаем тех, у кого Чичиков покупал мёртвые души.

Слово Манилову!

Манилов: “Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором. - Настасья Петровна Коробочка! А что вы скажите о Чичикове?

Коробочка: “А! Тот приезжий-то? Купил он тогда мёртвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому, наверно, плут.

Послушаем, что скажет о Чичикове Ноздрёв.

Ноздрёв: “Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то, ей-богу, повесил бы его на первом дереве. Ещё хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья! Хотите знать, кто Чичиков?! Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю, такая, право, ракалия. Я думал было прежде, что он хоть сколько-нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним нельзя никак говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!!!”.

Михайло Семёнович Собакевич! Какого вы мнения о Чичикове?

Собакевич: “Чичиков - хороший человек.

Слово Степану Плюшкину! А вы что скажете о Чичикове?

Плюшкин: “Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей корми сеном. Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар – мёртвые души. И что мы услышали?! “Приятнейший, образованнейший человек”, “плут”, “такая дрянь”, “великодушный”. Мнения разные, но в целом – хороший человек.

А что скажут чиновники города NN: губернатор, прокурор, полицмейстер, председатель палаты?

Губернатор: “Чичиков - благонамеренный человек”.

Прокурор: “Павел Иванович - дельный человек”.

Полицмейстер: “Он почтенный и любезный человек”.

Председатель палаты: “Знающий и почтенный человек”.

Выслушаем мнение дам о Павле Ивановиче Чичикове.

Дамы города NN: “Павел Иванович Чичиков?! Любезнейший и обходительнейший человек.

И здесь прозвучали отзывы самые лестные.

Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.

В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом, потому производит на них приятное впечатление.

3.3. - Итак, что же сближает Чичикова с помещиками - “небокоптителями”?

  • Чичиков чем-то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну а солгать способен не хуже Ноздрёва)
  • Чичиков не заботится об общественном благе. (Вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности)

Таким образом, Чичиков является “собирателем” отрицательных черт всех помещиков.

3.4. - Чем Чичиков отличается от помещиков?

  • У Чичикова есть прошлое. (Это и “кисло-неприютное” детство, и первые уроки бережливости, и годы учения, годы службы в казенной палате и на таможне, до той минуты, когда Чичикову пришла мысль о приобретении мертвых душ)
  • Чичиков, в отличие от помещиков, размышляет, пытается проанализировать свои поступки. (После одной из своих неудач – увольнения с таможни за контрабанду – размышляет: “Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? …. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?”)
  • Характер Чичикова дан в развитии. (От события к событию растёт в нём жажда наживы)
  • Чичиков обладает энергией и волей.
  • Чичиковым “не овладело скряжничество и скупость”. (“В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками”)
  • Чичиков начинает “с нуля” и пробивает дорогу собственными усилиями.

Таким образом, Чичиков, в отличие от помещиков, наделён волей, энергией, у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно стремится. Терпеливо, упорно он преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по служебной лестнице.

Перед вами схема Фогельсона. (смотри приложение 1)

На ней отражены основные вехи жизненного пути Чичикова, история его взлётов и крушений. Они неотвратимо сменяют друг друга. Но, обратите внимание, после очередного крушения Чичиков снова достигает вершины, делает карьеру.

3.5.- Какие качества Чичикова способствовали его карьерному росту, а, следовательно, и обогащению?

  • Умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать “дело”, приносящее прибыль. Практичность, изобретательность.
  • Целеустремленность.
  • Умение вести “дела” (из разряда нечистых).
  • Умение поддерживать разговор широта интересов.
  • Знает человеческую психологию. (Чичиков легко перевоплощается и легко переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чём ни себе, ни своим целям.)
  • Умеет произвести приятное впечатление.
  • Типичная внешность делового благополучного человека.
  • Мимикрия, приспособляемость. (Оказываясь в новой обстановке, в любой среде он сразу же приобретает ее цвет, ее окраску, всюду становясь “своим”, близким человеком. Постоянная приспособляемость прекрасно отшлифовала Чичикова: резкие, острые черты чужды его облику, печать какой-то обтекаемости лежит и на его внешнем портрете)
  • Умение выстоять “под ударами судьбы”.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту, ведёт к обогащению.

Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, исключая взгляд автора на главного героя, то получится портрет интересного делового человека.

Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Деньги – единственная цель его жизни. Отцовское наставление: “А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете”, - “заронилось глубоко в душу”, пошло впрок. Стремление приобрести копейку, руководившее Чичиковым с раннего детства, превратилось в страстную жажду богатства. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши.

Таким образом, сфера действий для Чичикова не имеет особого значения. Ему важен результат. Чичиков ни во что не верит, кроме денег. Моральной оценки своим действием он не даёт. Может быть, попытка проанализировать свои поступки была однажды, после конфискации наворованного на таможне: “Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда…”. Но это, скорее всего, попытка оправдать себя.

На пути к цели он совершает предательство по отношению к старому учителю. Но это не смущает его. Деньги для Чичикова важнее судьбы человека, который раньше любил его. Итак, отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу.

“Не загляни автор поглубже в душу Чичикова, не шевельни на дне её того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровенных мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы радёшеньки и приняли его за интересного человека”, - пишет о своём герое Н.В.Гоголь.

Но благодаря проницательному, испытывающему взгляду автора главный герой предстал в ином, истинном свете. Сопоставив бездуховность Чичикова с красивой упаковкой, в которой она подаётся, мы увидели: перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы.

Какие условия способствовали развитию в Чичикове жажды наживы? (Повсюду распространено казнокрадство: взятки, поборы. Истинным хозяином становится капитал).

Как относятся к тем, кто имеет капитал? (Одно это слово рождает “нежное расположение подлости”. Управляют другими те, кто владеет капиталом, а капитал управляет теми, кто управляет другими)

Итак, мы стали свидетелями того, как жажда обогащения, отсутствие нравственных идеалов привела к омертвению души Чичикова. Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души.

3.7. Возникает вопрос: “Чичиков - мёртвая душа?”

Многие исследователи творчества Гоголя считают, что главный герой пополнил галерею мёртвых душ. Так ли это? Обратимся к тексту поэмы.

Давайте вспомним, о чем рассуждает Чичиков в 7-ой главе? (Он рассуждает о купленных крестьянах).

С Чичиковым, по словам Гоголя, происходит что-то необычное.

Что именно? (“Когда взглянул он потом на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им”)

Обратите внимание: “Чичиковым овладело чувство”!

- Может ли такое случиться с тем, кто, по мнению П. Антокольского, “мертвая душа”?

Мнения литературоведов по данному вопросу разделились.

Некоторые считают, в том числе и В.Г.Белинский, что эти мысли чужды Чичикову и что их по существу высказывает автор поэмы, лишь слегка прикрываясь своим героем.

Другие литературоведы полагают, что в натуре Чичикова есть какие-то светлые начала, которым он, правда, не дает ходу, но которые обуславливают появление у него иногда серьезных раздумий о жизни.

Итак, мы переходим к следующему спорному вопросу: “Наделяет ли Гоголь своего главного героя живыми человеческими чувствами?”

По данному вопросу мнения критиков разделились, поэтому мы сейчас снова обратимся к тексту поэмы и, заняв позицию спорящих сторон, попытаемся обосновать их точки зрения.

Первая группа, опираясь на текст поэмы, будет доказывать, что человеческое чувство не чуждо Чичикову. Вторая группа, ссылаясь также на текст, будет доказывать обратное. (Анализируются два эпизода: сцена встречи с блондинкой на дороге и сцена на балу.)

Анализ данных эпизодов ещё раз подчёркивает двойственность главного героя поэмы. С одной стороны, главный герой “осмотрительно-охлаждённого характера”. С другой стороны, эти два эпизода приоткрывают что-то неожиданное в этом персонаже: словно какая-то сила вырвала “на несколько минут Чичикова из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа. “И Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов, - говорит Гоголь и продолжает, - но слово поэт будет уж слишком”. Обратите внимание, как Гоголь осторожен, как он постоянно уточняет себя: смущение, но “не чувство любви”, похож на “поэта”, но не “поэт”.

Интересно трактует этот эпизод Ю. Манн: “И все же, - пишет критик, – какое необычайно высокое переживание для пошлого Чичикова. И насколько оно сильнее его реакции при 1-й встрече с незнакомкой! Здесь Чичиков почувствовал себя “чуть–чуть не гусаром”. Это, кстати, не ускользнуло от внимания молодого Чернышевского. В своем дневнике будущий критик сделал пометку: “Дивился глубокому взгляду Гоголя на Чичикова, как он видит поэтическое или гусарское движение его души”. “Наконец, - продолжает Ю.Манн, при первой встрече Чичикова с блондинкой подчёркнуто, что не Чичиков, а другой, “только что начавший жизненное поприще”, неподвижно застыл бы при взгляде на красавицу. “Долго стоял бы он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи в даль”.

А теперь?.. Теперь испытать подобное пришлось Чичикову.

О чем это говорит?

“Чичиков, конечно, не поэт”,- говорит Гоголь. Его переживание несравнимо слабее и мельче. Кроме того, это редкие, исключительные минуты его жизни. Но эти минуты были! И это важно!

Интересную оценку истории с губернаторской дочкой на бале даёт Игорь Петрович Золотусский, наш современник: “Разве не она подвела его окончательно? Разве не на ней он срезался и выпустил из рук, может быть, уже готовое порхнуть ему в руки счастье? Не пренебреги Чичиков вниманием городских дам, всё было бы прекрасно… А он рассиропился, на балу свои чувства выказал и тут же был наказан”.

Таким образом, Чичиков, потеряв бдительность, осторожность, снова терпит крах. И причиной очередного падения стала, - по мнению Золотусского, - способность Чичикова на живое движение души.

3.8. Есть ли надежда на возрождение героя?

И эти необычные минуты в жизнеописании Чичикова, его способность откликаться на женскую красоту сверкают в I томе как дальние предвестия будущего возрождения. Я говорю о замысле Н.В.Гоголя провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению.

Имея за спиной прошлое, Чичиков мог иметь и будущее. “И может быть, - пишет Гоголь, - в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес”.

И этой верой Гоголя в способность русского человека измениться, верой в потенциальные возможности его души предопределено не только центральное место Чичикова в I томе, но и его предполагаемый жизненный путь в последующих томах. Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться. На эту возможность духовного возрождения указывает имя главного героя – Павел. Существует мнение, что: гонитель христиан Cавл чудесным образом преображается в Павла, затем идёт за Христом и становится святым апостолом.

3.9. Почему так противоречив образ Чичикова?

Но как не верил Гоголь в духовное возрождение своего героя, его исправление во II главе давалось с трудом. И, как вы знаете, за 9 дней до смерти он сжигает чистовик 2 тома.

Почему это случилось?

“Много, слишком много обещано, - писал Белинский после выхода I тома, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того нет ещё и на свете”. Против Гоголя была сама жизнь да ещё его талант, бескомпромиссно последовательный и верный правде.

А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: “Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?” Запишите высказывание того литератора, чья точка зрения вам ближе. Выскажите своё мнение и обоснуйте его.

Итак, прозвучали разные точки зрения. Мы видим, что Чичиков способен на живые человеческие чувства, но сознательно подавляет их, подчиняя всю свою жизнь приобретению, обогащению. Страсть к наживе захватила всё его существо.

3.10. Место образа Чичикова в галерее литературных героев. Чичиков и Молчалин.

Есть ли у Чичикова литературный предшественник? (Молчалин)

Чем похож Чичиков на Молчалина?

* Оба следуют заветам отца.

* Умеют приспосабливаться к людям.

* Оба играют роль влюблённого затем, чтобы облегчить себе путь к богатству.

* После взлётов героев неизбежно следует падение.

* Производят приятное впечатление на окружающих.

* За внешней привлекательностью скрываются низменные, подлые характеры.

- “Молчалины блаженствуют на свете!” Можно ли отнести эти слова к Чичикову? (Да. Его идеалы и кажущаяся быстрота их достижения привлекательны всегда и в современном мире тоже).

IV. Итоги урока (диалог-беседа).

Чичиковы живучи. Их самоотверженность и терпение позволяют им постоянно возрождаться.

Как вы думаете, почему этот образ вечен? (1) цель – обогащение – привлекательна 2)привлекает быстрота достижения цели.)

- Страшны ли Чичиковы? (Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд, и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё благополучно, если бы не их полная бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за них продаётся человеческая совесть во все времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются от всего человеческого, беспощадны к тем, кто встаёт на их пути).

8. Цель урока: сформировать у учащихся представление о главном герое гоголевского произведения.
9. Задачи урока: 1) обучающие научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы; 2) развивающие развивать навыки целостного анализа художественного произведения; развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи; развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой; развивать умение сопоставлять героев произведения; 3) воспитательные воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера, вызвать понимание духовных проблем бытия; воспитание духовно развитой личности; воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт; формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры. 10. Ключевые компетенции: - коммуникативная : навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;- информационная : поиск информации, её преобразование и передача, привлечение современных информационных технологий;- учебно - познавательная : целеполагание, планирование, рефлексия, самооценка; приёмы решения учебно-познавательных проблем;- ценностно – смысловая : формирование ценностных ориентиров, мировоззрение ученика;- общекультурная : духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы социальных и общественных явлений;- социально-трудовая: роль гражданина будущей России;-личностного самосовершенствования : способ духовного и интеллектуального развития; эмоциональная регуляция и самоподдержка.11. Тип урока : комбинированный Вид урока: урок-исследование12. Формы работы учащихся: представлены разные модели совместной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.13. Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока.

Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Давайте проверим, насколько хорошо мы узнали героев поэмы. II. Актуализация знаний.Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», создание проблемной ситуации.
Викторина «Ба! Знакомые все лица!» Слайд № 2. 1. «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...» (Собакевич)
Слайд № 3. 2. «Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его» (Ноздрев)
Слайд № 4. 3. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» (Манилов)
Слайд № 5. 4. «...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...» (Плюшкин)
Слайд № 6. 5. «… женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, ..., а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» (Коробочка)
Слайд № 7. 6. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод». (Чичиков) Учитель. Итак, с этим заданием вы справились. Сегодня на уроке мы обратимся к образу главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова. Критик И. Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…» Мы с вами попробуем разобраться, почему критик дал Чичикову такую оценку? Подлец ли Чичиков на самом деле?Запишите тему урока. Слайд №8. Слайд № 9. - Сам Гоголь тоже называет своего героя подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!”И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…”- Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …? III. Реализация Д/З.- Что о Чичикове говорят критики? (Выступление подготовленного учащегося).
Слайд № 10. В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”.М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна “блистающая радость жизни”.- Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”, “дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения. -А что же о Чичикове говорят герои поэмы? (Ответы учащихся) «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич , который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей: "Я … познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»Учитель. Здесь прозвучали отзывы самые лестные. Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом, потому производит на них приятное впечатление. А как вы считаете? IV. Открытие нового знания1. Исследовательская работа в группах «Чичиков и помещики». - Так, кто же Чичиков? Может, он тоже «мертвая душа»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит поработать над 5 образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят Чичикова с тем или иным помещиком.Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему. Слайд № 11.

Манилов - любезность Коробочка - накопительство Ноздрев – самовлюбленность и лживость Чичиков Собакевич – прижимистость и цинизм Плюшкин – бережливость

Вывод: Чичиков чем-то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну, а солгать способен не хуже Ноздрёва) - Чем Чичиков отличается от помещиков? (У Чичикова есть прошлое.) 2. Аналитическая беседа по тексту. - Большое значение для понимания характера и жизненных целей героя имеет биография. - Что вы можете сказать о происхождении Чичикова, его детстве? (Не имел знатного происхождения, в семье не было материального дос­татка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первона­чального его детства, о котором едва сохранил он бледную память»)- Что вы можете сказать об образовании Павла Ивановича? (Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальни­кам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе­ешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку : эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы­даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».- Как проявил себя Чичиков на службе? («Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или со­рок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупот­реблением никаких крепких напитков».Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным спо­собом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, кото­рую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь­ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо­роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб­ретение пары лошадей...Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную опера­цию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.) Подведем итог: Чичиков наделён волей, энергией, он начинает с «нуля» и пробивает себе дорогу собственными усилиями. После крушения его снова ожидает взлет. У него есть цель, к которой он постепенно идет.

Выделим характерные черты главного героя: с одной стороны, приспособляемость, угодливость, лживость, изворотливость, предательство, а с другой – «неодолимая сила характера», целеустремленность, воля, энергичность, умение вести дела, «расторопность, проницательность и прозорливость», знание психологии людей, наблюдательность, умение произвести впечатление.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту, ведёт к обогащению. Следует заметить, что приобретение в 40-е года 19 века – знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше Чичикову его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».- Почему автор всё же называет Чичикова подлецом? Чтобы понять, почему автор называет Чичикова подлецом, нужно посмотреть, на что направлена вся его энергия, какова цель жизни, какие средства он использует для её достижения. (Работа со схемой) Слайд № 12.
Учитель. Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Возможно, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши. Моральной оценки своим действием он не даёт. На пути к цели он совершает предательство по отношению к старому учителю. Но это не смущает его. Деньги для Чичикова важнее судьбы человека. Итак, отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу. Перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы. Жажда обогащения, отсутствие нравственных идеалов привели к омертвению души Чичикова. Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души. -Как вы думаете, есть надежда на возрождение героя? (Ответы учащихся)- Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться? (Возможные варианты: тяжелая болезнь, нахождение в тюрьме, встреча с праведником, любовь)Учитель. Гоголь верил в достойное будущее России и в способность русского человека измениться. «Мертвые души» задумывались Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте в трех частях: первая часть-«Ад», вторая часть- «Чистилище», третья часть-«Рай». Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться. На эту возможность духовного возрождения указывает имя главного героя – Павел. Существует мнение, что: гонитель христиан Cавл чудесным образом преображается в Павла, затем идёт за Христом и становится святым апостолом. V. Итоги урока (рефлексия деятельности).- А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: “Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?” (Высказывания учащихся)- Составьте синквейн, в котором первая строчка будет «Чичиков». Слайд № 13 /правила синквейна/)- Как вы считаете, образ Чичикова живет в 21 веке? - Страшны ли Чичиковы? А, может быть, такие люди, как Чичиков, нужны современной России?

Слайд № 14. - Итак, мы посмотрели на героя с разных сторон: изучили мнения критиков и героев поэмы. Каждый из вас сделал свои выводы, у каждого из вас свой Чичиков. Для Гоголя Чичиков - несбывшаяся надежда, ведь именно с ним автор связывал светлое будущее России. Это человек с большими возможностями, хотя и “подлец”. Недаром в уста одного из героев второго тома Гоголь вложил фразу: «Презагадочный для меня человек Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!»VI . Домашнее задание. Подготовить «заочную экскурсию» по губернскому городу N (гл. 1, 7-10)



Рекомендуем почитать

Наверх