Есин сергей николаевич российский писатель биография. Есин сергей николаевич. Награды и премии

Стильные 22.02.2024
Стильные

Общий стаж работы:

Стаж работы по специальности:

Повышение квалификации (последнее):

2011 год (Казань)

Биография

Сергей Николаевич Есин родился 18 декабря 1935 в Москве. Заочно окончил филологический факультет МГУ (1960). Работал библиотекарем, фотографом, журналистом, лесником, артистом, главным редактором журнала «Кругозор». С 1969 член КПСС. Первая крупная публикация - повесть «Живём только два раза» (1969), напечатанная под псевдонимом С. Зинин в журнале «Волга». Член СП СССР с 1979. В 1981 окончил заочно Академию общественных наук при ЦК КПСС и в том же году уволился с должности главного редактора литературных вещаний Всесоюзного радио, чтобы полностью посвятить себя литературному труду. С 1987 преподаватель, в 1992-2006 также ректор Литературного института. Член правления (с 1994), секретарь (с 1999) Союза писателей России. Вице-президент Академии российской словесности.

Сергей Николаевич Есин скончался 11 декабря 2017 года. Его сердце остановилось в дороге, в Минске, где делегация Литературного института представляла Дом национальных литератур.

Вся жизнь Сергея Николаевича была связана со словом, и завершилась она в поиске молодых творческих сил, с надеждами на широкое развитие нашего необходимого миру дела.

Достижения и поощрения (премии, награды, почетные звания)

Заслуженный деятель искусств РФ Почётный работник высшего образования РФ Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции» Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства Орден Дружбы (1996) Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 марта 2004) - за большой вклад в развитие отечественной культуры Почётная грамота Президента Российской Федерации (31 июля 2013) - за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу

Библиография

«Живём только два раза», 1976 (сборник) «При свете маленького прожектора», 1979 (сборник) «Р-78» // «Юность», 1979, № 3 (повесть) «Мемуары сорокалетнего», 1984 (сборник) «Имитатор» // «Новый мир», 1985, № 3 (роман о художнике среднего таланта, добившемся признания подражанием, копированием и портретами функционеров высшего ранга) «Сам себе хозяин», 1985 (роман о жизни сезонного рабочего) «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», 1985, дополненное изд. под назв.: Константин Петрович, 1987 (роман о Ленине) «Гладиатор», 1987 (сборник) «Временитель» // «Знамя», 1989, № 1-2 «Типы», 1990 (сборник) «Венок геодезисту» // альманах «Апрель», сб. 2, 1990 «Казус, или Эффект близнецов». Однопартийный роман // «Московский вестник», 1992, № 2-5 (антиутопия) «Стоящая в дверях» // «Наш современник», 1992, № 4 «Затмение Марса» // «Юность», 1994, № 10 «Отступление от романа», или «В сезон засолки огурцов», 1994 «Рассказы», 1995 «Гувернёр», 1996 (роман) «Культура и власть», 1997 (сборник эссе) «Ленин. Смерть титана», 2002 (роман-биография) «На рубеже веков. Дневник ректора», 2002 «Ах, заграница, заграница…», 2006 (в книгу вошли романы «Хургада» и «Марбург») «Случайная закономерность. Сергей Есин - Марк Авербух. Межконтинентальные разговоры», 2009 «Твербуль, или Логово вымысла» (роман), 2009 «Маркиз» (роман), 2011

ЕСИН , СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1935), русский писатель. Родился 18 декабря 1935 в Москве в интеллигентной семье. После окончания филологического факультета МГУ (1960) был актером в театре, работал на радио, ТВ; был главным редактором журнала "Кругозор". С 1987 преподаватель, затем профессор кафедры литературного мастерства, с 1992 - ректор Литературного института им. А.М.Горького.

После выхода сборников "Живем только два раза" (1976) и "При свете маленького прожектора" (1979) привлек широкое внимание романом "Имитатор. Записки честолюбивого человека" (1985), открывшим объединенный общей проблематикой своеобразный романический триптих, включающий также романы "Временитель" (1987, др. назв. этого "романа о любви и дружбе" - "Гладиатор") и "Соглядатай" (1989, др. назв. - "Бег в обратную сторону, или Эсхатология"). В центре внимания Есина , писателя-аналитика, сдержанно-респектабельного в стилевой манере и беспощадного в социально-психологическом обличении, современная творческая интеллигенция, с ее вечно новым комплексом славолюбия и зависти, жажды власти и зависимости, с ее труднопреодолимым соблазном искушения хорошо оплачиваемой ложью и позорной уступчивостью перед наглостью современных "конквистадоров", как их называет сам автор, - дельцов от искусства, присваивающих себе чужой труд, талант и время. Напряженность характерного для прозы Есина внутреннего монолога, позволяющего с максимальной тщательностью проследить за всеми этапами борьбы высокого и низкого в душе героя, перипетиями мучительного подавления голоса совести, отказа от призвания во имя "призванности", от истинных творческих прорывов ради внешней успешности, дающего определить причины разлада человеческого в человеке, нарушения гармонии между самооценкой персонажа и мнением о нем окружающих, заставляет видеть в произведении Есина драму этических принципов, родственную драме идей современной научной художественной литературы, в которой важнее самой ситуации аспект и результат ее рассмотрения.

Скептически-ироническая оценка современной отечественной интеллигенции с ее лицемерием, невежеством, конформизмом и корыстолюбием, формирует принципиально новую трактовку этого слоя русского общества, претендующего быть независимым, самоотверженным и бескорыстным наставником народа.

В то же время проблемы интеллигенции экстраполируются писателем на все общество, приобретая тем самым характер "всемирной эсхатологии, т.е. учения о цели Космоса и истории и их конце" (словарное определение, поставленное автором в эпиграф "Бега..."). Вот почему справедливо утверждение Есина (которое можно с полным основанием отнести и к другим его произведениям), что, например, "Имитатор" - "роман не о художнике", а о системе.

Игра в подлинность, имитаторство временщиков, суета, убивающая талант, и настоящее дело, раскрываясь на примере хорошо известной автору писательской среды (здесь напрашиваются реминисценции с романом "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова и даже пьесой "Кот домашний средней пушистости" Г.И.Горина и В.Н.Войновича), в романе "Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов. Педагогические этюды и размышления об искусстве стать писателем" (1984) перерастают в трогательную и печально-саркастическую картину мира, постепенного "обытовления", омещанивания русской интеллигенции в автобиографической повести "Мемуары сорокалетнего", повестях "Производственный конфликт", "Соавтор", рассказах "Побег", "Основная пара", "Родственница", "Приезжий", "Серьезная покупка2 (все 1984), романе "Сам себе хозяин" (1985), пьесе "Гибкая пластинка" (1984) и др., выявляя при этом стремление автора к игре со временем и пространством, кинематографически крупным планом и литературным коллажем, мистическими и фантастическими мотивами, элементами публицистики и документальности.

Лейтмотивная для Есина проблема нравственного выбора (с неизменным авторским тяготением к справедливости как фундаменту сохранения чести и достоинства) проецируется и на его социально-исторические произведения - как основанные на факте и максимальном приближении к реальности обращения к революционным событиям в России начала века (роман "Константин Петрович", 1987, посвященный В.И.Ленину), так и историко-фантастическую антиутопию ("однопартийный роман" "Казус, или Эффект близнецов", 1992). Внутриполитическим процессам 1990-х годов посвящена и публицистика Есина (сб. статей "Культура и власть", 1997).

В повести Есина "Техника слова" (1990) показано взаимодействие жизненного материала и многовариантной фантазии художника, цель и смысл которой не всегда бывают предсказуемы даже для самого автора.

Сергей Есин (Фото: Антон Тушин / ТАСС)

Писатель, журналист и экс-ректор московского Литературного института имени А.М.Горького Сергей Есин умер 11 декабря в Минске на 82-м году жизни. Об этом говорится в сообщении на сайте Литературного института.

В сообщении указывается, что в Минск Есин отправился в составе делегации Литинститута, которая представляет Дом национальных литератур.

«Это тяжелая утрата для всего нашего института. Я считаю его во многом своим учителем. Он всю свою жизнь воплощал в литературе и успел опубликовать несколько томов дневников», — сказал в память о Сергее Есине преподаватель Литинститута Александр Михайлов.

«Он старался не только направить нас в литературе, но и в жизни. Учил отстаивать свою точку зрения, без оглядки на чужое мнение. Ничего не бояться и идти до конца — как в искусстве, так и по жизни. Быть честным наедине с собой», — рассказала его студентка, культурный обозреватель Екатерина Писарева.

«Только он мог позвонить во внеучебное время, чтобы рассказать, что удивило его сегодня. Казалось, что он будет всегда — вечно молодой, человек с юным сердцем и мудрой душой. Совсем недавно мы ходили с ним на премьеру Богомолова «Волшебная гора» — он очень любил Томаса Манна. Впечатлившись спектаклем, он уверял меня, что поедет летом в Давос — в манновские места, чтобы найти ответы на свои вопросы. Надеюсь, что он их уже нашел», — добавила Писарева.

Есин родился 18 декабря 1935 года в Москве. В 1960 году он заочно окончил филологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. В 1969 году в журнале «Волга» вышла первая крупная повесть Есина «Живем только два раза». В 1979 году Есин стал членом Союза писателей СССР. В 1981 году заочно окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС, тогда же он уволился с должности главного редактора литературных вещаний Всесоюзного радио.

В 1987 году Есин стал преподавателем Литературного института имени А.М.Горького, а с 1992 по 2006 год занимал пост ректора института. С 1994 года писатель стал членом правления, а с 1999 года — секретарем Союза писателей России. Он также является вице-президентом Академии российской словесности.

Всего Есин написал более 25 прозаических книг. Среди его произведений — «Имитатор», «Затмение Марса», «Дневники ректора». В 2000 году Есин получил почетное звание заслуженного деятеля искусств России «за заслуги в области искусства». В 1996 году ему вручили орден Дружбы, а в 2004 году — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени «за большой вклад в развитие отечественной культуры».

Есин является лауреатом Международной премии имени М.А.Шолохова в области литературы и искусства, Бунинской премии, Горьковской литературной премии, Премии «Венец» Союза писателей Москвы и премии «Золотой Дельвиг».

Серге́й Никола́евич Е́син (род. 18 декабря , Москва) - российский писатель.

Краткая биография

Во многих произведениях Есина объектом исследования становится советский гражданин, интересы которого ограничены материальным благосостоянием и стремлением занять более высокую должность… передача мыслей и рефлексия героев преобладают над сюжетом.

Награды и премии

  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации » () - за заслуги в области искусства
  • Почётный работник высшего образования РФ
  • Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции»
  • Премия Правительства Москвы (1995)
  • Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1999)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 марта ) - за большой вклад в развитие отечественной культуры
  • Горьковская литературная премия (2009)
  • Премия «Венец» (2012) Союза писателей Москвы
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (31 июля ) - за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу
  • Премия «Золотой Дельвиг» () - за многолетнюю литературную деятельность и создание произведений, которые стали вехами в советской и русской литературной жизни

Сочинения

  • «Живём только два раза», 1976 (сборник)
  • «При свете маленького прожектора», 1979 (сборник)
  • «Р-78» // «Юность», 1979, № 3 (повесть)
  • «Мемуары сорокалетнего», 1984 (сборник)
  • «Имитатор» // «Новый мир», 1985, № 3 (роман о художнике среднего таланта, добившемся признания подражанием, копированием и портретами функционеров высшего ранга)
  • «Сам себе хозяин», 1985 (роман о жизни сезонного рабочего)
  • «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», 1985, дополненное изд. под назв.: Константин Петрович, 1987 (роман о Ленине)
  • «Гладиатор», 1987 (сборник)
  • «Временитель» // «Знамя», 1989, № 1-2
  • «Типы», 1990 (сборник)
  • «Венок геодезисту» // альманах «Апрель», сб. 2, 1990
  • «Казус, или Эффект близнецов». Однопартийный роман // «Московский вестник», 1992, № 2-5 (антиутопия)
  • «Стоящая в дверях» // «Наш современник», 1992, № 4
  • «Затмение Марса» // «Юность», 1994, № 10
  • «Отступление от романа», или «В сезон засолки огурцов», 1994
  • «Рассказы», 1995
  • «Гувернёр», 1996 (роман)
  • «Культура и власть», 1997 (сборник эссе)
  • «Ленин. Смерть титана», 2002 (роман-биография)
  • «На рубеже веков. Дневник ректора», 2002
  • «Ах, заграница, заграница…», 2006 (в книгу вошли романы «Хургада» и «Марбург»)
  • «Случайная закономерность. Сергей Есин - Марк Авербух . Межконтинентальные разговоры», 2009
  • «Твербуль, или Логово вымысла» (роман), 2009
  • «Маркиз» (роман), 2011
  • «Опись имущества одинокого человека» (роман), 2014

Напишите отзыв о статье "Есин, Сергей Николаевич"

Примечания

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • в «Журнальном зале »
  • в каталоге «Библус»
  • // интервью Юрию Кувалдину , «Наша улица», 2004, № 4
Предшественник:
Сидоров, Евгений Юрьевич
ректор
1992-2006
Преемник:
Тарасов, Борис Николаевич

Отрывок, характеризующий Есин, Сергей Николаевич

Сени наполнились безобразными звуками возни и пьяными хрипящими звуками запыхавшегося голоса.
Вдруг новый, пронзительный женский крик раздался от крыльца, и кухарка вбежала в сени.
– Они! Батюшки родимые!.. Ей богу, они. Четверо, конные!.. – кричала она.
Герасим и дворник выпустили из рук Макар Алексеича, и в затихшем коридоре ясно послышался стук нескольких рук во входную дверь.

Пьер, решивший сам с собою, что ему до исполнения своего намерения не надо было открывать ни своего звания, ни знания французского языка, стоял в полураскрытых дверях коридора, намереваясь тотчас же скрыться, как скоро войдут французы. Но французы вошли, и Пьер все не отходил от двери: непреодолимое любопытство удерживало его.
Их было двое. Один – офицер, высокий, бравый и красивый мужчина, другой – очевидно, солдат или денщик, приземистый, худой загорелый человек с ввалившимися щеками и тупым выражением лица. Офицер, опираясь на палку и прихрамывая, шел впереди. Сделав несколько шагов, офицер, как бы решив сам с собою, что квартира эта хороша, остановился, обернулся назад к стоявшим в дверях солдатам и громким начальническим голосом крикнул им, чтобы они вводили лошадей. Окончив это дело, офицер молодецким жестом, высоко подняв локоть руки, расправил усы и дотронулся рукой до шляпы.
– Bonjour la compagnie! [Почтение всей компании!] – весело проговорил он, улыбаясь и оглядываясь вокруг себя. Никто ничего не отвечал.
– Vous etes le bourgeois? [Вы хозяин?] – обратился офицер к Герасиму.
Герасим испуганно вопросительно смотрел на офицера.
– Quartire, quartire, logement, – сказал офицер, сверху вниз, с снисходительной и добродушной улыбкой глядя на маленького человека. – Les Francais sont de bons enfants. Que diable! Voyons! Ne nous fachons pas, mon vieux, [Квартир, квартир… Французы добрые ребята. Черт возьми, не будем ссориться, дедушка.] – прибавил он, трепля по плечу испуганного и молчаливого Герасима.
– A ca! Dites donc, on ne parle donc pas francais dans cette boutique? [Что ж, неужели и тут никто не говорит по французски?] – прибавил он, оглядываясь кругом и встречаясь глазами с Пьером. Пьер отстранился от двери.
Офицер опять обратился к Герасиму. Он требовал, чтобы Герасим показал ему комнаты в доме.
– Барин нету – не понимай… моя ваш… – говорил Герасим, стараясь делать свои слова понятнее тем, что он их говорил навыворот.
Французский офицер, улыбаясь, развел руками перед носом Герасима, давая чувствовать, что и он не понимает его, и, прихрамывая, пошел к двери, у которой стоял Пьер. Пьер хотел отойти, чтобы скрыться от него, но в это самое время он увидал из отворившейся двери кухни высунувшегося Макара Алексеича с пистолетом в руках. С хитростью безумного Макар Алексеич оглядел француза и, приподняв пистолет, прицелился.
– На абордаж!!! – закричал пьяный, нажимая спуск пистолета. Французский офицер обернулся на крик, и в то же мгновенье Пьер бросился на пьяного. В то время как Пьер схватил и приподнял пистолет, Макар Алексеич попал, наконец, пальцем на спуск, и раздался оглушивший и обдавший всех пороховым дымом выстрел. Француз побледнел и бросился назад к двери.
Забывший свое намерение не открывать своего знания французского языка, Пьер, вырвав пистолет и бросив его, подбежал к офицеру и по французски заговорил с ним.
– Vous n"etes pas blesse? [Вы не ранены?] – сказал он.
– Je crois que non, – отвечал офицер, ощупывая себя, – mais je l"ai manque belle cette fois ci, – прибавил он, указывая на отбившуюся штукатурку в стене. – Quel est cet homme? [Кажется, нет… но на этот раз близко было. Кто этот человек?] – строго взглянув на Пьера, сказал офицер.
– Ah, je suis vraiment au desespoir de ce qui vient d"arriver, [Ах, я, право, в отчаянии от того, что случилось,] – быстро говорил Пьер, совершенно забыв свою роль. – C"est un fou, un malheureux qui ne savait pas ce qu"il faisait. [Это несчастный сумасшедший, который не знал, что делал.]
Офицер подошел к Макару Алексеичу и схватил его за ворот.
Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.

Из Минска пришло печальное известие. Скончался Сергей Николаевич Есин. Крупный писатель, бывший ректор Литературного института имени А.М. Горького, в последние годы возглавлявший в институте кафедру литературного мастерства. Удивительный человек, талантливый прозаик и публицист, знаток русского театра, мудрый педагог, которого любили студенты его семинаров. Литературному институту он отдал ровно тридцать своей жизни.

Романы Сергея Есина "Имитатор", "Временитель" и "Гувернер" - яркие явления в литературе "перестройки". Фото: Photoxpress

В начале 80-х годов, когда я учился в Саратовском университете, я взял в библиотеке подшивку журнала "Юность" за последние годы и в № 3 за 1979 год прочитал повесть неизвестного мне прозаика Сергея Есина "Р-78". Она врезалась мне в память на всю жизнь. Повесть была вроде бы самая обычная, и герой ее не представлял ничего особого. Обычный москвич. Но от стиля повести веяло таким мощным ветром таланта, такой художественной энергией, что не запомнить ее было нельзя, как и повести других, тогда еще молодых писателей "Юности" Дины Рубиной, Анатолия Тоболяка, Карена Шахназарова.

Мое очное знакомство с ним случилось в 1987 году. Я только закончил Литературный институт, стал секретарем приемной комиссии. Легкий, быстрый, красивый, он влетел в наш кабинет и сразу заполнил собой все его пространство. Он сам был похож на свою раннюю прозу...

А потом были нашумевшие романы "Имитатор", "Временитель" и "Гувернер", которыми зачитывались мы все и которые стали одним из самых ярких явлений в литературе эпохи "перестройки". Во время расстрела Белого дома в 1993 году Сергей Николаевич занял независимую позицию, что нашло отражение в его романе "Затмение Марса". Вообще, независимость от давления так называемого "общественного мнения", не говоря уже от литературной среды, всегда отличала его. Порой это вредило широкой популярности, но он не боялся этого. Мне кажется, в жизни он боялся только одного: потерять свою любимую жену. Он был женат на известном кинокритике Валентине Сергеевне Ивановой. Она тяжело болела долгие годы, и только близкие к Сергею Николаевичу люди знали, каким рыцарем он проявил себя в это время. В 2008 году ее не стало.

Он выдержал и это. Каждый раз, когда я встречался и разговаривал с ним, я чувствовал, какая внутренняя сила, какая мощная энергия таится в этом человеке, внешне спокойном. И недаром биографию В.И. Ленина, написанную в 2002 году (дерзкий и непопулярный для той эпохи поступок), он назвал "Смерть титана". Ему были близки личности сильные, масштабные... Он сам был таким. Таким останется в нашей памяти.

Прямая речь

Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института:

Огромная потеря для литературы, для Литературного института. В моем сознании это всегда был человек стремительный, летящий. В свои восемьдесят с лишним лет сам водил машину, взлетал по лестнице на кафедру литературного мастерства. Он работал до последнего дня. За этот год он побывал в Екатеринбурге, Петербурге. Сейчас мы представляем в Минске Дом национальных литератур при Литературном институте. Еще вчера вечером мы с ним говорили о жизни, литературе. Он смеялся, шутил, был бодрым, как всегда. А утром... не проснулся.

Потеря страшная. Но остались его книги, остался замечательный "Дневник", который он вел и публиковал ежегодно с 1985 года. Только сейчас понимаешь, какое великое дело он делал, работая над этим "Дневником". Я уверен, что ему суждена долгая жизнь, как и другим произведениям Сергея Николаевича.
Вечная ему память.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.



Рекомендуем почитать

Наверх