Милосердие и сострадание в романе Пушкина «Капитанская дочка. Сочинение на тему «милосердие в произведении «Капитанская дочка Пример милосердия в капитанской дочке

Звёздные 17.10.2020

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ПОВЕСТИ

А.С.ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

/Тема милосердия в повести/

Цели урока.

Предметная: способствовать развитию навыков анализа прозаического текста.

Методическая: развитие научного мышления учащихся через установления причинно-следственных связей.

Задачи:

Нравственное развитие: провести исследование текста, подвести учащихся к выводу: повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”- повесть о милосердии, развивать речь учащихся, воспитывать доброту, любовь к людям ;

Интеллектуальное развитие: формировать абстрактное мышление, критическое мышление, совершенствовать навыки теоретического анализа.

Оформление.

ЭПИГРАФ: К Пушкину, господа! - К Пушкину снова!...

Он дохнул бы на нашу желчь - и Желчь превратилась бы в улыбки.

В.Розанов

Оборудование: Компьютер, тексты, словарь Ожегова.

Оргмомент.

1.Вступительное слово учителя.

Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?

    Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога” - так мужественно ответил Пушкин на прямой вопрос императора.

    Вы обратили внимание на двойственность ответа?

    Всю оставшуюся жизнь великий поэт должен был решать этот вопрос чести. И в “Капитанской дочке”, законченной за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ, плод размышлений целой жизни.

Молодой человек! - как будто с завещанием обращается к нам Пушкин,- Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от изменения нравов, без всяких насильственных потрясений”. Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте:” Не приведи Бог видеть русский бунт-бессмысленный и беспощадный”. Но вспомним:”... все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём”. Нет, дело не в этом. Это жизнь настолько сложена, что невольно задаёшь вопросы: как жить? Чем руководствоваться? Эпиграф к повести “Капитанская дочка” даёт один из ответов. Какой?

    Береги честь смолоду.

    Да, это так. Но жизнь со всеми противоречиями сказывается сложнее. Честь слишком хрупка, требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета. И не случайно глава “Суд” имеет эпиграф...

Мирская молва-морская волна”.

    Значит, одной чести недостаточно. Так что же ещё? Без чего невозможны взаимоотношения людей?

    Без доброты, сочувствия.

    • Я согласна с вами. И Пушкин в “Капитанской дочке” даёт определённый ответ:”Честь и милосердие превыше всего”.

Повесть на столько проникнута милосердием, что её можно назвать повестью о милосердии. Вот сегодня на уроке - исследовании постараемся это доказать

Словарная работа. Работа со словарём Ожегова.

    А что такое милосердие?

В словаре Ожегова даётся определение /запись на доске/.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Человеколюбие - любовь к людям.

    История взаимоотношений Гринёва и Пугачёва.

Так вот это прежде всего история милосердия. С милосердия эта история начинается, им и кончается.

Вспомним первую встречу Гринёва и Пугачёвым.

    Что необычного вы заметили? /В слове брат/

    Как вы думаете, почему дворянин так обращается к босяку? В чём кроется причина? /Люди, пережившие только что опасное приключение, чувствуют особую общность: все смертны, жизнь каждого хрупка, без различий, званий и возраста/.

    И Гринёв находит слово брат, братство. Какова реакция Пугачёва на это приглашение к братству? /Раскрылся сразу Пугачёв, пожаловался, почти исповедовался/.

Гринёв предлагает Пугачёву чай, а после, по его просьбе, и стакан вина. Но ниточка сочувствия, жалости, благодарности не обрывается на этом. Продолжите мою мысль...

    В благодарности Гринёва не просто благодарность. Тут жалость и уважение. Уважение к человеку, его достоинству. Человеку холодно, а человеку не должно быть холодно. И если мы безразличные проходим мимо человека, которому холодно, то это уже кощунство. Все это и почувствовал Пугачёв. Потому так и радуется подарку. Потому и такое тёплое напутствие Гринёву /читают/: ’’Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”.

    Пока только так может отблагодарить Пугачёв. А что же дальше /Ребята рассказывают о встрече Пугачёва с Гринёвым, о взятии Белогорской

крепости

    И третья встреча...

Обратите внимание на такую деталь: Гринёв верит в лучшие качества Пугачёва: “Ты мой благодетель...” /читают/

    Пугачёв не верит в помилование для себя. Что кроется за этим? Какой вывод делаем?

    Процитируем ещё раз замечательное место, описывающее раздумья Гринёва при прощании: “Не могу изъяснить то, что я чувствовал...”

    Позади у Г ринёва кошмарное время, он помилован императрицей.

Казалось, он счастлив. Но.../ребята продолжают мысль, читают из текста: “Между тем страшное чувство.../

Старательно подбирает Пушкин иллюстрации основной темы повести.

Назовём и проиллюстрируем их.

История изувеченного башкирца /читают/

    Для чего эта сцена нужна Пушкину?

/Для осуждения жёсткого старого обычая пытать при допросе/

    Но замысел его глубже. Вот Белогорская крепость взята повстанцами. Среди них и убежавший ранее башкирец. Продолжите...

    Вывод: мир, лежащий во мгле, идёт своими путями, путями мести и немилосердия. “Око за око, зуб за зуб”- вот древний его закон.

О милосердии говорит и история урядника Максимыча /Чтение по ролям эпизода/

Всё в повести наполнено милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой также в основном любовь- милосердие

/рассказывают/

Тема милосердия к врагу/Швабрину/

ИТОГ: Я не сомневаюсь, что каждый участвующий в уроке- исследовании воспримет как призыв к милосердию слова В.Розанова:

К Пушкину, господа! - К Пушкину снова! ... Он дохнул бы на нашу желчь, и желчь превратилась бы в улыбку”.

И обратите внимание на слова Л.Н.Толстого: “Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие”.

Домашнее задание. Написать сочинение по повести “Капитанская дочка”. Темы сочинений на слайде (их комментирование) . Надеюсь, что, работая над сочинением, вы будете размышлять, высказывать свои мысли. Можете сформулировать свои темы. А какие бы темы вы предложили, исходя из сегодняшнего урока?

    Оценки я вам не ставлю. Пусть оценят вас, ваши поступки, ваши благие дела те, с кем вы находитесь рядом ежедневно, и те, с кем сведёт вас судьба.

Тема милосердия, чести была для Пушкина принципиальной. Она была тесно связана с другим, более глубоким вопросом: как жить в истории? За что держаться? В «Капитанской дочке», законченной за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ. В романе нигде честь не противоречит совести.

Весь последний роман Пушкина проникнут духом милосердия. Центральная сюжетная линия романа - история взаимоотношений Гринева и Пугачева - это прежде всего история милосердия. Вспом­ним первую встречу героев. Пугачев вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Люди, пережившие только что неприятное, опасное приключение, чувствуют особую общность, вдруг объединившую их. Гринев предлагает Пугачеву чай, а после, по просьбе последнего, и стакан вина. Наутро Гринев еще раз благодарит Пугачева. Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное... Поэтому и радуется вожа­тый подарку, поэтому и такое теплое напутствие: «Спасибо, ваше бла­городие! Век не забуду ваших милостей».

И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной те­мой идет именно тема милосердия. При занятии Белогорской крепо­сти Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. Но сколь несоразмерна услуга и воздаяние: стакан вина и зая­чий тулуп и... жизнь, подаренная офицеру противного войска. Раз­глядел однажды Гринев человека в Пугачеве, обратился к этому внут­реннему человеку - и не может забыть этого Пугачев.

И при третьей встрече, во всех перипетиях откровенного и риско­ванного диалога, который ведут герои, опять милосердие. «О чем, ваше благородие, изволил задуматься? - Как не задуматься, - отве­чал я ему. - Я офицер, дворянин; вчера еще дрался против тебя, а се­годня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зави­сит от тебя».

Для выявления все той же темы милосердия служит и история урядника Максимыча. Персонаж обрисован скупо. Капитан Миронов не доверяет уряднику. Именно Максим ыч укажет Пугачеву, кто ко­мендант крепости. И именно этот урядник, воевавший среди напа­дающих казаков Пугачева, во время схватки под Оренбургом пере­даст Гриневу, воевавшему на противоположной стороне, письмо от Марьи Ивановны. Простил Гринев Максимычу украденную полтину денег, простил без всякого расчета, по чистому милосердию, и тот от­платил сторицею.

Довольно устойчива в «Капитанской дочке» тема милосердия к врагу, к Швабрину. После дуэли Гринев прощает Швабрину все его оскорбления. В Белогорской крепости, вырвав из рук предателя с по­мощью Пугачева Марью Ивановну, Гринев не хочет торжествовать над поверженным врагом. Реабилитация Гринева, обвиненного по ложному свидетельству Швабрина, в финале романа тоже следствие милосердия. Не закон, не формальное судоразбирательство спасают героя от позора, а именное повеление императрицы.

Все в романе полно милосердия и подчеркивает основные христи­анские добродетели: верность, благородство, жертвенность, послуша­ние, способность крепко любить.

Тема милости и жестокости является одной из ключевых в знаменитой повести Пушкина. Образ Пугачева впервые в русской литературе был показан читателю с разных сторон. Пугачев предстал в повести не только как бунтовщик, разрушитель спокойствия государыни императрицы и разбойник-самозванец, но как подлинно сильная личность, человек замечательной храбрости и силы духа.
Эпиграфом к повести является русская пословица «Береги честь смолоду». Проблема чести для Пушкина - проблема как бы «внесоциальная», честь или бесчестье одинаково могут быть присущи дворянину и простолюдину. «Береги честь» - это тот нравственный завет, который получает Петруша Гринев от своего отца перед отъездом в Оренбург. Пушкин проводит своего героя через своеобразные испытания: встреча с Зуриным, снежный буран в степи, тоскливое однообразие жизни в Белогорской крепости. Всякий раз герой оказывается перед выбором, и всякий раз он делает его в пользу чести. Так, например, Гринев мог отказаться от уплаты долга Зурину, сославшись на то, что деньги хранятся у Савельича, а ему самому «родители зака-
зали не играть». Однако для него любой долг - это долг чести, и деньги, по тем временам немалые - сто рублей, - были выплачены.
Гринев впервые встречается с Пугачевым в главе «Вожатый». Эта глава названа так не случайно. Слово вожатый означает не только «проводник в дороге», но и «руководитель, наставник». Именно наставником в судьбе для Гринева становится Пугачев. Пугачев (о котором мы вначале не знаем, кто он есть на самом деле) помогает Гриневу найти дорогу к жилью, спасает от возможной гибели. За это Гринев оказывает ему милость - дарит заячий тулуп со своего плеча. В глазах Гринева это поступок чести, поступок обязательный, потому что он хочет достойно отблагодарить вожатого. В глазах Савельича это милость барина по отношению к простолюдину, непозволительная роскошь, подарок, которого вожатый совершенно не заслуживает.
В «Капитанской дочке» Пушкин показывает, что всякая милость вызывает ответную милость, всякая жестокость - ответную жестокость, несмотря на то что справедливость торжествует далеко не всегда.
Тема жестокости возникает в тексте повести в главе «Приступ», в которой описан захват бунтовщиками Бело- горской крепости. «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - писал Пушкин о народном восстании. Жестокость мятежников поражает воображение. Они казнят капитана Миронова, расправляются с его женой Василисой Егоровной. После череды казней началась «ужасная комедия» - присяга новому царю. Пушкин не оправдывает восставших, но их жестокость по отношению к царским офицерам обусловлена годами угнетения народа. Не случайно в главе «Пугачевщина» показан образ башкирца с оторванным языком, без носа и ушей. Так был наказан человек за протест, и наказание это осуществлялось от имени государственной власти. Жестокость бунтовщиков по отношению к коменданту крепости и его жене - это жестокость не по отношению к конкретным людям, это зло по отношению к представителям ненавистной власти.
Пугачев изображен в повести двойственно. В нем проявляются и величайшая мудрость, и огромный организаторский талант, и нелепая наивность (собрался в поход на Москву), милость и жестокость. Пугачев, обретя в захваченной крепости неограниченную возможность казнить или миловать, дает Гриневу свободу. Во-первых, Пугачев помнит оказанную ему милость - подаренный заячий тулупчик. Кроме того, Пугачев безошибочно угадывает в Гриневе человека чести. Гринев не стал присягать Пугачеву, не признал в нем государя, потому что, по его собственным словам, был природным дворянином и присягал государыне императрице. «Голова моя в твоей власти, - говорит он Пугачеву, - отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья; а я сказал тебе правду». Мудрость Пугачева и врожденное благородство души проявляются именно в том, что он уважает личностные права Гринева и милует его.
Пугачев воплощает лучшие черты русского народа: веру в будущее, удаль, «дикое вдохновенье». Он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку, в которой отражаются подлинные для народа ценности. «Чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Милость Пугачева гораздо значимее, глубже, чем жестокость. Традиционно на Руси было принято защищать сирот. Эта неписаная мудрость воплощена и в сознании грозного «народного царя». Едва узнав о том, что в крепости «обижают сироту», Пугачев хочет немедленно «избавить сироту» и проучить Швабрина. Судьба, все счастье двух людей - Гринева и Маши - находятся в руках Пугачева. Гриневу свойственна гордость, но не гордыня. Он находит нужные слова в разговоре с грозным царем, прося его о милости. «Ты мой благодетель», - говорит он Пугачеву.
Гораздо большую жестокость, чем бунтовщики при убийстве капитана и его жены, в повести совершает Швабрин. Тех можно хоть как-то оправдать, ведь они убивают, мстя за прошлое, за угнетение. Швабрин же, поняв, что Пугачев вот-вот отпустит Машу Миронову и она станет женой Гринева, выдает ее происхождение. Он сообщает Пугачеву, что Маша - дочь капитана Миронова, который казнен при взятии крепости. Жестокость, соединенная с подлостью, - вот основные качества Швабрина. Жестокость и равнодушие можно назвать основными качествами оренбургских военных, отказавшихся от штурма захваченной крепости.
Милость Пугачева дает Гриневу новую жизнь. Из рук бунтовщика он получает и жизнь, и счастье.
Добро и честь в повести всегда оказываются не напрас- ньти. Милость царицы вызвана и кротостью Маши Мироновой, и ее мягкой настойчивостью, а главное -правдой и честью, которые «берегли смолоду» главные герои повести.

«Капитанская дочка» - тема сострадания и милосердия

"…Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…"

Милосердие и сострадание - это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит А. С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом был дарован талант "глаголом жечь сердца людей", пробуждая "чувства добрые" в их душах. На каких основах должна строиться жизнь - в особенности в смутные переходные ее периоды, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина - человека и художника.

Вспомним известный эпизод из жизни поэта… Возвращенный в 1826 г. Николаем I из ссылки, он предстал перед императором, который задал прямой вопрос: "Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?" Тот, будучи человеком чести, мужественно ответил: "Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!" Смысловая двойственность пушкинской фразы несомненна. Видимо, "отсутствие спасло" не только от царской немилости. Тогда от чего же? В повести "Капитанская дочка", законченной за несколько месяцев до смерти, был дан ответ - плод размышлений целой жизни. "Молодой человек! - как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений". Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: "Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка - копейка". Яснее не скажешь… Это позиция гуманиста, душа которого противится насилию в любых его проявлениях и одновременно мучается в замкнутом круге неразрешимых внутренних противоречий: ведь был же тот вышеупомянутый ответ царю! В "Капитанской дочке" нигде честь не противостоит совести, а вот в жизни все могло быть - и было - гораздо трагичней.

Какую же нравственную опору выбрать? Что не подведет? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми ее драматическими перепетиями оказывается сложнее. Честь слишком хрупка - сама требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета… Об этом тоже повесть Пушкина. И не случайно глава "Суд" имеет эпиграф: "Мирская молва - морская волна". Рассчитывать на то, что можно во всех случаях сохранить о себе отличное мнение, не приходится: слишком слаб человек нравственно, и судимый, и судящий… Чем руководствоваться? За что же держаться? Ответ автора "Капитанской дочки" однозначен: держаться нужно за свою совесть, за честь в глазах Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей.

Но как непосредственно в жизни следовать этому совету? И "Капитанская дочка" подсказывает: надо быть милосердным.

достоинство человека и его честь.

Итак, в чем же состоит смысл повети? Пожалуй, его можно сформулировать следующим образом: взаимоотношения человека с человеком перед лицом Истины, перед лицом Бога. На жизненной дороге встретились двое: один - нравственные нормы "преступить сумевший", другой - твердо держащийся законов чести и совести. И эта противопоставленность придает особую драматичность и остроту событиям, свидетелями которых мы становимся.

тулуп. Прижимистый Савельич ропщет:

подарок бессмыслен, "он его пропьет, собака, в первом кабаке". Да и не налезет этот юношеский тулуп на пугачевские "окаянные плечища"! С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Однако автор пишет, передавая мысли Гринева: "Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком". Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное… Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В

какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно. Сделав шаг навстречу "страшному мужику", Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".

смертной казни: "… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов". Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру вражеского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести, которым так часто пренебрегают в этом мире, но которого нет выше и благороднее. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как перечеркнуть то внутреннее человеческое единение, которое оба ощутили при первой встрече, значило бы уничтожить в себе самом нечто самое дорогое, самое святое. Потому-то напряженный и драматический диалог, в котором Петр Андреич, следуя совести своей и чести, отказывается присоединиться к восставшим (рискуя отчаянно), имеет такой примиряющий финал: "Так и быть, - сказал он (Пугачев), ударяя меня по плечу. - Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь".

О чем, ваше благородие, изволил задуматься? - Как не задуматься, - отвечал я ему. - Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. - Что же? - спросил Пугачев. - Страшно тебе?

И ты прав, ей-богу, прав! - сказал самозванец. - Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья.

Во всех перепетиях откровенного и рискованного разговора, который ведет с Пугачевым герой Пушкина, направляет последнего, питает надежду опять милосердие, хотя и о достоинстве офицера Гринев никогда не забывает. Он понимает, что нарушил кодекс дворянской чести. И это тяготит Петра Андреича, который в ходе жизненных испытаний постигает нравственные законы, куда более значимые, чем набор представлений о сословной исключительности.

злобы, зависти, неспособности простить. Отвергнутый Марьей Ивановной, он вступает на путь Каина путь насилия, предательства, мести который ведет его не только к гибели физической, но - что несравнимо хуже - к духовному самоубийству. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. Собственное "я" для этого человека - единственная ценность. За эгоизм, отход от Божьей правды Швабрин в повести наказан. Но Гринев, как и сам автор, не торжествует над униженным врагом: это согласно христианской морали стыдно. Поэтому и отворачивается от поверженного недруга любимый герой Пушкина - и в этом опять милосердие целомудренной, совестливой души.

Счастливый конец "Капитанской дочки" - вовсе не слащавая подачка читателю "романтической повести", а следствие глубочайшей уверенности писателя - гуманиста в том, что человеческая история имеет свой смысл, что падший мир держится все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание.



Рекомендуем почитать

Наверх