Сообщение на тему день светского человека. День светского человека. Свободное время Онегина

Для девочек 09.10.2021

В 1830 году А.С. Пушкин написал одно из ярчайших произведений своей эпохи — роман в стихах «Евгений Онегин». В центре повествования лежит история о жизни молодого человека, по имени которого роман получил свое название.

В первой главе автор знакомит читателя с главным героем — типичным представителем молодого поколения аристократов. Онегин родился в Петербурге, с младенческого возраста был предоставлен нянькам и гувернерам. Он получил домашнее образование, однако ни одна наука не увлекала его по-настоящему. Француз, обучавший юношу, не был строг со своим учеником и старался угодить ему. Он знал французский и немного латынь, хорошо танцевал и умел поддержать любой разговор. Но самое большое удовольствие он получал от общения с женщинами.

Красивый и воспитанный юноша пришелся по душе светскому обществу, и его ежедневно приглашали в гости именитые люди. Его отец постоянно брал деньги в долг, но, несмотря на это, ежегодно устраивал по три бала. Отец с сыном не понимали друг друга, каждый из них жил своей жизнью.

Каждый новый день из жизни героя был похож на предыдущий. Просыпался он после полудня и уделял много времени своему внешнему виду. В течение трех часов Онегин перед зеркалом приводил в порядок свою прическу и одежду. Не забывал он ухаживать за ногтями, для чего у него были различные ножнички и пилочки. После этого герой отправлялся на прогулку. Затем его ждал роскошный обед: ростбиф, трюфели, вино. Все приготовлено с тем, чтобы угодить молодому человеку.

Читатель видит, что у Онегина отсутствует четкий распорядок дня, он подчиняется своим прихотям и желаниям. Если во время обеда ему приходит известие о начавшемся театральном представлении, он сразу же мчится туда. Но отнюдь не любовь к искусству движет его порывами. Евгений приветствует всех своих знакомых и ищет среди зрителей красивых девушек. Само представление наводит скуку на Онегина. Всю ночь он проводит на балу, возвратившись домой только под утро. В то время, когда все люди отправляются на работу, наш герой только ложится спать, чтобы отдохнуть перед началом дня, полного светских балов и вечеров. Таков один день из жизни Евгения Онегина из 1 главы романа Пушкина. Но Затем все изменилось…

Герой не счастлив, он недоволен своей жизнью, которая наводит на него только скуку и хандру. Решив измениться, он начинает много читать, пробует заняться писательством. Но скоро его охватывает апатия. В это время умирает отец Евгения, долги которого вынуждают Онегина отдать все деньги кредиторам. Но это не пугает молодого щеголя, он знает о скорой смерти своего дяди и рассчитывает получить от него крупное состояние. Его надежды сбываются и, в скором времени, он становится хозяином земель, заводов и лесов.

Краткое описание

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодёжи Петербурга начала XIX века вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Тип такого молодого человека, в более позднее время, мы находим в мемуарах М.Д.Бутурлина, который вспоминает «князя Петра Алексеевича Голицына и неразлучного его друга Сергея (отчество забыл) Романова.

Прикрепленные файлы: 1 файл

А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»

«День светского человека»

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в своем романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества - модное дневное гуляние по определенному маршруту ("Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар..."), обед в ресторане, посещение театра. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не своеобразным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает своему герою следующую характеристику:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис...

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодёжи Петербурга начала XIX века вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Тип такого молодого человека, в более позднее время, мы находим в мемуарах М.Д.Бутурлина, который вспоминает «князя Петра Алексеевича Голицына и неразлучного его друга Сергея (отчество забыл) Романова.

Танцы занимают в

«Евгении Онегине»

отступления, они играют

большую сюжетную роль.

Танцы были важным струк-

турным элементом дворян-

ского быта. Их роль сущест-

венно отличалась как от

функции танцев в народном

быту того времени, так и от

современной. Бал оказывался

областью непринужденного

общения, светского отдыха,

местом, где границы служеб-

ной иерархии ослаблялись.

При всем многообразии тем, затронутых в романе, "Евгений Онегин" прежде всего роман об исканиях передовой дворянской интеллигенции, о ее драматической судьбе. Эту проблему Пушкин воплотил в образах главных героев:

Пушкин говорит о петер-

бургском высшем обществе

с изрядной долей иронии и

без особых симпатий, ибо

жизнь столичная “однооб-

разна и пестра”, а “света шум

очень быстро наскучивает”.

Поместное, провинциальное

дворянство представлено

в романе весьма широко.

От главы к главе «Онегина» гигантскими шагами шел вперед, творчески рос, созревал сам поэт. В то же время он сумел сообщить своему произведению такую художественную целостность и единство, что его воспринимаешь одним творческим порывом. Мало того, первоначальный замысел Пушкина был резко искажен по причинам, от поэта не зависевшим (вынужденное изъятие из него целой главы). Но даже тому, что роман принудительно оказался «без конца» поэт сумел придать глубочайший идейно-художественный смысл. Больше того, насыщая свой роман, посвященный изображению жизни «лучших представителей дворянского сословия» передовыми идеями, утверждая в нем реалистическое воспроизведение действительности, вырабатывая нормы национального литературного языка, Пушкин дал могучий толчок тому процессу демократизации художественной литературы.



День столичного дворянина имел некоторые типовые черты. Однако те признаки, которыми отмечен день офицера или департаментского чиновника, в романе не отмечены, и останавливаться на них в настоящем очерке не имеет смысла.
Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX в. вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Тип такого молодого человека, правда в несколько более позднее время, мы находим в мемуарах М.Д. Бутурлина, который вспоминает «князя Петра Алексеевича Голицына и неразлучного его друга Сергея (отчество забыл) Романова». "Оба они были статские, и оба, кажется, служили тогда по Министерству иностранных дел. Помню, что Петруша (как его звали в обществе) Голицын говаривал, que servant au ministere des affaires etrangeres il etait tres etranger aux affaires (непереводимая игра слов: французское «etrangere» означает и «иностранный» и «чужой» – «служа по министерству иностранных дел, я чужд всяких дел» . – Ю.Л.)" (Бутурлин. С. 354).
Офицер-гвардеец в 1819-1820 гг. – в самый разгар аракчеевщины, – если он был в младших чинах (а по возрасту одногодок Онегина в эту пору, конечно, не мог рассчитывать на высокий чин, дающий известные облегчения в порядке каждодневной военной муштры – просмотр ряда биографий дает колебание в чинах между гвардейским поручиком и армейским подполковником), с раннего утра должен был находиться в своей роте, эскадроне или команде. Заведенный Павлом I солдатский порядок, при котором император в десять часов вечера был в постели, а в пять утра – на ногах, сохранялся и при Александре I, любившем, кокетничая, повторять, что он «простой солдат» . «Венчанным солдатом» его именовал П в известной эпиграмме.
Между тем право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от простонародья или собратьев, тянущих фрунтовую лямку, но и от деревенского помещика-хозяина. Мода вставать как можно позже восходила к французской аристократии «старого режима» и была занесена в Россию эмигрантами-роялистами. Парижские светские дамы предреволюционной поры гордились тем, что никогда не видели солнца: просыпаясь на закате, они ложились в постель перед восходом. День начинался с вечера и кончался в утренних сумерках.
Ж. Сорэн в комедии «Нравы нашего времени» изобразил диалог между буржуа и аристократкой. Первый восхваляет прелести солнечного дня и слышит ответ: «Фи, месье, это неблагородное удовольствие: солнце – это лишь для черни!» (ср.: Иванов Ив. Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII века. // Учен. зап. Моск. ун-та. Отд. историко-филол. 1895. Вып. XXII. С. 430). Просыпаться позже, чем другие люди света, имело такое же значение, как являться на бал позже других. Отсюда сюжет типичного анекдота о том, как служака-военный застает своего сибарита-подчиненного в утреннем дезабилье (вполне естественном для светского человека, но стыдном для военного) и в таком виде водит его по лагерю или Петербургу на потеху зрителям. Анекдоты такого рода прикреплялись и к Суворову, и к Румянцеву, и к Павлу I, и к великому князю Константину. Жертвами их в этих рассказах оказывались офицеры-аристократы.
В свете сказанного, вероятно, проясняется странная причуда княгини Авдотьи Голицыной, прозванной «Princesse Nocturne» (nocturne в переводе с франц. означает «ночная» и, как существительное, – «ночная бабочка»). «Ночная княгиня», проживавшая в особняке на Миллионной, – красавица, «обворожительная как свобода» (Вяземский), предмет увлечений П и Вяземского, – никогда не появлялась при дневном свете и никогда не видела солнца. Собирая в своем особняке утонченное и либеральное общество, она принимала только ночью. Это вызвало при Николае I даже тревогу Третьего отделения: «Княгиня Голицына, жительствующая в собственном доме, что в Большой Миллионной, которая, как уже по известности, имеет обыкновение спать днем, а ночью занимается компаниями, – и такое употребление времени относится к большому подозрению, ибо бывают в сие время особенные занятия какими-то тайными делами...» (Модзалевский Б.Л. Пушкин под тайным надзором. Л., 1925. С. 79). К дому Голицыной был приставлен тайный агент. Опасения эти, несмотря на неуклюжесть полицейских преувеличений, не были совсем лишены оснований: в обстановке аракчеевщины, под властью «венчанного солдата», аристократическая партикулярность приобретала оттенок независимости, заметный, хотя и терпимый при Александре I и превращавшийся почти в крамолу при его преемнике.
Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810-1820-х гг. были Невский проспект и Английская набережная Невы. Прогуливались также по Адмиралтейскому бульвару, который был в три аллеи насажен в начале XIX в. на месте обновленного при Павле гласиса Адмиралтейства (гласис – насыпь перед рвом).
Ежедневная прогулка Александра I повлияла на то, что модное дневное гуляние проходило по определенному маршруту. «В час пополудни он выходил из Зимнего дворца, следовал по Дворцовой набережной, у Прачешного моста поворачивал по Фонтанке до Аничковского моста <...> Затем государь возвращался к себе Невским проспектом. Прогулка повторялась каждый день и называлась le tour imperial [императорский круг]. Какая бы ни была погода, государь шел в одном сюртуке...» (Соллогуб В. А. Повести. Воспоминания. Л., 1988. С. 362). Император, как правило, прогуливался без сопровождающих лиц, разглядывая дам в лорнет (он был близорук) и отвечая на поклоны прохожих. Толпа в эти часы состояла из чиновников, чья служба носила фиктивный или полуфиктивный характер. Они, естественно, могли заполнять в присутственные часы Невский, наряду с гуляющими дамами, приезжими из провинции и неслужащими франтами. Именно в эти часы Онегин гулял по «бульвару».
Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы явственно ощущались как поздние и «европейские»: для многих было еще памятно время, когда обед начинался в двенадцать.
Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара – крепостного или наемного иностранца – и предпочитал обедать в ресторане. За исключением нескольких первоклассных ресторанов, расположенных на Невском, обеды в петербургских трактирах были хуже по качеству, чем в Москве. О.А. Пржецлавский вспоминал:

«Кулинарная часть в публичных заведениях пребывала в каком-то первобытном состоянии, на очень низкой степени. Холостому человеку, не имевшему своей кухни, почти невозможно было обедать в русских трактирах. При том же заведения эти закрывались вечером довольно рано. При выходе из театра можно было поужинать только в одном ресторане, где-то на Невском проспекте, под землею; его содержал Доменик»
(Помещичья Россия... С. 68).

«Холостую» атмосферу ресторанного обеда ярко обрисовывает П в письмах весны 1834 г. к Наталье Николаевне, уехавшей через Москву на Полотняный завод:

«...явился я к Дюме, где появление мое произвело общее веселие: холостой, холостой Пушкин! Стали подчивать меня шампанским и пуншем и спрашивать, не поеду ли я к Софье Астафьевне? Все это меня смутило, так что я к Дюме являться уж более не намерен и обедаю сегодня дома, заказав Степану ботвинью и beaf-steaks»
(XV, 128).

И позже: «Обедаю у Дюме часа в 2, чтоб не встретиться с холостою шайкою» (XV, 143).
Довольно полный обзор петербургских ресторанов 1820-х гг. (правда, относящийся ко времени несколько более позднему, чем действие первой главы романа) находим в одном из дневников современников:

"1-го июня 1829 года. Обедал в гостинице Гейде, на Васильевском острову, в Кадетской линии, – русских почти здесь не видно, все иностранцы. Обед дешевый, два рубля ассигнаций, но пирожного не подают никакого и ни за какие деньги. Странный обычай! В салат кладут мало масла и много уксуса.
2-го июня. Обедал в немецкой ресторации Клея, на Невском проспекте. Старое и закопченное заведение. Больше всего немцы, вина пьют мало, зато много пива. Обед дешев; мне подали лафиту в 1 рубль; у меня после этого два дня болел живот.
3-го июня Обед у Дюме. По качеству обед этот самый дешевый и самый лучший из всех обедов в петербургских ресторациях. Дюме имеет исключительную привилегию – наполнять желудки петербургских львов и денди.
4-го июня. Обед в итальянском вкусе у Александра или Signor Ales , по Мойке у Полицейского моста. Здесь немцев не бывает, а более итальянцы и французы. Впрочем, вообще посетителей немного. Он принимает только хорошо знакомых ему людей, изготовляя более обеды для отпуска на дома. Макароны и стофато превосходны! У него прислуживала русская девушка Марья, переименованная в Марианну; самоучкой она выучилась прекрасно говорить по-французски и по-итальянски.
5-го. Обед у Леграна, бывший Фельета, в Большой Морской. Обед хорош; в прошлом году нельзя было обедать здесь два раза сряду, потому что все было одно и то же. В нынешнем году обед за три рубля ассигнациями здесь прекрасный и разнообразный. Сервизы и все принадлежности – прелесть. Прислуживают исключительно татары, во фраках.
6-го июня. Превосходный обед у Сен-Жоржа, по Мойке (теперь Донон), почти против Ales . Домик на дворе деревянный, просто, но со вкусом убранный. Каждый посетитель занимает особую комнату; при доме сад; на балконе обедать прелесть; сервизы превосходные, вино отличное. Обед в три и пять рублей ассигнациями.
7-го июня нигде не обедал, потому, что неосторожно позавтракал и испортил аппетит. По дороге к Ales , тоже на Мойке есть маленькая лавка Диаманта, в которой подаются страсбургские пироги, ветчина и проч. Здесь обедать нельзя, но можно брать на дом. По просьбе хозяин позволил мне позавтракать. Кушанья у него превосходны, г. Диамант золотой мастер. Лавка его напоминает мне парижские guinguettes (маленькие трактиры).
8-го июня. Обедал у Simon-Grand-Jean, по Большой Конюшенной. Обед хорош, но нестерпим запах от кухни.
9-го июня. Обедал у Кулона. Дюме лучше и дешевле. Впрочем, здесь больше обеды для живущих в самой гостинице; вино прекрасное.
10-го июня. Обед у Отто; вкусный, сытный и дешевый; из дешевых обедов лучше едва ли можно сыскать в Петербурге"
(цит. по: Пыляев М.И. Старое житье: Очерки и рассказы. СПб., 1892. С. 8-9).

Настоящий отрывок характеризует положение конца 1820-х гг. и к началу десятилетия может быть применен лишь с некоторыми оговорками. Так, местом сбора петербургских денди в это время был не ресторан Дюме, а ресторан Талона на Невском. Однако общая картина была та же: хороших ресторанов было немного, каждый посещался определенным, устойчивым кругом лиц. Появиться в том или ином ресторане (особенно в таком, как Талона или позже Дюме) означало явиться на сборный пункт холостой молодежи – «львов» и «денди». А это обязывало к определенному стилю поведения и на все оставшееся до вечера время. Не случайно П должен был в 1834 г. обедать раньше обычного времени, чтобы избегать встречи с «холостою шайкою».
Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Он для петербургского франта той поры не только художественное зрелище и своеобразный клуб, где происходили светские встречи, но и место любовных интриг и доступных закулисных увлечений. «Театральная школа находилась через дом от нас, на Екатерининском канале. Влюбленные в воспитанниц каждый день прохаживались бессчетное число раз по набережной канала мимо окон школы. Воспитанницы помещались в третьем этаже...» (Панаева А.Я. Воспоминания. М., 1972. С. 36).
В течение второй половины XVIII и первой трети XIX в. распорядок дня неуклонно сдвигался. В XVIII в. деловой день начинался рано:

«Военные являлись на службы в шестом часу, гражданские чины в восемь и без отлагательств открывали Присутствия, а в час пополудни, следуя регламенту, прекращали свои суждения. Таким образом, они весьма редко возвращались к себе домой позднее второго часа, военные же бывали в квартирах уже в двенадцатом часу <...> Частные вечера все вообще начинались в семь часов. Кто приезжал на них часов в девять или в десять, хозяин тотчас спрашивал: „А что так поздно?“ Ответ бывал: „Театр или консерт задержал, кареты не дождался!“»
(Макаров. О времени обедов, ужинов и съездов в Москве с 1792 по 1844 год // Щукинский сб. [Вып.] 2. С. 2).

В. В. Ключарев писал в 1790-е гг. И. А. Молчанову: «Могу у вас быть до седьмого часа, а в седмь часов начнется бал в клубе, то всем известно».
В 1799 г. званый обед у главнокомандующего в Москве графа И. П. Салтыкова начинался в три часа, а вечер – в семь и «кончался легким ужином часу во втором заполночь, а иногда и ранее» (Там же. С. 4).
В 1807 г. к московскому главнокомандующему Т. И. Тутолмину начинали съезжаться на его вечера и балы от девяти до десяти часов.

«...Записные же щеголи, по нынешнему львы, туда же являлись в одиннадцать, но это иногда замечалось им, хозяином, с неудовольствием...»
(Там же. С. 5).

В 1810-е гг. распорядок дня еще более сдвинулся: в 1812 г. «мадам Сталь, будучи в Москве, обыкновенно завтракала в Галерее на Тверском бульваре, это бывало в два часа» (Там же. С. 8).
К началу 1820-х гг. обед сдвинулся к четырем часам, время вечерних собраний – к десяти, щеголи же не приезжали на балы до полуночи. Там, где после бала имел место ужин, он проходил в два-три часа ночи.

Слайд 2

Первая глава

В первойглаверомана «ЕвгенийОнегин» А.С. Пушкинподробноописываетобычныйдень Евгения Онегина, обычныйденьмолодогодворянина 20-х годов XIX, которыйведетжизньмолодогочеловека, свободногоотслужебныхобязательств. Этотдень, как и другой, воспринимаетсяОнегинымкакнеобходимыйсветскийритуал: «И завтратоже, чтовчера»: балы, французскиерестораны, балетные и оперныеспектакли в Мариинскомтеатре, прогулкипоНевскомупроспекту

Слайд 3

Жизнь в Петербурге

Лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX в. вела подобную жизнь. Такую жизнь могли себе позволить лишь молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню, маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной.

Слайд 4

Утро Онегина

Онегин вставал поздно, не раньше, чем в 12 часов. Это являлось признаком аристократизма. Мода на позднее пробуждение пришла из Франции: парижские светские дамы и гордились тем, что никогда не видели солнца: просыпаясь на закате, они ложились в постель перед восходом. Утренний туалет и чашка кофе или чая сменялись к двум-трем часам дня прогулкой.

Слайд 5

День Онегина

В час пополудни на прогулку выходил император Александр I. Его ежедневная прогулка повлияла на то, что модное дневное гуляние «по бульвару» проходило по определенному маршруту. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала у Онегина час-два. Излюбленными местами его гуляний были Невский проспект и Английская набережная Невы.

Слайд 6

Образ жизни Онегина

Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Онегин вел холостой образ жизни, поэтому не содержал повара и предпочитал обедать в ресторане. Только французские рестораны Петербурга могли предложить достойную еду. Качество блюд в трактирах было плохим, тем более они рано закрывались.

Слайд 7

Свободное время Онегина

Во французских же и итальянских ресторанах было оптимальное соотношение цены и качества. Там обедали в основном иностранцы. Пища была разнообразная, средняя стоимость обеда – три рубля. Послеобеденное время Онегин стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Театр был не только художественное зрелище и клуб, где происходили светские встречи, но и место любовных интриг.

Денди отличались приятным стилем речи и безукоризненным языком. Многие из них обладали высокими дарованиями и преуспевали во всем, что они делали; менее талантливые, если им что-то не удавалось, умели вовремя остановиться, без особых иллюзий или энтузиазма. Они демонстрировали джентльменскую выучку - щедрость и великодушие. Эфемерные как молодость и духи, они все же имели одну постоянную черту - верность в дружбе, несмотря на позднейшее соперничество.

Большое внимание денди уделяли своему внешнему виду. Денди исповедовали принцип минимализма и связанный с ним принцип «заметной незаметности», который лег в основу современной эстетики мужского костюма. Вместо напыщенной, вычурной роскоши денди позволяет себе в костюме одну изящную, выразительную деталь. Следующий важный принцип - продуманная (деланная) небрежность. Можно потратить уйму времени на туалет, но далее необходимо держаться так, как будто в костюме все сложилось само собой, в порядке случайной импровизации. «Педантическая тщательность» вульгарна, потому что не скрывает предварительного напряжения и, следовательно, выдает новичка, который потея, постигает науку прилично одеваться. Вот почему умение завязать элегантно-небрежный узел на шейном платке стало высоко котироваться именно в эту эпоху.

«В идеале настоящий денди должен был отличаться стройной комплекцией » 5 . «Денди были редкостными чистюлями даже по современным меркам. Истинный денди узнавался по чистым перчаткам - он их менял по несколько раз в день; сапоги же были начищены до блеска » 6 . Для костюма денди характерна ещё одна примечательная деталь. Денди ходили с моноклями, очками, лорнетами, биноклями - это были предметы модной маскировки.

Денди, являясь обладателями безупречного вкуса и образцом для подражания в мужской моде, выступали беспощадными критиками, отпускающими краткие, остроумные, язвительные замечания по поводу погрешностей в костюме или вульгарных манер своих современников.

«Принцип минимализма проявлялся и в манере речи. Для денди характерны афоризмы. Речь денди не может быть монотонной и утомляющей: он метко опускает свои «bonmots» (словечки), которые тут же подхватываются и повсеместно цитируются. Кроме того, истинный денди никогда не будет повторять дважды одно и то же » 7 .

Три знаменитых правила денди:

    • Ничему не удивляться.
    • Сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью.
    • Удаляться, как только достигнуто впечатление.

Новички в светском обществе старались неукоснительно соблюдать правила этикета, из кожи вон лезли, чтобы выглядеть светским человеком. Отсюда - натянутость и неуверенность, а также вычурность манер (преувеличенная мимика и жестикуляция, форсированное выражение удивления, ужаса или восторга). Парадокс денди, да и вообще истинно светского человека заключается в том, что при полном соблюдении светских условностей он кажется максимально естественным. В чём же секрет такого эффекта? Благодаря верности вкуса - не в области прекрасного, а в области поведения - человек светский в самых непредвиденных обстоятельствах мгновенно улавливает, подобно музыканту, которого просят сыграть незнакомую ему вещь, какие чувства нужно сейчас выразить, с помощью каких движений, и безошибочно выбирает и применяет технические приемы.

«В культуре дендизма сложилось особое понятие - фланирование (от франц. fleneur), или медленная прогулка по городу - главным образом, с целью показать себя. Особую роль в тонком искусстве дендистского фланирования играет плавность, коль скоро медленное движение, как считали в то время, по сути своей величественно » 8 .

Глава 4. Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия «светской» жизни

Онегин родился в семье богатого дворянина. Отец его «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Как и вся аристократическая молодежь того времени, Онегин получил домашнее воспитание и образование под руководством француза-гувернера.

Он ведет типичную для «золотой молодежи» праздную жизнь: каждый день балы, прогулки по Невскому проспекту. Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы молодежи. Пушкин отмечает в нем «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум », чувство чести, благородство души. И Онегин не мог не разочароваться в светской жизни.

Иной путь, по которому шла некоторая часть дворянской молодежи 20-х годов, раскрыт на примере жизни Ленского.

Он получил образование и воспитание в «Германии туманной ». Оттуда он привез «вольнолюбивые мечты …и кудри черные до плеч ». Пушкин указывает на присущее Ленскому «благородное стремление и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых ». Ленский воспринимает людей и жизнь как романтик- мечтатель. Непонимание людей, восторженная мечтательность приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью. Он видит цель жизни в любви к Ольге, считает ее совершенством, хотя она обыкновенная девушка. «Всегда скромна, всегда послушна », она ни о чем не задумывается глубоко, а следует принятым жизненным правилам. Ее чувства не отличаются глубиной и устойчивостью. Она «недолго плакала » о Ленском и скоро вышла замуж.

Устойчивостью и глубиной чувств отличалась сестра Ольги - Татьяна. Татьяна Ларина воспитывалась на французских романах, поэтому она была так же, как и Ленский, романтична. Но Татьяна близка к народу. Татьяна мечтает о таком человеке, который был бы похож на героев ее любимых романов. Такого человека, как ей кажется, она нашла в Онегине. Но он отвергает любовь Татьяны. Судьба ее трагична, но характер не изменился.

Анализ характеров главных героев показал, что только на примере Онегина, его образа жизни, описанного в начале романа, можно рассмотреть жизнь типичного дворянина, его развлечения и занятия, а также предположить каким мог бы быть день светского человека.

4.1 Развлечения

«День столичного дворянина имел некоторые типовые черты. Однако те признаки, которыми отмечен день офицера или департаментского чиновника, в романе не отмечены, и останавливаться на них не имеет смысла» 9 , - так Ю. Лотман начинает свой комментарий к роману Пушкина «Евгений Онегин».

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню « маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной» 10 .

Светский человек, не обремененный службой, вставал очень поздно. Это считалось признаком аристократизма: ведь рано должны были просыпаться только те, кому приходилось своим трудом зарабатывать на хлеб насущный - ремесленники, торговцы, служащие. Эту привычку российские аристократы переняли у французских Парижские дамы высшего света гордились тем, что никогда не видят солнца, ложась до рассвета и просыпаясь на закате.

Встав с постели и совершив утренний туалет, полагалось выпить чашку чая или кофе. В два три часа дня наступало время прогулки - пешей, верхом или в коляске, во время которой можно было нанести визиты родным и знакомым, каковых у каждого имелось немало.

Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810-1820-х гг. были Невский проспект и Английская набережная Невы.

Ежедневная прогулка Александра I повлияла на то, что модное дневное гуляние проходило по определенному маршруту. В час пополудни он выходил из Зимнего дворца, следовал по Дворцовой набережной, у Прачешного моста поворачивал по Фонтанке до Аничковского моста. Затем государь возвращался к себе Невским проспектом. Именно в эти часы Онегин гулял по «бульвару»:

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед. (1, XV, 9-14)

Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы явственно ощущались как поздние и « европейские»: для многих было еще памятно время, когда обед начинался в двенадцать.

Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара – крепостного или наемного иностранца – и предпочитал обедать в ресторане. За исключением нескольких первоклассных ресторанов, расположенных на Невском, обеды в петербургских трактирах были хуже по качеству, чем в Москве.

Местом сбора петербургских денди в это время был ресторан Талона на Невском:

        К Talon помчался: он уверен,

        Что там уж ждет его Каверин.

<…>

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французско й кухни лучший цвет. (1, XVI, 5-14)

Появиться в том или ином ресторане означало явиться на сборный пункт холостой молодежи – «львов» и «денди». А это обязывало к определенному стилю поведения и на все оставшееся до вечера время.

«Впрочем, и сам Пушкин, в отсутствие жены в Петербурге нередко обедал в ресторане. В 1834 г. в его письмах к Наталье Николаевне, находившейся в ту пору в Москве, часто встречается фраза: “Обедаю у Дюме” - имелся в виду известный столичный ресторан » 11 .

Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Он для петербургского франта той поры не только художественное зрелище и своеобразный клуб, где происходили светские встречи, но и место любовных интриг и доступных закулисных увлечений.

Многие в светском обществе слыли театральными завсегдатаями. Ведь театр в начале ХIХ в. был не просто храмом искусства, а чем-то вроде постоянного места встреч. Здесь можно было пообщаться с друзьями, узнать последние, далеко не театральные, новости, завязать любовный роман. Кавалеры покровительствовали актрисам, дружили с актерами, участвовали в театральных интригах, как и Онегин:

        Театра злой законодатель,

        Непостоянный обожатель

        Очаровательных актрис,

        Почетный гражданин кулис,

        Онегин полетел к театру,

        Где каждый, вольностью дыша,

        Готов охлопать enterchat,

        Обшикать Федру, Клеопатру,

        Моину вызвать (для того,

        Чтоб только слышали его). (1, XVII, 5-9)

4.2 Бал

Танцы занимают в романе «Евгений Онегин» значительное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль.

Танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

В эпоху Пушкина бал открывался полонезом, пришедшим на смену манерному менуэту ХVIII столетия. Обычно его начинала хозяйка дома в паре с кем-то из именитых гостей. Если на балу присутствовала августейшая фамилия, то в первой паре с хозяйкой шел сам император, во второй - хозяин дома с императрицей. Вторым танцем на балу в начале ХIХ в. стал вальс:

        Однообразный и безумный,

        Как вихорь жизни молодой,

        Кружится вальса вихорь шумный;

        Чета мелькает за четой. (5,XLI, 1-4)

Интересно то, как толкуется слово «вальс» в «Онегинской энциклопедии»: «Вальс в “Евгении Онегине” упоминается трижды: два раза в сцене именин Татьяны и один - в седьмой главе (бал в Дворянском собрании).

В 1820-е гг., когда мода на вальс распространилась в России, он считался излишне вольным. “Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности <...>, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие” (Правила для благородных общественных танцев, изданные <...> Людовиком Петровским. Харьков, 1825, с. 72.). Пушкин называет вальс “безумным”, “резвым” и связывает его с любовной игрой, ветреностью.

Эпитет “безумный” связан с той характеристикой танца, которую мы дали выше» 12 .



Рекомендуем почитать

Наверх