Главный помощник в общении родной язык. «Конспект урока по русскому языку на тему «Главный помощник в общении — родной язык. Основной этап урока

На короткие волосы 13.10.2023

Вариант-1


  1. Запиши проверочные слова:
Сосновый - _______________, следы - ________________

полевой - ________________


См ()льчак, тр(__)винка, гр(__) за


3. Найди, в какой строке все слова правильно разделены для переноса

А) Ма-га-зин сто-лик, ше-я

Б) Крас-ный при-лёт вз-лёт


4 . Подчеркни слова, которые заканчиваются парными звонкими и глухими согласными звуками

Январь мороз клён стол звук баран


5 . Вставь, где нужно букву разделительный твёрдый знак или мягкий знак.

В(__) ехали, с(__)ест, под(__)ём, по(__)езд, с(__)ёмка, в(_)юга, пен(_).


6. Подчеркни синоним к слову огонь:
7. Подчеркни главные члены предложения:
На опушке робко выросла берёзка.
Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке.

8. Найди предложение с однородными членам:

А) Скрылись подо льдом большие и малые реки.

Б) Под снежной шубой отдыхает земля.


А) Наступила весна.

Б) На улице дует снег?


В) Мой руки перед едой!
Г) Я прочитала интересную книгу!


Витя идёт по лесной тропинке.

3 класс


Контрольная работа №3 по русскому языку

Тема «Язык –главный помощник в общении»

Вариант-2

Учени _____ _______________________________________________


1. Запиши проверочные слова:

Морской - _______________, вода - ________________

гнездо - ________________
2. Вставь пропущенные буквы (а,е,о,и)

Под(__)рить, т(__)шина, л(__)сточек


3. Найди, в какой строке все слова правильно разделены для переноса
7. Подчеркни главные члены предложения:

Ворона оставила петли своих следов.


Во дворе ребята залили каток.
8. Подчеркни предложение с однородными членами :
А) Красивые снежинки кружатся и падают на землю..
Б) Сверкают на солнце снежные сугробы
9. Дать характеристику предложениям.
А) Наступила долгожданная весна.

Б) В лесу растут грибы?


В) Ребята, зайдите скорее в класс.
Г) Я нарисовал замечательную картину!

10. Из данного предложения выпишите словосочетания.

Прозрачная сосулька тает на крыше.

Анализ контрольной работы № 3 по разделу «Язык – главный помощник в общении».


  1. Умения правильно подбирать проверочные слова – 3 балла.

  2. Отработка орфограммы «Безударные гласные» - 3 балла.

  3. Умение делить слова для переноса – 1 балл.

  4. Нахождение букв парных согласных звуков по глухости и звонкости-2 балла.

  5. Правописание разделительного ь и ъ знаков- 2 балла.

  6. Знания антонимов и синонимов – 1 балл.

  7. Выделение главных членов предложения – 2 балла.

  8. Нахождение предложения с однородными членами – 1 балл.

  9. Умение характеризовать предложения – 4 балла.

  10. Умения находить словосочетания – 1 балл.
Высокий уровень – 19- 20 баллов.

Средний уровень – 14-18 баллов.

Ниже среднего –9- 13 баллов.

Низкий -8 баллов и ниже.

Урок 15. Главный помощник в общении – родной язык (с. 29-30)

Цели: показать необходимость владения языком для успешного общения.

Задачи: формирование необходимости владения языком для успешного общения , обоснование необходимости знания букв, формирование умений передачи устной речи на письме; повторение алфавита, закрепления знаний обучающихся о речи, совершенствование умений составлять предложение, развитие орфографическую зоркости, формирование умений участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы, формирование умений детей слушать товарищей и отвечать на вопросы .

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

Словарно - орфографическая работа.

- Сегодня мы познакомимся с двумя словами, которые вы должны самостоятельно составить из данных букв:

ОШОРОХ АТАНМОК

Получились слова: Комната и хорошо .

Что такое комната? (отдельное помещение в доме)

В каких значениях может употребляться слово хорошо ? ( С помощью этого слова оценивают поведение, поступки, действия ).

- Слово хорошо говорят, когда с кем-либо или с чем-либо соглашаются. Например, хорошо, я приду.

Слово хорошо может обозначать угрозу. Например, ну, хорошо же!

Отметку "четыре" называют хорошо. Что можете сказать о написании слова х орошо ? ( В слове имеется сочетание - оро).

Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно. (Варианты детей)

На доске записаны слова.

С..нтябрь, з..ма, пр..щай, д..ревья, в..робей, л..са, комн..та, х..рошо.

Сейчас вам нужно будет вставить буквы в слова и объяснить свой выбор.

На какие две группы можно разделить слова по орфограммам? (- Безударные гласные, которые можно проверить, и безударные гласные, которые нужно запомнить.(сентябрь, прощай, воробей, комната, хорошо)

III . Самоопределение к деятельности

Ребята, скажите мне, пожалуйста, что помогает нам общаться между собой? (речь)

Какой бывает речь? (устная, письменная)

Какую речь мы называем устной? (которую произносим устно)

А письменной? (которую записываем)

Какой орган человеку помогает в общении? (язык)

Сколько значений слова «язык» вы знаете? (Одно из значений – язык как человеческий орган, а второе значение – язык как средство общения.)

Сформулируйте тему и цель нашего урока (Язык – это главный помощник в речевом общении. Будем изучать его богатства)

IV . Работа по теме урока.

    Работа по учебнику.

Упр.31 стр. 29.

Вы уже научились читать. Прочтите буквы. Какие буквы вызывают затруднения7 (во втором предложение) Почему? (мы их не изучали). Прочтите предложения? Какое предложение вызывает затруднение? (второго ряда). Почему? (они нам не знакомы).

Прочтите слова профессора Самоварова с.29

А на каком языке мы с вами общаемся?

Какой язык для вас является родным?

Прочитайте на доске:

Родной язык - святой язык

Родной язык - святой язык, отца и матери язык, Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг! Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать, И сказки бабушки я научился понимать. Родной язык, Родной язык, с тобою смело я шел вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: «О, Боже, мать мою прости, прости меня, прости отца!»

А что для вас означает словосочетание Русский язык?

Для того, чтобы уточнить значение словосочетания «Русский язык» я сейчас прочитаю вам небольшой текст.

Много языков на Земле. И каждый язык для кого-то родной. Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык понимают все народы, живущие в России.

Ребята, какая мысль в этом тексте главная?

А сейчас давайте запишем главное предложение о русском языке.

Русский язык – родной язык русского народа.

Давайте прочитаем в учебнике на странице 30 сообщение профессора Самоварова о русском языке.

V . Физкультминутка.

VI . Продолжение работы по теме урока.

Упр. 33 с. 30

- Записать любое из высказываний о языке (Можно записать свой вариант)

Язык – одежда всех мыслей.

Не может быть мысли без языка и языка без мысли.

Долг языка – говорить добро.

Упр. 32 с. 29

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Помочь дяде Фёдору грамотно написать письмо )

На каком языке написано письмо?

Понятно ли оно вам?

Посмотрите внимательно, что пропустил Дядя Федор, когда писал это письмо?

Давайте поможем мальчику написать трудные слова. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Вы обратили внимание, что мальчик начал свое письмо с обращения к родителям?

А что Дядя Федор забыл написать в конце письма? ( От кого это письмо ).

VII . Рефлексия.

Упр. 36 с. 33

Словесное творчество

Запишите предложения, в которых говорится о русском языке, его богатстве.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И. Куприн).

VIII . Итог урока .

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа (К.Г. Паустовский).

Что нового вы узнали сегодня на уроке о языке?

Что на уроке вызвало у вас затруднение?

А что больше всего понравилось? Почему?

IX . Домашнее задание

Стр. 34 задание 3

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Утверждаю:

Преподаватель c методикой преподавания русского языка:

преподавания:

Т. Н. Зотова/

Согласовано:

Учитель/ М. Н. Антюфеева /

Конспект

урока по русскому языку

«Главный помощник в общении - родной язык»

Провела студентка группы ПНК-31: Бердникова А.И.

Место проведения: 2 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 15.09.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т. Н. Зотова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.Н. Антюфеева/

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т. Н. Зотова /

Тип урока: Урок рефлексии

Создать условия для расширения словаря, умения владеть языком.

1) показать необходимость владения языком для успешного общения; создать наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит); показать преимущества лексически богатой речи; обосновать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; повторить алфавит.

2) содействовать развитию каллиграфических навыков, умения владеть разговорной речью.

3) воспитывать интерес к русскому языку, толерантность, аккуратность, усидчивость.

Личностные:

Положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

Познавательный интерес к русскому языку

Регулятивные:

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу, составлять план.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Ориентироваться на развороте учебника.

6 . Находить ответы на вопросы иллюстрации.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование:

Презентация, учебник, карточки

Деятельность учителя Деятельность учащихся

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

Здравствуйте, ребята, сегодня я у вас проведу урок русского языка. Меня зовут Алина Ивановна.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ребята, посмотрите на доску, прочтите предложения.

Ребята, все ли вам понятно? Какое нет? Почему?

Откройте учебник на странице 29. Прочитайте сообщение Самоварова, каждый в пол голоса.

О чем говорится в сообщении?

У каждого народа - свой язык: свои звуки речи и буквы, с помощью которых можно записывать эти звуки, свои слова и предложения, чтобы общаться друг с другом.

Вам надо изучать все богатства родного языка, чтобы уметь грамотно использовать их в своей речи. Язык - это главный помощник в речевом общении.

Какие богатства хранятся в нашем языке?

Русский язык - государственный язык РФ. В русском большом академическом словаре 131 257 слов, когда в английском языке только 988 слов!

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Молодцы!

Кто догадался, какая тема урока сегодня?
Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном русском языке, о его важном значении в нашей жизни.

А какое же значение играет язык в нашей жизни?

Как вы понимаете слово язык?

4.Построение проекта коррекции затруднений.

Посмотрите на рисунок упражнения 34.
Ребята, тема урока « Главный помощник в общении - родной язык». А перед нами на картинке - город Текст. Почему?

Из чего еще состоит язык?

На какой улице живут слова?

Молодцы, ребята!

А теперь прочтите упражнение 33. Запишите высказывание и объясните его:

Язык - одежда всех мыслей.

5.Реализация проекта коррекции выявленных затруднений.

А сейчас откроем упражнение 32. Прочитаем его.

На каком языке написано письмо Дяди Федора?

Понятно ли оно вам?

Помогите мальчику написать трудные слова. Какие орфограммы вам встретились в этих словах? Подчеркните.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

А сейчас проведем звуко-буквенный анализ слова: жду.

Физкультминутка.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех"?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

6.Обобщение во внешней речи

Ребята, откройте упражнение 35. Прочитайте диалог.

Приходилось ли вам слышать подобную речь?

Что хотел услышать мальчик у своего приятеля?

Получил ли он точный ответ? Почему?

Как вы думаете, богатый или бедный запас слов у героя рассказа?

Молодцы, ребята!

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, давайте составим предложение и проверим его.

Мы, русский, изучаем, язык.

Нам, словарик, русского, нужен, языка.

Ребята, а что такое текст?

А что такое заглавие?

Карточка №1

Расставь предложения в нужном порядке, чтобы получился текст и озаглавьте его:

У нас прекрасная природа. Красивые поля.

Мы живем в России. Ведь она у нас одна. Мы любим свою Родину.

8.Включение в систему знаний и повторений.

Продолжите предложение:

Богатства языка - это звуки, буквы, слова…

9.Рефлексия

Ребята, что мы изучали на уроке?

Для чего нужен русский язык? Нужно ли его учить?

Из чего состоит язык?

Молодцы ребята, мы очень хорошо поработали. Спасибо за активную работу.

Домашнее задание: упражнение 36 на странице 33.

Приветствуют и садятся

Меня зовут Лида.
My name is Lida.

我的名字是莱达.

В сообщении говорится о том, что каждый человек может понять и прочесть только тот язык, который он знает.

Богатство состоит в том, что мы с помощью языка можем разговаривать.

С его помощью мы общаемся друг с другом

Язык - это мышечный орган, с его помощью человек или животное определяет вкус пищи, при его участии образуются звуки речи.

Язык- человеческий способ общения в духовном и практической жизни человека и представляет собой систему знаков для передачи, приема и использования информации

Город текст.

Язык состоит из текстов.

На улице Предложения

На русском языке

Жи ву, скуча ю

Жи, ши, пиши с буквы И. Ча, ща, пиши с буквы А.

Жду- ударение падает на гласную у. в этом слове 1 слог.

Ж - [ж]- согл., тв, зв.

Д- [ д]- согл., тв,. зв.

У- [y]- гл., удар.

Мальчик хотел узнать про жизнь приятеля

Нет, у него очень маленький запас слов

Мы изучаем русский язык

Нам нужен словарик русского языка

Мы живем в России. У нас прекрасная природа. Красивые поля. Мы любим свою Родину. Ведь она у нас одна.

Предложения, текст, рассказы, произведения, романы.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Раздел «Мир общения. Повторяем - узнаём новое»

Уроки 1-16

Целевые установки уроков

Личностные:

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;

Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

Метапредметные:

Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;

Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы - в соответствии с культурными нормами;

Соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Предметные:

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;

Понимать речевые задачи общения: сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

Различать диалогическую и монологическую речь;

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

Составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

Пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

Писать изложения по составленному плану;

Составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям;

Делать полный и краткий пересказ текста;

Устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному.


Культура устной и письменной речи.

Уроки 5-7

Это важно!

В 3 классе начинается знакомство с коммуникативной обусловленностью выбора речевых средств. Как известно, часто нельзя говорить о правильности или неправильности выбора определённого слова или интонации (тона речи, громкости голоса) без учёта того, с кем, где и с какой целью мы говорим. Выбор слов также обусловлен ситуацией общения: мы должны представлять, в каком случае надо сказать: «С какой целью вы посетили нас?», а когда уместнее будет фраза «Зачем ты пришёл?». В 3 классе эта работа только начинается и ограничивается выбором нужной интонации и слов речевого этикета.

Ход урока 5

Актуализация темы урока

Вопрос учителя: «Какую цель люди ставят перед собой при общении?» (Передать информацию, попросить о чём-то, воздействовать на чувства собеседника.) Выслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Подумайте, а какой должна быть устная и письменная речь людей, чтобы можно было осуществить поставленную цель?» Выслушиваются ответы учащихся, затем дети отвечают на вопросы Совёнка (с. 13).

Для обсуждения предлагаются различные ситуации: орфоэпически неверное произношение слов, например, в предложении «В нашем магазине продаются портфели» или «У нас в огороде растут свекла и щавель»; орфографически неверное написания слов, например, в записке: «Я учю русский язык четыре чиса»; неверная форма обращения, например, к директору школы: «Привет, Сан Саныч! Как живёшь?»

Учитель: «Знают ли эти люди русский язык? (Знают.) Но они не владеют культурой устной и письменной речи. Что вы можете сказать о людях, которые так говорят или пишут?»

Основной этап урока

Выработка умения «читать» схемы и определение основных целей и правил общения (упр. 18). Анализ рисунка-схемы. Формирование представления детей о речи как целенаправленном процессе. Ответы на вопросы с использованием опорных слов и словосочетаний сначала должны быть устными.

Определение выбора речевых средств в зависимости от ситуации общения. При этом учащиеся устно обрисовывают ситуацию общения. Например: «Я говорю со своими друзьями (как?) тихо (когда? при каких условиях?) ..., громко (когда? для чего?) ..., с насмешкой (при каких условиях? зачем?) ...». Для письменного ответа можно выбрать какой-то один вариант, но обязательно с комментарием. Например: «Я говорю со своими друзьями громко, если они находятся далеко от меня или если я хочу обратить на себя внимание».

Работа над интонацией, соответствующей ситуации общения, может быть проведена в форме игры«Мы артисты» . Учитель предлагает произнести одни и те же фразы от лица разных литературных героев: «Когда ты вернёшься? Я хочу, чтобы ты пришёл (пришла) завтра пораньше». Например, при обращении: а) мачехи к Золушке; б) принца к Золушке; в) Настеньки к отцу (из сказки «Аленький цветочек» C. Аксакова); г) старухи к старику (из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина). Дети должны осознать, что общение с разными целями предполагает выбор разной интонации.

Словарная работа («Твой словарик», с. 14).

Разграничение понятий «устная речь» и «письменная речь» при работе в паре (РТ, упр. 13) или по вопросам учителя.

Работа над выработкой вежливой, уважительной по отношению к собеседнику манеры общения. Обогащение словаря учащихся словами речевого этикета (РТ, упр. 21).

Знакомство с пунктуационными правилами выделения слов речевого этикета при чтении сообщения Самоварова (с. 14). Запись предложений, составленных учащимися при работе в парах (упр. 19). Обратить внимание на постановку запятых!

Конкурс«Кто знает больше вежливых слов?» . Названные учащимися слова речевого этикета записываются на доске и в тетрадях.

Сопоставление вежливой и грубой речи (РТ, упр. 19).

Работа с текстом Л. Толстого: определение манеры поведения героев, поиск вежливых слов и слов, выражающих отношение героев друг к другу (РТ, упр. 22). Работа по вопросам учителя: «С какой целью человек может обращаться к другому человеку? Одинаковые ли виды предложений при этом используются?»

Резервное задание (работа в парах): составление устных диалогов на одну из выбранных тем (приглашение в гости, разговор о прошедшем выходном дне, о самом интересном событии и т. п.). Обязательное требование - использовать слова речевого этикета, слова, передающие доброжелательное отношение к собеседнику.

Определение и объяснение орфограмм в выписанных словах: здравствуй, Алёша, прости, пожалуйста, не смогу, спасибо, поздравление, до свидания, Саша.

Итог урока

Учитель: «С какими целями общаются люди? Чем устная речь отличается от письменной? Каким должен быть разговор двух людей? Какие новые слова речевого этикета узнали на уроке?»

Домашнее задание

Записать вежливые слова и подчеркнуть в них орфограммы или выполнить упр. 20.

Ход урока 6

Актуализация темы урока

Учитель: «В каких двух формах может существовать речь? (Устная и письменная.) Сегодня мы будем говорить о требованиях к устной речи. Как бы вы их определили?» Выслушиваются ответы учащихся.

Основной этап урока

Определение требований к устной речи после самостоятельного чтения текста С. Михалкова (упр. 21). Предложения в конце упражнения дописываются и проверяются.

Работа над техникой речи - дикцией. Учитель: «Какие специальные произведения придуманы людьми для отработки дикции?» (Скороговорки.) Выполнение в парах упр. 16 из РТ или работа со скороговорками, записанными учителем на доске. Может быть проведён конкурс«Лучший скороговорщик».

Нахождение нелитературных форм слов или исковерканных слов в тексте упр. 22 (предложения записываются в исправленном виде) и РТ, упр. 14 (с заменой «псевдослов» словами литературного языка).

Работа в области культуры речи - со словами, в которых сочетания согласных могут произноситься не так, как пишутся (РТ, упр. 17 и 18). Обратить внимание учащихся на то, что на месте буквосочетания жж в современном языке чаще произносится твёрдый долгий звук [ж], мягкий долгий звук пока ещё возможен как вариант наряду с твёрдым произношением этого буквосочетания в словах дрожж и, вожж и. Важно добиться запоминания слов, в которых буквосочетание чн произносится как [шн]. Слова с буквосочетанием чн должны быть обязательно записаны с частичной транскрипцией (скучн о - [шн], нарочн о - [шн], конечн о - [шн], яичн ица - [шн], скучн ый - [шн], научн ый - [чн], конечн ый - [чн]).

Итог урока

Учитель: «С какими нормами культуры речи мы познакомились на уроке?»

Домашнее задание

Составить и записать предложения со словами из РТ, упр. 17.

Раздел «Язык - главный помощник в общении».

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».

Задачи урока :

Личностные:

Осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Предметные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Находить дополнительную информацию;

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

Метапредметные:

Познавательные:

Использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

Использовать словари для нахождения нужной информации.

Регулятивные:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

Высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок закрепления и открытия новых знаний

«Язык – главный помощник в общении»

3В класс, учитель Малышева Е.В.

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».

Задачи урока :

Личностные:

Осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

- осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Предметные:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Находить дополнительную информацию;

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

Метапредметные:

Познавательные:

Использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

Использовать словари для нахождения нужной информации.

Регулятивные:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть, начинаем наш урок! (Презентация .)

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

(К.Д.Бальмонт).

Сегодня мы будем говорить о богатстве русского языка, вспомним, что изучает лексика – наука о словарном составе языка.

II. Актуализация знаний.

Язык – это природный алмаз. И, как всякий алмаз, от огранки начинает сверкать всеми своими линиями, так и в творчестве наших писателей, русский язык стал необыкновенно блистательным.

Работа по учебнику.

Упр. 36, с. 31 – минутка чистописания .

Перепишите высказывание о русском языке каллиграфически точно и красиво, как в учебнике.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

(А.Н.Толстой).

От огранки алмаз начинает больше сверкать, а что вы должны делать, чтобы ваша речь стала богаче и выразительнее? (Трудиться над изучением русского языка).

III. Словарная работа.

Недавно вы писали сочинение «Летние каникулы». Почему не у всех текст получился красивый, образный, богатый? (В предложениях мысли повторялись, не использовали синонимы и антонимы, мало применяли эпитеты).

Минус- плюс, огонь- вода,

Дерзкий- осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны. (В. Синицын).

Синонимы близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна – как много в них священного для нас!

Нашу речь делает красивой и богатой многообразие слов, которое изучаются в разделе «лексика».

Запишите слова в алфавитном порядке:

Синонимы, антонимы, омонимы, словосочетания.

- Закончите определения:

Слова одной и той же части речи с одинаковым значением, но разные по написанию – это… (синонимы ).

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – это… (антонимы ).

Слова одной и той же части речи с одинаковым звучанием, но разные по лексическому значению – это… (омонимы ).

Какими словарями можно пользоваться, чтобы найти подсказки в поиске нужных антонимов и синонимов? (Словарь антонимов и Словарь синонимов).

А что такое словосочетания?

Замените словосочетания одним словом – синонимом (дети записывают в тетрадь ):

Очень сильный дождь - … (проливной ), очень тёмные тучи- … (мрачные ), очень неаккуратный вид - … (неряшливый ).

Спишите, заменив прилагательные антонимами:

Теплый ветер, сладкое яблоко, глубокий пруд, суровая зима.

(Холодный ветер, кислое яблоко, мелкий пруд, мягкая зима).

Почему в предложениях мысль выражена не точно:

Принесите лук. (Овощ или оружие?).

Кран не работает. (Водопроводный или подъемный?).

- Являются ли омонимами выделенные слова. Спишите и обозначьте части речи выделенных слов:

Стакан из стекла – вода стекла ; косить косой – косой взгляд; тёплая печь – печь пироги.

III. Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить задание. Вы готовы к этому?

Откройте учебник на с.31. Какое слово с непроверяемым написанием предлагает рубрика «Твой словарик»? (Колыбель).

Назовите лексическое значение слова.

Составьте предложение с этим словом.

Слово имеет и переносное значение. Колыбель- место возникновения, зарождения кого – либо «Возвращаются птицы в лесные свои колыбели…» - в каком значении употребляется слово?

Прочитайте слова орфоэпически, то есть так, как вы говорите.

Прочитайте слова орфографически, то есть так, как выпишите.

Запишите слово в тетради, разделяя его на слоги и для переноса. Образуйте однокоренные слова, запишите их с подходящими по смыслу словами.

Запишите под диктовку.

Всё она

Колыбель вам кто качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки кто дарит?

Мама золотая.

И. Косяков

Какое слово в стихотворении употреблено в переносном значении? (Золотая мама.)

Работа по учебнику С.31

Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Чем огорчён профессор? (Ребятам не хватает слов для выражения своих мыслей. ) Нам это тоже знакомо.

Чем занимаются учёные лингвисты?

Чему мы будем учиться на уроках русского языка при изучении этой темы? (Красиво говорить и писать, используя словарное богатство русского языка).

IV. Первичное закрепление знаний.

Работа по пособию «Как научиться писать сочинения» (С.А.Есенина):

С.10 – раздели текст про осень на предложения, подбери синонимы, подбери антонимы, объясни фразеологизмы, найди в тексте повторяющуюся мысль. (По заданиям. Самостоятельно, с проверкой по выполнению каждого задания.)

VI. Самостоятельная работа.

Напиши в тетради мини- сочинение – описание «Ясный осенний день» или «Хмурый осенний день».

(Выборочная проверка ).

VII. Физкультминутка.

Упражнения на расслабление кистей рук, плечевого пояса, глаз.

VIII. Закрепление изученного материала.

Какой раздел русского языка изучает словарное многообразие?

Что такое определить лексическое значение слова?

Что такое переносное значение слова?

Какие слова делают нашу письменную речь более богатой и многообразной?

На что нужно обращать внимание при написании сочинения?

IX. Подведение итогов урока.

Кому сегодня было трудно?

Кому что-то было не понятно сегодня на уроке?

Где можно применить полученные знания?

Х. Рефлексия .

Кто доволен своей работой?

Кого из одноклассников можно похвалить за работу на уроке?

XI. Задание на дом.

Подробный разбор домашнего задания – написать сочинение «Краски осени» по предложенному в пособии плану (с.10).

Спасибо за работу на уроке! До свидания!




Рекомендуем почитать

Наверх