Основные выразительные средства морфологии вопросы. Морфологические средства создания языковой экспрессии в поэтических текстах. Выразительные возможности прилагательных и причастий

Для мальчиков 22.10.2023

1. Ошибки, связанные с употреблением имен существительных.

2. Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм.

3. Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.

4. Ошибки, связанные с употреблением числительных, местоимений.

Ошибки, связанные с употреблением имен существительных. Морфология – раздел грамматики изучающий грамматические свойства слов, т. е. грамматические значения средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Морфология нормы – правила использования морфологических форм разных частей речи.

Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать её.

Самую большую группу составляют варианты, использования которые ограниченно функциональным стилем или жанром речи.

В разговорной речи нередко встречаются формы родительного падежа множественного числа апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров; у ней, от ней, вместо у нее, от неё. Употребление таких форм в официальной письменной и устной речи считается нарушением морфологической норы.

1.Существительные, заканчивающие свою основу звуками -ин- в родительном падеже имеют нулевое окончание, это:

а) слова, обозначающие принадлежность к той или иной нации, например: грузин, абазин;

б) отношение к определенной территории, например: южан, северян, волжан

Есть слова, которые нельзя подвести под то или иное классифицированное определение, например: валенок, сапог, чулок, пагон, партизан, солдат, вафель, качерг, мокорон, простынь, блюдец, полотенец, жабер.

Но: носков, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, апельсинов, мандаринов, помидоров, килограммов, гектаров, граблей, яслей, свечей, консервов, прогонов, финансов, будней, греков, гуцулов, курдов, эскимосов.

В предложном падеже требуют запоминания следующие случаи: многие слова мужского рода, 2 склонения, имеющие значения «неодушевленности» получают окончание у вместо распространенного е в предложном падеже единственного числа. Если предлог в или на указывает на место, время, образ действия, например: в услугу, в снегу, в лесу, в носу, на спирту, в спирту. Однако предложный падеж может выражаться и вариативно. Например: в цехе – в цеху, отпуске – отпуску, на ветре – на ветру. В деловой научной речи окончание е , а в разговорной у .

В творительном падеже: дверьми (разг.) – дверями (лит.), лошадьми (разг.) – лошадьми (лит).

Можно отметить и «застывшие формы»: лечь костьми, гордиться своими сынами и дочерьми.

2. Существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, горелок, крестин, потемок, сумерек.

Именительный падеж.

При выборе окончания –а (я) или –ы (и)следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные формы:

А (-я-) – бега, доктора, корма, купала, кучера, сторожа, терема;

Ы (-и-) – аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, тракторы, фельдшер.

Иногда окончания указывают на смысловые различия:

Кондукторы – приспособления в технике;

Кондуктора – работники транспорта.

Слово бухгалтер в именительном падеже, множественного числа имеет только форму с окончанием – ы . Бухгалтеры!

Употребление форм числа. Вещественные существительные сахар, топливо масло, нефть, мрамор употребляются в форме единственного числа: сахара, топлива, масла, нефти, соли, мрамора. Эти формы имеют стилистический оттенок профессионального употребления. В некоторых случаях одна из форм нарушает норму литературного языка неправильно, туфля, а туфля с ударением на первом слоге правильно.

Категория рода: В русском языке немало слов мужского и женского рода для обозначения людей по их должности, профессии. При существительных, обозначающих занимаемую должность, профессию, чин, звание возникающие в речи затруднения объясняются особенностями этой группы слов. Каковы они?

Во-первых, в русском языке существуют названия мужского рода и отсутствуют к ним параллели женского рода или (значительно реже) существуют только названия женского рода. Например: ректор, бизнесмен, финансист, парламентер, прачка, няня, модистка, маникюрша, повитуха, бесприданница, кружевница, швея мотористка, президент, посол, кандидат наук, дипломат.

Во-вторых, существуют названия, как мужского рода, так и женского оба они нейтральны. Например: спортсмен – спортсменка, поэт – поэтесса.

В-третьих, образованы обе формы и мужского и женского рода, но слова женского рода отличаются значением или стилистической окраской.

Так, слова профессорша, докторша, имеют значение – «жена профессора», «жена доктора» и разговорный оттенок, а как названия должности становятся просторечными. Родовые параллели кассирша, сторожиха, бухгалтерша, контролерша, лаборантка, вахтерша, билетерша, квалифицируются как разговорные, а врачиха как просторечная.

Затруднения возникают в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет о женщине, а нейтральная параллель женского рода в языке отсутствует. Такие случаи все увеличиваются. По свидетельству ученых, число наименований, не имеющих женской родовой параллели, с каждым годом увеличивается, например: космофизик, телекомментатор, телерепортер, бионик, кибернетик и др., в то время как эту должность может занимать женщина.

Какой же выход находит говорящие и пишущие? Как отвечают лингвисты, не только в устной речи, но и в газетных текстах, в деловой переписке все чаще и чаше используется синтаксическое указание на лица. Иногда при существительных мужского рода глагол в прошедшем времени имеет форму женского рода. Например: Врач пришла, филолог сказала, бригадир находилась, мне посоветовала наш библиограф. Такие конструкции в настоящее время считается допустимыми, не нарушающими норму литературного языка. Употребление существительных мужского рода не имеющих словообразовательной параллели женского рада как наименование женщине, предлог тому что усилились колебания в формах согласования. Стали возможными такие варианты: молодой физик Яковлева – молодая физик Яковлева.

В частотно-стилистическом словаре вариантов «грамматическая правильность русской речи» относительно такого употребления определений сказано: «В письменной строго-официальной или нейтральной деловой речи принята норма согласования по внешней форме определяемого существительного: выдающийся математик Софья Ковалевская; новый премьер- министрИндии Индира Ганди.

Наиболее часты грамматические ошибки связаны с употреблением рода имен существительных. Можно услышать неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, но ведь существительное рельса, шампунь – мужского рода, (лит.в) сред. род. – разг., мозоль – женского рода, манжета – женского рода, сандалия женского рода, занавес – мужского рода, туфля – женского рода, бандероль – женского рода, балерина – солист балета, танцовщик, артист балета, машинистка - женского рода – переписчик на машинке.

Нарушение грамматической нормы связанно с употреблением в речи предлогов. Предлоги из-за и благодаря.

Предлог благодарясохраняет своё первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить. У потребляются для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины, употребление этого предлога не желательно: не пришел на работу благодаря болезни, в данном случае правильно – из-за болезни.

Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляется только с дательным падежом.

Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм .

Недостаточные глаголы: победить, убедить, очутиться, чудить. Имеют недостаточно структурных признаков для образования глаголов 1 лица, единственного числа. В связи с этим, данная форма образуется через описательные выражения: я смогу победить, я могу очутиться, я тебя убедила и т. д. Изобилующие глаголы: двигает – движет, полоскает – полощет, махает – машет, колыхает – колышет и др.

Глаголы кушать и есть являются примером сложности стилистической системы русского языка. Глагол кушать не употребляется ни в первом, ни в третьем лице, возможно только повелительное наклонение типа «Кушать подано», «Кушайте на здоровье».Этот глагол возможен в обращении к детям как выражение нежности и ласки.

Первая форма – разговорная, а вторая – литературная. Лаг – лож. Корень лож без приставки не употребляется: одолжи, вместо займи денег.

Сохнул промокнувший; нормой является выпадение суффикса ну во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов, промокнуть – промок, промокший.

Деепричастие совершенного вида сосновой на гласный звук могут употребляться в двух формах: с суффиксом в, и с суффиксом вши (например: послушавши, недоглядевши).

Формам на вши присущ просторечный характер, формы на общеупотребительны: видел – общеупотребит. лит. в-т.; видал – разговорный; уведоми, закупори – разгов. в. т.; уведомь, закупорь – книж. в. т.

Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных. Именно краткие формы превосходной и сравнительной степени прилагательных наиболее «уязвимы» и являются «напряженными» точками в орфоэпии.

Речевые ошибки.

а) Девушка была высокая, красивая и весела. В одном роду употреблены полная и краткие формы.

б) Мой брат более старше меня, учится он хорошо. Более старше – выражение, представляющее собой соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени. Нужно сказать: Мой брат старше меня. Хорошее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже. Он более способный и умнее меня.

В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения. Следовало сказать: Брат способней и умней меня.

Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.

Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретныйпризнак: Мысли ясны, девочка красива.

Полные формы прилагательных употребляются обычной в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.

Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: Девочка красивая (вообще) девочка красива (в данный момент).

Полные и краткие формы прилагательных могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

При образовании кратких форм прилагательных с безударными – енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный – искусствен, искусственен; торжественный – торжествен, торжественен.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительными является усеченная форма (на ен ). Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимическими формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы, каменная стена – стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение).


Похожая информация.


Морфологические средства языковой выразительности

Мы привыкли считать, что выразительность речи связана с использованием средств языковой выразительности – эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол, анафор и других. Но все же речевой опыт подсказывает, что это понятие более широкое и глубокое. На наше сознание воздействует новизна темы, информативность и доказательность содержания, логичность речи. Н. Б. Головин даёт такое определение: « Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной». Структурные особенности выразительной речи поддерживают выразительность произносительная и акцентологическая, выразительность лексическая и словообразовательная, выразительность морфологическая и синтаксическая, выразительность интонационная и стилевая. Выразительность придают речи все средства языка, входящие в разные области языковой структуры. Язык - это система. В системе языка важная роль отводится морфологии и морфологическим средствам языка. Имена существительные называют предметы, качества, действия, без имен существительных невозможно понять предмет разговора. Имена прилагательные называют признаки предмета, без них невозможно создать описание. Глагол и его формы передают движение, перемещение. Глагол способен передавать огромное количество смысловых оттенков и делает речь компактной. Глагол способен управлять именами существительными, он способен образовывать ряд последовательно зависящих слов и конструкций, что Потебня называл «синтаксической перспективой. Глагол передаёт видовые и залоговые оттенки. у Существительных особенно у отглагольных, таких возможностей нет. отглагольные существительные придают тексту неопределенность действующего лица, создаёт ощущение недосказанности, умолчания. Глагол связан с реальным лицом, поэтому он может оказаться грубым и неуместным для передачи тонких чувств поэтической речи. Наречие говорит о месте, времени, образе, причине, цели, условиях действия. Есть своя выразительность и у служебных частей речи: частицы, например, помогают создать вопрос, уточнить и усилить значение самостоятельных частей речи, придают отрицание или, наоборот, положительное значение предложению.

Тема урока. Морфологические средства языковой выразительности.

Цель: рассмотрение возможности морфологии как средства выразительности речи.

Задачи:

1. Рассмотреть имя существительное и имя прилагательное как выразительные средства языка

2. Изучить выразительные возможности глагола

3. Исследовать выразительные возможности глагольных частей речи.

4. Рассмотреть словообразовательные возможности русского языка с точки зрения выразительности речи.

Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Технология: проблемное обучение

Оборудование: распечатки текстов и стихотворений,

Время: 90 мин.

Класс (возраст учащихся): 1 курс (10-11 класс)

Ход урока.

  1. Актуализация знаний. (Повторить понятие выразительность речи, лексические средства выразительности)

Какой раздел курса русского мы начинаем изучать? (морфология)

Что изучает морфология? (части речи)

Зачем нужны в нашем языке части речи, что они дают нашей речи? (учащиеся предполагают)

Вот мы и коснулись проблемы урока: какие возможности открывают части речи нашему языку, нам говорящим на этом языке, какие возможности выразительности скрыты в частях речи.

Догадались, какая тема урока сегодня. Сформулируйте её. (Морфологические средства выразительности.)

Постарайтесь сформулировать цели урока.

Сформулируйте задачи урока.

Скажите, тема выразительности речи новая для нас?

Что мы изучили? (что такое выразительность речи, фонетические и лексические средства выразительности)

Напишите маленькое эссе, из которого было бы понятно, что такое выразительность, какую роль играют лексические и фонетические средства выразительности. (можно составить синквейн)

Проверяем ваши работы. (спрашиваю 2-4 учащихся)

Оцениваем работы, дополняем.

  1. Изучение новой темы.

Итак, мы должны определить, в чем заключается выразительность частей речи. Но об этом мы скажем после исследования текстов, стихотворных и прозаических

Как вы думаете, с каких частей речи мы начнем разговор о морфологических средствах выразительности.

1)- Имени существительного и имени прилагательного.

Перед вами стихотворение в нем пропущены слова одной части речи. Прочитайте стихотворение. Какой части речи здесь не хватает?

Как же выглядит текст без имен существительных? Что дают нам имена существительные? (без существительных мы не знаем о ком идет речь, где происходит действие, какие чувства испытывает герой, в тексте нет тех предметов, которые нам помогают представить мир)

Ваша задача: вписать в текст стихотворения имена существительные.

Проверяем, что получилось? Объясняем, почему взяли именно эти существительные.

Узнали стихотворение?

А теперь сравним текст И. А. Бунина и наши варианты.

А теперь заполняем таблицу, которая лежит на ваших столах и отвечаем на вопросы: что такое существительное, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Эту таблицу вы вклеите в ваши тетради.

Определите, грамматические признаки существительных (работают 10 минут), (существительные неодушевленные, нарицательные, мужского и женского рода, все, кроме сущ. палатам употреблены в единственном числе, в И., Д., Т., П., падежах)

О чем нам говорят существительные песок -как шелк, ствол-гигант?

(весь лес мы видим глазами ребенка, ему все кажется большим)

Какие еще признаки детского взгляда есть в стихотворении? (существительные свет, солнце, лето, которые говорят о радостном восприятии жизни).

Какую выразительность несут грамматические категории имени существительного?

(они помогают узнать род предмета и их число, помогают точнее оценить лирического героя и его чувства и понять обстановку, в которой происходит действие)

Обратимся к именам прилагательным в этом стихотворении. Закрасьте их желтым цветом и прочитайте текст без прилагательных. Что изменилось? (текст потерял свою образность, красочность, стал тусклым, а где-то потерялся и смысл).

Вспомним определение и грамматические признаки имени прилагательного, запишем их в таблицу.

Определим эти признаки у прилагательных в стихотворении Бунина.

(поэт использует качественные и относительные прилагательные в полной и краткой форме, в качестве определений и сказуемых, использует прилагательные в сравнительной степени; все прилагательные подтверждают состояние героя: он – ребёнок, гуляет летом в бору, радуется солнцу и теплу, сосновому аромату).

Сделаем вывод о выразительных возможностях имен прилагательных.

Какая часть речи подтверждает наши догадки о том, что лирический герой стихотворения ребенок.

(имя числительное)

С какой же целью мы используем в речи имена числительные?

(говорят о возрасте героя, о времени действия, о расстоянии и т.д.)

Какие местоимения вы нашли в тексте? (мне, вся)

Почему так мало местоимений?

(они не нужны, так как есть глагол чувствую, который и говорит о 1-м лице, но местоимение я автор не использует)

2) Как вы думаете, в чем заключается выразительность глагола?

(передает движения, действия, чувства, их изменения).

Дадим определение глаголу, укажем на его синтаксическую роль и морфологические признаки.

а) Прочитайте отрывок из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Какие чувства испытывает Наташа, как они изменяются в её душе? Выпишите глаголы чувств и глаголы движения. Определите их грамматические характеристики. (диалектика души). Использует глаголы разных времен, это даёт возможность путешествовать с героями на машине времени: узнать о прошлом, вместе с героями стать участниками настоящих современных событий и заглянуть в будущее)

б) Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Силентиум», обратите внимание на глаголы. Что заметили? (использует глаголы повелительного наклонении, которые заставляют нас остановиться и все действия применить к себе, понаблюдать за собой)

в) Читаем стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака. какая часть речи в этом тексте останавливает наше внимание? (причастие) Дайте ему определение и скажите, с какой целью использует поэт эту часть речи? Определите залог причастий, падеж, род, число.

г) Вспомним, что обозначает деепричастие. Запишите в таблицу грамматическую характеристику деепричастия. Прочитайте стихотворение И. Северянина «Последняя любовь», назовите деепричастия, определите, какую роль они играют в стихотворении.

Сделаем вывод о роли причастия и деепричастия

3) Какие же словообразовательные элементы влияют на выразительность частей речи и, следовательно, на весь текст?

Прочитайте текст.

Вот на бугорке мал еньк ая рощ иц а. Перепрыгиваю через овраж ек и подхожу ближе. На вет очк ах берёз вижу зелен оват ый клейкий пуш ок - будущий лист очек . Как тих оньк о теплый ветер ок раскачивает еще бледн оват ые сереж к и. А вон и пушистая сос енк а! Как её сем ечк о залетело в берёзовую рощу? Смотрю на пышную красавицу и лишь удивляюсь. На нижних ветвях лежат коричн еват ые прошлогодние лист ик и. Неужели вижу сразу два времени года - осень и весну?

Анализируем текст. Определите тему, проблему, идею. О каком времени весны идет речь? (ранняя, конец апреля- начало мая) Докажите это. Какое настроение звучит в тексте? Как автор относится к этой поре? Какие словообразовательные элементы он использует? (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы неполной оценки качества).

Какие части речи помогают создать атмосферу любования ранней весной? (глаголы настоящего времени 1-го лица и частицы).

4. Рефлексия.

Сделайте выводы об особенностях выразительности частей речи.

О какой знаменательной части речи мы не говорили? (наречии)

5 . Домашнее задание .

  1. Записать определение и грамматическую характеристику наречия в таблицу.
  2. Определить роль наречия как морфологического средства выразительности.
  3. Анализ наречий с точки зрения их выразительности в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи/ Учебник для студ. СПУЗ.- 5-е изд., - М.:Академия, 2017 г.
  2. Розенталь Д,Э. А как лучше сказать/ Книга для учащихся старших классов средней школы.- 2-е изд., -М.:Просвещение, 1988 год.

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ

УРОК 1

ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА»

План урока:

    Вступление

    Основная часть

а) основные средства выразительности;

б) лексические средства выразительности;

в) средства художественной выразительности;

г) морфологические средства выразительности;

д) синтаксические средства выразительности;

е) образность речи

3. Заключение

Для того чтобы правильно выполнить задание В8, нужно знать основные средства выразительности языка, уметь находить их в предложенном для анализа тексте, знать, какие средства выразительности характерны для определённых стилей речи.

Различают фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности.

Фонетические:

    аллитерация;

    ассонанс.

Словообразовательные:

    словообразовательный повтор (однокоренных слов; слов одной слово­образовательной модели; слов с суф­фиксами оценки).

Лексические:

    синонимы;

    антонимы;

    омонимы;

    паронимы;

    устаревшие слова;

    неологизмы;

    заимствованные слова;

    книжная лексика, термины;

    традиционно-поэтическая лексика;

    разговорная лексика;

    просторечия;

    диалектизмы;

    профессионализмы;

    жаргонизмы, арго;

    эмоционально окрашенная лексика;

    фразеологизмы;

    крылатые слова и выражения.

Морфологические:

    экспрессивное использование грамматических категорий (падежа, рода, одушевлённо­сти-неодушевлённо­сти и др.);

    прямое и переносное употребление форм времени глагола;

    экспрессивное использование слов разных частей речи;

    насыщение текста междометиями и звукоподражатель­ными словами.

Синтаксические:

    ряды однородных членов предложения;

    предложения с вводными словами, обращениями, обособленными

    Членами;

    экспрессивное использование предложений разно­го типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. и.)

Нужно помнить, что для определённых стилей речи характерны и определённые средства выразительности.

Таблица №1

Научный

Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; стилистически нейтральные слова, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова

Публицистический

Лексические средства выразительности : общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, ритори­ческие вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни од­ной минуты, ни одного дня); фразеологи­ческие обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, язы­ковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания).

Художественный

Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессиональ­но-деловые обороты речи и лексики пуб­лицистического стиля; синонимы, антони­мы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности характерны для художественного и публицистического стилей. Это тропы и фигуры.

Троп (греч. tropos «поворот», «оборот речи») - стилистический приём, заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, то есть в ис­пользовании слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отноше­нием.

Стилистическая фигура (от лат. figura «очертание», «образ») - особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм и использующиеся для усиления выразительно­сти речи.

Таблица №2

Тропы и фигуры речи

Тропы

Фигуры речи

  • эпитет
  • сравнение
  • метафора
  • метонимия
  • синекдоха
  • гипербола
  • литота
  • олицетворение
  • перифраз
  • оксюморон
  • анафора
  • параллелизм
  • антитеза
  • градация
  • инверсия
  • эллипс
  • умолчание
  • риторический вопрос
  • риторическое восклицание
  • риторическое обращение
  • многосоюзие
  • бессоюзие

Таблица №3

Морфологические средства выразительности

Научный

Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; глаголов с обобщённо-отвлечённым значением (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление форм несовершенного вида; употребление местоимений 3-го лица

Публицистический

Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближ­него зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов

Художественный

Насыщенность текста глаголами (интен­сивность действия, движение, динамич­ность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий - образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклоне­ние; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живо­писность, непринужденность описаниям, (петь щегленком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экс­прессия текста; местоимения (личные и притяжательные - оттенок искренности взволнованности; неопределенные - «отдаляют» события и предметы)

Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов

Публицистический

Использование однородных членов предложения, ввод­ных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предло­жений

Художественный

Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные вопроси­тельные, восклицательные); полные и не­полные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные воз­можности); типы связи частей сложного предложения

Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении.

Грозовая туча курилась дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета . Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи , синие пещеры, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени . А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя. (К.Паустовский)

Выделенные слова в тексте - метафоры придают тексту эмоциональность и красочность, помогают читателю увидеть происходящее.

Но образность речи может достигаться и при отсутствии тропов.

Птиц своих он распустил. – Всех… Все разлетелись, - говорил Тимка. – И малиновка, и синицы, и щеглы, и чиж. Я, Борька, знаешь, больше всего чижа любил. Он у меня совсем ручной был. Я открыл дверку клетки, а он не вылетает. Я шугнул его палочкой… Взметнулся он на ветку тополя да как запоёт !.. Я сел под дерево, клетку на сучок повесил… Долго сидел, думал , потом встаю , хочу взять клетку. Гляжу, а на ней мой чижик сидит. Спустился, значит, сел и не хочет улетать. И мне вдруг так жалко всего стало, что я… Я чуть не заплакал, Борька. (А.Гайдар)

Чтобы передать эмоциональное состояние мальчика, Аркадий Петрович Гайдар использует однородные члены предложения, глаголы различных видовых форм, лексические повторы и т.д. и совершенно не употребляет тропов. Но от этого текст не теряет ни образности, ни выразительности.

Запомни!

В любом тексте всегда есть выразительные средства, характерные для определённого стиля речи.

Загляни в глоссарий и попытайся сделать упражнения, а затем проверь себя, выполнив тестовые задания.


МОУ « СОШ №62»

ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТНОГО КУРСА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Морфологические средства выразительности

русской речи

Объем различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий 17 часов

в том числе:

лекции 3 часа

практические занятия 11 часов

контрольных занятий 3 часа

Форма контроля комплексные контрольные

Магнитогорск

Пояснительная записка

Программа предметного курса «Морфологические средства выразительности русской речи» рассчитана на учащихся 6-х классов.

Изучение школьного курса «Морфология» предусматривает овладение общими принципами характеристики частей речи (общее грамматическое значение , морфологические и синтаксические признаки). Такой формально- грамматический подход не позволяет глубоко проникать в сущность языковых процессов, тормозит речевое развитие детей. Качественная разница в подходах к изучению темы «Морфология» (на примере рассмотрения имени существительного, имени прилагательного, глагола) в школьном курсе и предметном курсе очевидна:


Ступень обучения

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся

5 класс

Знания:

Имя существительное : одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные; род; число; падеж; три склонения; сущ., имеющие форму только единственного и только множественное числа.

Имя прилагательное : род, число, склонение прил.; полные и краткие; изменение полных прил. по родам, падежам и числам; кратких- по родам и числам.

Глагол : лицо; время; число; род (в прош. времени); спряжение; инфинитив; совершенный и несовершенный виды.

Умения:

Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с сущ.;

Образовывать формы И.п., Р.п. множ. числа сущ.;

Использовать в речи сущ., прилаг., глаголы- синонимы для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторов в речи;

Согласовывать глаголы- сказуемые в прош. времени с подлежащим, выраженным сущ. ср. рода и собирательным сущ.


6 класс

Знания:

Имя существительное : Склонение сущ. на –МЯ; несклоняемые сущ.; текстообразующая роль сущ.;

Имя прилагательное : качественные, относительные, притяжательные прилагательные; степени сравнения,

Глагол : переходные, непереходные глаголы; изъявительное, повелительное, условное наклонение; разноспрягаемые гл., безличные гл.; текстообразующая роль глаголов.

Умения:

Правильно употреблять в речи несклоняемые сущ.;

Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с сущ. общего рода;

Определять значения суффиксов сущ., прил.;

Употреблять в речи прил. в переносном значении.


По завершении изучения предметного курса

Знания:

- ороли имен существительных, прилагательных, глаголов в достижении точности, информативности, выразительности речи;

Об особенностях использования определенных грамматических форм при создании изобразительно- выразительных средств ;

Умения:

- выявлять грамматические истоки образности и выразительности художественных текстов;

Определять в художественных текстах выразительные средства языка, основанные на изобразительных возможностях различных грамматических категорий;

Лингвистического анализа художественного текста, его фрагментов.

Программа данного предметного курса основана на систематическом наблюдении за использованием морфологических средств при создании выразительности в лучших образцах художественной литературы, что позволит не только более глубоко проникнуть в область художественных образов, но и совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.

Основные цели курса:


  1. Углубить знания учащихся о роли существительных, прилагательных и глаголов в речи, в текстах художественных произведений;

  2. Развивать и совершенствовать умения учащихся в определении изобразительно- выразительных средств, в состав которых входят существительные, прилагательные и глаголы;

  3. Совершенствовать умения анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нем существительных, прилагательных и глаголов;

  4. Совершенствование умения работать с различными типами лингвистических словарей.

При изучении данного предметного курса предусматриваются следующие формы занятий и виды деятельности учащихся:


  • Лекция;

  • Практическое занятие;

  • Контрольное занятие;

  • Наблюдение над текстом художественного произведения;

  • Лингвистический анализ фрагментов текстов;

  • Работа со словарями различных видов;

  • Создание творческих работ;

Данные формы вовлечения учащихся в урочную деятельность позволят учащимся с большей степенью самостоятельности овладевать знаниями и умениями, опираясь на полученные от учителя сведения в ходе лекционных занятий.

При завершении изучения каждого блока предусматривается выполнение учащимися комплексных контрольных работ, которые будут оцениваться по следующему критерию: «зачтено»- «не зачтено». Комплексные контрольные работы включают тестовые задания, вопросы, требующие развернутого ответа, а также задания творческого характера, т.к. итоговой целью изучения курса становится не только знакомство на более высоком и углубленном уровне с морфологическими средствами выразительности русского языка, но и воспитание у учащихся определенных потребностей в отработке умений и навыков творческого использования языкового богатства в собственной речевой практике.

Тематическое планирование


№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1

Употребление существительных в речи для достижения точности, информативности и выразительности.

1

Слушание лекции, , работа со словарями

2

Особенности экспрессивного использования отглагольных существительных в художественных текстах.

1

анализ фрагментов текста , работа со словарями

3

Экспрессивное использование имен собственных и топонимов в художественных текстах.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста , работа со словарями

4

Особенности значения и употребления абстрактных существительных.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

5

Использование неодушевленных существительных в значении одушевленных.

1


6

Использование существительных при создании сравнений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

7

Использование существительных при создании метафор

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

8

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность существительных»

1

Лингвистический анализ фрагментов текста , создание творческих работ

9

Употребление прилагательных в достижении точности и выразительности речи.

1


10

Использование прилагательных при создании эпитетов различных видов.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

11

Использование «цветовых» прилагательных в художественных текстах.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

12

Особенности употребления кратких прилагательных в текстах художественных произведений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

13

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность прилагательных»

1



14

Употребление глаголов в речи для достижения точности, информативности и выразительности речи.

1

Слушание лекции, наблюдение над текстом худ. произведения, работа со словарями

15

Изобразительные возможности инфинитива.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

16

Использование олицетворений в текстах художественных произведений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

17

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность глаголов»

1

Лингвистический анализ фрагментов текста, создание творческих работ

Перечень приложений


№ приложения

№ 1

Текстовый материал к занятию №1

№ 2

Текстовый материал к занятию №2

№ 3

Текстовый материал к занятию №3

№ 4

Текстовый материал к занятию №5

№ 5

Текстовый материал к занятию №6

№ 6

Текстовый материал к занятию №7

№ 7

Текстовый материал к занятию №9

№ 8

Текстовый материал к занятию № 10

№ 9

Текстовый материал к занятию №11

№ 10

Текстовый материал к занятию №14

№ 11

Текстовый материал к занятию №15

№ 12

Текстовый материал к занятию №16

№ 13

Комплексные контрольные работы

№ 14

Задания- вопросы, которые помогут организовать анализ использованных в тексте морфологических средств выразительности

Приложение№1


  1. Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка

(С.Я.Маршак)

2. Если мне подарят лодку,

Самоходку,

Или хоть байдарку,

Как я буду рад подарку!

Я согласен и на джонку,

Плоскодонку,

В крайнем случае на плотик..

Буду рад

Катамарану,

Оморочке

И сампану.

Взял бы я охотно шлюпку

Или даже душегубку.

Лишь бы мне

На вольной воле

Плыть и плыть

В своей гондоле,

На вельботе,

На пироге-

Плыть без горя

И тревоги…

(Б.Заходер)

Приложение №1

3. .…вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

(А.С.Пушкин)

4. Правда и ложь

В тех краях, где кошельком

Мерят все на свете,

Правда ходит босиком,

Катит ложь в карете.

Ложь всегда опередит

Истину немножко.

Но не бойтесь: победит

Правда- босоножка.

(С.Я.Маршак)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод.

Эти стаи, эти птицы,

Этот крик и вереницы,

Эти ивы и березы,

Эти капли- эти слезы,

Этот пух- не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все-весна.

Приложение №2

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.

Природа глухо замерла,

Предчувствуя, припоминая.

Шуршанье листьев, вздох лесной-

Последний отзвук летней неги…

Но все бледнеет пред луной-

Как бы в мечтах о первом снеге.

(С.Я.Маршак)

…Вдруг за ним

Стрелы мгновенное жужжанье,

Кольчуги звон, и крик, и ржанье,

И топот по полю глухой.

(А.С.Пушкин)

Приложение №3


  1. Герои книги Е.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»:

Знайка, Незнайка, Ворчун, Растеряйка, Пончик, Тюбик, Шпунтик.


  1. «Говорящие» имена собственные:

Вральман, Простаков, Стародум, Правдин, Молчалин, Ляпкин- Тяпкин,

Пришебеев, Унылов, Дикой, Кабанова, Подхалюзин.


  1. Имена собственные, существовавшие до 17-18 века:
Балуй, Баламут, Бирюк, Веселой, Грязнин, Жадной, Жаденка, Злоба, Лютой, Молчан, Несмеян.

4. Метаморфоза

Детство- это село Краснощеково,

Несмышленово, Ско-Поскоково, чуть Жестоково,

Но Беззлобино, но Чистоглазово.

Юность- это село Надеждено,

Нераспашкино, Осолнцовано ,

Ну а если немножко Невеждено,

Все равно оно Обещаньино.

Зрелость- это село Рассмелово,

Либо Схваткино, либо Пряткино,

Либо Трусово, либо Смелово,

Либо Кривдино, Либо Правдино.

Старость- это село Усталово,

Понималово, Неупреково,

Забывалово, Зарасталово,

И- не да нам бог- Одиноково.

(Е.Евтушенко)

5. …Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень-

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Приложение №4


  1. У Скворцова
Гришки

Жили- были

Грязные,

Лохматые,

Горбатые,

Без конца

И без начала,

Переплеты-

Как мочала,

На листах-

Каракули.

Плакали.

(С.Я.Маршак)


  1. Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:

Я голодная,

Я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Я не пойму-

Не нужна я никому?

(С.Я.Маршак)


  1. Поет зима- аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

(С.А.Есенин)

Приложение №4

4. Калоша

Для резиновой калоши

Настоящая беда,

Если день- сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять;

Через улицу шагать!

(О.Мандельштам)

5. Бал в мастерской

Заиграло

Плясовую

Остроносое сверло,

Да такую

Огневую,

Что само плясать пошло!

Тут и винт

Не удержался:

Закружился в вихре вальса,

А за ним и молоток:

Скок-поскок! Скок-поскок!

Стружка

Влево, вправо-

Извивается вьюном.

А у циркуля суставы

Так и ходят ходуном!

(Б.Заходер)

Приложение №5


  1. Синяя страница

А эта страница- морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда,

И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода.

На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей.

Здесь рыбы умеют светиться

Во мраке, где нет фонарей…

(С.Я.Маршак)


  1. …Завизжала
Пила,

Зажужжала,

Как пчела.

Пропилила полдоски,

Вздрогнула и встала,

Будто в крепкие тиски

На ходу попала.

(С.Я.Маршак)

3. А) У богатого мужика борода помелом, у бедного клином.

Б) Нос крючком, борода клочком.

В) И точно: конь передо мною; Скребет копытом, весь огонь, Дугою

Шея, хвост трубою.

Г) Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом.

Д) А пригожая эта девчонка- и сказать нельзя. Глаза звездой, брови

Дугой, губы- малина…

Приложение №6

1. Подошва горы, зерно истины, язык пламени, вышит звездами небосвод, улыбка природы.

2. Жар солнца- жар чувства

Тяжесть багажа- тяжесть утраты

Гибкость ума- гибкость ветки

Каменное здание- каменное сердце

Зрелый возраст- зрелый плод

Молоть зерно- молоть вздор

Строить планы- строить мост

Хранить ценности- хранить молчание

3. Январь- весне дедушка. Июль- макушка лета, декабрь- шапка зимы. Ноябрь- сумерки года. Ноябрь- ворота зимы.

4. …Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

(А.С.Пушкин)

5. Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы проползли.

Приложение №7


  1. Зеленая страница

Эта страница зеленого цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.

Бродят в траве золотые букашки,

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вон темно- красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по божьим делам.

(С.Я.Маршак)

Воздух живительный, воздух смолистый

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

Узкой тропинкой к гранитам прибрежным

Вышел, стою.

Нежу простором, суровым и нежным,

Душу мою.

Сосны недвижны на острове, словно

В дивном краю.

Тихие волны лепечут любовно

Сказку свою.

(В.Я.Брюсов)

…волосы были всклокочены, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, тело приземистое, неуклюжее.

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

Приложение №7


  1. Сказочка

В чистом поле, в белом поле

Было все белым-бело,

Потому что это поле

Белым снегом замело.

И стоял и том белом поле

Белоснежно- белый дом,

С белой крышей, с белой дверью,

С беломраморным крыльцом.

Потолок был белый-белый,

Белизною пол блистал,

Было много белых лестниц,

Белых комнат, белых зал.

И в белейшем мире зале

Спал без горя и забот,

Спал на белом одеяле

Совершенно черный кот.

Был он черный, словно ворон,

От усов и до хвоста.

Сверху черен, снизу черен…

Весь- сплошная чернота!


  1. Ищу слова

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Как в полюшко бы зернышко,

Чтоб добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

(В.Выркин)

Приложение №8


  1. Поле широкое, чистое…
Сердце милое, горячее, верное…

Кудри русые, шелковые…

Слезы горючие, крупные…

Мечи острые, булатные…

Кони удалые, ретивые, гнедые, вороные…

Ветры буйные, осенние…

Месяц светлый, ясный…

Солнце красное, закатное…

Горы высокие, крутые…

Головушка буйная, молодецкая, печальная, неразумная…

Житье привольное, молодецкое, одинокое…

Ключи чистые, студеные…


  1. Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

(С.Есенин)

Приложение №9


  1. Все бело

Все бело, ой-все бело,

Белым цветом расцвело.

Бел зайчонки легкий след,

На березе бел берет,

И на рощице ольховой

Белым бел платок пуховый!

У рябин бела оборка,

Мил платочек красненький…

Хорошо бежит с пригорка

Маленькая Настенька.

Сколько цвету у кувшинок,

Так на Настеньке пушинок.

Сколько щеп среди двора,

Так на Насте серебра.

(А.Прокофьев)


  1. Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И.Бунин)

Приложение №9

3.Текла, извивалась, блестела

Река меж зеленых лугов.

А стала недвижной и белой,

Чуть- чуть голубее снегов.

Она покорилась оковам.

Не знаешь, бежит ли вода

Под белым волнистым покровом

И верстами хрупкого льда.

Чернеют прибрежные ивы,

Из снега торчат тростники,

Едва намечая извивы

Пропавшей под снегом реки.

Лишь где- нибудь в проруби зыбко

Играет и дышит вода,

И в ней красноперая рыбка

Блеснет чешуей иногда.

(С.Я.Маршак)

Только звезды золотые смотрят ласково с небес,

Только скоро сад зеленый зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студеный серебристою струей.

5. Покраснела рябина,

Посинела вода.

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.

(С.Есенин)

6. Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №10


  1. Глаголы говорения:
сказать, говорить, шепнуть, твердить, начать, продолжать, подхватить, процедить сквозь зубы, запнуться, сообщить, бормотать, пролепетать, уверять, растолковать, объяснить, проворчать, обратиться, намекнуть, затрещать, загреметь, подсказать, упомянуть, советовать, согласиться…

2. Перемена

«Перемена, перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог,

Вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног…

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Сделал все, что мог!

(Б.Заходер)

3. Ветер

Ветер воет, завывает,

Гнет деревья до травы,

С веток яблони сбивает,

Тащит шапку с головы.

Растрепал зеленый ельник,

В щели узкие проник.

Что он делает, бездельник,

Ошалелый озорник!

(Л.Квитко)

Приложение№10

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря…

(А.С.Пушкин)


  1. Шум и тишина

Почему, осина, ты шумишь,

Всем киваешь, как речной камыш?

Изгибаешься, меняешь вид, осанку,

Выворачиваешь листья на изнанку?

Я шумлю,

Чтоб слышали меня,

Чтобы видели,

Чтоб величали,

Средь других деревьев отмечали!

(Л.Квитко)


  1. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

(Ф.Тютчев)

Приложение №11


  1. Там бегать, тут прыгать,
Резвиться, Играть,

Вскочить и подвигать,

Тут бросить, там взять.

Глаголам, конечно же, не привыкать

Работать и строить, покоя не знать.

Все видеть, все слышать,

Все в мире умеют:

Ходить и стоять,

Любить и сердиться,

Простить и понять!

Грустят и болеют,

И любят мечтать,-

Хотят нам во всем

И всегда помогать:

На подвиг решиться,

Задачу решить,

И другу открыться,

И полюс открыть…


  1. Приятное дело-
Озорничать!

Не остановишься-

Стоит начать!

Да, больше всего

Я люблю баловство,

А слушаться я

Не люблю никого!

Я слушаюсь папу

(когда он сердит),

Но папа весь день

На службе сидит!

Где ж бедной маме

Справиться с нами,

Справиться с нами,

Озорниками!

(Б.Заходер)

Приложение №12


  1. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя ;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

(А.С.Пушкин)


  1. Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.


  1. Парус

Белеет парус одинокий

В тумане море голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны- ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы,- он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №12


  1. Горные вершины
Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

(М.Ю.Лермонтов)


  1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

(М.Ю.Лермонтов)

Ночевала тучка золотая

На груди утеса- великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №13

Слайд 2

Выразительные возможности прилагательных и причастий

№426: светлую грусть, вызванную образами из далёкого детства, Дмитрию Кедрину удаётся передать с помощью безличных глаголов-синонимов мерещится и чудится, а также с помощью такого приёма, как лексический повтор глагола (мерещится)и прилагательных (ясное-ясное, тихое-тихое, узкая-узкая, дальняя-дальняя). Повтор прилагательных помогает выразить силу и яркость детских впечатлений.

Слайд 3

№427

существительное называет предмет, обычно не давая ему характеристик, а использование прилагательного помогает этот предмет «расцветить»: указать его свойства, признаки и особенности.

Слайд 4

№428

Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, писанные золотой осенью. У самого края леса блеснуло озеро с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. На его поверхности тихо колышется золочённая солнцем мозаика из листьев, занесённых сюда ветром. На берегу, у ольшаника, горбится старая верша, брошенная, очевидно, за ненадобностью. Это Поленов. А на косогоре, окружённом тонкими осинками, узнаю Левитана. Трепещут листья на ветру, и путается в их живом колеблющемся кружеве синева осеннего неба. Позади молодого осинника с облетевшими листьями виднеется старый лес. Своды его таинственны и угрюмы, они лишь слегка освещены солнцем. Среди сонных деревьев затаилась гулкая тишина, в безветренный день даже слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, оброненный деревом лист. Медленно иду по пёстротканой лесной дорожке… Она ведёт всё дальше и дальше… Глаза начинают уставать от разнообразия красок, дарованных осенью.

Слайд 5

№431

1.Движение и его выражение- основа языка. Найти верный глагол для фразы- это значит дать движение фразе. 2.Глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола- выражение самого действия. 3.По моему глубокому убеждению, вся выразительность прозы в глаголе, ибо глагол- это действенность характера.

Слайд 6

глагол, обозначая действие, делает высказывание ярким и динамичным; правильно выбранный глагол помогает создать живой запоминающийся образ.

Слайд 7

Выразительные возможности глагольной категории времени №432

использование при рассказе об уже произошедших событиях форм настоящего времени глагола «приближают» эти события к читателю, представляют их более ярко и выпукло, крупным планом, как будто разворачивающимися на его глазах. Употребление в тексте форм одного времени и лица (ехал, лежал, жевал, вскакивал -- еду, лежу, жую, вскакиваю) создаёт цельность.

Слайд 8

№430

приём обманутого ожидания использован, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя, заставить его непредвзято, свежим взглядом посмотреть на знакомое ему явление и представить это явление более ярко, в необычном ракурсе, позволяющем обнажить все его неприглядные стороны. Использование такого приёма писателем нередко заставляет читателя вернуться к описанию, чтобы ещё раз соотнести уже известное явление с теми характеристиками, которыми наделяет его автор.

Слайд 9

Щерба Лев Владимирович (1880–1944)

Внёс большой вклад в развитие психолингвистики, лексикографии и фонологии. Один из создателей теории фонемы. Лев Владимирович - автор знаменитой фразы "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка"". Это предложение не содержит ни одной лексической морфемы русского языка, но грамматически правильно и обладает определеннным смыслом.

Слайд 10

Роль грамматики в речевом общении (№436, 437)

Глокаякуздраштекобудланулабокра и кудрячитбокрёнка. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.) Глокая– качественное прилагательное в полной форме, им.п. ед. ч. жен. р.; куздра – одушевлённое нарицательное существительное жен. рода, Iскл.; в им. п. ед.ч.; штеко – наречие, не изменяется; будланула – переходный невозвратный глагол соверш. вида, Iспр.; в изъявительном наклонении, прошедшем времени, ед. ч., ж. р.; бокра -- одушевлённое нарицательное существительное муж. рода, IIскл.; в вин. п. ед. ч.; кудрячит -- переходный невозвратный глагол несоверш. вида, IIспр.; в изъявительном наклонении, настоящем времени, 3-м лице ед. ч.; бокрёнка -- одушевлённое нарицательное существительное муж. рода, IIскл.; в вин. п. ед. ч. . Построенные по существующим в русском языке моделям слова изменяются и соединяются в предложения в соответствии с законами грамматики, так же как все слова языка подчиняются этим действующим в языке законам.

Посмотреть все слайды



Рекомендуем почитать

Наверх