Книту каи приемная. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ. Для иногородних и иностранных абитуриентов

На каждый день 11.08.2023
На каждый день
Награды Медиафайлы на Викискладе

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. А. Н. Туполев исемендәге Казан милли тикшеренү техник университеты), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .

История

В первое время в институте было два отделения: самолётостроительное и аэродинамическое, причем первое создавалось за счет перевода в институт всего контингента студентов, аспирантов и преподавателей аэродинамического отделения КГУ, а второе должно было быть сформировано за счет перевода студентов из других вузов Казани.

Временное исполнение обязанностей директора КАИ по совместительству было возложено на директора КГУ Н-Б. З. Векслина (по совместительству). Заместителем директора по учебной и научной работе стал Н. Г. Четаев , помощник по административно-хозяйственной части М. Н. Попов.

Уже на следующий день после принятия решения об организации института, то есть 6 марта , состоялось совещание руководства КАИ, на котором были намечены первоочередные мероприятия: определены помещения университета, в которых институт начнет свою работу; создана приемная комиссия по отбору кандидатов на самолетостроительное отделение из числа студентов казанских вузов; рассмотрен вопрос о возможности привлечения к работе в институте преподавателей и инженерно-технических работников из других вузов Казани; решено немедленно командировать Н. Г. Четаева в Москву для разработки совместно с Глававиапромом учебного плана и программ, а также для подбора преподавателей специальных дисциплин самолетостроительного отделения.

Помещение новому институту было выделено на углу улиц Чернышевского и Гостинодворской (ныне Кремлевской и Чернышевского).

1. В соответствии с публикацией в «Красной Татарии» от 6 марта 1932 г. постановления ОК ВКП(б), выделить из состава КГУ аэродинамическое отделение, передав его полностью в распоряжение Директора Авиа-Института Глававиапрома после распоряжения Наркомпроса РСФСР.(…) 4. Для обеспечения бесперебойной учебной работы на аэродинамическом отделении (АО) Авиа-Института передать в его пользование помещение, занимаемое АО КГУ в бывшем механическом кабинете (1-й этаж здания бывшей Ректорской квартиры), до полного размещения института в специально отведенном для него здании.

Из-за нехватки места начальнику Главного управления авиапромышленности Баранову П. И. из КАИ была отправлена докладная записка с требованием о содействии в переезде не позже 15 мая в здание бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). 8 апреля приказано было передать в КАИ первый поток АО физмата, о чем и гласил протокол заседания при первом директоре КАИ Векслине Нансоне-Бер Залмановиче (по совместительству директор КГУ).

Первыми преподавателями КАИ в апреле 1932 года были зачислены Н. Г. Четаев, П. А. Широков, Е. И. Григорьев, Ю. А. Радциг, Б. М. Столбов, Н. И. Двинянинов, В. Г. Войдинов.

В мае 1932 года был издан приказ об организации первых кафедр института: аэродинамики, строительной механики, математики, теоретической механики, объединенной кафедры общественных дисциплин и кафедры языков.

В июне 1932 года приказом Глававиапрома выпускник Новочеркасского авиационного института С. П. Гудзик был назначен первым директором КАИ. Быстро рос контингент студентов. Если в марте занятия на первых трех курсах начали три группы аэродинамического отделения, то к июлю 1932 года в институте обучалось уже девять групп с общим количеством студентов 202 человека.

В августе 1932 года были проведены первые вступительные экзамены в институт и к 1 сентября число студентов составило около 600 человек.

Профессорско-преподавательский состав пополнялся за счет приглашенных опытных педагогов по физико-математическим и общеинженерным дисциплинам из КГУ, вузов и предприятий Казани и других городов: Н. Г. Чеботарев , Н. Н. Парфентьев, В. А. Яблоков, К. А. Архипов, Х. М. Муштари , И. Г. Малкин, К. П. Персидский, Б. М. Гагаев, А. В. Болгарский, С. Ф. Лебедев , И. Д. Адо, Б. Л. Лаптев, Л. И. Столов и другие.

В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.

В этом же году наряду с организацией учебного процесса в институте начались работы по проектированию и изготовлению летальных аппаратов.

В 1934 году на основе самолетостроительного и аэродинамического отделений был открыт самолётостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.

С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.

Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты , на которых установлены несколько официальных рекордов.

С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .

Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие учёные-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .

В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашён будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королёв , Г. С. Жирицкий .

Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - В. В. Максимов), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - В. И. Поповкин).

В середине 1950-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению учёной степени доктора наук.

С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».

Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.

В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярёв - к 2012 году - Президент университета.

В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Т. К. Сиразетдинов).

Процессы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр непрерывного образования (ЦНО) - первый директор А. К. Ватолин. В 1995 году в университете был сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Д. К. Сабирова), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - К. Г. Гараев), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан А. Ш. Хасанова) и факультет психологии и делового администрирования (декан Р. В. Габдреев).

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован . Первый директор - А. Ф. Дрегалин. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .

Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован , директор Г. И. Щербаков. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.

2 сентября 2014 года на основе сотрудничества КНИТУ-КАИ и двух университетов Германии - Технического университета города Ильменау и Университета Отто фон Герике города Магдебург - открылся Германо-российский институт новых технологий (ГРИНТ)(англ. - German-Russian Institute of Advanced Technologies (GRIAT) .

1 сентября 2015 года на базе университета открылся Инженерный лицей КНИТУ-КАИ . Его особенностьо заключается в том, что дети с 7-го по 11-й класс помимо изучения классических школьных предметов получают начальную инженерно-техническую и физико-математическую подготовку. В январе 2016 года на базе МАОУ «Лицей № 121» (Центр образования № 178) при поддержке Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) открылся "Лицей - инженерный центр" .

Учебные здания

Изначально институт располагался в здании бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). Со временем КАИ стало принадлежать восемь кампусов по всей Казани.

    Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

    Вид на вход во 2-е здание КАИ

    3-е здание КАИ

    4-е здание КАИ

    5-е здание КАИ

    Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)

    Главный вход в 7-е здание КАИ

    8-е здание КАИ (Германо-Российский институт новых технологий)

Ректоры

Учебные подразделения

Корпоративный институт

  • Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИППК)
  • Учебно-инновационный центр «Академия информационных технологий» (УИЦ «АИТ»)
  • Центр «Эксперт»
  • Учебно-исследовательский центр «Технолог»
  • Учебный научно-производственный центр «Энерготех»
  • Учебный центр «Автомобили и автомобильное хозяйство» (УИЦ «АиАХ»)
  • Учебный центр «Альбатрос»
  • Учебно-методический центр «Методолог»
  • Центр «Инжэкол-М»
  • Учебно-методический центр «Организация производства»
  • Образовательный центр «Профессионал»
  • Центр дистанционных автоматизированных учебных лабораторий («ЦДАУЛ»)

Центр непрерывного образования

Центр предоставляет услуги повышения квалификации, дополнительного образования и довузовского образования.

Казанский учебно-исследовательский и методический центр (КУИМЦ) для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху)

В центре люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху могут получить образования по техническим специальностям "Радиотехника", "Материаловедение и технологии материалов", "Информатика и вычислительная техника".

Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ для одарённых детей

Образовательное учреждение для школьников 5-11 классов с фукнцией проживания на территории.

Казанский Государственный Технический Университет имени А.Н.Туполева
(КГТУ им. А.Н.Туполева )
Оригинальное название Казанский Государственный Технический Университет имени А.Н.Туполева
Год основания 5 марта
Президент Дегтярёв Геннадий Лукич
Ректор Гортышов Юрий Федорович
Расположение Казань
Юридический адрес 420111, Казань ул. К. Маркса, 10
Сайт http://www0.kai.ru

Казанский государственный технический университет имени А.Н. Туполева (тат. Казан дәүләт техника университеты , Qazan dəwlət texnika universitetı ), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году, статус университета получил в 1992 году.

История

Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.

В начале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет(первый декан - Архипов К. А.).

С первых дней существования института велась интенсивная научно-исследовательская работа. Её возглавлял Николай Гурьевич Четаев , создавший в стенах института научную школу общей механики. В 1940 году Н. Г. Четаев переведен на работу в Москву на должность зам. директора (с 1944 г.- директор) института Механики АН СССР, в 1943 году был избран членом - корреспондентом АН СССР.

С 1933 года институт один из первых среди авиационных вузов страны начал издавать сборники научных статей, получивших название «Труды КАИ», регулярно выпускавшиеся и ставшие авторитетным научным изданием. В 1933 году начались защиты кандидатских диссертаций преподавателями института, первым защитился Г. В. Каменков, ставший впоследствии ректором КАИ, с 1949 г. - проректор, ректор МАИ. В 1937 году состоялись первые защиты докторских диссертаций Г. В. Каменковым, Х. М. Муштари , И. Г. Малкиным. Вместе с теоретическими исследованиями в институте успешно велись и конструкторские разработки. В 1933-1939годах в ОКБ КАИ создана серия одно- и двухмоторных самолетов, в которых были воплощены новые для того времени идеи и конструктивные решения (зависающие элероны, убирающиеся шасси, упругое крыло и др.). На этих самолетах был установлен ряд официальных рекордов.

В 1939 году в КАИ открыт моторостроительный факультет(первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей стал С. В. Румянцев, впоследствии ректор КАИ, затем зам. министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.

В годы Великой Отечественной войны на площадях института работал ряд подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ, Летно - исследовательского института (ЛИИ), Научно - исследовательского института ГВФ, а также весь состав Харьковского авиационного института. В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ работали ведущие ученые - аэродинамики А. А. Дородницин, С. А. Христианович, В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем.

В 1945 году в институте была организована первая в вузах страны кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был приглашен будущий академик В. П. Глушко - основоположник отечественного ракетного двигателестроения, в числе первых ее преподавателей были С. П. Королев, впоследствии главный конструктор ракетно - космических систем страны, профессор Г. С. Жирицкий, именем которого назван один из кратеров Луны.

В 1951 году в институте был открыт новый факультет авиационного приборостроения, (первый декан - Максимов В. В.), в 1952 году был создан факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - Поповкин В. И.).

В середине 50-х годов набрали полную силу и завоевали всесоюзную известность научные школы: устойчивость движения, прочности авиационных конструкций, оптимальных процессов, авиационного двигателестроения, прогрессивных технологических процессов и др. Свидетельством признания их авторитета явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.

В 1958 году было принято решение о выпуске в стране новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений», издание одной из серий - «Авиационная техника» было поручено институту. Этот журнал и сегодня распространяется в 30 странах мира (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония и др.), а также полностью переводится на английский язык и издается в США под названием « Soviet Aeronautic». В 1967 году за большие заслуги в подготовке инженерных кадров и развитие научных исследований институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1972 году был открыт факультет вычислительных и управляющих систем (первый декан - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институту было присвоено имя выдающегося советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. В марте 1982 года в честь 50-летнего юбилея институт был награжден орденом Дружбы народов.

В 1987 году впервые в вузах города на альтернативной основе состоялись выборы ректора института. Им стол профессор Г. Л. Дегтярев, возглавляющий университет и поныне. В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Сиразетдинов Т. К.).

Став техническим университетом, КАИ значительно расширил спектр направлений и специальностей высшего образования. В 1995 году в университете создан гуманитарный факультет (первый декан - Сабирова Д. К.), в 2000 году - факультет физико - математической подготовки (первый декан - Гараев К. Г.), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан Хасанова А. Ш.) и факультет психологии и делового администрирования (декан Габдреев Р. В.).

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов основан институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор- Дрегалин А. Ф. В институте (ИАНТЭ) и на всех факультетах действует многоуровневая система подготовки специалистов, которая включает в себя подготовку специалиста - инженера (5 - 5,5 лет обучения), бакалавриат (4 года) и магистратуру (6 лет).

В 2003 году на базе радио технического факультета был образован институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), директор Щербаков Г. И.

КГТУ (КАИ) им. А. Н. Туполева сегодня - крупный многоотраслевой учебно - научный комплекс. В составе университета работают 11 филиалов в городах Татарстана и Поволжья: Волжске, Альметьевске, Бугульме, Зеленодольске, Елабуге , Набережных Челнах, Чистополе, Нижнекамске, Заинске, Лениногорске, Вятских Полянах. Сегодня в КГТУ(КАИ) на всех факультетах и в филиалах обучается около 15000 студентов.

В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) - первый директор Ватолин А. К. В структуре ЦНО - Институт повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров (создан в 1994 г., первый директор-Сабирова Д. К.), факультет предвузовской подготовки (создан в 1989 г.,первый директор - Одиноков М. Ю.), 25 центров и 4 группы подготовки. Повышение квалификации ведется по 63 программам, получение второго высшего образования - по 9 программам.

Научный потенциал университета составляют: 58 кафедр, 57 отраслевых и проблемных лабораторий, 10 научно - технических центров, 3 университетских НИИ, экспериментально - опытное производство.

Здесь трудятся более 3000 преподавателей, научных работников и инженеров, в том числе свыше 120 докторов наук и профессоров, среди них 17 академиков и членов - корреспондентов РАН, Академии Наук Татарстана и Международной академии наук высшей школы, более 700 докторов и кандидатов наук.

Международные связи КГТУ - КАИ зародились в 1937 году, когда группа преподавателей - сотрудников ОКБ - КАИ выезжала во Францию для ознакомления с производством на авиационных заводах фирмы «РЕНО». С 1947 по 1955 год в КАИ обучались иностранные студенты и аспиранты из Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, Северной Кореи, Польши, Румынии, Чехословакии.

После сорокалетнего перерыва, с 1996 года в КГТУ вновь возобновилась подготовка иностранных студентов и аспирантов. К настоящему времени по разным программам здесь прошли обучение студенты из Турции, Ливана, Сирии, Иордании, Кореи, Индии, Пакистана, Китая, Палестины, Ливии, Германии, США. Активно развиваются научные и образовательные связи с университетами Бразилии, Германии, Испании, Китая, Ливии, США, Франции и других стран. Координацию взаимодействия с международными научными и образовательными центрами осуществляет Управление международных связей.

В составе научно-исследовательской части университета: НИИ физико-химических процессов, НИЦ проблем прочности, НИЦ прикладной радиоэлектроники, НИИ проблем Светомузыки, более 50 научно-исследовательских лабораторий и студенческих КБ, технопарк.

На базе университета функционируют: Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан, Головной аттестационный центр по сварке для Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашии; научно-исследовательский центр CALS-технологий и управления качеством; Региональный инновационный научный центр Республики Татарстан и отделение Агентства Республики Татарстан по поддержке малого предпринимательства; филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

В 2001 году на ассоциативной основе был создан Открытый Технический Университет Татарстана. По мимо нашего университета в него вошли Камский политехнический институт, шесть техникумов, шесть НИИ и КБ. Такое содружество позволяет решать ряд важных задач, в частности, реализацию концепции непрерывного образования. Кроме того, у соучредителей открытого университеты более широкие возможности для переподготовки преподавателей и специалистов, повышения их квалификации, решения научно-технических проблем, вопросов трудоустройства выпускников и подбора кадров.

КГТУ-КАИ сегодня крупный учебно-научно-инновационный комплекс, уверенно занимающий место среди лучших технических университетов России.

Организация

Университет готовит специалистов по следующим специальностям:

Институт авиации, наземного транспорта и энергетики

  • Материаловедение и технология материалов
  • Энергетика теплотехнологий
  • Двигатели внутреннего сгорания
  • Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
  • Технология машиностроения
  • Оборудование и технология сварочного производства
  • Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
  • Самолето- и вертолетостроение
  • Авиационные двигатели и энергетические установки
  • Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
  • Ракетные двигатели
  • Теплофизика
  • Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
  • Автомобили и автомобильное хозяйство
  • Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
  • Безопасность жизнедеятельности в техносфере
  • Защита в чрезвычайных ситуациях
  • Менеджмент высоких технологий
  • Системы автоматизированного проектирования

Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций

  • Технология и предпринимательство
  • Физика и техника оптической связи
  • Радиотехника
  • Проектирование и технология радиоэлектронных средств
  • Нанотехнологии в электронике
  • Многоканальные телекоммуникационные системы
  • Средства связи с подвижными объектами
  • Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
  • Бытовая радиоэлектронная аппаратура
  • Радиоэлектронные системы

Физико-математический факультет

  • Физическая электроника
  • Физика

Факультет автоматики и электронного приборостроения

  • Стандартизация и сертификация
  • Электрооборудование автомобилей и тракторов
  • Электрооборудование летательных аппаратов
  • Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
  • Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
  • Приборостроение
  • Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
  • Биотехнические и медицинские аппараты и системы
  • Оптико-электронные приборы и системы
  • Управление и информатика в технических системах
  • Инженерная защита окружающей среды
  • Управление качеством

Факультет технической кибернетики и информатики

  • Прикладная математика и информатика
  • Информационные системы (по каф. АСОиУ)
  • Организация и технология защиты информации
  • Комплексная защита объектов информации
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. КС)
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОиУ)
  • Автоматизированные системы обработки информации и управления
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. ПМИ)
  • Проектирование и технология электронных средств
  • Проектирование и технология электронно-вычислительных средств

Инженерно-экономический институт

  • Менеджмент
  • Экономика
  • Коммерция (торговое дело)
  • Менеджмент организации
  • Прикладная информатика (в экономике)

Институт социальных технологий

  • Менеджмент организации
  • Связи с общественностью

Факультет психологии и делового администрирования

  • Психология
  • Управление персоналом

Факультет экономической теории и права

  • Юриспруденция
  • Мировая экономика

Ссылки

  • Официальный Сайт Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КАИ).
  • Новый официальный сайт Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КАИ). - Информация о вузе, подробная структура КГТУ, страницы кафедр и подразделений, справочная информация, данные приемной комиссии, направления научно-исследовательской деятельности, форумы, фотогалерея
  • Неофициальный сайт студентов ИРЭТ - Лекции, меточические пособия, учебники, а также примеры решений контрольных, курсовых и т.д.

Координаты : 55°47′49.4″ с. ш. 49°06′50.8″ в. д.  /  55.797056° с. ш. 49.114111° в. д.

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева
(КНИТУ им. А. Н. Туполева )
Оригинальное название

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева

Год основания
Ректор

и.о. Гильмутдинов Альберт Харисович

Президент

Дегтярёв Геннадий Лукич

Расположение
Юридический адрес

420111, Казань ул. К. Маркса, 10

Сайт

Координаты : 55°47′49.4″ с. ш. 49°06′50.8″ в. д.  /  55.797056° с. ш. 49.114111° в. д. (G) (O) (Я) 55.797056 , 49.114111

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. Казан дәүләт техника университеты , Qazan dəwlət tecknika universitetı ), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .

Предыстория

21 июня 1758 года «для размножения наук» по указу Сената в Казани была открыта Первая гимназия, которая явилась первой в провинции и долгое время оставалась единственной после Петербурга и Москвы . Она состояла «под главным ведомством» Московского университета , откуда получила Устав, учителей и денежные средства.

В 1789 году по заказу помещика Молоствова по проекту архитектора Ф.Емельянова был построен двухэтажный жилой дом. Власти города выкупили это здание для гимназии и ввиду того, что жилой дом под учебное заведение был маловат, его решено было достроить. Левым крылом нового здания гимназии стал бывший жилой дом, его соединили портиком из шести колонн с новым крылом и третьим этажом с куполом.

За особые заслуги в деле образования и просвещения и в связи с вековым юбилеем гимназия была удостоена титула Императорской. Ни одна гимназия в России не была удостоена этой чести.

В 1804 году Императорская гимназия послужила базой для создания Казанского университета . С 1804 по 1814 год оба учебных заведения были под началом одного директора и существовали вместе. Студентами университета автоматически становились выпускники гимназии.

В 1917 году судьба гимназии круто изменилась и как очаг «высоколобой оппозиции», фактически была распущена новыми властями. С этих лет у здания хозяева постоянно меняются и лишь в годы сворачивания нэпа его передали университету.

В 1932 году здание бывшей первой Императорской гимназии передали .

История

5 марта 1932 года по решению Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности на базе аэродинамического отделения КГУ был основан Казанский авиационный институт.

В первое время в институте было два отделения: самолетостроительное и аэродинамическое. В 1934 году на основе этих отделений был открыт самолетостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.

С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.

В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор МАИ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.

Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты, на которых установлены несколько официальных рекордов.

С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .

Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие ученые-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .

В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашен будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королев , Г. С. Жирицкий.

Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - Максимов В. В.), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - Поповкин В. И.).

В середине 50-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.

С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».

Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.

В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярев - к 2012 году - Президент университета.

В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Сиразетдинов Т. К.).

Процесы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) - первый директор Ватолин А. К. В 1995 году в университете сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Сабирова Д. К.), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - Гараев К. Г.), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан Хасанова А. Ш.) и факультет психологии и делового администрирования (декан Габдреев Р. В.).

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор - Дрегалин А. Ф. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .

Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), директор Щербаков Г. И. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.

Организация

1-е здание КАИ (бывшее Здание Первой Императорской гимназии)

Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

3-е здание КАИ

4-е здание КАИ

5-е здание КАИ

Памятник В. И. Ленину на фоне 5-го здания КАИ

Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)

Главный вход в 7-е здание КАИ

Университет готовит специалистов по следующим специальностям:

Институт авиации, наземного транспорта и энергетики (1 факультет)

  • Материаловедение и технология материалов
  • Энергетика теплотехнологий
  • Двигатели внутреннего сгорания
  • Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
  • Технология машиностроения
  • Оборудование и технология сварочного производства
  • Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
  • Самолето- и вертолетостроение
  • Авиационные двигатели и энергетические установки
  • Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
  • Ракетные двигатели
  • Теплофизика
  • Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
  • Автомобили и автомобильное хозяйство
  • Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
  • Безопасность жизнедеятельности в техносфере
  • Защита в чрезвычайных ситуациях
  • Менеджмент высоких технологий
  • Системы автоматизированного проектирования

Физико-математический факультет (2 факультет)

  • Физическая электроника
  • Физика

Институт автоматики и электронного приборостроения (3 факультет)

  • Стандартизация и сертификация
  • Электрооборудование автомобилей и тракторов
  • Электрооборудование летательных аппаратов
  • Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
  • Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
  • Приборостроение
  • Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
  • Биотехнические и медицинские аппараты и системы
  • Оптико-электронные приборы и системы
  • Инженерная защита окружающей среды
  • Управление качеством

Институт технической кибернетики и информатики (4 факультет)

  • Прикладная математика и информатика
  • Информационные системы (по каф. АСОиУ)
  • Организация и технология защиты информации
  • Комплексная защита объектов информации
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. КС)
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОиУ)
  • Автоматизированные системы обработки информации и управления
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. ПМИ)
  • Проектирование и технология электронных средств
  • Проектирование и технология электронно-вычислительных средств

Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ) (5 факультет)

  • Технология и предпринимательство
  • Физика и техника оптической связи
  • Радиотехника
  • Проектирование и технология радиоэлектронных средств
  • Нанотехнологии в электронике
  • Многоканальные телекоммуникационные системы
  • Средства связи с подвижными объектами
  • Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
  • Бытовая радиоэлектронная аппаратура
  • Радиоэлектронные системы

Инженерно-экономический институт (6 факультет)

  • Менеджмент
  • Коммерция (торговое дело)
  • Менеджмент организации
  • Прикладная информатика (в экономике)
  • Экономика фирмы и отраслевых рынков
  • Производственный менеджмент
  • Экологический менеджмент

Институт социальных технологий (7 факультет)

  • Менеджмент организации

Институт бизнеса и инновационных технологий (9 факультет)

  • Юриспруденция
  • Мировая экономика
  • Психология
  • Управление персоналом

Отделение СПО ИТКиИ - Колледж информационных технологий - организован в 2007 году.

Известные выпускники

  • Фирдаус Кабиров - капитан команды «КАМАЗ-мастер»
  • Максим - известная российская певица
  • Максим Шарафутдинов - телеведущий новостей на Первом канале
  • Jukebox - известная музыкальная группа
  • Виктория Черкесова - депутат Государственной думы федерального собрания Российской Федерации IV и V созывов

Примечания

Ссылки

(КГТУ им. А.Н.Туполева )
Оригинальное название Казанский Государственный Технический Университет имени А.Н.Туполева
Год основания 5 марта
Президент Дегтярёв Геннадий Лукич
Ректор Гортышов Юрий Федорович
Расположение Казань
Юридический адрес 420111, Казань ул. К. Маркса, 10
Сайт http://www0.kai.ru

Казанский государственный технический университет имени А.Н. Туполева (тат. Казан дәүләт техника университеты , Qazan dəwlət texnika universitetı ), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году, статус университета получил в 1992 году.

История

Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.

В начале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет(первый декан - Архипов К. А.).

С первых дней существования института велась интенсивная научно-исследовательская работа. Её возглавлял Николай Гурьевич Четаев , создавший в стенах института научную школу общей механики. В 1940 году Н. Г. Четаев переведен на работу в Москву на должность зам. директора (с 1944 г.- директор) института Механики АН СССР, в 1943 году был избран членом - корреспондентом АН СССР.

С 1933 года институт один из первых среди авиационных вузов страны начал издавать сборники научных статей, получивших название «Труды КАИ», регулярно выпускавшиеся и ставшие авторитетным научным изданием. В 1933 году начались защиты кандидатских диссертаций преподавателями института, первым защитился Г. В. Каменков, ставший впоследствии ректором КАИ, с 1949 г. - проректор, ректор МАИ. В 1937 году состоялись первые защиты докторских диссертаций Г. В. Каменковым, Х. М. Муштари , И. Г. Малкиным. Вместе с теоретическими исследованиями в институте успешно велись и конструкторские разработки. В 1933-1939годах в ОКБ КАИ создана серия одно- и двухмоторных самолетов, в которых были воплощены новые для того времени идеи и конструктивные решения (зависающие элероны, убирающиеся шасси, упругое крыло и др.). На этих самолетах был установлен ряд официальных рекордов.

В 1939 году в КАИ открыт моторостроительный факультет(первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей стал С. В. Румянцев, впоследствии ректор КАИ, затем зам. министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.

В годы Великой Отечественной войны на площадях института работал ряд подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ, Летно - исследовательского института (ЛИИ), Научно - исследовательского института ГВФ, а также весь состав Харьковского авиационного института. В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ работали ведущие ученые - аэродинамики А. А. Дородницин, С. А. Христианович, В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем.

В 1945 году в институте была организована первая в вузах страны кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был приглашен будущий академик В. П. Глушко - основоположник отечественного ракетного двигателестроения, в числе первых ее преподавателей были С. П. Королев, впоследствии главный конструктор ракетно - космических систем страны, профессор Г. С. Жирицкий, именем которого назван один из кратеров Луны.

В 1951 году в институте был открыт новый факультет авиационного приборостроения, (первый декан - Максимов В. В.), в 1952 году был создан факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - Поповкин В. И.).

В середине 50-х годов набрали полную силу и завоевали всесоюзную известность научные школы: устойчивость движения, прочности авиационных конструкций, оптимальных процессов, авиационного двигателестроения, прогрессивных технологических процессов и др. Свидетельством признания их авторитета явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.

В 1958 году было принято решение о выпуске в стране новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений», издание одной из серий - «Авиационная техника» было поручено институту. Этот журнал и сегодня распространяется в 30 странах мира (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония и др.), а также полностью переводится на английский язык и издается в США под названием « Soviet Aeronautic». В 1967 году за большие заслуги в подготовке инженерных кадров и развитие научных исследований институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1972 году был открыт факультет вычислительных и управляющих систем (первый декан - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институту было присвоено имя выдающегося советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. В марте 1982 года в честь 50-летнего юбилея институт был награжден орденом Дружбы народов.

В 1987 году впервые в вузах города на альтернативной основе состоялись выборы ректора института. Им стол профессор Г. Л. Дегтярев, возглавляющий университет и поныне. В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Сиразетдинов Т. К.).

Став техническим университетом, КАИ значительно расширил спектр направлений и специальностей высшего образования. В 1995 году в университете создан гуманитарный факультет (первый декан - Сабирова Д. К.), в 2000 году - факультет физико - математической подготовки (первый декан - Гараев К. Г.), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан Хасанова А. Ш.) и факультет психологии и делового администрирования (декан Габдреев Р. В.).

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов основан институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор- Дрегалин А. Ф. В институте (ИАНТЭ) и на всех факультетах действует многоуровневая система подготовки специалистов, которая включает в себя подготовку специалиста - инженера (5 - 5,5 лет обучения), бакалавриат (4 года) и магистратуру (6 лет).

В 2003 году на базе радио технического факультета был образован институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), директор Щербаков Г. И.

КГТУ (КАИ) им. А. Н. Туполева сегодня - крупный многоотраслевой учебно - научный комплекс. В составе университета работают 11 филиалов в городах Татарстана и Поволжья: Волжске, Альметьевске, Бугульме, Зеленодольске, Елабуге , Набережных Челнах, Чистополе, Нижнекамске, Заинске, Лениногорске, Вятских Полянах. Сегодня в КГТУ(КАИ) на всех факультетах и в филиалах обучается около 15000 студентов.

В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) - первый директор Ватолин А. К. В структуре ЦНО - Институт повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров (создан в 1994 г., первый директор-Сабирова Д. К.), факультет предвузовской подготовки (создан в 1989 г.,первый директор - Одиноков М. Ю.), 25 центров и 4 группы подготовки. Повышение квалификации ведется по 63 программам, получение второго высшего образования - по 9 программам.

Научный потенциал университета составляют: 58 кафедр, 57 отраслевых и проблемных лабораторий, 10 научно - технических центров, 3 университетских НИИ, экспериментально - опытное производство.

Здесь трудятся более 3000 преподавателей, научных работников и инженеров, в том числе свыше 120 докторов наук и профессоров, среди них 17 академиков и членов - корреспондентов РАН, Академии Наук Татарстана и Международной академии наук высшей школы, более 700 докторов и кандидатов наук.

Международные связи КГТУ - КАИ зародились в 1937 году, когда группа преподавателей - сотрудников ОКБ - КАИ выезжала во Францию для ознакомления с производством на авиационных заводах фирмы «РЕНО». С 1947 по 1955 год в КАИ обучались иностранные студенты и аспиранты из Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, Северной Кореи, Польши, Румынии, Чехословакии.

После сорокалетнего перерыва, с 1996 года в КГТУ вновь возобновилась подготовка иностранных студентов и аспирантов. К настоящему времени по разным программам здесь прошли обучение студенты из Турции, Ливана, Сирии, Иордании, Кореи, Индии, Пакистана, Китая, Палестины, Ливии, Германии, США. Активно развиваются научные и образовательные связи с университетами Бразилии, Германии, Испании, Китая, Ливии, США, Франции и других стран. Координацию взаимодействия с международными научными и образовательными центрами осуществляет Управление международных связей.

В составе научно-исследовательской части университета: НИИ физико-химических процессов, НИЦ проблем прочности, НИЦ прикладной радиоэлектроники, НИИ проблем Светомузыки, более 50 научно-исследовательских лабораторий и студенческих КБ, технопарк.

На базе университета функционируют: Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан, Головной аттестационный центр по сварке для Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашии; научно-исследовательский центр CALS-технологий и управления качеством; Региональный инновационный научный центр Республики Татарстан и отделение Агентства Республики Татарстан по поддержке малого предпринимательства; филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

В 2001 году на ассоциативной основе был создан Открытый Технический Университет Татарстана. По мимо нашего университета в него вошли Камский политехнический институт, шесть техникумов, шесть НИИ и КБ. Такое содружество позволяет решать ряд важных задач, в частности, реализацию концепции непрерывного образования. Кроме того, у соучредителей открытого университеты более широкие возможности для переподготовки преподавателей и специалистов, повышения их квалификации, решения научно-технических проблем, вопросов трудоустройства выпускников и подбора кадров.

КГТУ-КАИ сегодня крупный учебно-научно-инновационный комплекс, уверенно занимающий место среди лучших технических университетов России.

Организация

Университет готовит специалистов по следующим специальностям:

Институт авиации, наземного транспорта и энергетики

  • Материаловедение и технология материалов
  • Энергетика теплотехнологий
  • Двигатели внутреннего сгорания
  • Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
  • Технология машиностроения
  • Оборудование и технология сварочного производства
  • Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
  • Самолето- и вертолетостроение
  • Авиационные двигатели и энергетические установки
  • Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
  • Ракетные двигатели
  • Теплофизика
  • Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
  • Автомобили и автомобильное хозяйство
  • Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
  • Безопасность жизнедеятельности в техносфере
  • Защита в чрезвычайных ситуациях
  • Менеджмент высоких технологий
  • Системы автоматизированного проектирования

Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций

  • Технология и предпринимательство
  • Физика и техника оптической связи
  • Радиотехника
  • Проектирование и технология радиоэлектронных средств
  • Нанотехнологии в электронике
  • Многоканальные телекоммуникационные системы
  • Средства связи с подвижными объектами
  • Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
  • Бытовая радиоэлектронная аппаратура
  • Радиоэлектронные системы

Физико-математический факультет

  • Физическая электроника
  • Физика

Факультет автоматики и электронного приборостроения

  • Стандартизация и сертификация
  • Электрооборудование автомобилей и тракторов
  • Электрооборудование летательных аппаратов
  • Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
  • Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
  • Приборостроение
  • Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
  • Биотехнические и медицинские аппараты и системы
  • Оптико-электронные приборы и системы
  • Управление и информатика в технических системах
  • Инженерная защита окружающей среды
  • Управление качеством

Факультет технической кибернетики и информатики

  • Прикладная математика и информатика
  • Информационные системы (по каф. АСОиУ)
  • Организация и технология защиты информации
  • Комплексная защита объектов информации
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. КС)
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОиУ)
  • Автоматизированные системы обработки информации и управления
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. ПМИ)
  • Проектирование и технология электронных средств
  • Проектирование и технология электронно-вычислительных средств

Инженерно-экономический институт

  • Менеджмент
  • Экономика
  • Коммерция (торговое дело)
  • Менеджмент организации
  • Прикладная информатика (в экономике)

Институт социальных технологий

  • Менеджмент организации
  • Связи с общественностью

Факультет психологии и делового администрирования

  • Психология
  • Управление персоналом

Факультет экономической теории и права

  • Юриспруденция
  • Мировая экономика

Ссылки

  • Официальный Сайт Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КАИ).
  • Новый официальный сайт Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КАИ). - Информация о вузе, подробная структура КГТУ, страницы кафедр и подразделений, справочная информация, данные приемной комиссии, направления научно-исследовательской деятельности, форумы, фотогалерея
  • Неофициальный сайт студентов ИРЭТ - Лекции, меточические пособия, учебники, а также примеры решений контрольных, курсовых и т.д.

Координаты : 55°47′49.4″ с. ш. 49°06′50.8″ в. д.  /  55.797056° с. ш. 49.114111° в. д.

Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.

В начале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет(первый декан? Архипов К. А.).

С первых дней существования института велась интенсивная научно?исследовательская работа. Ее возглавлял Николай Гурьевич Четаев, создавший в стенах института научную школу общей механики. В 1940 году Н. Г. Четаев переведен на работу в Москву на должность зам. директора (с 1944 г.- директор) института Механики АН СССР, в 1943 году был избран членом? корреспондентом АН СССР.

В 1945 году в институте была организована первая в вузах страны кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был приглашен будущий академик В. П. Глушко — основоположник отечественного ракетного двигателестроения, в числе первых ее преподавателей были С. П. Королев, впоследствии главный конструктор ракетно — космических систем страны, профессор Г. С. Жирицкий, именем которого назван один из кратеров Луны.

В 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ значительно расширил спектр направлений и специальностей высшего образования.

КГТУ (КАИ) им. А. Н. Туполева сегодня? крупный многоотраслевой учебно — научный комплекс. В составе университета работают 11 филиалов в городах Татарстана и Поволжья: Волжске, Альметьевске, Бугульме, Зеленодольске, Елабуге, Набережных Челнах, Чистополе, Нижнекамске, Заинске, Лениногорске, Вятских Полянах. Сегодня в КГТУ(КАИ) на всех факультетах и в филиалах обучается около 15000 студентов.

В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) — первый директор Ватолин А.К. В структуре ЦНО — Институт повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров (создан в 1994 г., первый директор-Сабирова Д. К.), факультет предвузовской подготовки (создан в 1989г.,первый директор — Одиноков М. Ю.), 25 центров и 4 группы подготовки. Повышение квалификации ведется по 63 программам, получение второго высшего образования — по 9 программам.

В составе научно-исследовательской части университета: НИИ физико-химических процессов, НИЦ проблем прочности, НИЦ прикладной радиоэлектроники, НИИ проблем Светомузыки, более 50 научно-исследовательских лабораторий и студенческих КБ, технопарк.

На базе университета функционируют: Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан, Головной аттестационный центр по сварке для Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашии; научно-исследовательский центр CALS-технологий и управления качеством; Региональный инновационный научный центр Республики Татарстан и отделение Агентства Республики Татарстан по поддержке малого предпринимательства; филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

В 2001 году на ассоциативной основе был создан Открытый Технический Университет Татарстана. По мимо нашего университета в него вошли Камский политехнический институт, шесть техникумов, шесть НИИ и КБ. Такое содружество позволяет решать ряд важных задач, в частности, реализацию концепции непрерывного образования. Кроме того, у соучредителей открытого университеты более широкие возможности для переподготовки преподавателей и специалистов, повышения их квалификации, решения научно-технических проблем, вопросов трудоустройства выпускников и подбора кадров.

КГТУ-КАИ сегодня крупный учебно-научно-инновационный комплекс, уверенно занимающий место среди лучших технических университетов России.



Рекомендуем почитать

Наверх