Самые известные художники в мире. Великие зарубежные художники Русские художники и их работы

Звёздные 25.07.2020
Звёздные

Живопись - это искусство, которое можно назвать вечным. Во все времена картины, выполненные гениями кисти, продаются на аукционах за баснословные деньги, вызывают восхищение талантом автора, становятся украшением домов, а также являются историческим достоянием как часть архитектурных сооружений (фрески в Сикстинской капелле или станцы, украшающие дворцовый комплекс Ватикана). А самые известные художники заслуживают того, чтобы о них говорили и знали, независимо от того, в каком направлении они двигались: импрессионизма, барокко, сюрреализма, ренессанса и прочее.

12 лучших художников всех времен


Немного работал брокером, но все свободное время посвящал живописи. Лучшие свои творения создал во время пребывания на Таити, куда отправился после глобальной распродажи своих картин.


Картина Поля Гогена "Купальщицы"

Художник болел страшными болезнями, в числе которых сифилис и проказа, но именно в такие трудные времена ему удалось создать лучшие свои работы. Его «Купальщицы» (1902 г.) были проданы за 55 млн долларов в 2005 году.

. Годы жизни: 1878–1935. Стал основоположником супрематизма.


Самое знаменитое творение российского гения - «Черный квадрат».


Картина Казимира Малевича "Черный квадрат"

А «Супрематическая композиция», созданная Малевичем в 1916 г., была продана за 60 млн долларов в 2008 году.

. Годы жизни: 1840–1926. Французского гения называют родоначальником импрессионизма. Обожал природу, занимался садоводством.


Особую любовь испытывал к кувшинкам, которым посвятил целую серию работ - 60 полотен. На картинах Моне пытался отобразить, насколько прекрасен определенный миг в природе.


Именно его он пытался запечатлеть в каждом из своих творений. «Пруд с кувшинками», написанный в 1919 г., был продан за 80,5 млн долларов в 2008 году.

. Годы жизни: 1881–1973. Его творчество связано с кубизмом. Как утверждают источники, творить в этом направлении Пикассо начал после получения ответного письма от талантливого художника Поля Сезанна.

В нем француз советовал Пабло рассматривать натуру с точки зрения геометрических фигур: как совокупность конусов, сфер, цилиндров. И хотя Сезанн рекомендовал таким образом рисовать базисные прототипы будущих шедевров, Пикассо понял это слишком буквально и начал творить в новом стиле.


Картина Пабло Пикассо "Пейзаж на Средиземном море"

А вот название такому направлению дал Анри Матисс, когда увидел одно из творений соратника Пикассо Ж. Брака и поинтересовался: «Что это за кубики?»

Годы жизни: 1912–1956. Долгое время искал себя, пока не создал совершенно новую технику создания картин - разбрызгиванием краски на полотне на полу.


Именно тогда он получил настоящее признание, представив абстрактный экспрессионизм в новом ракурсе. Художник долго жил с менее признанной художницей Ли Краснер, которая посвятила себя супругу.


Она помогала ему, находила покупателей и переживала с ним трудные моменты его жизни. Самая известная картина Поллока - «Номер 5» (1948 г.), была продана на аукционе за 140 млн долларов в 2006 году.

Годы жизни: 1839–1906. Французский гений творил в духе импрессионизма. Его картины реальны и понятны, пропитаны духом романтизма и классицизма.


В них просто передается жизнь, без украшений или символических штрихов, присущих другим стилям.


Картина Поля Сезанна "Игроки в карты"

Картину «Игроки в карты», которая была продана в 2012 г. на аукционе за четверть миллиарда долларов, Сезанн написал в 1895 году.

Годы жизни: 1452–1519. Этого гения знают даже те, кто совершенно далек от искусства.


Самая его выдающаяся картина - «Мона Лиза», она же «Джоконда», находится в Лувре и не выставляется на торгах.


Картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза"

Некоторые источники утверждают, что в каждом творении да Винчи кроется зашифрованное послание. К примеру, на полотне «Тайная вечеря» четко угадывается мелодия, если прорисовать нотный стан в месте расположения рук апостолов.

Годы жизни: 1475–1564.


Лучшим творением гения называют знаменитые фрески, созданные на потолке Сикстинской капеллы.


Примечательно, что Микеланджело стал первым среди тех, кто работал в западноевропейском искусстве, чью биографию написали еще при жизни.

. Годы жизни: 1606–1669. Искусно работал с игрой теней и света.


По-особому передавал мир человеческих чувств и переживаний.


Картина Рембрандта "Ночной дозор"

Увлекался портретной живописью. На его счету – около 600 гениальных полотен.

. Годы жизни: 1483–1520. Творил в эпоху Ренессанса.


По гениальности его ставят в один ряд с Микеланджело и да Винчи. Всемирно известные станцы Рафаэля находятся в Ватикане, в Апостольском дворце.


Здесь же нашла свое пристанище и лучшая работа художника - «Афинская школа».

Если спросить у историков искусства, критиков и культуроведов «кто является лучшим художником?», насчитаются десятки различных ответов. Это связанно с тем, что нет единого стандарта, по которому можно измерить ценность художника или скульптура. Изобразительное искусство слишком субъективно для подобных оценок. Кроме того, репутация и отношение к живописцу может варьироваться в зависимости от текущей моды. Иногда свой вклад вносят критики. Например, огромное влияние на репутацию школы Болоньезе внес отзыв Джона Раскину о Аннибале Карраччи. Поэтому с уверенностью сказать о том, кто все же лучший художник планеты невозможно. Однако..

Дорогое - не обязательно лучшее

Цены на известных аукционах дают некоторое представление о наиболее ценных художественных произведениях и стилях, но подавляющее большинство шедевров располагаются в музеях и общественных галереях. Например, Мона Лиза, авторства гениального Леонардо, является частью постоянной коллекции Лувра (Париж). Её стоимость оценивается в 1 миллиард долларов, но она никогда не будет продана на аукционе. То же самое касается других шедевров старых мастеров, таких как Ян Ван Эйк, Тициан, Рубенс, Веласкес, Эль Греко, Рембрандт, Ян Вермеер, Гойя, а также живописцев более поздних лет, вроде Уильяма Тернера, Моне, Ренуара, Ван Гога, Поллока, Дали и других.

Картина Гогена, проданная за рекордные 300 миллионов долларов

Шедевры, которые музеи не в состоянии выставлять, зачастую встречаются в общественных зданиях. Самый яркий пример - фрески флорентийского гения Микеланджело в Сикстинской капелле . Станцы Рафаэля тоже прекрасно иллюстрируют это утверждение.

Вывод: рыночные цены в международных торговых залах не являются справедливой метрикой в оценке живописи.

Критерии для лучшего художника

В теории, можно составить список критериев для того, чтобы попытаться создать определенный список лучших художников или скульпторов. Например, можно использовать следующие факторы в качестве основного ориентира.

  • Стоимость. Важность цены произведения опровергнуто выше.
  • Прочность и долговечность. То, насколько качественно и прочно создана работа имеет место в сравнении работ, но ответить на главный вопрос это не поможет, ведь в таком случае большинство современных художников вовсе не смогут принять участие в своеобразном соревновании.
  • Влияние на современников. Кажется, современники должны умет оценивать значимость художника или скульптора, но это не так. К сожалению, многие великие мастера умерли непонятными и бедными.
  • Нынешнее мнение. Несомненно, наиболее демократический критерий выявления великого мастера. Хотя данный подход не исключает националистические мнения. Например, испанцы предпочтут Веласкеса и Рубенса, французам по душе придется Моне и Ренуар, немцы сочтут лучшими Дюрера и Гольбейна и так далее. Подобное можно сказать и о мнениях, даваемых ведущими художественными музеями мира.
  • Художественные приемы и техника. Сложно согласиться с этим критерием оценки, так как ни выпускники лучших художественных академий, ни величайшие мастера масляной живописи не смогут в таком случае стать лучшими творцами. Великое искусство требует не только технического мастерства или умения использовать необычный прием.

Существует множество авторитетных (и не очень) художественных книг, статей в интернете и различных материалов в СМИ, которые пытаются составить список лучших мастеров. Их проблема в субъективности критериев и подмены понятий. Использовать подобные источники можно как общее руководство. Безусловно, экспертное мнение имеет вес, однако, это всего лишь мнение.

Лучший художник всех времен? Личное решение!

В конце концов, право выбора предоставляется человеку, задающему этот вопрос. Попытайтесь убедить ярого поклонника импрессионизма в том, что величайший художник в истории - Рафаэль. У вас ничего не выйдет. Каждый из нас имеет разные эстетические и стилистические предпочтения, будь то ренессанс, маньеризм , барокко , неоклассицизм, реализм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм или поп-арт. Одним нравятся абстрактные образы, другие восхищаются точностью и реалистичностью. Отсутствие единой трактовки «красоты» создает множество обожаемых и ненавистных направлений. Однако, чтобы сделать взвешенный выбор и исключить погрешности в выборе лучшего художника, необходимо ознакомится с определенным количеством произведений мирового искусства. После этого выбор - личное дело.

Различные культуры в искусствоведении

Скорее всего, большинство западных искусствоведом знакомы с немногими работами мастеров из Китая и Японии, и наоборот. Даже если исследователи и специалисты изучат произведения искусства чужих стран и культур, вероятнее всего внимание, уважение и понимание к работам не прибавится. Иными словами, мнение о лучших скульптурах и картинах формируется под влиянием культуры и менталитета.

Список 10 лучших художников и скульпторов. Версия Artrue.

Учитывая вышеизложенное, данный список создан на основе следующих принципов:

  • Репутация на протяжении многих лет;
  • Выдающиеся композиции и эстетическая красота (в понимании редакторов);
  • Влияние на культуру.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640)

Влиятельная фигура в стиле барокко, Рубенс пробовал себя почти в каждом жанре, в том числе историческом и портретном. Кроме того, он разрабатывал гобелены, книжные иллюстрации, украшения, мультфильмы, эскизы для скульптур и многое другое. В весомой степени на стиль художника повлияли фламандские мастера.

Огюст Роден (1840–1917)

Застенчивый трудоголик Роден был одним из самых влиятельных скульпторов современной эпохи и достойным наследником традиций Донателло, Микеланджело, Бернини и Джамболонья. Константин Бранкузи описывал его как «отправную точку современной скульптуры».

Мыслитель

Клод Моне (1840–1926)

Лидер и приверженец французского импрессионизма и пленэрной живописи, Моне имел страсть к изображению различных воплощений света. Среди последователей можно отметить Берта Моризо, Эдгара Дега, Эдуарда Вюйара и других.

Уильям Тернер (1775–1851)

Величающий пейзажист в истории искусства впервые выставлен в лондонской Королевской Академии в возрасте 15 лет. Его картины маслом и работа с акварелью оказали революционное воздействие. Уважаемый современниками, сам Тернер испытывал бесконечное почтение к старым мастерам.

Леонардо Да Винчи (1452–1519)

Мона Лиза

Пабло Пикассо (1881–1973)

Помимо шедевров в стиле аналитического и синтетического кубизма, Пикассо также имел опыт создания скульптур и занимался дизайном. Революционные картины Пабло фактически начали новую эру изобразительного искусства, а его влияние на мастеров 20-го века трудно переоценить.

Авиньонские девицы

Рембрандт Ван Рейн (1606–1669)

Голландский гений реализма создал огромное количество потрясающих шедевров, среди которых исторические работы, групповые и индивидуальные портреты, жанровые картины, натюрморты и автопортреты. На современных художников Рембрандт повлиял также благодаря своим гравюрам.

Автопортрет с беретом

Микеланджело Буонарроти (1475–1564)

Вермеер

Один из самых выразительных представителей жанровой живописи. Кроме картин известен своими интерьерами.

Среди всех наиболее известных художников хотелось бы особо отметить творчество художника Мифтяхова Марата Хайдаровича .
Пейзажи Марата удивительны и неповторимы.
Картины бывают разные реалистичные и нереалистичные, понятные и непонятные.
Если вы видите что на картине нарисован стакан, то это совершенно очевидно и над чем тут думать? Вы посмотрели на картину и поняли что это стакан, завтра вы опять посмотрели и опять и поняли что это стакан... Вероятнее всего, что один раз посмотрев на подобную картину, вы уже не захотите снова на неё смотреть, поскольку она очевидна и не нуждается в объяснении. Картины Марата являются полной противоположностью подобных картин. Они притягивают и завораживают тем, что на них изображены совершенно незнакомые и непонятные предметы и пейзажи создавая в сочетании друг другом фантастические виды.
Картины содержат множество разных мелких деталей.
Очень трудно рассмотреть детально сразу всю картину, подобные картины нуждаются в многоразовом просмотре. И каждый раз, подойдя к картине, зритель может открыть для себя что-то новое, то, что раньше не заметил. Это качество присуще всем картинам Марата и оно ещё более притягивает к их просмотру. Картины являются информационно ёмкими и несут в себе глубокий философский смысл.

«Я считаю Ренато Гуттузо самым значительным художником современной Западной Европы», - писал Дж. Берджер.

А вот слова Карло Леви «Гуттузо - великий художник: и не только Сицилии и Италии. Сейчас он один из крупнейших художников в мире. В этом я глубоко убежден и счастлив, что могу заявить об этом без ограничений и оговорок, с полной ответственностью».

Ренато Гуттузо родился на Сицилии в Багерии близ Палермо 26 декабря 1911 года (по другим данным - 2 января 1912 года), в семье землемера. Свои первые профессиональные навыки он получил от народного мастера Эмилио Мурдоло, расписывавшего кареты. Учась в лицее, Гуттузо одновременно занимается живописью: знакомится с книгами по искусству, посещает мастерские художников. В конце двадцатых годов появляются его первые картины.

На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех - на две его картины обратила внимание критика.

Уже при жизни имя Дали было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним в известности.

Известный кинорежиссер Альфред Хичкок писал: «Я ценил Дали за режущие контуры его картин - конечно, во многом схожих с картинами де Кирико - за его длинные тени, бесконечное остранение, ускользающую линию, которая уходит в бесконечность, за лица без формы. Естественно, он изобрел еще много очень странных вещей, которые не могли быть реализованы».

Дали говорил о своей живописи: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».

Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали-и-Доменек родился 11 мая 1904 года в маленьком городке Фигерас (провинция Херона), в семье адвоката. Его окрестили тем же именем, что и его брата, умершего в семь лет от менингита. В своей автобиографии художник пишет: «Родившись, я встал на место обожаемого покойника, которого продолжали любить через меня… Все мои последующие эксцентричные поступки, все мои непоследовательные выходки были трагической константой моей жизни: я должен был доказать самому себе, что я являюсь не моим умершим братом, но собой - живым. Именно так я столкнулся с мифом о Касторе и Поллуксе: убивая внутри меня самого своего брата, я завоевал свое собственное бессмертие».

«Реализм - это не раз навсегда установленная формула, не догма, не неизменный закон. Реализм, как форма отражения действительности, должен находиться в постоянном движении», - говорит Сикейрос. И еще одно его высказывание: «Зритель - не статуя, которая включается в линейную перспективу картины… он тот, кто движется по всей ее поверхности… человек, обозревая роспись, своим движением дополняет творчество художника».

29 декабря 1896 года в мексиканском местечке Чиуауа у дона Сиприано Альфаро и Терезы Сикейрос родился сын Хосе Давид Альфаро Сикейрос. К одиннадцати годам у него проявился дар живописца, поэтому в 1907 году мальчика отдают учиться в Национальную подготовительную школу в Мехико. Вскоре после этого Альфаро начинает обучаться в классах художественной Академии «Сан-Карлос».

Здесь Сикейрос становится одним из студенческих вожаков и поднимает академию на протест и забастовку. Художник вспоминает: «Какие цели преследовала наша забастовка? Чего мы требовали? Требования наши касались как вопросов учебных, так и политических. Мы хотели покончить с затхлой академической рутиной, безраздельно господствовавшей у нас в школе. Вместе с тем мы предъявляли и некоторые требования экономического характера… Мы требовали национализации железных дорог. Над нами хохотала вся Мексика… Откровенно говоря, я глубоко убежден, что именно в тот день и родился в душе каждого из нас художник-гражданин, художник, живущий общественными интересами…»

Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».

Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Весной того же 1908 года он близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. «Когда начали ставить леса, - пишет художник в своей автобиографии, - тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».

Понять Шагала можно путем «вчувствования», а не «уразумения». «Небо, полет - главное состояние кисти Шагала», - отмечал Андрей Вознесенский.

«Я ходил по Луне, - говорил художник, - когда еще не существовали космонавты. В моих картинах персонажи были в небе и в воздухе…»

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 года в городе Витебске. Он был старшим из десяти детей мелкого торговца. Его отец служил рабочим у купца-селедочника, а мать, Фейга, содержала мелочную лавочку. В 1905 году Марк окончил четырехклассное городское ремесленное училище.

Первым учителем Марка стал в 1906 году Ю.М. Пэн. В автобиографии, озаглавленной «Моя жизнь», Шагал посвящает Юрию Моисеевичу следующие строки: «Пэн мне мил. Так и стоит перед глазами его трепещущая фигурка. В моей памяти он живет рядом с отцом. Часто, мысленно гуляя по пустынным улочкам моего города, я то и дело натыкаюсь на него. Сколько раз я готов был умолять его, стоя на пороге школы: не надо мне славы, только бы стать таким, как вы, скромным мастером, или висеть бы, вместо ваших картин, на вашей улице, в вашем доме, рядом с вами. Позвольте!»

Известный критик Поль Юссон писал в 1922 году о Модильяни:

«После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и обычно лишенным какой-либо исключительности.

…Этот художник носит в себе все невысказанные стремления к новой выразительности, свойственные эпохе, жаждущей абсолютного и не знающей к нему путей».

Амедео Клементе Модильяни родился 12 июля 1884 года в семье итальянских евреев. Его отец, Фламинио Модильяни, после банкротства своей конторы «Дрова, уголь», возглавил контору посредника. Мать, Евгения Гарсен, происходила из купеческой семьи.

Пикассо говорил: «Искусство - это ложь, которая помогает нам понять правду».

Пабло Руис Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанской Малаге в семье художника дона Хосе Руиса и Марии Пикассо-и-Лопес. Со временем художник взял фамилию матери. Отец был скромным преподавателем рисования, иногда выполнявшим заказы по росписи интерьеров. Рисовать мальчик начал очень рано. Самые первые наброски поражают артистизмом, профессиональным умением. Первая картина юного художника называлась «Пикадор».

Когда Пабло исполняется десять лет, он вместе с родными переезжает в Ла-Корунью. В 1892 году он поступает в местную Художественную школу, где его отец ведет класс рисунка и орнамента.

Г.С. Оганов пишет: «…Художник стремился к выявлению жизни образа посредством выразительности формы, отсюда поиск динамического напряжения, ритмики и цвета. Конечно же, зрителя поражают не сами эти поиски, а прежде всего результат. А результат этот у Петрова-Водкина все же всегда выходит за пределы чисто композиционно-декоративных, живописных исканий - всегда здесь присутствует жизнь духа в конкретно-психологическом и одновременно философско-обобщенном выражении. Это и дает масштаб его произведениям и делает их при всех внешних, формальных параллелях с древнерусским или современным западноевропейским искусством произведениями оригинальными, своеобразными, глубоко самостоятельными».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился на Волге в небольшом городке Хвалынске 5 ноября 1878 года. Он был первенцем в семье сапожника Сергея Федоровича Водкина и его жены Анны Пантелеевны, урожденной Петровой. Когда мальчику шел третий год, отца забрали в солдаты и послали служить в Петербург, на Охту. Вскоре туда же перебралась и Анна Пантелеевна вместе с маленьким сыном. Через два с половиной года произошло возвращение в Хвалынск, где мать поступила в услужение в дом местных богачей. Кузьма жил при ней во флигеле.

И.Е. Репин назвал Кустодиева «богатырем русской живописи». «Большой русский художник - и с русской душой», - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: «Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Превосходный рисовальщик и график, Кустодиев работал в линогравюре и ксилографии, исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы. Он выработал свою оригинальную художественную систему, сумел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни».

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Как вспоминает Борис Михайлович: «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони… Это были живые типы Островского…» Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева.

Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: «Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь детства, были таковы: отец мой работал на свекло-сахарных заводах, которые по обыкновению строятся в глубокой глуши, в отдалении от больших и малых городов».

Около 1890 года отец переводится на завод, который находился в селе Пархомовка, около Белополья. Здесь Казимир оканчивает пятиклассное сельскохозяйственное училище: «Деревня… занималась искусством (такого слова я не знал тогда)… Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке… Вся жизнь крестьян меня увлекала сильно… Вот на этом фоне во мне развивались чувства к искусству, к художеству». Спустя четыре года семья перебирается на завод в Волчке, а затем переезжает в Конотоп.

Среди русских художников есть множество талантливых личностей. Их творчество высоко ценится во всём мире и составляет достойную конкуренцию таким мировым мастерам как Рубенс, Микеланджело, Ван Гог и Пикассо. В этой статье мы собрали 10 самых известных русских художников.

1. Иван Айвазовский

Иван Айвазовский – один из самых знаменитых русских художников. Родился он в Феодосии. С детских лет Айвазовский проявлял свои невероятные творческие способности: он обожал рисовать и сам научился игре на скрипке.

В 12 лет юный талант начал учиться в Симферополе в академии живописи. Здесь он учился копировать гравюры и писать картины с натуры. Спустя год он сумел поступить в петербургскую Императорскую академию, хотя и не достиг ещё возраста 14 лет.

Долгое время художник ездил по Европе и жил в Италии, где его картины также были признаны по достоинству. Так молодой художник из Феодосии стал довольно известным и богатым человеком.

Позже Айвазовский вернулся на родину, где получил мундир Морского министерства и звание академика. Также художник побывал в Египте и присутствовал при открытии нового Суэцкого канала. Все свои впечатления художник описывал в картинах. К этому времени у него уже выработался свой неповторимый стиль и способность писать по памяти. Сложные элементы Айвазовский бегло зарисовывал в блокнот, чтобы позже перенести их на полотно. Всемирно известность ему принесли картины «Одесса», «Девятый вал» и «Чёрное море».

Последние годы жизни художник провёл в Феодосии, где построил себе дом в итальянском стиле. Чуть позже Айвазовский пристроил ещё к нему небольшую галерею, чтобы все могли свободно насладиться его удивительными картинами и утонуть в океане красок. Сегодня этот особняк всё также служит музеем и множество посетителей ежедневно приходит сюда, чтобы собственными глазами увидеть мастерство мариниста, который прожил долгую и счастливую жизнь.

2. Виктор Васнецов

Продолжает список самых известных русских художников Виктор Васнецов. Родился он весной 1848 года в семье священника в небольшой деревне Лопьял. Тяга к живописи проснулась у него в очень раннем возрасте, но родители не могли дать ему должного образования из-за нехватки денег. Поэтому в возрасте 10 лет Виктор начал учиться в бесплатной духовной семинарии.

В 1866 году практически без денег он уехал в Петербург. Васнецов легко справился с вступительным экзаменом и поступил в Академию художеств. Здесь началась его дружба с известным художником Репиным, с которым он позже направился в Париж. После возвращения в Петербург Васнецов начинает писать свои самые известные картины: «Три богатыря», «Снегурочка» и «Бог Саваоф».

Художник смог полностью раскрыть свой талант только после переезда в Москву. Здесь ему уютно и комфортно, а каждая последующая картина получается лучше предыдущей. Именно в Москве Васнецов написал такие картины, как «Алёнушка», «Иван Царевич и серый волк» и «Нестор Летописец».

3. Карл Брюллов

Этот известный русский художник родился в 1799 году. Отец Карла был известным живописцем и профессором Петербургской Академии художеств. Поэтому судьба мальчика была предрешена заранее. К счастью, Карлу Брюллову удалось унаследовать от отца талант художника.

Учёба давалась молодому художнику очень легко. Он во много раз превосходил остальных учеников в своём классе и окончил Академию художеств с отличием. После этого Карл отправился путешествовать по Европе, надолго остановившись только в Италии. Именно здесь он создал свой шедевр — «Последний день Помпеи», потратив на его написание около шести лет.

По возвращению в Петербург Карла Брюллова ждала известность и слава. Его были рады видеть везде и непременно восхищались его новыми картинами. В этот период художник создаёт несколько своих бессмертных полотен: «Всадница», «Осада Пскова», «Нарцисс» и другие.

4. Иван Шишкин

Иван Шишкин – один из самых известных российских художников-пейзажистов, который в своих картинах мог представить любой неприметный пейзаж в самом выгодном свете. Кажется, что сама природа играет на полотнах этого художника живыми красками.

Родился Иван Шишкин в 1832 году в Елабуге, который сегодня относится к Татарстану. Отец хотел, чтобы сын со временем занял пост городского чиновника, но Иван тяготел к рисованию. В возрасте 20 лет он уехал в Москву обучаться живописи. После успешного окончания Московской школы художеств, Шишкин поступил в Императорскую Академию в Петербурге.

Позже он долго путешествовал по Европе, зарисовывая удивительные пейзажи. В это время он создал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», которая принёсла ему огромную славу. После возвращения в Россию Шишкин продолжает творить с удвоенной энергией. По его словам, русская природа в несколько сот раз превосходит европейские пейзажи.

Иван Шишкин за свою жизнь написал множество потрясающих картин: «Утро в сосновом лесу», «Первый снег», «Сосновый лес» и другие. Даже смерть настигла этого живописца прямо за мольбертом.

5. Исаак Левитан

Этот великий русский мастер пейзажей родился в Литве, но всю свою жизнь прожил в России. Неоднократно его еврейское происхождение причиняло ему множество унижений, но так и не заставило покинуть эту страну, которую он боготворил и восхвалял в своих картинах.

Уже первые пейзажи Левитана получили высокие оценки Перова и Саврасова, а сам Третьяков даже купил его картину «Осенний день в Сокольниках». Но в 1879 году Исаака Левитана вместе со всеми евреями выставляют из Москвы. Только огромными усилиями друзей и учителей ему удаётся вернуться в город.

В 1880-х годах художник написал множество потрясающих картин, сделавших его весьма известным. Это были «Сосны», «Осень» и «Первый снег». Но очередные унижения заставили автора снова покинуть Москву и уехать в Крым. На полуострове художник пишет целый ряд удивительных работ и значительно улучшает своё финансовое состояние. Это позволяет ему путешествовать по Европе и знакомиться с творчеством мировых мастеров. Вершиной творчества Левитана стала его картина «Над вечным покоем».

6. Василий Тропинин

Удивительная судьба была у великого русского хужожника-портретиста Василия Тропинина. Он был рождён в семье крепостных графа Маркова в 1780 году и только в возрасте 47 лет получил право быть свободным человеком. Ещё в детстве за маленьким Василием наблюдались склонности к рисованию, но граф отдал его учиться на кондитера. Позже его всё-таки отдают в Императорскую академию, где он проявляет свой талант во всей его красоте. За свои портреты «Кружевница» и «Нищий старик» Василий Тропинин был удостоен звания академика.

7. Петров-Водкин Кузьма

Богатое наследие в мировой живописи сумел оставить после себя известный российский художник Петров-Водкин. Он родился в 1878 году в Хвалынске, а в свои юные годы собирался стать железнодорожником. Однако судьба сделала из него живописца с мировым именем.

8. Алексей Саврасов

Картины этого русского художника уже отлично продавались, едва ему исполнилось 12 лет. Чуть позже он поступил в Московское училище живописи и мгновенно стал одним из лучших учеников. Поездка на Украину помогла Саврасову досрочно окончить училище и получить звание художника.

Картины «Камень в лесу» и «Московский Кремль» сделали из этого живописца академика в 24 года! Молодым талантом интересуется царская семья, а сам Третьяков покупает множество его работ для международных выставок. Среди них были «Зима», «Грачи прилетели», «Распутица» и другие.

Смерть двух дочерей и последующий развод сильно сказываются на Саврасове. Он много пьёт и вскоре умирает в больнице для бедных.

9. Андрей Рублев

Андрей Рублев – самый знаменитый русский художник-иконописец. Он родился в XV веке и оставил после себя большое наследие в виде икон «Троица», «Благовещение», «Крещение Господне». Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным украшал фресками множество храмов, а также писал иконы для иконостасов.

10. Михаил Врубель

Завершает наш список самых известных русских художников Михаил Врубель, который за свою жизнь создал множество шедевров в различных тематиках. Он занимался росписью Киевского храма, а позже в Москве принялся за создание своего знаменитого ряда «демонических» картин. Творческие метания этого художника не нашли должного понимания у его современников. Лишь спустя несколько десятков лет после смерти Михаила Врубеля искусствоведы отдали ему должное, а Церковь согласилась с его трактовками библейских событий.

К сожалению, личная жизнь художника стала причиной развития у него тяжёлой формы психических расстройств. Звание академика настигло его в доме для сумасшедших, откуда ему уже не судилось выйти. Тем не менее Михаил Врубель успел создать немало удивительных произведений искусства, которые достойны неподдельного восхищения. Среди них особенно стоит выделить картины «Демон сидящий», «Царевна-лебедь» и «Фауст».

Художники – люди, способные языком визуальных образов и форм публично говорить с обществом. Однако их популярность и востребованность, кажется, совсем не зависит от таланта. Кто был самым известным художником в истории?

Эдуард Мане (1832-1883)

Эдуард Мане был одним из родоначальников импрессионизма. Его творческий путь, как и положено пути настоящего художника, не был самым простым - картины вызывали споры и скандалы, в 1860-х он выставлялся в так называемом «Салоне отверженных». Это была альтернативная выставка для художников, которых не принимали в официальном Парижском салоне.

Такова была судьба шокировавшей публику картины «Олимпия». Писали, что героиня полотна с таким вызовом смотрит на зрителя и так держит левую руку, будто в этой руке кошелек, а самой героине глубоко плевать, что о ней думают. Картину сочли слишком плоской, ее сюжет - вульгарным, а героиню сравнивали даже с… самкой гориллы. Кто бы мог подумать, что спустя полторы сотни лет это полотно станет одним из самых узнаваемых в мире!


Казимир Малевич (1879-1935)

Как ни странно, самым известным русским художником можно назвать Казимира Малевича. Несмотря на то что русская школа живописи дала искусству десятки имен - Репина, Айвазовского, Верещагина и многих других - в памяти массового зрителя остался человек, который скорее был деконструктором классической живописи, нежели продолжателем ее традиций.


Казимир Малевич был основоположником супрематизма - а значит, в некотором роде отцом всего современного искусства. Его хрестоматийная работа «Черный квадрат» была выставлена в 1915 году и стала программной. Но не «Черным квадратом» единым знаменит Малевич: он работал в качестве художника-постановщика в гротесковых спектаклях Мейерхольда, руководил художественной студией в Витебске, где начинал работать другой великий художник - Марк Шагал.

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Постимпрессиониста Винсента Ван Гога мир знает как безумца и глубоко несчастного человека, который при этом оставил богатое культурное наследие. Активно работал он всего 10 с небольшим лет, но успел написать за это время две с лишним тысячи полотен. Многолетняя борьба с депрессией прерывалась светлыми периодами, во второй половине 1880-х годов Ван Гог переехал в Париж и обрел там единственно необходимый ему круг общения - среди единомышленников-художников.


Публика, однако, была не в восторге от картин Ван Гога, картины не продавались. Последние годы жизни художник провел в Арле на юге Франции, где надеялся создать коммуну художников. План, увы, остался невоплощённым. Душевное расстройство прогрессировало, и однажды после ссоры Ван Гог набросился на друга, приехавшего погостить, с бритвой. Друг, художник Поль Гоген, сдал приятеля в сумасшедший дом. Там Ван Гог и окончил свои дни - он застрелился спустя год после заточения.

Примечательно, что в этот период были написаны едва ли не самые известные работы Ван Гога - «Пшеничное поле с воронами», «Звёздная ночь» и другие. Но настоящая известность пришла к художнику после смерти - в конце 1890-х. Сейчас его работы считаются одними из самых дорогих в мире.

Эдвард Мунк (1863-1944)

Норвежский экспрессионист Эдвард Мунк мог написать всего одну картину, но и тогда вошел бы в историю живописи. Самая узнаваемая его работа - страшный «Крик», написанный между 1893 и 1910 годами. Интересно, что существует четыре разных авторских варианта «Крика». В 2012 году картина была продана с аукциона за рекордные по тем временам 120 миллионов долларов.


«Крик» был написан после того как однажды вечером Мунк шел домой по дороге и обернулся - красный закат, который он увидел, поразил его. Путь, которым возвращался Мунк, пролегал мимо скотобойни и больницы для душевнобольных, где содержали сестру художника.

Современники писали, что стоны пациентов и крики убиваемых животных были невыносимы. Считается, что «Крик» стал своего рода пророчеством для искусства XX века, пронизанного мотивами одиночества, отчаяния и экзистенциального кошмара.

Иероним Босх (1450-1516)

Одним из главных художников Возрождения в Северной Европе считается Иероним Босх. Манера его письма безусловно узнаваема, несмотря на то что от всего корпуса картин остался всего десяток. Это было настоящее искусство Ренессанса, многоплановое и наполненное символами и аллюзиями. Современникам Босха его картины говорили куда больше, чем людям XXI века, так как он обильно использовал средневековые библейские и фольклорные мотивы.


Чтобы понять, что перед вами картина Босха, не нужно быть искусствоведом. К примеру, в самой известной работе Босха - триптихе «Сад земных наслаждений» - содержится множество деталей: она изображает семь смертных грехов, воспроизведенных по нескольку раз, очень подробно рассказывает об адских муках, которые ждут грешников (в правой части), а на левой створке показывает грехопадение Адама и Евы. Причудливость фигур, большое количество мелких деталей и специфическая фантазия художника не оставляют сомнения в том, кто автор полотна.

Энди Уорхол (1928-1987)

Каждый заслуживает своих 15-ти минут славы - говорил шутник и постмодернист Энди Уорхол . Его собственная слава, однако, оказалась более долговечной. Пожалуй, этот разносторонний человек стал символом направления поп-арт. Именно его авторству принадлежат самые узнаваемые работы второй половины XX века (не считая, конечно, «настоящих» художников).


Энди Уорхол создал десятки работ и был одним из главных культуртрегеров шестидесятых. Однако в массовом сознании он почти наверняка останется как автор полотен с размноженными одинаковыми объектами - в одном случае таким объектом стала банка консервированного томатного супа, а в другом - секс-символ 50-х и символ сексистской эпохи Голливуда Мэрилин Монро .

Сальвадор Дали (1904-1989)

Сюрреалист Сальвадор Дали был в том числе гениальным менеджером и пиарщиком. Он продвигал то, что теперь называется «личным брендом» задолго до появления этого термина. Все помнят о его выдающихся усах, безумном взгляде и многочисленных эпатажных выходках - чего стоят хотя бы прогулки с муравьедом на поводке.


При этом Сальвадор Дали остается одним из главных художников своей эпохи. Выбирая между двумя испанцами в нашем рейтинге (Дали и Пабло Пикассо), редакция сайт все же остановилась на первом - картины Сальвадора Дали играют куда большую роль в массовой культуре; среднему человеку названия «Постоянство памяти» или «Предчувствие гражданской войны» говорят больше, чем «Герника» или «Портрет Доры Маар».

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Микеланджело был и художником, и скульптором, и архитектором. В его личности в полной мере отразилось то, что принято называть «натурой эпохи Возрождения». Одна из самых известных скульптурных его работ - статуя Давида - нередко используется в качестве иллюстрации к самому слову «Возрождение» как отражение воззрений и достижений мастерства и мысли того времени.


Фреска «Сотворение Адама» - одно из самых узнаваемых живописных произведений всех времен и народов. Кроме совершенно очевидного культурного значения это изображение сыграло роль и в массовой культуре XXI века: что только интернет-шутники ни вкладывали в протянутую руку Адама: от пульта дистанционного управления до светового джедайского меча.

Леонардо Да Винчи (1452-1519)

Безусловно, самый известный художник в мире - итальянец Леонардо да Винчи. Сам он при этом не отдавал предпочтения какой-нибудь одной сфере деятельности и считал себя ученым, инженером, скульптором… - словом, человеком Возрождения, как и его современник и коллега Микеланджело.


Известно, что Леонардо работал над картинами подолгу, часто откладывал их «на потом» и вообще, судя по всему, относился к живописи как к еще одному виду творчества, не слишком выделяя ее среди других. Поэтому до нас дошло относительно небольшое количество его полотен. Нельзя не вспомнить хрестоматийную «Джоконду», а также «Даму с горностаем», «Мадонну Литта» - и, конечно, фреску «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.

Неудивительно, что известные художники часто привлекают подражателей - и тех, кто хочет прикоснуться к славе гениев, и тех, кто хочет на этом заработать. Предлагаем вам прочесть о самых известных фальсификаторах картин в истории.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен



Рекомендуем почитать

Наверх