Петр андреевич клейнмихель железная дорога. Пётр Андреевич Клейнмихель: биография. О чем надо знать

Вечерние 20.11.2023

Прямая, как стрела, была изначально линия Николаевской железной дороги. Отчего же тогда вдруг она стала кривой? И какую роль сыграл тут палец императора?
Маленькая экспедиция любителей железных дорог пыталась ответить на эти и другие вопросы, призвав в помощь...самого графа Клейнмихеля.

Редкого пассажира судьба ссаживает с электрички на станции Веребье, одной из многих между Окуловкой и Малой Вишерой, что по Октябрьской, бывшей Николаевской, железной дороге. Полюбовавшись местными ракитами с округлыми, будто садовником подстриженными кронами, он, возможно, зашагает по грунтовой дороге в сторону деревни Лескуново и тогда не замедлит очутиться в огромном овраге, пологом и лесистом; речка, прокопавшая его, и дала название станции. Вскоре, однако, путник остановится, пораженный, перед двумя громадными, явно искусственными сооружениями. Странные узкие лбы выпирают из обоих склонов оврага, сравниваясь с ними по высоте и глядя прямо друг на друга. Словно древние пирамиды, они подавляют и хранят тайну: какие племена воздвигли их, каким богам? А узнай любознательный странник, что ось одного капища указывает точно на Санкт-Петербург, а другого на Москву... Не в силах более терзаться догадками, он (автор этих строк) взбегает на загадочную гору и спешит вдоль по ее хребту. Не проходит и пяти минут, как перед ним открывается широкая поляна, где уже дымит костер. Вокруг огня сидят посвященные, а на почетном месте — Александр Сергеевич Никольский. Он — зампред Всероссийского общества любителей железных дорог и руководитель экспедиции по несуществующему ныне отрезку Николаевской дороги. У него и папочка уже раскрыта, он достает оттуда темную фотографию, на которой смутно проглядывает какой-то барельеф.

— В Санкт-Петербурге, — рассказывает Никольский, — на Исаакиевской площади стоит памятник Николаю Первому. Знаменита статуя тем, что вздыбленный конь, на котором восседает император (не путать с Медным всадником), имеет всего две точки опоры. Однако мало кто обращает внимание на фигуры, опоясывающие постамент. А они показывают четыре важнейших события царствования этого монарха. Один из них — на снимке.

И мы разглядываем. Изображен какой-то высоченный мост, по которому резвый паровозик тянет вагончики. Внизу — толпа вельмож с эполетами и аксельбантами. Все смотрят на одного — явно Николая, двое что-то ему разъясняют. Год 1851.
— Год открытия железной дороги из Петербурга в Москву, — продолжает Никольский. — Император, вместе с супругой поехал первым поездом, и в самых примечательных местах выходил. А это сооружение как раз и считалось на трассе самым-самым. Веребьинский мост — 590 метров длины, 53 высоты. Насыпь по берегам реки, вы поняли, — от него, а наша поляна — бывшая станция Веребье — третьего класса. Так вот, когда Николай принимал дорогу, на этом грандиозном мосту случился казус. Поезд, ведомый американской бригадой, взял и забуксовал! Оказалось, рельсы были ржавые, и мастер, желая выслужиться перед государем, покрасил их не только с боков, но и сверху. Понятно, Клейнмихель — он спиной на барельефе — сразу побежал наверх, морду машинисту бить, а иностранцы принялись под колеса песок сыпать. Общими усилиями состав покатил дальше.

— Да, — ввертываю я, — мы по Некрасову только и знаем, что эту дорогу построил русский народ. А вот в Белозерске, на берегу Белого озера, у канала, который огибает весь южный берег, я видел обелиск: «Соорудил Петр Андреевич Клейнмихель». Значит граф и здесь след оставил...
— Клейнмихель, — отзывается Никольский, — был главноуправляющим путями сообщения и общественными зданиями...

Но сам-то Александр Сергеевич, сам Никольский каков! Ведь медиум же он, маг, шаман, я сразу понял. Ведет нас по старой трассе, будто хадж это у него, путешествие по святым местам. И направляет его дух самого графа Клейнмихеля. Чащоба невероятная, уже и не разберешь, где была насыпь, а где выемка. В одном месте бобры засеку устроили, в другом промоину перелезаем, а где-то, по слухам, даже бомба неразорвавшаяся с войны засела. Сухостой, крапива гигантская. Но мы все равно грезим, как пробегали тут, гудя, паровозы, обдавали дымом. А на привале достает наш предводитель заветную тетрадочку, где выписки у него из мемуаров прошлого века:
— Был у Клейнмихеля старый слуга-дворецкий. И вот однажды, при госте, граф говорит ему: «Закрой окно!» А тот и ухом не ведет. Петр Андреевич снова: «Закрой!» Слуга вообще поворачивается и уходит. А граф смотрит на гостя и с восхищением произносит «Каков, каналья!»

Выползаем наконец-то со старой трассы на новую. Торжественно переваливаемся через знаменитую оградительную сетку Октябрьской железной дороги. Но и о гравий бить ноги по жаре немногим слаще.

Привал в красненьком придорожном здании, какие часто видишь на этой магистрали из окна поезда, совершенно разрушенные и разоренные. Что это, старые станции? Нет, бывшие казармы для рабочих-путейцев. Никольский обходит дом и грустнеет: такое запустение! Да, думаем, Клейнмихель тоже бы не одобрил. Садимся за стол в комнате-кузне, качаем рычаг от мехов, которых давно нет.

Конечный наш сегодня рубеж — станция Мстинский мост. Пытались ли вы, читатель, когда-нибудь переходить реку по железнодорожному мосту? Автор пытался. Однажды в Чарджоу пошел по шпалам через свою любимую Аму-Дарью: завернула его стража через сто метров. И вот теперь представьте: мост, вознесшийся высоко над Метою, прямо-таки летит над нею. Какая удобная мишень для террористов! Вот они и появляются — шесть человек в сапогах и защитных куртках, явно вышли из лесу. Это, конечно, мы. Взбираемся по нескончаемой лестнице на насыпь и вслед за Никольским смело шагаем вдоль путей на тот берег. На Александре Сергеевиче — фуражка железнодорожная, а еще для верности — оранжевый жилет. Навстречу, уже на той стороне, встает караульный с винтовкой наперевес. Страшно, конечно, против шести диверсантов. Но лицо каменное, как и положено при исполнении. Обрядовый костюм Никольского, однако, производит требуемое магическое действие. Застыв с ружьем ниже пояса, охранник пропускает всю цепочку. И только когда замыкающий не выдерживает и задает мучащий всех нас вопрос «А пиво-то где здесь?», лицо часового смягчается, а затем принимает уже вполне человеческое, озадаченное выражение.
— А здесь нет, внизу надо было. Что же начальник-то вас ведет, не показывал?

Ох, шаман наш начальник!
Пиво есть. А когда ищем удобное место для отдыха — и чтобы тень, и вид на мост с поездами пробегающими — то обнаруживаем еще нечто. В пристанционном овраге, высовываясь из болотины прутьями своего ограждения-лукошка, являет себя настоящая реликвия. Тендер его величества, что там — божества Паровоза! 70-х годов прошлого века! (Для непосвященных: тендер — это тот ящик на колесах для угля и воды, что цепляется к паровозу. Штыками и топорами освобождаем драгоценность от зарослей кустарников, и судя по тому, сколько внутри грязной йоды (не вытекает!), находка в прекрасном состоянии. Никольский произносит речь перед видеокамерой: возможно, говорит он, тендер именно от того паровоза, который унес жизнь Анны Карениной.

Воодушевленные находкой, уже на электричке возвращаемся в Веребье. В голове звучат строки: «И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колени».
Достойное завершение дня!

На следующий день нашей маленькой экспедиции предстоит трейнспоттинг. Да еще какой!
Что это такое — трейнспоттинг? Еще одно ужасное иностранное слово. Не пугайтесь и не путайте с армреслингом и бодибилдингом. Трейнспоттинг — это занятие сытых западных дяденек, предпочитающих в свободный часок убежать от супруги на железнодорожную насыпь и засесть там в каком-нибудь живописном месте. Человек терпеливо поджидает поезд, а когда тот появляется, делает фотографию и записывает у себя в книжечке. Допустим: «4.15 из Паддингтона. Опаздывает на три минуты». Потом, с сознанием не зря прожитого дня, наблюдатель идет домой и шлет снимок с отчетом в любимый журнал, издаваемый для просвещенных.

Так вот, в четвертом часу дня по нынешней трассе, по величественной дамбе, которая пересекает веребьинский овраг, промчится несравненный скоростной поезд ЭР-200. Никольский ведет отряд вдоль реки напролом. Пути и в самом деле нет: заросли жуткие, тропинка чуть что исчезает.

Но мы все-таки продираемся и выходим к дамбе. Любуемся поездами, громыхающими высоко над нами. По дощатому балкону смело устремляемся в трубу, под которой течет Веребья. В полутьме журчит вода, стиснутая старым камнем; плиты свода тверды и шершавы. Ласково ощупываем маленькие сталактитики. Наконец устраиваемся под насыпью и ждем.

— Кончился век государя, и кончилась карьера Клейнмихеля, — рассуждает Александр Сергеевич. — Не нужен оказался новому царю такой крепостник. Дамбу эту возвели уже после его смерти, в 1881 году. На Мете тогда деревянный мост меняли на нынешний, железный, а здесь проложили объезд — так вышел на прямой Николаевской дороге заметный крюк. Но иначе участок веребьинского моста был слишком крутой, приходилось постоянно держать наготове паровоз-толкач, который помогал составам идти в гору.
— А история о том, как Николай чертил линию трассы по карте? Что у царя был кривой палец, который выехал за линейку как раз на Веребъе? И государь обвел его, а никто не посмел возразить.
— Просто вымысел. Шли по прямой, потому что топографию будущей трассы не знали.
Использовали петровскую еще просеку-«першпективу».
Чу, гремит — Что делать? Падать ниц? Нет, фотографировать! Его величество ЭР-200 проносится по верху серебристой ракетой. Один только кадр, а насыпь уже пуста. Можно раскупоривать тушенку.
— И все-таки, — возвращается к теме руководитель экспедиции — царь сыграл в строительстве этой дороги огромную роль, и, по справедливости, на Ленинградском вокзале надо было не Ленину ставить памятник, а ему. Весь кабинет государев — сорок министров — проголосовал против того, чтобы ее строить. И тогда Николай сам решил — монаршьей волей. Однако строительство велось неспешно. Но вот однажды на каком-то банкете император оказался лицом к лицу с графом Клейнмихелем. И сразу вспомнил: «Когда построишь?». Тот опешил и тут же брякнул: «Через год!» И построил.

Пешком от нашего лагеря к ближайшей здесь станции Оксочи пройти невозможно: дорога напрочь залита навозом с местной фермы. Сидим, ждем электрички на Веребье...

Что рассказать про день третий? Копаем. Вернее, копают Никольский с миитовцем Леней. Роют, ломая лопаты о древнюю щебенку, профили по верху насыпи. Миитовец Дима бродит с миноискателем. Тем временем трактор подвозит целый прицеп «добрых поселян», в основном женского пола, которые принимаются убирать сено. Наши серьезные археологические работы их вовсе не удивляют.

Оказывается, насыпь очень любима местными жителями. Женщины наперебой хвалят ее, указывая, какая она ровная и прямая, прочная и высокая. Подъезжает «москвичок», и водитель, тоже желая помочь науке, делится старинным преданием. Было-то как — Николай, едучи первым поездом, испугался веребьинского перехода, и состав провели по мосту без государя. А сошел царь именно на том месте, где стоит дом этого автомобилиста. Однако Никольский тут только хмыкает. Что бы сказал Клейнмихель?

Понемногу из-под земли вылезают разные железнодорожные мелочи — костыли, огромные болты с проржавевшими гайками, прокладки для скрепления рельсов. Но самих рельсов, конечно, нет. Внизу, ближе к реке, обнаруживаем остатки мостовых опор, использованных местными жителями на фундаменты домов.

Кажется, что дух графа безмолвно следит за раскопками, но в конце концов не выдерживает и прорываемся в словах Никольского.
Мы ведь все сокрушаемся, что не отыскиваются косточки русские, которые по бокам-то все...
— Действительно, — говорит Александр Сергеевич, — в документах отмечено: собралась раз голодная толпа, потому что не завезли вовремя хлеба и мяса. Заметьте, и мяса! Но хлеб срочно доставили, а с мясом дело разрешилось само собой по причине начавшегося поста. Вот так-то!

Этот последний день завершаем волнующим обрядом. Живой картиной. Участники экспедиции встают под насыпью и представляют в лицах сцену с питерского барельефа. Конечно, Клейнмихеля подобало бы играть Никольскому, но ему все-таки отходит роль государя. Мы тоже хотим, чтобы наш начальник предстал перед историей лицом, а не со спины. По очереди выбегаем из картины и щелкаем затворами.

На следующее утро пути наши разойдутся. Никольский с Леней отправятся в Шушары (это под Питером), в железнодорожный музей. Будут колдовать над грудами старых железок, свезенных туда со всей страны. И кто знает, каких еще духов им удастся вызвать, восстанавливая старые паровозы? Мы же, остальные, на почтово-багажном поездке — а с иными в Веребье туго — едем в Москву. Тендер, ЭР-200, килограммы находок — экспедиция увенчалась успехом, и это не случайно. Граф был с нами.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Генерал-адъютант, член Государственного Совета, род. 30 ноября 1793 г., ум. 3 февраля 1869 г. Отец его, Андрей Иванович, был директором 2-го кадетского корпуса и генерал-лейтенантом. П. А. Клейнмихель числился в Дворянском полку, но воспитывался дома; 7 февраля 1808 г. он вступил на действительную службу подпоручиком в лейб-гренадерский полк и сначала состоял при отце; 23 марта 1812 г. переведен в Преображенский полк и зачислен адъютантом к гр. Аракчееву. С этого времени началось его чрезвычайно быстрое движение по службе: 16 мая 1814 г. он был назначен флигель-адъютантом Его Величества, 30 августа того же года с.-петербургским плац-майором, 1 января 1816 г., т. е. всего 23-х лет от роду, произведен в полковники и 24 марта 1819 г. сделан начальником штаба управления военными поселениями; 8 июня 1820 г. произведен в генерал-майоры. Исполняя эту должность Клейнмихель непрерывно пользовался расположением сначала гр. Аракчеева и Императора Александра I, а затем и Императора Николая I; он очень много раз получал выражение Высочайшей благодарности за действия свои по управлению военными поселенцами; особенно милостиво относился к нему Император Николай Павлович. 22 Августа 1826 г. Клейнмихель назначен был генерал-адъютантом. 1 Мая 1832 г. назначен дежурным генералом главного штаба Его Величества; 19 июня 1835 г. с переформированием управления военными поселениями в департамент назначен директором этого департамента; в то же время заведовал инспекторским департаментом военного министерства; 16 апреля 1841 г. произведен в генералы от инфантерии. Он принимал участие в работах многих комиссий, назначенных Императором Николаем Павловичем для изучения или для реформирования разных частей армии и флота, затем в 1830 г. на него возложено было составление исторического описания одежды и вооружения российских войск; в 1837 г. по его представлению учрежден для этого особый комитет, председателем которого Клейнмихель и состоял до 21 октября 1855 г.; описание это составлено главным образом трудами А. В. Висковатова и вышло в 1841-1862 гг. под названием "Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древних времен" (30 выпусков). Кроме того, Клейнмихель принимал деятельное участие, постоянно доставлявшее ему все более и более заметное благоволение Императора Николая, в комиссиях по сооружению разных построек в Петербурге: так в 1828-1829 гг. он заведовал постройками дома трудолюбия и дома Патриотического института, в 1835 г. постройкою зданий Чесменской богадельни; особенное благоволение он заслужил своим участием в комиссии по возобновлению сгоревшего в 1837 г. Зимнего Дворца, - по окончании работ 26 марта 1839 г., при особо милостивом рескрипте П. А. Клейнмихель получил графское достоинство; после этого он заведовал еще постройкою зданий военного госпиталя, каменного моста через Неву - открыт 21 ноября 1850 г. и назывался сначала Благовещенским, ныне Николаевский; тогда же назначен в комиссию по сооружению новых зданий Эрмитажа. 4 марта 1834 г. назначен был председателем комитета, учрежденного для устройства телеграфного сообщения между С.-Петербургом и Варшавою; 1 февраля 1842 г. назначен членом комитета и строительной комиссии, учрежденной для устройства С.-Петербурго-Московской железной дороги, 10 февраля ему поручено главное заведование канцеляриею комитета; со 2 апреля до 11 августа того же года управлял в отсутствие военного министра военным министерством, и 11 августа 1842 г. назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. Главным делом Клейнмихеля за это время является сооружение Николаевской железной дороги. Паровозное движение началось в 1846 г. сначала на участке от Петербург до Колпина, к этому же времени был устроен и Александровский завод; затем в 1849 г. открыто было движение между Петербургом и Чудовым и между Тверью и Вышним-Волочком; вся линия открыта была 1 ноября 1851 г., как раз в срок еще при начале работ назначенный Императором. Государь живо интересовался ходом постройки и деятельностью Клейнмихеля был очень доволен; но нельзя не признать, что она, при своей аккуратности и быстроте, обходилась чрезвычайно дорого и государству и народу; постройка Николаевской дороги обошлась в 64000000 с лишком, по 107000 pуб. на версту дороги. Кроме этого главного своего дела Клейнмихель устроил и несколько новых шоссе. 15 октября 1855 г. по прошению он был уволен от должности министра путей сообщения с оставлением в звании члена Государственного Совета. - Супруга гр. П. A. Клейнмихеля, вдова штаб-ротмистра Хорват, урожденная Ильинская, графиня Клеопатра Петровна , род. 17 октября 1811 г., ум. 17 января 1865 г.; была статс-дамою, кавалерственною дамою ордена св. Екатерины и председательницею патриотического общества.

"Подробный формуляр службы Генерал-Адъютанта гр. П. А. Клейнмихеля" (печатный); "Русский Инвалид", 1869 № 19.

{Половцов}

Клейнмихель, граф Петр Андреевич

Русский государственный деятель (1793-1869); воспитывался во 2-м спб. кадетском корпусе. Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. В 1826 г. назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы. Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I. В 1838 г. ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой. По этому случаю была выбита в честь К. золотая медаль с надписью: "Усердие все превозмогает". В начале 1842 г. К. исправлял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 г. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву (Николаевский), выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и проч. Казенные постройки во времена К. возводились быстро, но стоили казне массы денег, а народу - человеческих жертв. По восшествии на престол Александра II, К. был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом государственного совета, в делах которого почти не принимал участия.

{Брокгауз}

Клейнмихель, граф Петр Андреевич

Генерал-адъютант, член Гос. Сов., сын Андрея Андреевича Клейнмихеля, род. 30 ноября 1793 г., числился в Дворян. п., которым командовал в то время его отец, но воспитывался дома. В 1808 г. К. вступил на службу подпор. в Л.-Грен. п., в конце 1808 г. был переведен в лейб-гвардии Конный п., где оставался до мрт. 1812 г., когда был переведен в Преображенский полк и назначен адъютантом к гр. Аракчееву. Во время Отеч. войны К. состоял при командире V корпуса г.-л. Лаврове, а также участвовал в камп. 1813-1814 гг. В мае 1814 г. К. был назначен флиг.-ад-том к Его Императорскому Величеству, а по возвращении в Россию, 30 авг., СПб. плац-майором. 1 янв. 1816 г., т. е. всего 23 л. от роду, К. был произведен в полк. и в мрт. 1819 г. сделан начальником штаба управления воен. поселениями. К. непрерывно пользовался расположением гр. Аракчеева и Имп. Александра I, а затем и Имп. Николая I. В 1820 г. К. был произведен в генерал-майоры. Особенно милостиво относился к нему Имп. Николай I, который в день своей коронации, 22 авг. 1826 г., назначил К. генерал-адъютантом. Произведенный в 1829 г. в г.-л., К. во время польск. восстания 1831 г. исправлял долж-сть деж. генерала рез. армии в с.-зап. крае, а в 1832 г. был назначен деж. генералом гл. штаба Его Вел. В 1835 г., с переформ-нием управления воен. поселениями в деп-т, К. был назначен дир-ром этого деп-та и в то же время заведовал инспект. деп-том воен. мин-ства; в 1841 г. был произведен в генералы от инфантерии. К. принимал участие в работах мног. комиссий по реформнию армии и флота, а также в занятиях комитета для составления "воинского пех. службы устава"; затем в 1830 г. на него возложено было составление истор. описания одежды и вооружения рос. войск, для чего, по его представлению, был учрежден комитет, председ-лем которого К. и состоял до 1855 г. Описание это составлено, гл. обр., трудами А. В. Висковатова и вышло в 1841-1862 гг. под назв. "Историч. описание одежды и вооружения рос. войск с древних времен" (30 выпусков). Кроме того, К. принимал деят. участие в комиссиях по сооружению разн. построек в СПб.: так, в 1828-1829 гг. он заведовал постройками дома трудолюбия и дома Патриотического инст-та, в 1835 г. - зданий Чесмен. богадельни, но особенное благоволение Имп-ра он заслужил участием в особ. комиссии по возобновлению сгоревшего в 1837 г. Зимн. дворца; за быстрое окончание работ 25 мрт. 1839 г. при особо милост. рескрипте К. получил граф. достоинство, причем в честь его была выбита зол. медаль с надп. "Усердие все превозмогает", и этот девиз был включен в его герб. После этого К. заведовал постройкой зданий воен. госпиталя, первого пост. камен. моста через Неву (открыт 21 ноябр. 1850 г., ныне Николаевский), а также входил в состав комиссии по сооружению нов. зданий Эрмитажа. В 1834 г. К. был назначен председ-лем комитета, учрежденного для устр-ва телегр. сообщения между СПб. и Варшавой, а в 1842 г. - членом комитета и строит. комиссии по постройке СПб.-Моск. ж. д., причем ему было поручено завед-ние канцелярией комитета. Со 2 апр. по 11 авг. 1842 г., за отсутствием воен. министpa, К. управлял воен. мин-ством, а после кончины гр. Толя (в авг. 1842 г.) был назначен главноуправляющим путями сообщения и публич. зданиями. Глав. делом К. за это время является сооружение Николаевской ж. д. Как и все постройки времени К., сооружение Николаевской ж. д. обошлось чрезвычайно дорого и государству и народу и стоило 64 млн. руб. с лишком. Суров, характеристику К. дает М. И. Семевский: "К. - это Аракчеев в более позднем и неск. исправленном издании". По восшествии на престол Имп. Александра II К. одним из первых сошел с арены высш. госуд. деятельности: 5 окт. 1855 г. по прошению он был уволен от долж-сти с оставлением в звании чл. Гос. Сов., в делах которого почти не принимал участия. Умер 3 фвр. 1869 г. (Подроб. формуляр службы К-, "Рус. Инв.", 1869, № 18; М . И . Семевский . Дворян. п. в трудах, научн., историч. и литературных, его бывш. воспитанников. СПб., 1877, отдел. оттиск из "Рус. Стар.").

{Воен. энц.}

Клейнмихель, граф Петр Андреевич

(супруг К. П. Клейнмихель, см.), главноуправлявший пут. сообщ. и публ. здан. (до 1856 г.); род. 1793 г., † 3 февраля 1869 г. на 76 году жизни.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Клейнмихель, граф Петр Андреевич" в других словарях:

    Граф Пётр Андреевич Клейнмихель … Википедия

    - (1793 1869), граф (1839), российский государственный деятель, генерал от инфантерии (1841). В 1842 55 главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил постройкой железной дороги Санкт Петербург Москва. Уволен за… … Энциклопедический словарь

    Крюгер, Франц. Портрет Петра Андреевича Клейнмихеля. Холст, масло. 137х104 см. Германия. 1851 Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793(17931130) 3 февраля 1869) русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской… … Википедия

    Крюгер, Франц. Портрет Петра Андреевича Клейнмихеля. Холст, масло. 137х104 см. Германия. 1851 Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793(17931130) 3 февраля 1869) русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской… … Википедия

    Крюгер, Франц. Портрет Петра Андреевича Клейнмихеля. Холст, масло. 137х104 см. Германия. 1851 Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793(17931130) 3 февраля 1869) русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской… … Википедия

    Клейнмихель (Петр Андреевич, граф) русский государственный деятель (1793 1896); воспитывался во 2 м санкт петербургском кадетском корпусе. Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником… … Биографический словарь

Генерал-адъютант, член Государственного Совета, род. 30 ноября 1793 г., ум. 3 февраля 1869 г. Отец его, Андрей Иванович, был директором 2-го кадетского корпуса и генерал-лейтенантом. П. А. Клейнмихель числился в Дворянском полку, но воспитывался дома; 7 февраля 1808 г. он вступил на действительную службу подпоручиком в лейб-гренадерский полк и сначала состоял при отце; 23 марта 1812 г. переведен в Преображенский полк и зачислен адъютантом к гр. Аракчееву. С этого времени началось его чрезвычайно быстрое движение по службе: 16 мая 1814 г. он был назначен флигель-адъютантом Его Величества, 30 августа того же года с.-петербургским плац-майором, 1 января 1816 г., т. е. всего 23-х лет от роду, произведен в полковники и 24 марта 1819 г. сделан начальником штаба управления военными поселениями; 8 июня 1820 г. произведен в генерал-майоры. Исполняя эту должность Клейнмихель непрерывно пользовался расположением сначала гр. Аракчеева и Императора Александра I, а затем и Императора Николая I; он очень много раз получал выражение Высочайшей благодарности за действия свои по управлению военными поселенцами; особенно милостиво относился к нему Император Николай Павлович. 22 Августа 1826 г. Клейнмихель назначен был генерал-адъютантом. 1 Мая 1832 г. назначен дежурным генералом главного штаба Его Величества; 19 июня 1835 г. с переформированием управления военными поселениями в департамент назначен директором этого департамента; в то же время заведовал инспекторским департаментом военного министерства; 16 апреля 1841 г. произведен в генералы от инфантерии. Он принимал участие в работах многих комиссий, назначенных Императором Николаем Павловичем для изучения или для реформирования разных частей армии и флота, затем в 1830 г. на него возложено было составление исторического описания одежды и вооружения российских войск; в 1837 г. по его представлению учрежден для этого особый комитет, председателем которого Клейнмихель и состоял до 21 октября 1855 г.; описание это составлено главным образом трудами А. В. Висковатова и вышло в 1841-1862 гг. под названием "Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древних времен" (30 выпусков). Кроме того, Клейнмихель принимал деятельное участие, постоянно доставлявшее ему все более и более заметное благоволение Императора Николая, в комиссиях по сооружению разных построек в Петербурге: так в 1828-1829 гг. он заведовал постройками дома трудолюбия и дома Патриотического института, в 1835 г. постройкою зданий Чесменской богадельни; особенное благоволение он заслужил своим участием в комиссии по возобновлению сгоревшего в 1837 г. Зимнего Дворца, - по окончании работ 26 марта 1839 г., при особо милостивом рескрипте П. А. Клейнмихель получил графское достоинство; после этого он заведовал еще постройкою зданий военного госпиталя, каменного моста через Неву - открыт 21 ноября 1850 г. и назывался сначала Благовещенским, ныне Николаевский; тогда же назначен в комиссию по сооружению новых зданий Эрмитажа. 4 марта 1834 г. назначен был председателем комитета, учрежденного для устройства телеграфного сообщения между С.-Петербургом и Варшавою; 1 февраля 1842 г. назначен членом комитета и строительной комиссии, учрежденной для устройства С.-Петербурго-Московской железной дороги, 10 февраля ему поручено главное заведование канцеляриею комитета; со 2 апреля до 11 августа того же года управлял в отсутствие военного министра военным министерством, и 11 августа 1842 г. назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. Главным делом Клейнмихеля за это время является сооружение Николаевской железной дороги. Паровозное движение началось в 1846 г. сначала на участке от Петербург до Колпина, к этому же времени был устроен и Александровский завод; затем в 1849 г. открыто было движение между Петербургом и Чудовым и между Тверью и Вышним-Волочком; вся линия открыта была 1 ноября 1851 г., как раз в срок еще при начале работ назначенный Императором. Государь живо интересовался ходом постройки и деятельностью Клейнмихеля был очень доволен; но нельзя не признать, что она, при своей аккуратности и быстроте, обходилась чрезвычайно дорого и государству и народу; постройка Николаевской дороги обошлась в 64000000 с лишком, по 107000 pуб. на версту дороги. Кроме этого главного своего дела Клейнмихель устроил и несколько новых шоссе. 15 октября 1855 г. по прошению он был уволен от должности министра путей сообщения с оставлением в звании члена Государственного Совета. - Супруга гр. П. A. Клейнмихеля, вдова штаб-ротмистра Хорват, урожденная Ильинская, графиня Клеопатра Петровна, род. 17 октября 1811 г., ум. 17 января 1865 г.; была статс-дамою, кавалерственною дамою ордена св. Екатерины и председательницею патриотического общества.
"Подробный формуляр службы Генерал-Адъютанта гр. П. А. Клейнмихеля" (печатный); "Русский Инвалид", 1869 №
- русский государственный деятель (1793-1869); воспитывался во 2-м спб. кадетском корпусе. Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. В 1826 г. назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы. Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I. В 1838 г. ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой. По этому случаю была выбита в честь К. золотая медаль с надписью: "Усердие все превозмогает". В начале 1842 г. К. исправлял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 г. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву (Николаевский), выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и проч. Казенные постройки во времена К. возводились быстро, но стоили казне массы денег, а народу - человеческих жертв. По восшествии на престол Александра II, К. был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом государственного совета, в делах которого почти не принимал участия.
Н. В.
Клейнмихель, граф Петр Андреевич
- генерал-адъютант, член Гос. Сов., сын Андрея Андреевича Клейнмихеля, род. 30 ноября 1793 г., числился в Дворян. п., которым командовал в то время его отец, но воспитывался дома. В 1808 г. К. вступил на службу подпор. в Л.-Грен. п., в конце 1808 г. был переведен в лейб-гвардии Конный п., где оставался до мрт. 1812 г., когда был переведен в Преображенский полк и назначен адъютантом к гр. Аракчееву. Во время Отеч. войны К. состоял при командире V корпуса г.-л. Лаврове, а также участвовал в камп. 1813-1814 гг. В мае 1814 г. К. был назначен флиг.-ад-том к Его Императорскому Величеству, а по возвращении в Россию, 30 авг., СПб. плац-майором. 1 янв. 1816 г., т. е. всего 23 л. от роду, К. был произведен в полк. и в мрт. 1819 г. сделан начальником штаба управления воен. поселениями. К. непрерывно пользовался расположением гр. Аракчеева и Имп. Александра I, а затем и Имп. Николая I. В 1820 г. К. был произведен в генерал-майоры. Особенно милостиво относился к нему Имп. Николай I, который в день своей коронации, 22 авг. 1826 г., назначил К. генерал-адъютантом. Произведенный в 1829 г. в г.-л., К. во время польск. восстания 1831 г. исправлял долж-сть деж. генерала рез. армии в с.-зап. крае, а в 1832 г. был назначен деж. генералом гл. штаба Его Вел. В 1835 г., с переформ-нием управления воен. поселениями в деп-т, К. был назначен дир-ром этого деп-та и в то же время заведовал инспект. деп-том воен. мин-ства; в 1841 г. был произведен в генералы от инфантерии. К. принимал участие в работах мног. комиссий по реформнию армии и флота, а также в занятиях комитета для составления "воинского пех. службы устава"; затем в 1830 г. на него возложено было составление истор. описания одежды и вооружения рос. войск, для чего, по его представлению, был учрежден комитет, председ-лем которого К. и состоял до 1855 г. Описание это составлено, гл. обр., трудами А. В. Висковатова и вышло в 1841-1862 гг. под назв. "Историч. описание одежды и вооружения рос. войск с древних времен" (30 выпусков). Кроме того, К. принимал деят. участие в комиссиях по сооружению разн. построек в СПб.: так, в 1828-1829 гг. он заведовал постройками дома трудолюбия и дома Патриотического инст-та, в 1835 г. - зданий Чесмен. богадельни, но особенное благоволение Имп-ра он заслужил участием в особ. комиссии по возобновлению сгоревшего в 1837 г. Зимн. дворца; за быстрое окончание работ 25 мрт. 1839 г. при особо милост. рескрипте К. получил граф. достоинство, причем в честь его была выбита зол. медаль с надп. "Усердие все превозмогает", и этот девиз был включен в его герб. После этого К. заведовал постройкой зданий воен. госпиталя, первого пост. камен. моста через Неву (открыт 21 ноябр. 1850 г., ныне Николаевский), а также входил в состав комиссии по сооружению нов. зданий Эрмитажа. В 1834 г. К. был назначен председ-лем комитета, учрежденного для устр-ва телегр. сообщения между СПб. и Варшавой, а в 1842 г. - членом комитета и строит. комиссии по постройке СПб.-Моск. ж. д., причем ему было поручено завед-ние канцелярией комитета. Со 2 апр. по 11 авг. 1842 г., за отсутствием воен. министpa, К. управлял воен. мин-ством, а после кончины гр. Толя (в авг. 1842 г.) был назначен главноуправляющим путями сообщения и публич. зданиями. Глав. делом К. за это время является сооружение Николаевской ж. д. Как и все постройки времени К., сооружение Николаевской ж. д. обошлось чрезвычайно дорого и государству и народу и стоило 64 млн. руб. с лишком. Суров, характеристику К. дает М. И. Семевский: "К. - это Аракчеев в более позднем и неск. исправленном издании". По восшествии на престол Имп. Александра II К. одним из первых сошел с арены высш. госуд. деятельности: 5 окт. 1855 г. по прошению он был уволен от долж-сти с оставлением в звании чл. Гос. Сов., в делах которого почти не принимал участия. Умер 3 фвр. 1869 г. (Подроб. формуляр службы К-, "Рус. Инв.", 1869, № 18; М. И. Семевский. Дворян. п. в трудах, научн., историч. и литературных, его бывш. воспитанников. СПб., 1877, отдел. оттиск из "Рус.
Клейнмихель, граф Петр Андреевич
(супруг К. П. Клейнмихель, см.), главноуправлявший пут. сообщ. и публ. здан. (до 1856 г.); род. 1793 г., † 3 февраля 1869 г. на 76 году


Смотреть значение Клейнмихель, Граф Петр Андреевич в других словарях

Граф — м. графиня ж. наследственное дворянское достоинство, местами и доныне владетельское, но у нас только почетное: оно выше баронского и ниже княжеского. чик умалит. графенок,........
Толковый словарь Даля

Граф — графа, м. (нем. Graf) (дореволюц. н загр.). Наследственный дворянский титул, средний между князем и бароном. || Лицо, носящее этот титул.
Толковый словарь Ушакова

Граф М. — 1. Должностное лицо, наделенное судебной, административной и военной властью (в раннем средневековье в Западной Европе); феодальный владетель. 2. Титул высшего дворянства........
Толковый словарь Ефремовой

Граф — -а; м. [нем. Graf] Дворянский титул выше баронского; лицо, носящее этот титул.
◁ Графи́ня, -и; -и́нь; ж. Гра́фский, -ая, -ое. Г. титул. Г-ие земли.
Толковый словарь Кузнецова

Абрамов Петр Васильевич — (ок. 1876 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1917. Малограмотный. В конце 1921 жил в Екатеринбургской губ., работал кузнецом. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Алеев Петр Андреевич — (ок. 1883 - ?). Социалист-революционер. Служащий. Член ПСР с 1905. Образование среднее. В конце 1921 жил в Самаре, работал в ГубСНХ. Местными чекистами характеризовался как "активный"........
Политический словарь

Алеев Петр Кириллович — (ок. 1884 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал на Златоустовском заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Алешинкин Михаил Андреевич — (ок. 1894 - ?). Член ПЛСР с 1917. Артист. Образование среднее. В конце 1921 жил в Царицынской губернии и работал в политпросвете. Местными чекистами характеризовался как «пассивный»........
Политический словарь

Ананьин Петр Кесаревич — (? - ?). Член ПЛСР с 1918. Из крестьян. В конце 1921 жил в Вятской губернии и работал делопроизводителем волостного военкомата. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Андреев Андрей Андреевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В 1921 находился в Бутырской тюрьме. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Андреев Григорий Андреевич — (? - ?). Член ПЛСР. В конце 1921 жил в Псковской губернии. Местными чекистами характеризовался как «открыто не выступающий» партийный работник. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Арехчев Петр Архипович — (ок. 1877 - ?). Социал-демократ. Рабочий-токарь. Образование низшее. Член РСДРП с 1903. В конце 1921 работал в депо станции Калуга. Местными чекистами характеризовался как "рядовой"........
Политический словарь

Архипов Леонид Андреевич — (ок. 1893 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Служащий. Образование среднее. В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал на Златоустовском заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Аршинов Петр Андреевич (партийный Псевдоним - Петр Марин) — (1886, Екатеринослав - 1938). Анархист. Из мещан. Образование начальное. Слесарь. В 1904-06 руководил организацией РСДРП на станции Кизил-Арват в Средней Азии редактор нелегальной........
Политический словарь

Бабанов Александр Андреевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В конце 1921 жил в Уфимской губ. Местными чекистами характеризовался как принадлежавший к "меньшинству" ПСР. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Барк Пётр Львович — (6 апреля 1869, Екатеринослав, – 16 января 1937, Лондон). Из дворян. В 1892 окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1894 секретарь управляющего Государственного........
Политический словарь

Беликов Андрей Андреевич — (ок. 1879 - ?). Член ПСР с 1905, затем левый с.-р. В конце 1921 жил в Царицынской губернии и работал заведующим отделом снабжения. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Беловзоров [белозеров] Петр Алексеевич — (ок. 1890 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1915. Образование "низшее". В конце 1921 жил в Бийске Алтайской губ., работал счетоводом в Бийском райпродкоме. Местными чекистами........
Политический словарь

Белугин Андрей Андреевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В конце 1921 жил в Уфимской губ. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Беребешев Петр Акимович — (? - ?). Член ПЛСР. В конце 1921 жил в Рязанской губернии. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Бирзе Ян Андреевич — (1884 - ?). Анархист. Из крестьян (сын батрака). Образование начальное. С 1905 член Рижской группы РСДРП, с 1905 - активист Латышской группы анархистов-коммунистов "Liesma" ("Пламя").........
Политический словарь

Брамовский Петр Алексеевич — (ок. 1885 - ?). Член ПЛСР с 1918. Крестьянин. Образование низшее. «В 1920 велось дело № 1823, вместе с делом направлен в ВЧК». В конце 1921 жил в Новгородской губернии. Местными чекистами........
Политический словарь

Бучков Петр Николаевич — (? - ?). Член ПЛСР. Из мещан. Образование среднее. В конце 1921 жил в Псковской губернии и работал в Опочецком наробразе. Местными чекистами характеризовался как «бывший активный»........
Политический словарь

Волевельский Петр (константин?) (кличка - Абраша Самарский) — (? - ?). Анархист. В начале 1919 в составе боевой организации анархистов-"безмотивников" Д. Бондаренко участвовал в экспроприациях советских учреждений в Харькове. С декабря........
Политический словарь

Врангель Петр Николаевич — (1878-1928) – барон, флигель-адъютант, генерал-лейтенант, командующий южным фронтом Белой Армии, главком “Русской армии”, политический деятель. В 1924-1928 гг. в эмиграции был........
Политический словарь

Гавриленко Петр — (1888, Гуляй-Поле - 28.11.1920). Анархист. Из крестьян. Образование среднее. Анархист-коммунист с 1907. В 1914 призван в армию, участник 1-й мировой войны 1914-18 к 1917 полный Георгиевский........
Политический словарь

Гарви Пётр Абрамович — (настоящая фамилия Бронштейн) (15 января 1861, Одесса, – 28 февраля 1944, США). В социал-демократическом движении с 1899, с 1900 член Российской социал-демократической рабочей партии(РСДРП);........
Политический словарь

Гвоздев Петр Васильевич — (ок. 1884 - ?). Член ПСР с 1902. В 1906 исключен из партии. Затем левый с.-р. Интеллигент. В конце 1921 жил в Царицынской губернии и работал в «Роста» (Российское телеграфное агентство).........
Политический словарь

Герасимов Пётр Васильевич — (1877, Томск, – сентябрь 1919, Москва). В 1898, выдержав экзамен на аттестат зрелости в Костромской гимназии, поступил на юридический факультет Московского университета, в........
Политический словарь

Граф-модель Объекта Прогнозирования — Прогнозная модель в виде графа.
Политический словарь

Граф (с 1839) Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793 - 3 февраля 1869) - российский государственный деятель из немецкого рода Клейнмихелей, протеже Аракчеева и беспрекословный исполнитель воли Николая I. В 1842-1855 годах - главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Курировал строительство Николаевской железной дороги.

Биография

Воспитывался во 2-м Петербургском кадетском корпусе, директором которого был его отец А. А. Клейнмихель (1757-1815); мать Анна Францевна Ришар (1769-1833).

Выдвинулся главным образом благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. При нём возникла практика выплаты жалованья служащим неофициальным («серым») порядком. Например, архитектору в военных поселениях могли предложить получать «2000 рублей ассиг. явно, а 1000 инкогнито» при общем заработке 3000 руб. ассигнациями в год. В 1826 году назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы.

Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I. В 1838 году ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой, за что был возведён в графское достоинство (1839) и получил шуточное прозвище «Клейнмихель-Дворецкий». Тогда же была выбита в честь Клейнмихеля золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает».

В начале 1842 года Клейнмихель, произведённый годом ранее (16.04.1841) в генералы от инфантерии, исполнял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 года. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву, сооружён Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве, выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и прочее. В целом казённые постройки во времена Клейнмихеля возводились быстрее, чем ранее, однако возведение храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора затянулось на долгие годы.

Сразу же по восшествии на престол Александра II Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом Государственного совета, в делах которого почти не принимал участия. Скончался от отека легких в феврале 1869 года, похоронен под Петербургом в Сергиевой пустыни рядом со второй женой.

Репутация

У Клейнмихеля была устойчивая репутация казнокрада и льстеца. Он стремился предоставить исключительное право постройки в России железных дорог министерству путей сообщения, не допуская к этому частных компаний. По словам недоброжелателей, делалось это с целью создания дополнительных препятствий для постройки железных дорог в России вообще. Клейнмихель постоянно доказывал императору, что России железные дороги были вовсе не нужны.

В общем и целом, те постройки, которые курировались Клейнмихелем, возводились относительно быстро, но обходились казне крайне дорого - подряды давались родственникам либо заинтересованным лицам на выгодных Клейнмихелю, но не выгодных правительству условиях. Например, подряд на поддержание в порядке тракта Москва-Петербург был отдан родственнику Клейнмихеля, при этом современники отмечали, что слишком уж нередки случаи, когда из-за неухоженных дорог и огромных ям опрокидываются дилижансы.

Постройки Клейнмихеля сопровождались большим количеством смертей среди рабочих, что вызывало к нему всеобщую ненависть. Нередки были бунты рабочих во время постройки железной дороги Петербург-Москва. Граф был «ославлен» поэтом Николаем Некрасовым в стихотворении «Железная дорога», где отмечается, что Николаевскую железную дорогу построил не «граф Пётр Андреич Клейнмихель», а русский народ.

Семья

Первая жена (с 1816 года) - Варвара Александровна Кокошкина (ум. 1842), внучка горнозаводчика А. Ф. Турчанинова и сестра петербургского обер-полицмейстера С. А. Кокошкина. По словам К. И. Фишера, брак её с Клейнмихелем был заключен против воли её родителей. Он же (по причине своего физического недостатка) не только не исполнял своего супружеского долга, но и требовал от неё благосклонного приема волокитства Аракчеева. Начались домашние распри, в которых утешал её двоюродный брат Н. М. Булдаков. Из-за жалоб обманутого мужа Булдакову было высочайше запрещено проживать в одном городе с госпожой Клейнмихель; но она сама стала ездить туда, где жил Булдаков. Наконец Клейнмихель, не имевший больше никакого интереса удерживать непокорную супругу, заключил с ней сделку. Она уступила ему свое приданое, а он обязался быть виновником в нарушении брачной верности, и они развелись. Варвара Александровна вышла замуж за Булдакова, впоследствии симбирского губернатора, с которым была очень несчастна.



Рекомендуем почитать

Наверх