Григорий мелехов. Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба Как показан образ григория на первой войне

На каждый день 21.09.2020
На каждый день

Образ Григория Мелехова как один из самых центральных в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Широкое обобщение путей и перепутий донского казачества, позволившие увидеть, как сложна и противоречива жизнь Мелехова. Женские образы Аксиньи и Натальи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образ Григория Мелихова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Образ Григория Мелехова -- центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе, прежде всего как правдоискатель.В начале романа Григорий Мелехов -- обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка -- и содрогнулся от содеянного. Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль. Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь.

Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. «Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова. Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже воин, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны. «Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».

Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе. Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать.

К мирному труду тянется и главный герой романа. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины -- Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, -- это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын -- его будущее, его след на земле.

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека -- всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

Женские образы в романе Тихий дон (Аксинья и Наталья)

Главные женские образы романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" - это Наталья Мелехова и Аксинья Астахова. Обе они любят одного и того же казака, Григория Мелехова. Он же женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Но разрешается он очень трагически. К финалу романа умирают и Наталья и Аксинья. Что же привело двух почти во всем различных между собой женщин к печальному исходу? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так: любовь к Григорию. Наталья не может перенести того, что муж продолжает любить Аксинью, не хочет из-за этого иметь от него еще одного ребенка и совершает самоубийственный аборт, фактически ища смерти, а не просто стремясь избавиться от нежелательной беременности. Аксинью же любовь к Григорию гонит вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно.

Конец каждой из героинь по-своему закономерен. Наталья - женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна. Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: "Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие... Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите..." Она - человек глубоко верующий, богобоязненный. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство "любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу. Аксинья же с самого начала "решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой... Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью" владеть им, как раньше", до женитьбы. Но в столкновении двух любящих Григория женщин победителей, как мы знаем, не будет.

Когда из-за измены мужа Наталья временно возвращается в родительский дом, то "ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый на шепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой". Аксинья, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом. Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами. Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной Наталью. Однако доброта свойственна ей вне меньшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой.

Наталья незадолго до смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью. Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, "мудрая и мужественная старуха", делать ей это категорически запрещает: "Смолоду и я так думала, - со вздохом сказала Ильинична. - Мой-то тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйтить от родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом - сама увидишь. Да и детишков от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь. И не думай об этом, не велю!" Тут "все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую"землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез". В исступлении Наталья посылает самые страшные проклятия на голову неверного мужа: "Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!.." И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка. Ильинична собиралась с помощью Пантелея Прокофьевича "отговорить от неразумного поступка взбесившуюся с горя сноху", но не успела. Наталья именно "с горя взбесилась". мелехов тихий дон шолохов

Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочки. Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков. Аксинье хочется, чтобы они с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи. Аксинья нянчит Мелеховских детей, и те почти что признают в ней мать. Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней. Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, поскольку опасается ареста за старые грехи - активное участие в Вёшенском восстании.

Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: "Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы..." Тем не менее Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности: "Как бы ты думал?.. Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пети пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни Лучше убей, но не бросай опять!.." Она, разумеется, не подозревает, что в этот раз они с Григорием будут очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель. Григорий переживает смерть обеих женщин- Но переживает по-разному. Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий "из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени..." Он понимает, что виноват в смерти жены: "Григорий представил, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о ее смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах Как замечает автор: "Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу - взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу и непримирившаяся, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты, и уж, наверное- раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем..." Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства. Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье "за то, что она выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть".

Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как "кровь текла... из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось..." Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он думает; что "расстаются они ненадолго...".

В "Тихом Доне" вообще очень много смертей. Умирают почти все члены семейства Мелеховых, и ни один курень на хуторе Татарском не обошла смерть- Так действительно было в гражданскую войну, когда погибло очень много казаков. И гибель двух главных героинь в этом смысле закономерна. Смерть Натальи и смерть Аксиньи, по замыслу писателя, должны углубить одиночество Григория к финалу повествования, оставив его только с единственным уцелевшим сыном Мишаткой: "Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу- Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети" (Григорий еще не знает, что дочь Полюшка померла "от глотошной"). Обречены на гибель в шолоховском романе и сильная волевая Аксинья, и более слабая Наталья. Трагедия гражданской войны усиливает трагизм и любовной линии "Тихого Дона" на губах: - Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради Бога... в Бога мать... Смерти... предайте!.." Говорит он почти теми же словами, что и казак Егор Жарков, получивший смертельную рану в первую мировую войну и умоляющий товарищей прекратить его мучения: "Братцы, предайте смерти! Братцы!.. Братцы... Что жвы гля-ди-те-е-е?.. Аха-ха-а-а-а-а!.. Братцы, предайте смерти!.." Мелехов, в отличие от Жаркова, у которого из разорванного живота вываливаются кишки, не ранен, но испытывает почти такие же мучения, что приходится убивать соотечественников, русских людей, казаков, мужиков, матросов... Даже убивая противника в честном бою, он испытывает порой нравственные муки. Что уж говорить об убийстве безоружных. Правда, мстя за Петра, Григорий и такое черное дело делает. Но чувство мести быстро проходит. И узнав, что в руки казаков попали убийцы Петра, Григорий спешит в родной хутор не затем, чтобы ускорить их гибель, а наоборот, чтобы спасти от смерти. Но он опоздал: в ходе самосуда Ивана Алексеевича убивает вдова Петра Дарья. Поистине, "что делается с людьми"!

Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: "Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали... Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет... А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался... В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам". Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от "кадетов", но быстро понимает, что никакой "третьей силе" в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Краткая биография М.А. Шолохова. История создания романа "Тихий Дон". Честь и достоинство в жизни Г. Мелехова. Влияние вешенского восстания на характер героя. Драматические дни Новороссийска в жизни Г. Мелехова. Идея благополучного исхода романа.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений (Григорий и Наталья, Григорий и Аксинья). От прототипа к образу: роль женских образов и прототипов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Использование исторических событий в романе.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Изучение сюжетной линии романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" - произведения, где повествуется о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией, но так же рассказывается о драматической, трагической любви главных героев - Григория, Аксиньи и Натальи.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" - значительное произведение о трагедии донского казачества в годы революции и гражданской войны. Исследование литературного стиля, значение фразеологизмов и слов-символов. Идеи романа-эпопеи и анализ языкового содержания.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    "Тихий Дон" М. Шолохова – крупнейший эпический роман XX века. Последовательный историзм эпопеи. Широкая картина жизни донского казачества накануне первой мировой войны. Боевые действия на фронтах войны 1914 года. Использование народных песен в романе.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    Роман Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон" - повествование о грандиозной революции, катаклизме, пережитом Россией. Трагическая любовь Григория и Аксиньи - любовь или "беззаконная" страсть? Отношение жителей хутора к главным героям и их любви.

    презентация , добавлен 21.11.2011

    Детские годы Михаила Александровича Шолохова. Русский писатель, крупнейший прозаик, наиболее яркий советский писатель-неинтеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса. "Тихий Дон" и "Поднятая целина".

    презентация , добавлен 01.03.2012

    Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон" – это эпическое произве-дение о судьбе российского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. Реализм "Тихого Дона". Отражение гражданской войны в романе.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»

Артемовского городского округа

Урок по литературе по теме:

«Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова»

(12 класс)

Л.А. Старовойтова,

учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 4

Артемовский городской округ

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с романом «Тихий Дон». Определить основные черты характера Григория Мелехова, выявить, в чём же заключается трагедия судьбы Григория. Раскрыть роль портрета героя в романе. Показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Воспитывать у учащихся: миролюбие, бережное отношение к человеческой жизни, чувство собственного достоинства.

Методические приёмы: в комментированное чтение, беседа по теме, рассказ учителя.

Оборудование урока: фотографии Шолохова, открытки из эпизодов художественных фильмов, иллюстрации к роману «Тихий Дон» (художник Верейский).

План урока:

  1. Слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Беседа по вопросам.
  4. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Герой романа Григорий Мелехов – представитель среднего казачетва. Тяжёлый крестьянский труд для него привычное дело. Григорий - храбрый казак, но он ещё честен и совестлив, а также по-настоящему талантлив (становится хорунжием, стоит во главе дивизии). Его жизненный крах обусловлен тем, что сам герой слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора.

  1. Проверка домашнего задания .

Каким Григорий Мелехов представлен в начале романа? (беспечный, весёлый, трудолюбивый).

Как раскрывается характер Григория Мелехова во взаимоотношениях с Аксиньей и Натальей в эпизодах I книги?

  1. Беседа по вопросам.

Почему Григорий Мелехов отказывается от правды большевиков?

«Земли у нас – хоть заглонись ею. Вам больше не надо, а то на улицах друг дружку будут резать». В действиях красной армии не видит равенства и справедливости: «Красную Армию возьми: вот шли через хутор. Взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез: и штаны, и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает». Жалованье говорят, что будет одинаково. «Из хама пан во сто раз хуже!... вылез в люди и сделается от власти пьяный и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке».

Отказываясь от правды большевиков, от правды белых, Григорий Мелехов принимает активное участие в казачьем восстании. Он идёт защищать правду казачью. К чему же приводит этот путь?

В главе XXXVIII Григорий сравнит себя во внутреннем монологе с «зафлаженным на облаве волком», далее Шолохов отмечает в герое «чувство дикого, животного возбуждения» и «звериный инстинкт». И после звучит беспощадная самохарактеристика героя: «Ха! Совесть!... я об ней и думать позабыл!»

Чем заканчивается эпизод рубки матросов?

Что придаёт данному эпизоду особый драматизм?

(Ритм повествования: резкий, отрывочный, неполные предложения делают текст упругим и динамичным. Венчает эпизод резкий контраст поведения Мелехова: азарт атаки неожиданно обрывается тяжким раскаяньем, истерикой – о совести герой не забыл).

Нравственный тупик, он думает: «Ему ли малограмотному казаку властвовать над тысячами жизней и нести за них крестную ответственность. А главное – против кого веду? Против народа…Кто же прав?». Григорий пытается забыться в пьяном разгуле. Совесть толкает Григория на рискованные поступки. Он силой заставляет начальника тюрьмы отдать ключи, где томятся старики, женщины, дети, родные красноармейцев.

Какие сомнения закрадываются в душу Григория при встрече с полковником Георгидзе?

После встречи с полковником Георгидзе Мелехов ощущает, что казачеств – игрушка в руках господ, которые хотят свергнуть советскую власть исключительно в собственных интересах. Мелехов разочарован. Огонёк в жизни – это любовь к Аксиньи, вспыхнувшая с новой страстью.

Какова роль портретных зарисовок в раскрытии духовного мира Григория Мелехова в эпизодах 4-ой книги?

Шолоховский портрет героя при всей его живописности не является лишь изображением внешности, он отличается глубоким психологизмом, причём отражает психологию человека в развитии, отмечая происходившие в нём изменения

Какие изменения произошедшие с героем за 7 лет замечает его сестра Дуняшка?

«Ох, и постарел же ты, братушка!... Серый какой – то стал, как бирюк!»

Какие новые черты накладывает на героя служба в банде Фомина, в «последней войне» Григория?

«Аксинья всмотрелась в него внимательнее и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями её возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она подумала, как должно быть страшен он бывает в бою, на лошади, с обнажённой шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула».

Какой один штрих подводит итог всей горькой, трагической судьбе Григория Мелехова?

«Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном человеке отца…».

Как раскрывается характер Григория Мелехова в эпизодах, связанных с бандой Фомина?

Участие в банде Фомина - не сознательный выбор, а результат безвыходности в той ситуации, в которую его поставила гражданская война. Григорий осознаёт, что дело Фомина проиграно, хочет уйти с Аксиньей на юг. Он в банде отважно ведёт себя в бою, пытается навести порядок в отряде, погрязшем в разврате и мародёрстве и из-за этого вступает в конфликт с Фоминым. Герой одинок. Недаром его сравнивают с бирюком (одиноким волком).

  1. Заключительное слово учителя.

В чём трагедия героя? Роман заканчивается не возмездием над Григорием, а гибелью Аксиньи. И здесь заключена невозможность простого человеческого счастья в эпоху жестоких классовых битв. «Чёрное небо», «чёрный диск солнца», когда померк дневной свет – таким предстаёт мир перед героем после смерти любимой женщины.

Трагедии Григория Мелехова придаётся космический масштаб. Здесь нет однозначной трактовки трагедии героя. Но её истоками в большей степени является неразрешенный конфликт личности и эпохи, конфликт между человеком природным и человеком социальным.

  1. Домашнее задание.

Составить план «Судьба Григория Мелехова».


Этот богатый образ воплотил в себе лихую бездумную юность казацкую и мудрость прожитой жизни, преисполненной страданиями и бедами страшного времени перемен.

Образ Григория Мелехова

Григория Мелехова у Шолохова можно смело назвать последним свободным человеком. Свободным по любым общечеловеческим меркам.

Шолохов намеренно не сделал из Мелехова большевика, несмотря на то, что роман был написан в ту эпоху, когда кощунственной была сама мысль о безнравственности большевизма.

И, тем не менее, читатель сочувствует Григорию даже в тот момент, когда он удирает на повозке со смертельно раненой Аксиньей от красноармейцев. Читатель желает Григорию спасения, а не победы большевикам.

Григорий - это честный, трудолюбивый, бесстрашный, доверчивый и бескорыстный человек, бунтарь. Его бунтарство проявляется еще в ранней молодости, когда он с мрачной решимостью, ради любви к Аксинье - замужней женщине - идет на разрыв со своей семьей.

Ему хватает решимости не устрашиться ни общественного мнения, ни осуждения хуторян. Он не терпит насмешки и снисходительности от казаков. Перечит матери и отцу. Он уверен в своих чувствах, его поступками руководит лишь любовь, которая кажется Григорию, несмотря ни на что, единственной ценностью в жизни, а значит, и оправдывает его решения.

Необходимо обладать огромной смелостью, чтобы жить вразрез с мнением большинства, жить своей головой и сердцем, не побояться остаться отвергнутым семьей и обществом. На подобное способен лишь настоящий мужчина, лишь настоящий человек-борец. Гнев отца, презрение хуторян - Григорию все нипочём. С той же отвагой он перепрыгивает через плетень, чтобы защитить любимую Аксинью от чугунных мужниных кулаков.

Мелехов и Аксинья

В отношениях с Аксиньей происходит становление Григория Мелехова как мужчины. Из лихого молодого парня, с горячей казацкой кровью, он превращается в верного и любящего мужчину-защитника.

В самом начале романа, когда Григорий лишь добивается Аксиньи, создается впечатление, что на дальнейшую судьбу этой женщины, репутацию которой он погубил своей юношеской страстью, ему совершенно наплевать. Он об этом даже говорит своей любимой. «Сучка не захочет - кобель не вскочит», - говорит Аксинье Григорий и тут же багровеет при мысли, которая ошпарила его, словно кипятком, когда он увидел слезы в глазах женщины: «Лежачего вдарил».

То, что сам Григорий поначалу воспринимал как обыкновенную похоть, оказалось любовью, которую он пронесет через всю жизнь, и эта женщина окажется не его полюбовницей, а станет неофициальной женой. Ради Аксиньи Григорий бросит и отца, и мать, и молодую жену Наталью. Ради Аксиньи он пойдет наниматься на работу вместо того, чтобы богатеть на собственном хозяйстве. Отдаст предпочтение чужому дому вместо родного.

Несомненно, это безумство заслуживает уважения, так как говорит о невероятной честности этого человека. Григорий не способен жить во лжи. Он не может притворяться и жить так, как ему велят другие. Он не лжет и жене своей. Он не лжет, когда ищет истину у «белых» и у «красных». Он живет. Григорий живет свою собственную жизнь, сам плетен нить своей судьбы и по-другому он не умеет.

Мелехов и Наталья

Отношения с женой Натальей у Григория пропитаны трагизмом, как и вся его жизнь. Он женился на той, которую не любил, и не надеялся полюбить. Трагизм их отношений в том, что и своей жене Григорий не мог лгать. С Натальей он холоден, он равнодушен. Шолохов пишет, что Григорий по обязанности ласкал молодую жену, пытался горячить ее молодой любовной ретивостью, но с ее стороны встречал лишь покорность.

И тогда вспоминались Григорию исступленные потемневшие от любви зрачки Аксиньи, и понимал он, что не жить ему с леденистой Натальей. Не сможет он. Да не люблю я тебя, Наталья! - в сердцах как-то обмолвится Григорий и сам тотчас поймет - нет, и впрямь не любит. Впоследствии Григорий научится жалеть жену. Особенно после ее попытки самоубийства, но полюбить не сможет до конца ее жизни.

Мелехов и гражданская война

Григорий Мелехов - это правдоискатель. Именно поэтому в романе Шолохов изобразил его как человека мечущегося. Он честен, и потому вправе требовать честности от других. Большевики обещали равенство, что не будет более ни бедных, ни богатых. Однако в жизни ничего не изменилось. Взводный, по-прежнему, в хромовых сапогах, а вот «ванёк» и по сей день в обмотках.

Григорий вначале попадает к белым, затем к красным. Но создается впечатление, что индивидуализм чужд и Шолохову, и его герою. Роман был написан в эпоху, когда быть «отщепенцем» и быть на стороне казака-хозяйственника было смертельно опасно. Поэтому Шолохов описывает метания Мелехова во время Гражданской войны как метания человека заблудившегося.

Григорий вызывает не осуждение, а сострадание и симпатию. В романе Григорий обретает подобие душевного равновесия и нравственную устойчивость лишь после недолгого пребывания у «красных». По-другому Шолохов и не мог написать.

Судьба Григория Мелехова

В течение 10 лет, на протяжении которых развивается действие романа, судьба Григория Мелехова исполнена трагедий. Жить во время войн и политических перемен - уже само по себе испытание. А оставаться человеком в эти времена - подчас непосильная задача. Можно сказать, что Григорий, потеряв Аксинью, потеряв жену, брата, родню и друзей - сумел сохранить в себе человечность, остался собой, не изменил присущей ему честности.

Актеры, сыгравшие Мелехова в фильмах «Тихий Дон»

В экранизации романа Сергея Герасимова (1957) на роль Григория был утвержден Петр Глебов. В фильме Сергея Бондарчука (1990-91гг.) роль Григория досталась британскому актеру Руперту Эверетту. В новом сериале, снятом по книге Сергея Урсуляка Григория Мелехова сыграл Евгений Ткачук.

Мятущаяся натура, сложная судьба, сильный характер, человек на границе двух эпох – основные эпитеты главного персонажа шолоховского романа.Образ и характеристика Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» - это художественное описание судьбы одного казака. Но за ним стоит целое поколение донских мужиков, родившихся в смутное и непонятное время, когда рушились семейные связи, менялась судьба всей многоликой страны.

Внешность и семья Григория

Представить Григория Пантелеевича Мелехова несложно. Молодой казак – младший сын Пантелея Прокофьевича. В семье трое детей: Петр, Григорий и Дуняша. Корни фамилии пошли от скрещивания турецкой крови (бабушка) с казачьей (дед). Такое происхождение наложило свой отпечаток и на характер героя. Сколько сейчас научных работ посвящено турецким корням, изменившим русский характер. Двор Мелеховых расположился на окраине хутора. Семья не богатая, но и не бедная. Средний достаток для одних завидный, значит, есть в селе и беднее семьи. Для отца Натальи, невесты Григория, казак небогатый. В начале романа Гришке примерно 19-20 лет. Высчитывать возраст следует по началу службы. Призывной возраст тех лет – 21 год. Григорий ждет призыва.

Черты внешности персонажа:

  • нос: горбоносый, коршунячий;
  • взгляд: диковатый;
  • скулы: острые;
  • кожа: смуглая, коричневая румянеющая;
  • черный, как цыган;
  • зубы: волчьи, ослепительно белые:
  • рост: не особенно высокий, на полголовы выше брата, старше его на 6 лет;
  • глаза: подсиненные миндалины, горячие, черные, нерусские;
  • улыбка: звероватая.

О красоте парня говорят по-разному: красивый, красивенький. Эпитет красивый сопровождает Григория весь роман, даже, постарев, он сохраняет привлекательность и притягательность. Но в его привлекательности много мужского: жесткие волосы, неподатливые на ласку мужские руки, курчавая поросль на груди, ноги, поросшие густым волосом. Даже для тех, кого он пугает, Григорий выделяется из толпы: переродок, дик, рожа бандитская. Чувствуется, что по взгляду казака можно определить его настроение. Одним кажется, что на лице только глаза, жгучие, четкие и пронизывающие.

Одежда казака

Мелехов одевается в привычную казачью форму. Традиционный казачий набор:

  • будничные шаровары;
  • праздничные с яркими лампасами;
  • белые шерстяные чулки;
  • чирики;
  • сатиновые рубахи;
  • полушубок;
  • папаха.

Из нарядной одежды у казака есть сюртук, в нем он идет свататься к Наталье. Но он не удобен парню. Гриша дергает полы сюртука, стремится быстрее его снять.

Отношение к детям

Григорий любит детей, но осознание полной любви приходит к нему очень поздно. Сын Мишатка – последняя ниточка, которая связывает его с жизнью после потери любимой. Он принимает Танюшку, дочь Аксиньи, но мучается мыслями, что она может быть не его. В письме мужчина признается, что девчушка снится ему в красном платье. Строк о казаке и детях мало, они скупые и не яркие. Наверное, это правильно. Сложно представить сильного казака за игрой с ребенком. Он увлечен общением с детьми от Натальи, когда возвращается на побывку с войны. Ему хочется забыть все пережитое, погрузившись в домашние дела. Для Григория дети – это не просто продолжение рода, это святыня, часть родины.

Мужские черты характера

Григорий Мелехов – мужской образ. Он яркий представитель казачества. Черты характера помогают разобраться в сложных проблемах, происходящих вокруг.

Своенравность. Парень не боится своего мнения, не может от него отступить. Он не прислушивается к советам, не терпит насмешек, не боится драк и потасовок.

Физическая сила. Парень нравится за молодецкую удаль, силу и выносливость. Свой первый Георгиевский крест получает за терпение и выдержку. Превозмогая усталость и боль, выносит раненого с поля боя.

Трудолюбие. Работящий казак не боится любого труда. Он готов заниматься чем угодно, чтобы содержать свою семью, помочь родителям.

Честность. Совесть Григория постоянно с ним, он мучается, совершая поступки, не по своей воле, а в силу обстоятельств. Казак не готов к мародерству. Он отказывает даже отцу, когда тот приезжает к нему за награбленным.

Гордость. Сын не позволяет отцу бить себя. Он не просит помощи, когда в ней нуждается.

Образованность. Григорий - грамотный казак. Он умеет писать, причем передает мысли на бумаге четко и понятно. Пишет Мелехов редко, как и положено скрытным натурам. Все у них в душе, на бумаге только скупые, точные фразы.

Григорий любит свой хутор, деревенскую жизнь. Ему нравится природа и Дон. Он может любоваться водой и плещущимися в ней конями.

Григорий, война и родина

Самая сложная сюжетная линия – это казак и власть. Война с разных сторон предстает перед глазами читателя так, как видел ее герой романа. Отличий между белыми и красными, бандитами и простыми солдатами практически нет. Те и другие убивают, мародерствуют, насилуют, унижают. Мелехов мучается, он не понимает смысла в убийстве людей. Его поражают казаки, которые живут на войне, получая удовольствие от смертей вокруг. Но время меняет. Григорий становится черствее, хладнокровнее, хотя с ненужными убийствами так и не соглашается. Человечность – основа его души. Нет у Мелехова и категоричности Мишки Коршунова, прообраза активистов революционеров, видящих вокруг себя только врагов. Мелехов не позволяет начальству разговаривать с ним грубо. Он дает отпор, сразу ставит на место тех, кто хочет им командовать.

Михаил Шолохов знал и любил свою малую родину и прекрасно мог ее описать. С этим он и вошел в русскую литературу. Сначала появились "Донские рассказы". На него обратили внимание тогдашние мэтры (никого из них сегодняшний читатель не знает) и сказали: «Красиво! Молодец!» Потом забыли... И вдруг увидел свет первый том произведения, которое чуть ли не ставило автора в один ряд с Гомером, Гете и Львом Толстым. В романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Александрович достоверно отразил судьбу великого народа, бесконечные поиски истины в сумбурные годы и кровавой революции.

Тихий Дон в судьбе писателя

Образ Григория Мелихова пленил всю читающую публику. Молодому таланту развиваться бы и развиваться. Но обстоятельства не способствовали тому, чтобы писатель стал совестью нации и народа. Казачья натура Шолохова не позволила ему рваться в любимцы властителей, но и те не позволили ему стать в русской литературе тем, кем он должен был стать.

Через много лет после Великой Отечественной войны и выхода в свет «Судьбы человека» Михаил Шолохов в своем дневнике делает странную, на первый взгляд, запись: «Всем им понравился мой Человек. Значит, я соврал? Не знаю. Но я знаю то, что недосказал».

Любимый герой

С первых страниц "Тихого Дона" писатель рисует многообразную и широкую реку жизни донской казачьей станицы. И Григорий Мелихов только один из многих интересных персонажей этой книги и к тому же не самый главный, как поначалу кажется. Его умственный кругозор примитивен, как дедовская сабля. У него нет ничего для того, чтобы стать центром большого художественного полотна, кроме своевольного, взрывного характера. Но читатель с первых страниц чувствует любовь писателя к данному персонажу и начинает следить именно за его судьбой. Чем же привлекает нас и Григорий с самых юношеских лет? Наверное, своей биологией, кровью.

Даже читатели-мужчины неравнодушны к нему, словно те женщины из реальной жизни, которые больше жизни любили Григория. А он живет, как Дон. Его внутренняя мужская сила вовлекает всех на свою орбиту. В наше время таких людей называют харизматичными личностями.

Но в мире действуют и другие силы, которые требуют осмысления и анализа. Однако в станице продолжают жить, не подозревая ни о чем, думая, что они от мира ограждены своими мужественными нравственными добродетелями: едят свой (!) хлеб, служат Отчизне так, как наказывали им деды и прадеды. Всем станичникам, в том в числе и Григорию Мелихову, кажется, что более справедливой и устойчивой жизни не существует. Они иногда дерутся между собой, из-за женщин в основном, не подозревая, что выбирают именно женщины, отдавая предпочтение мощной биологии. И это правильно - так распорядилась сама мать-природа, чтобы род людской, и казачий в том числе, не иссякал на Земле.

Война

Но цивилизация породила много несправедливостей, и одна из них - лживая идея, облеченная в правдивые слова. Тихий Дон течет правдиво. И судьба Григория Мелихова, родившегося на его берегах, не предвещала ничего такого, от чего бы стыла в жилах кровь.

Станицу Вешенскую и хуторок Татарский не Санкт-Петербург основал и кормил тоже не он. Но идея того, что сама жизнь едва ли не дарована каждому казаку лично не Богом, да отцом с матерью, а каким-то центром, вломилась в жесткую, но справедливую жизнь казаков словом «война». Нечто подобное сотворилось и на другом крае Европы. Две большие группы людей пошли организованно и цивилизованно друг на друга войной, чтобы заливать землю кровью. А подвигли их ложные идеи, облеченные в слова о любви к Отечеству.

Война без прикрас

Шолохов рисует войну такой, какой она есть, показывая, как она калечит души человеческие. Дома остались печальные матери и молодые жены, а казаки с пиками пошли воевать. Шашка Григория впервые отведала людского мяса, и он в один миг стал совсем другим человеком.

Слушал его умирающий немец, не понимая ни слова по-русски, но понимая то, что свершается вселенское зло - калечится суть образа и подобия Божьего.

Революция

Опять же не в станице, не на хуторе Татарском, а далеко-далеко от берегов Дона начинаются тектонические сдвиги в недрах общества, волны от которых дойдут и до трудолюбивых казаков. Главный герой романа вернулся домой. У него много личных проблем. Он насытился кровью и больше не желает ее проливать. Но жизнь Григория Мелихова, его личность интересует тех, кто собственными руками куска хлеба для своего пропитания за десятилетия не добыл. И приносят в среду казачью некоторые люди ложные идеи, облеченные в правдивые слова о равенстве, братстве и справедливости.

Григорий Мелихов вовлекается в борьбу, которая ему чужда по определению. Кто затеял эту свару, в которой русские возненавидели русских? Главный герой не задается этим вопросом. Его судьба несет по жизни, словно былинку. Григорий Мелихов с удивлением слушает друга своей юности, который стал говорить непонятные слова и смотреть на него с подозрением.

А Дон течет спокойно и величаво. Судьба Григория Мелихова для него только лишь эпизод. Придут новые люди на его берега, придет новая жизнь. О революции писатель почти ничего не говорит, хотя о ней рассуждают все и помногу. Но ничего не запоминается из сказанного ими. Образ Дона затмевает все. И революция тоже лишь эпизод на его берегах.

Трагедия Григория Мелихова

Просто и ясно начал свою жизнь главный герой романа Шолохова. Любил и был любимым. Смутно верил в Бога, не вникая в подробности. Да и в дальнейшем он жил так же просто и ясно, как в детстве. Ни на малый шаг Григорий Мелихов не отступил ни от своей сути, ни от той правды, которую он впитал в себя вместе с водой, которую черпал из Дона. И даже шашка его не впивалась в тела людские с наслаждением, хотя он имел к смертоубийствам врожденные способности. Трагедия как раз и была в том, что Григорий остался атомом общества, который можно чуждой ему волей или расщепить на составные части, или соединить с другими атомами. Он этого не понимал и стремился к тому, чтобы оставаться свободным, похожим на величественный Дон. На последних страницах романа мы видим его успокоенным, надежда на счастье теплится в его душе. Сомнительная точка романа. Обретет ли главный герой то, о чем мечтает?

Конец казачьего уклада жизни

Художник может не понимать ничего из того, что происходит вокруг него, но он обязан чувствовать жизнь. И Михаил Шолохов ее чувствовал. Тектонические сдвиги мировой истории уничтожили милый ему казачий уклад жизни, извратили души казаков, превратив их в бессмысленные "атомы", которые стали пригодны для строительства чего угодно и кому угодно, но только не самим казакам.

Дидактической политики во 2, 3, и 4 томах романа множество, но, описывая путь Григория Мелихова, художник невольно возвращался к правде жизни. И ложные идеи отступали на второй план и растворялись в дымке столетних перспектив. Торжествующие нотки завершающей части романа заглушает тоска читателя по ушедшей той жизни, которая с такой неимоверной художественной силой нарисована писателем в 1 томе «Тихого Дона».

Первый как основа

Свой Роман Шолохов начинает описанием появления ребенка, который основал род Мелиховых, и заканчивает описанием ребенка, который должен род этот продлить. «Тихий Дон» можно назвать великим произведением русской литературы. Это произведение не только противостоит всему, что позднее было написано Шолоховым, но является отражением того стержня казачьего народа, который дает надежду самому писателю на то, что бытие казаков на Земле не закончилось.

Две войны и революция - это всего лишь эпизоды в жизни народа, который себя осознает донскими казаками. Он еще проснется и явит миру свою прекрасную мелиховскую душу.

Жизнь казачьего рода бессмертна

Главный герой шолоховского романа вошел в самую сердцевину мироощущения русского народа. Григорий Мелихов (образ его) перестал быть нарицательным персонажем еще в 30-ые годы ХХ столетия. Нельзя сказать, что писатель наделил героя типичными чертами козака. Как раз типичного в Григории Мелихове мало. И красоты особой в нем нет. Он красив своей мощью, жизненной силой, которая способна превозмочь все наносное, что приходит на берега вольного тихого Дона.

Это образ надежды и веры в высший смысл человеческого бытия, который всегда является основой всего. Странным образом канули в лету те идеи, которые растерзали станицу Вешенскую, стерли с земли хуторок Татарский, а роман "Тихий Дон", судьба Григория Мелихова остались в нашем сознании. Это и доказывает бессмертие казачьей крови и рода.



Рекомендуем почитать

Наверх