Певцы русской старины. История русской народной песни. Слушание песня баяна «дела давно минувших дней!»

Для мальчиков 05.04.2021

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». В.М.Васнецов:

« ДА-НЕТка » Музыка- это наука. Музыка- это искусство. Картины пишет писатель. Рассказы, поэмы, повести- это творения художника. Картины пишет художник. Музыку пишет композитор. 2 нет да нет нет да да

Певцы Русской старины 3

Гусли 4 Ой, вы гусли – то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то, Звуки издавали гусли звонкие, Как народ вы потешали-то и радовали, Как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, Тех, кто защищал всю землю русскую…

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название " гусла ". Значит гусли - это гудящие струны. Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной. 5 Гусли

С коморохи Бродили скоморохи по Руси, потешали народ своим искусством. Их знали в Киевской Руси, Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских - от берегов Днепра-реки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке. 6

«У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.) Баян 7

ГУСЛЯРЫ «Певцы русской старины ». Так называли гусляров - сказителей былин. 8

Былины - в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги Народ славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силой. БЫЛИНЫ БОГАТЫРИ 9

В.М. Васнецов «Баян». 10

Былина о Добрыне Никитиче Н. А. Римский-Корсаков 11 Что не белая береза к земле клонится, Не шелковая трава приклоняется, - То сын перед матерею поклоняется. Кланялся Добрынюшка родной матушке, Просит он великого благословения: «Ты благослови меня, родная матушка, Ехать в дальние орды, во немирные!» Говорила тут ему родная матушка: «На кого ты покидаешь молоду жену, Молоду жену, малых детушек?..»

«Гусляры» В. М. Васнецов 12

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) Русского композитора называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: « Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе салтане », «Кощей бессмертный». 12

Песня Садко из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова Песня Садко из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» 13

14 Трещотка Ложки Бубен Жалейка Рожок Свирель Балалайка

Вопросы на повторение О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? О чем рассказывают былины? Какие черты русских богатырей -прославляются в былинах? Кто исполнял былины в древности? Почему исполнителей былин называли певцами-сказителями? Какой инструмент сопровождал пение былины? О каких подвигах русских богатырей вы узнали из былин?


Роза Сайфуллина
Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины»

Предмет : музыка 3 класс .

Тема урока : «Певцы русской старины » .

Цель урока : раскрыть сущность выражения «певцы русской старины » на примерах произведений русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова) .

Образовательные задачи :

Обучающие задачи

Осознание учениками таких понятий как былина и Баян.

Развивающие

Развитие навыков осуществлять анализ музыкальных произведений с выделением существенных и несущественных признаков;

Совершенствование навыков хорового исполнения.

Воспитательные задачи

Воспитывать уважение к ценностям отечественной культуры, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Вид урока : урок открытия новых знаний

Используемые технологии : проблемного обучения

Планируемые результаты

Личностные :

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям;

Метапредметные :

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры ;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности ;

Формируемые универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы :

Способность к оценке своей учебной деятельности;

Исполнительские навыки, умения воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

Обучающиеся научатся :

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные результаты :

Обучающийся научится :

Воспринимать музыку различных жанров , размышлять о музыкальных произведениях , выражать свое отношение к нему;

Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении в простейших мелодий;

Определять виды музыки , сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов ;

Используемые технологии : проблемного обучения

Основные понятия : Баян, былина, певец-сказитель.

Ресурсы :

Ресурсы основные : - учебник Г. П. Сергеевой «Музыка » . 3 класс ; фонохрестоматия : Н. А. Римский – Корсаков фрагменты из оперы «Садко» , М. Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» , звучание русских народных инструментов

Ресурсы дополнительные :песня «О Родине» ; песня - прибаутка «У кота-воркота»

Организация пространства : фронтальная, индивидуальная.

ИКТ : компьютер, проектор, экран, синтезатор.

Организационная структура урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которого приводит к достижению планируемого результата. Формирование УУД

1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок , мотивирует их к уроку .

Скажите, какого человека вы считаете интеллигентным и культурным. Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа?

И ответ напрашивается однозначный : конечно нет!

И сегодня, на уроке мы снова соприкоснемся с народным творчеством.

Зачитывает фрагмент былины.

Что не белая береза к земле клонится

Не шелковая трава преклоняется,

То сын перед матерью поклоняется,

Кланялся Добрынюшка родной матушке

Просит он великого благословения

Приветствуют учителя, настраиваются на урок .

Слушают фрагмент былины. Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Личностные УУД :

Познавательные :использоватьзнаково­символические средства

2 Актуализация знаний.

Подводит учащихся к теме урока , актуализируя знания.

Что сейчас прозвучало (былина о Добрыне)

А что такое былина?

А как дошли они до наших дней?

Знали ли исполнители былин грамоту, умели ли они записывать, читать?

Вывод : Это были очень талантливые люди с уникальной памятью. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Ставит проблемный вопрос.

Часто исполнителей былин называют певцами русской старины .

А вы бы хотели узнать, почему именно так называют и откуда вообще пришло выражение «Певцы русской старины »

Итак, запишите тему урока «Певцы русской старины » Отвечают на вопросы.

принимать и сохранять учебную цель и задачи РегулитивныеУУД :учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

ЛичностныеУУД :учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Познавательные УУД :

Повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

3 Постановка цели и задач урока . Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовывает деятельность на определение цели, задач урока .

Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть, понять эту тему.

Как можно добыть информацию?

Что нам в этом может поможет? (учебник, либретто опер, словарь) Учащиеся формулируют цель и задачи урока , планируют свои действия для достижения цели. планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; Коммуникативные ууд :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

постановка вопросов.

Познавательные : самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Регулятивные : целеполагание.

4 Первичное усвоение новых знаний.

Организовывает деятельность обучающихся по определению понятия «певцы русской старины » ; вовлекает учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение.)

Чтобы понять, кого называют певцами русской старины , обратимся к учебнику на стр. 58-59.

-Музыка каких композиторов поможет нам разобраться с этим вопросом. (Глинки и Римского-Корсакова) .

О каких композиторах пойдет речь (О М. И. Глинке и Н. А. Римском- Корсакове)

С какими операми мы познакомимся? («Руслан и Людмила» и «Садко»

Что мы видим на страницах учебника (музыкантов , играющих на гуслях) .

На первом рисунке мы видим Баяна, которого пригласили на свадебное торжество.

Каких людей называли Баянами?

(певцов-сказителей , которые нараспев читали былины)

Послушайте песню баяна, скажите, как поет баян. (видеоролик)

Вывод : Баян поет неторопливо, повествовательно.

Обратимся к следующему источнику- либретто. Найдите в тексте слова, которые рассказывают, о чем хочет поведать гостям Баян? Учащиеся работают с текстом.

(Вывод : это какое либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории )

Я бы хотела, чтобы вы нашли в словарях определение слову баян, былина. Может, здесь мы найдем ответ?

Баян - древнерусский певец и сказитель , «песнотворец»

Былина – «старина » , «старинушка » , подразумевающее, что действие происходило в прошлом, в старину .

Баян былина

Певец старина

Отсюда и название «Певцы русской старины »

Вернемся к названию раздела «Певцы русской старины » .

А вот на следующей странице мы видим персонажа оперы Н. А. Римского-Корсакова – Садко. Н. А. Римского -Корсакова называют сказочником в музыке . Потому-что им написано много музыкальных произведений на сказочные сюжеты.

Чем был знаменит Садко?

Почему его приглашали на пиры знатные люди (потому что он рассказывал интересные истории, истории о подвигах русских людей , о защитниках своей

Послушайте песню «Ой, ты темная дубравушка» (слушание) . Видеоролик.

Какого характера песня? Почему Садко поет грустную песню, о чем мечтает Садко?

Н. А. Римский-Корсков

Темп (скорость исполнения)

Музыкальный жанр песня , танец, марш

Переживает Садко, что перестали приглашать его на пиры новгородские купцы, не интересует их истории о прошлом своего народа, нужны им лишь богатство.

Итак, почему же Баяна и Садко назвали певцами русской старины ?

Вывод : «Певцы русской старины » . Так называли гусляров - сказителей былин, именно они сохраняли историю былых времен. Отвечают на вопросы.

Работают с текстом.

Слушают, анализируют музыкальное произведение . Работают со словарями.

осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

логические операции сравнения, анализа, установления аналогий.

воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению ;

Познавательные УУД :

Знакомство с новым музыкальным произведением ,

Регулятивные УУД :

Построение логической цепи рассуждений.

КоммуникативныеУУД :

Умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД :

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки ;

5 Первичное закрепления с проговариванием во внешней речи. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке ? (Баяни Садко.)

С кем бы вы сравнили баянов и гусляров в нашей современной жизни? (с историками, потому что они сохраняют историю нашей родины)

Как вы думаете, как относятся певцы былин к своей родине? (они любят свою Родину, помнят победы своих героев, они благодарны своим героям)

Ребята, а вы любите свою родину?

Я вам предлагаю свою любовь к родине выразить в песне.

«О Родине» (исполняют песню) Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Исполняют песню.

сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений Познавательные :

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные-строить монологическое высказывание,

Личностные :основы гражданской идентичности,

формирование эмоциональной отзывчивости.

6 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Организует учащимися тестовой работы с самопроверкой.

русского песенного фольклора Руси :

б) былина

в) романс

былины :

а) балалайка

является :

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

музыкальным сказочником :

а) П. И. Чайковский

б) Н. А. Римский – Корсаков

в) М. И. Глинка

«Руслан и Людмила» :

а) Н. А. Римский-Корсаков

б) М. И. Глинка

в) П. И. Чайковский

В)мирная жизнь людей

А)подвиги богатырей

Б)мирная жизнь людей

В) история о жизни самого Баяна

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок

7 Подведение итогов урока . Информация о домашнем задании.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке .

Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили? Достигли ли мы цели урока ?

Что нового узнали на уроке ?

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Первое задание – задание для всех.

Ну, а кто хочет продолжить изучать прошлое своей Родины через произведения искусства, я предлагаю выполнить

2 задание тем, кто хорошо рисует, нарисуйте афишу к одной из опер.

1. Выучить слова песни «О Родине»

«Певцом русской старины »

1. Стандартный минимум. 2. Повышенный. 3. Творческий.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке . Высказывают свое мнение.

Записывают домашнего задания в дневники.

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; Регулятивные УУД : ---осуществлять итоговый контроль по результату;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

8 Рефлексия. Организует рефлексию.

Ребята, перед вами лесенка достижений, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке .

Лесенка достижений

Мне было интересно___

Мне было трудно___

Я узнал (а) ___

Своей работой на уроке я

Дают самооценку своей деятельности на уроке .

Заполняют лесенку достижений. осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности Личностные :

Способность к оценке своей учебной деятельности;

Коммуникативные :

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные :-открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке

Песня Баяна

БАЯН И ХОР

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой !

Послушаем его речей!

Завиден дар певца высокий :

Все тайны неба и людей

провидит взор его далёкий.

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

на Царьград войною шли.

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

Руслана и красу Людмилы,

и Лелем свитый им венец.

Песня Садко

1. Ой, ты темная дубравушка

Расступись, дай мне дороженьку

Сквозь туман слезу горючую

Я не вижу света белого.

2. Всколыхнися, ты трость-дерево

Разбуди-ка Ильмень-озеро!

Людям стали уж не надобны

Мои гуселькияровчаты.

3. Слушай ты, волна зыбучая

Ты, раздольницеширокое

Про мои ли участь горькую

Настроение и чувства радость, печаль, тоска, нежность

Мелодия плавная, протяжная, певучая

Темп (скорость исполнения) медленно, неторопливо, быстро.

Кто исполнял хор, солист, ансамбль

Музыкальный жанр песня , танец, марш

Родина у каждого своя

Дом родной деревья и поля

Небо, золотистые луга

Нашей милой речки берега

Где родина, там солнце ярче светит

Нам родина милей всего на свете

Не знаю, где потом я буду жить

Но родину всегда буду любить

Родину мы любим всей душой

Это край из детства, край родной

Школа здесь, березки, тополя

Славная российская земля

Припев : 2 раза

Но родину всегда буду любить

Домашнее задание :

1. Выучить слова песни «О Родине»

2. Узнать, почему художника А. Рабушкина называют «Певцом русской старины »

3. Нарисовать афишу к одной из опер.

Лесенка достижений

Мне было интересно___

Мне было трудно___

Я узнал (а) ___

Своей работой на уроке я (доволен, не совсем доволен, не доволен)

1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора , повествующий о важных событиях на Руси :

б) былина

в) романс

2. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины :

а) балалайка

3. Главной особенностью былин является :

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

4. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником :

а) П. И. Чайковский

б) Н. А. Римский – Корсаков

в) М. И. Глинка

5. Назовите композитора, написавшего оперу «Руслан и Людмила» :

а) Н. А. Римский-Корсаков

б) М. И. Глинка

в) П. И. Чайковский

6. О каких событиях исполнял Баян

А)история о жизни самого Баяна

Б) героические события былых времен

В)мирная жизнь людей

7. Что лежало в основе творчества Садко.

А)подвиги богатырей

Б)мирная жизнь людей

В)история о жизни самого Баяна

Презентация к уроку музыки «Певцы русской старины» 3 класс Выполнила Башкирова Джанетта Геннадьевна, учитель музыки МБОУ Озерненская СШ №1 Смоленской области

Путешествие

в музыкальный мир

Древней Руси

1.Баян в живописи

2. Баян в музыке

4. Характер музыки запева

Запев Баяна из оперы

5. Песни гусляра Садко

6. «Ой ты, темная дубравушка!»

7. «Высота ли, высота поднебесная»

8. Игра «Задай вопрос!»

В.М. Васнецов «Баян»

Картина посвящена периоду становления Русского государства. Князьям с дружиной приходилось сражаться с захватчиками.

М.И. Глинка

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой!

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

на Царьград войною шли.

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

За благом вслед идут печали, Печаль же – радости залог!

Природу вместе созидали

Белбог и мрачный Чернобог!

Запев Баяна из оперы

М.И. Глинки

«Руслан и Людмила»

«Дела давно минувших дней»

Что представляете, слушая эту музыку?

Какой у неё характер?

Песни гусляра Садко

из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Н.А. Римский-Корсаков

«Заиграйте, мои гусельки!»

«Ой ты, тёмная дубравушка!»

Ой ты, темная дубравушка!

Ой ты, темная дубравушка! Расступись, дай мне дороженьку: Сквозь туман – слезу горючую Я не вижу света белого. Всколыхнися ты, трость-дерево, Разбуди-ка Ильмень-озеро! Людям стали уж не надобны Мои гусельки яровчаты. Слушай ты, волна зыбучая, Ты, раздольице широкое, Про мою ли участь горькую Да про думушку заветную.

Высота ли, высота поднебесная!

САДКО (на корабле запевает).

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота – окиан-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омуты днепровские.

Как из-за моря, моря синего Выбегали тридцать кораблей, А и тридцать кораблей и един корабль Молода Соловья Будимировича. Хорошо корабли изукрашены, А Сокол-то корабль да покраше всех. Как на том корабле, на беседе сидит Молодой Соловей Будимирович. Корабли изукрашены, А Сокол-то корабль покраше всех.

Беседа – место под навесом на корабле.

Соловей Будимирович – былинный герой, который, как и Садко, плавал по далеким морям.

«Заиграйте, мои гусельки!»

«Ой ты, тёмная дубравушка!»

«Высота ли, высота поднебесная!»

Запев Баяна из какой оперы?

Из какой оперы эти песни? Кто их исполнитель?

Игра «Задай вопрос!»

Источники

  • Рамка http://www.playcast.ru/uploads/2015/03/26/12841421.png
  • Скрипичный ключ и ноты http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/28/11308945.png
  • Цветок http://www.clipartbest.com/cliparts/xTg/6Mp/xTg6Mpnbc.png
  • Васнецов В.М. «Баян» https://otvet.imgsmail.ru/download/u_057f4811707de380c054dfece0f39fb1_800.jpg
  • М.И. Глинка портрет https://otvet.imgsmail.ru/download/233411100_48cfec46e09a4140e553d8029d8bbc87_800.jpg
  • Баян из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=312x10000:format=jpg/path/s9d2dfce0d87a6c57/image/i3a23e9f8320643ee/version/1361218107/image.jpg
  • Дела давно минувших дней http://музыкальная-фантазия.рф/files/pictures/lesson-dela-davno-minuvshih-dney.jpg
  • Ноты https://studfiles.net/html/2706/520/html_iuHTkKBTB2.ubZX/img-AXWOqS.jpg
  • Текст первой песни Баяна http://webkind.ru/text/596747346_6879p656415493_text_pesni_dela_davno_minuvshih_dnej.html
  • Портрет Н.А. Римского-Корсакова http://free-classic.ru/pics/posters/rimsky-korsakov.jpg
  • Ноты песни Садко https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0e52/00008381-b04211ca/img7.jpg
  • Садко http://unpictures.ru/images/1777842_sadko-v-kartinkah.jpg
  • Гусляр http://cs314221.vk.me/v314221754/5e82/v7vyPCIfAV8.jpg
  • Пергамент http://boombob.ru/img/picture/May/12/cbdb0cf2fe3656351a1f8126b91720b8/mini_2.jpg
  • Сказитель http://cyberlik.pro/image/cache/catalog/Russ-muz/89/14-700x700.jpg
  • Ой, ты темная дубравушка «Садко» http://s0.cn.ru/data/images/imgs/2009/11/22/2167/2167630.jpg
  • Текст песни «Ой ты, темная дубравушка» http://www.tekstipesen.ru/song.php?id=7023472
  • Садко 2 http://www.museikino.ru/upload/resize_cache/iblock/20b/1000_360_0/20b9e7cec66ab04107c50bcaa9801160.jpg
Источники
  • Критская Е.Д Учебник «Музыка 3 класс» – Москва «Просвещение» 2014
  • Петухова А.А. «Технологические карты уроков» - Волгоград «Учитель» 2017
  • Баян http://www.stihi.ru/pics/2015/08/09/5760.jpg
  • Садко с гуслями http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/51515_12ec1c6a1ec2f1d059c2e3ead308c2e0.jpg.jpg
  • Текст песни «Высота ли…» https://iomedia.ru/%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE/4_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D1%85%D0%BE%D1%80_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0/
  • Аудиозапись «Высота ли, высота…» https://ru123.iplayer.info/q/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BB%D0%B8+%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F/
  • Аудиозапись «Ой ты темная дубравушка!» https://ru123.iplayer.info/q/%D0%BE%D0%B9+%D1%82%D1%8B+%D1%82%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0/
  • Запев Баяна «Дела давно минувших дней» https://muzofond.org/search/%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0
  • Садко https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/26/s_58d775fe2c540/img40.jpg
Источник ресурса Шаблон создан на основе клипарта рамки
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/3001/39663434.959/0_b1585_831d808f_M.png
  • И возможностей программ Microsoft PowerPoint 2016, Picture Manager Автор шаблона учитель русского языка и литературы Тихонова Надежда Андреевна, г. Костанай

Предмет: музыка 3 класс.

Тема урока: « Певцы русской старины».

Цель урока : раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах произведений русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Образовательные задачи:

Обучающие задачи

Осознание учениками таких понятий как былина и Баян.

Развивающие

Развитие навыков осуществлять анализ музыкальных произведений с выделением существенных и несущественных признаков;

Совершенствование навыков хорового исполнения.

Воспитательные задачи

Воспитывать уважение к ценностям отечественной культуры, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Вид урока: урок открытия новых знаний

Используемые технологии: проблемного обучения

Планируемые результаты

Личностные:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям;

Метапредметные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;

Формируемые универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

Способность к оценке своей учебной деятельности;

Исполнительские навыки, умения воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

Обучающиеся научатся:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях, выражать свое отношение к нему;

Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении в простейших мелодий;

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

Используемые технологии: проблемного обучения

Основные понятия: Баян, былина, певец-сказитель.

Ресурсы:

Ресурсы основные : - учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 3 класс; фонохрестоматия: Н.А. Римский – Корсаков фрагменты из оперы «Садко», М. Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила», звучание русских народных инструментов

Ресурсы дополнительные : песня «О Родине»; песня - прибаутка «У кота-воркота»

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

ИКТ: компьютер , проектор, экран, синтезатор.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которого приводит к достижению планируемого результата.

Формирование УУД

Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Скажите, какого человека вы считаете интеллигентным и культурным. Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа?

И ответ напрашивается однозначный: конечно нет!

И сегодня, на уроке мы снова соприкоснемся с народным творчеством.

Зачитывает фрагмент былины.

Что не белая береза к земле клонится

Не шелковая трава преклоняется,

То сын перед матерью поклоняется,

Кланялся Добрынюшка родной матушке

Просит он великого благословения

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Слушают фрагмент былины.

Регулятивные:

Личностные УУД:

Познавательные: использоватьзнаково­символические средства

Актуализация знаний.

Подводит учащихся к теме урока, актуализируя знания.

Что сейчас прозвучало?(былина о Добрыне)

А что такое былина?

А как дошли они до наших дней?

Знали ли исполнители былин грамоту, умели ли они записывать, читать?

Вывод: Это были очень талантливые люди с уникальной памятью. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Ставит проблемный вопрос.

Часто исполнителей былин называют певцами русской старины.

А вы бы хотели узнать, почему именно так называют и откуда вообще пришло выражение «Певцы русской старины»

Итак, запишите тему урока «Певцы русской старины»

Отвечают на вопросы.

принимать и сохранять учебную цель и задачи

РегулитивныеУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

ЛичностныеУУД: учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Познавательные УУД:

Повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовывает деятельность на определение цели, задач урока.

Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть, понять эту тему.

Как можно добыть информацию?

Что нам в этом может поможет? (учебник, либретто опер, словарь)

Учащиеся формулируют цель и задачи урока, планируют свои действия для достижения цели.

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Регулятивные : целеполагание.

Первичное усвоение новых знаний.

Организовывает деятельность обучающихся по определению понятия «певцы русской старины»; вовлекает учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...)

Чтобы понять, кого называют певцами русской старины, обратимся к учебнику на стр.58-59.

Музыка каких композиторов поможет нам разобраться с этим вопросом. (Глинки и Римского-Корсакова).

О каких композиторах пойдет речь?(О М.И. Глинке и Н.А. Римском- Корсакове)

С какими операми мы познакомимся? («Руслан и Людмила» и «Садко»

Что мы видим на страницах учебника?(музыкантов, играющих на гуслях).

На первом рисунке мы видим Баяна, которого пригласили на свадебное торжество.

Каких людей называли Баянами?

(певцов-сказителей, которые нараспев читали былины)

Послушайте песню баяна, скажите, как поет баян.(видеоролик)

Вывод: Баян поет неторопливо, повествовательно.

Обратимся к следующему источнику- либретто. Найдите в тексте слова, которые рассказывают, о чем хочет поведать гостям Баян? Учащиеся работают с текстом.

(Вывод: это какое либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории)

Я бы хотела, чтобы вы нашли в словарях определение слову баян, былина. Может, здесь мы найдем ответ?

Баян - древнерусский певец и сказитель, «песнотворец»

Былина – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие происходило в прошлом, в старину.

Баян былина

Певец старина

Отсюда и название «Певцы русской старины»

Вернемся к названию раздела «Певцы русской старины».

А вот на следующей странице мы видим персонажа оперы Н.А.Римского-Корсакова – Садко. Н.А.Римского -Корсакова называют сказочником в музыке. Потому-что им написано много музыкальных произведений на сказочные сюжеты.

Чем был знаменит Садко?

Почему его приглашали на пиры знатные люди?(потому что он рассказывал интересные истории, истории о подвигах русских людей, о защитниках своей

родины).

Послушайте песню «Ой, ты темная дубравушка»(слушание). Видеоролик.

Какого характера песня? Почему Садко поет грустную песню, о чем мечтает Садко?

М.И.Глинка,

Н.А.Римский-Корсков

Настроение и чувства

Мелодия

плавная, протяжная, певучая

Темп (скорость исполнения)

Кто исполнял

хор, солист, ансамбль

Музыкальный жанр

песня, танец, марш

Переживает Садко, что перестали приглашать его на пиры новгородские купцы, не интересует их истории о прошлом своего народа, нужны им лишь богатство.

Итак, почему же Баяна и Садко назвали певцами русской старины?

Вывод: «Певцы русской старины». Так называли гусляров - сказителей былин, именно они сохраняли историю былых времен.

Отвечают на вопросы.

Работают с текстом.

Слушают, анализируют музыкальное произведение. Работают со словарями.

осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

логические операции сравнения, анализа, установления аналогий.

воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

Познавательные УУД:

Знакомство с новым музыкальным произведением,

Регулятивные УУД:

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

Первичное закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяни Садко.)

С кем бы вы сравнили баянов и гусляров в нашей современной жизни? (с историками, потому что они сохраняют историю нашей родины)

Как вы думаете, как относятся певцы былин к своей родине? (они любят свою Родину, помнят победы своих героев, они благодарны своим героям)

Ребята, а вы любите свою родину?

Я вам предлагаю свою любовь к родине выразить в песне .

«О Родине» (исполняют песню)

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Исполняют песню.

сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений

Познавательные:

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные -строить монологическое высказывание,

Личностные: основы гражданской идентичности,

формирование эмоциональной отзывчивости.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует учащимися тестовой работы с самопроверкой.

Тест

а) песня

б) былина

в) романс

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

а) П.И.Чайковский

б) Н.А.Римский – Корсаков

в) М.И.Глинка

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

В)мирная жизнь людей

А)подвиги богатырей

Б)мирная жизнь людей

В) история о жизни самого Баяна

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок

Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке.

Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили? Достигли ли мы цели урока?

Что нового узнали на уроке?

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Первое задание – задание для всех.

Ну, а кто хочет продолжить изучать прошлое своей Родины через произведения искусства, я предлагаю выполнить

2 задание тем, кто хорошо рисует, нарисуйте афишу к одной из опер.

2. Узнать, почему художника А.Рабушкина называют «Певцом русской старины»

1.Стандартный минимум. 2. Повышенный. 3. Творческий.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке. Высказывают свое мнение.

Записывают домашнего задания в дневники.

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Регулятивные УУД: ----осуществлять итоговый контроль по результату;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Рефлексия.

Организует рефлексию.

Ребята, перед вами лесенка достижений, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Лесенка достижений

Мне было интересно_________________________________________

Мне было трудно____________________________________________

Я узнал(а) __________________________________________________

Дают самооценку своей деятельности на уроке.

Заполняют лесенку достижений.

осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности

Личностные:

- способность к оценке своей учебной деятельности;

Коммуникативные:

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные: -открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке

Песня Баяна

БАЯН И ХОР

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой!

ХОР

Послушаем его речей!

Завиден дар певца высокий:

Все тайны неба и людей

провидит взор его далёкий.

БАЯН

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

На Царьград войною шли.

ХОР

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

Руслана и красу Людмилы,

и Лелем свитый им венец.

Песня Садко

1.Ой, ты темная дубравушка

Расступись, дай мне дороженьку

Сквозь туман слезу горючую

Я не вижу света белого.

2. Всколыхнися, ты трость-дерево

Разбуди-ка Ильмень-озеро!

Людям стали уж не надобны

Мои гуселькияровчаты.

3. Слушай ты, волна зыбучая

Ты, раздольницеширокое

Про мои ли участь горькую

Да про думушку заветную.

М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсков

Настроение и чувства

радость, печаль, тоска, нежность

Мелодия

плавная, протяжная, певучая

Темп (скорость исполнения)

медленно, неторопливо, быстро.

Кто исполнял

хор, солист, ансамбль

Музыкальный жанр

песня, танец, марш

О Родине

Родина у каждого своя

Дом родной деревья и поля

Небо, золотистые луга

Нашей милой речки берега

припев

Где родина, там солнце ярче светит

Нам родина милей всего на свете

Не знаю, где потом я буду жить

Но родину всегда буду любить

Родину мы любим всей душой

Это край из детства, край родной

Школа здесь, березки, тополя

Славная российская земля

Припев: 2 раза

Но родину всегда буду любить

Домашнее задание:

1. Выучить слова песни «О Родине»

2. Узнать, почему художника А.Рябушкина называют «Певцом русской старины»

3. Нарисовать афишу к одной из опер.

Лесенка достижений

Мне было интересно_______________________________________________________________________

Мне было трудно__________________________________________________________________________

Я узнал(а) ________________________________________________________________

Своей работой на уроке я (доволен, не совсем доволен, не доволен)

Тест

  • 1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня

б) былина

в) романс

  • 2. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

3. Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

  • 4. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:

а) П.И.Чайковский

б) Н.А.Римский – Корсаков

в) М.И.Глинка

  • 5. Назовите композитора, написавшего оперу «Руслан и Людмила»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

6. О каких событиях исполнял Баян

А)история о жизни самого Баяна

Б) героические события былых времен

В)мирная жизнь людей

7. Что лежало в основе творчества Садко.

А)подвиги богатырей

Б)мирная жизнь людей

В)история о жизни самого Баяна




Рекомендуем почитать

Наверх