Взаимосвязь отраслей экономики. Конспект урока по окружающему миру «Что такое экономика? Знаешь ли ты отрасли экономики самостоятельно

Для девочек 13.10.2023
Для девочек

Что такое экономика

Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, что такое экономика


С помощью учебника допиши определение.

Экономика - это хозяйственная деятельность людей. Все составные части экономики взаимосвязаны.

Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки.

Кроме перечисленных в учебнике, есть и другие отрасли экономики. Например, лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно - коммунальное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните, чем занимается каждая из этих отраслей.
Лесное хозяйство - отрасль экономики, в функции которой входит: изучение и учёт лесов, их воспроизводство, охрана от пожаров, вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов.
Связь - с отраслью связи сталкивается всякий желающий воспользоваться услугами телефонии, теле- и радиовещания, интернета. Почтовая связь занимается получением, переправкой и доставкой почтовых отправлений, а именно: посылок, писем, бандеролей, переводов.
Общественное питание - это отрасль народного хозяйства, занимающаяся производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов.
Жилищно - коммунальное хозяйство (ЖКХ) - включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслуживание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка и утилизация отходов)
Банковский сектор - предоставляющих клиентам широкий спектр банковских услуг.
Бытовое обслуживание населения - часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. (Услуги парикмахерских, Химическая чистка одежды, услуги прачечных, Фотоуслуги. Услуги бань. Услуги по профессиональной уборке помещений, Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов. Пошив и ремонт швейных изделий. Изготовление и ремонт мебели и др.)

Дома узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши.

Мама и папа работают в сфере бытового обслуживания населения. Мама работает в ателье по пошиву одежды, а папа занимается ремонт бытовой техники и оборудования. Бабушка работает в отрасли образования - она учитель, а дедушка в транспортной отрасли - он водитель.

С помощью книги "Энциклопедия путешествий. Страны мира" заполни таблицу (по образцу, данному в первой строке).
















Экономика всегда рядом с вами… Это разные вещи, услуги (подстричься – в парикмахерской, отправить письмо – на почте). А также произведения искусства: стихотворения, картины… Идеи тоже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идёт на продажу, за неё выплачивается заработная плата. Вы едете в автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу… а экономика всегда рядом!


«ойкос» - «дом» «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Чем она даёт о себе знать? Прежде всего – ценой. Каждая вещь в нашем доме имеет свою цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает нам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, - кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу, и рынок живёт весёлой жизнью: каждый получил своё, всем хватило, все довольны…



Прочитаем информацию .
Растениеводство - часть (отрасль) сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений. Животноводство - часть (отрасль) сельского хозяйства, которая занимается разведением домашних животных. Основные отрасли промышленности : электроэнергетика, металлургия, машиностроение, добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность. Основные отрасли животноводства : скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство. Основные отрасли растениеводства : полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство, цветоводство.
В экономике различные отрасли связаны между собой.
Связи отраслей промышленности:

  • химическая промышленность → пищевая промышленность
  • добывающая промышленность → химическая промышленность
  • добывающая промышленность → металлургия
  • машиностроение → химическая промышленность
  • металлургия → машиностроение
Связи отраслей сельского хозяйства:
  • растениеводство → животноводство
:
  • животноводство → пищевая промышленность
  • растениеводство → пищевая промышленность
  • химическая промышленность → растениеводство
  • растениеводство → легкая промышленность
  • машиностроение → растениеводство
Рассмотрим примеры .

Связи отраслей промышленности

Химическая → пищевая

Завод выпускает полиэтиленовую упаковку и тару для продуктов питания.

Добывающая → химическая

Нефтяники добывают нефть для изготовления бензина.

Добывающая → металлургия

Горняки добывают железную и алюминиевую руду для выплавки алюминия, чугуна, стали.

Машиностроение → химическая

Машиностроительные предприятия изготавливают станки и механизмы для производства пластиковой упаковки и тары.

Металлургия → машиностроение

Металлурги вырабатывают алюминий, чугун, сталь для производства кастрюль, ножниц, ложек, ведер и др.

Связи отраслей сельского хозяйства

Растениеводство → животноводство

Хлеборобы заготавливают корма для домашних животных.

Животноводство → растениеводство

Домашние животные дают навоз для удобрения полей.

Связи отраслей сельского хозяйства с отраслями промышленности

Животноводство → пищевая

Давно известны людям целебные свойства молока. В нем содержится более 100 полезных для здоровья человека веществ. Из молока на заводах производят разнообразные молочные продукты.

Растениеводство → пищевая

На полях выращивают подсолнечник. Из семечек этого растения получают подсолнечное масло.

Химическая → растениеводство

На химических предприятиях вырабатывают различные минеральные удобрения, которые применяются для подкормки растений.

1. Разгадай кроссворд и ты узнаешь, что такое экономика.

С помощью учебника допиши определение.

Экономика – это хозяйственная деятельность людей.

2. Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки.

3. Кроме перечисленных в учебнике, есть и другие отрасли экономики. Например, лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните (устно), чем занимается каждая из этих отраслей.

  • Лесное хозяйство - отрасль экономики, которая занимается лесом: изучает леса, заботится об их воспроизводстве, охраняет лес от вредителей и пожаров, регулирует использование лесов в хозяйственных целях.
  • Связь - отрасль экономики, которая развивает и регулирует средства связи: радио, телевидение, Интернет, телефония и т.д.
  • Общественное питание - отрасль экономики, занимающаяся производством и реализацией кулинарной продукции: рестораны, кафе, столовые, буфеты, кондитерские, булочные, кафетерии, пельменные и т.д.
  • Жилищно-коммунальное хозяйство - отрасль экономики, обеспечивающая работу инженерной инфраструктуры в населённых пунктах: системы горячего и холодного водоснабжения; подачу в дома тепла, электричества, газа; системы уборки мусора и благоустройства территорий.
  • Банковский сектор - отрасль экономики, обеспечивающая работу банков и финансовой системы страны. В него входят государственные и частные банки, Центральный банк Российской Федерации и другие учреждения.
  • Бытовое обслуживание населения - отрасль экономики, отвечающая за предоставление различных услуг для населения: услуги по ремонту (обуви, одежды, бытовой техники и т.д.), транспортные услуги (такси, перевозка мебели и крупных предметов), услуги химчистки и прачечной, услуги по ремонту и отделке квартир, услуги парикмахеров, маникюрные услуги, услуги проката велосипедов, мопедов и самокатов, прочие услуги.

4. Наш предприимчивый Попугай предлагает задание. Собери на с. 69 маленькую коллекцию монет. Для этого положи под страницу разные монеты и с помощью простого карандаша сделай их отпечатки.

5. Дома узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши.

Моя мама работает преподавателем в отрасли экономики «Образование», а папа работает программистом в отрасли экономики «Информационные технологии».

6. С помощью книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира» заполни таблицу (по образцу, данному в первой строке).

Страны

Денежные единицы

Венгрия Форинт
Бразилия Реал
Индия Рупия
Китай Юань
Польша Злотый
Швейцария Швейцарский франк
Япония Йена

Дополнительная информация: сообщение о денежных единицах мира.

План сообщения:

  1. Что такое денежная единица и для чего она нужна
  2. Доллар
  3. Евро
  4. Фунт стерлингов
  5. Российский рубль

Самые известные денежные единицы мира

Когда то давно люди ничего не знали о деньгах. Они обменивались товарами: молоко меняли на яйца, муку на одежду, а мясо на глиняные горки. Со временем разнообразие товаров стало так велико, что меняться товарами стало неудобно и люди придумали универсальное средство сравнения стоимости вещей и услуг - деньги.


Деньги, или денежные единицы, - это эквивалент, при помощи которого можно измерить и сравнить стоимость любых товаров и услуг. В каждой стране приняты свои денежные единицы: в России рубль, в США доллар, в Чехии крона, в Италии лира и т.д. При этом денежные единица (валюты) разных стран можно обменивать между собой по специально установленной цене (валютному курсу) и покупать на них товары из других стран.

Самыми распространёнными в мире считаются пять денежных единиц: доллар США, европейский Евро, английский фунт стерлингов, японская Йена и швейцарский франк. Эти валюты легко обмениваются на любую другую валюту мира.

Доллар США - довольно старая денежная единица. Он стал официальной валютой Соединённых штатов Америки ещё в 18 веке, а до этого долларами называли разные монеты во многих европейских странах. Сейчас доллар является национальной валютой более 20 стран, а также считается международным платежным средством.


Евро - это очень молодая валюта. Полноправным платежным средством Евро стало только в 2002 году. Придумана Евро было специально в качестве единой денежной единицы стран Европейского союза. Сейчас Евро является официальной валютой 29 стран, большинство из этих стран входят в Европейский союз.


Фунт стерлингов - это национальная денежная единица Соединённого Королевства Великобритания. Эта монета появилась в 12 веке и изначально её название обозначало «фунт чистого серебра». Монеты действительно чеканились из настоящего серебра и 240 штук таких монет должны были весить ровно фунт (примерно 350 граммов). Так что фальшивые фунты стерлингов можно было легко определить с помощью весов. Сейчас фунт стерлингов является самой дорогой валютой мира и, к тому же, одной из самых стабильных.


Российский рубль - официальная денежная единица нашей страны. Рубль имеет почти такую же долгую историю, как и английский фунт стерлингов - рубль известен с 13 века. За многие века своего существования рубль много раз менял и свой облик, и свою стоимость. Например, в 16 веке на 1 рубль можно было купить живую корову или лошадь, в 80-е годы прошлого века на рубль можно было купить пол килограмма колбасы или отлично поесть в столовой, а сейчас на на 1 рубль можно купить разве что коробок спичек, да и то не во всех городах России.


Рубль используется в качестве национальной денежной единицы не только в России, но и в некоторых других странах: в Белоруссии используется белорусский рубль, в Молдове - приднестровский рубль. Сейчас наше государство стремиться к тому, чтобы сделать российский рубль такой же мировой валютой как и доллар евро или фунт стерлингов.

Открытый урок по окружающему миру на тему: «Что такое экономика?» (2 класс, Школа России)

Подготовила учитель начальных классов

Белоусова Виктория Евгеньевна

г. Липецк, 2017 г.

Тема: «Что такое экономика?»

Цели: Сформировать понятие «экономика».

Задачи.

Обучающие:

Сформировать новое понятие «Экономика»;

Создать условия для формирования знаний об экономике;

Обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;

Сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;

Обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

Развивающие:

развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

Развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.

Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать отрасли экономики;

получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные :

познавательные – -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Ставить проблему поискового характера;

Проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

Применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

Проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – -слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

Управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

Ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

Корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

Ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование личностного смысла учения

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день ребята!

Мы- умные!

Мы- дружные!

Мы- внимательные! Мы-старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

2. Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы начнём изучать новый раздел окружающего мира. Откройте учебник на с. 103 и прочитайте название. «Жизнь города и села»

Прочитайте, что мы узнаем, чему научимся, изучая этот раздел?

Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?

Что кажется трудным и пока непонятным?

А как мы справимся с трудностями? (С помощью учебника, дополнительной литературы, интернета, взрослых.)

3. Введение в тему урока.

Давайте вспомним, что такое город и село. Чем же они отличаются.

Что видите? Какое задание можно дать? (Распределить понятия по двум колонкам: Город, село – работа в группах )

Молодцы! Эти знания нам помогут изучать темы этого раздела.

4. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

–Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребёнок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом находится…

–Это слово известно всем. Даже не зная его определения, все сталкиваются с его содержанием.

5. Актуализация знаний.

НО ЭКО КА МИ

–Какое слово зашифровано? Сформулируйте тему.

–Правильно, тема нашего урока "Что такое экономика?"

– Определите, пожалуйста, цели нашего урока, используя фразу:

– Я думаю, что узнаю…

Давайте откроем учебник на стр.104 и еще раз прочитаем, о чем же мы узнаем на уроке.

Итак, мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части.

6. Изучение нового материала.

Где можно найти значение незнакомого слова?

– Можно обратиться к словарю, зайти в Интернет, в поисковой системе задаём слово «экономика».

А сейчас сами узнаем, что же такое экономика.

Рабочая тетрадь стр.67.Разгадать кроссворд. (Работают в группах) Что же это такое? (проверяем)

Буквальный перевод «экономика» – «искусство ведения домашнего хозяйства».

Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам.

Наша страна – это тоже наш дом. Поэтому мы поговорим с вами об экономике страны.

Экономика – это хозяйственная деятельность людей в стране или– хозяйство.

В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли.

Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами отраслей экономики.

Давайте попробуем определить название разных отраслей экономики по группам товара.

1. Итак, наша экономика начинается каждый день с того, что каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) Это отрасль называется промышленность .

2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства.

3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство.

4. Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др. Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля.

5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. С помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт

Итог: Я представила экономику (хозяйство) нашей страны в виде дерева. Вот самые основные отрасли экономики.

Как вы думаете, связаны ли между собой части экономики ?

Давайте поразмышляем. Я вам предлагаю проследить путь стакана молока, который мы можем выпить утром в наш дом.

Кто изображен?

А как называется человек, который их пасет?

А что будет, когда корова поест траву? Значит, настала пора корову…(доить).

Кто доит коров? (доярка).

Ребята, вся эта деятельность, которую мы с вами рассмотрели, называется животноводством – это часть одной из отраслей экономики, которая называется – сельское хозяйство. Посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, чтобы получить молоко. Но на этом её путь не заканчивается.

Подумайте, что люди будут делать с молоком, которое они получили от коров?

А как оно может туда попасть? А кто управляет машиной?

А как называется автомобиль с кузовом- цистерной для перевозки молока?

Ребята, мы с вами столкнулись с еще одной отраслью экономики – какой? Транспорт. Какое значение он имеет?

А как вы думаете, сельское хозяйство как-то связано с транспортом?

Куда мы с вами приехали?

А что такое молокозавод?

А что происходит с молоком после того, как его переработали? Что с ним делают?

Вот мы и встретили еще одну отрасль экономики – пищевую промышленность.

Пищевая промышленность перерабатывает продукты, которые поступают к ней из сельского хозяйства, и производит из них продукты, которые мы с вами используем в пищу.

Пищевая промышленность – это часть большой отрасли экономики, которая называется – промышленность.

На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут? Заводим моторы, едем в магазин.

Кто работает в магазинах?

А кто-нибудь знает, как называется эта отрасль экономики?

Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы.

А куда же потом попадает молоко?

Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло с момента его рождения.

И, посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВСЕ отрасли ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.

–Ваши родители работают в различных частях экономики: на железной дороге, есть мамы и папы продавцы, водители, инженеры, врачи, учителя и получив за свою работу деньги, родители в семье распределяют их.

7. Физкультурная пауза.

8. Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

Работа в парах. – Вы получили новые знания, теперь надо применить их.

Р. т. стр.68.

Итог. – Какие отрасли экономики вы записали?

9. Работа над ключевыми словами урока:

Блага. Значение экономики. Части экономики.

Взаимосвязь

Деньги

Основой любой деятельности является ЧЕЛОВЕК. Он производит и потребляет различные предметы, товары – блага.

Блага – то, что необходимо человеку для жизни.

Значение экономики.

Давайте определим, важна ли экономика?

Что необходимо человеку для жизни, какие блага ? (Да. Продукты питания, одежда, жильё.)

– Откуда это появляется в вашей семье? (Покупают родители.)

–На что можно купить необходимые блага? (Чтобы приобрести любой товар, нужно за него заплатить деньги).

- На следующий урок мы с вами продолжим изучение этой темы и узнаем о том, как появились деньги.

10. Итог урока.

Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили.

У вас на столах листочки с тестами.

Найдите правильный ответ на вопрос. (тест)

Так, почему важно изучать экономику? (Потому что экономика окружает нас по всюду, мы с ней тесно связаны).

11. Рефлексия.

Продолжите фразу: - Было интересно узнать, что…

Меня удивило …- Было трудно…

Теперь я знаю, что…

12. Домашнее задание.

Найти и подготовить интересные сведения «Как появились деньги».




Рекомендуем почитать

Наверх