Третьяковская галерея на крымском валу шагал. В третьяковке на крымском валу идет монтаж экспозиции произведений марка шагала. Почему так много заборов

Вечерние 18.03.2021
Вечерние

По понедельникам большинство московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция сайт запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

Отныне целый зал Третьяковской галереи на Крымском Валу отведен Марку Шагалу: впервые после реставрации здесь выставили весь цикл панно, созданных великим авангардистом для Московского еврейского театра, а также одно из самых известных произведений художника "Над городом".

Марк Шагал "Введение в театр", 1920

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи живописных работ Марка Шагала совсем немного – всего 12. Зато теперь, до конца лета, здесь можно увидеть цикл панно, созданных художником для Московского еврейского камерного театра. Цикл был создан в 1920 году, многократно переезжал вместе с театром, а когда в 1949 году он был закрыт, картины попали в Третьяковскую галерею и очень долго ждали реставрации. Когда Шагал приезжал в Москву в середине 1970-х, он был удивлен, что после всех перипетий, связанных с судьбой театра, работы вообще удалось сохранить. Художник подписал полотна, после чего они были отправлены на реставрационные работы. Обновленные картины отправились в выставочное турне по 45 городам и теперь наконец-то оказались дома. Правда ненадолго – уже осенью они будут представлены на большой выставке в Канаде.

Марк Шагал "Музыка" ("Бродячий музыкант"), 1920

Шагал получил заказ на оформление декораций, едва вернувшись из Витебска, где он преподавал вместе с Казимиром Малевичем в художественном училище. За два месяца художник создал девять работ, но на сегодняшний день сохранилось лишь семь. В книге "Моя жизнь" мастер писал: "Вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра". Нужно сказать, что несмотря на настоящую борьбу Малевича и Шагала за переустройство образовательной художественной системы, художники оказали друг на друга сильное влияние в плане живописи и рисунка. Соперничество с Малевичем, а также тот факт, что Шагал долго жил и работал в среде французских авангардистов являются ключом к пониманию его живописной системы.

Марк Шагал "Часы", 1914

Марк Шагал "Часы", 1914

Мойша Сегал родился в Витебске 7 июля 1887 года в простой еврейской семье. В 19 лет он поступил в "Школу живописи и рисунка художника Пэна", а уже через год переехал в Санкт-Петербург. Здесь он начинает посещать рисовальную школу при обществе поощрения художеств, художественную студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой, где преподавал кумир Шагала – Лев Бакст. Оказавшись в бурлящей художественной среде, он знакомится с западными художественными течениями – французским фовизмом, немецким экспрессионизмом, итальянским футуризмом. Под псевдонимом Марк Шагал художник начнет работать только в 1911 году. Объединив в своей живописи актуальные тенденции, еврейские и автобиографические мотивы и глубокую лиричность, Шагал сумел стать одним из лидеров мирового авангарда. Огромную роль в судьбе молодого художника сыграл депутат I Государственной думы Максим Моисеевич Винавер, который обеспечил Шагалу ежемесячное пособие, на которое тот смог уехать в Париж. Приехав во Францию, художник поселился в "Улее", где жила вся нищая артистическая интеллигенция того времени.

Марк Шагал "Венчание", 1918

Марк Шагал "Венчание", 1918

Шагал постоянно переезжал между Санкт-Петербургом, Москвой и Витебском, а в 1910 году он отправился в Париж, где в то время на пике славы находились Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Анри Матисс. Но где бы он ни был, Шагал постоянно обращался к теме родного города и еврейских традиций. Летом 1909 года, находясь в Витебске, художник познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью ювелира. Он вспоминал: "...Она молчит, я тоже. Она смотрит – о, ее глаза! – я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена." С тех пор Белла Розенфельд стала его музой и главной героиней многих картин.

Марк Шагал "Над городом", 1918

Марк Шагал "Над городом", 1918

Картина "Над городом" стала одним из самых узнаваемых произведений Шагала. На ней художник изобразил себя вместе со своей супругой Беллой Розенфельд, пролетающими над Витебском. Метафоричность возвышенных чувств и краткости бытия оказались ведущими темами в живописи Шагала. И со временем этот сюрреалистично-экспрессионистский мотив становился все более декоративным и свободным. Но при этом вид маленького провинциального родного города всегда оставался неизменным, что тоже, безусловно, имело символический характер.

Марк Шагал "Парикмахерская", 1914

Еще одним живописным мотивом в творчестве Шагала стала повседневная жизнь. Он изображал улицы Витебска, его жителей. Огромная часть его воспоминаний, записанных в книге "Моя жизнь", посвящены матери, отцу, бабушке и дедушке. Через живописные сравнения с великими авторами и произведениями Шагал вспоминает их жизнь до невероятных мелочей: "Дед любил задумчиво слушать его. Один Рембрандт мог бы постичь, о чем думал этот старец – мясник, торговец, кантор – слушая, как сын играет на скрипке перед окном, заляпанным дождевыми брызгами и следами жирных пальцев", или: "Другой мой дядя, Зюся, парикмахер, один на все Лиозно. Он мог бы работать и в Париже. Усики, манеры, взгляд. Но он жил в Лиозно. Был там единственной звездой. Звезда красовалась над окном и над дверями его заведения. На вывеске – человек с салфеткой на шее и намыленной щекой, рядом другой – с бритвой, вот-вот его зарежет".

Марк Шагал "Раненый солдат", 1914

Летом 1914 года художник приехал в Витебск, но в сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. Во время Первой мировой войны художник вынужден был оставаться в России. Вскоре при содействии Анатолия Васильевича Луначарского он получил должность уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии, где и основал Витебское художественное училище, куда пригласил преподавать своего учителя Юделя Пэна, своего ученика Эль Лисицкого и Казимира Малевича. В 1920 году Шагал уехал в Москву выполнять заказ для Московского еврейского театра, а потом и в Париж, где при содействии великого мецената и коллекционера, покровителя кубистов Амбруазо Воллара получил французское гражданство.

Марк Шагал "Окно на даче", 1915

Те несколько лет, проведенные художником в Витебске, стали самыми реалистическими в отношении живописи. Шагал создал целую серию картин и графических работ, на которых изображены мотивы провинциальной витебской жизни, очищенные от символизма. Позже, переехав в Париж, он называл этот город своим "вторым Витебском", но никогда не изображал его в подобной манере. Он писал: "Я всего-то и видел Петроград, Москву, местечко Лиозно да Витебск. Но Витебск – это место особое, бедный, захолустный городишко. Там остались девушки, к которым я не смог подступиться – не хватило времени или ума. Там десятки, сотни синагог, мясных лавок, прохожих. Разве это Россия? Это только мой родной город, куда я опять возвращался".

Марк Шагал "Вид из окна. Витебск", 1915

"Именно в этот приезд я написал витебскую серию 1914 года. – вспоминал Шагал. – Писал все, что попадалось на глаза. Но только дома, глядя из окна, а по улицам с этюдником не ходил. Мне хватало забора, столба, половицы, стула." Когда спустя полвека в 1964 году Шагал расписывал плафон парижской "Опера Гарнье", это был художник совершенно другого масштаба. Из витебского еврейского живописца он превратился в великого мастера мировой величины.

Марк Шагал "Ландыши", 1916

Марк Шагал "Ландыши", 1916

Марк Шагал умер 28 марта 1985 года, прожив 97 лет. Он стал свидетелем двух мировых войн, революций, расцвета и краха супрематизма и русского авангарда вообще, триумфа Энди Уорхола и поп-арта, пережил Мэрилин Монро и группу "Битлз", оставаясь при этом художником, сохранившим традиционное понимание живописи и искусства. И то, что сегодня хотя бы малую часть его работ, которые находятся в крупнейших музеях мира, можно увидеть в Москве – невероятная удача.

В Третьяковской галерее открылась выставка «Марк Шагал. Истоки творческого языка художника», приуроченная к его 125-летию. Упор в экспозиции сделан на малоизвестную графику, также в нее включены образчики еврейского народного искусства и русские лубки.

Отправляясь в 1922 году в эмиграцию, Марк Шагал написал: «Ни царской, ни советской России я не нужен. Меня не понимают, я здесь чужой. Зато Рембрандт уж точно меня любит. И может быть, вслед за Европой меня полюбит моя Россия». Прогноз полностью оправдался, хотя дожидаться признания на родине художнику пришлось полвека. В 1973 году он приезжал в Москву, чтобы открыть свою персональную выставку в Третьяковке. Впрочем полноценное признание, сопровождаемое любовью широкой публики, случилось уже после смерти Шагала – в перестроечные времена. Пушкинский музей устроил в 1987 году большую ретроспективу мастера, получившую бешеную популярность: очередь в музей занимали с ночи. Да и относительно недавний, 2005 года, проект Третьяковской галереи под названием «Здравствуй, Родина!» пользовался немалым успехом

Нынешнюю экспозицию в Инженерном корпусе можно считать своего рода набором сносок и комментариев к предыдущему «фолианту».

Здесь нет всенародно любимых хитов вроде «Прогулки над Витебском» или «Скрипача на крыше», зато имеются полторы сотни экспонатов с более камерным звучанием. Большинство из них нашим зрителям не знакомы. По словам куратора выставки Екатерины Селезневой (в свободное от кураторства время она работает директором департамента международных связей Минкульта РФ), почти все эти материалы номинировались семь лет назад на участие в проекте «Здравствуй, Родина!», но в окончательный состав не попали. Надо полагать, в первую очередь из-за того, что меркли на фоне масштабных полотен. Тогда же и решено было устроить в неопределенном будущем отдельную выставку графики и малоформатной живописи, чтобы сосредоточиться на корнях и истоках шагаловского творчества. Как пошутила на пресс-конференции внучка художника Мерет Мейер, «если уподобить выставку ребенку, то семь лет вынашивания могли бы привести к появлению на свет некоего монстра». Однако представленный публике «младенец» вышел довольно симпатичным – по крайней мере, без отклонений в развитии. Хотя вундеркиндом его тоже не назовешь.

Ни для кого не секрет, что искусство Марка Шагала стало результатом мощного синтеза сразу нескольких стилей, манер и визуальных культур. Свой персональный миф художник складывал по наитию и вдохновению, заимствуя вокруг не столько идеи и образы, сколько «плацдармы» для собственных эмоций. Но задним числом можно выявить изрядное число параллелей, зачастую совершенно бессознательных.

Если бы устроители выставки действительно преследовали цель исследовать «истоки творческого языка художника», они бы не ограничилась включением в экспозицию бронзовых менор, ритуальных бокалов, ханукальных светильников и прочих примет местечкового быта.

Такого рода предметы, одолженные в Российском этнографическом музее и в Музее истории евреев в России, здесь чрезвычайно уместны, но явно недостаточны. И даже небольшая коллекция русских лубков тему «истоков» все равно не закрывает. Для полной убедительности потребовались бы и православные иконы (их Шагал чрезвычайно ценил), и произведения кубистов с сюрреалистами, и даже избранные работы отечественных классиков – от Александра Иванова до Михаила Врубеля. В каталоге выставки подобные связи прослежены, а в экспозиционной реальности их не видно. Легко понять почему: такое исследование не только потребовало бы дополнительных (причем немалых) организационных усилий, но еще и выбило бы из колеи так называемых «обычных» зрителей. Фигура Марка Шагала перестала бы играть главную и исключительную роль; публике пришлось бы пробираться к его работам через лабиринты смыслов. С точки зрения демократичности проекта такой подход наверняка показался устроителям неприемлемым, хотя с искусствоведческих позиций выглядел весьма соблазнительным.

Но нет худа без добра. Минимизация привлеченных аллюзий позволяет прильнуть к творчеству Шагала напрямую, без посредников.

Хотя ставка сделана на графику, в том числе печатную, найдется здесь и живопись, так что любители узнаваемых шагаловских эффектов внакладе не останутся. Особенно драматичным должно стать воздействие полотна «Обнаженная над Витебском»: стоит иметь в виду, что написано оно в 1933 году, когда художник получил сразу две моральные травмы.

Нацисты тогда сожгли ряд шагаловских работ после выставки «Большевизм в искусстве», а французские власти отказались предоставить ему гражданство, припомнив период комиссарства в Витебске. В определенном смысле эту картину можно расценивать как сеанс душевного самолечения.

Впрочем у Шагала почти все автобиографично, даже фантасмагории. Скажем, гравированные иллюстрации для книги «Моя жизнь» (любопытно, что мемуарный том художник закончил писать в возрасте всего-то 37 лет) исполнены сюрреалистическими подробностями – и все же воспринимаются почти как документальные свидетельства. Тем более достоверными выглядят портреты членов семьи – матери, жены Беллы и дочери Иды, кузенов, дальних родственников. По этому поводу вспоминается фраза Шагала: «Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизни и их поступки, напротив, сильно повлияли на мое искусство».

Чем не еще один «исток творческого языка»? Семейную тему на выставке несколько неожиданно продолжают фрагменты «Свадебного сервиза» – керамической посуды, расписанной художником в честь замужества дочери.

Мерет Мейер утверждает, что этим сервизом при дедушкиной жизни они частенько пользовались в быту.

Выставка принципиально не следует никаким хронологиям, так что по соседству в едином пространстве можно встретить и юношеские зарисовки, и знаменитые офортные серии иллюстраций к Библии и к «Мертвым душам» (это работы 1920-х – 1930-х годов), и поздние подкрашенные коллажи, которые вообще-то не предназначались для публики, а служили эскизами к монументальным работам, например к панно «Триумф музыки» для нью-йоркской Метрополитен-оперы. Понятно, что смешение разных периодов творчества тоже не способствует аналитическому восприятию. Хотя в случае именно с Шагалом такой экспозиционный прием себя частично оправдывает. Всю свою долгую жизнь он словно намывал круги возле собственных эмоций, среди которых одной из важнейших была тоска по утраченному Витебску. Так что разрывы в десятки лет между работами кажутся не столь уж и критичными.

Тeги: Марк Шагал, Третьяковская галерея

Как добраться до музея

  • На метро
  • На машине

От станции метро «Октябрьская»: выйдите из метро на улицу Крымский вал и следуйте в сторону моста. Напротив главного входа в Парк Горького перейдите дорогу.

От станции метро «Парк Культуры»: выйдите из метро на улицу Крымский вал и следуйте через мост. Напротив главного входа в Парк Горького перейдите дорогу.

Следуйте с Калужской площади по внутренней стороне Садового кольца.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Posta-Magazine собрал

самые интересные факты о художнике и о его работах.

За прошедшую четверть века панно, написанные для Еврейского театра, объездили весь мир, от тихоокеанского побережья Соединенных Штатов до Японии, побывали в 46 городах. А вот в Москве выставлялись лишь дважды: они были показаны после реставрации в 1991 году и на ретроспективной выставке Марка Шагала 2005 года. И вот, впервые за эти годы, у города появилась возможность включить их в состав постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Марк Шагал получил заказ на оформление театра в 1920 году, после переезда ГОСЕТа из Петрограда в Москву. Летопись гласит, что художник отозвался тогда на заказ с большим энтузиазмом. «Вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться, и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра», - говорил он.

Всего за два месяца мастером было создано 9 панно, из которых сохранились, однако, только 7. После закрытия театра в 1949 году панно были переданы Третьяковской галерее и позднее отреставрированы. Сейчас экспозиция занимает зал № 9, а полюбоваться ею можно будет до середины декабря. После чего работы отправятся в Монреаль, на крупную выставку Марка Шагала, а затем снова вернутся домой.

Пока вы размышляете, стоит ли посмотреть на эти работы, Posta-Magazine собрал самые интересные факты о художнике.

Будущий знаменитый художник-авангардист появился на свет в маленьком белорусском городе Витебске - там до сих пор жива легенда о том, что однажды в этом месте родится мальчик, который прославит город. В тот день, 7 июля 1887 года, в Витебске случился большой и страшный пожар, спаливший полгорода. Стихия не тронула лишь несколько домов, в том числе и тот, где родился Шагал. Позже художник расскажет, что именно по этой причине он всю жизнь испытывал тягу к перемене мест (кроватку с младенцем во время пожара постоянно переносили из угла в угол) и так часто на своих картинах изображал огонь, пощадивший его. Стихию он рисовал в виде петуха с растущим из туловища птицы огненным деревом. А красный цвет с тех пор означал для художника и жизнь и смерть одновременно.

Легенда гласит, что Марк Шагал с Казимиром Малевичем враждовали всю жизнь. И что именно автор «Черного квадрата» изгнал «коллегу» из родного Витебска, заполонив весь город футуристическими плакатами и бюстами, что сильно оскорбило Шагала. «Гипсовые бюсты, которые наперебой заказывали скульпторам-недоучкам из моей школы. Боюсь, их всех давно размыло витебскими дождями. Бедный мой Витебск!» - писал он в своей книге.

Большую часть жизни Марк Шагал прожил во Франции. Но сначала уехал в Москву, причем по несколько более банальной причине - его вынудили на это захватившие власть красные комиссары. Тогда, в 1920-м году, художнику и заказали расписать Еврейский камерный театр, которым в то время руководил Алексей Грановский. Сорок дней потребовалось Шагалу, чтобы создать шедевр, но руководство театра осталось недовольно - за работу ему не заплатили. Позже так же с ним поступил и Станиславский во МХАТе.

Разочарованный Шагал вскоре после этих событий покинул родину и отправился во Францию. Но, как известно, «нет худа без добра», со временем Шагал стал единственным в мире художником, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы - всего 15 зданий в США, Европе и Израиле.

Специально по заказу президента Франции Шарля де Голля Шагал оформил плафон Гранд-опера в Париже, а вскоре после этого написал два панно нью-йоркскому Метрополитен-опера. В июле 1973 года в Ницце открылся музей, получивший название «Библейское послание», украшенный работами художника, который через некоторое время был удостоен правительством статуса национального.

Кстати, работы Марка Шагала, наряду с полотнами Пабло Пикассо и Хуана Миро, считаются самыми востребованными среди похитителей картин - на сегодняшний день пропавшими без вести числятся более полутысячи его работ. А это ли не главный признак популярности автора?

Любвеобильного Шагала называют еще и зачинщиком сексуальной революции в живописи - за любовь к изображению обнаженных женщин. Первую натурщицу художника звали Тея Брахман. Она была дочерью известного витебского врача Вольфа Брахмана и первой любовью Шагала. У него не было денег на натурщиц, поэтому барышня позировала юному дарованию бесплатно.

Кстати, именно Тея познакомила Марка Шагала с его будущей женой и любовью всей жизни Беллой Розенфельд. Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения из Парижа, а потом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». Они родили дочь Иду и прожили в любви и согласии 19 лет, пока Белла не скончалась в Америке. Шагал погоревал и вскоре связал свою жизнь с разведенной женой ирландского художника Вирджинией Хаггард, с которой родил мальчика по имени Дэвид. Но Вирджиния оставила мужа, влюбившись в фотографа, и Шагал через несколько лет снова женился - на Валентине Бродской, дочери фабриканта и сахарозаводчика. Как и все другие его жены, она была из богатой семьи.

Еще одна легенда гласит, что когда Марк Шагал был без настроения, он любил рисовать либо библейские сцены с непременным распятием, либо полевые цветы, среди которых особенно выделял чертополох и васильки. Обыватели предпочитали покупать вторые, чем сильно расстраивали художника.

Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, не оставляют равнодушным никого. Очередное предание гласит, что некая цыганка в свое время нагадала художнику, что тот проживет долгую и насыщенную жизнь, будет любить необыкновенных женщин и умрет в полете. И что вы думаете - предсказание сбылось: 28 марта 1985 года 98-летний художник вошел в лифт, чтобы подняться на второй этаж своего французского особняка, и во время этого короткого полета его сердце остановилось.

Выставка малоизвестного графического наследия Марка Шагала (1887-1985). На выставке «Марк Шагал. Истоки творческого языка художника» творчество художника представлено в контексте поиска истоков его искусства

Шагал принадлежал к поколению художников, которые в начале ХХ века в попытке обретения себя, собственного образного строя и пластического языка, обращались к народному искусству. Шагал не получил последовательного профессионально образования, его первым и главным учителем стала естественная среда - еврейское, русское, белорусское, литовское, французское окружение, "та живая вода", которая "заряжала" и вдохновляла мастера на протяжении всей жизни.

Реальные и невероятные события, запечатленные художником, прочно соединены с земной средой ключевыми для него предметами быта, приметами места, ставшими характерными шагаловскими "паролями": от наивной вывески парикмахера в Витебске или молочника в Париже до креста православного собора или химер парижского Нотр-Дам, от простенькой вышивки до семисвечника и Торы, от покосившейся крестьянской избы до Вильнюсской синагоги и ворот еврейского кладбища, от лубков и иллюстраций народных изданий, бродячих музыкантов до знамен революции. Художник утверждал: "Неправда, что мое искусство фантастично! Я реалист, я люблю землю!".

Основу экспозиции в Третьяковской галерее составляют произведения из собраний семьи художника: уникальные, никогда не экспонировавшиеся в России, произведения "семейного круга" - автопортреты, портреты матери, бабушки, кузенов, сестры, жены Беллы и дочери Иды, исполненные в конце 1900-х - 1910-х годах. В этих работах перед зрителем предстает своеобразная автобиография художника, летопись его семьи (У окна. Мать и дочь. 1908; Кольцо. 1908-1909; Модель. Сестра художника. 1910; Рождение. 1911 и другие). Гравированная история жизни Шагала запечатлена в листах серии "Моя жизнь" (1922). Своеобразным лейтмотивом выставки предстает образ его любимого города - Витебска, присутствующий в том или ином виде во всех картинах мастера.

Из французского собрания поступила и группа работ 1960-1970-х годов в редкой технике коллажа (Триумф музыки. Эскиз панно для Метрополитен Опера, Линкольн Арт Центр. 1966, Клоун и его тень (Синий скрипач). 1964. Лиловая обнаженная. 1967. Гимн Набережной часов. 1968).

ГМИИ им. А.С. Пушкина предоставил на выставку созданные в России в 1910 году "Пейзаж с козой (Лиозно)" (1910), "В зале Теи" (1910), "Комната на Гороховой" (1910), подаренные музею Идой Шагал. Произведения первого парижского периода, примеры интерпретации Шагалом современного французского искусства, - "Обнаженная с цветами", "Лежащая обнаженная" (обе - 1911) - предоставлены фондом Sepherot Foundation (Лихтенштейн).

Впервые московскому зрителю будут показаны недавно приобретенные во Франции юношеские альбомы Шагала, происходящие из архива Блеза Сандрара, писателя и поэта, друга и переводчика мастера, введшего молодого художника в круг парижских авангардистов (коллекция Т. и И.Манашеровых, Москва).

Помимо оригинальных рисунков в состав выставки включены и выполненные по инициативе парижского галериста и издателя серии "Книга художника" Амбруаза Воллара иллюстрации к "Мертвым душам" Н.В.Гоголя (1923-1925) из собрания Третьяковской галереи, полученные в дар от автора в 1927 году.

Открытиями для отечественной публики станут и знаменитый "Свадебный сервиз" (1951-1952. Керамика, белая эмаль, роспись), созданный Шагалом в честь свадьбы дочери Иды (частная коллекция, Париж) и две мраморные скульптуры для фонтана - "Рыба" и "Птица" (1964. Коллекция Фонда Пьера Джанадда, Мартини, Швейцария). Представленные на выставке предметы народного искусства из Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) и Музея истории евреев в России (Москва) дополнят представление зрителей об истоках образной системы Шагала.



Рекомендуем почитать

Наверх