Презентация на тему нравственная культура. Человек – творец и носитель культуры. Форма общественного сознания

Мужские прически 16.12.2020
Мужские прически





Мораль – правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Норма морали – это образец поведения, признанный обязательным в обществе Нормы морали регулируют поведение людей






Линии сравненияМоральПраво Кем установлены? ОбществомГосударством Где записаны? Нигде, передаются устно из поколения в поколение В законах – Уголовный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании и др. Кем охраняются? Общественным мнениемГосударством – милиция, армия, спец.службы Что бывает за нарушение? Осуждение со стороны людей. Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др. Пример Нельзя лгать, завидовать, обижать слабых. Нужно уважать людей, помогать, говорить правду и др. Нельзя красть, бить человека. Хранить оружие, переходить улицу на красный сигнал светофора и др.









ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ развитие интеллектуальной культуры личности и познавательных мотивов деятельности; формирование навыков мыслительной деятельности учащихся; совершенствование у учащихся навыков рациональной организации учебного труда; формирование научного мировоззрения.






МИРОВОЗЗРЕНИЕ – специфическая форма сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах.







Знания – система научных истин, связанных с осмыслением и пониманием сущности природных и общественных явлений. Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением природных и общественных явлений и выражающий его отношение к этим явлениям. Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, определяющих твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Идеал (греч. – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в различных жизненных сферах; то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным стремлением.




Д ИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений); развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса; влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций).








Нравственное сознание – знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам. Нравственные ценности – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей Нравственные чувства – субъективное восприятие человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности. Нравственное поведение – сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам.


К РИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ глубина осмысления правил морали; степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения; характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях; степень принципиальности; меры нравственной требовательности к себе, к людям; характер поведения наедине с собой и в коллективе; наличие гуманистических черт характера и поведения; степень уважительного и доброжелательного отношения к людям; уровень развития чувства собственного достоинства; уровень развития совести, чести, стыда.














Эстетическое сознание – осознанное эстетическое отношение, выраженное совокупностью идей, теорий, взглядов. Эстетический идеал – центральное звено эстетического сознания, социально обусловленное представление о красоте. Эстетическое суждение – идейно- эмоциональная оценка эстетического явления.






Ф УНКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Раскрытие мира реально существующей красоты. Воспитательная функция искусства. Художественно-эстетическое просвещение. Функция развития (способность к художественному творчеству). Организационно-педагогическая функция (занимает свободное время). Средство самовыражения. Катарсис.



ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; овладение эстетическим и культурным наследием; формирование эстетических отношений; развитие эстетических чувств; формирование эстетических потребностей; формирование эстетического идеала формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.



П РАВО это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов власти, и регулирующих отношения (межличностные, производственные и др.) между гражданами в данном обществе. З АДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ: Добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам государства и права. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения. Прививать учащимся навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права, как личные, так государственные и общественные. Вырабатывать у воспитанников активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушителям правопорядка.

ЧЕЛОВЕК – ТВОРЕЦ И НОСИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ Составила­ учитель искусства Трушина С.Ю

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Выдающиеся деятели российской культуры

Андрей Рублев

Человек – творец и носитель культуры Объясни, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа.

Человек – творец и носитель культуры Объясни, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа.

Человек – творец и носитель культуры Обсудим вместе. ученого Когда выдающегося английского Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов- предшественников только потому чуть дальше, чем они». Оценим слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? заглянуть и смог

Человек – творец и носитель культуры Сверим свои суждения. материальные Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создает ценности, совершает открытия, устанавливает традиции и обычаи. С другой усваивает созданную раннее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, нормам поведения. Человек – одновременно и творец, и носитель культуры. обычаям, научные стороны, он

Человек – творец и носитель культуры Сверим свои суждения. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа – слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками и матрешками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, научные открытия. Так постепенно культура общества и разнообразнее. Вклад каждого человека а развитие культуры различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства. становится совершать богаче

Нравственность – часть культуры общества? Сверим свои суждения с текстом. праздников, Тысячелетиями создавались правила жизни людей в обществе. Они передавались из поколения в поколение в процессе повседневной жизни – труда, общения. Постепенно складывались представления о том, каким должен быть человек, какие нравственные качества в коллективе, строить отношения с людьми, а какие качества самому наносят и окружающим его людям. Так со временем появилась наука ЭТИКА, которая помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путем она достигается. правильно помогают ему жить вред ему

Нравственность – часть культуры общества? Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются мирские (не церковные) правила нравственности. Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. былинах.

Нравственность – часть культуры общества? всегда Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение. –

Проанализируйте пословицы и поговорки. Какие нравственные правила в них заложены? Работа в группах прежних  Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. (Осетинская пословица)  Друг в лицо смотрит, а враг – в спину. (Татарская пословица) Не ройся на дне мешка – не вспоминай обид. (Татарская пословица) Рана от языка не заживает. (Татарская пословица)  Скрывай ошибки других, а на собственные смотри. (Татарская пословица) Богач не насытится, а богатырь не (Бурятская пословица) отступится.

Проанализируйте пословицы и поговорки. Какие нравственные правила в них заложены? люди под нет путного  В глубоком месте нет брода, в клевете слова. (Бурятская поговорка)  Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас. (Ненецкая пословица) Дружные одной бараньей шкурой помещаются. (Бурятская пословица)  Мучайся за людей, борись за народ. (Бурятская пословица)  Чем неправду говорить, лучше молчать.  Кто соврет, тот и украдет.  Лучше человека ничего не бывает. (Дагестанские пословицы)

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова Жил на свете человек княгиня брата Романова, История России знает немало примеров замечательных женщин, отличавшихся благородными качествами. Одной из них была Елизавета великая Фёдоровна жена родного российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Во время революции 1905-1907 гг. её муж трагически погиб бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым. от

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова Жил на свете человек В день похорон Елизавета Фёдоровна попросила допустить её в камеру, где содержался Иван Каляев. Великая княгиня шла на это свидание, не имея ненависти к убийце, но испытывая лишь чувство печали. Сердце наполнено жалостью и даже состраданием к этому Елизавета Фёдоровна шла в камеру, чтобы от имени мужа передать ему прощение. Уходя, она оставила ему Евангелие и иконку. безмерной человеку. её было

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова Жил на свете человек событий продала Через несколько лет после трагических великая княгиня свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу в Москве. В усадьбе разместилась Марфо- Мариинская обитель, при которой были больница, бесплатная столовая, приют для детей. Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ухаживала больными, обходила беднейшие кварталы, вызволяя оттуда беспризорных. за открыты аптека,

Елизавета Фёдоровна Романова

История России знает немало примеров замечательных женщин, отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княжна Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III . Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Во время революции 1905-1907 гг. её муж трагически погиб от бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым. В день похорон Елизавета Фёдоровна попросила допустить её в камеру, где содержался Иван Каляев. Великая княгиня шла на это свидание, не имея ненависти к убийце, но испытывая лишь чувство безмерной печали. Сердце её наполняло жалостью и даже состраданием к этому человеку. Елизавета Федоровна шла в камеру, чтобы от имени своего мужа передать ему прощение.

Уходя, она оставила ему Евангелие и икону.

Через несколько лет после трагических событий великая княгиня продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу в Москве. В усадьбе разместилась Марфо-Мариинская обитель, при которой были открыты больница, бесплатная аптека, столовая, приют для детей. Прославившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ухаживала за больными, обходила беднейшие кварталы, вызволяя оттуда беспризорных детей.

Просмотр содержимого презентации
«Человек – творец и носитель культуры»

Человек – творец и носитель культуры

духовно-нравственной

культуры






  • Когда выдающему английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они».
  • Оцени слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Сравни свои суждения с текстом.

  • Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи.

С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Человек- одновременно и творец, и носитель культуры. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа- слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками матрёшками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия. Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее.

Вклад каждого человека различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства.






Работа с текстом учебника (чтение)









  • Каким ты видишь будущее этих мальчиков?
  • Что необходимо сделать, чтобы будущее мальчика с картины «Опять двойка» стала достойной?
  • Какой бы вы дали ему совет?
  • Как вы считаете, человек обязан думать о том, что правила жизни людей в обществе необходимы для сохранения культуры народа.

Пословицы и поговорки народов России


  • Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. (Осетинская пословица );
  • Друг в лицо смотрит, а враг – в спину. (Татарская пословица );
  • Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид. (Татарская пословица );
  • Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (Татарская пословица );
  • Богач не насытится, а богатырь не отступиться. (Бурятская поговорка);
  • В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова. (Бурятская поговорка).





  • Носил еврейское имя Савл. В юности он даже учасв гонениях на христиан, но встрева с воскресшим Иисусом Христом изменила его жизнь. Он покаялся и стал одним из наиболее ярких проповедников новой веры, основателем многих христианских общин. Его послания христианам составляют значительную часть Нового Завета.
  • Апостол Павел пострадал за Христа, приняв мученическую смерть в Риме.



  • Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе оздания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Разобраться в том, что такое нравственность, помогает наука этика.

Подготовили: Лазеева Т.Н., учитель истории МОУ «Гимназия №1 МО «Ахтубинский район» Сейдалиева Т.П., учитель русского языка МОУ «Успенская ООШ МО «Ахтубинский район»


Золотое правило нравственности. Одной из важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников является формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. На уроке учащиеся познакомятся с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила. Урок направлен на формирование умения осознанно применять золотое правило нравственности в жизни.


Цель проекта: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах. Задачи: развивать самостоятельность и оригинальность мышления; формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; учить прогнозированию последствий своих поступков; развивать готовность к социальному взаимодействию.


Оборудование урока: учебное пособие мультимедиа раздаточный материал


Основные понятия урока: Социальные нормы Мораль Нравственность Добро и зло Справедливость Совесть Дружба


Предварительная подготовка: подбор текстового материала, видеофрагментов театрализация сказки изготовление костюмов создание презентации


План урока: 1.Организационный момент. – 2 минуты. 2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение). – 5 минут. 3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут. 4.Работа в группах. - 5 минут. 5. Физкультминутка. 6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут. 7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут. 8. Итоги и рефлексия – 2 минуты. 9. Домашнее задание. – 1 минута.


1.Организационный момент «Жизнь дана на добрые дела».


2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение)


« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца. - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она. - Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез. И вдруг попросил: - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком. - Мне надо скорее улетать, идет зима , - ответила Ласточка. - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц. Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»


Счастливый принц


3. Беседа по содержанию сказки. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима ? А почему люди ценят добро? добро благодарность уважение дружелюбие Оказание помощи забота понимание


1. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». 2. «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе». 3. « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Чему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. 4. Работа в группах: Высказывания мудрецов, живших в разные времена, в разных землях.


Золотое правило нравственности


Ребята, давайте жить дружно! 5. Физкультминутка.


6. Постижение основных понятий и идей урока. Следуйте трем основным правилам: Первое: делай добрые дела! Второе: накапливай опыт добрых дел! Третье: говори добрые слова и улыбайся! Закон доброго отношения к людям: Подумай о товарищах, потом о себе. Уважая себя, уважай других. Будь общителен, активно помогай другим.



8. Итоги и рефлексия: Тема урока Вызвало тревогу научился убедился новое вспомнил


9. Домашнее задание. Нарисуйте картину доброго дела и подберите или напишите сами к нему стихотворение.


Использованная литература, интернет ресурсы. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 класс ы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2010 . Обществознание: человек, природа , общение: учебник для 5 класс а. Под редакцией Л..Боголюбова. 2007. Пословицы и поговорки народов мира. Сказки народов мира. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. В.И.Даль. М:Эксмо, 2010. http://www.stihi.ru/2011/05/10/7816 http://www.proshkolu.ru/user/kanechka0504/file/1471359/ http://www.manwb.ru/articles/persons/great_europ/wild



Рекомендуем почитать

Наверх