Урок окружающего мира на тему "Первобытный мир" (4 класс). Первобытный мир - первые шаги человечества Создание проблемной ситуации

Для мальчиков 08.03.2021
Для мальчиков

Первобытная (доклассовая) эпоха в развитии человечества охватывает огромный временной промежуток - от 2,5 млн лет назад до 5 тысячелетия до н. э. Сегодня, благодаря трудам исследователей-археологов, можно восстановить практически всю историю возникновения человеческой культуры. В западных странах ее начальный этап называется по-разному: примитивное, племенное общество, бесклассовый или эгалитарный строй.

Что такое эпоха первобытного мира?

Появлялись на разных территориях в разное время, поэтому границы, которыми очерчен первобытный мир, очень размыты. Один из крупнейших антропологов, интересовавшихся первобытной историей - А.И. Першиц. Он предложил следующий критерий деления. Общества, которые существовали до появления классов, ученый называет апополитейными (то есть возникшими до появления государства). Те, которые продолжали существовать после возникновения социальных слоев, - синполитейными.

Эпоха первобытного мира породила новый вид человека, который отличался от предшествовавших австралопитеков. уже мог передвигаться на двух ногах, а также использовать камень и палку в качестве орудий труда. Однако на этом все различия между ним и его предком заканчивались. Как и австралопитек, человек умелый мог общаться, только используя крики и жесты.

Первобытный мир и потомки австралопитеков

По прошествии целого миллиона лет эволюции новый вид, который получил название человек прямоходящий, все еще очень мало отличался от своего предшественника. Он был покрыт шерстью, а части тела во всем напоминали обезьяньи. Он также все еще был похож на обезьяну по своим повадкам. Однако человек прямоходящий уже обладал большим по размеру мозгом, при помощи которого он овладел новыми способностями. Теперь человек мог охотиться при помощи созданных орудий труда. Новые инструменты помогали первобытному человеку разделывать туши животных, тесать деревянные палки.

Дальнейшее развитие

Только благодаря увеличенному мозгу и полученным навыкам, человек смог пережить ледниковый период и расселиться по территории Европы, Северного Китая, полуострова Индостан. Около 250 тыс. лет назад впервые появился или homo sapiens. С этого времени первобытные племена начинают использовать для жилья пещеры животных. Они расселяются в них крупными группами. Первобытный мир начинает принимать новый облик: это время считается эпохой зарождения родственных отношений. Людей одного племени начинают хоронить по особым ритуалам, ограждать их могилы камнями. Находки археологов подтверждают, что человек той эпохи уже стремился помогать сородичам в болезнях, делился с ними пищей и одеждой.

Роль фауны в выживании человека

Большую роль для эволюции, развития охоты и животноводства играла в первобытную эпоху окружающая среда, а именно животные первобытного мира. К этой категории относится множество давно вымерших видов. Например, шерстистые носороги, овцебыки, мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. От этих животных зависела жизнь и смерть предков людей.

Достоверно известно, что первобытный человек охотился на шерстистых носорогов уже около 70 тыс. лет назад. Их останки найдены на территории современной Германии. Некоторые животные не представляли особой опасности для первобытных племен. Например, несмотря на внушительные размеры, пещерный медведь был медлительным и неповоротливым. Поэтому первобытные племена без особого труда побеждали его в схватке. Одними из первых прирученных животных являются: волк, ставший постепенно собакой, а также коза, дававшая молоко, шерсть и мясо.

К чему на самом деле готовила человека эволюция?

Нужно отметить, что многомиллионная эволюция человека готовила к выживанию именно в качестве охотника и собирателя. Таким образом, главной целью эволюционного процесса было имеющееся в человеке первобытное. Новый мир с его классовым расслоением представляет собой совершенно чуждую по своей сути для людей среду.

Некоторые ученые сравнивают возникновение классового строя в обществе с изгнанием из рая. Во все времена общественная элита могла позволить себе лучшие условия жизни, более качественное образование и досуг. Те же, кто принадлежит к низшему классу, вынуждены довольствоваться минимальным отдыхом, тяжелым физическим трудом и скромным жилищем. Кроме того, многие ученые склоняются к тому, что в классовом обществе весьма абстрактные черты приобретает мораль.

Упадок первобытнообщинного строя

Одной из причин, по которым первобытный мир сменило классовое расслоение, считается перепроизводство материальных продуктов. Сам факт чрезмерного производства свидетельствует о том, что в определенный момент общество достигло высокого для своего времени уровня развития.

Первобытные люди научились не только производить орудия труда и предметы быта, но и обмениваться ими между собой. Вскоре в первобытном обществе стали появляться лидеры - те, кто мог управлять процессом производства продуктов. На смену постепенно стал приходить классовый строй. Некоторые первобытные племена уже к концу доисторического периода представляли собой структурированные сообщества, в которых имелись вожди, помощники вождей, судьи и военачальники.

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской активности.

Задачи.

    узнать о появлении первых людей;

    выявить достижения людей Первобытного мира;

    объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

    учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

    создать образ эпохи Первобытного мира,

Оборудование:

демонстрационный материал:

    презентация

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери, в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир;

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир

    твой учебник математики;

    каменный топор;

    народная сказка;

    икона XY века;

    твой лицей;

Учебно-методический комплект

    Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.

    Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа, наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег,
Строил хижины и убивал он дичь.
И бросал он обезьянам громкий клич

Прочтите тему урока.

Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 1

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы.

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Результат : учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный, наглядный

Что такое Первобытный мир?

Существует несколько теорий происхождения человека. Что вы об этом знаете?

Первая эпоха всемирной истории

1.Человек произошёл от обезьяны.

2Божественная теория.

3.Космическая

Слайд 2

Какая теория происхождения человека изображена на этом слайде? Кто ёё автор?

1.Человек произошёл от обезьяны. Теория Дарвина.

Слайд 3

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Слайд4

Кто такой первобытный человек?

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Человек,живший в далёком прошлом

В детстве

СравнитьПервобытный мир с детством

Слайд4

Подведём итог.

Что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её « детством человечества»

Результат: учащиеся вспомнят основное понятие “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный, наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

Что умели делать первобытные люди?

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Ответы детей с опорой на изображения.

Слайды 5-9

Работа в группах.

Назовите отличие и сходство первобытных людей от животных.

Ходил на двух ногах
Жил в пещере
Не боялся огня
Изготовлял орудия труда
Одевался в шкуры животных
Общался с помощью речи
Ходил на охоту
В строении тела
Имел подвижные ловкие конечности
осваивали планету

Слайд10

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Давайте разбираться

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся.

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

Цель: найтиответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат:каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему

Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежать перегрузки учащихся, физическая релаксация.

Методы: словесный, практический.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найтиответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: 1)словесный:подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат:каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: « Почему

Первобытный мир называют "детством человечества"?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы.

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

Весь мир.

В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

Проговорить

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом.

Вывод.

Осваивали планету - дом, как ребёнок осваивает свой дом.

Осваивали планету.

Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

Ответы детей с опорой на слайды 12,13

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.

Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.

Вывод.

Учились бороться с голодом и холодом

Учились бороться с голодом и холодом .

Карточку поместить на доске

Возникновение искусства

Возникновение религии

Первобытная мораль

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.

Вывод.

Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске

Результат: в ходе оглашения результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель истории.

Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня для вас загадка: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх?»

Происхождение человека - предмет научных дискуссий. Человечество развивалось долго и неравномерно.

Период первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

(слайд «Тема урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»)

Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

(слайд «Имя урока»)

Учитель начальных классов.

  1. Постановка проблемы.

Давайте посмотрим на рисунки.

(слайд «Обезьянка и человек»)

Чем древний человек отличался от животного?

Чем был похож на животное?

Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

(слайд «Таблица. Сходство и отличие»)

Посмотрите на рис.на с.47, Предположите, о чём мы будем говорить.

Совпали ли наши ответы, прочитаем текст на с.47.

Сегодня на уроке мы будем говорить о первобытном мире. Но давайте вначале посмотрим на ключевые слова урока.

(слайд «Ключевые слова»)

  • Эпоха
  • Первобытный мир
  • Прародина человека
  • Цивилизация
  • Племя
  • Мораль

Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты.

Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер.

А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта.

Что не поняла Анюта?

Какой возникает вопрос?

(Слайд «Ребёнок в колыбели»)

  1. Версии детей, актуализация знаний.

Что такое Первобытный мир?

(слайд «Лента времени»).

А что такое историческая эпоха?

Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных?

В каком возрасте у человека появляются приобретённые навыки?

Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

Слайд «Таблица. «Знаем – не знаем»

Посмотрите на таблицу. Вы можете сделать какие-то предположения по проблеме урока.

Учитель истории.

Мы знаем, когда появился первый человек.

А где он появился? Давайте посмотрим на карту учебника (с.48-49).

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
  1. Расселение первобытных людей по планете.

Какая территория изображена на ней?

Предположите, на каком континенте мог обитать первобытный человек?

В какой части света находится прародина (пояснить!) человечества?

Учёные-археологи обнаружили останки древних людей именно в Африке.

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Что означают на этой карте условные знаки?

Сделаем вывод: может ли эта карта помочь нам в решении проблемы?

Давайте выполним 1 и 2 задания к карте. (В какой части света находится прародина человечества? Как древние люди расселялись по планете?) Закрепляем.

(Слайд с анимационной картой)

Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка?

Учитель начальных классов.

Слайд «Таблица «Знаем - Не знаем»

ОСВАИВАЛИ ПЛАНЕТУ

2. Физминутка. Слайд «Эволюция человека»

Песня «Если б не было школ» (1 куплет)

3. Покорение природы людьми первобытного общества.

(Слайд «Охота на мамонта»)

Мы знаем, для чего древние люди объединялись в группы.

Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Учитель истории.

Работа в группах

У каждого из вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку. Собрав её, вы узнаете, чей род представляете (лисы, волки, медведи, зайцы)

(Или цветовая жеребьёвка: 1 группа (рыжий цвет) – род Лисы; 2 группа (бордовый цвет) – род Зайца; 3 группа (бурый цвет) – род Медведя); 4 группа (зелёный цвет) – род Волка).

Слайд «Задания группам»

Задания группам.

  1. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50)
  2. Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50)
  3. Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)
  4. Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? (с. 47 учебника).

Время подготовки – 3 мин.

Давайте сделаем выводы:

1) Стаи древнейших людей: без одежды и огня, едят плоды, коренья и мелких животных.

2) Общины древних людей: используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся.

3) Ранняя община людей современного вида: коллективная охота, лук со стрелами, простейшие жилища.

4) Общины современных людей: выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины.

Слайд «Выводы»

Почему люди должны были жить и трудиться сообща?

Что вам известно о достижениях первобытного общества?

Чем эта эпоха похожа на детство ребёнка?

Учитель начальных классов.

В колонку «Не знаем» вставляем:

УЧИЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ И ХОЛОДОМ

  1. Первобытная мораль.

(слайд «Люди на природе»)

Что такое «добро»?

Что такое «зло»?

Учитель истории.

Что считалось добром и злом в первобытном мире?

Представьте, что так бы рассуждали люди современного общества. Согласились бы вы с ними?

Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных?

Знаете ли вы, как называют представления о хорошем и плохом, о добре и зле?

Слышали ли вы слово «мораль»?

- Давайте заглянем в словарь! Найдите слово «МОРАЛЬ».

Учитель начальных кл.

ПЕРВОБЫТНАЯ МОРАЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ СОВРЕМЕННОЙ

Слайд «Таблица «Знаем-Не знаем»

- Заглянем в табличку «Не знаем»:

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Давайте поменяем название колонки «Не знаем» на «Мы узнали»

  1. Выражение решения проблемы.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? )

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Учитель истории.

  1. Применение новых знаний.

А теперь давайте проверим себя, что мы усвоили на уроке!

Слайд « Вставьте пропущенные слова»

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени .

Слайд

Выберите особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

Ходил на двух ногах , жил в пещере , изготовлял орудия труда , ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Включить песенку «Если б не было школ»

(слайд «Имя урока»)

Как вы думаете, ребята, почему мы слушали сегодня песенку?

У слова «школа» не одно значение…

Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

А сейчас?

Слайд «Счастливые дети»

Учитель началь. классов.

VI.Итог урока. «Свободный микрофон»

Что вам показалось трудным, непонятным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

VII.Домашнее задание.

(слайд «Домашнее задание»)

  1. Прочитать тему целиком
  2. Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)

- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня для вас загадка: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх?»

- Происхождение человека - предмет научных дискус с ий. Человечество развивалось долго и неравномерно.
Пер и од первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

(слайд «Тема урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»)

Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

(слайд «Имя урока»)


  1. Постановка проблемы.
- Давайте посмотрим на рисунки.

(слайд «Обезьянка и человек»)

Чем древний человек отличался от животного?

Чем был похож на животное?

Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

(слайд «Таблица. Сходство и отличие»)

Посмотрите на рис.на с.47, Предположите, о чём мы будем говорить.

Совпали ли наши ответы, прочитаем текст на с.47.

Сегодня на уроке мы будем говорить о первобытном мире. Но давайте вначале посмотрим на ключевые слова урока.

(слайд «Ключевые слова»)


  • Эпоха

  • Первобытный мир

  • Прародина человека

  • Цивилизация

  • Племя

  • Мораль

Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты.

- Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер.

- А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта.

Что не поняла Анюта?

Какой возникает вопрос?
(Слайд «Ребёнок в колыбели»)


  1. Версии детей, актуализация знаний.
- Что такое Первобытный мир?

(слайд «Лента времени»).
- А что такое историческая эпоха?
- Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных?

В каком возрасте у человека появляются приобретённые навыки?

Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

Слайд «Таблица. «Знаем – не знаем»

Посмотрите на таблицу. Вы можете сделать какие-то предположения по проблеме урока.
- Мы знаем, когда появился первый человек.

А где он появился? Давайте посмотрим на карту учебника (с.48-49).


  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

  1. Расселение первобытных людей по планете.
- Какая территория изображена на ней?

Предположите, на каком континенте мог обитать первобытный человек?

В какой части света находится прародина (пояснить!) человечества?

Учёные-археологи обнаружили останки древних людей именно в Африке.

Проследим по карте, как расселялись древние люди?
- Что означают на этой карте условные знаки?

Сделаем вывод: может ли эта карта помочь нам в решении проблемы?

Давайте выполним 1 и 2 задания к карте. (В какой части света находится прародина человечества? Как древние люди расселялись по планете?) Закрепляем.
(Слайд с анимационной картой)
- Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка?
Слайд «Таблица «Знаем - Не знаем»
ОСВАИВАЛИ ПЛАНЕТУ
2. Физминутка. Слайд «Эволюция человека»

Песня «Если б не было школ» (1 куплет)
3. Покорение природы людьми первобытного общества.

(Слайд «Охота на мамонта»)

Мы знаем, для чего древние люди объединялись в группы.

Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Работа в группах

У каждого из вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку. Собрав её, вы узнаете, чей род представляете (лисы, волки, медведи, зайцы)
(Или цветовая жеребьёвка: 1 группа (рыжий цвет) – род Лисы; 2 группа (бордовый цвет) – род Зайца; 3 группа (бурый цвет) – род Медведя); 4 группа (зелёный цвет) – род Волка).

Слайд «Задания группам»

Задания группам.


    1. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50)

    2. Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50)

    3. Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)

    4. Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? (с. 47 учебника).
- Время подготовки – 3 мин.
- Давайте сделаем выводы:

1) Стаи древнейших людей: без одежды и огня, едят плоды, коренья и мелких животных.
2) Общины древних людей: используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся.
3) Ранняя община людей современного вида: коллективная охота, лук со стрелами, простейшие жилища.
4) Общины современных людей: выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины.

Слайд «Выводы»

Почему люди должны были жить и трудиться сообща?
- Что вам известно о достижениях первобытного общества?

Чем эта эпоха похожа на детство ребёнка?

В колонку «Не знаем» вставляем:

УЧИЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ И ХОЛОДОМ


  1. Первобытная мораль.
(слайд «Люди на природе»)

Что такое «добро»?

Что такое «зло»?

- Что считалось добром и злом в первобытном мире?

Представьте, что так бы рассуждали люди современного общества. Согласились бы вы с ними?

Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных?

Знаете ли вы, как называют представления о хорошем и плохом, о добре и зле?

Слышали ли вы слово «мораль»?

- Давайте заглянем в словарь! Найдите слово «МОРАЛЬ».

ПЕРВОБЫТНАЯ МОРАЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ СОВРЕМЕННОЙ

Слайд «Таблица «Знаем-Не знаем»
- Заглянем в табличку «Не знаем»:

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
- Давайте поменяем название колонки «Не знаем» на «Мы узнали»


  1. Выражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? )
- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

  1. Применение новых знаний.
- А теперь давайте проверим себя, что мы усвоили на уроке!

Слайд « Вставьте пропущенные слова»

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Слайд

Выберите особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

Ходил на двух ногах , жил в пещере , изготовлял орудия труда , ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Включить песенку «Если б не было школ»

(слайд «Имя урока»)

Как вы думаете, ребята, почему мы слушали сегодня песенку?

У слова «школа» не одно значение…

Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

А сейчас?

Слайд «Счастливые дети»

VI .Итог урока. «Свободный микрофон»

Что вам показалось трудным, непонятным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

VII .Домашнее задание.

(слайд «Домашнее задание»)


    1. Прочитать тему целиком

    2. Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)

Разделы: Начальная школа

Цель урока: дать представление об эпохе Первобытного мира.

Задачи урока:

  • узнать о появлении первых людей;
  • проследить расселение первобытных людей по планете;
  • выявить достижения людей Первобытного мира;
  • объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;
  • учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • презентация;

Организационный момент.

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины и убивал он дичь
И бросал он обезьянам громкий клич

Сегодня тема урока "Первобытный мир - первые шаги человечества"

Вспомним материал прошлого урока.

Проверка домашнего задания (работа с интерактивной доской)

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

  • новое время;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новейший мир;
  • первобытный мир;

Выбери в какое время ты живешь?

  • новое время;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новейший мир;
  • первобытный мир

Выбери исторические источники:

  • твой учебник математики;
  • каменный топор;
  • народная сказка;
  • икона XY века;
  • твоя школа;

Постановка проблемы (работа с интерактивной доской)

Чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Найдите отличие и сходство первобытных людей от животных и распределите по столбикам

Как люди в Первобытном мире хранили и передавали знания и опыт? (предположения)

Разыгрывание сценки из учебника на стр.47

Что не поняла Анюта? Какой возникает вопрос?

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Актуализация знаний

Что такое Первобытный мир? (Первая эпоха всемирной истории)

Что такое историческая эпоха? (Большой промежуток времени, часть истории человечества)

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных? (Нет)

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки? (В детстве)

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? (СравнитьПервобытный мир с детством)

Подведем итог: что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

(Какие изменения произошли в Первобытном мире?)

Дети пишут свои предположения на интерактивной доске.

Почему Первобытный мир называют "детством человечества" Какие мнения? (высказывания детей)

Поиск решения проблемы

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49

Какая территория изображена?

В какое время? (Первобытный мир)

Что означают условные знаки? (Проговорить)

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества? (В Африке)

Проследим по карте, как расселялись древние люди? (Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды)

Похожа судьба человечества на судьбу ребенка?

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом

Вывод: осваивали планету

Покорение природы людьми первобытного общества

Выполните задание на стр.50 (Работа в группах 10 минут)

Слайд 21-22

1 группа: признаки стаи.

Слайд 23-24

2 группа: признаки общины древних людей.

Слайд 25-26

3 группа: признаки ранней общины людей современного вида.

Слайд 27-28

4 группа: признаки общины людей современного вида.

Лидеры группы представляют работу.

Почему должны были трудиться сообща? (Одному сложно выжить)

Чтение текста на стр.47

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство? (Умение одеваться, готовить пищу, общаться)

Вывод: учились бороться с голодом и холодом)

Первобытная мораль

Театрализованное представление (стр.50-51)

  • Вы согласны с таким рассуждением? Почему?
  • Как делились первобытные люди? (свои-люди, чужие-нелюди)
  • Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Вывод: первые представления о добре и зле.

5. Выражение решения проблемы, работа с интерактивной доской

Применение новых знаний

Вставьте пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени .

Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных.

Ходил на двух ногах, жил в пещере , изготовлял орудия труда , ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Итоги урока.

  • Что мы хотели выяснить?(Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?)
  • Какой ответ можете дать на этот вопрос? (Дети отвечают)
  • Оцените свою работу: что показалось трудным, непонятным; что было наиболее интересным?

Домашнее задание.

  • Стр.47-51 в учебнике
  • Стр.34 №3, 4 в тетради.

Литература.

  1. Данилов Д. Окружающий мир: Человек и человечество Методические рекомендации для учителя /Д.Данилов, Е.Сизова, С.Кузнецова.-М.:БАЛАСС, 2010
  2. revolution.allbest.ru>Культура и искусство >00061710_0.html
  3. www.ref.by/refs/41/8162/1.html
  4. www.countries.ru/library/primitive/dec.htm

www.chay.info/library-dishes.html

Дополнительные материалы к уроку.

Как люди приручили собак

Одомашнивание собак относится к концу каменного века. Предком собаки был волк. Собака стала верным другом человека на долгие годы.

Первое свидетельство о сожительстве человека и собаки (отпечаток собачьей лапы) датируется 22-ым тысячелетием до н. э. Подсчёты на генетической основе указывают на то, что собака и волк разделились около 125 тысяч лет назад.

Стаи диких собак постоянно следовали вслед за людьми - ведь около своих стоянок люди частенько оставляли остатки пищи, ненужную требуху, кости. Люди не прогоняли собак - ведь первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые не доступны человеческому обонянию. Особенно обостренна их чувствительность ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. И если ночью к стоянке подкрадывался хищник - собака это слышала первой. Поднимая лай, собаки предупреждали людей о приближающейся опасности, спасая тем самым, им жизнь.

Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги.

Позже собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться. Ведь собака с лёгкостью могла по запаху отыскать подстреленную дичь, упавшую в глубину чащи, или броситься в воду, чтобы принести подбитую утку. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак.

О жилищах первобытных людей.

Историки долгое время считали, что первобытные люди не умели строить себе жилища, что жили они под открытым небом, а от непогоды укрывались под густыми кронами деревьев или в пещерах. Но такое представление оказалось неправильным. И изменилось оно после того, как английский археолог Луис Лики нашел в Африке остатки жилища, построенного примерно миллион семьсот пятьдесят тысяч лет назад. Через некоторое время похожие сооружения обнаружили во Франции, на том месте, где теперь расположен город Ницца. Здесь нашли остатки хижин, построенных примерно 400-200 тысяч лет назад из камней и кольев, покрытых шкурами животных. Посреди каждой хижины был устроен очаг, огороженный камнями с той стороны, откуда в районе Ниццы дует ветер. Значит, плотных стен тогда еще не делали.

Как правило, первые жилища были временными сооружениями, ведь и первобытные люди подолгу не оставались на одном месте. В поисках пищи они постоянно переходили с места на место. В местах с более суровым климатом люди строили землянки. Копали яму, сверху покрывали ее накатом из жердей или бревен и так защищали себя от непогоды и нападения зверей. Со временем накат стали приподнимать и укладывать в виде шалаша. Так появились дома, в каких в далеком прошлом жили и славяне, и германцы, и другие народы.

В огромных землянках часто жил целый род, состоящий из множества семей. Иногда в стенах землянки вырывались глубокие ниши, в которыхразмещались отдельные семьи. В таких жилищах не было ни дверей, ни окон. Входили в них через отверстия в крышах.

В строительстве жилищ древние люди были весьма изобретательны. Древние жители Сибири, например, возводили их из мамонтовых бивней или из китовых ребер, обтягивая их шкурами. Уже позже, в каменном и бронзовом веках, стали сооружать постройки из камня или дерева на каменном фундаменте. Постепенно жилища увеличивались в своих размерах, и некоторые народы уже тогда начали строить многоэтажные дома. В Канаде и многих других частях Северной Америки индейцы строили дома в 3-4 и даже в 5 этажей.

Предметы обихода первобытного человека

Вначале кроватью , стулом , столом и шкафом человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда природа перестала казаться ему такой суровой и он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение. Способность мыслить и труд вывели человека из состояния животного прозябания. Когда первобытный человек распрямился, он стал беспомощнее, но созданные им примитивные предметы обихода компенсировали этот недостаток. По мере развития способности изготовлять утварь стало развиваться и искусство оформлять эти предметы.

Подобно тому, как у первобытных животных развивалась способность приспосабливаться к окружающей среде, быть готовыми к обороне и нападению, устраиваясь в гнездах и пещерах, имея панцирь, зубы и когти, так и первобытные люди учились делать утварь, оружие, кров и одежду, расширяя сферу своей деятельности для того, чтобы жить, выстоять и наслаждаться тем, что ими создано.

Это интересно

Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты - основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды - плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити - это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти - появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь - это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.



Рекомендуем почитать

Наверх