Художественный руководитель - Донковье — организация событий и отдыха. Ексд - художественный руководитель Должностная инструкция художественного руководителя в доме культуры

Плетение кос, косичек 14.04.2021

Кто такой художественный руководитель? Каковы его должностные обязанности? За что он отвечает и каковы требования к должности худрука, вы узнаете их этой статьи. Сразу пропишем мнение администратора сайта Донковье - худрук для учреждения культуры, это отец, мать, хозяин и тиран для творческого коллектива, человек, от которого зависит- всё.

Кто такой х удожественный руководитель

Художественный руководитель отвечает за творческие идеи, разработку плана мероприятий, реализацию художественного видения и направление учреждения искусства и творчества. Такая должность, как художественный руководитель, ил сокращенно - худрук, существует в штате всех театров, с различными направлениями: музыкальный театр, театр комедии, драматический и все остальные, имеют своего худрука. В других учреждениях культуры тоже часто можно встретить худрука, это дома и дворцы культуры, клубы, культурные центры, филармонии, цирки, везде имеется в штате художественный руководитель.

Работа художественного руководителя

Художественный руководитель, как правило, подчиняется главному административному должностному лицу, хотя, в некоторых случаях, эти две штатные единицы объединены в одну, особенно, если это театральное заведение.

В учреждении культуры, художественный руководитель отвечает за творческий процесс, а также принимает решения о развитии эстетических ценностей и духовно-нравственную деятельность творческого коллектива. Осуществляет онсультации с главным административным должностным лицом стратегию и развитие учреждения культуры.Худрук пишет сценарии и составляет концертные программы, если это Дом культуры , или филармония.

Художественный руководитель: должностные обязанности

  • Худрук нанимает, контролирует и оценивает художественные кадры, включая исполнителей, художников и режиссеров.
  • Нанимает, контролирует и оценивает ключевой технический персонал, в том числе руководителя вспомогательного производства.
  • Разрабатывает, внедряет и оценивает годовые и месячные программы.
  • С главным административным должностным лицом, разрабатывает годовой бюджет учреждения.
  • Выступает в качестве пресс-секретаря для художественной оценки творческого коллектива в СМИ.
  • Ведет переговоры со спонсорами по сбору средств на реализацию творческих проектов.
  • Выстраивает отношения с другими культурными организациями и партнерами.
  • Худрук отчитывается за работу творческого коллектива, создает доклады для конференций и отчета перед вышестоящими организациями.

Художественный руководитель контролирует содержание письменных процедур по учреждению, проверяет и контролирует работу собственных СМИ: сайт, газета, журнал, канал видео, и другие варианты позиционирования учреждения культуры.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н

Художественный руководитель

Должностные обязанности. Руководит в пределах полномочий, определенных учредительными документами и (или) трудовым договором, творческой деятельностью организации исполнительских искусств, неся ответственность за художественно-творческие результаты деятельности организации. Организует работу и взаимодействие артистического и художественного персонала, структурных подразделений художественно-творческой части, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач. Обеспечивает художественное качество репертуара, определяет готовность спектаклей и принимает решение об их публичном исполнении. Обеспечивает совместно с директором (генеральным директором) выполнение организацией обязательств перед зрителями (слушателями), творческими работниками организации, авторами и исполнителями используемых произведений (фонограмм), а также другими партнерами по творческой деятельности. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными творческими кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных условий труда для их жизни и здоровья, соблюдению требований законодательства о труде. Участвует со стороны работодателя организации в разработке, заключении и выполнении коллективного договора. Обеспечивает соблюдение трудовой и творческой дисциплины работников художественно-творческого состава организации. Поручает ведение отдельных направлений творческой деятельности другим работникам художественно-творческой части.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства; историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы; состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств; современную и классическую драматургию; порядок разработки и согласования планов творческо-производственной деятельности и перспективных планов развития в сфере исполнительских искусств; основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового и гражданского законодательства; авторское право; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности главного режиссера (дирижера, балетмейстера) не менее 3 лет или в должности режиссера (дирижера, балетмейстера) - постановщика, артиста, руководителя творческого подразделения в сфере исполнительских искусств не менее 5 лет.

Примечание. Конкретные права, обязанности, дополнительные требования и иные условия творческой работы (постановка, художественное, музыкальное оформление спектакля, исполнение роли и т.п.), выполняемой художественным руководителем по месту основной работы и не входящей в круг обязанностей художественного руководителя, определяется при заключении трудового договора в установленном порядке.

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях

Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется Художественным советом.

Художественный совет – это общественный орган, который занимается организацией и руководством художественной самодеятельностью. Возглавлять Художественный совет могут:

Заместитель директора ДК;

Художественный руководитель ДК;

Работник культуры, не работающий в данном ДК.

В состав Художественного совета входят:

Заместитель директора ДК;

Методист отдела художественной самодеятельности;

Руководители ведущих коллективов самодеятельного творчества ДК;

Главный художник, балетмейстер, режиссер;

Главный бухгалтер ДК;

Представители профессиональных учреждений искусства;

Представители общественных организаций;

Спонсоры.

Функции художественного совета

    Художественно-творческая

Обсуждение репертуарных планов, планов творческой деятельности коллективов;

Разработка программ, проведение мероприятий;

Оказание методической помощи в деятельности коллективов;

Участие в просмотре и приеме новых спектаклей, концертных программ, номеров.

2. Функция планирования – утверждение и корректировка плана всей художественно-творческой деятельности ДК.

В положении о народных коллективах отмечается, что руководство народным самодеятельным коллективом может осуществляться художественным советом при самом самодеятельном коллективе, который может быть создан на общественных началах из числа его штатных работников и ведущих участников коллектива, деятелей культуры, представителей общественных организаций. Состав художественного совета утверждается заведующим клубом, директором Дома, Дворца культуры. Его функции совпадают с функциями художественного совета культурно-досугового учреждения.

Следующее руководящее звено народным художественным творчеством в культурно-досуговом учреждении – это художественный руководитель.

Художественный руководитель – это организатор художественно-творческого процесса в культурно-досуговом учреждении, как правило, специалист в каком-либо жанре искусства. Он должен знать общие особенности других жанров художественного творчества и оказывать методическую помощь руководителям коллективов народного художественного творчества. Часто он сам является руководителем какого-либо коллектива народного художественного творчества.

Функции художественного руководителя

Совпадают с функциями Художественного совета:

Планирование деятельности самодеятельных коллективов;

Методическая помощь самодеятельным коллективам;

Планирование программ;

Организаторская функция;

Функция контроля.

Непосредственное руководство коллективом народного художественного творчества осуществляет руководитель – это специалист в каком-либо жанре искусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.

Функции руководителя самодеятельного коллектива

Художественно-творческая

Воспитательная

Организаторская

Планирования

Контроля

В связи с тем, что участие в народном художественном творчестве – это добровольная деятельность, руководитель коллектива должен быть хорошим организатором, обладать коммуникативными качествами, владеть методикой преподавания, уметь планировать свою деятельность, то есть быть хорошим организатором и педагогом.

Он должен разбираться в качествах личности и видеть способности человека, то есть быть хорошим психологом. Без наличия этих качеств у руководителя, организовать успешный творческий процесс будет невозможно

«Руководить значит приводить сотрудников к успеху и самореализации» (В. Зигерт, Л. Ланг)

Качества руководителя

1 группа – профессиональные – используемые им методы и приемы управленческой деятельности

2 группа – интеллектуальные и личностные качества человека (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера вплоть до характера).

Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особенностями:

Во-первых, она – фундамент, на котором строится профессиональная управленческая компетентность руководителя;

Во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить характер сложнее, чем усвоить методику управления).

Поэтому одним из главных психологических качеств руководителя является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить:

а) проблемно и перспективно , то есть, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

б) системно , то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

в) практически и обоснованно , отличая действительные факторы от субъективных мнений, желаемое от реального;

г) нешаблонно и неконсервативно , сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными новаторскими методами руководства;

д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и принимать рациональное решение;

е) последовательно и целеустремленно добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного;

ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания.

Поскольку руководитель коллектива народного художественного творчества в современных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются современному менеджеру.

Требования, предъявляемые менеджеру

1. Компетентность. Необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учиться на своих ошибках.

2. Достоинство и высшая ответственность во всех делах, включая пунктуальность.

3. Чувство нового и умение рисковать . Это качество должно сочетаться с умением планировать и смотреть вперед.

4. Чувствительность и подвижность . Руководитель должен уметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и постоянно стремиться к саморазвитию.

5. Высокая работоспособность . Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшим образом.

Роли менеджера

Администратор (наблюдать за исполнением)

Плановик (разрабатывать методы и средства, с помощью которых другие достигают цели)

Политик (устанавливать цели и линию поведения в группе)

Эксперт (к нему обращаются как к лицу, обладающему достоверной информацией)

Представитель группы во внешней среде

Регулятор отношений внутри группы

Источник идей, информации, поощрения, наказания

Судья и миротворец

Диктатор

- «отец» или «мать»

- «козел отпущения»

Существует три классических стиля руководства. Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать других людей. В 1930-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяя деятельность подчиненных, не позволяет проявлять инициативу. Он обычно ориентирован на решение производственных задач, не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

2. Демократический стиль руководства – децентрализация власти. Руководитель делегирует свои полномочия, консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в принятии решений, инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и активом.

3. Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает в роли посредника между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая их информацией и материалами, необходимыми для выполнения работ. Руководитель, использующий данный стиль характеризуется следующими качествами:

Дела пускает на самотек;

Действует тогда, когда оказывают давление (либо сверху, либо снизу);

Консервативен;

Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного;

Склонен воздействовать уговорами, налаживанием личных контактов;

Критику выслушивает, соглашается, но ничего не предпринимает.

Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости обстановки.

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Художественный руководитель

Должностные обязанности. Руководит в пределах полномочий, определенных учредительными документами и (или) трудовым договором, творческой деятельностью организации исполнительских искусств, неся ответственность за художественно-творческие результаты деятельности организации. Организует работу и взаимодействие артистического и художественного персонала, структурных подразделений художественно-творческой части, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач. Обеспечивает художественное качество репертуара, определяет готовность спектаклей и принимает решение об их публичном исполнении. Обеспечивает совместно с директором (генеральным директором) выполнение организацией обязательств перед зрителями (слушателями), творческими работниками организации, авторами и исполнителями используемых произведений (фонограмм), а также другими партнерами по творческой деятельности. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными творческими кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных условий труда для их жизни и здоровья, соблюдению требований законодательства о труде. Участвует со стороны работодателя организации в разработке, заключении и выполнении коллективного договора. Обеспечивает соблюдение трудовой и творческой дисциплины работников художественно-творческого состава организации. Поручает ведение отдельных направлений творческой деятельности другим работникам художественно-творческой части.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств, основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства, историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы, состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств, современную и классическую драматургию, порядок разработки и согласования планов творческо-производственной деятельности и перспективных планов развития в сфере исполнительских искусств, основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового и гражданского законодательства, авторское право, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности главного режиссера (дирижера, балетмейстера) не менее 3 лет или в должности режиссера (дирижера, балетмейстера) - постановщика, артиста, руководителя творческого подразделения в сфере исполнительских искусств не менее 5 лет.

Примечание. Конкретные права, обязанности, дополнительные требования и иные условия творческой работы (постановка, художественное, музыкальное оформление спектакля, исполнение роли и т.п.), выполняемой художественным руководителем по месту основной работы и не входящей в круг обязанностей художественного руководителя, определяется при заключении трудового договора в установленном порядке.

Вакансии для должности Художественный руководитель по общероссийской базе вакансий



Рекомендуем почитать

Наверх