Сборник идеальных эссе по обществознанию. Образ Евгения Онегина в романе “Евгений Онегин” Пушкина: описание героя в цитатах Как онегин относился к людям

На короткие волосы 21.09.2020

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

В образе Евгения Онегина Пушкин отразил историю формирования личности молодого человека из дворянской среды, показав его путь с детства и до возраста зрелого мужчины.

Как многие дети дворян, Евгений получал образование с помощью гувернёра-француза, который «учил его всему шутя». «Когда же юности мятежной пришла Евгению пора...», он становится светским «денди», молодым повесой, ведущим праздный образ жизни: обеды, ужины, приёмы в домах богатых и знатных господ, балы, театры, игра в карты. Но главным занятием, в чём он особенно преуспел, становится «наука страсти нежной»:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить...

Но, как оказалось, пустая, однообразная жизнь стала вызывать скуку, потом раздражение, разочарование и принесла хандру. Видимо, Евгений отличался от других молодых людей, которых светская жизнь и безделье вполне устраивали. Если он решил заняться делом, значит, его духовное развитие продолжается, и результаты ещё впереди. Однако вскоре выяснилось, что «труд упорный ему был тошен», поэтому писатель или поэт из него не получится, а чему-либо другому он также не был обучен. К чтению Онегин относился вдумчиво, но чересчур критично («там скука, там обман иль бред, в том совести, в том смысла нет»), и это помешало ему по-настоящему заняться самообразованием: «как женщин, он оставил книги».

Таким образом, воспитание героя оказалось поверхностным, не принесло необходимых результатов. Объясняется это тем, что дворянское общество начала девятнадцатого века было оторванным от своих русских корней и лишало подрастающее поколение национальных основ в образовании. Молодые люди, нередко от природы богато одарённые, не находили применения своим силам, хотя могли бы принести пользу обществу. Онегин отличается от многих, бесцельно живущих: он пытается изменить свою жизнь. В.Г.Белинский писал: «Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Незаурядность натуры героя отмечали и автор, выступавший в роли приятеля Евгения, и Татьяна, любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин».
Итак, в результате разочарований в светском образе жизни, герой испытывает состояние духовного поиска. Казалось бы, положительные перемены должен был принести переезд в деревню, когда Евгений становится наследником богатого поместья. Он даже смог, наконец, применить свои познания в экономике:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Но «и в деревне скука та же», – делает вывод Онегин, бежавший от столичного безделья и хандры. Его не привлекает даже красота сельских пейзажей, а знакомств с соседями-помещиками Евгений просто избегал. И всё-таки есть в его жизни кое-что новое, положительно влияющее на его душу. Это дружба с молодым поэтом Ленским, хозяином соседнего имения, который недавно вернулся из Германии, где получал образование. Впервые Онегин чувствует себя старшим товарищем, готовым пощадить чувства юного друга, и они долго беседуют на различные темы.

Новый поворот в судьбе Онегина и его духовном развитии приносит встреча с Татьяной Лариной. Евгений отвергает любовь этой девушки, так как уверен, что не создан для семьи, не хочет терять свободу, да и вряд ли когда-нибудь полюбит её. Он понимает, что Татьяна прекрасна душой, что она во многом отличается от других барышень, но в то время Онегин не собирался менять что-либо в своей жизни.

В данный момент Татьяна, видимо, обладает гораздо большей духовной зрелостью, чем Евгений. Он ведёт себя непоследовательно и эгоистично: раздражён чувствительностью девушки, хочет отомстить другу. Вызвав ревность Ленского тем, что бестактно повёл себя с его невестой, Евгений соглашается на дуэль с другом и убивает его. Все эти поступки говорят о далёкой от совершенства духовной организации Онегина. Но именно эти события повлекли за собой те процессы, которые через муки совести, через страдания и раскаяние вели к очищению души и её совершенствованию, так как Евгений очень тяжело переживал убийство Ленского.

А.С.Пушкин не показал в романе, что происходило с героем во время путешествия. Остаётся только догадываться, почему мы видим Онегина в конце произведения совершенно другим. Это уже не безответственный эгоист и не скучающий от безделья человек. Он способен на сильное и глубокое чувство. Встретив Татьяну на одном из светских приёмов, он понимает вдруг, насколько дорога она ему:

Чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я.

Эти слова Евгений пишет Татьяне, которую полюбил неожиданно для себя, когда она уже была замужем. Новые чувства и страдания от безответной любви открывают в характере неведомые ранее для Онегина качества. В письме к Татьяне звучат мотивы, не свойственные человеку эгоистичному или равнодушному:

Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Видимо, теперь, когда Евгений выходит на новый уровень нравственности, он становится духовно ближе Татьяне, хотя она этого не поняла. Да и поздно ей оценивать духовные совершенства Онегина.
Будущее главного героя остаётся неизвестным. Онегин прошёл сложный путь. Можно предположить, что после крушения надежд на счастье в любви он готов, наверное, сблизиться с будущими декабристами, чтобы обрести, наконец, цель в жизни.



Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

При всей широте тематики романа "Евгений Онегин" — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в "Кавказском пленнике". Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности — неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе "Евгений Онегин".

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие "лишний человек" появилось в 1850 году, когда вышел "Дневник лишнего человека" И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте "как нечто лишнее стоит", и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ "лишнего человека".

Онегин — "светский петербургский молодой человек", столичный аристократ; "Забав и роскоши дитя", он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, "чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой..."

Онегин ведет типичную для "золотой молодежи" того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его "мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум", чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от "света пустого", он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: "зевая, за перо взялся", да и привычки к труду у него нет: "труд упорный ему был тошен". Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...

Однако, вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над "светской чернью" , особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

От "душевной пустоты" не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил "вольность и покой", не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских "истин", главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался "шепота, хохотни глупцов", сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.

И вот общественное мненье,
Пружина чести, наш кумир.
И вот на чем вертится мир! —

восклицает Пушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без женыя, без дел,
Ничем заняться не умел...

В. Г. Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле", "страдающим эгоистом", Потому что таковым "сильную, недюжинную натуру" сделало общество. "Зло скрывается не в человеке, но в обществе", — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в "лишнего человека", безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию "лишних людей" и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

Александр Пушкин был знатоком душ человеческих, поэтому создал уникальное произведение, где сумел раскрыть множество тем, актуальных по сей день. В частности, он отразил в своем романе два полюса отношения личности к окружающим людям – равнодушие и отзывчивость. Аргументы из «Евгения Онегина» на эту тему не только помогут в написании итогового сочинения, но и откроют для читателя скрытые смыслы книги и мотивы поступков ее героев.

  1. Равнодушие Онегина к жизни Пушкин описывает не раз. Молодой человек разочаровался в окружающем мире, в обществе, и не нашел отдушины даже в самом себе, поэтому все время бежал от мрачного осознания собственной неудовлетворенности. Со временем безразличие, подобно болезни, охватило его душу, и он стал относиться к людям индифферентно, как и к тому, что происходит вокруг него. В этом кроется причина его трагедии: он потерял друга, любовь и даже надежду на счастье. Ведь убийство Ленского произошло лишь из-за того, что Евгений равнодушно позволил этому случиться. Это навсегда разуверило Татьяну в том, что ее избранник достоин доверия.
  2. Отзывчивость, к сожалению, может принести и разочарование. Татьяна Ларина полюбила Онегина потому, что интуитивно почувствовала его душевный недуг и пожалела его за неприкаянность. Она всегда отзывчиво реагировала на то, что происходит с другими людьми (об этом говорит ее страсть к чтению). Однако Евгений грубо отвергнул ее заботу, не понимая, что только искренняя и чистая любовь может помочь ему найти себя и свое счастье. Девушка тяжело переживала этот удар, и из-за разочарования в любимом человеке она безропотно подчинилась родителям и вышла замуж. Если бы героиня хоть немного верила, что Онегин к ней неравнодушен, она бы его ждала.
  3. Равнодушный человек не может быть счастливым. В этом мы убеждаемся, глядя на мать Татьяны Лариной. Героиню в свое время заставили выйти замуж по родительской воле, хотя она уже была влюблена в другого юношу. После этого она смирилась и зачерствела в деревенской глуши, где не смогла найти себе ни одного дела по вкусу. Ее безразличие к тихой сельской жизни вылилось в жестокое отношение к крестьянам, в грубое обращение с супругом, в плохое воспитание детей. Женщина потеряла интерес к своей судьбе и не заботилась ни о чем, что действительно было важно. Может, поэтому ее дочери тоже не обрели счастья.
  4. Недостаток отзывчивости часто заставляет человека делать фатальные ошибки. Например, Ольга Ларина не была достаточно чуткой, чтобы не задеть чувства своего воздыхателя. Из-за ее легкомыслия и безразличия Ленский погиб в цвете лет на дуэли. Любая женщина, которая испытывает к мужчине хотя бы симпатию, не стала бы флиртовать с другим, но героиня была неравнодушна лишь к вниманию и комплиментам. Ее сердце холодно и к семье, ведь она, не задумываясь о чести родителей, сбегает из дома с офицером. Своим демонстративным безразличием она причиняет боль всем, кому она дорога.
  5. Настоящую отзывчивость в «Евгении Онегине» проявляет Владимир Ленский. Он чуток к красоте мира и добродетели людей, ведь воспевает все это в стихах. Очевидно, что юноша доверчив и пылок, так как идеализирует свою возлюбленную и даже не верит здравым доводам друга, убеждающим в ее несовершенстве. Поэт живет не разумом, а сердцем, поэтому не видит и в Евгении пороков, а лишь подсознательно пытается излечить его и тянется к нему всей душой, пока тот не разрушает мир его иллюзий. Истинная причина гнева Владимира в том, что после того вечера он уже не мог оставаться столь отзывчивым и светлым человеком. Онегин заразил его разочарованием, а это ведь первый шаг к равнодушию. Конечно, герою в стремлении сохранить верность себе оставалось лишь импульсивно податься навстречу смерти.
  6. Изображая равнодушие в образе Онегина, Пушкин раскрывает проблему апатии, охватившую все его поколение. Не только Евгений, но и многие молодые люди того времени разочаровались в праздной жизни со спертым воздухом несвободного государства, где молодежи было почти невозможно реализовать свой потенциал без лицемерия, прислужничества и хороших связей. Ощущая вокруг себя атмосферу безысходности и произвола, совестливый и развитый не по годам герой не мог не чувствовать угнетения, не мог не поддаться апатии, которая хотя бы укрывала его от порочности карьеристов и рутинного прозябания помещиков. Чтобы не сойти с ума и не пойти на сделку с совестью, он просто перестал реагировать на то, что невозможно изменить. Таким образом, причины равнодушия не всегда исходят от личности, они могут быть следствием негативных социальных тенденций.
  7. Равнодушие, к сожалению, настолько тлетворно влияет на личность, что ее на определенном этапе апатичного разложения уже невозможно спасти. Ее пагубное воздействие мы видим на примере Онегина. Сначала он теряет интерес к наукам, потом к обществу, затем и к любви. Далее мы видим, как безразличен он к своему умирающему дяде. Наконец, он ставит свою репутацию выше жизни друга и убивает его. Нечего удивляться, что шанс на личное счастье он упускает под влиянием того же индифферентного отношения ко всему и всем. Даже когда герой якобы раскаивается перед Татьяной, он обнаруживает лишь беспринципный эгоизм, ведь не бережет чувства и доброе имя этой женщины. Без сомнения, равнодушные люди рано или поздно становятся себялюбивыми гордецами.
  8. Образцом отзывчивости и доброты является поведение Татьяны Лариной. Как мы знаем, героиня после жестокого урока Онегина не возненавидела его и не осыпала упреками, а продолжила жить со своими чувствами, запрятанными глубоко в сердце. По его любимым книгам она прочла его душу и нашла в себе силы понять ее эгоистичность и равнодушие. Она не изменила себе даже после заключения нежеланного брака. Татьяна, в отличие от сестры, не смогла оставаться равнодушной в ответ на искреннюю любовь. Она стала верной и ласковой супругой, хоть и любила другого человека. Даже когда Евгений обрушил на нее долгожданное признание, женщина не уступила, ведь чувствовала, что муж ее не достоин такого предательства, что ему будет больно и горько. Героиня в силу своей отзывчивости просто не смогла так поступить по отношению к нему.
  9. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В образе Онегина Пушкин обнаруживает иные, противоположные Ленскому свойства характера.
Как положительные свойства характера Онегина следует отметить высоту культуры, интеллекта и трезвое, критическое отношение к действительности. Ему совершенно чужда юношески наивная восторженность Ленского.


Жизненный опыт Онегина, холодный скептический ум приводят его к отрицанию действительности. Онегин отнюдь «не верит мира совершенству». Напротив, одной из его типических черт является разочарованность в жизни, недовольство окружающим, скептицизм.

Онегин выше окружающей среды. Заметно его превосходство и над Ленским. Тем не менее, Пушкин отнюдь не склонен утверждать Онегина как идеал, напротив, многие черты, характеризующие Онегина, даются Пушкиным отрицательно, в ироническом плане. И основные из них - разочарованность в жизни, презрение и равнодушие к окружающим -раскрываются Пушкиным скорее как поза и лишены того трагизма, который эти черты носили у романтических героев Пушкина - Кавказского пленника, Алеко и др.


Несомненно, к этому приходит в своих размышлениях об Онегине и Татьяна:
Что ж он? Ужели подражанье,
Чужих причуд истолкованье,
Ничтожный призрак, иль еще
Слов модных полный лексикон?..
Москвич в Гарольдовом плаще,
Уж не пародия ли он?


Очевидно, что возникновение и распространенность такого отношения к жизни среди дворянской интеллигенции в 20-х годах XIX века и отражение его в литературе в образе демонического героя отнюдь нельзя объяснить влиянием Байрона, - это влияние возникало в самой жизни.
Однако, устанавливая близость характера Онегина к характеру Пленника и Алеко, следует отметить, что смысл образов Пленника и Онегина и их функции в произведении совершенно различны.
В «Кавказском пленнике» Пушкиным идеализируется этот гордый дух отрицания общества и жизни. Алеко также еще не сведен с пьедес тала героя. Сущность Пленника и Алеко заключается в их глубоко революционизирующем начале, тогда как в «Евгении Онегине» этого пафоса совершенно нет. Давая в Онегине черты характера, близкие своему романтическому, мятежному, бунтующему герою по линии того же отрицания действительности, презрения к жизни и к людям и т. д., Пушкин обнажает в нем их бесплодность, их бесперспективность. Онегин, взятый в социально-бытовом плане, в самых разнообразных его переживаниях, раскрывается как с положительной, так и с отрицательной стороны.


Этим объясняется и двойственное отношение автора к Онегину. Нельзя не оценить его культуру, широту кругозора, его превосходство над окружающими, привлекательность его холодного скептического ума; мы сочувствуем его одиночеству, искренности и полноте его переживаний (по поводу смерти Ленского, любви к Татьяне) и т. д., но в то же время мы видим и его неполноценность.


Онегин, обладая целым рядом положительных качеств, стоя на го лову выше окружающих, оказывается в жизни совершенно бесполезным человеком. Его возможности не могут быть реализованы в жизни, не могут быть применены на практике. Дворянская культура, создав определенный характер, уже не создает для него возможности к действию, уже не в состоянии его использовать. Действительность не развивает, а губит лучшие стороны этого характера и, наоборот, способствует развитию отрицательных черт. Отсюда и неполноценность Онегина, которая обнаруживается в двух основных моментах: 1) в отсутствии реальной жизненной цели, практики; 2) в отсутствии воли, энергии.


Противоречивость характера Онегина заключается в том, что, поняв бессмысленность и пустоту окружающей жизни, презирая ее, Онегин в то же время ничего не мог противопоставить этой жизни. Пушкин подчеркивает в нем рано созревший ум и способность критически от нестись к окружающему и вместе с тем полную бездеятельность, не способность что-нибудь создать. О стремлениях Онегина что-то сделать Пушкин говорит явно иронически. Ирония Пушкина направлена на бес цельность, бесперспективность занятий Онегина.


Единственное дело Онегина в деревне - замена барщины оброком - мотивировано Пушкиным так: «чтоб только время проводить...»
Вся жизнь Онегина раскрывается Пушкиным как бесцельное, пустое существование, лишенное созидательного начала:
Убив на поединке друга,
Томясь в бездействии досуга,
Дожив без цели, без трудов
Без службы, без жены, без дел,
До двадцати шести годов,
Ничем заняться не умел.


В поведении Онегина Пушкиным обнаруживаются вялость, апатичность и безволие. Жертвой этого безволия падает Ленский, ибо Онегин, презирая свет, окружающую среду, в то же время подчиняется условностям этого света, не имеет в себе воли сбросить их с себя, не находит сил следовать своим внутренним убеждениям, своим внутренним влечениям, если они идут вразрез с установившейся моралью, с установившимися традициями.


Поведение Онегина в эпизоде с дуэлью целиком определяется его боязнью «ложного стыда», подняться над которым он не мог. Он всецело подчинялся условиям той самой жизни, которую он отрицал и презирал. Образ Онегина на протяжении романа явно эволюционирует. Онегин «уходит» из романа совершенно не таким, каким его рисует Пушкин в первых главах.
В начале романа Онегин дается как человек сильный, гордый, не заурядный и знающий себе цену. При встрече с Ленским, в объяснении с Татьяной у него покровительственный, снисходительный тон. В его суждениях и взглядах есть еще много уверенности в себе.

В «Отрывках из путешествия Онегина», не включенных Пушкиным в роман, хотя по замыслу «Путешествие Онегина» должно было идти восьмой главой, перед появлением Онегина в «большом свете», в образе Онегина тоска душевного одиночества доводится до предела, своя судьба осознается Онегиным трагически:
Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик...

Встреча с Татьяной, любовь к ней были последней вспышкой жизненной энергии Онегина. Сам он говорит о себе, как о человеке, уже обреченном: «Я знаю: век уж мой измерен...»
Таким образом, в течение каких-нибудь трех с половиной лет (такова, примерно, продолжительность действия романа) Онегин превращается в человека, лишенного каких бы то ни было перспектив в жизни, лишенного сил, энергии, несмотря на свою молодость, положение, куль туру и интеллект.
В этом преждевременном угасании Онегина Пушкин раскрывает обреченность, бесперспективность этого характера в жизни.

Дальнейшая судьба Онегина не дана в романе, но логика этого характера на столько ясна, что его судьба уже определена. Известно, что по замыслу Пушкина, в дальнейшем он хотел связать Онегина с движением декабристов, но это не было осуществлено, да и сути дела не меняет, так как совершенно очевидно, что Пушкин при всех положительных качествах Онегина относится отрицательно к свойственному ему типу социального поведения. Важно понять не только то, что в данной среде, в данных общественных условиях Онегин не мог реализовать своих возможностей, но и то, что Пушкин показывает недееспособность Онегиных, порицает их жизнь «без цели», «без трудов»; гордая поза Онегина с его презрением к людям и мрачной разочарованностью - уже пройденный общественный этап; Онегину необходимо преодолеть тот бездейственный индивидуализм, который лежит в основе его характера, и найти свое место в жизни.


Давая все положительное, что могла дать дворянская культура на вершинах своего развития, Пушкин, в образе Онегина, в то же время выявляет и начала, ведущие к ее гибели - бездействие, отсутствие воли, бесцельность существования

Прежде чем рассматривать образы главных героев, нужно понять, что для романа Пушкина главным приемом их создания служит типизация. Литературный тип - это не просто образ героя, отмеченный неповторимой индивидуальностью, в нем особым образом - через черты характера, через ту же индивидуальность, - воплощены черты, присущие не только самому человеку, но и определенной социальной группе, "порождением" и представителем которой он (в социально-психологическом плане) является. Именно так созданы образы героев романа, и особенно заметно это в образе главного героя - Евгения Онегина.

Как человек Онегин очень необычен, индивидуальность его неоспорима, но... он же и очень типичен, не случайно же о нем один из "проницательных читателей"" - А. А. Бестужев - отозвался так: "Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву". Традиционное для своего круга воспитание, традиционное времяпрепровождение, традиционные интересы, "тоскующая лень", взывающее, демонстративное пренебрежение интересами окружающих - вот основные черты, характеризующие не только Онегина, но и значительную часть "молодых людей" того времени, которые позже, после появления романа, будут названы "лишними людьми". Однако можно ли винить только Онегина в том, что он таков? Наверное, нет, потому что каждый человек в большей или меньшей степени несет в себе черты той среды, к которой он принадлежит, и Онегин не исключение. Поэтому "лишним", то есть ни к чему не приспособленным, можно признать и тот социальный круг, к которому принадлежит герой и "законы жизни" которого он блестяще усвоил и по которым до поры до времени спокойно живет.

Однако "Онегина душа" далеко не так проста и однозначна, как об этом можно было бы судить по его поведению. Образ Евгения Онегина в романе "Евгений Онегин" очень противоречив, внутренний конфликт в нем очевиден, и наиболее полно это проявляется в его отношениях с Татьяной. Тот Евгений, который "дает уроки" Татьяне, совсем не похож на Евгения, автора письма к по-настоящему любимой им женщине, которая для него теперь недоступна - хотя и продолжает его любить... Попытаемся понять причины "преображения" главного героя, историю возрождения его души - именно "возрождения", потому что любовь возрождает человеческое даже в душе самого, казалось бы, закоренелого эгоиста.

Оказавшись в деревне, Онегин надеялся, что "перемена мест" поможет ему избавиться от скуки, и, на самом деле, "два дня" ему казалось, что это так, но "на третий" день он убедился, "что и в деревне скука та же". Это естественно, ведь причины "скуки" в нем самом, здесь внешние факторы мало что значат. Провинциальное дворянство, примитивное по уровню духовной жизни, не могло вызвать интерес у него, а его попытки "порядок новый учредить" привели к тому, что "И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак". Один только Ленский оказался не то чтобы близок Евгению, но "они сошлись", причем Пушкин едко замечает, что это была дружба "от делать нечего". Восторженность Ленского и скептицизм Онегина - это и в самом деле "лед и пламень", но других "достойных" его внимания людей вокруг Евгения Онегина просто нет... Пожалуй, главное, что отличает героев, - это способность ощущать любовь и все, что с этим чувством связано.

Для Ленского любовь - это чувство, в которое он играет по законам романтизма, он создает себе придуманный, идеальный образ Ольги, настолько далекий от реальности, что становится непонятно: неужели можно быть таким... не понимающим самых очевидных вещей? Однако поэт-романтик и в жизни играет в романтику, он строит ее так, как будто пишет "оду", вот только "читать" эту "оду-жизнь" ему приходится самому... Онегин же очень точно и глубоко понимает людей, ему удается проникнуть в душу каждого, с кем его сводит судьба, однако его поведение, его отношение к людям может вызвать только осуждение. Все понимая, он затевает игру с Ольгой, нанеся тем самым душевную травму влюбленному Ленскому; осознавая глупость дуэли, он, думая о том, что его могут высмеять, принимает вызов Ленского, потакая этим тем же самым нравам, которые так открыто презирает: "Но шепот, хохотня глупцов..." - и это после того, как достаточно строго "отчитывает" себя за свое поведение: "но Евгений Наедине с своей душой Был недоволен сам собой "... И даже тогда, когда ещё можно было что-то исправить, понимая, что лучше всего будет "разойтись им полюбовно", Онегин не делает первым шаг навстречу Ленскому, потому что "дико светская вражда Боится ложного стыда". Поэтому, когда он пишет в письме Татьяне "Несчастной жертвой Ленский пал", он, по совести, должен уточнить, что Ленский стал жертвой его, Евгения Онегина, ложного самолюбия, его неумения возвыситься над обстоятельствами, по самому большому счету - его эгоистического отношения к окружающим.

Это же чувство мешает ему понять по-настоящему и Татьяну, получив письмо которой, "Онегин живо тронут был". Встретившись с ней, он ведет себя так, как должен вести себя герой "модного романа", внутренне наслаждаясь ролью "учителя", но при этом любуясь собой и не желая понять, что чувствует и без того обескураженная своим "проступком" Татьяна. Продолжение "игры" с влюбленной в него девушкой следует на именинах, где "как-то взор его очей Был чудно нежен", и "взор сей нежность изъявил: Он сердце Тани оживил". Однако гибель Ленского разлучает героев, следующая встреча которых состоялась тогда, когда Татьяна была уже замужней дамой, и именно эта Татьяна вызвала в душе Евгения Онегина бурное чувство, которое он считает любовью. Он преследует Татьяну, пишет ей письма, укоряет ее в том, что она не отвечает на его чувство, забывая при этом, что в ее нынешнем положении она, собственно говоря, и не может ответить на них иначе, как нарушив свой супружеский долг, что для Татьяны, "русской душою", неприемлемо изначально. Разумеется, Онегин искренно страдает, однако имеет ли он моральное право писать ей: "Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви..."? Кому, как не ей, знать это?..

Финал того периода жизни Евгения Онегина, который нам показывает в романе Пушкин, - это подлинное крушение. Поняв, что именно он потерял в лице Татьяны, он оказывается перед необходимостью навсегда вычеркнуть ее из своего сердца, и это сейчас, когда она заняла в нем такое большое место... Чем и для чего жить дальше? Какой может быть эта "постылая свобода", из опасения потерять которую он когда-то был так слеп и глух? Герой не может не вызвать сочувствия, и как-то не очень успокаивает то, что он, в общем-то, заслужил то, что преподнесла ему судьба, заслужил своим равнодушием к себе и людям, которое в конце концов и отомстило ему так жестоко.

Много спорили о том, можно ли считать Евгения Онегина человеком, близким к декабристам, но, думается, сам Пушкин не ставил такой цели перед собой, он не стремился создать образ декабриста, он писал роман, в котором "отразился век И современный человек Изображен довольно верно", и с этим не поспоришь: как социально-психологический тип Онегин, конечно, не вызывает никаких сомнений, он более чем убедителен в качестве представителя своего времени и своей социальной группы.



Рекомендуем почитать

Наверх