Проект "Народы Урала - Башкиры". Тема презентации: «Быт и обряды башкир » Презентация на тему национальный праздник башкир

Мужские прически 02.09.2020
Мужские прически

Этногенез башкир происходил в IX – XIII в. на территории Урало-Поволжского региона в результате взаимодействия и смешения древних башкир, приуральских финно-угорских племен и племен булгаро-мадьярской группы, уральских потомков ираноязычных сарматов и мигрировавших сюда кипчаков, передавших башкирам некоторые этнокультурные признаки тюркских народов Средней Азии и Казахстана.Казахстана






Характерными чертами башкирской ментальности являются: чрезвычайно обостренное свободолюбие как наследие «степной философии», духовный коллективизм или т.н. «башкирское братство» (приоритет родового над личным без ущемления индивидуальной свободы отдельно взятого члена рода), культ уважения предков и любовь к природе как основе бытия башкир, трудолюбие, общительность и гостеприимство.


Интересным фактом является отсутствие в башкирском языке развитой системы ненормативной лексики. Возможной причиной явилась исторически сложившаяся традиция не злословить в присутствии женщин, детей и стариков, а также домашних животных и пчел, чтобы не нанести вред. Для предков башкир слово было таким же материальным, как и любая вещь. Видимо, поэтому в башкирском языке сохранилось выражение «hуз тезеу», что по- башкирски означает «нанизывать слово».


В основе башкирского этикета лежат национальные традиции, обычаи, обряды и ритуалы (по- башкирски «йола»). Например, во время приветствия башкиры иногда пожимают руку собеседника двумя руками, что является знаком особого расположения и радушия. В случае общения с пожилыми людьми подобное рукопожатие является обязательным, иначе вас сочтут невежливым.


Традиционное декоративное искусство Предметный мир башкирской культуры ярок и самобытен во многом благодаря орнаментальному искусству, которое эстетизировало все его области: одежду и утварь, жилище, снаряжение воина. Многообразны технические приемы башкирского декоративного искусства: различные виды ткачества (бранное, закладное, выборное, многоремизное, ковроткачество),




Сабантуй - праздник труда, в котором сливаются обычаи тюркских народов Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось национальным играм, выявлению новых молодых батыров, защитников рода, племени, народа.


Йыйын Строго установленного времени для проведения йыйынов, в отличие от сабантуя, не было, но обычно его организовывали в период после сева до косовицы ржи. На йыйынах одного или нескольких родственных аулов решались спорные земельные вопросы, распределялись сенокосные угодья и летние пастбища. Нередко к йыйынам приурочивались и свадебные торжества.


Традиционная башкирская свадьба Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели до конца XIX в. сохранялся кое-где у богатых зауральских башкир. С этого момента девочка становилась невестой, и отец уже не имел права выдать ее за другого, хотя бы жених и оказался потом неподходящей партией, вследствие ли своих качеств или по расстроившемуся материальному состоянию. Если отец впоследствии не пожелает отдать за нареченного свою дочь, он обязан откупить ее, т.е. отдать жениху или его родителям скот, деньги и прочее, в размере обусловленного раньше калыма. Женились башкиры рано. По достижении юношей лет его женили на девушке лет. Отец, желая женить сына, советовался с женой, спрашивал согласия на брак и сына. Выбор невесты, хотя и по согласию с женой, всегда принадлежал отцу. Заручившись согласием сына и жены, отец отправлял к будущему тестю сватов (коза) или сам отправлялся к нему для переговоров.



Духина Анна
Презентация «Башкиры»

Башкиры тюркоязычный народ , проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Семейная жизнь башкир в прошлом характеризовалась спокойной и мирной.

Отношения между супругами строились на взаимном уважении и согласии.

Необходимость взаимопонимания в семье нашла отражение и в фольклоре, в частности, в пословицах и поговорках : «Бергэнеке берэгэйле» (В единстве сила, «Берлектэ - бэрэкэт, таркаулыкта - 1юлдкэт» (В сплоченности - сила, в разобщённости -гибель) .

В основе семейных отношений башкир лежит традиционный этикет, где четко регламентированы правила поведения каждого члена семьи. Особое место среди этих норм занимают взаимоотношения супругов.

Главой семьи считался отец. Он был хранителем семейных устоев, распорядителем имущества, организатором хозяйственной жизни и имел большой авторитет в семье.

ольшим почётом и уважением пользовалась старшая женщина, жена главы семьи. Она была посвящена во все семейные дела, распоряжалась женскими работами.

С приходом невестки (килен) свекровь освобождалась от работ по хозяйству; их должна была выполнять молодая женщина. В обязанность килен входило приготовление пищи, уборка жилища, уход за скотом, дойка коров и кобылиц, работы по изготовлению тканей и одежды.

радиционный тип поселения - аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения : зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой.

одственные отношения у башкир по мужской и женской линиям поддерживались в одинаковой степени, хотя говорят, что «Родственники жены у очага, а родственники мужа у порога» . В связи с патрилокальным поселением супруги с родственниками мужа общались чаще, родственники жены, естественно, приезжали только в гости.

У башкир существует специальная терминология для определения прямых потомков до седьмого колена, по которой можно установить разрыв родственных связей на восьмом поколении.

На поведение башкир накладывалось множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю - она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считалась нечистой, то рекомендовалось, для достижения лучших результатов, начинать дело правой рукой.

Поскольку считалось, что от женщины исходит вредоносная магия, то ей нельзя было пересекать дорогу мужчине (даже мальчику, не рекомендовали посещать мечети (молиться дома, посещать кладбища.

Публикации по теме:

Презентация «Посуда» ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Задачи НОД: В ходе непосредственно образовательной.

Презентация «Масленица» Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался.

Презентация «Дружба» В рамках тематической недели "Мы друзья" я подготовила для ребят презентацию о дружбе. Захотелось сделать ее красочной и весёлой. Для этого.

Презентация «И. Я. Билибин» Иван Билибин художник. Иллюстрации к сказкам Иван Яковлевич Билибин - известный русский художник, иллюстратор. Родился 4 августа 1876 года.

Презентация «Масленица» Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье.

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Традиции башкирского народа

Южный Урал – Родина Башкирии

Холодное небо, прозрачные дали, громады застывшие скал. Этому краю недаром дали Гордое имя – Урал

Урал – это значит земля золотая. Урал – это рек полноводный простор. Это леса, что как волчьи стаи, кольцом окружили подножия гор

Светом заводов искрятся дали, Гремят поезда между глыбами скал. Этому краю недаром дали Гордое имя – Урал!

Это край привольных степей и лесов

Край полноводных рек и светлых озёр

Край плодородных равнин и горных массивов

На Южном Урале живёт более ста национальностей

Башкиры – « башкорт »: «баш» -голова, «корт» - волк

Культура башкирского народа

Башкиры – опытные животноводы

Искусные пчеловоды

За песками сыпучими, За степями ногайскими Вздымаются горы высокие С долинами изумрудными

Реками, озёрами светлыми, Потоками быстрыми

Там степи волнистые Травой – ковылём расстилаются, Цветами разубраны

То край мой родной. Вольных Башкиров страна!

Издревле он был в почёте У татар и у башкир Духом дружбы он овеян – Празднует его весь мир!

Красивы и мелодичны башкирские песни

Лаконичны и динамичны башкирские танцы

Юрта –башкирское национальное жилище

Много преданий и легенд хранит Башкирская земля

Башкиры гостеприимные хозяева

Традиция встречи гостей Башкиры очень гостеприимные хозяева. Неважно, кого привела судьбы к их порогу: званого гостя или незваного, на стол обязательно будет поставлено щедрое праздничное угощение. Гостя встретят с радушием и душевной теплотой. При расставании с гостями у башкир есть замечательная традиция: одаривать гостей небольшими подарками, в знак того, что их приход принес счастье в дом, и предложить им непременно побывать еще раз в гостях.

Своеобразна и вкусна башкирская кухня

Почёт и уважение к старшим

Традиция - почитание старших Среди крепких и уважаемых традиций особенно хочется выделить почитание старших. В башкирской семье считаются главными дедушки и бабушки, а самый младший представитель семейства обязан знать имена всех своих предков на семь поколений назад! А семьи, семейный уклад?! Стремление создать семью и обзавестись детишками – мечта любого башкира. Любовь к детям такая же крепкая и безграничная, как почитание предков!

Уральский край, родной простор, красоты… Куда бы не пошёл не забывай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".

Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...

Конспект занятия по ознакомлению детей II младшей группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к Няняйке».

Конспект занятия по региональному компоненту...

Выполнила: учитель географии МКОУ «Малышевская средняя общеобразовательная школа» Галимова Р.М. Народов много кочевых Осело в нашем крае Почти все помнят родовые традиции, сказанья. А мы поведать вам хотим о дружной и родной Народности башкирской, самой коренной. Передаются ли народные обычаи и традиции в наших селах? Предметы быта башкирского народа в настоящее время. Сцены сабантуя 1960 год Размалывание зерна с помощью ручных жерновов Свадебная церемония богата традиционными обрядами. Одним из таких обрядов является Беташар. Беташар В ауле жениха и невесту встречали традиционным песнопением, носившим название "беташар"(открывание лица невесты). "Бет ашар" имел свой канонический текст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки: матери – сут акы (за молоко матери) отцу-той мал (свадебные расходы), братьям невесты – тарту (пояса, сёдла и т.п.), близким родственникам невесты каде. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый « каргы бау» - залог верности сговора, «кит» подарки сватающим. Башкиры издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике. Домашние промыслы и художественные ремесла башкирского народа зародились в глубокой древности. Из домашних ремёсел у были распространены выделка кож, изготовление ковров, тканей, тесьмы и других изделий. Из многих распространенных украшений бытуют в настоящее время серьги, кольца, браслеты, из серебра и различных светлых металлов с нанесением узоров из национального орнамента. Башкиры часто расшивают женские безрукавки монетами, используют вместо пуговиц – капсырма. Национальные формы культуры это огромное богатство народов нашей России, помогающее нам ощущать свои корни и красоту жизни человеческого общества избавляться от стандартизированного существования. Ко всему национальному в культуре всем нам нужно относиться особенно бережно иначе многое мы можем потерять, Нужно знать и уважать культуру народов, фиксировать и изучать её. В нашей области разных народов не счесть. И не надо пророком, быть все это знают: Мы дружно жить почитаем за честьУважение к культуре любой в этом нам помогает! Вывод: Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в нас. Наши обычаи не утрачиваются, а передаются из поколения в поколение во взаимосвязи с другими народами. Какие вы знаете обычаи и обряды башкир? Какие предметы башкирского быта сохранились в настоящее время? Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. 2-е изд., доп., Уфа: Гилем,2002. 504 с., табл.-5, карт-17, рис-16, илл.-279. Газета « Замандаш» от 24.02.1998 год



Рекомендуем почитать

Наверх