Лженаука определение. Как лженаука в россии вышла из подполья. Как отличить научную теорию от лженаучной? Есть какая-то инструкция

Звёздные 08.05.2023
Звёздные

Под лженаукой подразумевается широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства, изымаемые от людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например астрологи и экстрасенсы осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее, имитируют научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы, поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной, где человек неосознанно приписывает себе избранность и совершенство в сравнении с животным миром, человек осознает себя центром мироздания).

Существуют различные трактовки понятия «лженаука». Здесь приводятся некоторые из них:

В. Л. Гинзбург, Нобелевский лауреат по физике: «Лженаука -- это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. Я могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота -- это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно. И были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть. Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик. Лженаука -- это то, что заведомо неверно».

В.Л. Гинсбург обращает внимание на то, что даже неортодоксальные с точки зрения большинства ученых, теории и идеи, неверность которых не доказана, нельзя считать антинаукой.

Б. И. Пружинин, д. филос. наук, главный редактор журнала «Вопросы философии»: Деятельность, претендующая на статус научной, может быть квалифицирована как псевдонаучная лишь тогда, когда появляются серьезные основания полагать, что действительные цели этой деятельности не совпадают с целями науки, что она вообще лежит вне задач объективного познания и лишь имитирует их решение.

В. А. Кувакин, д. филос. наук: Лженаука -- это теоретическая конструкция, содержание которой, как удаётся установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а её предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.

Лженаука часто называется своими сторонниками «альтернативной» («народной») наукой. Как указывают исследователи, социокультурный исток популярности (и, соответственно, причина идеологической поддержки) лженауки в том, что «она реализует соблазн простых решений, обслуживает социальный запрос на общедоступную, понятную массам и не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку „непрозрачных“ явлений природы и культуры».

Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной). Лженаука, основываясь на вымысле, «легко» объясняет и «делает» то, чего наука не может, например, лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает того, что не отрицают простые люди, лженаука не отрицает Дарвинизм, существование души и прочего.

Лженаука нередко ставит себе целью достижение немедленного практически полезного результата, однако лженаука имитирует истинные научные знания.

Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:

  • 1. Игнорирование или искажение научных фактов
  • 2. Нефальсифицируемость, то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.
  • 3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
  • 4. Использование в основе не подтверждённые данные
  • 5. Апелляция к средствам массовой информации (прессе, телевидению, радио, Интернет), а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.
  • 6. Использование понятий, означающих феномены, не фиксируемые наукой («тонкие поля», «биополя», «энергия ауры» и так далее);
  • 7. Обещание быстрых и баснословных положительных эффектов.
  • 8. Стремление отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.

Таким образом, лженаука представлена как деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.

Нельзя не согласиться с тем, что распространение и популяризация лженауки - это одна из серьезнейших проблем современной культуры. Основная трудность борьбы с нею заключается в умении главных ее адептов сочетать в своих "трудах" наукообразие и мессианство, что для неподготовленного человека создает иллюзию нового слова в науке.

Происхождение лженауки

Прежде чем определить основные признаки и разновидности этого феномена, необходимо разобраться в вопросе: как стало возможным появление лженауки? Вряд ли можно считать таковой, например, алхимию XIV века или вавилонскую астрологию. Во-первых, их развитие не было связано с отрицанием уже имеющихся знаний о свойствах химических веществ в первом случае и закономерностях движения планет во втором. Во-вторых, в рамках этих дисциплин происходило реальное накопление научных знаний, хотя поставленные цели - поиск философского камня и установление влияния звезд на судьбу человека - особого доверия не вызывают. В наши дни мы уже смело относим как алхимию, так и астрологию к лженаукам, поскольку со становлением химии и астрономии этим "наукам" осталось только убеждать людей в том, что посредством некого вещества можно обратить любой металл в золото и изыскивать знаки судьбы в солнечных затмениях.

Таким образом, история лженауки начинается в период Нового времени (начинается приблизительно с середины XVII века). Характерная для Средневековья религиозная картина мира последовательно вытесняется рационалистической, где вместо веры предполагается доказательство. Однако объем накопления научных знаний оказался столь стремительным, а открытия ученых, особенно в области естественных наук, порой противоречили сложившимся представлениям. Это повлекло за собой построение многочисленных экзотических теорий. С течением времени поток открытий не иссяк. Теория относительности и квантовая механика показали, что даже такая безусловно научная дисциплина, как классическая физика, созданная Исааком Ньютоном, при определенных условиях не работает.

Помимо этого, немалый вклад в возможность развития лженаучных дисциплин внесла философия. Стремясь осмыслить мир, многие мыслители выдвигали идею того, что Бытие - иллюзия. Из этого проистекал вывод, что и научное знание о мире - иллюзия. Вырвавшись за пределы ученых рассуждений, эти идеи в массовом сознании стали вызывать мысли о том, что мир может быть устроен иначе, чем это предполагается ученой средой.

Таким образом, лженаука стала реакцией на неожиданные и порой противоречивые данные, получаемые учеными. Поскольку те сами не могли иногда объяснить обнаруженные факты, околонаучные спекуляции стали распространенным явлением. Конец XIX века ознаменовался бумом спиритических сеансов, в которых многие выдающиеся деятели, в частности писатель Артур Конан Дойл, видели одно из средств познания мира. Развитие тогдашних лженаук в принципе было тесно связано с оккультными практиками. Уже тогда их адепты занимали достаточно агрессивную позицию по отношению к научным кругам. Например, Е. П. Блаватская, основательница Теософского общества, в своей "Тайной доктрине", снабженной подзаголовком "Синтез науки, религии и философии", откровенно высмеивала научные достижения в области исследования электромагнетизма.

Проблемы терминологии

Приведенный экскурс в историю показывает, что область ненаучного "знания" чрезвычайно широка. В нее могут входить как теории, выстроенные с соблюдением всех принципов научности, но основанные на неверных предпосылках, так и откровенно и агрессивно противостоящие сложившейся системе научного знания. Ввиду этого необходимо ввести термины, которые разграничивали бы вненаучные способы "получения знания". Это достаточно сложная задача, поскольку границы между ними достаточно размыты.

  1. Квазинаукой считается такое знание, в котором в различных пропорциях находятся как научные, так и ошибочные или же намеренно сфальсифицированные положения.
  2. Под паранаукой понимается такая система теорий, основные положения которых существенно отклоняются от научных догматов со значительным перевесом в сторону ошибочных представлений.
  3. Лженаука представляет собой такую область "знания", положения которой либо не соответствуют научным данным, либо противоречат им, а сам предмет исследования либо не существует, либо сфальсифицирован.

Отдельно следует сказать о набирающем в последнее время силу феномене антинауки. Как следует из самого термина, его адепты усматривают в научных знаниях абсолютное зло. Антинаучные высказывания, как правило, связаны либо с деятельностью религиозных фанатиков, полагающих, будто вне некого божества не существует истины, либо происходят от малообразованных слоев населения.

Весьма размыты границы между квазинаукой и лженаукой. Гомеопатия на протяжении двухсот лет считалась возможным методом лечения многих заболеваний, а до открытий Кеплера и Галлея нельзя было говорить как о лженауке об астрологии. Поэтому при использовании этих терминов необходимо учитывать исторический этап и существующие на нем условия.

Факторы возникновения лженаучных теорий

Одно из условий возникновения вненаучных "знаний" уже было приведено: смена картин мира и соответствующий ей мировоззренческий кризис. Второе же связано с недопустимыми ошибками в ходе проведения исследования, такими как восприятие некоторых деталей несущественными, отсутствие экспериментальной проверки или игнорирование сторонних факторов. Логика исследования, таким образом, выпрямляется и упрощается. Итог - накопление ошибочных фактов и построение неверной теории.

Третье условие тоже проистекает из погрешностей в исследовательской работе, но возникших уже не по воле исследователя. Во многих областях знания некоторые факты при недостаточном развитии инструментальной и теоретической базы оказываются для него недосягаемыми. Другие же невозможно проверить в эксперименте. В этом случае исследователь, следуя своей интуиции, может перейти к слишком решительным обобщениям, итогом чего тоже становится построение ошибочной теории.

Если для квази- и паранауки возможно признание допущенных ошибок, то лженаука вовсе не стремится опровергать сама себя. Напротив, происходит "научное" обоснование ошибок, в которых используются не имеющие никакого смысла термины вроде "аура", "торсионное поле" или "биоэнергия". Адепты лженауки в своих исследованиях порой используют нарочито усложненный язык, приводят уйму формул и диаграмм, за которыми неискушенный читатель упускает из виду сам предмет исследования и проникается доверием к "эрудиции" его автора.

В качестве еще одного фактора появления и успешного распространения лженаучных теорий является кризис официальной науки. Следует признать, что не всегда государство или общество заинтересовано в фундаментальных исследованиях какой-либо области. Образующийся в этом случае вакуум немедленно занимают разного рода люди, стремящиеся поживиться на человеческом доверии. Одна из наиболее известных в этом поле современных лженаук - гомеопатия.

Признаки лженаучной теории

Для того чтобы определить, является ли исследование научным или же оно не имеет никакой ценности, вовсе не обязательно быть специалистом в конкретной отрасли. К научной публикации всегда предъявляется ряд требований, в том числе и формального характера. Лженаучное издание крайне редко следует этим правилам.

Непременным элементом подлинно научного исследования является наличие списка использованных в работе источников и литературы, в котором приводятся и произведенные ранее автором публикации в аккредитованных изданиях. По понятным причинам лженаучное "исследование" такими ссылками похвастаться не может.

Лженаучная публикация не имеет такого важного структурного элемента, как аннотация или введение, в котором четко формулировались бы цели и задачи исследования, а также использованные методы их решения. Соответственно, отсутствует и заключение, в котором излагаются полученные выводы.

Адепт лженауки практически всегда занимает ярко выраженную агрессивную позицию в отношении данных официальной науки. Немалая часть текста уходит на "развенчание" привычных представлений, которые якобы навязаны обществу (стоит открыть любой том "Новой хронологии" А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского, и там обнаружатся обвинения профессиональных историков в фальсификации данных с неведомыми целями). Вместо этого автор подобного произведения охотно рассказывает о совершенных им неожиданных открытиях, оставляя в стороне их предмет. В научной среде такие методы считаются неприемлемыми, а все заслуги автора состоят лишь в перечислении совершенных им публикаций.

Наука и лженаука различаются также и тем, что вместо необходимой в первом случае обзорной информации по теме и ее разработки другими исследователями автор лженаучного произведения приводит собственные рассуждения философского характера, в лучшем случае имеющие лишь опосредованное отношение к изучаемой проблеме. В связи с этим особенно популярна эксплуатация таких тем, как глобальные катастрофы, продление жизни, упадок нравов и так далее. Помимо создания наукообразия, такие рассуждения используются как рекламный ход.

Наконец, один из самых узнаваемых ходов авторов "исследований" от лженауки - это "претензия на чудо". В таком произведении описываются никому прежде не известные факты, явления и теории, проверка которых не может быть произведена. При этом автор охотно использует и научную терминологию, искажая ее смысл по собственному усмотрению. Недоступность такой информации обществу объясняется различными теориями заговора.

Реализация лженауки

К основным дисциплинам, в которых прижились и чувствуют себя уверенно различные псевдонауки и лженауки, относятся медицина, физика, биология, области гуманитарного знания (история, социология, лингвистика) и даже, казалось бы, такая защищенная от домыслов сфера, как математика. Искажая, упрощая или вовсе отрицая научные знания, адепты лженауки преимущественно в целях быстрого обогащения создали ряд теорий и даже "дисциплин". Можно сформировать следующий список лженаук:

  • астрология;
  • гомеопатия;
  • парапсихология;
  • нумерология;
  • френология;
  • уфология;
  • альтернативная история (в последнее время все чаще употребляется термин "фолк-хистори");
  • графология;
  • криптобиология;
  • алхимия.

Этот список не исчерпывает всех вариантов проявления лженаучных теорий. В отличие от официальной науки, чье финансирование в большинстве случаев не является достаточным, адепты лженауки зарабатывают на своих теориях и практиках солидные средства, поэтому появление новых эксклюзивных открытий стало массовым явлением.

Астрология

Многие серьезные ученые, приводя примеры лженаук, считают астрологию их эталонной представительницей. При этом следует учитывать, что речь идет именно о современных астрологических изысканиях. В объективных знаниях, полученных этой наукой в государствах древней Месопотамии или Греции, сомневаться не приходится, как и невозможно отрицать их значение для становления и развития астрономии.

Но в настоящее время астрология утратила свою позитивную сторону. Деятельность ее представителей сводится к составлению гороскопов и размытых предсказаний, которые могут быть интерпретированы как угодно. При этом астрология пользуется устаревшими данными. Зодиакальный круг, используемый в этой лженауке, состоит из 12 созвездий, в то время как из астрономии известно, что траектория движения Солнца пролегает через созвездие Змееносца. Астрологи попытались исправить положение, но принципиально противоположными методами. Одни поспешили включить Змееносца в зодиакальный круг, другие же заявили, что зодиак представляет собой сектора эклиптики величиной в 30 градусов, которые никак не привязаны к созвездиям.

Уже из таких попыток можно сделать вывод, что современная астрология - лженаука. Однако многие люди продолжают верить предсказаниям астрологов, невзирая даже на то, что на земле проживает немногим более семи миллиардов человек, созвездий - двенадцать, а значит, одно и то же предсказание справедливо для 580 миллионов человек разом.

Гомеопатия

Появление этого вида лечения можно отнести к историческим курьезам. Самуэль Ганеман - медик, живший более двухсот лет назад - на основании того, что хинин, одно из тогдашних антималярийных средств, как и заболевание, вызывал у него жар, решил, что с любой болезнью можно бороться, вызывая ее симптомы. Таким образом, суть гомеопатического метода состоит в принятии сильно разведенных медицинских препаратов.

Сомнения в действенности этого метода существовали с самого начала его существования. Понимая это, гомеопаты упорно пытались подвести под свою базу, но безуспешно. В 1998 году при Российской академии наук была создана специальная и фальсификацией научных исследований". Естественно, на гомеопатию сразу было обращено пристальное внимание. В ходе исследования было выяснено, что дорогостоящие гомеопатические средства представляют серьезную опасность для здоровья. Указывалось, что отдавая им предпочтение, люди игнорируют медикаменты, чья эффективность уже доказана. В 2017 году гомеопатию официально назвали лженаукой. Кроме этого, были даны соответствующие рекомендации Министерству здравоохранения. Наиболее важные из них состоят в прекращении употребления гомеопатических препаратов в здравоохранительных учреждениях, а также противодействии их рекламе.

Также Комиссия по лженауке настоятельно рекомендовала аптекам не размещать гомеопатические препараты совместно с лекарствами с доказанной эффективностью и проводить в печати мысль о равнозначности таких понятий, как "гомеопатия", "магия" и "экстрасенсорика".

Математические лженауки

Одним из наиболее популярных объектов построения лженаучных теорий в области математики являются числа, а исторически наиболее древней такой "дисциплиной" является нумерология. Ее возникновение тоже связано с научными потребностями: школа пифагорейцев в Древней Греции занималась изучением фундаментальных свойств чисел, однако это происходило рука об руку с наделением совершенных открытий некоторым философским смыслом. Так, были простые и составные, совершенные, дружественные и многие другие числа. Изучение их свойств продолжается по сей день и имеет серьезное значение для математики, однако в отрыве от чисто научных целей представления пифагорейцев стали основой для поисков заключенных в числах знаков судьбы.

Как и другие эзотерические практики, нумерология существует в тесной связи с другими лженауками: астрологией, хиромантией и даже алхимией. Здесь также используется ничего не значащая терминология: единица зовется монадой, вместо "восемь" говорят "оксоада". Числа наделяются особыми свойствами. Например, 9 символизирует божественную силу некого Творца, а 8 - Провидение и Судьбу.

Как и прочие, эта лженаука учеными отвергается. В 1993 году в Великобритании, а 19 лет спустя в Израиле проводились специальные эксперименты, которые должны были проверить, действительно ли числа способны каким-либо образом влиять на судьбу человека. Их результат ожидаем: никакой связи не обнаружилось, однако нумерологи объявили полученные выводы ложными, никак этого не доказывая.

Фальсификации в области гуманитарных наук

История и лингвистика, пожалуй, являются наиболее популярными областями возникновения лженаучных теорий. Объясняется это тем, что возможности проверить какую-либо концепцию эти науки не предоставляют. История же очень часто по желанию правящих кругов переписывалась заново: о некоторых событиях запрещалось упоминать, о роли иных государственных деятелей умалчивалось. Такое отношение и утрата многих источников по разным причинам (например, из-за пожаров) привело к образованию многочисленных неизведанных областей, что дало возможность далеким от истории людям выдвигать совершенно фантастические теории, которые они представляют как меняющие все представления великие открытия.

В настоящее время набирает обороты феномен фолк-хистори или альтернативной истории. Произвольно используя данные лингвистики, астрономии и математики, "исследователи" на свой вкус либо сокращают продолжительность истории ("Новая хронология"), либо неправомерно удревняют некоторые события. Как отмечается исследователями, профессиональные историки долгое время предпочитали не замечать подобных публикаций, считая их слишком вздорными, чтобы вызвать доверие в читательской среде. Однако кризис в научной среде и отсутствие реакции ученого сообщества привели к тому, что лженаучные теории происхождения всех языков мира от русского (в лучшем случае славянского) или существования мощной Русской державы еще во втором тысячелетии до нашей эры стали восприниматься истинными.

Уже упомянутая Комиссия по лженауке предпринимает решительные шаги по борьбе с распространением подобных "знаний". Проводятся круглые столы, посвященные проблеме, выпускаются новые публикации с подробным и последовательным развенчанием "передовых" методов фолк-историков. К сожалению, ощутимых результатов это пока не произвело: издания Фоменко и им подобные по-прежнему выходят крупными тиражами, вызывая интерес в читательской среде.

Борьба со лженаукой в СССР

При перечислении трудностей в определении содержания термина "лженаука" была намеренно опущена одна из них: при определенных условиях и наличии выгоды (не обязательно материальной) к таковым причислялись подлинно научные дисциплины.

Так, в период сталинизма в СССР оказалась лженаукой генетика. Это событие носило полностью политический характер. Главным оппонентом сторонников новой теории наследственности стал агроном и биолог Т. Д. Лысенко. Не имея возможности противопоставить положениям генетики сколь-либо убедительных научных контраргументов, Лысенко перешел к политическим обвинениям и издевательствам. В частности, он заявлял, будто следствием учения о генах и наследственности являют расизм и фашизм, а проводившиеся на дрозофиле эксперименты - растрата народных денег и прямое вредительство. Проводившиеся в начале 30-х гг. дискуссии о генетике вскоре были прекращены. В стране начался Большой террор, жертвами которого стали и многие ученые-биологи: Г. А. Надсон, Н. И. Вавилов. Их обвиняли в шпионаже в пользу враждебных государств и других видах антиправительственной деятельности.

В 1948 г. борьба с генетикой закончилась победой Лысенко. В прочитанном на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина докладе он повторил прежний аргумент: никакого "вещества" наследственности не существует. Сторонникам генетики было разрешено выступить с опровержениями, но после этого Лысенко заявил, что его доклад был одобрен лично Сталиным. В этих условиях продолжать дискуссию было невозможно. В качестве буржуазной лженауки генетика в СССР просуществовала до середины 60-х годов, когда после расшифровки ДНК отрицать существование генов стало невозможно.

Другим объектом травли в СССР стала кибернетика. Она была впервые объявлена лженаукой в номере "Литературной газеты" от 5 апреля 1952 года. Вновь причины этому были чисто политическими: опасаясь, что, познакомившись с западным образом жизни после окончания Второй мировой войны, советское общество отвернется от марксистских идеалов, Сталин инициировал и низкопоклонничеством перед Западом. Появившиеся в зарубежной печати статьи о новой науке по управлению информацией и ее передаче тут же были объявлены буржуазным мракобесием.

В настоящее время появляются статьи о том, что гонения на кибернетику - миф, поскольку в СССР очень скоро стали вестись исследовательские работы в этом направлении, а отставание от США в области компьютерных технологий было незначительным. Однако не следует забывать: на разгром генетики у сталинизма было почти двадцать лет, на кибернетику пришелся год. Ученые, не видевшие причин считать кибернетику лженаукой, оказали сопротивление властям. Уже в скором времени руководство страны пошло на уступки, заявляя, что если общество "не возражает", наука будет реабилитирована. После XX съезда и критики культа личности возможностей для развития кибернетики стало гораздо больше.

Лженаука и общество

Следует признать: значительная часть населения не интересуется лженаукой и борьбой с ней. В 90-е годы, когда российское общество охватил системный кризис, экстрасенсы, целители и прочие шарлатаны фактически оказались единственными, кто давал надежду на счастливое будущее. Естественно, не бесплатно. Рядовому обывателю непонятно, почему уфология - лженаука, а психология - нет. Публикации на эту тему существуют, но их явно недостаточно, а порой они оказываются недоступными.

Наиболее эффективный способ борьбы со лженаукой состоит в повышении образовательного уровня населения. Это, как и многое другое, упирается в необходимость увеличения финансирования. На науку и образование выделяются явно недостаточные средства. Неполучение необходимых знаний является причиной распространения в современном обществе таких на первый взгляд немыслимых теорий, как теория плоской Земли. Геополитические катастрофы, произошедшие с Россией в начале и конце прошлого века, вызвали у людей потребность в героическом прошлом: оно представлялось единственной альтернативой беспросветному настоящему. Тут же появились "историки", с удовольствием фантазирующие на тему великого всеславянского государства, подчинившего себе в IX (или VII, или II - это не принципиально) веке всех соседей. Дороговизна в сфере здравоохранения, безразличное отношение к больным, тотальное взяточничество привели к росту недоверия к медицине и участившимся обращениям за помощью к целителям и гомеопатам.

Психология лженауки проста: если у общества есть спрос на чудо, значит, такое чудо за определенную цену обязательно появится. Однако из рационалистической картины мира, с которой упорно борются все лженауки, следует, что чудес не существует. Нумерологию и френологию можно было бы считать лишь забавными курьезами из истории научного знания, если бы интерес к ним не подогревался заинтересованными в этом людьми. Поэтому нужно признать: противостояние только началось. И каким лженаукам лишь предстоит появиться - покажет время.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление науч­ного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответству­ют специфические формы знания. Различают также формы зна­ния, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание - это процесс получения объективного, истин­ного знания, направленного на отражение закономерностей дей­ствительности. Научное познание имеет троякую задачу и связа­но с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явле­ний действительности.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональнос­ти, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не явля­ется чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в опреде­ленных интеллектуальных сообществах, в соответствии с други­ми (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники ипонятийные средства. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признава­емого в качестве научного, например, астрология старше астроно­мии, алхимиястарше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания. Выделяют следующие формы вненаучного знания.

Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологи­ческим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности. Широкий класс паранормального знания включает в себя уче­ния о тайных природных и психических силах и отношениях, скры­вающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представи­телями паранормального знания считаются мистика и спиритизм.

Во-первых, понятие «паранаука» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э. Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А.Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней.

Во-вторых, понятие «паранаука» фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).

Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда его связывают с патологической дея­тельностью психики творца, которого в обиходе величают «мань­яком», «сумасшедшим». В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенно­стью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лже­научные знания пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное.

Лженаука /8/ – это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.
Между тем, все идентифицированные выше феномены объединяет одна общая черта – их претензия быть истиной и иметь статус науки.

Допускается классифицировать цели лженаук с целью более эффективного искоренения этих учений, но это деление является условным, поскольку одно и то же учение может быть направлено на любые цели в зависимости от приверженцев этих лженаук, и уровня развития этих учений.
Лженауки первого типа. Лженауки этого типа непосредственно не стремятся к выгоде. К этому типу относятся религиозные учения, бесперспективные концепции, а также многочисленные концепции разных самоучек, стремящихся к прославлению, либо люди, страдающие психическими отклонениями, которые создают «великие идеи», оказывающиеся либо близкими к бреду, либо продуктом пустых рассуждений.
Лженауки второго типа. Лженауки данного типа стремятся к получению прибыли от частных инвесторов или торговли. Получение прибыли от людей осуществляется путем предоставления мнимых услуг и товаров, не обладающих заявленными действиями обществу, получая доход от этих продаж. Лженауки этого типа направлены на создание технологий промышленного применения или учений, которые могут заинтересовать распорядителей фондов и частных инвесторов. Также к этому типу относятся научные фальсификации, которые появляются в рамках официальной науки, в виде различных учений, чаще в актуальных направлениях, они рассчитаны на получение выгоды от грантов или иного финансирования «научной деятельности».
Лженауки третьего типа – организованные (наиболее опасные и влиятельные). Лженауки этого типа направлены на получение особо крупной прибыли от государственных фондов, крупных, частных инвесторов и иностранного финансирования. Лженауки этого типа стремятся к влиянию на власть и науку сверху, через высшую структуру власти (правительство, министры) или науки (академии, академики). Лженауки этого типа организованы в институты и академии, обладают устойчивым финансированием и влиянием в политике государства. В этой форме лженаука переходит в квазинауку.

Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «три­умфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.

Квазинаука /7/ – это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера.

Квазинаука, почти не встречая сопротивления, тем более организованного, активно проникает в науку, захватывает всё новые плацдармы, неограниченно расширяет свою сферу и отвлекает на себя значительные финансовые средства. В общественное мнение активно внедряется мысль о том, что многие исследования, являющиеся откровенно квазинаучными, должны считаться научными.

Необоснованное расширение обществом и государством сферы научной деятельности включением в неё квазинаучных направлений и областей, не имеющих к науке никакого отношения, девальвирует в глазах широкой общественности звание учёного и дискредитирует саму науку. Складывается впечатление об упадке, и даже деградации науки, что, конечно же, далеко от истины.

Главная опасность квазинауки состоит в том, что она уже давно стала частью официально признанной науки. Многие исследования, проводимые сегодня в педагогике, психологии, социологии, экономике и даже в технических науках, можно смело отнести к квазинауке. Уже трудно сказать, чего в педагогике, психологии, социологии и экономике больше - науки или квазинауки.

Помимо уже сказанного о квазинауке можно отметить ещё одну её особенность: квазинаука - это зачастую имитация науки, подделка под неё.

Признаки квазинауки: поточное производство, эклектика (эклектика - хаотический способ изложения сведений о предмете без их отбора и систематизации), схоластика, невысокое качество и низкий теоретико-методологический уровень.

На примере педагогики. «О некоторых нежелательных традициях в работе диссертационных советов по педагогическим и психологическим наукам».

«...складывается некоторая удручающая "мода" на определенный стереотип названий, которые идут подчас обильным потоком. Очень часто, например, в темах работ по педагогическим наукам употребляется слово "основы" - "педагогические основы" чего-либо, "методические основы", "теоретико-методологические основы" и пр. (в 74 из 219 докторских диссертаций, защищенных и утвержденных в 2000 г.).

Если так много различных «основ», то как их можно считать таковыми?

Производство "основ" не может быть поточным. Если это действительно основы, то их не может быть слишком много по определению».

«...нередко известные вещи переобозначаются новыми "тарабарскими" словами. Вместо "методы", "средства" появляются "технологии", "многомерный инструментарий педагога" и пр. При переводе подобных формулировок "с русского на русский" становится очевидной их банальность по существу».

«Статистическое оценивание, вычерчивание разного рода компьютерных диаграмм - необязательная принадлежность работ по психологии и педагогике. Они иной раз могут играть роль разве что неких "бантиков", создающих видимость научности».

К квазинауке можно также отнести давление власти на науку. Власть заменяет логику (запрет в СССР генетики и кибернетики). (семинар)

Антинаучное знание как утопичное и сознательно искажаю­щее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования проти­воположны науке. Это как бы подход с «противоположным зна­ком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней».Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной не­стабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, прин­ципиального избавления от антинауки произойти не может.

Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуаль­ную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном че­ловеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание , доставлявшее элементарные сведе­ния о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, не­систематический характер, представляющий собой простой набор сведений.

7 Можно ли измерить квазинауку? A.M. Галъмак О квазинауке вообще

8 Рефератпо философии науки и техникина тему: «Лженаука и Квазинаука» http://www.masters.donntu.edu.ua/2011/fknt/bazhanova/library/filos.htm

Ни для кого не секрет, что наука – источник главных достижений человечества. Не было бы науки, не было бы прогресса, не зря его называют научно-техническим. Но, как всегда в нашей жизни, есть чёрное и белое, есть правда и ложь, есть наука и лженаука. И если главная цель науки, прогрессивных учёных – это движение вперёд на благо человечества, то лженаука, как компьютерный вирус, мешает прогрессу и вводит в заблуждение простых людей.

А ещё лженауку многие вполне справедливо сравнивают с злокачественной опухолью. Так что же такое лженаука? И какой вред она может нанести? Эти вопросы как никогда актуальны сегодня, потому что интернет буквально завален лженаучными (а ещё их называют – псевдо-, квази-, пара-) работами. То есть учениями, имитирующими научное знание, претендующими на статус научных, но не являющихся таковыми. Вместо экспериментов, они ссылаются на “очевидность” или “здравый смысл”, вместо логических доводов на “авторитетное мнение”, всяческий пресекают критический анализа своих идей.

Научный метод перевернул жизнь человечества. Именно благодаря науке и её открытиям сегодня «...космические корабли бороздят просторной Вселенной…». Помните ведь духовно одарённую речь прораба из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Да, были времена, когда главным средством передвижения была повозка, потом появились автомобили, поезда и самолёты. Были времена, когда от эпидемий чумы и холеры вымирали целые селения, сегодня благодаря прогрессу излечимы многие смертельные болезни. Да и средняя продолжительность жизни человека увеличилась. За каждым открытием или изобретением стоит труд и гений из цепочки сотен и даже тысяч учёных, инженеров и мыслителей. Поэтому человеку трудно объять необъятное: объём накопленных знаний за полвека даже в одной очень узкой научной сфере – это внушительно! И, как ни странно, во многом именно это стало благодатной почвой для манипулирования псевдоучёных. Если в прошлые века астрологи, эзотерики и хироманты ссылались на некое тайное древнее знание, то сегодняшние предсказатели судеб, ловко жонглируя сложными терминами, выдают случайные, а чаще и вовсе несуществующие эффекты за «новейшие достижения науки». Одни делают это по недомыслию, другие – осознанно обманывая доверчивых «клиентов».

На такие пустышки человечество расходует громадные ресурсы. Годовой объём рынка гомеопатических «лекарств» достигает 5 млрд долларов. Только в США люди тратят на них 300 млн долларов за год, в Германии и Франции – по 400 млн. В соседней России, где при Академии наук действует Комиссия по борьбе с лженаукой и регулярно проводятся конференции на эту тему, в 2008 году был запущен спутник «Юбилейный», одним из компонентов которого был двигатель на основе «неизвестного явления взаимодействия рабочего тела с полями» и с нарушением фундаментального физического закона сохранения импульса. Конечно, двигатель не сработал, и миллионы были потрачены впустую. Это яркий пример, иллюстрирующий как действует псевдонаука.

В вопросах здоровья лженаука даже опасна. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения и врачи-добровольцы из проекта Cochrane ведут постоянную борьбу со лженаучными течениями в медицине, указывая, что люди рискуют жизнью, полагаясь в лечении болезней на помощь целителей ауры, чистильщиков биоэнергетических полей или гомеопатов. Лженаучные теории, как психоанализ, могут «кружить голову» и опытным специалистам, надолго направляя развитие науки в ложном направлении. Другие, например – движение против использования ГМО или креационизм, серьёзно тормозят прогресс науки и общества.

Наука и её метод

Что отличает научные знания и от лженаучных? Инструменты и понятия. Стоит отметить, что у каждой сферы науки свои инструменты и понятия: историки опираются на раскопки или письменные свидетельства, биологи – на результаты хроматографии или электрофореза, астрономы – на спектры далёких космических объектов, а химики ставят эксперименты. Но все научные знания учёные получают, применяя единый подход, который называется научным методом. Он применяется повсюду – от биохимической лаборатории до Большого адронного коллайдера.

Главный принцип научного метода следует из бытовой логики –«докажи». Теория доказывается на эксперименте, а эксперимент ставится многократно. Но на практике всё сложнее, и наука использует сложный циклический подход к поиску истины. Всё начинается с наблюдений и экспериментов, которые нащупывают новые неизвестные эффекты. Затем, на основе уже накопленных человечеством знаний, выдвигаются гипотезы, которые объясняют эти явления. Из этих гипотез делают новые предсказания, которые проверяются и уточняются другими наблюдениями и экспериментами. Далее ставятся новые эксперименты, выявляются новые эффекты и цикл повторяется.

Гипотеза, способная объяснить широкий круг явлений, становится теорией, а если она постоянно подтверждается – то и законом. Стоит сказать, что некоторые законы по тем или иным причинам продолжают именовать теориями – так произошло с учением об эволюции или с эйнштейновскими теориями относительности. Это сослужило им плохую службу, и до сих пор часто слышим заявления о том, будто «дарвинизм – это всего лишь теория».

Научный метод всесторонне развивался и шлифовался тысячелетиями, от древнегреческих софистов и до Галилея. Он продолжает совершенствоваться и сегодня, создаются точные подходы к статистике или к проведению клинических испытаний. Однако основа этого метода остаётся неизменной – «Докажи». Размышляя над этим, в 1930-е годы философ Карл Поппер нашёл ещё один критерий подлинно научного знания: фальсифицируемость.

Согласно этому критерию, любое утверждение должно опровергаться хотя бы в принципе, и, как обнаружил Поппер, многие взгляды, считавшиеся научными, этому не удовлетворяют. Можно придумать эксперимент, который позволит проверить, не направлена ли сила тяжести на Луне вверх от поверхности. Но нельзя провести измерения, способные опровергнуть психоанализ Фрейда, как невозможно экспериментально доказать, что вы или я не являемся астральной проекцией какого-нибудь мелкого божества.

Настоящие чудеса

Существуют и другие «усложнения» научного метода, включая мысленный эксперимент (как с котом Шрёдингера), теоретическое моделирование и т. д. Но в основе остаётся эмпирическое знание – то, что получено в наблюдениях, в опыте. Поэтому в физике и химии, а тем более в медицине к эксперименту предъявляются жёсткие требования, которые гарантируют точность и надёжность, невозможность вмешательства посторонних факторов или подделки. Каждая научная работа сопровождается подробным протоколом всех манипуляций и расчётов, и то и дело учёный мир будоражат истории о вскрытии махинаторов, подделывавших выгодные им результаты.

Научный метод – непрерывный процесс получения экспериментальных данных, построения и уточнения теорий.

Главная сила науки – гибкость, способность обнаруживать ошибки, отбрасывать ложные концепции и находить новые. Лженаука косна, неподвижна, а противоречащие факты отбрасываются и игнорируются, тем самым нарушается принцип научного метода.

Дело не в том, будто учёные «скрывают» от публики особо ценные знания из каких-то хитрых соображений. Если бы кому-то удалось продемонстрировать влияние расположения звёзд в момент рождения на судьбу или возможность излечения рака наложением рук, имя такого человека осталось бы в веках – и вряд ли какой-нибудь астроном или онколог отказался бы от такого шанса. Просто шансов таких нет. Как заметил один известный геолог, обрушить всё здание науки очень просто: достаточно найти одну косточку кролика в отложениях, датированных миллиардом лет назад. Пока такое не доводилось никому.

Мы склонны об этом сожалеть, сокрушаясь, что наука «не оставила места чуду» в жизни. Но это не так. Чудес в донаучном прошлом было совсем мало – и только прогресс подарил нам поющие на все голоса коробочки плееров, способность волшебным образом общаться с людьми на другом конце Земли и даже – если реанимация сделана вовремя – восставать из мёртвых. Просто в науке требуется разобраться, а не принимать на веру истории астрологов и иже с ними. Но если приложить немного усилий, в ней откроются чудеса, которые ей и не снились.

Научное знание не свободно от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, которыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Однако эти ошибки не противоречат такому критерию научности, как опровергаемость. Наука не претендует на абсолютное знание: в ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, которая сокращается с развитием науки; она направлена на поиск истины, а не на обладание ей.

Именно в этой направленности науки заложен основной критерий, отличающий ее от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной является ненаучной.

Социальные причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры современности и поисках новых ценностей, а с другой - в тяготении человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к славе или деньгам, искреннее заблуждение, заказ.

Исходя из этого, можно дать следующее определение: лженаука - это фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.

Лженаука использует в своих построениях научную терминологию, выступает от лица различных организаций и «академий», маскирует свою деятельность учеными степенями и званиями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, проводит издательскую деятельность. Поэтому человеку (даже специалисту) часто сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Тем не менее некоторые общие показатели лженаучное™ можно выделить.

  • 1. Обычно ненаучны концепции, направленные на отрицание всей предшествующей науки. Как правило, даже самая «сумасшедшая» концепция, если она верна, согласуется с рядом законов и ранее подтвержденных фундаментальных принципов. Так, теория относительности Эйнштейна не отменила механику Ньютона, а ограничила ее определенными условиями.
  • 2. Обоснованные подозрения вызывают всеобщие и. глобальные теории - от новой теории устройства Вселенной до изобретения «лекарства от всех болезней». В век постоянного увеличения объемов информации трудно быть разносторонним специалистом во всех областях и учесть все факторы, необходимые для глобальной «теории всего»; противоречит таким теориям и осознаваемая сложность мира. Подобные идеи также обычно отличаются излишним пафосом и самовосхвалениями.
  • 3. Обычной характеристикой лженауки являются туманность и непонятность доказательств. Самые сложные научные теории можно объяснить простым языком; если понятия принципиально не определимы, то скорее всего такая расплывчатость маскирует отсутствие доказательной базы.
  • 4. Лженаучны бессистемные и внутренне противоречивые теории, что указывает на безграмотность автора. Верно и обратное: безграмотная работа обычно бессмысленна.
  • 5. Определенно ненаучны теории, где смешиваются научные термины и понятия из сферы мистики или религии (например, «карма», «благодать», «космические вибрации» и проч.) или обычным понятиям придается «сокровенный» смысл (Свет, Начало, Разум, Природа и т.д.).
  • 6. В лженауке теории часто непроверяемы, поскольку основаны на нерациональной вере. Например, ссылки на космический разум, гармонию Вселенной или откровение не поддаются научной проверке.
  • 7. Сторонники лженауки часто выдвигают новые гипотезы не для получения знания, а для дополнительной поддержки своих теорий. Например, креационисты вводят дополнения всякий раз, когда наука находит очередное опровержение концепции божественного сотворения мира. В целом, если все усилия направлены на защиту теории, а не поиск новых знаний, это может служить показателем ненаучное™ идеи (часто вся последующая деятельность «творцов» такой идеи сводится к постоянному ее оправданию или жалобам на гонения со стороны официальной науки).

Конечно, эти показатели верны не во всех случаях. Ученый действительно может придумать новую общую теорию, он может подвергаться гонениям незаслуженно и т.д. Однако если его теория соответствует сразу нескольким приведенным принципам, то ее научность более чем сомнительна.

В настоящее время наиболее распространены представленные ниже формы лженауки.

Эзотерика и мистика в научных терминах пытаются истолковать деятельность магов, экстрасенсов и медиумов, а также такие явления, как полтергейст, телекинез, левитация и др. В ряд со средневековыми лженауками (астрология, алхимия) становятся новые - парапсихология, альтернативная медицина, теория биополя, экстрасенсорика, биоэнергетика и т.д. Во всех случаях доказательная база этих «наук» отсутствует, но налицо использование суеверий и слабостей широкой публики.

Масштабные спекуляции. Как правило, это плохо проверяемые масштабные проекты, обещающие крупные экономические выгоды и специально созданные для того, чтобы получить финансирование из государственных или общественных фондов. Таковы, например, идеи «торсионных полей», «биоэнергоинформатики», «магнитной и полимерной воды» и проч.

Информационные сенсации. Для повышения популярности средства массовой информации публикуют информацию об исключительных событиях. При помощи преувеличения одних и сокрытия других деталей рождается информация о «необъяснимых явлениях» - летающих тарелках, снежных людях, чудовищах, исцелениях и прочих чудесах. Для повышения достоверности информация представляется в псевдонаучной форме (такова уфология).

Информационный заказ. Средства массовой информации часто приглашают экспертов от науки, которые должны комментировать какие-либо события. Поскольку одной из основных задач средств коммуникаций является формирование общественного мнения, те лица, которые часто появляются на экране: «...должны быть всегда готовы ктому, чтобы прийти и принять правила игры, быть готовыми ко всему, т.е. клюбым уступкам, компромиссам и компрометации, чтобы только попасть в эфир и обеспечить себе прямую и косвенную выгоду, связанную с известностью» . Очевидно, что постоянные телеэксперты не пропагандируют научную истину, а просто обосновывают мнения, выгодные заказчикам информации.

Политический заказ. В истории хорошо известны методы властного давления на ученых, когда одни науки (генетику, кибернетику) уничтожали, поддерживая ложные науки, соответствующие партийным или идеологическим установкам. На таких же политических заказах строятся теории расизма, нацизма, ложно понятого патриотизма и т.д.

Производители мобильных телефонов финансируют исследования об их безвредности, а производители гарнитуры - о вреде излучения для головного мозга. Мошенники, пользуясь опасениями потребителя, выпускают голографические наклейки, «защищающие от излучения приборов».

Религиозная «наука». Религия является сферой духовной жизни, по определению не пересекающейся с современной наукой. Откровение содержит факты, противоречащие данным науки, а сама система принимаемых на веру догм несовместима с научными методами. Поэтому любые научные обоснования религиозных догм (как и религиозные объяснения научных фактов) на деле являются лженаукой. Таковы, например, «научные» аргументы в пользу сотворения богом мира или человека.

В религиозном сознании общества также много представлений, не согласующихся с наукой: вера в мироточение икон, целебную силу крещенской воды или сход «благодатного огня» в Иерусалиме и т.д. С точки зрения науки такие представления являются суевериями.

I Августин Блаженный говорил, что чудеса противоречат не законам природы, а нашим представлениям о законах природы.

Конечно, наука часто сама бывает излишне консервативна и способна объявить лженаукой нечто истинное, но не соответствующее ее устоявшимся теориям. Например, долгое время наука не принимала идеи Демокрита об атомах. Однако новые идеи, как правило, серьезно воспринимаются философией, которая не так жестко ограничена критериями научности. Философия гораздо свободнее других наук в выборе объектов исследования. В отличие от физики или лингвистики она может быть и религиозной, включать в себя элементы мистики, быть достаточно туманной и малодоказуемой. Благодаря такой широте предметного поля истинные, но поначалу невероятные гипотезы не забываются и остаются в сфере философского знания до той поры, пока официальная наука не воспримет их серьезно.

Впрочем, и философское знание при всей своей свободе также будет признано лженаучным, если оно будет подтасовывать данные в политических, религиозных, личных и других корыстных целях.

Лженаука редко является безобидной, так как практически все ее формы оказывают то или иное негативное воздействие на психику человека. Поэтому терпимость по отношению к ней не должна простираться до слишком широких пределов: психическое здоровье общества, подрываемое верой в лженауку, не менее важно для будущего, чем здоровье физическое. Возможно, для борьбы с лженаукой не потребуется даже запретов. Если голос науки получит поддержку для того, чтобы звучать немного громче, чем голос лженауки, то бессмысленность и нелепость последней станут гораздо заметнее.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Лженаука - фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.
  • 2. Лженаука оформляется в виде эзотерики, мистики, религиозных суеверий, фальсификаций и спекуляций, информационного и политического заказа и т.д.

ЗАДАНИЯ

  • 1. Перечислите основные признаки лженаучного знания. Какие из них, по вашему мнению, оказывают наиболее сильное влияние на общество?
  • 2. Назовите формы лженауки. Дайте их основные характеристики.
  • Соответственно: самопроизвольное передвижение предметов; бесконтактное перемещение предметов силой воли; преодоление силы притяжения.
  • Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. С. 153.


Рекомендуем почитать

Наверх