Центр современных нлп технологий. Мужские архетипы. Тайны мужчин. Какому Богу поклоняетесь Вы? Взаимоотношения с мужчинами

На каждый день 08.05.2023

Центр современных НЛП-технологий - одно из самых уважаемых учебных заведений в своей области. Более 20 лет НЛП-центр успешно функционирует и предлагает свои услуги в сфере нейро-лингвистического программирования, а также эриксоновского гипноза. В центре современных НЛП-технологий вас ждут сертификационные курсы по всем возможным НЛП-дисциплинам: «НЛП-практик », «НЛП-мастер » и «НЛП-Тренер ». Также центр регулярно проводит курс «Эриксоновский гипноз », по окончании которого студенты получают сертификаты международного образца. Такие сертификаты выдаются всем выпускникам центра, успешно прошедшим выбранный курс.

  • В процессе обучения наш НЛП-центр неизменно использует самые современные, новые НЛП-технологии;
  • Ведущие наших курсов - профессионалы, авторы книг по нейролингвистическому программированию и уникальных моделей НЛП ;
  • Колоссальный опыт работы наших тренеров позволяет сделать процесс обучения не только потрясающе эффективным, но и безумно интересным;
  • Обучение всегда охватывает всю необходимую информацию, которая предусмотрена полными программами Межрегиональной ассоциации центров НЛП ;
  • На занятиях учитываются все индивидуальные ожидания и запросы участников;
  • Практичность использования техник нейролингвистического программирования поставлена на курсах нашего НЛП-центра во главу угла. Лёгкость использования НЛП в повседневной жизни является главной задачей обучения.

Другие НЛП-центры от нашего центра сильно отличает то, что программы НЛП и эриксоновского гипноза имеют ярко выраженный прикладной характер. Точнее выражаясь, наши НЛП-программы ориентированы на практическое реальное использование приобретённых знаний и навыков, а также на решение задач любой жизненной сферы: бизнес-задач, отношений личного характера, задач личностного роста. Не все НЛП-центры готовы предложить столь же прикладную направленность курсов.

Наш НЛП-центр даёт вам абсолютную гарантию того, что курсы содержат все необходимые и дополнительные элементы, предусмотренные программами Межрегиональной ассоциацией центров НЛП. Благодаря тому, что в нашем центре обучение НЛП всегда проходит с использованием новейших НЛП-технологий, основанных на Конфаймент-моделировании, эффективность обучения именно в нашем центре на порядок выше, чем могут предложить другие НЛП-центры , а это позволяет студентам освоить гораздо больший объём материала, затратив на обучение существенно меньше времени.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП ), ровно так же, как и огромное множество иных направлений, начинало свой путь к развитию с того, что искало возможности выяснить, каким образом успешные в чём-либо личности достигают этого успеха. НЛП основной своей задачей ставило выявление структуры успешности, наглядной структуры мастерства. НЛП имеет все основания считать, что если существует хотя бы один человек, умеющий делать что-то определённое, то и другой человек в состоянии научиться этому. Именно эту структуру опыта стремиться выделить НЛП , чтобы у человека появилась возможность обучить желаемому навыку себя и других. Это и есть главная задача НЛП . Причём НЛП стремится к тому, чтобы обучение это было поистине мастерским, таким, чтобы даже эксперты не смогли обнаружить разницу между тем, что сделано только что обученным студентом и профессиональным мастером.

Межрегиональную ассоциацию центров НЛП возглавляет её президент - Тимур Владимирович Гагин , который является тренером НЛП международного класса, разработчиком принципиально новой технологии системного моделирования, автором многочисленных книг по НЛП , доктором психологии, профессором.

Абсолютно все ведущие НЛП курсов нашего центра имеют высшее образование (и часто не одно), колоссальный опыт, как индивидуального консультирования, так и ведения групповых занятий, плюс каждый обладает значительным опытом практического бизнеса и руководства. Прикладная ориентация НЛП-программ и программы эриксоновского гипноза нашего центра выгодно отличает его от тех услуг, что могут предложить иные НЛП-центры . Программы предполагают разбор конкретных реальных задач, предложенных участниками курсов, и решение этих задач с использованием техник НЛП и эриксоновского гипноза. Задачи могут касаться любой жизненной сферы - личностного роста, бизнес-задач, саморазвития.

Для тех, кто хочет изучить сферу НЛП более детально и с необычных ракурсов, наш НЛП-центр предлагает ряд специализированных авторских тренингов . Такие тренинги рекомендованы к посещению и тем, кто уже давно и успешно занимается НЛП или гипнозом, и тем, кто далёк от этой темы, но с удовольствием постигает новые для себя горизонты.

Словосочетание «нейро-лингвистическое программирование» (иногда употребляется без дефиса, что не является ошибкой), или сокращённо НЛП образовано от английского «Neuro-linguistic programming» и представляет собой комплекс техник, моделей, и операционных принципов, которые возможно применять как развивающий подход личности, использующий моделирование эффективных мыслительных и поведенческих стратегий.

Мы предлагаем вам большой ассортимент книг, статей и реальных историй о приёмах нейро-лингвистического программирования и способах использования его в повседневной жизни.

Что касается Эриксоновского гипноза , то он основан на использовании естественной, присущей всем без исключения людям, способности погружаться в непроизвольный транс. Это состояние благотворно влияет на человека, ведь именно транс позволяет активно включиться в работу человеческому бессознательному и оказать помощь своему владельцу в достижении его целей. Правополушарные ресурсы ярче всего раскрываются в трансе, активизируется интуиция, способность к творчеству и решению разнообразных жизненных проблем, бизнес-задач.

В современном мире эриксоновский гипноз популярен сразу во многих сферах деятельности человека. Ведь эриксоновский гипноз - это универсальный инструмент, который каждый может использовать в силу своих потребностей. Самым популярным способом использования эриксоновского гипноза является самогипноз - иными словами, восстановление душевных и физических сил, избавление от боли и неприятных переживаний, приведение себя в хорошее расположение духа и т. д. Самым талантливым гипнотезёрам с опытом удаётся овладеть различными гипнотическими феноменами, как, например, изменение хода времени, открытие неведомых ранее резервов организма. Так или иначе, эриксоновский гипноз позволяет человеку научиться использовать те свои скрытые способности, которые ранее существовали только в его воображении.

Человек, виртуозно владеющий каким-либо мастерством (выступление перед аудиторией, вождение автомобиля, построение личной жизни, написание статей или рассказов, зарабатывание денег, лечение людей, рисование картин, сочинение музыки или что-то ещё) может обучить этому и других людей. Ведь если кто-то однажды сделал что-то, то другой человек может не только повторить, но и выполнить это столь же виртуозно, как и сам мастер.

Тем, кого интересует наиболее подробная информация о техниках и методиках НЛП, мы рекомендуем раздел нашего сайта «Статьи по НЛП ». Обращаем ваше внимание на факт, что статьи лишь позволяют ознакомиться с некоторой теоретической информацией, но отнюдь не способны привить какие-либо устойчивые навыки. Вы не станете хорошим дзюдоистом без реального тренера и не сможете уверенно кататься на сноуборде, лишь прочитав книгу с инструкцией по этому виду спорта, только практические занятия нашего НЛП-центра позволят вам научиться настоящим НЛП навыкам и сделать это интересно, эффективно и легко.

Выдающийся американский поэт и лидер мужского движения Роберт Блай, выдвигая идею о том, что мужчины должны вернуть себе мужественность (особенно это касается мужчин, достигших зрелости в 60-е годы), активно эксплуатирует образ "дикаря со дна пруда". Этот образ взят из сказки братьев Гримм о железном Гансе. Возле одной деревни был лес, где без вести пропадали охотники, и поэтому все боялись туда ходить. Однажды некий бесстрашный чужеземец все-таки отправился туда на охоту вместе со своим псом. Когда пес, преследуя дичь, бежал вдоль берега пруда, из воды появилась рука, схватила собаку и утащила в воду. Увидев это, охотник привел к пруду трех мужчин с ведрами и велел им вычерпать пруд. Когда обнажилось дно, они увидели дикаря с коричневым, словно ржавое железо, телом и лицом, скрытым за свисающими до колен волосами.

Блай утверждает, что мужчина-дикарь является символом мужественности – инстинктивной, не прирученной женщинами, близкой к природе и являющейся ее частью. Эту мужественность будут унижать, игнорировать и даже бояться ее до тех пор, пока мужчины не отважатся познать этот источник силы, а также утвердить его в своем сознании и в культуре.

Я вижу в дикаре, живущем на дне пруда, образ отвергнутого и униженного Посейдона, – тот же подавленный архетип из сферы бессознательного, но только под другим именем. В сказке мужчину-дикаря освобождает из плена мальчишка. В благодарность дикарь обещает ему свою помощь: если будет нужно, мальчик должен только прийти в лес и позвать друга. Дикарь – это источник силы и могущества (архетип), к которому мальчишка затем обращается в час испытания. При этом мальчишка превращается в мужчину, исполненного любви и отваги, а дикарь оказывается величественным королем.

Посейдон как мужчина

Царство Посейдона – это сфера эмоций, и мужчина, в ком доминирует этот архетип, непосредственно связан с инстинктами и чувствами. Если он является экстравертом, то выражает свои эмоции спонтанно и непосредственно, а если интровертом – может хранить их в себе. В обоих случаях он умеет чувствовать глубоко и сильно. А расти ему приходится в культуре, где считается, что мальчик и мужчина должен быть бесстрастным.



Ранние годы

Ребенок-Посейдон остро чувствует все, что его касается. Этот ребенок реагирует на любые воздействия бурными и спонтанными эмоциями и действиями – особенно если он экстраверт. Он хочет получить то, что его привлекает, и ясно дает понять, что ему нужно получить это немедленно! Его желания сродни острому чувству голода, и он ревет от гнева и обиды, если не получает желаемое немедленно! Если он получает то, что хочет, сразу, то в его теле и голосе проявляется огромнейшее удовлетворение, – но если желание исполняется позже, тогда это совсем не то же самое. Страсть угасает, и предмет желания утрачивает привлекательность, которую давали ему эмоции. Как ни сильны эмоции в отношении конкретного желания, внимание этого ребенка можно отвлечь и перевести в другое русло, – как воды ливневого паводка можно направить в специальные каналы. В отличие от своего брата Зевса, Посейдон может отвлечься от того, что было для него важно, и перевести внимание на другой объект.

Ребенок, вынужденный из страха перед родителями подавлять свои эмоции, может научиться скрывать свои чувства. Эмоции остаются столь же сильными, – просто он их сдерживает. Тогда он превращается в Посейдона-интроверта, о котором говорят "в тихом омуте черти водятся", – на поверхности он хранит спокойствие, но в глубине таятся сильные бурные чувства.

Если даже дома мальчика-Посейдона не упрекают за спонтанность и эмоциональность, то в школе он непременно встретит неодобрение. Его дразнят, когда он плачет; одергивают, когда он слишком экспрессивно трясет поднятой рукой, желая ответить на вопрос учителя; постоянно требуют, чтобы он навел порядок, тогда как этот ребенок буквально генерирует вокруг себя хаос... В общем, маленького Посейдона непрестанно критикуют за то, что он не отвечает узким ожиданиям окружающих относительно того, как нужно себя вести. Его характер, его эмоции, его вещи не вмещаются в очерченные обществом рамки, и это раздражает окружающих.

Родители

Если Посейдону повезет, он родится в семье, подходящей ему по темпераменту, где приветствуются эмоции, драматизм, слезы и смех. Такие люди склонны к физическим проявлениям чувств. В этом доме спокойно относятся к беспорядку, возникающему, когда люди делают по нескольку дел параллельно и эти дела находятся на разных стадиях завершения. Здесь ничего не происходит "вовремя" (нельзя сверять часы по тому, когда на столе появляется обед или когда члены семьи уходят из дому и входят в дом). Если атмосфера в доме именно такова, значит, Посейдон растет в семье, где его могут принять и оценить таким, какой он есть. Но здесь его не научат адаптироваться к требованиям внешнего мира, в чем он немедленно убедится, поступив в любую школу.

Некоторые дети-Посейдоны рождаются в семьях, где не принято вести себя эмоционально, спонтанно и открыто. Здесь ценят хорошие манеры, интеллект, послушание, аккуратность, способность доводить дело до конца и наводить после себя порядок. Ребенок с темпераментом Посейдона не вписывается в такое окружение. У него более активно правое полушарие мозга, а у родителей – левое. В этой семье его будут постоянно отчитывать за все, что он делает (или не делает): за беспорядок в его комнате, за несвоевременное выполнение домашних обязанностей, за то, что он не кладет вещи на место, и так далее. (А он утверждает, что прекрасно ориентируется в своем беспорядке, а в прибранной комнате ничего не может найти.) Эмоциональность такого ребенка тоже, вероятно, встретит неодобрение, и его будут постоянно одергивать: "Большие мальчики не плачут" (когда он расстроен) и "Что это за клоунада?" (когда ему весело). Если мальчик вынужден слушаться родителей, то ему приходится подавлять свой естественный нрав и подстраиваться под желания старших.

В идеальной ситуации отец с матерью принимают и ценят ребенка, "как он есть", но в то же время терпеливо и настойчиво учат его соблюдать порядок, рационально распоряжаться временем и вести себя последовательно – умение планировать заранее не приходит к нему само собой. На стене в его комнате не мешало бы повесить плакат с надписью "Готовь сани летом, а телегу зимой". (Как мы увидим далее, никто из богов, погруженных в мир эмоций, не умеет как следует обращаться с линейным временем, поэтому такой плакат был бы полезен многим.)

В наихудшем случае ребенок-Посейдон вступает в противоборство с излишне жесткими родителями, которые требуют беспрекословного послушания и приходят в ярость, когда сын пытается оставаться собой, ведет себя непунктуально, неаккуратно и не доводит начатые дела до конца. Родители могут воспринимать такое поведение как непослушание, достойное сурового наказания. В подобной ситуации вероятно, что его станут наказывать или презирать также за проявления естественной эмоциональности. Положение ребенка может усугубляться субъективным ощущением, что он обладает определенной властью и правами – а это провоцирует его на реакции типа "Я вам покажу, с кем вы имеете дело" в ситуациях, где он обречен на поражение. (Мальчик-Зевс более успешно скрывает подобные чувства.) В подобном окружении мальчик-Посейдон может также научиться очень хорошо сдерживаться и таиться – но позже будет выплескивать накопившийся гнев на тех, кто слабее.

Юность и молодость

Посейдон-подросток обычно бывает эмоциональным эксцентричным молодым человеком. Очень подверженный влиянию гормональных сдвигов в организме, он постоянно бегает за хорошенькими девушками. При этом он стремится именно "порезвиться", а не найти себе постоянную пару. В этот период жизни представитель среднего класса, как правило, поступает в колледж. Считается, что он должен сосредоточить основные усилия на учебе, – но Посейдону это не интересно.

Кроме того, в большинстве учебных заведений темперамент и таланты Посейдона остаются невостребованными: он реагирует на все эмоционально, принимает решения, основываясь на чувствах, – а поэтому в академическом мире чувствует себя как рыба на суше. Ему недоступна красота логических построений, ему не нравится аналитическая работа, он не терпит монотонности, ненавидит экзамены, большинство обязательных предметов кажутся ему смертельно нудными. Чтобы хорошо учиться, ему необходимо присутствие также других архетипов.

Посейдон-спортсмен нередко действительно избирает водные виды спорта – водное поло или плавание. Кроме того, такой молодой человек может найти свою нишу в театральной студии, где высоко ценится умение подключаться к миру своих эмоций и воплощать их на сцене.

Он не особо заботится об оценках, однако может взяться за работу и добиться неплохих результатов – если окружающие внушат ему, что хорошо учиться необходимо и что у него достаточно ума для этого. Но, как бы он ни учился, академическая успеваемость не имеет для него особого значения. Обычно юный Посейдон не знает, кем хочет стать, когда вырастет.

Если Посейдон плохо учится в старших классах школы, он нередко сожалеет об упущенных возможностях, когда подходит время поступать в колледж либо идти на работу. Эта ситуация может повториться и позже в жизни, когда более целеустремленные ровесники обретают материальную стабильность, а он только сетует на свою участь.

Работа

В таких индустриально-корпоративных странах, как наша (США. – Прим. перев .), мужчине-Посейдону нередко бывает сложно найти работу, которая приносила бы ему личное удовлетворение и в то же время служила источником приличного дохода, уважения в обществе и самоуважения. В офисах и на заводах Посейдон оторван от своей стихии. Чтобы преуспеть в этих сферах, ему необходимо подавить свою эмоциональность и развить в себе черты другого бога. Если это ему удастся, он сможет неплохо приспособиться, – но, выполняя работу, которая доставила бы мужчине другого типа личное удовлетворение, Посейдон нередко чувствует, что трудится только ради денег, – каких бы вершин власти и славы он ни добился. Если же он не научится пользоваться левым полушарием мозга, как того требует работа; не сумеет держать в узде свой бурный темперамент; не сможет ладить с начальством, – тогда ему придется довольствоваться самой неквалифицированной работой, которая не принесет ни личного удовлетворения, ни сколько-нибудь "достойного уровня жизни", – что приводит его в ярость.

Мужчине-Посейдону доставляет удовольствие работа, позволяющая применять и развивать данные ему от природы качества: способность глубоко чувствовать и выражать свои чувства. Способности Посейдона нередко хорошо применяются в работе с природой (включая человеческую природу), где время измеряется циклами, периодами, сезонами. Это мир растений, животных, подводных течений, метеорологических потоков, людей – здесь он может доверять своим инстинктам и опыту.

Выдающийся американский поэт и лидер мужского движения Роберт Блай, выдвигая идею о том, что мужчины должны вернуть себе мужественность (особенно это касается мужчин, достигших зрелости в 60-е годы), активно эксплуатирует образ "дикаря со дна пруда". Этот образ взят из сказки братьев Гримм о железном Гансе. Возле одной деревни был лес, где без вести пропадали охотники, и поэтому все боялись туда ходить. Однажды некий бесстрашный чужеземец все-таки отправился туда на охоту вместе со своим псом. Когда пес, преследуя дичь, бежал вдоль берега пруда, из воды появилась рука, схватила собаку и утащила в воду. Увидев это, охотник привел к пруду трех мужчин с ведрами и велел им вычерпать пруд. Когда обнажилось дно, они увидели дикаря с коричневым, словно ржавое железо, телом и лицом, скрытым за свисающими до колен волосами.

Блай утверждает, что мужчина-дикарь является символом мужественности – инстинктивной, не прирученной женщинами, близкой к природе и являющейся ее частью. Эту мужественность будут унижать, игнорировать и даже бояться ее до тех пор, пока мужчины не отважатся познать этот источник силы, а также утвердить его в своем сознании и в культуре.

Я вижу в дикаре, живущем на дне пруда, образ отвергнутого и униженного Посейдона, – тот же подавленный архетип из сферы бессознательного, но только под другим именем. В сказке мужчину-дикаря освобождает из плена мальчишка. В благодарность дикарь обещает ему свою помощь: если будет нужно, мальчик должен только прийти в лес и позвать друга. Дикарь – это источник силы и могущества (архетип), к которому мальчишка затем обращается в час испытания. При этом мальчишка превращается в мужчину, исполненного любви и отваги, а дикарь оказывается величественным королем.

Посейдон как мужчина

Царство Посейдона – это сфера эмоций, и мужчина, в ком доминирует этот архетип, непосредственно связан с инстинктами и чувствами. Если он является экстравертом, то выражает свои эмоции спонтанно и непосредственно, а если интровертом – может хранить их в себе. В обоих случаях он умеет чувствовать глубоко и сильно. А расти ему приходится в культуре, где считается, что мальчик и мужчина должен быть бесстрастным.

Ранние годы

Ребенок-Посейдон остро чувствует все, что его касается. Этот ребенок реагирует на любые воздействия бурными и спонтанными эмоциями и действиями – особенно если он экстраверт. Он хочет получить то, что его привлекает, и ясно дает понять, что ему нужно получить это немедленно! Его желания сродни острому чувству голода, и он ревет от гнева и обиды, если не получает желаемое немедленно! Если он получает то, что хочет, сразу, то в его теле и голосе проявляется огромнейшее удовлетворение, – но если желание исполняется позже, тогда это совсем не то же самое. Страсть угасает, и предмет желания утрачивает привлекательность, которую давали ему эмоции. Как ни сильны эмоции в отношении конкретного желания, внимание этого ребенка можно отвлечь и перевести в другое русло, – как воды ливневого паводка можно направить в специальные каналы. В отличие от своего брата Зевса, Посейдон может отвлечься от того, что было для него важно, и перевести внимание на другой объект.

Ребенок, вынужденный из страха перед родителями подавлять свои эмоции, может научиться скрывать свои чувства. Эмоции остаются столь же сильными, – просто он их сдерживает. Тогда он превращается в Посейдона-интроверта, о котором говорят "в тихом омуте черти водятся", – на поверхности он хранит спокойствие, но в глубине таятся сильные бурные чувства.

Если даже дома мальчика-Посейдона не упрекают за спонтанность и эмоциональность, то в школе он непременно встретит неодобрение. Его дразнят, когда он плачет; одергивают, когда он слишком экспрессивно трясет поднятой рукой, желая ответить на вопрос учителя; постоянно требуют, чтобы он навел порядок, тогда как этот ребенок буквально генерирует вокруг себя хаос... В общем, маленького Посейдона непрестанно критикуют за то, что он не отвечает узким ожиданиям окружающих относительно того, как нужно себя вести. Его характер, его эмоции, его вещи не вмещаются в очерченные обществом рамки, и это раздражает окружающих.

Зевс, Посейдон и Гадес составляют первое поколение богов-олимпийцев мужского пола. В них отражены три аспекта архетипа отца. Они разделили мир между собой, и каждый был полновластным хозяином своего царства. Архетипическое и метафорическое значение каждого бога неразрывно связано с его царством: Зевс и небо, Посейдон и море, Гадес и подземное царство. Зевс владел также и землей, хотя по договору она ему не принадлежала.

Зевс управлял всем. Он был главным богом и обладал личными качествами, свойственными властным отцам, царям, руководителям корпораций, армейским командирам и вообще мужчинам, занимающим высокие посты. Посейдон и Гадес отражают теневые качества Зевса -- те аспекты архетипа отца, которые власть имущие мужчины подавляют или игнорируют. Кроме того, конечно же, эти боги представляют отдельные психологические модели.

Биологическое отцовство и архетип отца не связаны между собой. Может быть, прочтя обо всех трех богах-отцах, вы не узнаете своего отца ни в одном из них, поскольку его среди них просто нет. Возможно, он подобен одному из сыновей-олимпийцев, -- а каждому из них свойственна своя собственная манера отцовства. Не всеми человеческими семьями правит Зевс, но в каждом патриархальном обществе очень четко проявляется его влияние.

В культуре патриархальных обществ Зевс является главенствующим архетипом и играет значительную роль в психологии мужчин. Как и мир греческой мифологии, психику мужчины можно разделить на такие части: царство сознания и ума, откуда происходит власть, воля и мысль (Зевс); царство эмоций и инстинктов (Посейдон), которое многие люди подавляют, недооценивают, а иногда и вообще вытесняют за пределы сознания; и сумрачное пугающее царство невидимых поведенческих моделей и безличных архетипов (Гадес), куда многие люди получают доступ только в снах.

В отличие от этих трех богов, представляющих собой устойчивые архетипические модели и ограниченных своими владениями, человек обладает потенциальной возможностью доступа во все три царства, -- он может сознательно двигаться по этим территориям и включать те или иные их аспекты в свою личность на сознательном уровне.

Обстоятельства рождения этих трех богов-правителей воспроизводятся в жизни многих мужчин. У Зевса, Посейдона и Гадеса был отчужденный отец, чья враждебность к детям обусловлена страхом, что они его свергнут или превзойдут, и беспомощная мать, горевавшая оттого, что не может позаботиться о своих детях и даже защитить их. Многие из нас родились в таких семьях. Более того, какой бы ни была наша семья, мы все живем в условиях патриархата, где больше всего ценится власть, и мужчины, которым удается добиться ее, пользуются особой благосклонностью общества. Это обстоятельство, как мы увидим, играет важную роль в психологии мужчин.

Хотя Посейдон прославился своей гневливостью, склонностью к разрушениям и бурным нравом, есть у его личности также мирная и милосердная сторона -- которая, впрочем, малоизвестна. Например, пребывая в благостном настроении, он посещал эфиопов, приносивших ему щедрые жертвы, -- при этом морской бог даже на время прекращал гонения против Одиссея. Руководствуясь благими побуждениями, он вызвал землетрясение, в результате которого на месте огромного озера возникла Фессалия. Когда Ино и ее сын бросились в море, Посейдон превратил их в морских божеств. А еще он сделал Кастора и Поллукса покровителями мореплавателей, дав им силу утихомиривать шторм.

Посейдон как архетип

Представьте себе абсолютно безмятежное море, но при этом не забывайте, что под водной гладью живет вспыльчивый, гневливый и мстительный бог, готовый разразиться яростью и крушить все на своем пути. Этот образ поможет вам понять некоторые важнейшие черты архетипа Посейдона. Этот архетип представляет составную часть архетипа отца, встречающую неодобрение со стороны Зевса и подавленную в тех мужчинах, которые, подобно Зевсу, стремятся держать все под своим контролем.

Когда царство эмоций подавляется, данный архетип уходит в подполье и остается не включенным в личность мужчины. Эмоции заперты и не проявляются свободно. Однако Посейдон не может вечно оставаться в заточении, когда-нибудь гнев и горечь выйдут наружу и человеком овладеет первобытный порыв сокрушить того, кто причинил ему боль, -- чего бы это ни стоило.

И еще через архетип Посейдона можно познать необычайно прекрасное царство психологических глубин. Подводный мир Посейдона не виден с горы Олимп и не описан в греческих мифах. Эмоциональные глубины -- не оцененный аспект психики мужчин. Этим аспектом пренебрегают, его подавляют. От рядового американского мужчины, представителя среднего класса, ожидают умения сдерживать свои эмоции. Представитель высшего класса в Британии должен уметь оставаться бесстрастным в любых обстоятельствах.

Менее известный аспект Посейдона символизируется подземными водами. Это скрытые под землей эмоциональные глубины, -- непроявленные, незримые, они, тем не менее, присутствуют в качестве глубоких интровертированных чувств, и для того, чтобы что-то узнать о них, к ним нужно обрести доступ и научиться выражать их.

Архетип ныряльщика в морские глубины

Посейдон -- единственный олимпийский бог, имеющий доступ в глубины вод. Он может нырять на любую глубину и оставаться под водой, сколько хочет. Но стоит морскому богу сказать лишь слово златогривым коням, запряженным в его колесницу, и они быстро вынесут на поверхность. Вокруг него танцуют и резвятся дельфины. Все это -- золотая мечта аквалангиста. Посейдон также символизирует мужчину (или женщину), который может окунуться в мир чувств и эмоций, чтобы обрести доступ к тому, что таится в глубинах: воодушевление и грусть, несказанная красота и чудовища дна, -- уголки, столь глубокие и сумрачные, что уже почти ничего не видно и можно лишь смутно ощущать, что творится вокруг. Эти подводные глубины и просторы невозможно ни измерить, ни до конца постичь.

Мужчина, отрезанный от своей посейдоновой природы, может войти туда во хмелю, когда он льет слезы, "нырнув на дно стакана", или окунуться в эти глубины в минуты горя и гнева, -- тогда он спускается в царство Посейдона и барахтается, словно утопающий, оказавшись на время во власти эмоций.

Как противоположность такому человеку, существуют своего рода профессиональные ныряльщики, исследующие глубины посейдонова архетипа, -- поэты, драматурги, писатели, композиторы, музыканты или психотерапевты, которых время от времени влечет окунуться поглубже в царство эмоций, где можно приобщиться к источнику коллективного бессознательного человечества. В культурах, на чью долю в силу исторических обстоятельств выпало много страданий, где искусству и литературе традиционно придают особенно большое значение и где национальный характер более эмоционален (например, Россия и Ирландия), к царству Посейдона, похоже, относятся с большим уважением. Мужчинам, представителям этих культур, позволяют вести себя более эмоционально, иррационально и экспрессивно.

Архетип царя

Так же как Зевс и, в меньшей степени, Гадес, Посейдон стремится обрести собственные владения, а также завоевать уважение и власть, какими пользуется царь. Мужчина-Посейдон стремится "быть важным человеком". Однако мужчине, в ком доминирует архетип Посейдона, недостает беспристрастности, умения мыслить стратегически и силы воли, необходимых патриархальному небесному богу, чтобы добиться успехов и создать свое "царство". Его усилия в бизнесе напоминают деятельность мифологического Посейдона, который вновь и вновь проигрывал другим божествам состязания за владения городами, подвергался публичному унижению и очень гневался по этому поводу.

В силу бурной эмоциональности Посейдона, мужчина, воплощающий в жизни данный архетип, обычно не умеет достойно проигрывать. С точки зрения Зевса, любой спор честно и справедливо решается должным образом назначенными судьями. Посейдон всегда отвечал на поражения вспышками ярости, -- подобным образом ведут себя некоторые мужчины, не способные принять правила, сулящие им имущественные потери и бесчестье, и не умеющие "проигрывать красиво". Чаще всего Посейдон отвечал на проигрыш потопом, -- как его архетип может затопить психику мужчины чувствами, топя в них любые рациональные мысли.

Если такому мужчине не удается утвердиться в мире, его единственным царством остается дом.

Владелец трезубца

Символ Посейдона -- трезубец, фаллический символ. Трезубец, наряду с именем этого бога (муж земли), свидетельствует о доолимпийских корнях Посейдона, когда он являлся супругом Великой Богини, у которой было три ипостаси: дева, мать и старуха. Трезубец Посейдона является символическим тройным фаллосом. Вместе с двумя животными-символами -- быком и конем -- трезубец указывает на сексуальность и плодовитость Посейдона, хотя и более абстрактно.

Носитель трезубца обладает высокой потенцией, способностью оплодотворять. Эта способность к оплодотворению направлена не только на фемининность, способную к деторождению (Богиня как мать), но и на девственную, целостную, невинную фемининность (Богиня как дева) и на женственный аспект мудрости (Богиня как старуха). Воплощенная в своей наиболее буквальной архетипической форме, эта неразборчивая беспорядочная сексуальная психопатическая маскулинность проявляется в мужчинах, не делающих различия между молодыми и пожилыми женщинами. Если речь идет о тесных взаимоотношениях как таковых, архетипический носитель трезубца -- это мужчина, являющийся мужем девы, матери и старухи, сосуществующих в его жене. Если же говорить о прочном браке, сохраняющемся на протяжении жизни, то вначале он становится мужем девы, идущей с ним под венец; затем он -- муж матери его детей; а в старости -- муж пожилой женщины.

В наиболее абстрактном значении Посейдон -- муж земли, жизнепорождающая влага, необходимая почве для плодородия. Он представляет подземные воды, и трезубец символизирует его способность обращаться к этим источникам, -- вспомним, что, ударив трезубцем о землю, Посейдон может пробудить родник.



Рекомендуем почитать

Наверх