"Война и мир": персонажи. "Война и мир": характеристики главных героев. Главные герои романа «Война и мир Характеристика личностных качеств

Вечерние 12.09.2020

Становление молодых людей, формирование их взглядов, привычек, готовность подражать таким сильным личностям, как Наполеон, умение найти свое место в жизни, преодолеть ошибки, «вызывать» себя на «суд совести» — вот далеко не полный перечень вопросов, которые интересовали Л. Н. Толстого, когда он представлял читателю молодое поколение. Непросто понять и оценить высокие требования к себе князя Андрея Болконского, сложные искания смысла жизни Пьера Безухова, его ошибки, а часто просчеты, «уродства» поведения и представление о жизни Анатолия Курагина и Долохова (каким он был в начале романа и совсем другого человека в конце). Читатель успел полюбить Наташу Ростову, вникнуть в сложный внутренний мир Марьи Болконской, пожалеть Соню в ее неудавшейся любви.

Л. Н. Толстой любит своих героев, рассказывает о них охотно и по-разному, потому что и герои разные.

Николай Ростов — несложный человек. Он вовсе не самый любимый герой в романе. Многое в нем вызывает неприятие. Но то, что он чувствует, часто помогает понять себя, и многие его переживания знакомы молодым людям. Война 1805 года оказалась очень важным событием в жизни героев романа; каждый из них придет на этой войне к выводам, важным не только для него, но и для самого Толстого, а значит, и для читателя. Особенно это касается поведения Николая Ростова.

Первым его «делом» была переправа через Энс, где он хотел «броситься в глаза своей храбростью». Но все оказалось сложнее и печальнее: вид крови, стоны заставили его прекратить бессмысленный бег по мосту — им овладел страх. Необстрелянный юнкер испытал страх и стыд, но через это чувство проходили все, кто был с ним рядом. Простая схема, по которой хотел жить Н. Ростов: беги, руби, весело вперед — не осуществима, потому что у человека одна жизнь и чувство самосохранения сильно в каждом человеке.

Под Аустерлицем читатель видит Николая Ростова уже гусарским поручиком с солдатским Георгием, серебряным ментиком. Его приезд из армии домой проходит под знаком самоутверждения, желания доказать всем и себе самому, что он взрослый. У него мужские дела: обед в Английском клубе, карты, бега. Граф Ростов перезаложил имение, чтобы Николушка мог завести собственного рысака «и самые модные рейтузы купить...» Чего не сделают родители ради детей своих! Николай всего этого не замечает... И вдруг происходит крушение — катастрофа: Ростов проиграл Долохову сорок три тысячи. Николай в панике, он ищет объяснение этому несчастью. Но он никогда не поймет своей вины: он виноват в том, что не умеет думать. Ум его не развит, он не умеет им пользоваться. Он научился быть мужчиной в том понимании, какое ему доступно. Проигрыш в сорок три тысячи он возместит, отец даст ему эти деньги. Но этот постыдный поступок и фраза несмышленыша: «С кем этого не случается?!» — многих читателей, наверно, оттолкнет от Ростова.

Николай — честный человек, мы много раз убеждаемся в этом. Но оказывается, что быть только честным мало, надо еще уметь думать, рассуждать и делать выводы, а этого-то он не умеет. Материал с сайта

Как честный человек и хороший товарищ, Николай бросается на помощь другу: едет к Денисову в госпиталь и оттуда отправляется в Тильзит искать царя, чтобы просить его помиловать Денисова. Но из этой затеи ничего не вышло. Увидев царя, Ростов, не помня себя от восторга, побежал с толпой за ним, забыв о деле Денисова. Николай вспомнил госпиталь, где находился Денисов, оторванные руки и ноги, грязь, зловоние и задал себе вопрос: для чего все это произошло? Комментарий автора: «Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их». Победив в себе страх перед пулями, Ростов не научился побеждать страх перед мыслями. Он боится думать. Это качество удобно его командирам; он прекрасный подданный, но плохой гражданин. «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все...», — так обосновал он свою позицию вечером за дружеским столом, чем удивил всех. Это было в 1807 году, и все было по большому счету правильно — солдат должен подчиняться приказу. Но в эпилоге романа Николай заявит Пьеру: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду». 14 декабря 1825 года он мог бы, не размышляя, тоже выйти на Сенатскую площадь, но на стороне тех, кто защищал царя. Это могло бы произойти, потому что совсем молодым он запретил себе то, что человек обязан делать всю жизнь — думать над каждым своим поступком, думать о том, что происходит на его глазах. Николай Ростов предпочитал во всех случаях своей гражданской жизни оставаться нерассуждающим человеком. Он предпочитал предоставить событиям идти так, как они идут... Думающим людям это не подходит!..

Роман Толстого «Война и мир» известен каждому. События, описанные в книге, захватывают с первых минут прочтения. Автор показал сложный мир человеческих взаимоотношений, где тесно переплелись множество различных имен и судеб. Среди героев романа хочется отметить Николая Ростова. Он является самым задушевным персонажем.

Образ и характеристика Николая Ростова в романе «Война и мир» самый органичный из всех. Как на ладони показана вся его жизнь, начиная с двадцатилетнего возраста, каким он предстает в самом начале произведения и, заканчивая в зрелом, когда он остепенился и обзавелся семьей, связав себя узами брака с Марьей Болконской.

Образ

Николай сын графа Ростова. Завидный московский жених. Любая девушка с радостью приняла бы его ухаживания. Обеспечен. Мог позволить себе посещать дорогие клубы. Являлся членом Английского клуба, куда простым смертным вход был заказан.

Николай невысокого роста. Голова парня усыпана мелкими завитушками. Внешне он был красив. На щеках всегда играл румянец, придававший лицу застенчивый вид. Над губой начали прорисовываться усики.

«Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность…»

Открытая улыбка сразу располагала к себе окружающих. В глазах светилась доброта.

«Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами».

Веселый, открытый парень. Таким он был в двадцать лет. Студентом одного из вузов, но учебу пришлось отложить на потом. Николай решил посвятить себя военной службе.

Характеристика

Парень для себя решил, что служба Отечеству его призвание. Главными понятиями для него были честь и достоинство, верность присяге. Он участвовал во многих военных компаниях. Принял участие в Отечественной войне 1812 года. Только один раз его поступок принизил в глазах сослуживцев.

Шенграбенское сражение . Николай бросился в атаку со всей стремительностью свойственной ему. Небольшое ранение сбило запал. У него началась паника. Мысли роем кружились в голове. Он не мог представить, что смерть была так рядом. Неужели он умрет. Нельзя допустить подобное, ведь он всеми любим. Он трусливо удирал с поля боя. Вместо того чтобы пустить во врага пулю, он швырнул пистолет. Страх умереть таким молодым оказался сильнее, чем страх перед врагом.

Больше подобного не повторялось. Николай сумел стать настоящим офицером, сохраняющим верность долгу.

Из увлечений отдавал предпочтение охоте. Был наделен музыкальными способностями.

Правдолюб, искренен.

«Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды»

Тактичен. Жизнь научила Ростова понимать, когда и что нужно говорить. Сказанные сгоряча слова могут ранить близких, что произошло при ссоре с отцом.

Гордый, независимый. Любит бросаться из одной крайности в другую. С трудом находит золотую середину при споре.

Рассудителен.

«Его душа полна благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век»

Любовь в жизни Николая

Долгое время у Ростова был роман с Соней. Он даже подумывал на ней жениться, хотя мать была категорически против. Девушка то была бесприданницей. Зачем такая сноха. Не пара она сыну. Соня сама оказалась умней, не став навязываться ему. В письме, адресованном ему, она сообщила, что готова отпустить его. Отношения прекратились. Николай стал снова свободен.

Следующей женщиной в его жизни стала Марья Болконская. Богатая, но непривлекательная для мужчин. Николай сумел разглядеть в ней именно внутренний мир, а он был прекрасен и чист. Их отношения развивались сложно, но они сумели преодолеть все трудности на пути к семейному счастью. Дополняя друг друга, они смогли стать гармоничной, счастливой парой. Николай стал солидным фермером, поставив крест на военной службе и полностью посвятив себя заботам о семье.

В романе он является положительным персонажем, которому свойственно ошибаться и далеко не всегда его поступки можно назвать правильными, но он сумел все осознать и исправить.

Николай Ростов - сын графа Ильи Ильича Ростова, офицер, человек чести. В начале романа Николай бросает университет и поступает служить в Павлоградский гусарский полк. Он отличался отвагой и смелостью, хотя в Шенграбенском сражении он не имея представления о войне, слишком храбро бросается в атаку, поэтому увидев перед собой француза, кидает в него оружие и бросается бежать, вследствие чего получает ранение в руку. Но этот эпизод не говорит о его трусости, просто перед лицом опасности Николай не смог принять решения. Во всех дальнейших сражениях он проявлял себя геройски, за что был награждён Георгиевским крестом. Война очень его закалила и он стал настоящим гусаром, преданным своей стране и сохранившим верность государю.

Ростов был благородным и самоотверженным человеком. Николай полюбил княжну Марью , но не мог нарушить данное слово Соне , что женится на ней, и хотя его родители были против, так как хотели, чтоб он нашёл богатую невесту, он всё равно решил жениться на бесприданнице. Но Соня присылает ему письмо, в котором освобождает его от обещаний и даёт ему свободу. После смерти графа, Николай не стал отказываться от наследства, а ведь ему достались одни долги. Он считал, что его долг расплатиться по векселям и позаботиться о матери и Соне. Ростовы совсем обеднели, пришлось продать поместье и переехать жить в маленькую квартиру, графиня намекает Николаю, что выход из затруднительного положение - это свадьба с княжной. Николай такой мысли даже не допускает: он любит Марью, но если женится на ней, то в обществе будут говорить, что он женился по расчёту, а он считает это позорным. Хорошо что Марья тоже его любила и они всё таки поженились. После свадьбы Николай стал самым лучшим хозяином, его имение процветало и приносило огромный доход. Как раньше Николай со всей душой отдавался служению страны, так теперь отдался служению своей семье и хозяйству.

Введение

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Характеристика главных героев романа

Андрей Болконский – «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», «небольшого роста». С Болконским автор знакомит читателя еще в начале романа – герой был одним из гостей на вечере Анны Шерер (где также присутствовали многие главные герои романа «Война и мир» Толстого).

По сюжету произведения, Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим мировоззрение Болконского, становится встреча с Бонапартом – раненый на поле Аустерлица Андрей осознал, как на самом деле незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в жизни Болконского становится любовь к Наташе Ростовой. Новое чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить дальше. Однако их счастью с Наташей не суждено было сбыться – Андрей получил смертельное ранение во время Бородинской битвы и вскоре умер.

Наташа Ростова – жизнерадостная, добрая, очень эмоциональная и умеющая любить девушка: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Важной чертой образа центральной героини «Войны и мира» является ее музыкальный талант – прекрасный голос, которым очаровывались даже неискушенные в музыке люди. С Наташей читатель знакомится в день именин девушки, когда ей исполняется 12 лет. Толстой изображает моральное взросление героини: любовные переживания, выход в свет, предательство Наташей князя Андрея и ее переживания из-за этого, поиск себя в религии и переломный момент в жизни героини – смерть Болконского. В эпилоге романа Наташа предстает перед читателем совершенно другой – перед нами скорее тень мужа, Пьера Безухова, а не яркая, активная Ростова, которая еще несколько лет назад плясала русские танцы и «отвоевывала» у матери подводы для раненых.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках». «Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями.

Другие важные персонажи

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Граф Илья Андреевич Ростов – добрый и щедрый мужчина, для которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал жене в воспитании детей и всеми силами поддерживал теплую атмосферу в доме Ростовых. Илья Андреевич не могу жить без роскоши, ему нравилось устраивать пышные балы, приемы и вечера, но его расточительство и неумение управлять хозяйственными делами в итоге привели к критическому финансовому положению Ростовых.
Графиня Наталья Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Ростов – «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече.

Соня Ростова – «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.

Николай Андреевич Болконский – князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Марья Болконская – тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию и искренне любящая своих родных девушка. Толстой описывает ее как героиню с «некрасивым слабым телом и худым лицом», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Красота глаз Марьи после поразила и Николая Ростова. Девушка была очень набожна, всю себя посвящала заботе за отцом и племянником, потом перенаправив свою любовь на собственную семью и мужа.

Элен Курагина – яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слухи, что Элен покончила жизнь самоубийством).

Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.

Федор Долохов – «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат).

Заключение

Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Как и все события в романе, встречи и прощания действующих лиц происходят по иррациональному, неуловимому разумом закону исторических взаимовлияний. Именно эти непостижимые взаимовлияния создают судьбы героев и формируют их взгляды на мир.

Тест по произведению

ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” - один из самых “густона­селенных" романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого су­ществования и вместе с ним разглядываем живые существа, кото­рые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.

Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхи­щение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный персонаж романа.

Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и “разговоры веселее”. Два красивых молодых человека, один офи­цер, другой - студент, Николай Ростов, “невысокий курчавый мо­лодой человек” с открытым выражением лица.

В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодар­ском полку: “Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, распо­ложен был в немецкой деревне Зальценек”, - сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмыс­ленное положение, в котором оказывается благодаря поступку Те­лятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штабротмистр увещевает Ростова: “Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полко­вого командира?”

И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней ие­рархии ценностей выше и дороже чести личной. “Я виноват, кру­гом виноват!” - восклицает он, когда осознает это. На наших гла­зах происходит “мужание” характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.

Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбен-ского сражения, наступает “момент истины”. Ростов осознает не­возможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника пистолетом. Он убегает с чувством “зайца, убегающего от собак”. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастли­вую молодую жизнь”.

Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, на­пример, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и пережи­вать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова. Бол­конский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его “простодушным”, и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная.

Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела ра­зумности хранит верность Соне, которой дал слово.

Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению оте­честву, отдался служению своей семье и хозяйству. “Николай был хозяин простой, - замечает Толстой, - не любил нововведений... смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдель­ная часть его... И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты”. (Высшая похвала гр. Толстого.)

Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определен­ные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из “Анны Карениной”. Они получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из “Воскресения”.



Рекомендуем почитать

Наверх