Вениамин смехов почему отказался от звания. Вениамин смехов. Почему Вы отказались от звания Народного артиста

Стильные 03.11.2020
Стильные

Вениамин Борисович Смехов (род. 10 августа 1940, Москва, СССР) - советский и российский актёр театра и кино, режиссёр телеспектаклей и документального кино, сценарист, литератор, лауреат художественной премии «Петрополь» (2000), лауреат Царскосельской художественной премии (2009)
Отец: Борис Моисеевич Смехов (10 января 1912, Гомель - 8 октября 2010, Ахен, Германия) - профессор, доктор экономических наук. Дед - Моисей Яковлевич Смехов, был бухгалтером.
Мать: Мария Львовна Шварцбург (1918-1996) - врач-терапевт, заведующая отделением в московской поликлинике. Дед - Лев Аронович Шварцбург, родился в местечке Шпола Киевской губернии, затем переехал в Одессу. Был сапожником.
Родной брат отца - известный книжный иллюстратор Лев Моисеевич Смехов (1908, Петровичи - 1978), отец художников Аркадия Львовича Смехова (род. 1936) и Зиновия (Зелия) Львовича Смехова (род. 1939). Другой брат отца - главный художник издательства «Медицина» Ефим Моисеевич Смехов.
Вениамин Смехов отказался от звания Народного артиста РФ, которое было ему предложено к 70-летнему юбилею: «Я отказался от звания народного: его можно купить, а для меня это не ценно!»
Вениамин Борисович – артист принципиальный: к желтизне невосприимчив, абы где не снимается. «Комсомолка» поговорила с актером о ситуации в кино.
- Вениамин Борисович, почему сейчас мало снимаетесь, редко видим вас по телевизору.
- А что сейчас там можно увидеть? Вообще информации мало о хороших спектаклях и фильмах. Я в каждый фильм не стремлюсь: могу себе позволить отказаться от плохого – плохой роли и плохой компании, дважды сериала. В четырехсерийном фильме типа «Предлагаемых обстоятельств» могу сняться, там же Марина Неелова играла. За последние семь лет я, по-моему, снялся в 10 картинах. Вот сейчас будут выходить подряд четыре фильма со мной. Например, «Продавец игрушек» очень смешной.
- Что из последних российских картин можете похвалить, мол, замечательный фильм, жаль не я там сыграл?
- Это надо у моей жены спрашивать, она киновед. Говорят, фильм «Интимные места» - прорыв, там много интересного, но я не видел. Для меня один из самых любимых режиссеров – Павел Лунгин. Его «Свадьбу» я раза четыре смотрел. Андрей Смирнов – замечательный режиссер. Это я говорю о классиках. Но много и молодых хороших режиссеров. Люблю фильм «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова.

Последняя его картина «Измена» - не самый лучший его фильм. Но мне все равно было интересно смотреть. Все что хорошее – делается не за деньги. Ну, и, конечно, Юрий Грымов и Алексей Учитель - просто подарочные имена сегодняшней кинематографии. Я, бывает, попадаю на съемки к людям, которые штампуют кошмары и уродуют язык. Но мне приятно, что я заработал своим опытом эксклюзивное право менять текст в сценарии. Вот, например, сериал «Монте Кристо» – я им горжусь. Это ремейк мексиканского сериала 2006 года и вольная экранизация романа Александра Дюма. Но я счастлив, что обожаемый мной Юлий Ким признался, что он подсел на этот сериал. Он сказал, что там очарование компании – хорошие актеры-интеллектуалы.
- Фильмы, в которых ваша дочь Алика снимается, вы смотрите? Оценивающим, критическим взглядом?
- Ну да. Она хорошая артистка. Своей дочери я приказывал не идти в актеры. Но если человек делает что-то наперекор, то из него что-то толковое выйдет. А говорить о фильмах… «Все мужики сво»… я не очень внимателен. К тому же, маловежественный в области кино, не хватает времени смотреть многие фильмы. Но, знаете, 20 лет назад о хороших фильмах тоже говорили – мусор, ерунда.
- Алика не звонит: папа, посмотри этот фильм?
- Обязательно. Если есть время – нажимаю кнопку телевизора и смотрю. Она молодец, справляется с очень трудной сегодня ношей - сохранения человеческого в искусстве.
- Вы в свое время отказались от звания народного артиста. Сейчас не передумали?
- Нет, не передумал. Просто сегодня все можно купить. А мне это не ценно. Когда нам должны были давать, тогда нам на Таганке запрещали по политическим причинам. Потом случилась беда – Любимов был изгнан. И уже никаких разговоров о званиях и прочее. А потом, наоборот, пришло время, когда меня вынуждали согласиться, потому что уже все молодые давно заслуженные и народные, а я нет. Но Ульянов и Лавров сказали: давайте от этих советских цацек откажемся. И перестали даже подписывать себя народными артистами. Мне это так понравилось. Это было давно. А сейчас мне хотели подарить звание к юбилею. Но жена хорошо меня знает, она объяснила важному человеку, что я обижусь. Не надо мне. Эклизиаст замечательно сказал: доброе имя дороже звонкой масти. Высоцкому посмертно присвоили лауреата Госпремии. Пушкина посмертно признали.
- А кого из современников можете отметить, на кого стоит равняться?
- Полунин. Он оказался в Чикаго, когда я там ставил «Голого короля». Я увидел ежедневность этого гениального человека, и потом следил за его перемещениями. Его в Лондоне, столице клоунады, назвали номером один, а он продолжает что-то делать, придумывать, ему не сидится. Теперь вот он поехал в Питер руководить цирком, которого давно там уже нет, который в бесхозном состоянии, там все дряхлело и умирало. Но люди протестовали, держась за свои мизерные зарплаты. Почему? Так ведь надо будет работать!


Многие артисты годами сидят без почетных званий.
Оказывается, кому-то из них мстят чиновники, а кто-то от титулов отказывается сам


Недавно заслуженный артист РСФСР Стас Садальский разместил в своем интернет-блоге коллективный портрет «НЕнародных артистов», как он их назвал.

Среди них Наталья Варлей, Наталья Андрейченко , Елена Проклова, Марианна Вертинская , Ирина Печерникова , Владимир Конкин, Леонид Каневский , Вениамин Смехов…
Ну и Садальский, разумеется.

Меня иногда спрашивают: не обидно, что я до сих пор не народный? - поделился наболевшим артист. - Раньше расстраивался. Два раза меня выдвигали на это звание, и два раза приходил отказ. А теперь, когда вижу, с кем придется делить его, говорю искренне - нет.

А может быть, вообще актерские титулы отменить? В Голливуде их нет.

Я тоже не понимаю, зачем эти звания? - поддержала Садальского Татьяна Догилевой , у которой, правда, звание народной все же имеется.
- Раньше у народного хотя бы пенсия была повыше, чем у простого артиста.
Теперь никакого различия, даже льготы для оплаты «коммуналки» нет.


«ДОЛОЙ СОВЕТСКИЕ ЦАЦКИ!»

По каким причинам те или иные народные любимцы не получили звания, хотя, казалось бы, его заслужили? Многим оно было и не нужно. У Олега Даля и Владимира Высоцкого , например, званий не было. Что не делает их менее любимыми народом. Тот случай, когда доброе имя дороже звонкой масти. Театр им. Вахтангова много раз хотел представить к званию своего актера Максима Суханова . Но Суханов умолял этого не делать: мол, культура - территория равенства и уважения независимо от званий и выслуги лет. И это позиция заслуживает уважения.

Вениамин Смехов тоже отказался от звания народного артиста РФ , которое ему предложили к 70-летию.

Сегодня все можно купить, а мне это не ценно, - объяснил Вениамин Борисович. - Когда-то актерам Таганки запрещали давать звания по политическим причинам. Потом Любимов уехал из страны. И после этого вообще никаких разговоров о званиях. А потом, наоборот, пришло время, когда меня вынуждали согласиться, потому что уже все молодые давно заслуженные и народные, а я нет. Но Михаил Ульянов и Кирилл Лавров сказали: давайте от этих советских цацек откажемся. И перестали даже подписывать себя народными артистами. Мне это так понравилось...

Только с третьего захода Наталья Варлей получила звание заслуженной артистки РФ. И это было спустя 22 года после выхода на экраны комедии «Кавказская пленница», которая прославила ее героиню - спортсменку, комсомолку и красавицу - на всю страну. Не говоря о десятках других картин, в которых сыграла артистка. Но когда Союз кинематографистов представлял ее к званию, наградная комиссия дважды возвращала документы. Говорят, что так мстил актрисе за несговорчивость один из влиятельных ее воздыхателей, чиновник Комитета по кинематографии. Он якобы ночью стучался к Наталье в гостиничный номер - она не открыла. Потом ситуация повторилась с другим влиятельным человеком. Может, это случайность, а может, и нет… Наталья Владимировна говорит, что сейчас звание уже не имеет такого значения, как в молодости. Но с другой стороны, когда силы и здоровье кладутся на алтарь искусства, а это не ценят, тоже обидно.


ПРИБАВКА К ПЕНСИИ И СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Я к званиям отношусь спокойно, потому что очень хорошо знаю, как они даются, - рассказала нам Елена Проклова, которая почти 20 лет прослужила во МХАТе и имеет множество ярких ролей в популярных фильмах. - Кто-то получает за выслугу лет, кто-то - за особые отношения с худруком. Подоплек огромное количество. А зрителям все равно, есть у актера звание или нет. Ко мне публика очень хорошо относится, несмотря на то что я не народная.

Да и никаких привилегий звание не дает. Раньше это было важно, потому что звание означало прибавку к пенсии или служебный автомобиль. Сегодня этого нет. Поэтому горевать просто смешно. Спокойствие и хорошее настроение важнее. Вот я сейчас в Сочи , в своей квартире сижу и смотрю на море. Погода изумительная, цикады стрекочут… Какая мне разница: народная я, заслуженная или просто артистка? Если бы по-настоящему заслужила звание народной, оно бы у меня было. Значит, не заслужила. А Стас Садальский пусть радует людей не званиями, а своими работами. Тем более что публика его любит.

МЫ - НЕ ГОЛЛИВУД

Но есть и другая точка зрения. Звание - это официальное признание и статус, нематериальное поощрение, которое позволяет артисту сохранять творческую энергию. И потом мы - не Голливуд. В нашем патриархальном русском театре свои традиции. Титулы, регалии, значки и грамоты имеют значение. Пускай материальных благ они не дают. Ну разве что народному артисту предоставят перелет бизнес-классом, а обычному - экономом. Мелочь, а приятно.

Сегодня деятели театра ждут десятилетиями почетного звания, словно дается оно за выслугу лет, а не за талант и мастерство, - считает пре дседатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин . - Иногда артисты уходят из жизни, так ничего и не дождавшись. У меня болит душа за потрясающих артистов российской провинции. И не их вина, что их не знают столичные чиновники. Ни одно почетное звание не дает никаких особых привилегий, не пре-дусматривает никаких обязательных доплат к заработной плате и даже к пенсии. Так в чем же дело? Почему Комиссия по госнаградам, не зная, не видя творческих работ кандидатов, отказывает абсолютному большинству?

СПРАВКА «КП»

Кому положен этот титул

Человек, претендующий на звание заслуженного артиста, должен отработать 20 лет (!) или больше и добиться общественного признания в кинематографе, театре, балете, на эстраде, в музыкальной или цирковой сфере, а также работникам радио и телевидения и так далее. Это значит, что кандидат в заслуженные артисты получит положенное ему звание в лучшем случае в 38 лет при условии, что он начал работать в профессии с 18. Но нужны еще известность, общественное признание, грамоты и всяческие поощрения. Если артист соответствует всем требованиям, можно подавать заявление на получение звания заслуженного. Для этого нужно составить ходатайство о награждении. Делает это, например, директор театра. Дальше - несколько инстанций. Требуется решение главы муниципального образования или мэра города, экспертного совета Министерства культуры… Конечная инстанция - Комиссия по государственным наградам при Президенте РФ. Механизм согласований сложен. На каждом этапе соискателю могут отказать или заменить звание на другое поощрение - орден или почетную грамоту. Народным артистом стать еще сложнее. Нужно ждать еще 10 лет после получения звания заслуженного. Министерство культуры разработало предложения, как упростить схему получения званий и прежде всего сократить выслугу лет для солистов оперы и балет или артистов цирка. Согласитесь: невозможно танцевать в балете до 50 лет, если вы, конечно, не Майя Плисецкая .

А ВОТ ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Народный артист РФ Борис Химичев получил звание в 1993 году, перепрыгнув через звание заслуженного. Много снимался в кино, работал в театре, а официального признания не было. Актерское самолюбие страдало. Помогла исправить ситуацию его жена Галина Сизова, которая работала правительственным гидом, проводила экскурсии для членов Политбюро, республиканских вождей и имела связи. Как говорила ее дочка Елена: «Для моей мамы не существовало нерешаемых вопросов».

А вот за великую Рину Зеленую похлопотать было некому. «Уж если меня и наградят, так непременно за 40 минут до смерти», - в шутку говорила она. Именно так и случилось. 1 апреля 1991 года Михаил Горбачев издал указ о присвоении Рине Зеленой звания народной артистки СССР . В тот же день несколько часов спустя Рина Васильевна скончалась. И звания ей так и не дали.

Известный артист рассказал, фильмы каких режиссеров выбирает, насколько его дочь Алика хорошая актриса, и почему Славе Полунину удастся поднять с колен питерский цирк

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Изменить размер текста: A A

Вениамин Борисович – артист принципиальный: к желтизне невоспримчив , абы где не снимается. «Комсомолка» поговорила с актером о ситуации в кино.

- Вениамин Борисович, почему сейчас мало снимаетесь, редко видим вас по телевизору.

А что сейчас там можно увидеть? Вообще информации мало о хороших спектаклях и фильмах. Я в каждый фильм не стремлюсь: могу себе позволить отказаться от плохого – плохой роли и плохой компании, дважды сериала. В четырехсерийном фильме типа «Предлагаемых обстоятельств» могу сняться, там же Марина Неелова играла. За последние семь лет я, по-моему, снялся в 10 картинах. Вот сейчас будут выходить подряд четыре фильма со мной. Например, «Продавец игрушек» очень смешной.

- Что из последних российских картин можете похвалить, мол, замечательный фильм, жаль не я там сыграл?

Это надо у моей жены спрашивать, она киновед. Говорят, фильм «Интимные места» - прорыв, там много интересного, но я не видел. Для меня один из самых любимых режиссеров – Павел Лунгин. Его «Свадьбу» я раза четыре смотрел. Андрей Смирнов – замечательный режиссер. Это я говорю о классиках. Но много и молодых хороших режиссеров. Люблю фильм «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова . Последняя его картина «Измена» - не самый лучший его фильм. Но мне все равно было интересно смотреть. Все что хорошее – делается не за деньги. Ну, и, конечно, Юрий Грымов и Алексей Учитель - просто подарочные имена сегодняшней кинематографии. Я, бывает, попадаю на съемки к людям, которые штампуют кошмары и уродуют язык. Но мне приятно, что я заработал своим опытом эксклюзивное право менять текст в сценарии. Вот, например, сериал «Монте Кристо» – я им горжусь. Это ремейк мексиканского сериала 2006 года и вольная экранизация романа Александра Дюма . Но я счастлив, что обожаемый мной Юлий Ким признался, что он подсел на этот сериал. Он сказал, что там очарование компании – хорошие актеры-интеллектуалы.

- Фильмы, в которых ваша дочь Алика снимается, вы смотрите? Оценивающим, критическим взглядом?

Ну да. Она хорошая артистка. Своей дочери я приказывал не идти в актеры. Но если человек делает что-то наперекор, то из него что-то толковое выйдет. А говорить о фильмах… «Все мужики сво»… я не очень внимателен. К тому же, маловежественный в области кино, не хватает времени смотреть многие фильмы. Но знаете 20 лет назад о хороших фильмах тоже говорили – мусор, ерунда.

- Алика не звонит: папа, посмотри этот фильм?

Обязательно. Если есть время – нажимаю кнопку телевизора и смотрю. Она молодец, справляется с очень трудной сегодня ношей - сохранения человеческого в искусстве.

- Вы в свое время отказались от звания народного артиста. Сейчас не передумали?

Нет, не передумал. Просто сегодня все можно купить. А мне это не ценно. Когда нам должны были давать, тогда нам на Таганке запрещали по политическим причинам. Потом случилась беда – Любимов был изгнан. И уже никаких разговоров о званиях и прочее. А потом, наоборот, пришло время, когда меня вынуждали согласиться, потому что уже все молодые давно заслуженные и народные, а я нет. Но Ульянов и Лавров сказали: давайте от этих советских цацек откажемся. И перестали даже подписывать себя народными артистами. Мне это так понравилось. Это было давно. А сейчас мне хотели подарить звание к юбилею. Но жена хорошо меня знает, она объяснила важному человеку, что я обижусь. Не надо мне. Эклизиаст замечательно сказал: доброе имя дороже звонкой масти. Высоцкому посмертно присвоили лауреата Госпремии. Пушкина посмертно признали.

- А кого из современников можете отметить, на кого стоит равняться?

Полунин . Он оказался в Чикаго , когда я там ставил «Голого короля». Я увидел ежедневность этого гениального человека, и потом следил за его перемещениями. Его в Лондоне , столице клоунады, назвали номером один, а он продолжает что-то делать, придумывать, ему не сидится. Теперь вот он поехал в Питер руководить цирком, которого давно там уже нет, который в бесхозном состоянии, там все дряхлело и умирало. Но люди протестовали, держась за свои мизерные зарплаты. Почему? Так ведь надо будет работать!

Времена не выбирают

Вениамин СМЕХОВ: «От имени всех, кто навсегда Второй мировой ранен, готов не в интервью, а в жизни орать: прекратите разговоры о правых и виноватых, ради Бога, остановите кровавую пьесу! Любой ценой мир, любой ценой!»

Российский актер, режиссер и писатель Вениамин Смехов в интервью интернет-изданию «ГОРДОН» рассказал о том, что он думает о войне России с Украиной, почему перестал доверять СМИ и за что был сердит на него Владимир Высоцкий

Четыре года назад Вениамин Смехов отказался от звания народного артиста РФ, предложенного ему к 70-летнему юбилею. Об этом он вообще-то говорить не любит, но однажды свой поступок объяснил так: «Мне нравится, что Пушкин не был членом Союза писателей, и Высоцкий тоже не был награжден, между прочим. Но это дело персональное, никого не будем обвинять. Кому нравятся цацки, а кому — просто собственное имя».

Собственное имя Вениамина Смехова ассоциируется с честью и достоинством, присущим также одному из главных его экранных героев — Атосу из поистине народного фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Он называет себя актером, режиссером, писателем и путешественником. После расставания с Театром на Таганке, где сыграны десятки ролей, в том числе и в постановке «Мастер и Маргарита», благодаря которой зрители нарекли его «первым Воландом России», часто гастролирует со спектаклями и творческими вечерами, ведет программы на телевидении, пишет прозу, стихи, мемуары. И смотрит на жизнь через призму грустной иронии — как человек, которому все понятно в этом несовершенном мире. Потому и старается «подправить» его своим творчеством.

— Вениамин Борисович, тема отношений России и Украины сегодня настолько болезненна, что ее многие обходят стороной — чтобы не ссориться с друзьями или же из соображений безопасности. Вы не возражаете, если мы с вами сегодня будем говорить именно об этом?

— Во-первых, я не политик, моя профессия — актер. Как говорит мой герой в спектакле «Мастер и Маргарита», «каждое ведомство должно заниматься своими делами». Во-вторых, в последнее время я перестал доверять СМИ. Часто наши средства массовой информации уверенно-беззастенчивы в своих вопросах: «А верите ли вы в Бога?», «А вы патриот, вы поддерживаете то, что происходит в Кремле?», «А как у вас с женой?». Как частное лицо я не обязан исповедоваться, пусть даже и очень уважаемым журналистам.

— Значит, будем говорить об общечеловеческих ценностях. Правда, отношения России и Украины лежат в плоскости и этой темы тоже... Вы дружили с Владимиром Высоцким. Как бы он реагировал на сегодняшние события?

— Думаю, он поступал бы по чести, как всегда. Но я не могу говорить за него. Владимиру Семеновичу, наверное, радостно было бы прочитать строки прекрасного поэта Сергея Гандлевского: «Драли глотку за свободу слова, будто есть чего сказать, но сонета 66-го не перекричать». Я сейчас окунулся в 66-й сонет Шекспира, который созвучен нашим сегодняшним тревогам, — и за Россию, и за Израиль, и за Украину тем более.

Кстати, четыре года назад в Донецке я выступал в том же зале, что и Володя когда-то. Мне говорили, он был сердит на меня за то, что я не поехал с ним в Донецк, который он полюбил, но я тогда не мог, у меня были съемки. Так вот, оказавшись в Донецке, я начал с этого свое выступление и спросил: «Кто помнит тот концерт Владимира Высоцкого?». Меня прошибла слеза, когда взлетели руки немолодых уже людей. И я со сцены прочел стихи Высоцкого, написанные им когда-то для шахтеров:

Сидели, пили вразнобой мадеру,
старку, зверобой,
И вдруг нас всех зовут в забой —
до одного!
У нас стахановец, гагановец,
загладовец,
И надо ведь, чтоб завалило
именно его...

— «Вот раскопаем — он опять начнет три нормы выполнять, начнет стране угля давать — и нам хана!» «Случай на шахте» называется. В Донбассе очень любили эту песню.

— А ведь в горбачевские времена первыми, кто начал требовать справедливости, оказались именно шахтеры. На-сколько мне известно, в последние годы у них были мизерные зарплаты, но они продолжали вкалывать. Всегда в проигрыше оказываются те, кто пониже... Впрочем, это опять политика, а я ее ненавижу.

Я прошел личные испытания в 1950-1980-х годах и несколько дней назад сказал своему другу, одному из самых горячих наших правозащитников, перечислив тогдашние страхи угроз и репрессий, что мое поколение сегодня защищено предыдущей эпохой безнадежности. Это была эпоха идеологических арестов: Андрей Синявский, Юлий Даниэль, Александр Гинзбург... Это было время горького не-счастья в городе Горький, где в ссылке то-мился Андрей Дмитриевич Сахаров. А потом, в 1984-м, Юрия Любимова изгнали из страны, за несколькими актерами Театра на Таганке ездила машина КГБ, один из главных пакостников — руководителей советской культуры, распоряжавшийся судьбами театров и людей, сообщил мне в лицо, что меня ждет. Все прошло. Сегодня я живу между двумя фразами великих русских поэтов: «Нужно понять, что все потеряно, и тогда не страшно» Цветаевой и «В России нужно жить долго» Ахматовой...

— Хотите сказать, что бывали времена и похуже, чем сегодня?

— Идет война, и неважно, названа она войной или нет. Она касается двух исторически родных стран. Страны прекрасны, а все государства, власть фатально грешны перед своим народом. Трещина между нашими странами пролегла через человеческие судьбы, через семьи, через дружбу. Но, я уверен, сценарий жизни пишется гораздо выше нас.

— Вы о высоких чиновниках, которые вершат людскими судьбами под кремлевскими звездами или же о высотах небесных?

— Когда-то в Бонне нам с женой довелось слушать лекцию Карамзина нашего времени — историка Натана Эйдельмана. Это было время, когда только упал железный занавес и в СССР повеяло ветром больших надежд. Я получил визу в Германию, где у меня были концерты (раньше об этом я не мог и мечтать), и вот в окружении прекрасных людей — диссидента и писателя Льва Копелева, его жены Раисы Орловой, художника Бориса Бергера — мы слушали чтения Натана Эйдельмана для историков из разных стран.

Это был декабрь 1988 года. Обсуждали еврейский вопрос, крымско-татарский, войну в Афганистане, спрашивали о Сахарове, который совсем недавно вышел на свободу, — словом, говорили обо всем, что остро интересовало мировую общест-венность. Эйдельман отвечал на эти воп-росы как истинно великий историк. Вспомнил карамзинские времена, Радищева, арестованного за книгу «Путешествие из Пе-тербурга в Москву», Чаадаева, которого объявили сумасшедшим за его произведения, и вообще всю эту ось государство — народ. Эйдельману удалось утолить любопытство большинства ученых.

Но были и недовольные «осторожностью» советского историка, кому-то хотелось, чтобы он непременно «выстрелил» по Кремлю и по Мавзолею Ленина, а он был просто русским историком и еврейским мудрецом, помнящим слова Екклесиаста: «Суета сует, все суета... Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки... Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит...».

— Сегодняшние события тоже войдут в историю — как пример жестокой и, главное, бессмысленной войны...

— Все, что нашим народам необходимо сегодня, — это прекращение огня во что бы то ни стало. Кто-то из лидеров должен взять на себя первый шаг. Я уверен, что все кончится благом. Ведь у нас, как и у вас, — многовековая черноземная почва добра и культуры. Добро, конечно, победит... Для разрядки: я придумал, в чем была ошибка экономической политики советского государства. В том, что отобрали добро у кулаков. А «добро должно быть с кулаками».

— Карамзин, Радищев, Чаадаев, Гинзбург, Синявский и Даниэль, Сахаров — вы упоминаете имена тех, кто вел Россию к свободе. Украина также всеми силами пытается обрести свободу. Но почему Россия, у которой столь яркое наследие свободомыслия, к свободе сегодня не стремится?

— Да не обобщайте же, пожалуйста! Я вижу и знаю такую Россию, в которой, пользуясь словом поэта Дмитрия Пригова, немало «осмысленных» граждан и благих дел. А у властей предержащих есть и те, кто напускает на людей страх, но есть и другие — кто страшится за наши собственные беды: за нищету миллионов, за умирающие города и села, за плохую медицину, за ненадежность полиции, за бездомных детей и за многое другое.

— В поэтический спектакль по стихам Евгения Евтушенко «Нет лет», с которым вы объездили уже не одну страну, вошло стихотворение «Танки идут по Праге» о событиях 1968 года, когда СССР вмешался в дела другой страны. Этот позор до сих пор не дает покоя многим бывшим советским совестливым людям. Спустя почти полвека Россия как истинный правопреемник СССР гусеницами танков пытается задавить украинскую свободу, не щадя при этом своих солдат, которых с Донбасса везут домой «грузом 200». Только вот об этом многие российские поэты пока молчат...

— Поэты как раз не молчат... Я считаю, этот кошмар необходимо прекратить на человеческом уровне. Этого хочу я, моя жена, мои дети, люди, с которыми я дружу, потому что тот, кто убивает человека, убивает и меня. Я слышу о фактах беспредельной жестокости с обеих сторон, я в ужасе от взрывов взаимной ненависти... Повторюсь, не понимаю в политике, зато понимаю в культуре. Культура — это параллельная Россия.

— Но вопреки всем законам геометрии с политикой она все же пересекается. За концерт для переселенцев в Донбассе Андрея Макаревича обвинили в предательстве по отношению к родине...

— Я знаю, что Андрей Макаревич, честный человек и блестящий музыкант, при-ехал туда не за гонораром, а для того, чтобы поддержать несчастных людей, переживших войну. Я принадлежу к последнему поколению тех, кто пережил войну, я помню эвакуацию, голод, детство без отца, потому что он воевал. От имени всех, кто навсегда ранен Второй мировой, готов не в ин-тервью, а в жизни орать: прекратите раз-говоры о правых и виноватых! Ради Бога, остановите кровавую пьесу! Любой ценой мир, любой ценой!

— Вы рассказывали, как вместе с Владимиром Высоцким и Иваном Дыховичным много лет назад открывали под Киевом ресторан «Млин». Вас наверняка там угощали украинским борщом с пампушками. Но в иных московских ресторанах украинский борщ найти теперь трудно. Вернее, борщ посетителям подают, но в меню он зашифрован как «русский суп». Скажете, кулинария тоже вне политики?

— Вы даете неверную информацию. В популярном ресторане «Пушкин» на Тверском бульваре смело кормят братским бор-щом. Да и мы, если угодно, в знак протеста накануне 1 сентября в доме у Алики Смеховой, провожая в суровую школьную дорогу моих внуков — первоклассника Ма-кара и девятиклассника Артема, — семьей отметили этот факт украинским борщом.

— Вы дружите с удивительным клоуном Вячеславом Полуниным, благодаря искусству которого мир становится светлее и добрее. Могли бы попросить его прислать именное приглашение на спектакль одному большому человеку небольшого роста, чтобы он тоже по-добрел и прекратил войну в Ук-ра-ине?

— Не знаю, подвластны ли политики чуду, которое творит Слава Полунин, но когда в «Снежном шоу» он идет по спинкам кресел, ему навстречу люди всегда протягивают руки. В Англии, которая считается родиной клоунады, его назвали луч-шим клоуном мира. Но, выступая в парижском Casino de Paris, он волновался, как при-мут его чванливые французы... Вот видите, мы опять обобщаем, а этого делать нельзя...

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Четыре года назад Вениамин Смехов отказался от звания Народного артиста РФ, предложенного ему к 70-летнему юбилею. Об этом он вообще-то говорить не любит, но однажды свой поступок объяснил так: "Мне нравится, что Пушкин не был членом Союза писателей, и Высоцкий тоже не был награжден, между прочим. Но это дело персональное, никого не будем обвинять. Кому нравятся цацки, а кому - просто собственное имя".

Собственное имя Вениамина Смехова ассоциируется с честью и достоинством, присущим также одному из главных его экранных героев - Атосу из поистине народного фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Он называет себя актером, режиссером, писателем и путешественником. После расставания с театром на Таганке, где сыграны десятки ролей, в том числе и в постановке "Мастер и Маргарита", благодаря которой зрители нарекли его "первым Воландом России", часто гастролирует со спектаклями и творческими вечерами, ведёт программы на телевидении, пишет прозу, стихи, мемуары. И смотрит на жизнь через призму грустной иронии - как человек, которому все понятно в этом несовершенном мире. Потому и старается "подправить" его своим творчеством.

Сегодня я живу между двумя фразами великих русских поэтов: "Нужно понять, что все потеряно, и тогда не страшно" Цветаевой и "В России нужно жить долго" Ахматовой…

Вениамин Борисович, тема отношений России и Украины сегодня настолько болезненна, что ее многие обходят стороной - чтобы не ссориться с друзьями или же из соображений безопасности. Вы не возражаете, если мы с Вами сегодня будем говорить именно об этом?

Во-первых, я не политик, моя профессия - актер. Как говорит мой герой в спектакле «Мастер и Маргарита», «каждое ведомство должно заниматься своими делами». Во-вторых, в последнее время я перестал доверять СМИ. Часто наши средства массовой информации уверенно-беззастенчивы в своих вопросах: "А верите ли вы в Бога?", "А вы патриот, вы поддерживаете то, что происходит в Кремле?", "А как у вас с женой?" В подобных случаях мне хочется ответить так: как частное лицо я не обязан исповедоваться, пусть даже и очень уважаемым журналистам.

Понятно. Значит, будем говорить об общечеловеческих ценностях. Правда, отношения России и Украины лежат в плоскости и этой темы тоже… Вы дружили с Владимиром Высоцким. Как он бы реагировал на сегодняшние события?

Думаю, он поступал бы по чести, как всегда. Но я не могу говорить за него. Владимиру Семеновичу, наверное, радостно было бы прочитать строки прекрасного поэта Сергея Гандлевского: "Драли глотку за свободу слова, будто есть чего сказать, но сонета 66-го не перекричать". Я сейчас окунулся в 66-й сонет Шекспира, который созвучен нашим сегодняшним тревогам, - и за Россию, и за Израиль, и за Украину тем более. Кстати, четыре года назад в Донецке я выступал в том же зале, что и Володя когда-то. Мне говорили, он был сердит на меня за то, что я не поехал с ним в Донецк, который он полюбил, но я тогда не мог, у меня были съемки. Так вот, оказавшись в Донецке, я начал с этого свое выступление и спросил: "Кто помнит тот концерт Владимира Высоцкого?" Меня прошибла слеза, когда взлетели руки немолодых уже людей. И я со сцены прочел стихи Высоцкого, написанные им когда-то для шахтеров:

Сидели, пили вразнобой мадеру, старку, зверобой,
И вдруг нас всех зовут в забой - до одного!
У нас стахановец, гагановец, загладовец, и надо ведь,
Чтоб завалило именно его…

- "Вот раскопаем - он опять начнет три нормы выполнять, начнет стране угля давать - и нам хана!" "Случай на шахте" называется. В Донбассе очень любили эту песню.

А ведь в горбачевские времена первыми, кто начал требовать справедливости, оказались именно шахтеры. Насколько мне известно, в последние годы у них были мизерные зарплаты, но они продолжали вкалывать. Всегда в проигрыше оказываются те, кто пониже… Впрочем, это опять политика, а я ее ненавижу. Я прошел личные испытания в 1950-80-х годах, и несколько дней назад сказал своему другу, одному из самых горячих наших правозащитников, перечислив тогдашние страхи угроз и репрессий, что мое поколение сегодня защищено предыдущей эпохой безнадежности. Это была эпоха идеологических арестов: Андрей Синявский, Юлий Даниэль, Александр Гинзбург… Это было время горького несчастья в городе Горький, где в ссылке томился Андрей Дмитриевич Сахаров. А потом, в 1984-м, Юрия Любимова изгнали из страны, за несколькими актерами театра на Таганке ездила машина КГБ, один из главных пакостников - руководителей советской культуры, распоряжавшийся судьбами театров и людей, сообщил мне в лицо, что меня ждет. Все прошло. Сегодня я живу между двумя фразами великих русских поэтов: «Нужно понять, что все потеряно, и тогда не страшно» Цветаевой и «В России нужно жить долго» Ахматовой…

Прекратите разговоры о правых и виноватых! Ради Бога, остановите кровавую пьесу!

- Хотите сказать, что бывали времена и похуже, чем сегодня?

Извините, что я хотел, я уже сказал. Идет война, и неважно, названа она войной или нет. Она касается двух исторически родных стран. Страны прекрасны, а все государства, власть фатально грешны перед своим народом. Трещина между нашими странами пролегла через человеческие судьбы, через семьи, через дружбу. Но, я уверен, сценарий жизни пишется гораздо выше нас.

Вы о высоких чиновниках, которые вершат людскими судьбами под кремлевскими звездами или же о высотах небесных?

Когда-то в Бонне нам с женой довелось слушать лекцию Карамзина нашего времени, - историка Натана Эйдельмана. Это было время, когда только упал "железный занавес" и в СССР повеяло ветром больших надежд. Я получил визу в Германию, где у меня были концерты (раньше об этом я не мог и мечтать). И вот в окружении прекрасных людей - диссидента и писателя Льва Копелева, его жены Раисы Орловой, художника Бориса Биргера - мы слушали чтения Натана Эйдельмана для историков из разных стран. Это был декабрь 1988 года. Обсуждали еврейский вопрос, крымско-татарский, войну в Афганистане, спрашивали о Сахарове, который совсем недавно вышел на свободу, - словом, говорили обо всем, что остро интересовало мировую общественность. Эйдельман отвечал на эти вопросы как истинно великий историк. Вспомнил карамзинские времена, Радищева, арестованного за книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", Чаадаева, которого объявили сумасшедшим за его произведения, и вообще всю эту ось государство - народ. Эйдельману удалось утолить любопытство большинства ученых. Но были и недовольные «осторожностью» советского историка, кому-то хотелось, чтобы он непременно "выстрелил" по Кремлю и по мавзолею Ленина, а он был просто русским историком и еврейским мудрецом и помнил слова Екклесиаста: «Суета сует, все суета… Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки… Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит…».

- Сегодняшние события тоже войдут в историю - как пример жестокой и, главное, бессмысленной войны…

- Все, что нашим народам необходимо сегодня, - это прекращение огня во что бы то ни стало. Кто-то из лидеров должен взять на себя первый шаг. Я уверен, что все кончится благом. Ведь у нас, как и у вас, - многовековая черноземная почва добра и культуры. Добро, конечно, победит… Для разрядки: я придумал, в чем была ошибка экономической политики советского государства. В том, что отобрали добро у кулаков. А «добро должно быть с кулаками».

Остроумная, но исторически грустная шутка. Карамзин, Радищев, Чаадаев, Гинзбург, Синявский и Даниэль, Сахаров - Вы упоминаете имена тех, кто вел Россию к свободе. Украина также всеми силами пытается обрести свободу. Но почему Россия, у которой столь яркое наследие свободомыслия, к свободе сегодня не стремится?

Да не обобщайте же, пожалуйста! Я вижу и знаю такую Россию, в которой, пользуясь словом поэта Дмитрия Пригова, немало "осмысленных" граждан и благих дел. А у властей предержащих есть и те, кто напускает на людей страх, но есть и другие - кто страшится за наши собственные беды: за нищету миллионов, за умирающие города и села, за плохую медицину, за ненадежность полиции, за бездомных детей и за многое другое.

В поэтический спектакль по стихам Евгения Евтушенко "Нет лет", с которым Вы объездили уже не одну страну, вошло стихотворение "Танки идут по Праге" о событиях 1968 года, когда СССР вмешался в дела другой страны. Этот позор до сих пор не дает покоя многим бывшим советским совестливым людям. Спустя почти полвека Россия как истинный правопреемник СССР гусеницами танков пытается задавить украинскую свободу, не щадя при этом своих солдат, которых с Донбасса везут домой "грузом 200". Только вот об этом многие российские поэты пока молчат…

Поэты как раз не молчат… Я считаю, что этот кошмар необходимо прекратить на человеческом уровне. Этого хочу я, моя жена, мои дети, люди, с которыми я дружу, потому что тот, кто убивает человека, убивает и меня. Я слышу о фактах беспредельной жестокости с обеих сторон, я в ужасе от взрывов взаимной ненависти… Повторюсь, не понимаю в политике, зато понимаю в культуре. Культура - это параллельная Россия.

Но вопреки всем законам геометрии с политикой она все же пересекается. За концерт для переселенцев в Донбассе Андрея Макаревича обвинили в предательстве по отношению к родине…

Я знаю, что Андрей Макаревич, честный человек и блестящий музыкант, приехал туда не за гонораром, а для того, чтобы поддержать несчастных людей, переживших войну. Я принадлежу к последнему поколению тех, кто пережил войну, я помню эвакуацию, голод, детство без отца, потому что он воевал. От имени всех, кто навсегда ранен Второй мировой, готов не в интервью, а в жизни орать: прекратите разговоры о правых и виноватых! Ради Бога, остановите кровавую пьесу! Любой ценой мир, любой ценой!

Вы рассказывали, как вместе с Владимиром Высоцким и Иваном Дыховичным много лет назад открывали под Киевом ресторан "Млин". Вас наверняка там угощали украинским борщом с пампушками. Но в иных московских ресторанах украинский борщ найти теперь трудно. Вернее, борщ посетителям подают, но в меню он зашифрован как "русский суп". Скажете, кулинария тоже вне политики?

Вы опять обобщаете, и я бы даже сказал, даете неверную информацию. В популярном ресторане «Пушкин» на Тверском бульваре смело кормят братским борщом. Да и мы, если угодно, в знак протеста накануне 1 сентября в доме у Алики Смеховой, провожая в суровую школьную дорогу моих внуков - первоклассника Макара и девятиклассника Артема, семьей отметили этот факт украинским борщом.

Вы дружите с удивительным клоуном Вячеславом Полуниным, благодаря искусству которого мир становится светлее и добрее. Могли бы попросить его прислать именное приглашение на спектакль одному большому человеку небольшого роста, чтобы он тоже подобрел и прекратил войну в Украине?

Не знаю, подвластны ли политики чуду, которое творит Слава Полунин, но, когда в "Снежном шоу" он идет по спинкам кресел, ему навстречу люди всегда протягивают руки. В Англии, которая считается родиной клоунады, его назвали лучшим клоуном мира. Но, выступая в парижском Casino de Paris, он волновался, как примут его чванливые французы… Вот видите, мы опять обобщаем, а этого делать нельзя… Оказалось, что французы не хуже нас и англичан. Во всем мире на спектаклях Славы Полунина зрители становятся детьми, возвращаясь в это чудное добротворное состояние. А вашу просьбу я ему передам, обещаю. Хотя остается в силе уже упомянутая любимая фраза моего любимого героя - булгаковского Воланда: "Каждое ведомство должно заниматься своими делами".



Рекомендуем почитать

Наверх