Тщетная предосторожность большой театр либретто. Тщетная предосторожность (балет). Действующие лица и сюжет

На короткие волосы 14.08.2020
На короткие волосы

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета "Тщетная предосторожность". Балет "Тщетная предосторожность" в двух действиях. Композитор Луи Герольд. Либретто и постановка Ж. Доберваля.

Первое представление (со сборной музыкой): Бордо, 1 июля 1789 г; с музыкой Герольда - Париж, Гранд-Опера, 27 ноября 1828 г.

Действующие лица: Марцелина, зажиточная крестьянка. Лиза, ее дочь. Колен, бедный крестьянин. Мишо, откупщик. Никез, его сын. Нотариус. Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Жадная фермерша Марцелина хочет выдать свою дочь замуж за глуповатого парня Никеза, сына откупщика Мишо. Но Лиза любит бедного крестьянина Колена. Марцелина не разрешает дочери встречаться с Коленом.

Приходят крестьянки - подруги Лизы и друзья Колена. Они всей душой сочувствуют горю Лизы и Колена, но помочь не могут. Марцелина ни на минуту не спускает глаз с дочери, заставляет ее работать по дому: кормить кур, взбивать масло, подметать двор.

Поле. Крестьяне работают. Среди НИХ Лиза, Никез, Колен и Марцелина. Надвигается гроза. Порывы ветра подхватывают Никеза, который взлетает на огромном зонтике. Общий хохот.

Комната в доме Марцелины. Крестьяне приносят влажные от дождя снопы и складывают их в угол. Незаметно в дом Марцелины пробрался и Колен, чтобы увидеться с Лизой.

Вскоре Марцелина уходит из дому, закрыв дверь на ключ. Дочь негодует на предосторожность матери.

Лиза мечтает о своей будущей жизни, когда она выйдет замуж за Колена и у нее родятся дети. Она научит их читать и будет ласковой матерью, но, если понадобится, будет и строга.

Внезапно снопы раздвигаются, и перед Лизой появляется Колен. Лиза смущена и испугана. Но мысль о том, что они, наконец, могут побыть вдвоем, наполняет их радостью и счастьем. Они обмениваются шейными платками. Идиллия Лизы и Колена коротка: слышны шаги возвращающейся Марцелины. Что делать? Лиза прячет Колена в чулан и принимается прясть, но делает это так неестественно, что Марцелина подозревает недоброе. Да и платок Колена на шее Лизы выдает ее.

Рассвирепевшая Марцелина в наказание запирает Лизу в чулан, в котором уже находится Колен.

Марцелина ждет нотариуса. Выгодный брак Лизы и Никеза радует ее и она почтительно приветствует пришедших вслед за нотариусом Мишо, Никеза и крестьян. Сейчас Марцелина выпустит из чулана непокорную дочь.

Дверь чулана раскрывается, и на пороге его появляются смущенные Лиза и Колен. Они бросаются в ноги к Марцелине, которой ничего не остается, как согласиться на их брак.

Л. Энтeлиc

Статья "Балет Тщетная предосторожность. Либретто" из раздела

Цена:
1500-3500руб

Стоимость билетов:

1 ярус 1500-2500
Бельэтаж 2000-3000
Амфитеатр 2500-3000
Партер 2500-3300

Использованы фрагменты музыки Риккардо Дриго, Луи Герольда, Цезаря Пуни, Жоржа Бизе.
Художник по восстановлению декораций — Михаил Сапожников.
Партии исполняют учащиеся Московской государственной академии хореографии.

Продолжительность — 2 часа 10 минут.

Либретто Жана Доберваля

«Тщетная предосторожность» - комедийный балет, рожденный более двухсот лет назад! Основателем жанра комедийного балета стал создатель данной постановки, французский хореограф Жан Доберваль. В его балетных спектаклях фигурировали обыкновенные люди - простые, непритязательные, с привычными пороками и бытовыми проблемами. Такой подход для той эпохи стал воистину новаторским, ведь прежде на балетной сцене блистали только «герои древности» или «небожители». Персонажам из социальных низов путь в балетные постановки был закрыт!

Интересен тот факт, что ни одного композитора для написания музыки к балету Жан Доберваль не привлекал; вместо этого использовал народные французские мотивы. Премьера балета «Тщетная предосторожность» состоялась в Бордо, 1 июля 1789 года. О том, как зародилась сюжетная фабула этой постановки, ходят различные легенды. Первоначально считалась, что сюжет придумал сам Доберваль. Вторая версия - не придумал, а вдохновился реальной забавной историей одной крестьянской семьи. Существует даже третья версия - Жану Добервалю как-то попался на глаза офорт Шоффара по картине художника Бодуена. Офорт изображал веселую бытовую сценку - юная девушка, потупив глаза, выслушивает распекания матушки, а на заднем плане по лестнице убегает любовник девушки, держа в руках свои панталоны. Самая смелая легенда утверждает, что в балете «Тщетная предосторожность» Жан Доберваль делится со зрителями моментами собственных любовных похождений!

В любом случае, балет получился действительно веселый - легкий, смешной, красочный. Дословно оригинальное название постановки переводится как «Худо сбереженная дочь» - в силу неблагозвучия для русского уха название в отечественных театрах было изменено. Сюжет непритязателен и прост. Юная девушка Лиза отличается чарующей красотой, и мать мечтает выдать ее замуж за богатого жениха. Однако у Лизы уже есть возлюбленный - нищий парень, крестьянин Колен. Мамаша всячески препятствует встречам дочери с Коленом, а под конец и вовсе запирает ее в чулан. Но ни она, ни Лиза не знают, что в чулан уже заранее пробрался Колен, который не желает покидать любимую! Тем временем мамаша активно готовится к свадьбе и собирает гостей. И вот когда дом уже полон и все готовы к торжественной развязке, отпирается чулан…и взорам собравшихся предстают Лиза с Коленом, да и в каком виде! В результате матери ничего не остается делать, как благословить брак любящих друг друга молодых людей.

«Тщетная предосторожность» - замечательный балет, редкий в своем жанре. Билеты на этот спектакль в Большом театре - чудесная возможность провести запоминающийся вечер, наслаждаясь классическим искусством танца и в то же время шутливым, забавным и комическим сюжетом.

Подробности

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОМСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Л. Герольд

ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в 2-х действиях, 4-х картинах

Либретто Ж. Доберваля

Балетмейстеры-постановщики: Д. Авдыш, В. Могильда

Дирижер - А. Лейтуш.

Художник - народный художник РСФСР и Башкирской АССР, лауреат премии им. С. Юлаева В. Плекунов.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

МАРЦЕЛИНА - В. Кузнецов, В. Тзапташвили
ЛИЗА - В. Фильянова, Е. Шихова, Ф. Якупова
КОЛЕН - А. Иванов О. Карпович В Кузнецов
МИШО - Ю. Надейкин Ф. Павлов В. Яковлев
АЛЕН - Ю. Ефимов А. Иванов А. Минеев
НОТАРИУС - С. Корнилов

Подруги, саботьеры, крестьяне, крестьянки - солисты и артисты балета.

Концертмейстер - М. Шостак
Педагог-репетитор - Л. Иванова
Зав. литературной частью Г. Мальбахова
Зав. постановочной частью- П. Дюмин

Техника спектакля:

Гл. машинист сцены - Ю. П. Малинин
Ст. машинист сцены - Г. В. Бондаренко
Ст. художник-гример - П. В. Ремизов
Ст. художник по свету - В. Н. Задорожный
Ст. художник-декоратор - А. И. Безгин
Ст. художник-бутафор - Г. М. Атраментова
Старший реквизитор - Е. А. Маслакова
Ст. костюмеры - Л. А. Малинина, Г. Ф. Фежоренко
Костюмы женские - Е. И. Редина
Костюмы мужские - А. Г. Гирина
Радио - М. М. Ионов
Обувь - Б. И. Кравец

Главный режиссер засл. деят. иск. Азерб. ССР А. Т. УСУБОВ
Главный балетмейстер засл. деят. иск. РСФСР В. Я. ТУЛУПОВА

Цена 10 коп.

Ом. обл. тип. 1982 г. Зак. 792, тир. 5000

«ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ»

I действие

Жадная фермерша Марцелина хочет выдать свою дочь замуж за глуповатого парня Алена, сына откупщика Мишо. Но Лиза любит бедного крестьянина Колена и не желает подчиниться матери.

Подруги Лизы и друзья Колена сочувствуют им, но помочь соединиться влюбленным не могут. Марцелина не спускает глаз с дочери, мешает ее встрече с любимым, заставляя работать по дому, не давая ни минуты отдыха.

Поле. Крестьяне отдыхают. Появляются Марцелина, Мишо и Ален. Они ищут Лизу. Ален мечтает о свадьбе, грезит о своем счастье с Лизой.

II действие

Комната в доме Марцелины. Лиза думает о возлюбленном. Марцелина пытается отвлечь ее от этих мыслей, давая уроки хорошего тона, обучая светским манерам. Наконец уставшая Марцелина засыпает. Лиза пытается открыть дверь и убежать из дому, но мать вовремя просыпается...

К Лизе приходят подруги. Вместе с ними тайком пробирается в дом и Колен. Он прячется в чулан. Заподозрив что- то неладное, Марцелина выпроваживает гостей из дому и уходит сама.

Лиза одна. Она мечтает о Колене, о будущих детях. Появляется Колен. Сердца влюбленных переполнены счастьем - наконец-то они могут побыть вдвоем. Слышны шаги Марцелины. Испуганная Лиза прячет Колена в своей спальне.

Марцелина приносит свадебное платье для дочери. Приходят нотариус. Мишо и Ален. Сейчас будет заключен выгодный брак. Чтобы не показывать дочь раньше времени в подвенечном платье, Марцелина заставляет Лизу спрятаться в своей комнате. Ален идет за Лизой... Дверь спальни раскрывается, на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо негодует. Планы Марцелины рухнули. Ей ничего не остается, как согласиться на брак дочери с Коленом
Крестьяне бегут смотреть на жениха и невесту. Из церкви выходят Лиза и Колен. Их радостно все поздравляют, просят Марцелину простить влюбленных.

Марцелина великодушно прощает молодых, в честь которых начинается сельский праздник.

Историческая справка

В 1789 году во Франции, в Бордо, с большим успехом шел балетный спектакль «Тщетная предосторожность». Музыка к балету была сборной, составленной из отрывков популярных в то время произведений: Луи Герольд, известный французский композитор, чьи оперы имели мировое признание, решил частично обработать и написать музыку к этому популярному балету. 27 ноября 1828 года в Париже, на сцене Гранд-опера, состоялась премьера двухактного балета «Тщетная предосторожность» с музыкой Л. Герольда.

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера балета "Тщетная предосторожность", впервые поставленного Олегом Виноградовым ровно 30 лет назад.

Спектакль Олега Виноградова за эти годы выдержал 40 постановок по всему миру. Для зрителей - это крепко сбитый, веселый, динамичный балет. Для театров - гарантия кассовых сборов. Для артистов - россыпь отличных ролей. Для специалистов - поучительный образчик отношений шестидесятников с классическим танцем. Об аутентизме и реставрации наследия тогда никто и не думал. Классику было принято "творчески развивать". Олег Виноградов извел старинную пантомиму, заменив ее полутанцевальной; наставил "действенных" танцев, где герои танцуют "не просто так", а "оттого, что"; превратил французских крестьян времен в фарфоровых пейзан и восстановил музыку Луи Жозефа Фердинанда Герольда, под которую и танцевали на премьере 1789 года.

Виноградовская "Тщетная предосторожность" прелюбопытно внедряет в практику теоретические постулаты 60-х. В те времена акробатизм полагали признаком технического прогресса, однако соблюдали и "верность эпохе": партнер хоть и таскает балерину на руках все адажио, но не поднимает ее выше плеча - балетмейстер помнит, что "верхние" поддержки вошли в обиход на сто лет позже. Непременным атрибутом балетного юмора считались стопы "утюжками", а стремление "оттанцевать" каждую восьмушку музыкального клавира - адекватным прочтением партитуры. Для решения формальных задач балетмейстер вставляет в двухактный спектакль целых три па-де-де главных героев. Одно построено на синхронных движениях танцовщиков (примете доромантического балета), другое разрабатывает "современность" - включение в классику элементов акробатики, третье - представляет собой дайджест классического экзерсиса, отыгрывая тогдашнюю моду на всевозможные класс-концерты.

Труппа Театра Станиславского воспроизводит постановку советского классика с пиететом, подчас избыточным. Кордебалет и корифеи поглощены "технологией" - следят за аккуратностью рук и ног, правильной работой корпуса и напряженно пытаются уложить в музыку навороченные каскады па. Стремления эти похвальны, но пока слишком бросаются в глаза. Солистам хуже дается игра. Особо усердно гримасничает Екатерина Сафонова, успешно одолевшая технические рифы партии Лизы. У ее партнера Романа Маленко тоже проблемы с актерской органикой, но к тому же не хватает природной выворотности, резкости и быстроты ног: к середине изощренных вариаций его Колен начинает "загребать" стопами и напрочь забывает о пристойных пятых позициях. От удовольствия видеть классического премьера Владимира Кириллова в партии комической старухи Марцелины зрители готовы простить ему некоторое однообразие мимических приемов. И лишь Антон Домашев в роли придурковатого жениха по-настоящему раскован и, соответственно, гомерически смешон.

Постановка "Тщетной предосторожности" 30-летней давности не выглядит случайной акцией. Реанимация советского наследия 60-70-х стала главным козырем столичных театров: недавно Большой восстановил "Лебединое озеро" Юрия Григоровича. Этим дело явно не ограничится: государственная мода на патриотизм и консервацию устоев нашла в московском балете преданных адептов. Щегольнуть европейским космополитизмом или провалить отечественный эксперимент может позволить себе только успешная Мариинка. Москвичи сделали ставку на официально признанный "золотой фонд" отечественного наследия - недорого и наверняка. Впрочем, содержимое фонда не всегда выдерживает испытания временем. Так, безыдейная балетная комедия оказалась не в пример жизнеспособнее "философской поэмы", балетмейстер Виноградов - интереснее балетмейстера Григоровича, а выбор Театра Станиславского - гораздо точнее ставки Большого.

Время МН, 1 июня 2001 года

Лейла Гучмазова

Пейзанки по старинке

Притерпевшись к тому, что со свежими идеями в нашем балете беда, хореографы первой плеяды все ласковее относятся к ремейкам и подновлениям. Лет пять назад, со скандалом покинув пост главного балетмейстера Мариинского театра, Олег Виноградов восстанавливает по миру балетную старину. Музыкальный театр имени Станиславского тоже приобщился. Отныне в репертуаре - "Тщетная предосторожность" урожая 1789 года в версии Олега Виноградова.

Балетмейстер не скрыл, что размножил свою "Тщетную..." по городам и весям сорок раз. Официально выкупив товарный знак Kirov Ballet School и обосновавшись в Нью-Йорке, "ленинградский Григорович", а теперь уже и кандидат на "русского Лякотта", гордится своим бестселлером. В жизни - жесткая конкуренция за место под солнцем, на экране - боевики и стрессы, а в театре - самый беспроблемный балет классики. Среди трех китов дожившей до наших дней старины "Тщетная..." самая пожилая и здравомыслящая. Она обозначила, что одни уже не хотят в балете аллегорий и мифов с Минервами, а другие еще не могут романтически развести грезы и реальность "Сильфиды" и "Жизели". "Тщетная..." - это простенькая история "про жизнь", то бишь про "Худо сбереженную дочь" (морализаторское название старомосковской, разумеется, не французской версии). Дочка любит бедного, но славного, мамаша стережет ее для глупого, но богатого. Уж было сберегла, вот-вот под венец, и вдруг - какой афронт! Запертая в спальне дочка не одна, а с тем самым счастливцем. От волнения все на миг забывают про пируэты и отчаянно мимируют. Долгожданная свадьба и танцы до упаду. Словом, не омраченная рефлексиями классика.

Виноградов вслед за Фредериком Аштоном предпочел более раннюю музыкальную партитуру Луи Герольда как равную настроению спектакля. Пейзане и пейзанки вяжут снопы под немудреное "раз-два-три" - Герольд с вкраплениями взял оркестрованной первозданной простотой, под такую музыку вполне могли веселиться крестьяне. Все, что нужно, и даже больше сделал художник постановки Вячеслав Окунев - у него будто майолика прикидывается гжелью, фарфоровые коровки роскошно выглядят в золоченом багете сцены. Все светлое, радостное, пахнет окультуренной природой и гобеленом с пастушками. Артистам бы суметь немного слукавить - и, глядишь, получился бы нормальный пункт афиши. Увы.

Танцевальный текст совсем несложен, исключая соло Колена (Роман Маленко) в финальной сцене. От актеров не требовалось технических свершений, только немного вкуса и изящества. Если пылить вывеской Художественного балета, из которого выросла труппа Музыкального театра Станиславского, то им тем паче пристало быть актерски точными и выразительными. А тут уморительно смешной Владимир Кириллов невольно сделал свою мамашу Марцелину главной героиней. Ни бодрая сельская молодежь, ни главные герои (хотя соперники Р.Маленко и А.Домашев были интереснее партнерши), ни ходульные персонажи второго плана не были на месте. И формула положительных эмоций от спектакля уложилась в кратенькое - Окунев плюс Кириллов.

Балетная старина - это, конечно, удобно. Пресную простоту всегда можно назвать незатейливостью и сослаться на первоисточник. Но старина - штучка тонкая, подойти можно по-разному. Можно действительно покопаться в архивах и сделать музейный новодел (случай со "Спящей красавицей" в Мариинском). Можно, подкрасив свое право на версию приобщением к непрерывной линии исполнителей, что передает в балете па из ног в ноги, сделать "свой взгляд во вкусе старины" (случай "Дочери фараона" Пьера Лякотта). Виноградов не занимался пиаром, что делает ему честь, или говорит о возможностях - в конце концов, это дело и выбор дирекции театра. Но как-то не нашел посыла, застряв где-то между "делать старину" или "играть в старину". А артистам театра Станиславского не объяснил разницы между пейзанами и колхозниками. Только и всего.

Известия , 2 июня 2001 года

Елена Губайдуллина

Сказка матушки Гусыни

"Тщетная предосторожность" в театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Вчера состоялась премьера спектакля, который поставил известный хореограф Олег Виноградов. В советские времена он около двадцати лет возглавлял Кировский (ныне Мариинский) балет. Балетмейстер приехал на московскую постановку из Вашингтона, где руководит Кировской балетной академией (название официально выкуплено у петербургского театра за 250 тысяч долларов). А месяц назад виноградовскую "Тщетную" поставили в Индианаполисе. Таким образом число театров, где идет этот балет, перевалило за сорок.

Секрет успеха спектакля Олега Виноградова, сочиненного им ровно тридцать лет назад для Ленинградского Малого оперного театра, легко объясним. Оригинальный и сложный хореографический текст "вышит" по канве старинного либретто Жана Доберваля, наполненного обаятельными комическими ситуациями. Для исполнителей - сущее раздолье. Есть где щегольнуть и актерским мастерством, и техникой классического танца. Не меньше удовольствий и для зрителей - и эстетические наслаждения, и развлечения, и поучения. Обнадеживает и мораль балета, высказанная в пословице "От худа до добра - один шаг" (одно из первоначальных названий старой "Тщетной").

Со сложным хореографическим рисунком труппа театра справляется легко и играючи. Заметно вырос уровень кордебалета. Виртуозным изяществом блистают и солисты - Екатерина Сафонова (Лиза) и Роман Маленко (Колен). Хотя этим исполнителям партий юных влюбленных актерской свободы пока еще не достает. И потому их сентиментальный роман несколько отступает на второй план. А главной героиней балета становится мамаша Марцелина.

Тот, кто поленится заглянуть в программку, ни за что не узнает в этой смешной деревенской умнице Владимира Кириллова, еще недавно бывшего главным балетным принцем театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Его Марцелина предстает и неловкой самоуверенной гусыней, забавно притоптывающей громадными башмаками, и лихой атаманшей, и старушенцией с больным сердцем.

"Тщетную предосторожность" любили всегда. К примеру, в России балет практически не исчезал из репертуара. По мотивам Доберваля ставили и Лев Иванов, и Александр Горский. Версия Горского долгое время входила в репертуар Московского хореографического училища. Жана Доберваля называли балетным Бомарше, а его самое знаменитое детище, родившееся в конце восемнадцатого века, считалось современным балетом того времени. Теперь свободолюбивые селяне превратились в хорошеньких фарфоровых пастушков и пастушек. И в технически сложном спектакле Олега Виноградова наивной естественности, присущей всем предыдущим "Тщетным", почти не осталось. Хореография, безусловно, заслужившая самый популярный знак советского времени, "знак качества", то и дело напоминает о космических скоростях и прочих доблестных достижениях. Тем не менее на "Тщетную" в Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко будут ходить именно "за стариной".

Независимая газета, 2 июня 2001 года

Майя Крылова

Фарфор в коровнике

Балет "Тщетная предосторожность" на сцене Музыкального театра

"ТЩЕТНАЯ предосторожность" впервые была поставлена во Франции, в Бордо, хореографом Жаном Добервалем. Это случилось в 1789 году, но та постановка не сохранилась и лишь в конце XX века была реставрирована. Старинная комедия положений когда-то была современным балетом, совершившим почти революцию: взамен стерильных аллегорических добродетелей и мифологических персонажей на балетной сцене появились грубоватые представители третьего сословия. Естественно, эти представители были облагорожены до пасторальных пейзан. Фабула завязана на сватовстве придурковатого Алена, сына богатого мельника, к разбитной красотке Лизе, дочери крестьянки Марцелины (эту роль традиционно исполняют мужчины). Лиза, естественно, любит бедного, но пригожего Колена, и после забавных недоразумений все приходит к счастливому концу.

Кто только не брался за пасторально-незатейливый сюжет - известны несколько вариантов балета, в том числе и всемирно знаменитый спектакль англичанина Аштона, отобранный Большим театром к постановке в следующем сезоне. Российский хореограф Олег Виноградов, в прошлом многолетний главный балетмейстер Мариинского (Кировского) театра, 30 лет назад тоже сочинил "Тщетную предосторожность", с тех пор спектакль поставлен в 40 театрах мира.

Ныне Виноградов проживает в Вашингтоне, где возглавляет балетную школу - Кировскую академию (название "Кировская" было куплено за 25 тысяч долларов у Мариинского театра, отказавшегося от советских реалий). Лишь на 10 дней хореограф приехал в Москву, чтобы довести до ума работу своего ассистента Аллы Малышевой. Виноградов предпочел легкую музыку француза Герольда (в начале XIX века собравшего в единое целое сборную солянку "Тщетной") более известному, но и более тяжеловесному варианту немца Гертеля, написавшего балет по мотивам партитуры Герольда. Скрипичный репетитор с кусками оркестровки Адана (автора музыки "Жизели") был найден Виноградовым в библиотеке Кировского театра, а позже дополнен фрагментами сочинений Герольда из балета "Сомнамбула". Жаль только, что оркестр Музыкального театра под управлением Вольфа Горелика исполнил эту искристую музыку совсем без "искры".

Балет из XVIII века - прекрасная возможность поиграть современными представлениями о "прекрасной Франции" до Французской революции. Искомый стиль "Тщетной" - что-то похожее на статуэтку в коровнике: смесь ужимок от эпохи рококо со здоровой крестьянской самоуверенностью. В декорациях Вячеслава Окунева старинные домики бежево-розово-голубых оттенков - в окружении смешных бутафорских кур и коров - напоминают о севрском фарфоре и дельфтском фаянсе. Костюмы Ирины Пресс особенно удачны в сцене сбора урожая (там они цвета спелой пшеницы) и умеренно пестры - ровно настолько, чтобы не мешать рассмотрению кордебалетного рисунка, изобретательно составленного Виноградовым из комбинаций троек.

Результатом работы танцовщиков Виноградов доволен наполовину, о чем и заявил вполне откровенно на пресс-конференции. Балерина на главную партию, что особенно понравилась автору, Наталия Щелокова, заявлена театром лишь во втором составе 11 июня. Для критики есть основания: во время спектакля часто возникало впечатление, что лексика балета дана танцовщикам как бы "в рост", для грядущего совершенствования. Роман Маленко (Колен) совсем не вытягивает ступни и колени во время танца. Кордебалет не всегда учитывает, что руки должны быть "мягкие", а на низ ног хоть и обращает внимание, но с переменным успехом. Но отдадим должное исполнителям, выступившим с полной самоотдачей, - танцевать эту "Тщетную" трудно. Мало того что движения поставлены необычайно "густо", кажется даже, что на каждую ноту. Автор справедливо гордится тем, что его классическая хореография основана на разнообразии мелкой техники и на сложных оригинальных комбинациях вплоть до спортивности. Хотя здесь совсем нет стилизации балетов XVIII века, но движенческая и смысловая отсылка к бальным и народным старинным танцам требуют изощренного актерского мастерства. Плюс несколько развернутых хореографических сюит с тремя кульминациями - действенными па-де-де. Адажио первого дуэта построено на партерной технике, второго - на поддержках, среди которых есть и изобретенные Виноградовым. Третье, свадебное, па-де-де остроумно начинается с элементарных движений балетного класса, приготавливающих танцовщиков к более сложным па и вдобавок срабатывающих как театральная метафора приготовления молодых к новой семейной жизни.

Танцовщики должны передать сочетание "танцующей пантомимы" с быстрыми "опрокидываниями" в собственно танец. Со-де-баск, после которого падают на пол. Арабеск - и игра в "ладушки". Заноски, сменяющиеся гримасами всех темпераментов. Так что Екатерина Сафонова (Лиза) не зря получала аплодисменты зала: при своей несколько сухой манере и актерской зажатости она в основном справилась с завихрениями техники. А отличный балетный актер Антон Домашев неотразимо пародировал сцену сумасшествия из "Жизели", скакал на игрушечном коне и ловил мух руками в роли деревенского дурачка Алена (по сведениям, дошедшим с генеральной репетиции, Домашев столь же ярко сделал и роль Марцелины, которую будет исполнять во втором составе). На первом спектакле партию грозной мамаши исполнил бывший классический премьер театра Владимир Кириллов. С необъятным бюстом и в огромных сабо, он с наслаждением прикалывается в роли - брутально поправляет корсаж, "грузно" притопывает на деревенском празднике и грозит непутевой дочке материнским пальцем. Этот юмор, как и смешной перепляс четырех саботьеров, имел грандиозный успех у публики, совсем еще недавно смотревшей Кириллова в партиях принцев и героев-любовников.

Грамотно выстроенный спектакль, в финале которого дивертисментный танец постепенно нарастает до апофеоза, явно получит длительную прописку в афише. Ведь его с одинаковым успехом можно считать и детским, и взрослым, ставить на утренники и по вечерам.

Время новостей, 4 июня 2001 года

Ольга Гердт

Жалко, что коровы не танцуют

В театре им. Станиславского и Немировича-Данченко поставили «Тщетную предосторожность»

«Тщетной» в постановке Олега Виноградова балетная афиша Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в буквальном смысле обогатилась. Бывший главный балетмейстер Кировского балета, ныне руководящий респектабельной школой в Америке и балетной труппой в Сеуле, в Москву приехал как преуспевающий бизнесмен. Спектакль он поставил за десять дней, предварительно отрядив в театр репетиторов, в ударных западных темпах вышколивших труппу, в последнее время застоявшуюся. В новых сочинениях главного балетмейстера театра Дмитрия Брянцева особо не растанцуешься. В «Саломее», к примеру, отсеченную голову Крестителя, которая мотается через сцену на канате вроде маятника Фуко, помнишь куда дольше, чем солистов и кордебалет.

В балете Виноградова «птички, коровки, бабочки и мухи присутствуют, но не танцуют». Это предуведомление в афишке - и милая шутка, и серьезный концепт. «Тщетную предосторожность», поставленную тридцать лет назад в ленинградском Малом оперном, очевидцы вспоминают как спектакль «легкий и очаровательный». Воспроизведенный позднее более чем в сорока театрах, балет, как выяснилось, прелести своей не утратил. При том, что Виноградова явно занимала фарфоровая статуарность спектакля, поставленного в городе Бордо в 1789 году, демонстрируют здесь не манеры XVIII века, а ту самую действенную классику семидесятых, когда затанцевали все - и солисты, и статисты, и мимирующие персонажи. У Виноградова неутомимы, как пчелки, и влюбленная парочка Лиза и Колен, и толстосум Мишо с придурковатым сынком, и мамаша Марцелина (эту созданную на счастье всем вышедшим на пенсию премьерам партию в новой постановке исполняет бывший герой-любовник театра Владимир Кириллов), и прочие пейзане и пейзанки в соблазнительных костюмчиках. Такой плотности и разработанности классических текстов мы давно уже не видели. Статичными не выглядят даже стоящие на сцене в полный рост коровки, уморительно мотающие фарфоровыми головами (художник Вячеслав Окунев).

Сегодня Виноградова, наверное, окрестили бы постмодернистом, учитывая, что время от времени он не забывает иронично «поработать» с классическим наследием, внедряя, к примеру, в сентиментальный водевильчик «воспоминания» о еще не поставленной в то время «Жизели», сцену сумасшествия из которой прекомично имитирует неудачливый жених Лизы, Ален. Безумие этого любителя бабочек и девочек доводит публику до веселой истерики. Можно предположить, что такого же эффекта добивались в свое время Доберваль и Герольд, опростившие в «Тщетной» высокопарные аллегорические сюжеты.

Труппа театра Станиславского, правда, оказалась не очень восприимчива к стилистическим тонкостям. Кордебалет берет слаженностью и аккуратностью. Солисты, Екатерина Сафонова (Лиза) и Роман Маленко (Колен) с техническими нюансами справляются куда успешнее, чем с актерскими. Лирические сцены куда бледнее гротесковых - трио Марцелины, Алена и Мишо или танца хипповатых трюкачей-саботьеров. Любовный треугольник по этой же причине разваливается - в нем явно лидирует комический персонаж Антона Домашева, способного превратить вполне обычные антраша в индивидуальные смешные реплики. Потрясающе быстры и его актерские реакции в ансамблях - жалко, что партнерам иногда нечем на них ответить.

Тем не менее театр можно поздравить с удачной репертуарной находкой. Как выясняется, чтобы сделать нечто под антиаквариат, не обязательно выписывать дорогого и модного стилиста из Парижа или рыться в архивах. Достаточно, оглянувшись в недавнее прошлое, с изумлением обнаружить, что подобную работу с неменьшим творческим азартом, но с меньшей претензией кто-то уже проделывал. К счастью, Олегу Виноградову, вернувшему «Тщетной» потерянную партитуру Герольда, нехитрый музыкальный текст, навеянный популярными мелодиями (позднее более «серьезную», но совсем не французскую музыку к спектаклю написал немец Гертель), не приходило в голову, что он совершает архивную революцию. Иначе результат наверняка был бы другим.

«Тщетная предосторожность» — в дословном переводе "Плохо присмотренная дочь" — балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем. Музыка специально к балету не сочинялась, Ж. Доберваль использовал французские народные мелодии. «Тщетная предосторожность» — единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры. Премьера состялась 1 июля 1789 года в г. Бордо.

Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце 18 столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене.
После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.
Одним из таких его балетов стал двухактный («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг») — именно так назвал сам автор своё произведение, покорившее в дальнейшем все мировые балетные сцены и более известное под названием La Fille mal gardée, а в России — «Тщетная предосторожность».

Действующие лица :

Марцелина, зажиточная крестьянка.

Лиза, её дочь.
Колен, бедный крестьянин.
Мишо, откупщик.
Никез, его сын.
Нотариус.
Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.


Сюжет.

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.



Рекомендуем почитать

Наверх