Сообщение об а к глазунова. Александр Глазунов: биография, интересные факты, творчество. Глазунов в живописи и фотографии

Мужские прически 25.01.2024
Мужские прически

(1865-1936)

Русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики (1922). Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Общался с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, П. И. Чайковским, С. И. Танеевым, В. В. Стасовым, под влиянием которых сформировались творческие принципы композитора. Участник Беляевского кружка. В 1885-1903 ежегодно награждался Глинкинскими премиями.

С 1888 выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 профессор Петербургской консерватории. В 1905 в знак протеста против реакционных действий дирекции ушёл из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества, с конца 1905 директор консерватории. После революции 1917 активно участвовал в строительстве советской культуры, перестройке музыкального образования, вёл общественную музыкально-просветительскую работу. С 1917 ректор Петроградской консерватории. В 1928 как член жюри Международного конкурса им. Ф. Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не смог возвратиться на родину.

Умер в Париже (в 1972 прах Глазунова перевезён в Ленинград). Почётный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании (1906), почётный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (1907), почётный член Национальной академии «Санта-Чечилия» (1914), член Музыкальной академии в Стокгольме (1929).

Глазунов - один из крупнейших русских композиторов конца 19 - начала 20 вв. Продолжатель традиций Могучей кучки и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпическую и лирико-драматическую ветви русской музыки. В творческом наследии Глазунова одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы, русская действительность, песенность славянских и восточных народов.

Произведения Глазунова отличаются рельефностью музыкальных тем, полным и ясным звучанием оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременное звучание различных тем, сочетание имитационного и вариационного развития). К числу лучших произведений Глазунова принадлежит также концерт для скрипки с оркестром (1904). Существен вклад Глазунова в камерно-инструментальную музыку, а также в балетный жанр (Раймонда. 1897. и др.). Следуя традициям Чайковского, Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен.

Завершил совместно с Римским-Корсаковым оперу «Князь Игорь», по памяти записал 1-ю часть 3-й симфонии Бородина. Участвовал в подготовке к печати произведений М. И. Глинки. Оркестровал «Марсельезу» (1917) , ряд произведений русских и зарубежных композиторов .

Основные произведения:

балеты-
Раймонда (либретто Л, Пашковой и М. Пе-типа, ор. 57, 1897; поставлен 1898, Мариинский театр, Петербург), Барышня-служанка, или Испытание Дамиса (на сюжет М. Пе-типа по картине Ватто, ор. 61, 1898; поставлен 1900, Эрмитажный театр, Петербург), Времена года (на сюжет М. Петипа, ор. 67, 1899; поставлен 1900, там же);

для хора и голосов с оркестром- Торжественный марш в честь открытия Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 (ор. 40, 1892), Коронационная кантата (ор. 56, 1895), Торжественная кантата в память 100-летней годовщины А. С. Пушкина (ор. 65, 1899), Здравица (слова В. А, Жуковского, без ор., 1903), Эй, ухнем! (без ор., 1905), Избранникам русского народа (без ор., 1906), Прелюдия-кантата к 50-летию Петербургской консерватории (без ор., 1912);

для оркестра-

симфонии-
№ 1 (Е-dur, ор. 5, 1881; 2-я редакция 1885; 3-я редакция 1929), № 2 (fis-moll, ор. 16, 1886), № 3 (D-dur, ор. 33, 1890), .№ 4 (Es-dur, ор. 48, 1893), № 5 (В-dur, ор. 55, 1895), № 6 (с-moll, ор. 58, 1896), № 7 (F-dur, ор. 77, 1902), № 8 (Еs-dur, ор. 83, 1906), № 9 (d-moll, 1910, неокончена, 1-я часть инструментована Г. Я. Юдиным);

сюиты-
Характеристическая сюита (d-moll, ор. 9, 1887), Восточная рапсодия (G-dur, ор. 29, 1889), Шопениана (сюита из сочинений Ф. Шопена, ор. 46, 1892), Балетная сюита (А-dur, ор. 52, 1894), сюита из балета "Раймонда" (Е-dur, ор. 57-а, 1898), Из средних веков (Е-dur, ор. 79,1902), финские эскизы (Е-dur, ор. 89, 1911);

увертюры-
1-я увертюра на 3 греческие темы (g-moll, ор. 3, 1882), 2-я увертюра на греческие темы (D-dur, ор. 6, 1884), Карнавал (ор. 45, 1893), Торжественная увертюра (D-dur, посвящена артистам придворного оркестра, ор. 73, 1900), Песнь судьбы (d-moll, ор. 84, 1908);

симфонические поэмы и фантазии-
Памяти героя (элегия, ор. 8, 1885), Стенька Разин (симфоническая поэма, ор. 16, 1885), Лес (фантазия, ор. 19, 1887), Море (фантазия, ор. 28, 1889), Кремль (симфоническая картина, ор. 30, 1891), Весна (музыкальная картина, ор. 34, 1891), От мрака к свету (фантазия, ор. 53, 1894), финская фантазия (ор. 88, 1909), Карельская легенда (музыкальная картина, ор. 99, 1916);

разные произведения для оркестра-
Серенада № 1 (ор. 7, 1883), Серенада № 2 (ор. II, 1884), Лирическая поэма (ор. 12, 1884), 2 пьесы - 1. Идиллия. 2. Грёзы о востоке (ор. 14, 1886), Мазурка (ор, 18, 1888), Славянский праздник (симфонический эскиз, ор. 26-а, 1888), Свадебное шествие (ор. 21, 1889), Концертный вальс.№ 1 (D-dur, ор. 47, 1893), Концертный вальс № 2 (Р-(F-dur, ор. 51, 1894), Торжественное шествие (посвящено В. В. Стасову, ор. 50, 1894), Романтическое интермеццо (ор. 69, 1900), Марш на русскую тему (ор. 76, 1901), Баллада (ор. 78, 1902), Гадание и пляска (балетная сцена для оркестра, ор. 81, 1904), Две прелюдии - 1. Памяти В. В. Стасова (1906). 2. Памяти Н. А. Римского-Корсакова (ор. 85, 1908), Памяти Н. В. Гоголя (симфонический пролог, ор. 87, 1909), Торжественное шествие (ор. 91, 1910), Восточная пляска (без ор., 1912?), Парафразы на гимны союзных держав (ор. 96, 1915), Вариации для струнного оркестра (ор. 97, 1918), Poeme epique (без ор., 1934);

для великорусского оркестра-
Русская фантазия (ор. 86, 1906);

для одного инструмента с оркестром-
2 концерта для фортепиано с оркестром- № 1 (f-moll, ор. 92, 1910), № 2 (Н-dur, ор. 100, 1917),концерт для скрипки с оркестром (а-moll, ор. 82, 1904), Concerto ballata для виолончели с оркестром (С-dur, ор. 108, 1931), концерт для саксофона с оркестра (Еs-dur, ор. 109, 1931); для виолончели с оркестром-2 пьесы, ор. 20, -1. Melodie (1888). 2. Serenade espagnole (1887), Песнь менестреля (ор. 71, 1900);

для скрипки-
Мазурка-оберек (без ор., 1917, издано посмертно под редакцией И. М. Ямпольского, М., 1951);

для ансамбля инструментов -
7 струн, квартетов: № 1 (D-dur, ор. 1, 1882), № 2 (F-dur, oр. 10, 1884), № 3 (G-dur, Славянский, ор. 26, 1888), № 4 (а-moll, ор. 64, 1894), № 5 (d-moll, ор. 70, 1898), № 6 (В-dur, ор. 106, 1921), № 7 (С-dur, ор. 107, 1930), сюиты для струн, квартета-Новинки (ор. 15, 1886), сюита С-(1иг (ор. 35, 1891), Прелюдия и фуга (в сб. пьес для струн, квартета "Пятницы", посвыше М. П. Беляеву, 1898), Элегия для струн. квартета (памяти М. П. Беляева, ор. 105, 1828), квартет для 4 саксофонов (В-dur, ор. 109, 1932), In modo religioso (квартет для медных духовых инструментов, ор. 38, 1892);

для фортепиано в 2 руки-
2 сонаты (№ 1 b-moll, ор. 74, 1901; № 2 с-moll, ор. 75, 1901), Тема с вариациями (ор. 72, 1900), сюита на тему "Саша" (ор. 2, 1883), 3 этюда (ор. 31, 1890), Большой концертный вальс (ор. 41, 1891), Прелюдия и фуга (ор. 62, 1899), 4 прелюдии и фуги (ор. 101, 1918-1923), Прелюдия и фуга (е-moll, без ор., 1926, обработка для органа 1829) и др.;

для 2 фортепиано-
Фантазия (f-moll, ор. 104, 1920);

для органа -
Прелюдия и фуга № 1 (D-dur, ор. 93, 1906), Прелюдия и фуга № 2 (d-moll, ор. 98, 1914);

для одного инструмента с сопровождением фортепиано-
Элегия (памяти Ф. Листа, для виолончели и фортепиано, ор. 17, 1886, первоначальное изложение для теноров, тромбона или валторны с фортепиано), Reverie (для валторны с фортепиано, ор. 24, 1890), Meditation (для скрипки с фортепиано, ор. 32, 1891), Элегия (для альта с фортепиано, g-moll, ор. 44, 1893), Листок из альбома (для трубы с фортепиано, без ор., 1899, посмертно издано, М.- Л., 1950);

для голоса с фортепиано-
5 романсов (ор. 4, 1882-1885), 2 песни на слова А. С. Пушкина (Вакхическая песня, Восточный романс, ор. 27, 1888; то же с сопровождением оркестра), 6 романсов (ор. 59, 1898, слова А. С. Пушкина и др.), 6 романсов (ор. 60, 1898, слова А. С. Пушкина и А. Н. Майкова) и др.;

для хора без сопровождения-
Гимн Пушкину (для женского хора с фортепиано аd libitum, ор. 66, 1899), Любовь (для смешанного хора, слова В. А. Жуковского, ор. 94, 1907), Вниз по матушке по Волге (русская песня для смешанного хора, без ор., 1921);

музыка к драматическим спектаклям-
Вступление и пляска Саломеи (к драме "Саломея" О. Уайльда, ор. 90, 1908), Царь Иудейский (музыка к драме К. Р., ор. 95, 1913), Маскарад (музыка к драме М. Ю. Лермонтова, без ор., 1913- 1916).

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

10 августа исполняется 145 лет со дня рождения композитора Александра Глазунова. О его судьбе впору снимать классический «байопик», с типичными для гения жизненными вехами: рождение в семье петербургских любителей музыки, ранние сочинения вундеркинда, замеченные Милием Балакиревым, счастливая учеба у мэтра Римского-Корсакова, выход в Большую Музыку - триумфальное исполнение Первой симфонии 16-летнего Глазунова (1882 год), пропаганда сочинений юного композитора меценатом Митрофаном Беляевым. Целую серию «байопика» можно было бы отвести теме «Глазунов и Русские симфонические концерты Беляева». Для этого проекта длиною в 30 лет Глазунов каждый год поставлял свои сочинения.

В своей остроумной «Неполной и окончательной истории классической музыки» британский актер и писатель Стивен Фрай упомянул русского композитора Александра Глазунова лишь в связи с «Князем Игорем». Эту оперу Глазунов и Римский-Корсаков дописывали и оркестровали после смерти ее автора - Бородина. Нахваливая лондонскую постановку «Князя Игоря», эстет Фрай отмечает «пушечный бас» Пааты Бурчуладзе и восхищается половецкими плясками. А вот Глазунова оставляет за скобками. Что странно: в свое время композитор и дирижер был крайне популярен на Западе, гастролировал в Америке, Германии, Испании, жил в Париже, был, в конце концов, почетным доктором Оксфорда и Кембриджа.

Его называли последним русским классиком 19 века, наследником Чайковского, «русским Листом» - одновременно «русским Вагнером», правда, не писавшим опер.

Вот «крупный план» композитора, его стиль: тут и русская удаль молодецкая (песенный лиризм и «скомороший» юмор), и западная романтика. Не зря «западник» Чайковский считал Глазунова единомышленником. Правда, сходство их музыкального мышления лучше всего видно на примере балетов: оба симфонизировали хореографические партитуры, превратив их из вспомогательных элементов в самоценные и смыслообразующие. Здесь вспоминается не только глазуновская «Раймонда» (1899), которую ставят все лучшие музыкальные театры, но и балет «Времена года» (не путать с одноименным фортепианным циклом Чайковского).

Вспомним едкое замечание Владимира Набокова по поводу жизнеописаний: мол, все они сделаны по шаблону. И все же в биографии Глазунова есть свой «саспенс». Из 19 века, века великой музыки, он перешагнул в век 20-й довольно далеко, дожил до зрелой советской власти и даже поначалу не слишком диссонировал с ней.

Апологет социального прогресса и директор Петербургской консерватории с 1905 года, Глазунов после 1917 года фактически руководил советским музыкальным просвещением. Возглавив консерваторию уже в качестве ректора, он старался, говоря стихами Мандельштама, «склеить двух столетий позвонки», восстановить преемственность между новым веком и музыкальной культурой прошлых времен. С помощью просветительской работы педагог напоминал современной культуре ее великую предысторию.

Умер Глазунов не в Советской России, а во Франции, в Париже (1936 год), где провел последние 8 лет после командировки в Вену в качестве члена жюри Международного конкурса имени Шуберта. Из Вены чета Глазуновых направилась в Германию, где когда-то с благословения Листа исполнялась Первая симфония Глазунова, а затем супруги осели во Франции. Эмигранты тут же сочли композитора «своим», «невозвращенцем». Однако громкого разрыва у Глазунова с СССР не было, да и исполнять его произведения на родине не возбранялось.

Впрочем, семья объясняет его решение остаться в Париже довольно сбивчиво. Дочь композитора, Елена Глазунова-Гюнтер, поясняет, что ее отец не мог вернуться в СССР после командировки в Австрию прежде всего из-за ухудшения здоровья. С другой стороны, Глазунова-Гюнтер тут же упоминает, что для ее отца Париж «был столицей старой культуры, где Глазунов уже когда-то пожинал плоды своего творчества», плюс сыграл свою роль проект Дягилева - создать «большую русскую консерваторию» в Париже. Для композитора-классика это были весьма веские аргументы в пользу Франции…

Глазунов остался в Европе - и стал там «полпредом» великой русской музыкальной культуры. Его чествовали, записывали на радио, восторгались его симфониями (их восемь) в газетах и журналах. Писали о его мастерстве полифонии и сходстве его симфонических поэм с «музыкальными картинками» Мусоргского: бессюжетные, они тем не менее зримо воплощали явления и людей (таковы «Стенька Разин» 1885 года, сюита «Из средних веков», «Лес», «Море», «Кремль», «Весна», «Мазурка»). Проводились параллели между «патриархом» Глазуновым и молодыми Рахманиновым и Стравинским.

Александр Константинович Глазунов родился в Петербурге 10 августа 1865 года в семье книгоиздателей.

Мать композитора была неплохой пианисткой, брала уроки фортепьянной игры и теории музыки у лучших музыкантов Петербурга. Отец играл на скрипке. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его начали обучать музыке. В детстве он увлекался итальянской оперой. Впоследствии это увлечение уступило место горячей любви к творениям Глинки и других создателей русской оперной классики.

Тринадцати лет Глазунов познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым, который был приглашен для занятий с матерью композитора. Балакирев увидел в по-детски написанных сочинениях признаки несомненного таланта и направил Сашу для систематических занятий к Римскому-Корсакову.

У Римского-Корсакова он брал уроки в течение полутора лет, с конца 1879 по 1881 год. Юный композитор развивался очень быстро, поощряемый советами Балакирева и Римского-Корсакова, постепенно ставших его друзьями.

Параллельно с занятиями музыкой он посещал реальное училище. Необычайная организованность, пожалуй, даже деловитость в занятиях музыкой позволили ему уже в ранние годы достигнуть высокого мастерства. Список его сочинений детских и отроческих лет немал и разнообразен: романсы, оркестровые пьесы, наброски оперы. К 1881 году Глазунов закончил свою Первую симфонию.

Она была исполнена в Петербурге 29 марта 1882 года. Римский-Корсаков назвал этот день великим праздником для всех петербургских музыкантов. "Юная по вдохновению, но уже зрелая по технике и форме, симфония имела большой успех", - писал он. Когда на вызовы публики на сцену вышел шестнадцатилетний автор, юноша в гимназической форме, публика была поражена.

После исполнения Первой симфонии возникли новые знакомства, сыгравшие значительную роль не только в жизни композитора, но и в истории русской музыки вообще. На этом концерте Глазунов встретился с М.П. Беляевым, богатым лесопромышленником и страстным любителем музыки. Беляев был восхищен талантом молодого композитора и решил пропагандировать его творчество. Увлечение творчеством Глазунова побудило Беляева заинтересоваться судьбой и других русских музыкантов. Он познакомился с группой современных композиторов и сумел оказать большое влияние на дальнейшее развитие музыки в России, поощряя творческий труд русских мастеров.

Сочинения Глазунова исполнялись сразу же, как только он успевал их окончить. Одно сочинение следовало за другим. В августе 1882 года Первая симфония была исполнена в Москве.

В 1883 году Глазунов окончил реальное училище. Затем начал посещать филологический факультет университета, но вскоре бросил его. Однако круг его интересов оставался широким.

Летом 1884 года Глазунов вместе с Беляевым совершил путешествие по Германии, Франции и Испании. Прежде всего, они посетили Веймар, где Глазунов присутствовал на исполнении своей Первой симфонии.

В октябре 1884 года Чайковский приехал в Петербург, чтобы участвовать в постановке "Евгения Онегина" в Мариинском театре. На вечере у Балакирева он встретился с Глазуновым. С этих пор между Глазуновым и Чайковским, который был вдвое старше его, завязались дружеские отношения, сохранявшиеся до последних дней жизни Чайковского. Чайковский интересовался всеми новыми сочинениями Глазунова.

Влияние Чайковского было благотворным для молодого композитора. Отчасти благодаря творческому общению с Чайковским музыка Глазунова приобрела драматизм и патетическую взволнованность, те черты, которые Глазунов определил как "элементы оперы", внесенные, по его мнению, Петром Ильичом в симфонию.

В ноябре 1884 года Беляев учредил премии за новые сочинения русских композиторов. Глазунов получил премию в 1885 году за свой первый струнный квартет и пожертвовал ее на памятник Мусоргскому. Затем он продолжал получать премии ежегодно. Исключением был лишь 1887 год, когда все премии были выделены на сооружение памятника только что умершему Бородину.

В начале 1880-х годов появилось очень много новых русских произведений для оркестра. Беляев решил организовать постоянные концерты, в которых ежегодно исполняли бы несколько программ исключительно из сочинений русских композиторов.

Эти "Русские симфонические концерты" устраивались с декабря 1885 года в течение тридцати лет. На каждом концерте исполнялось новое оркестровое произведение Глазунова, который сочинял так быстро и много, что никогда не давал повода нарушить это правило.

На первом "Русском симфоническом концерте", в декабре 1885 года, была исполнена симфоническая поэма Глазунова "Стенька Разин".

Вторая симфоническая фантазия "Море" написана в 1889 году. Вслед за "Морем" не замедлили появиться симфонические картины: "Кремль", "Весна" и другие. При всем значении этих произведений в творчестве Глазунова преобладали все же инструментальные произведения, основанные на чисто музыкальных законах и не подчиненные какому-либо сюжету.

Глазунов охотно оркестровал и чужие произведения и считался авторитетом в этой области. Даже композиторы старшего поколения охотно использовали его советы.

К концу 1880-х годов беляевский кружок вырос настолько, что воплотил все наиболее передовые стремления русской музыки того времени. Глазунов вошел в беляевский кружок в момент его образования, и авторитет его как композитора рос вместе с расширением деятельности кружка. В июне 1889 года Глазунов вместе с группой других музыкантов отправился за границу. На очередной Всемирной выставке в Париже Беляев организовал два концерта русской музыки, на которых Глазунов выступал как дирижер своих сочинений.

Популярность Глазунова за границей быстро росла. Произведения его все чаще встречались в программах концертов, а в прессе начали появляться разборы его сочинений и биографические справки о самом композиторе. Особенной известностью Глазунов пользовался в Англии, в 1907 году ему присвоили степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов. Он не раз посещал Лондон и дирижировал там своими произведениями.

К 1890-м годам он достиг вершин своего таланта, полного расцвета своих творческих сил и блестящего совершенства техники. Те индивидуальные свойства музыки, которые Глазунов обнаруживал еще в своих ранних произведениях, теперь вылились в мастерство вполне определившегося стиля. В эти два десятилетия на рубеже старого и нового века Глазунов создал свои лучшие произведения.

К числу наиболее значительных произведений Глазунова прежде всего относятся его последние симфонии, начиная с Четвертой и включая последнюю, Восьмую. Каждая симфония совершенна в своем роде, и ни одна из них не похожа на другую.

К этим же годам относятся превосходные произведения Глазунова в области балета. "Раймонда" (балет в трех действиях, либретто М. Петипа) написана в 1896-1897 годах, а поставлена впервые в Петербурге в 1898 году. Исторически она продолжает направление, намеченное балетами Чайковского, - симфонизацию балета. Музыка уже не играет вспомогательной роли, как это было в балетах Пуни и других композиторов, писавших музыку, под которую удобно было бы танцевать.

Балет "Раймонда" бесспорно принадлежит к числу лучших сочинений Глазунова. Однако второй балет - "Времена года" (1899) - более интересен по своим чисто музыкальным качествам. Весь балет представляет собой четыре картины: зиму, весну, лето и осень. Партитура этого балета - образец блестящего оркестрового искусства Глазунова.

В 1899 году Глазунов был назначен профессором класса оркестровки и чтения партитур в Петербургской консерватории. Вся его тридцатилетняя педагогическая деятельность и административная работа прошла в этом учебном заведении. Общественно-музыкальная деятельность Глазунова стала особенно интенсивной после смерти М.П. Беляева в начале 1904 года, когда вместе с Римским-Корсаковым и Лядовым он стал во главе музыкальной жизни Петербурга.

Для творчества Глазунова наступил менее плодотворный период. Педагогическая работа и дирижирование поглощали все его силы. К 1909 году относятся эскизы новой симфонии, из которой написана была первая часть (клавир). После Восьмой симфонии прошло тридцать лет, когда Глазунов начал писать Девятую симфонию, но смерть помешала ему закончить ее. Историческая миссия Глазунова-симфониста, завершившего блестящий период классической русской симфонии, была выполнена. В начале нового столетия музыка начала развиваться в ином, новом направлении.

Октябрьская революция застала Глазунова всецело поглощенным педагогической и общественной деятельностью. Несмотря на трудности первых революционных лет, он отдавал всю энергию делу музыкального просвещения. Глазунов привлек к работе в консерватории новые силы, стремясь обновить и пополнить состав профессуры. Вместе с ними он боролся против охватившего консерваторию в 1920-х годах пагубного увлечения формалистической западноевропейской музыкой.

В 1922 году в связи с празднованием сорокалетия творческой деятельности Глазунова ему было присвоено звание народного артиста Республики. Юбилей был отмечен рядом авторских концертов и постановкой балета "Раймонда". Осенью 1928 года Глазунов выехал за границу лечиться. Там, в Париже, он провел свои последние годы. В письмах тех лет он часто жаловался на усталость, много говорил о болезнях. Все же и тогда Глазунов продолжал композиторскую и дирижерскую деятельность, хотя условия для творчества были, по его словам, "далеко не благоприятны", а концертные турне очень утомительны.

Он дирижировал концертами из своих произведений в Париже, Мадриде, Лиссабоне и Валенсии. В ноябре 1929 года он впервые посетил Америку, где дал семь концертов: в Детройте, Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго. В 1930 году он дирижировал своими сочинениями в Лодзи, Варшаве и Праге, а в 1931-м - в Амстердаме и Истборне.

1. зачем вы здесь, юноша?..

Александр Константинович Глазунов с большим терпением и вниманием относился к начинающим композиторам. Лишь однажды он не выдержал и сказал юнцу, засыпавшему композитора своими бездарными опусами:
- Милостивый государь, у меня создалось такое впечатление, будто вам предложили выбор: сочинять музыку или идти на виселицу.

2. великие балуются

Однажды Глазунов пришел к Сергею Танееву и принес свое только что написанное произведение. Это была симфония. Танеев уговорил гостя исполнить ее. При этом хозяин запер все двери и попросил Глазунова начинать.
Глазунов сыграл, после этого начались разговоры, обсуждение. Полчаса спустя Танеев говорит:
- Ах, я запер все двери, а, может быть, кто-нибудь пришел...
Он вышел и через некоторое время вернулся с Рахманиновым.
- Позвольте познакомить вас с моим учеником, - представил он Рахманинова, - это очень талантливый человек и тоже только что сочинил симфонию.
Рахманинов сел за рояль и сыграл симфонию Глазунова. Потрясенный Глазунов говорит:
- Но ведь это моя симфония... Где вы с ней познакомились, ведь я ее никому не показывал?
А Танеев говорит:
- Он у меня сидел в спальне и с первого раза на слух все запомнил... Видал, какие у меня ученики!
- Не ученики, а баловники! - засмеялся Глазунов.

3. утешитель

Как-то раз пристрастный к горячительным напиткам Глазунов дирижировал Первой симфонией молодого Сергея Рахманинова будучи сильно навеселе (чего, впрочем, никто из публики не заметил). Симфония, однако, провалилась с треском, так как была слишком необычна и сложна для восприятия публикой.
Узнав, что молодой композитор чрезвычайно удручен провалом и даже готов потерять веру в свой талант, Глазунов сказал:
- Ах ты, Боже мой, что за молодежь пошла хлипкая! Ну, скажите ему, что все дело во мне. Хуже нет, когда дирижер пьян и весел, а публика трезва и серьезна... Лучше бы наоборот...

4. знакомая соната

Молодой человек, готовившийся к поступлению в Ленинградскую консерваторию, решил пойти на курсовой экзамен пианистов. Вышел пианист, начал играть что-то незнакомое. И вдруг молодой человек услышал рядом чей-то тихий, спокойный голос:
- На четвертую страницу переходит... Он обернулся и замер. Рядом сидел сам Глазунов, задумавшийся, медленно покачивающийся в такт музыке.
Через некоторое время снова раздался его голос:
- Вот уже на седьмую страницу перевалил.
И опять:
- К одиннадцатой подходит.
Юному музыканту очень хотелось сказать маститому соседу что-нибудь приятное. Он долго думал и наконец решился:
- Как вы хорошо знаете классическую музыку, Александр Константинович!
- И немудрено, - тихо ответил Глазунов, - это моя соната.

Глазунов, Александр Константинович - композитор. Родился 20 июля 1865 г. в Санкт-Петербурге. Происходит из старинного купеческого рода. Первоначальное образование получил дома. 9-ти лет стал брать уроки фортепианной игры у Н.Г. Холодковой (ученицы Антония Контского). Дальнейшее преподавание музыки мальчику поручено было Н.Н. Еленковскому. Мать Глазунова, хорошая пианистка, немало содействовала его музыкальному развитию. Окончив 2-е реальное училище, он поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет. Сильный толчок музыкальному образованию Глазунова дал Балакирев, приглашенный в 1878 г. для занятий музыкой с его матерью. По его совету Глазунов начал серьезно заниматься теорией композиции с Римским-Корсаковым, пользуясь в то же время практическими советами Балакирева при сочинении первой симфонии (E-dur, ор. 5), изданной после многих переделок, и фортепианной сюиты (ор. 2) на имя S-a-c-h-a. Скоро, однако, близкие отношения к Балакиреву прекратились. В 1881 г. преподавание было закончено. Оконченная тогда же первая симфония была исполнена 17 марта 1882 г. в концерте бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. Летом того же года симфония была исполнена под управлением Римского-Корсакова и в Москве на всероссийской выставке. В том же году (13 ноября) в квартетном собрании И. Р. М. О. исполнен был и первый смычковый квартет (D-dur, op. 1), а в 1883 г. исполнены обе его оркестровые увертюры на греческие темы (из сборника Бурго дю Кудрэ) - 1-я в симфоническом концерте И. Р. М. О. (8 января) под управлением А. Рубинштейна, а 2-я - в концерте бесплатной музыкальной школы (7 марта). Если в этих первых произведениях заметны влияния руководителей Римского-Корсакова и Балакирева, отчасти Листа, то в них, тем не менее, сказывается уже собственная сильная индивидуальность. Развитию ее способствовал целый ряд счастливо сложившихся условий, редко встречаемых в биографиях композиторов. Серьезный любитель музыки, М.П. Беляев оценил талант Глазунова и устроил (27 марта 1884 г.) специальный (закрытый) концерт из его сочинений под управлением Римского-Корсакова и Г.О. Дютша. Этот концерт положил начало постоянному учреждению - "Русские симфонические концерты", существование которых Беляев обеспечил навсегда. Беляевым изданы тоже почти все сочинения Глазунова. По инициативе Ф. Листа, первая симфония Глазунова была исполнена в съезде "Всеобщего немецкого музыкального союза" 14/26 мая 1884 г. в Веймаре. Вскоре затем Глазунов посвятил памяти Листа оконченную уже после его смерти в 1886 г. 2-ю симфонию (fis-moll). Влияние Листа отразилось в этой симфонии в приеме тематизма, объединяющего все ее части. В этой же симфонии живо чувствуется и влияние Бородина, с которым у Глазунова есть родственные черты в эпическом элементе его творчества. Сильное влияние Вагнера заметно на целом ряде сочинений Глазунова конца 1880-х годов. Фантазия "Море" (первое исполнение 18 февраля 1890 г.) посвящена памяти Вагнера. Впоследствии это влияние растворилось в недрах собственной индивидуальности. В 1889 г. Глазунов выступил в Париже в концертах (22 и 29 июня нового стиля) в Трокадеро, устроенных Беляевым во время всемирной выставки, на которых были исполнены под управлением автора симфоническая поэма "Стенька Разин" и 2-я симфония. По заказу из Америки написал для открытия всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 г. торжественный марш с хором ad libitum (op. 40; Es-dur). В 1899 г. Глазунов был приглашен в санкт-петербургскую консерваторию профессором класса чтения партитур. Во время волнений учащихся в 1905 г. он оставил консерваторию вместе с другими профессорами А. Лядовым, Ф. Блуменфельдом и А. Вержбиловичем в знак протеста увольнению из консерватории Римского-Корсакова. Но, после того как осенью того же года были изданы временные правила по управлению консерваториями, он вместе с Римским-Корсаковым и товарищами вернулся в консерваторию, будучи выбран единогласно художественным советом директором консерватории на 3 года; а затем был два раза переизбран на тот же пост. В 1907 г. в Санкт-Петербурге торжественно отпраздновано 2

5-летие композиторской деятельности Глазунова. Творчество Глазунова проявилось во всех родах и формах сочинения за исключением оперы. Но главная сфера его - так называемая абсолютная музыка и в ней симфония. Уже в самой ранней поре творчества его композиторское воображение удовлетворялось вполне только широкими оркестровыми формами, и в них он сразу явился первоклассным мастером. Его оркестровый стиль страдает разве только некоторой тяжеловесностью, но и этот недостаток в последних сочинениях исчезает. Творческая индивидуальность Глазунова утверждается все более и более со времени сочинения (1893 - 94) 4-й симфонии (Es-dur, op. 48). Европеец, преимущественно немец, по фактуре своих сочинений сложной, но ясной, он если и не культивирует специфически русский стиль, то всегда остается славянином в своей музыке с ее мягким, задушевным лиризмом ("Poeme lyrique", op. 12, Des-dur; Andante его симфоний и смычковых квартетов), с ее чувством природы ("Лес", ор. 19; "Весна", ор. 34), с ее молодецким, широким, стихийным размахом и мощью. Последняя особенность обнаруживается в грандиозных финалах его симфоний; из которых наиболее типичны финалы 5-й (B-dur, op. 55, 1865) и 6-й (c-moll; op. 58; 1896 г.): в них и без всякой программы живо чувствуется массовая народная жизнь. Характерен в этом отношении и "Славянский квартет" (смычковый ор. 26; G-dur) и в нем финал - "Славянский праздник", удивительно мощно звучащий. Он имеется и в оркестровом виде (Симфонический эскиз "Славянский праздник", ор. 26). Далеко не чужда его музыка и славянского юмора, проявляющегося нередко в скерцо его симфоний и квартетов. В скерцо сказывается и иная сторона его творчества - фантастика (типично скерцо 4-й симфонии). Глазунов редкостный гармонист по изобретательности и новизне гармонии, не впадающей, однако, никогда в вычурную изысканность, а как инструментатор он - достойный преемник Римского-Корсакова. Но его оркестр в ином роде: он больше любит густые краски, чем тонкие штрихи. Оркестровый стиль Глазунова отличается богатством полифонии. Но при всей ее нередкой сложности оркестровая ткань не теряет ясной пластики своих узоров. Голосоведение остается всегда безупречным, контрапунктической нагроможденности не замечается. Как на образцы можно указать на мастерский финал 7-й симфонии (F-dur; op. 77, 1902), с его грандиозным заключением, построенным на упорно проводимой фразе (ostinato) и особенно на 8-ю симфонию (Es-dur; op. 83; 1906 г.), удивительно цельную и серьезную по построению. С нею Глазунов вступил, по-видимому, в новый фазис творчества. Форма у Глазунова по соразмерности частей, по своей органичности, по неимению ничего лишнего отличается чисто классическим совершенством и законченностью. Как художнику Глазунову одинаково доступны области субъективного и объективного творчества. Обладая живой фантазией, способностью перевоплощения и богатой палитрой красок, он и в сфере программной музыки дал ряд замечательных произведений, начиная от "Стеньки Разина" (ор. 13; 1885 г.). Выделяется его сюита "Из средних веков" (ор. 79) и в ней "Песня трубадура", удивительно передающая, казалось бы, совсем чуждый нам дух далеких времен; "Пляска смерти" - характерная картинка уличного средневекового спектакля. Программы Глазунова кратки и ограничиваются часто одним заглавием. Он не задается в своей музыке передавать шаг за шагом содержание литературного текста. Сюда же относятся и его три балета "Раймонда" (в 3 д., ор. 57; 1898 - 99 г.), сделавшийся репертуарным в Императорских театрах; "Барышня-служанка" ("Ruses d"amour", op. 61) и "Времена года" ("Les Saisons", op. 67), оба одноактные. Ими он обогатил область симфонического балета. По общему характеру и содержанию своей музыки Глазунов оптимист, цельная, здоровая, уравновешенная натура, чуждая настроений не только болезненных, но и неясно определенных. Сочинения Глазунова почти все изданы у Беляева (свыше 90 opus"ов). В число их входят: 1) для оркестра: 8 симфоний; 5 сюит (характеристическая, ор. 9; "Шопениана", из балета "Раймонда"), 5 увертюр; "Карнавал"; "Торжественная"; "Песнь Судьбы", 2 серенады; "Памяти героя

"; "Стенька Разин"; "Лес", "Море", "Кремль", "Весна", "Лирическая поэма", "Из мрака к свету", "Идиллия" и "Грезы о востоке"; "Восточная рапсодия", "Свадебное шествие", "Мазурка", "Вступление и пляска к драме Саломея" О. Уайльда; 2) для камерного ансамбля: 5 смычковых квартетов; славянский квартет, 2 смычковых сюиты: "Новеллетты"; квартет для медных инструментов; 3) концерты с сопровождением оркестра: а) для скрипки и б) для фортепиано; 4) для разных инструментов, для фортепиано: сюита S-a-c-h-a; две сонаты для виолончели, скрипки, альта, валторны; для органа - "Прелюдия и фуга"; 5) для пения: 4 кантаты (соло, хор и оркестр): "Коронационная", романсы и др.; 6) 3 балета (вышеупомянутые). Музыка к "Маскараду" М. Лермонтова. Глазунов записал по памяти увертюру к "Князю Игорю" Бородина и вместе с Римским-Корсаковым окончил эту оперу. - См. А.В. Оссовский, "А. К. Г." (1882 - 1907, юбилейное издание); "Русская Музыкальная Газета", 1907, № 1; Римский-Корсаков, "Летопись моей музыкальной жизни" (СПб., 1909). Григорий Тимофеев.

История знает немало русских композиторов, которые своим творчеством внесли неоценимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Одним из них был Александр Константинович Глазунов – выдающийся музыкант, чьи произведения явились воплощением прогрессивных традиций отечественного демократического искусства. Его называли счастливчиком и баловнем судьбы, благословленным самим Творцом. Одарённый незаурядными способностями, он создавал радостную, светлую и гармоничную музыку достойную восхищения и недаром его сравнивали с Листом и Вагнером, а кроме этого считали творческим преемником Чайковского.

Краткую биографию Александра Глазунова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Глазунова

29 июля 1865 года в семье известного в Петербурге книгоиздателя К.И. Глазунова произошло радостное событие: на свет появился первенец, которого счастливые родители нарекли Александром. Отец малыша, Константин Александрович, был весьма образованным человеком, который ко всему прочему с увлечением музицировал на рояле и скрипке . Мама мальчика, Елена Павловна, ещё в детстве воспитываясь в пансионате, с усердием осваивала там игру на фортепиано. Её интерес к музыке был настолько велик, что она продолжила своё обучение и после замужества, а поскольку материальное положение семьи было весьма благополучным, то практиковаться в мастерстве исполнения Елена Павловна могла позволить себе под руководством таких выдающихся преподавателей Петербурга, как профессор консерватории Т. Лешетицкий и именитый композитор М. Балакирев .


Музыка в доме Глазуновых звучала постоянно, и поэтому маленького Сашеньку окружала не только доброжелательная, но и творческая атмосфера. Неординарные способности мальчика стали проявляться довольно рано. Заметив это, родители всячески стремились их развивать, наняв для его воспитания сразу двух гувернанток: немку и француженку. Согласно биографии Глазунова, в девять лет Сашеньку, одарённого хорошим слухом и музыкальной памятью, начали обучать игре на фортепиано под руководством лучших преподавателей города: сначала Н.Г. Холодковой, а затем Н.Н. Еленковского. Однако юный музыкант проявлял интерес и к другим музыкальным инструментам, осваивая также скрипку и виолончель . Уже в одиннадцать лет Саша впервые пробовал кое-что сочинить сам, а в четырнадцать - он был представлен М. Балакиреву, который познакомившись с детскими, пока ещё подражательными, композициями юного музыканта, обозначил в нем искру исключительного дарования и настоятельно рекомендовал незамедлительно обратиться для изучения основ композиции к Н.А. Римскому-Корсакову .

Александру посчастливилось, что его родители, имеющие хороший достаток могли оплатить частные занятия сына у такого выдающегося маэстро. Молодой человек занимался с большим интересом, жадно впитывая весь материал предоставляемый ему преподавателем. В результате усердной учёбы курс теории музыки, гармонии, инструментовки и анализа форм, который обычно рассчитан на 5-7 лет обучения Сашей Глазуновым был освоен за полтора года. Николай Андреевич был настолько доволен своим подопечным, что называл его не иначе как «молодой профессор», а вскоре и вовсе объявил, что более не намерен относится к нему как к своему ученику, но готов постоянно поддерживать его дружеским советом.


Помимо музыкального, Александр с 1877 года получал образование во Втором петербургском реальном училище, однако к этой учёбе он относился не достаточно серьёзно и каждый день возвращаясь домой после занятий полностью отдавался творчеству: садился за фортепиано, что-нибудь сочиняя или разучивая новые произведения. Кроме этого, молодой человек с удовольствием посещал концерты симфонической музыки, а однажды во время репетиции оркестра к одному из выступлений Н.А. Римский – Корсаков представил Сашу знаменитому музыкальному критику В.В. Стасову. Знакомство с замечательным человеком произвело на юношу такое большое впечатление, что ему захотелось больше общаться с ним. По этой причине Александр стал часто наведываться в Публичную библиотеку, где работал Владимир Васильевич и вскоре, несмотря на разницу в возрасте, они стали близкими друзьями. Более того, круг общения Александра с интересными людьми постоянно расширялся: он познакомился с А. Лядовым, а также членами содружества «Могучая кучка » А. Бородиным и Ц. Кюи.

Первая симфония

Первым крупным сочинением Глазунова, представленном широкой публике при содействии его авторитетных покровителей Н.А. Римского - Корсакого и М. Балакирева, стала симфония №1 , написанная в 1881 году. Триумфальное премьерное исполнение произведения состоялось в марте 1882 года в зале Дворянского собрания Санкт - Петербурга. Слушатели были приятно шокированы, когда после окончания симфонии при вызове автора на сцену вышел 16-ти летний подросток в форме реального училища. Всем стало ясно, что на отечественном музыкальном небосклоне загорелась новая звезда. На данном концерте присутствовал Митрофан Петрович Беляев – лесопромышленник, богатейший человек и большой меломан, который настолько восхитился дарованием молодого автора, что в дальнейшем стал активно популяризировать его творчество и тем самым сыграл в судьбе композитора значимую роль.

В 1883 году, после окончания реального училища, А. Глазунов как вольнослушатель стал посещать историко-филологический факультет Петербургского университета. Однако такая учёба совершенно не интересовавшая юного композитора, длилась не долго. В феврале следующего года он перестал посещать лекции, зато с удовольствием продолжал играть в университетском оркестре, где музицировал на виолончели, кларнете , валторне и тромбоне. А в мае 1884 года Александр вместе с М. Беляевым отправился в творческий вояж по странам Европы. В Германии у них состоялась встреча с Ф. Листом , который, услышав первую симфонию молодого композитора, дал его сочинению положительную оценку. После возвращения на Родину А. Глазунов влился в «Беляевский кружок», а в 1886 году познакомился, а затем крепко подружился с великим П.И. Чайковским . Между молодым и почтенным композитором завязалась доверительная переписка, носившая откровенный характер.

В 1887 году не только «Могучая кучка», но и вся музыкальная общественность Петербурга понесли тяжёлую утрату: безвременно скончался Александр Порфирьевич Бородин . Композитор оставил незавершенными два своих значимых произведения: оперу «Князь Игорь », над которой трудился в течение двадцати лет, и симфонию № 3. Незадолго до смерти Бородин проигрывал своим коллегам фрагменты из этих сочинений, однако всё было в эскизных вариантах. Закончить произведения в память о друге взялся Н.А. Римский-Корсаков, который незамедлительно привлёк для этой работы Глазунова, обладающего исключительной музыкальной памятью. В результате оба произведения были не только восстановлены, но и оркестрованы под стиль А.П. Бородина.

Осенью 1888 года в творческой жизни Глазунова произошло важное событие: композитор после долгих колебаний наконец-то решился и встал за дирижёрский пульт. А летом следующего года в рамках Всемирной выставки, проходящей в Париже, на концертах устроенных М. Беляевым, Глазунов так успешно продирижировал своей Второй симфонией, что французские газеты, наперебой расхваливая молодого русского композитора, положили начало его большой популярности за рубежом.


Годы творческого расцвета

Биография Глазунова гласит, что идущий следом 1905 год для композитора также был насыщен событиями, которые внесли определённые коррективы в его судьбу. В марте дирекция консерватории уволила Н.А. Римского - Корсакого, поддержавшего революционно настроенных студентов. В знак солидарности с выдающимся маэстро многие видные профессора, чётко определившие свою позицию, среди которых был и А. Глазунов, демонстративно покинули учебное заведение. В консерваторию Александр Константинович всё же вернулся, и произошло это в конце того же года после принятия «Октябрьского манифеста» и предоставления учреждению автономии, то есть отсоединения его от Русского музыкального общества. Кроме этого, некоторое время спустя по результатам выборов Александр Константинович занял должность директора консерватории.

В 1907 году А. Глазунов широко отмечал 25-летие своей творческой деятельности, получая поздравления не только от соотечественников, но и от европейских почитателей его таланта.

Революционные перемены

Вскоре для России наступили тяжёлые времена: сначала Первая мировая война, а затем и революция 1917 года. Однако Глазунов, в полной мере поглощённый работой в консерватории и музыкально – просветительской деятельностью, несмотря на значительные перемены, происходящие в стране, сумел остаться на своей должности. Он наладил отношения с новой властью, а именно с народным комиссаром просвещения А. Луначарским, сумел сохранить за консерваторией авторитетное положение, и летом 1918 года согласно ленинскому декрету она стала высшим учебным заведением. Такое внимание со стороны правительства мотивировало Александра Константиновича принимать активное участие в строительстве новой культуры молодой советской страны. Не жалея своих сил, он всю свою энергию отдавал музыкальному просвещению масс, выступая в роли дирижёра на концертах, проходящих в клубах фабрик и заводов, а также посещая конкурсы артистов художественной самодеятельности. Получившая широкое признание активная деятельность А. Глазунова была по достоинству оценена: в 1922 году ему присвоили звание «Народного артиста РСФСР». Однако в то же время позиции Александра Константиновича в консерватории сильно пошатнулись, так как некоторые профессора во главе с Б. Асафьевым желали более прогрессивных методов обучения. В коллективе возникали постоянные столкновения и пререкания, которых Глазунов очень не любил.

Отъезд за границу

В 1928 году Глазунов получил приглашение из Вены принять участие в качестве члена жюри в международном конкурсе композиторов, приуроченном к 100-летию со дня смерти Ф. Шуберта . Осенью Александр Константинович вместе с женой Ольгой Николаевной выехали в австрийскую столицу. После конкурса Глазуновы не спешили возвращаться в Советский Союз, так как решили попутешествовать по городам Европы. Они побывали в Праге, Дрездене и Лейпциге, а затем на месяц задержались в Гюндельсхайме, где композитор поправлял свое здоровье.


После Германии композитор с женой посетили Париж – город, с которым связаны прекрасные воспоминания его молодости и где проживало так много друзей – эмигрантов из России. Композитор в письмах А. Луначарскому постоянно сетовал на своё пошатнувшееся здоровье, однако уже в декабре выступал как дирижёр в знаменитом парижском «Плейель» на авторском концерте, после которого он получил приглашение совершить творческие поездки в Испанию, Португалию, Англию, а затем в Америку. Гастроли Глазунова были очень успешными: в его честь устраивали приёмы, расхваливали в прессе, произведения записывали на радио. Однако во время пребывания на американском континенте композитор тяжело заболел, из-за чего сорвалось нескольких запланированных концертов и как результат неуплата устроителями турне большей части обещанного гонорара.

После возвращения в Европу здоровье композитора стало ухудшаться, тем не менее он продолжал выступать на концертах как дирижёр, объезжая разные европейские страны. В 1932 году семья Глазуновых основательно обосновалась в Париже, так как диагнозы, которые доктора выставляли композитору, не предвещали ничего хорошего. Александр Константинович умер 21 марта 1936 года во Франции, почти десять лет продлевая свой советский паспорт, он так и не стал эмигрантом и до последнего своего вздоха надеялся вернуться на родину, в свой родной Петербург.



Интересные факты о Глазунове

  • Книгоиздательская фирма Глазуновых начала своё существование в Петербурге конце 18 века. Основатель фирмы Матвей Глазунов одним из первых открыл свои книжные магазины в Москве, а затем и в северной столице. Дед композитора - Илья Глазунов ещё при жизни А.С. Пушкина издал сочинение великого поэта «Евгений Онегин» в таком оригинальном формате, что сам автор не раз заходил к издателю, чтобы полюбоваться на необычную книгу, напечатанную со всеми для того времени новшествами печатной технологии.
  • У Александра Глазунова была сестра, которая родилась через два года и два младших брата, однако с ними будущий композитор познакомился только когда ему исполнилось девять лет. Мама Саши, Елена Павловна, таким своеобразным образом оберегала своих детей, от различного рода детских заразных болезней. Один из братьев композитора Дмитрий Глазунов впоследствии стал знаменитым энтомологом и путешественником, а младший Михаил продолжил книгоиздательское дело своего отца.
  • Обычно о дирижёрах оркестровые музыканты не всегда отзываются хорошо, но А. Глазунов пользовался у них неоспоримым авторитетом. Композитор не подавлял музыкантов и на репетициях говорил только тихим голосом. Он прекрасно знал возможности инструментов, так как на многих умел играть. Как то однажды валторнист на репетиции оркестра посетовал на непомерную сложность определённого пассажа. Александр Константинович взял у музыканта инструмент и виртуозно сыграл «неудобный» фрагмент.
  • Композитор имел феноменальную музыкальную память: современники утверждали, что он после одного прослушивания мог записать партитуру целой симфонии. Такая фантастическая способность А. Глазунова помогла восстановить незаконченные А. Бородиным оперу «Князь Игорь» и «Третью симфонию».
  • Помимо необыкновенной музыкальной памяти Александр Константинович обладал исключительным слухом, который моментально реагировал даже на незначительные отклонения от должного звучания. Современники рассказывали, что от нечистого звучания у него начиналась головная боль. Так во время исполнения сочинения С. Прокофьева «Скифская сюита» Глазунов покинул зал, так как не смог до конца дослушать это произведение.
  • Александр Глазунов пользовался большой популярностью в странах Европы, но особое признание он имел в стране «Туманного Альбиона». Композитор несколько раз посещал английскую столицу, где на концертах дирижировал своими произведениями. Оценив его заслуги, Русское симфоническое общество в Великобритании избрало А. Глазунова почетным вице-президентом, а в 1907 году Оксфордский и Кембриджский университеты присвоили ему почётную степень доктора. Кроме этого он стал почетным членом Национальной академии Св. Цецилии.
  • Меценат М. Беляев, для того чтобы у Александра Глазунова не было проблем с изданием его произведений, основал в Лейпциге нотоиздательскую фирму «M. P. Belaieff, Leipzig» и приобрёл исключительное право на издание всех сочинений композитора.


  • Директор императорских театров И. Всеволожский, с большим высокомерием относившийся к отечественным композиторам, услышав на коронации императора Николая II в 1896 году произведение А. Глазунова, специально написанное для этого события и с восторгом воспринятое представителями царской семьи, незамедлительно сделал композитору предложение о сочинении балета. Так появилась «Раймонда», а затем«Барышня служанка» и «Времена года».
  • Из биографии Глазунова мы узнаём, что в 1905 году, недовольный действиями дирекции и уволившийся из консерватории, композитор впал в депрессию. Он всё время проводил на даче и находил забвение в вине. Мать Глазунова, Елена Павловна, чтобы как-то развеять сына, отдавала распоряжение шофёру усаживать Александра Константиновича в автомобиль и катать до полного его отрезвления.
  • А. Глазунов стал профессором, а затем и директором Санкт-Петербургской консерватории не имея консерваторского образования.
  • Поступки великодушного директора Петербургской консерватории всегда бурно обсуждались среди студентов. Известен случай, когда Александр Константинович остановил свой взгляд на бедно одетой худенькой девушке – учащейся вокального отделения. Расспросив о ней сокурсников, Глазунов узнал, что студентка влачит настолько нищенское существование, что стоимость её ежедневного обеда составляет всего четыре копейки. Возмущённый таким положением директор вызвал девушку к себе и сообщил о назначении ей ежемесячной стипендии в сумме 25-ти рублей. Кроме того, известен тот факт, что Александр Константинович в тяжёлые двадцатые годы, помогая неимущим учащимся, жертвовал им всю свою зарплату, а сам тем временем сидел в холодной квартире, потому что платить за отопление было нечем.
  • У Александра Константиновича было много учеников, которые оставили свой след в истории советской музыки, но самым известным из них стал Дмитрий Шостакович .
  • Жена А. Глазунова Ольга Николаевна через некоторое время после смерти мужа уехала из Парижа на Святую Землю, закрылась в келье монастыря и чтобы хоть как то слиться с любимым супругом при принятии пострига взяла себе имя Александра.
  • Останки Александра Глазунова в 1972 годы были перевезены из Франции в Ленинград и с большими почестями перезахоронены в некрополе Мастеров искусств Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
  • Имя выдающегося композитора носят Малый концертный зал Петербургской консерватории, Петрозаводская государственная консерватория, а также музыкальные школы в Москве и Барнауле.

Творчество Александра Глазунова


Вклад Александра Глазунова в развитие мировой музыкальной культуры сложно переоценить. Его творчество, сформировавшееся под влиянием М. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А. Бородина, П.И. Чайковского не только продолжило традиции великих мастеров, но и неразрывно связало русскую музыкальную классику с зарождающейся советской музыкой. Искусно применяя своё мастерство в гармонии и контрапункте, а также умело используя всё разнообразие оркестровой палитры, Глазунов изначально создавал произведения как лирико-драматического так и картинно-эпического содержания, но затем, синтезировав два этих направления, создал свой лирико-эпический симфонизм, в котором стремился передать весь мир человеческого счастья, душевное благородство и искренность.

Творческую судьбу Александра Глазунова, длившуюся около без малого пятьдесят лет, несомненно, можно назвать успешной. Многие произведения, выходящие из-под пера композитора, ещё «тёпленькими» ложились на дирижёрский пульт, чтобы вскоре получить оценку слушателей. Сочинял Глазунов очень много. Так, заканчивая один опус, он тут же приступал к работе над другим. Вот почему композитор одарил потомков таким щедрым творческим наследием, включающим в себя три балета («Раймонда», «Барышня - служанка» и «Времена года»), восемь симфоний, семь сюит («Восточная рапсодия», «Характеристическая сюита», «Шопениана», «Балетная сюита», «Из средних веков», сюита из балета «Раймонда», «Финские эскизы»), пять увертюр (2 увертюры на греческие темы, «Торжественная увертюра», «Карнавал», «Песнь судьбы»), симфонические фантазии и поэмы («Памяти героя», «Стенька Разин », «Море», «Лес», « Весна», « Кремль», «От мрака к свету», «Карельская легенда», «Финская фантазия»), пять инструментальных концертов, шесть произведений для голосов и хора с оркестром («Торжественная кантата», «Торжественный марш», «Здравица», «Эй, ухнем!», «Прелюдия-кантата). Помимо этого, А. Глазуновым было написано много разнообразных концертных композиций для симфонического оркестра, произведения для различных инструментов (фортепиано, скрипка, альт , валторна, труба, орган ), многочисленные камерные ансамбли, «Русская фантазия»для оркестра народных инструментов, пьесы для фортепиано в 2 руки, романсы, а также сочинения для хора без сопровождения и музыка к драматическим спектаклям («Саломея» «Царь Иудейский», «Маскарад»).


Александр Константинович Глазунов стал во главе Санкт-Петербургской консерватории в декабре 1905 года и проработал в этой должности более двадцати лет, до 1928 года. Это было очень трудное для страны время, однако для студентов и преподавателей учебного заведения, по словам современников, оно было чудесным, так как талант А. Глазунова во всей полноте проявился и в административной работе. Своей принципиальностью и чуткой отзывчивостью он снискал большое уважение не только у студентов и преподавательского состава, но и всей музыкальной общественности российской столицы.

Уже изначально Глазунов, со всей ответственностью приступивший к своим обязанностям и организационной работе, хотя и считал её скучной, отдавался полностью. В первую очередь он привёл в порядок административные дела, а кроме того, повышая требования к преподавателям и студентам и тщательно вникая во все тонкости академического процесса, существенно преобразовал учебный план. Во-вторых, благодаря инициативе нового директора в консерватории были организованы студенческий симфонический оркестр и оперная студия.

Новой руководящей должности А. Глазунов отдавался всецело: помимо урегулирования учебного процесса ему приходилось решать и самые разнообразные хозяйственные вопросы. Времени на творческую деятельность у композитора почти не оставалось: он меньше сочинял новых произведений и часто отказывался от участия в концертах.

Заниматься административной работой Александру Константиновичу не нравилось, однако истинное удовольствие он получал от общения с молодыми талантами. Директор считал для себя обязательным присутствовать на ежегодных экзаменах, иной раз за месяц ему приходилось прослушивать несколько сотен выступлений. Он очень радовался, если замечал в юном исполнителе признак дарования, следил за успехами студентов и лично писал на каждого характеристику.


Молодёжь консерватории относилась к Александру Константиновичу Глазунову с большим почтением, так как видела в нём не только авторитетного композитора и преподавателя, у которого можно было многому научиться, но и руководителя, внимательно заботившегося о каждом студенте. При приёме молодых людей в учебное заведение Александр Константинович оценивал лишь музыкальные способности поступающих. Его не интересовала ни сословное происхождение, ни национальность абитуриентов, а установленную правительством квоту для евреев считал позором. В результате такого подхода в консерватории училось много подающих надежды талантливых музыкантов. Соответственно среди них были представители из беднейших слоёв населения, которым директор в силу своих возможностей старался помочь. Например, всю свою заработную плату руководителя и преподавателя А. Глазунов отдавал в кассу помощи студентов.

Заслуги Александра Константиновича и тот неоценимый вклад, который он внёс в развитие консерватории, были высоко оценены: в декабре 1920 года, отмечая пятнадцатилетний юбилей его руководящей работы, президиум учебного заведения вынес решение о присвоении Малому залу Петроградской консерватории имя А. Глазунова.

Личная жизнь Александра Глазунова

Александр Константинович был необыкновенно светлым и добрым человеком. Его душевное устройство было настолько гармоничным, что казалось должно обязательно притягивать к себе счастье. Однако судьба распорядилась иначе, и долгое время единственной женщиной, которая была дорога сердцу композитора, была его мама Елена Павловна. И всё же семейное счастье не обошло его стороной. Когда Глазунов был уже в достаточно зрелом возрасте, свершилось необычайное чудо: в доме Александра Константиновича появилась молодая женщина, которую звали Ольга. Её себе в помощницы наняла Елена Павловна, которая, всегда заботливо ухаживающая за любимым сыном, стала чувствовать затруднение в ведении домашнего хозяйства. Очень скоро Ольга стала близким и родным для Александра Константиновича человеком, окружившим его нежной заботой. Кроме любви, преданности и заботы Ольга Николаевна подарила Александру Константиновичу и семейное счастье. Глазунов очень любил детей, но перенесённое в молодые годы тяжёлое заболевание лишило его радости отцовства. В дом Глазуновых Ольга пришла не одна: на руках у неё была маленькая девочка, которую к радости композитора звали по имени его любимой матушки - Еленой. Большая квартира на Казанской улице наполнилась весёлым смехом маленькой Леночки, которая вскоре стала называть композитора папой, а её одарённость музыкальными способностями ещё больше сблизило девочку с приёмным отцом. В дальнейшем Елена, носившая фамилию и отчество Глазунова, стала блистательной пианисткой, которая успешно выступала на концертах вместе со своим отчимом, исполняя его фортепианные произведения.

Глазунов и Ольга прожили вместе пятнадцать лет, но официально зарегистрировали брак только после переезда в Париж, незадолго до смерти композитора. По воспоминаниям близких людей отношения между Александром Константиновичем и Ольгой Николаевной были удивительно тёплыми и гармоничными. А в последние годы жизни композитора, когда его настигла тяжёлая болезнь, Ольга, забывая о себе, жертвенно ухаживала за любимым супругом, ни ночью, ни днём не отходя от его постели. После смерти Глазунова Ольга Николаевна находила утешение лишь в том, что поддерживала память о дорогом муже.

Александр Глазунов - это гениальный музыкант, сыгравший значимую роль в развитии не только русской, но и мировой музыкальной культуры, и чьё мастерство является ценнейшим примером для последующих поколений композиторов. Его богатое творческое наследие достойно восхищения, так как идеально-гармоничную музыку, наполненную радостью и светом, хочется слушать и слушать.

Видео: смотреть фильм о Александре Глазунове



Рекомендуем почитать

Наверх