Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Красота. Проблема соотношения внешней и внутренней красоты (по тексту Ю. М, Нагибина) (ЕГЭ по русскому) Проблема взаимоотношения внутренней и внешней красоты

Стильные 02.12.2020
  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Н. Заболоцкий - стихотворение «Некрасивая девочка».

Поэт задается вопросом, что такое красота. Он видит девочку- дурнушку, беспечно бегающую по двору с мальчишками. Но при этом она добра, умеет радоваться чужому счастью, в дви­женьях ее - «младенческая фация души». И в финале поэт восклицает: «А если так, то что есть красота И почему ее обо­жествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» И мы понимаем, что красота внутрен­него мира человека так же важна, как и его внешность.

  • Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». В контра­сте внешнего облика человека и его внутреннего мира, по мыс­ли Л.Н. Толстого, заложен глубокий смысл. Это еще одна ил­люстрация идеи противостояния истинных и ложных ценно­стей в человеческой жизни. Героиней, обладающей не слиш­ком привлекательной внешностью, является у Толстого Марья Болконская. Однако она добра, благородна, религиозна, об­ладает высочайшей силой духа. Любовь полностью преобра­жает ее, заставляя сиять ее прекрасные, лучистые глаза, при­давая грациозности движениям. И княжна Марья обретает свое счастье в браке с Николаем Ростовым. Красавица Элен же, напротив, полностью лишена какого-либо внутреннего содержания. Она корыстолюбива, лжива, безнравственна. «Где вы, там разврат, зло...» - говорит ей Пьер. Жизнь ее пуста, бессмысленна. Создается впечатление, что для нее не суще­ствует самого понятия «счастье». В финале она умирает, не совершив ничего хорошего в этой жизни.
  • А.Н. Толстой - рассказ «Русский характер». Герой рас­сказа лейтенант ЕгорДремов был покалечен на фронте, горел в танке, потом очень долго лежал в госпитале, перенес много операций, в результате внешность его изменилась, лицо было сильно изуродовано. При этом он был очень скромным чело­веком, не любил хвастаться своими подвигами, старался ни­чем не обременять окружающих. После всего происшедшего лейтенант подумал, что теперь родители испугаются его внеш­него вида, невеста Катя откажется от него. Поэтому, приехав домой в отпуск, назвался чужим именем. Но для родителей и Кати самым главным оказалось то, что он жив, а не его вне­шность. Автор восхищается в этом рассказе русскими харак­терами. Он замечает, что внешняя простота, скромность чело­века, неказистая внешность - все это лишь первое впечатле­ние о человеке. А раскрывается глубина человеческой натуры в минуты суровых испытаний: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила - че­ловеческая красота!»

В. Гюго - роман «Собор Парижской Богоматери». Зво­нарь Собора Парижской Богоматери, горбун Квазимодо, влюбляется в красавицу Эсмерал ьду. Он спасает ее от смер­ти, укрывая в стенах Собора. Так, уродливый внешне и внут­ренне противоречивый герой оказывается наделенным пре­красными человеческими качествами: добротой, преданно­стью, даром сильной и бескорыстной любви. В финале ро­мана Эсмеральду казнят, и Квазимодо умирает, обняв свою любимую.

О. Генри " "
Самое важное не внешний блеск, а внутреннее содержание. Человека создает на количество наличных средств, а его душа. К таком вывод можно прийти, прочитав рассказ О. Генри « ». Главный герой рассказа - молодой человек по имени Тауэрс Чендлер, который раз в 70 дней выдавал себя за богача. Ему казалось, что так он возвышает себя в глазах людей, но он ошибался. Однажды он повстречал прекрасную девушку, которой весь вечер «пускал пыль в глаза», рассказывая о своих богатствах. Он думал, что завоевал ее внимание, но не учел тот факт, что люди не всегда оценивают друг друга «по одежке». Для обеспеченной Мэриан деньги не были важны, ее интересовал внутренний мир человека. Позже, рассказывая сестре, кого она могла полюбить, Мэриан описывала Чендлера, но не того, каким он ей представился на улицах Манхэттена, а того, кем он являлся на самом деле. Спрятавшись за «мишурным блеском», Чендлер не смог показать свою натуру. Как объяснил он сам себе «костюм не позволял».

Как научиться обращать внимание на красоту вокруг нас?

Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»

По мнению академика Д.С. Лихачева, жизнь есть не что иное, как дыхание. Пока человек дышит – он жив. Отсутствие дыхания символизирует смерть. Дмитрий Сергеевич акцентирует наше внимание на внутренней нравственной стесненности и ограниченности. Он сравнивает ее с атмосферой душной комнаты. Мелочные заботы и суета заполняют наше сердце, определяют отношение к жизни и формируют мировоззрение. Стоит только проститься с этим, глубоко выдохнуть весь этот мусор вовне, освободить внутреннее пространство, и пустота тут же заполнится совершенно иными ценностями и наполнится истинной красотой. Если рассматривать жизнь, как самую большую ценность, все вокруг изменится до неузнаваемости в один момент. Мы начнем воспринимать красоту мира в ее неожиданной гармонии и неповторимости.

Внешняя красота и внутренний мир – грани соприкосновения .

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Н. Толстой в своем великом произведении «Война и мир» знакомит нас с двумя совершенно противоположными персонажами. Элен – символ внешней безупречности и блеска. Она безумно красива в своей женской привлекательности, и настолько же пуста внутри. При всей картинности внешнего облика, Элен своим эгоизмом и исключительной беспринципностью, кроме чувства гадливости и нравственного отторжения, не вызывает ничего. Ее девиз – удовлетворение собственных прихотей и желаний любой ценой. Все окружающие рассматриваются героиней, лишь как инструмент достижения собственных целей и решения личных задач. Княжна Мария, напротив, сияет своей внутренней красотой и нравственной глубиной. События 1812-го года обнажают внутренние противоречия Элен. Ее ничтожество и порочность проступает наружу и предстает перед читателем во всей своей неприглядности и оглушительном цинизме. На фоне разворачивающейся национальной трагедии, героиня пытается решить свои личные проблемы, ради чего даже меняет веру. Она олицетворяет атмосферу светского общества начала 19-го века и строго следует его законам и принципам. Смерть Элен представлена автором как вполне закономерное следствие – духовно она умерла гораздо раньше, чем перестало биться ее сердце. Лев Николаевич даже не посчитал нужным посвятить читателя в подробности ее ухода из жизни, и ограничился лишь отрывочными скандальными слухами, связанными с этим событием.

Внешняя красота и внутренний мир – что первично?

В своем романе М.Ю. Лермонтов поднимает вопрос соотношения внешней привлекательности и внутренней глубины, на примере неприметного доктора Вернера. Судя по описаниям его внешности Печориным, этого человека нельзя было отнести к категории «красавцев». В нем не было ровным счетом ничего, на что можно бы было обратить внимание. Вернер был низок ростом, имел ноги разной длины и очень слабое здоровье. Его худосочную фигуру венчала огромная голова с неровным черепом и маленькими невыразительными глазами. По признанию Печорина, при первом знакомстве, внешний вид Вернера не мог вызвать у собеседника никакого интереса — он скорее производил неприятное гнетуще-отталкивающее впечатление. И насколько менялось отношение к этому человеку при более тесном общении с ним. Вернер обладал поразительной внутренней глубиной, высоким интеллектом, душевной чистотой, безупречной нравственной организацией и очень сильным характером. По мнению автора, такую красоту нужно учиться видеть и понимать. Именно она в полной мере характеризует человека, и никакие изъяны внешности не могут перечеркнуть глубину его внутреннего мира и красоту сердца.

Характер человека и его внешность – какая связь?

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В этом же произведении М.Ю. Лермонтов знакомит нас с размышлениями Печорина о влиянии характера человека на его внешность. Давая оценку окружающим его людям, главный герой приходит к выводу, что внешность человека является зеркальным отражением его духовного мира. По его мнению, глаза отражают как в зеркале душу собеседника. Проницательная выразительность глаз Бэлы, пронизывает душу собеседника до самых глубин. Казбич испепеляющим «огненным» взглядом отражает свой дикий нрав. Это же касается и брата Бэлы. Когда он заводит речь о лошадях, его взгляд наполняется неповторимым блеском, а глаза сверкают, как раскаленные угли. Бархатно-обволакивающий взгляд Мери в полной мере отражают ее внутреннюю сущность – ее глаза прекрасны и выразительны. Печорин приходит к выводу, что между внешностью человека и его духовным миром существует странная и неоспоримая связь. Следуя его логике, изъяны внешнего облика свидетельствуют об утрате человеком частицы своей души.

В чем важность внутренней красоты человека, и в каком соотношении она находится с его внешним обликом?

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

В аллегорической повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», юный герой попадает на нашу планету и приходит в восторг от обнаруженного обилия прекрасных роз. Он долго любуется ими, но приходит к заключению, что внешнее сходство земных роз с тем цветком, который он вырастил и оставил дома, не делают их такими же, как его любимая роза — они внутренне пусты. Юный почитатель земной флоры неожиданно начинает понимать, что все самое важное, глазами увидеть невозможно, а внешняя привлекательность и схожесть – это всего лишь оболочка. Внутреннее же содержание взгляду недоступно, его можно ощутить только сердцем. То есть человека определяет не внешность, а красота души.

Что первично — внешний блеск или внутреннее содержание?

О. Генри «Мишурный блecк»

Тауэрс Чендлер, герой небольшой повести О. Генри «Мишурный блecк» регулярно, раз в два месяца, пытался возвыситься в глазах окружающих, представляя себя состоятельным аристократом. Эта затея продвигалась довольно успешно, пока судьба не свела его с Мэриан. Тауэрс по отработанной схеме обольщал девушку рассказами о своем несметном состоянии, но не учел того, что богатство не всегда является определяющим фактором проявления интереса. В конце рассказа, Мэриан в беседе со своей сестрой подробно описывает человека, которого она могла бы полюбить. Становится понятно, что речь идет о Тауэрсе Чендлере, только не о том, которым он желал себя представить, а о том, кем он был без всей этой мишуры. Вывод прост – не всегда внешний лоск является полноценным отражением внутреннего мира.

Отражает ли внешность человека его внутренний мир?

Д. Гранина «Листопад»

Этой же темы касается и Даниил Гранин в своей автобиографической повести «Листопад». Он описывает свою встречу со Стивеном Хокингом. Будучи парализованным и навсегда прикованным к постели, этот человек удивил и поразил писателя до глубины души. После окончания Оксфорда, у Стивена начались проблемы со здоровьем, результатом чего стал полный паралич. Первое впечатление от встречи с беспомощным собеседником в определенный момент развеялось без остатка. Перед ним в инвалидном кресле сидел гениальный астрофизик, добившийся всех своих регалий, уже находясь в таком плачевном состоянии. Несмотря на то, что общаться с окружающими он мог только с помощью специального приспособления, ученый активно читал лекции студентам и участвовал практически во всех научных семинарах по астрофизике. Даниил Гранин после этой встречи пишет о нем: «оказывается, мы не имеем ни малейшего понятия о том, на что способны наши ум и воля».

В предложенном для анализа тексте С.Л. Львов поднимает проблему соответствия имиджа, внешнего облика человека и его внутренней сущности. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социального характера не может не волновать современного человека.

Публицист раскрывает эту проблему, рассуждая о поистине талантливых и трудолюбивых людях, которые чего-то добились или хотят добиться в жизни своими трудами. В частности, С.Л. Львов приводит в пример людей искусства, могут выделить себя среди остальных благодаря своим талантам, умениям, трудолюбием, опытом, накопленными знаниями и проделанной работой, а не безупречной внешностью, элегантной одеждой и оригинальностью манер. Публицист противопоставляет незаурядных личностей, внешние облик и поведение которых не примечательны, и людей, пытающихся представить себя в лучшем свете, чем они есть на самом деле, с помощью внешнего вида.

Критик выявляет закономерности и схожести, присущие по-настоящему талантливому человеку и тому, кто себя им считает, но на самом деле не является: "Огромная витрина с довоенными фотографиями литераторов, погибших на фронтах Отечественной войны. Какие скромные костюмы, пиджаки, рубашки! И какие прекрасные незаурядные лица! Зато вспомните, как демонстративно-элегантен был некий литератор в "Театральном романе" Булгакова и какую сатирическую злость автора вызывало его пижонство и сибаритство!"

А также публицист считает, что человеку нелегко составить свой собственный имидж для привлечения к себе внимания остальных людей с помощью выявления своей индивидуальности. Он чаще всего занят долгими и мучительными поисками или заимствует чужое поведение: "Естественное поведение, при котором все - интонация, манеры, одежда - полностью отвечает внутренней сущности человека, - редкое благо".

Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что стремление казаться лучше, чем ты есть на самом деле, - почти всегда признак внутренней неуверенности. Целесообразнее сосредоточиться на выявлении своих внутренних недостатков и самосовершенствовании, развитии талантов.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", в котором представлена борьба между двумя политическими направлениями (либеральной аристократией в лице Павла Петровича Кирсанова и революционной демократией в лице Евгения Базарова), различие которых проявляется во внешнем описании героев: фатовство и манерность Павла Петровича и небрежность в одежде и поведении Базарова. Но Евгений Базаров обладал умением и желанием трудиться, ни одну минуту он не мог сидеть без дела, его жизнь была заполнена естественно-научной деятельностью. Павел Петрович, напротив, проводил все дни в безделии и бесцельных раздумьях и воспоминаниях, так и не построив своего счастья.

Другим примером является сказка А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", когда летчик рассказывает об открытии маленькой планеты, откуда прибыл Маленький принц: этот астероид был замечен телескопом турецкого астронома, который впоследствии доложил о своем открытии Международному астрономическому конгрессу, но астроному никто не поверил, а все потому, что он был одет по-турецки. Для репутации астероида правитель Турции велел своим подданным под страхом смерти носить европейскую одежду. Спустя одиннадцать лет тот астроном снова доложил о своем открытии. На этот раз он был одет по последней моде, и все с ним согласились. Этот пример ярко хакарактеризует то, что нельзя относиться к человеку так, а не иначе только потому, что у него такой внешний облик. Надо оценивать объективно.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: нельзя особо зацикливаться на своем внешнем образе и придавать ему решающее значение, лучше сосредоточиться на выявлении и искоренении внутренних недостатков, развитии талантов.

  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика
  • Красив тот, кто совершает нравственные поступки
  • Самое важное в человеке порой невозможно увидеть глазами
  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности
  • Бывает, что люди, внешне кажущиеся привлекательными, совершают абсолютно безнравственные поступки
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». В детстве Наташа Ростова, одна из героинь великого романа-эпопеи, не была красивой. Внимание, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: как в детском, так и во взрослом возрасте она отличалась жизнелюбием, непосредственностью, чистой душой. Другая героиня, на которую следует обратить внимание — княжна Марья Болконская. Во внешности она явно уступала красавицам, прекрасными были лишь ее глаза. Но люди, способные чувствовать настоящую красоту, по достоинству оценили ее внутренние качества. Марье Болконской и Наташе Ростовой можно противопоставить Элен Курагину: в обществе восхищались ее красотой. Но это красота лишь внешняя. На самом деле Элен Курагина — глупый, черствый, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешняя прелесть героини не компенсирует ее безнравственное поведение.

А.И. Солженицын «Матренин двор». У Матрены совершенно обыкновенная внешность. Единственная частичка внешнего облика, привлекающая внимание — ее прекрасная улыбка. Но для нас важна не внешняя красота, а внутренняя. Не даром автор пишет о том, что лицо хорошо лишь у того, кто в ладах с собственной совестью. Матрена — человек, от которого идет внутренний свет, душевное тепло. Это гораздо важнее, чем внешняя привлекательность.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Свидригайлов, довольно богатый и ухоженный человек, на самом деле не отличается хорошими духовными качествами: он готов пойти на любую подлость ради собственной прихоти. Физическая красота и гадкий внутренний мир никак не сочетаются друг с другом: поначалу в этом тиране и насильнике можно увидеть прекрасного человека. Противоположен образ Сони Мармеладовой. Из-за недоедания, нищеты внешний вид девушки сильно страдает: бледная, худая, запуганная, носит ужасную одежду. Но внутренний мир Сони Мармеладовой прекрасен, несмотря на ее образ жизни и внешний облик.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». В данном произведении проблема внутренней и внешней красоты является основной. В начале произведения мы видим в Дориане Грее робкого, стыдливого и невероятно красивого молодого человека. Красота — его источник власти: что бы ни сделал герой, облик его не меняется. Все изменения затрагивают лишь портрет юноши, нарисованный Бэзилом Холлуордом. Постепенно Дориан Грей превращается в бесчеловечное, безнравственное чудовище, совершившее много гадостей, включая даже убийство художника. Он все так же красив, как и многие годы назад, лишь на портрете изображено состояние его души. Дориан Грей желает покончить с ужасным изображением самого себя и погибает, вонзая кинжал в портрет. Внешняя красота оказалась для него губительна.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В произведении мы не видим описания Петра Гринева. Совершенно не важно, красив ли он внешне. Вся красота этого человека выражается в его нравственных качествах, благородных поступках. Петр Гринев — человек чести, не позволивший себе предать Родину, бросить любимую девушку в опасности. Его поступки красивы, а значит, красив и он сам.

М. Шолохов «Судьба человека». То, что о человеке невозможно судить по внешности, доказывает образ Андрея Соколова, главного героя произведения. Он был вызван к немцу Мюллеру, когда был в плену. Изможденный трудом, голодный Андрей Соколов не мог в тот момент быть красивым внешне. Вся его красота проявилась в нравственных поступках: Соколов отказался пить за победу немецкого оружия, назло неприятелю не стал закусывать, несмотря на голод и отсутствие сил. По этим поступкам можно судить о том, что человек красив душой.



Рекомендуем почитать

Наверх