Легенда о летучем голландце. Легенда о Летучем голландце - мифы и легенды народов мира. Непознанное

На каждый день 08.01.2024
На каждый день

Грозный "Летучий голландец" уже больше 400 лет наводит ужас на суеверных моряков всего мира. Даже простое упоминание об этом корабле во время плавания считалось плохим знаком, не говоря уже о непосредственной встрече с ним в открытом океане. Это самый известный корабль-призрак из всех, которые были когда-либо описаны в истории человечества.

Под черными парусами, поднятыми даже в самую страшную бурю, корабль с полусгнившим корпусом уверенно держится на воде. На мостике возле штурвала стоит капитан. Он обреченно смотрит только вперед, не замечая окружающих его матросов - весьма колоритных персонажей в виде скелетов в старых лохмотьях. Команда уверенно управляется с парусами, не обращая внимания на шторм. Так описывают встречу с "Летучим голландцем" выжившие очевидцы. Пополняет ряды этой команды обычно капитан какого-либо погибшего корабля. Причем более высокая степень мерзости покойного при жизни дает ему больше шансов оказаться на "Летучем голландце".

Согласно проклятию, весь экипаж судна во главе с капитаном не может пристать к берегу. Эти люди обречены на вечное скитание по морям. Проклиная свою несчастную долю, члены экипажа парусника мстят всем встречным кораблям. Они сеют смерть и разрушения на протяжении многих столетий. Чаще всего "Летучий голландец" встречают как раз в месте зарождения легенды - возле мыса Доброй Надежды. Это морское приведение создавало непреодолимые трудности всем, кто пытался мыс обогнуть.

Это проклятие можно снять. Для этого капитану корабля позволено один раз в десять лет сойти на берег. Он волен выбрать любой порт мира или приглянувшуюся ему бухту. В течение ночи он должен найти глубоко верующую женщину, которая даст согласие на брак с ним. Только выполнение этого условия разрушит проклятие. В противном случае корабль-призрак снова уйдет в бесконечное плавание.

История "Летучего голландца" началась в далеком XVII веке. Толчком для создания мифа о необычном корабле послужил рассказ о голландском капитане Филиппе Ван дер Деккене. Разные источники предлагают несколько вариантов имени капитана. Легенда о "Летучем голландце" гласит: на корабле, плывшем от берегов Ост-Индии под управлением капитана Филиппа Ван дер Деккена, находилась молодая пара. На их беду кэп решил, что девушка должна стать его женой. Он убил молодого человека и предложил себя в качестве будущего мужа. Несчастная предпочла смерть в волнах бушующего моря. Это ничуть не повлияло на планы капитана, и он продолжил путь к мысу Доброй Надежды.

Сильный шторм и бурное течение не позволяли кораблю обогнуть мыс. Все попытки команды убедить капитана переждать бурю не увенчались успехом. Более того, штурман и один из матросов поплатились жизнью за предложение зайти в безопасную для корабля бухту. Капитан имел неосторожность произнести роковые слова о готовности бороться с морем хоть целую вечность, но обогнуть злополучный мыс. Именно они и стали проклятием, под которое попал не только капитан, но и вся команда "Летучего голландца". Получается, Филипп Ван дер Деккен сам стал причиной своих несчастий.

"Летучий голландец", со всеми вытекающими последствиями, мог появиться и по другим причинам:

Капитан выкрикнул, что будет пробовать обойти мыс Доброй Надежды хоть до второго пришествия. На богохульное заявление небеса дали ответ: «Да будет так – плыви».

Торопясь домой, команда нарушила неписаное правило всех мореходов – прийти на помощь погибающему судну.

Капитан неудачно сыграл на собственную душу с дьяволом в кости.

Из-за страшной болезни, поразившей команду, корабль не пустили ни в один порт, и все погибли.

"Летучий голландец" встретился с пиратским кораблем-призраком «Кенару» и одолел его, но вместе с победой получил и проклятие.

Капитан обещал дьяволу душу за возможность обогнуть злополучный мыс, платой за выполненное желание стало вечное скитание по морям-океанам.

Море всегда манило людей, обещая приключения и неизведанные земли. Тысячи кораблей отправлялись в плавание. Особенно бурным мореплавание было в 16-17 веках. Не всем суждено было вернуться в родной порт. Не видя тел погибших моряков, их родные отказывались верить в самое страшное. Для оправдания «невозвращенцев» придумывались самые фантастические истории. Легче было считать, что в силу каких-то невероятных обстоятельств (корабль-призрак не отпускает) они просто не могут вернуться домой.

Не все верили, что "Летучий голландец" – корабль-призрак - появился из-за безумства одного человека или проклятий. Есть несколько логичных, с точки зрения ученых мужей, пояснений появления кораблей-призраков. Во-первых, это может быть явлением фата-моргана. Появление миражей на водной глади - не такая уж и редкость. А святящийся ореол вокруг корабля не что иное, как огни святого Эльма. Во-вторых, имеет право на существование и версия о болезнях на кораблях. Желтая лихорадка, переносимая комарами, могла легко уничтожить команду в открытом море. Неуправляемый корабль с телами погибших моряков на борту, конечно, представлял собой неприятное зрелище и был угрозой для безопасности судов.

Действительно, такой случай имел место в 1770 году. Началась эпидемия неизвестной смертельной болезни на одном из кораблей. Попытки команды пристать к берегу не увенчались успехом. Ни один порт Мальты, Англии, Испании не дал судну разрешения пришвартоваться у своих берегов. Команда была обречена на медленную смерть.

Встреча с "зараженным" кораблем могла стать роковой для любого судна. Ведь болезнь могла перейти, через предметы или через тех же комаров, и на членов другого экипажа. Таким образом, сбывалось страшное проклятие о неминуемой гибели после встречи с "Летучим голландцем".

В-третьих, все большую популярность приобретает теория относительности Эйнштейна, согласно которой у нашей реальности есть масса параллельных миров. Через временные или пространственные порты у нас появляются странные корабли и бесследно пропадают современные суда.

Подтверждением этой теории может служить случай с угольным королем Дональдом Дьюксом из Нью-Мексико. В 1997 году, в августе, путешествуя на своей яхте (возле архипелага Богемских островов), он встретил парусное судно.

По внешнему виду корабль относился к временам 17 века, на его борту ясно различались люди в странных одеждах. Они тоже видели яхту и были удивлены не меньше. За какие-то мгновения до неминуемого столкновение парусное судно просто растворилось в воздухе. Было выдвинуто предположение, что корабль «заблудился» в параллельных мирах.

В 1850 году на побережье американского штата Рой-Айленд, на глазах у собравшихся на берегу жителей, корабль «Морская птица» под всеми парусами шел прямо на береговые рифы. Мощная волна в последний момент перенесла судно через камни и опустила на берег. При обследовании корабля не было обнаружено ни одного человека. Следы недавнего их присутствия наблюдались повсюду: кипел чайник на плите, в каютах ещё ощущался запах табака, на столе были расставлены тарелки, все документы и приборы были на месте.

В-четвертых, академиком В. Шулейкиным, ещё в тридцатых годах прошлого столетия, была выдвинута версия о возникновении во время штормов с сильным ветром низкочастотных ультразвуковых колебаний. Человеческому уху они не слышны, но при длительном воздействии могут спровоцировать смерть. При частоте в 7 Гц человеческое сердце не в состоянии выдержать такую нагрузку.

Вызванная колебаниями беспричинная тревога, вплоть до безумия, может привести к паническому бегству людей с корабля. Это и является объяснением тому, почему находят абсолютно неповрежденные судна без единого человека на борту.

Но некоторые ученые видели другую причину гибели моряков. Это уже пятая версия развития событий. Вполне возможно, что члены экипажа банально отравились мясом сонной рыбы. В нем содержатся галлюциногены. В большинстве случаев они вызывают кошмарные галлюцинации. Под действием страха и безумного желания покинуть страшное место моряки спускают шлюпки и бегут с корабля.

В Карибском море в 1840 году было найдено брошенным небольшое судно «Розали». Полные трюмы груза сразу отбросили версию о нападении пиратов. Беспорядок на палубе был подтверждением тому, что люди в панике покидали судно. Об экипаже никаких сведений получить не удалось.

В-шестых, по мнению английского поэта и ученого Фредерика Уильяма Генри Майерса, явление феномена «Летучий голландец» может быть объяснено переживаниями некоторых форм сознания своей смерти и способностью телепатически проецировать образы для живых людей. В свою очередь, материальный мир воспринимает это как призраки, будь то образы отдельных людей или громадных парусников.

Версий много, а тайна "Летучего голландца" до сих пор не имеет четкого объяснения. Дрейфующие корабли, от маленьких частных яхт до огромных лайнеров, брошенные своими командами, и в наше время встречаются на водных просторах океанов. Их всех объединяют под одним общим названием: корабль "Летучий голландец".

Любой корабль, оставленный без надлежащего ухода, начинает разрушаться. В условиях крайне неблагоприятных – морская вода, штормы, подводные рифы - разрушение происходит намного быстрее. Но парадокс в том, что оставленные корабли находили через много лет, и они были на плаву.

Недалеко от берегов Гренландии (в 1775 году) обнаружили английское судно «Октавиус». В судовом журнале последняя запись свидетельствовала о том, что команда судна попытается пройти через Северо-Западный проход. Вроде ничего сверхъестественного в этой записи нет, кроме одного: она была сделана тринадцатью годами ранее - в 1762 году.

В 1890 году январским утром судно «Малборо» с грузом мороженой баранины и шерстью на борту вышло из порта Новой Зеландии. Корабль был замечен 1 апреля того же года около берегов Огненной Земли. Следующая встреча «Малборо» состоялась через 23 года. Английская спасательная команда парохода «Джонсонс» смогла подняться на борт полусгнившего корабля. Были обнаружены останки членов экипажа и судовые документы. К сожалению, прочитать их не удалось из-за плохого состояния.

В 1933 году нашли небольшую пустую спасательную шлюпку пассажирского корабля «SS Вленсия», затонувшего ещё в 1906 году.

Все найденные суда не могли так долго находиться на плаву. Это необъяснимо, здравый смысл говорит о невозможности существования таких фактов. Данная загадка ещё ждет своего решения.

Парусник "Летучий голландец" несет только беды. В этом убеждены абсолютно все моряки. И неважно, в какой момент произойдет это рандеву - в ужасный шторм или под безоблачным ясным небом. После этой роковой встречи любой корабль обречен.

Даже если команда и добирается до порта, она сразу списывается на берег, и набрать на «меченый» корабль новых людей становится практически невозможно. Не помогают и меры предосторожности в виде прибитой на мачту конской подковы.

Только при одном условии судно может благополучно дойти до берега: когда корабль "Летучий голландец" использует встречный борт в качестве почтальона. В момент прохождения судов борт о борт с "Летучего голландца" перекидывают бочку с написанными ещё в первый год плавания письмами. Почту, ни в коем случае не вскрывая, нужно доставить на берег. Это своеобразная гарантия сохранности и судна, и его команды.

Легенда о Летучем Голландце переходит у моряков из поколения в поколение. Лишь при мысли о летучем голландце сердце начинает биться чаще. Покрытая тайной и романтикой история этого корабля не оставляет равнодушными многих историков и ученых. Легенда невероятно поэтична, в чем вы можете убедиться сами

В далёком XVI а может быть и в XVII веке, во главе с опытным капитаном, по волнам летело пассажирское судно держа курс через мыс Доброй Надежды, расположенный на юге Африки. Ни как только судно приблизилось к мысу - разбушевался сильный шторм. Команда обратилась к капитану с просьбой причалить и переждать непогоду. Но капитан отказал команде. Быть может, он был пьян или даже потерял рассудок. Он пообещал команде, что во что бы то ни стало, обогнет мыс. Несогласная с решением капитана команда и взволнованный пассажиры подняли бунт, поставив цель обезвредить отчаянного капитана. Но случилось так, что капитан обхитрил бунтовщиков, поймав предводителя взбунтовавшихся и скормив его рыбе.


Легенда гласит, что этот коварный поступок прогневал Бога. И случилось так, что в миг расступились небеса, тужи сияли ярким пламенем, из которого появилась темная тень, сошедшая на палубу корабля. Капитан. По военной привычке решил воспользоваться оружием и отпугнуть приближающуюся тень. Но, внезапно. Пистолет в его руках разорвался на мелкие частицы. Равнодушным и непоколебимым голосом тень произнесла приговор. « Ты жесток и бессердечен, капитан. Теперь вином тебе будет желчь, а пищей – железо. Ты будешь проклят на веки.» После этих слов матросы превратились в полуистлевшие скелеты, а капитан – в самого Летучего Голландца. Бог не спешит его простить. По легенде, спасти капитана может только любовь верующей женщины. Вот только где ее взять в океане?


Летучий Голландец плавает во всех морских просторах. Призрак судна – предвестник верной гибели для корабля. Моряки и сегодня боятся корабля-призрака, поэтому прибивают к мачтам лошадиные подковы - на удачу.


Верно полагать, что вышеописанная легенда имеет некую историческую подоплеку. Все знают, что действительные факты теряют свои «края» под укрытием времени.



В основу легенды взята правдивая история произошедшая в 1641 году с торговым судном. Оно попыталось обогнуть мыс в поисках удобного места для поселения, которое должно было стать пунктом отдыха для судов Ост-Индской Компании. Сильный шторм не остановил напористого капитана. Закончилось противоборство людей и природы как всегда. Кстати отсюда у легенды произошло разветвление. Капитан жаждал попасть на восточную сторону мыса и сделать он это собирался даже если это займет время до самого конца света. Дьявол услышал его слова и решил помочь. Подарив вечную «жизнь».

Есть еще один вариант, более реальный: в конце 1770 года, на остров мальта причалил корабль вся команда. Включая капитана были заражены желтой лихорадкой. Великий магистр Мальтийского ордена отдал приказ отбуксировать корабль из порта, вместе с находившимися на нем 23 людьми. Судно поплыло в Тунис, но там уже были предупреждены и не пустили корабль в порт. В Неаполе, куда команда отчалила позже. Парусник тоже не пустили. То же случилось и во Франции, и в Англии. Команда медленно умирала, и в итоге. Превратилась в группу скелетов на борту.



С Летучим Голландцем чуть не встретился британский корабль «вакханка» в 1881 году, на борту которого в тот момент был юный принц. Все обошлось. Судьба дала принцу долгую жизнь. Принц стал королем Георгом V. Но вот матрос, стоявший на дозоре вскоре трагически погиб.



Мифический корабль-призрак встречался даже в XX веке. В марте 1939 года его видели многие южно-африканские купальщики. В тот день об этом писали многие газеты.




Очень часто в морях и океанах встречаются судна без команды матросов и капитана. Объяснить такие находки сложно. Бывали случаи, когда команды пропадали среди ясного дня.


Что именно происходит с командами судов? Тайну эту пытаются разгадать несколько столетий. Имеется множество гипотез по этому поводу, начиная экзотическими – похищение инопланетными существами, переход людей в параллельный мир, другие измерения, нападения морских чудищ; но есть и вполне возможные: массовые отравления, или эпидемии, или экипаж смыло за борт, нападение пиратов, или зоны сильного ультразвукового излучения (при котором экипаж погибает) Что же происходит на самом деле? Этого мы наверное не узнаем. Океан очень хорошо хранит свои тайны.


Согласно легенде вполне реальный корабль с таким названием существовал на рубеже XV и XVI веков. А командовал им отчаянный «морской волк», голландский капитан Ван дер Страатен, страшный упрямец, пьяница и богохульник. Как-то он вел свое судно из Европы в Индию, а когда огибал Африку у мыса Бурь, ныне известного как мыс Доброй Надежды, налетела буря, и на море поднялся страшный шторм. Экипаж и пассажиры принялись умолять капитана, укрыться от непогоды в бухте и переждать ее. Но Ван дер Страатен был в стельку пьян и проявил свое упрямство.

Штурман с несколькими матросами решили оттащить капитана от штурвала и запереть в рубке, но когда они приблизились Ван дер Страатен выхватил пистолет и пристрелил штурмана, после чего спихнул его за борт на корм рыбам без церковного напутствия.

Дальше, согласно легенды, случилось нечто сверхъестественное. Вдруг море как по мановению волшебной палочки стихло. И сверху в луче света прямо на капитанский мостик спустился посланец Бога – ангел с крыльями. Наверное, он хотел вразумить «морского волка», а потому заговорил с ним:

Ты очень упрямый и жестокий человек, капитан…

Пьяный Ван дер Страатен не захотел слушать нравоучений на корабле, где считал себя хозяином, а потому выхватил из-за пояса второй пистолет и выстрелил в непрошенного гостя. Но пистолет разорвался в его руке, осветив на миг лицо капитана красным светом. Ван дер Страатен распалился еще больше и крикнул посланцу небес:

Убирайся с моего корабля! Я не просил тебя о тихой погоде. Где буря? Верни бурю! И пусть хоть дьявол, хоть сам Господь Бог преградят мне путь, я не сверну и все равно пройду в Индийский океан!

Как смеешь ты бросать вызов высшим силам?! Так будь ты проклят, капитан, проклят навеки! Отныне, капитан, вином для тебя будет горькая желчь, а пищей – раскаленное железо. Ты никогда не умрешь, но и к берегу пристать не сможешь - будешь вечно бороздить моря и приносить несчастье всем, с кем ты встретишься на пути».

Грянул гром, сверкнула молния. И тотчас матросы его превратились в скелеты в полуистлевшей одежде, а сам Ван дер Страатен – в зловещего мертвеца стоящего на капитанском мостике.

Двойники

С тех пор корабль проклятого капитана – «Летучий голландец», блуждает по морям всего света, и даже в полный штиль его паруса надуты и мачты скрипят, словно в бурю. Говорят, что призрак «Летучего Голланца» сулит беду морякам, увидевшим его. Поэтому те страшатся встречи с ним и прибивают на удачу к мачтам лошадиные подковы.

Чаще всего «Летучий Голландец» видят возле мыса Доброй Надежды. 11 июля 1881 года, когда в этот мыс огибал британский военный фрегат «Бакканте», в его судовой журнал была внесена запись: «Во время ночной вахты наш траверз пересек «Летучий голландец». Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты, снасти и паруса брига». На следующий день впередсмотрящий, первым заметивший корабль-призрак, сорвался с мачты и разбился насмерть. А вскоре внезапно заболел и умер командир эскадры.

Со временем у «Летучего голландца» появилось множество двойников, которым тоже присваивают нарицательное имя призрачного корабля Ван дер Страатена. И появление двойников «Летучего Голландца» тоже нередко связано с преступлением.

Буквально кишит «Летучими Голландцами» песчаная отмель в пяти милях от английского города Дила в графстве Кент, которую зовут «Песками Гудвина». Говорят, что в районе Песков Гудвина в кораблекрушениях погибло около 50 тысяч человек. А самым известным затонувшим там судном считается трехмачтовая шхуна «Леди Лавин-бонд». Плавание этого судна изначально было обречено на риск, поскольку капитан взял с собой в рейс свою невесту Аннету. А все моряки в те времена были убеждены, что женщина на корабле - к несчастью. Трагедия произошла 13 февраля 1748 года. На руку красавицы Аннеты также претендовал помощник капитана, но она предпочла его начальника. Во время плавания помощник, постоянно лицезрея свою любимую, которая должна стать женой другого, не выдержал душевного напряжения. И начал действовать по принципу: «Так не доставайся же ты никому». Он убил рулевого и направил судно на рифы. Никто из находившихся на борту «Леди Лавин-бонд» не спасся. С тех пор через каждые пятьдесят лет 13 февраля призрак этого корабля отчетливо виден в районе Песков Гудвина.

У берегов США гиблым местом считается побережье возле Блок-Айленда, что рядом с Род-Айлендом. В 1752 году у этих берегов потерпел крушение голландский корабль «Палатин», который доставлял из Европы в Филадельфию группу эмигрантов – голландцев и немцев. Поскольку эмигранты взяли с собой в дорогу все, что у них было самого ценного, то они представляли собой лакомую добычу для злоумышленников.

Пассажиров «Палатина» у побережья Новой Англии ограбили и умертвили. Однако версии происшедшего расходятся. По одной из них, на пассажиров напали матросы «Палатина», которые сначала расправились с капитаном, чтобы он не смог помешать им. Завладев ценностями, матросы сели в шлюпки и покинули корабль, бросив пассажиров на произвол судьбы. И вскоре те погибли в морской пучине, наскочив на прибрежные скалы. По другой версии матросы пассажиров не грабили. Просто судно ложными огнями заманили на скалы береговые пираты, которых называли «блок-айлендские крушители». Ограбив потерпевшее крушение судно, пираты сожгли его вместе с командой и пассажирами, находившимися на борту. Жители Блок-Айленда довольно часто видят призрачный «Палатин», который считается предвестником бури.

Однако самое страшное – это не просто увидеть «Летучий Голландец», а подвергнуться его нападению.

Супруги-яхтсмены Олле и Ленна Лентонен рассказывали журналистам как в Карибском море их яхту «Рокеус» взяли на абордаж пираты с «Летучего Голландца». Когда супруги Лентонен увидели старинный фрегат, на мачте которого развевался черный флаг с изображением черепа и скрещенных костей, они решили, что стали свидетелями киносъемок. Но когда с фрегата начали палить из пушек, Олле понял, что что-то здесь не так, от греха подальше он остановил свое судно и бросил якорь. Вскоре в борта яхты впились абордажные крючья, а на ее палубе появились два десятка страшных пиратов. Джентльмены удачи пощадили добровольно сдавшихся супругов Лентонен и лишь привязали их к мачте, после чего занялись грабежом.

Позже Олле рассказывал:

Они забрали наши деньги, запасы продуктов и алкоголя, все украшения жены. Все это время никто из пиратов не обратился к нам ни с единым словом. То, что не хотели брать, они уничтожали, с яростью разбивали на куски и выбрасывали за борт. А когда покидали яхту, порезали нам весь парус, сломали мачту, а навигационные приборы забрали с собой.

Но самое интересное, что пираты явно были живыми мертвецами. От их корабля несло гнилью, а от корсаров – трупным запахом. Их кожа была пепельного цвета, а глазницы – пустыми. Ленна рассказывала:

Веревки будто бы опутывали нас сами. Я чувствовала кладбищенский смрад и теряла сознание от изумления. Я поняла, что это, наверное, дУхи. Вместе с тем меня удивило, когда один из них залпом выпил бутылку нашего «Джони Уолкера». Никогда бы не подумала, что дУхи пьют.

Спас супругов Лентонен, дрейфовавших трое суток в море, проходивший мимо рыболовный траулер, который отбуксировал их порушенную яхту в порт на Гренаде.

Плавание по морям в древние времена было сопряжено со многими опасностями. Гибель людей во время штормов вызывала не только страх перед стихией, но и порождала множество грустных песен. Иногда в море встречались корабли, на которых не было ни одного человека. Попадались и такие суда, на которых находили одни человеческие останки. И тотчас возникали разные мистические сказания, легенды. Целый цикл легенд был создан о «Летучем голландце» - корабле-призраке, встреча с которым в море не сулила ничего хорошего. Считается, что легенда о «Летучем голландце» зародилась в Голландии в начале XVII века.

В давние времена жил в Голландии рыжеволосый капитан Ван Страатен, о котором говорили, что он любит золото больше, чем самого себя. Он набирал себе команду на корабль из отпетых головорезов, и они все беспрекословно подчинялись ему. Он был суров и жесток ко всем и для усмирения непокорных носил с собой плеть со свинцовым шариком на конце.

Ван Страатен считался самым удачливым капитаном. Попасть к нему на корабль означало неплохо заработать. Своим морякам он платил хорошие деньги. Ван Страатен плавал к берегам Индии, Австралии, Новой Зеландии. Оттуда брал на борт ценные камни, золотые изделия, пряности, шелковые ткани. Нередко он привозил с собой живой товар - рабов. На невольничьем рынке они хорошо продавались и приносили капитану немалую прибыль.

Капитан Ван Страатен любил рассказывать о своих приключениях. От него жители прибрежных рыбацких поселков узнавали о роковых течениях, коварных штормовых ветрах, брошенных кораблях, бороздящих морские просторы, о спрятанных пиратами сокровищах на дальних островах, морских девах и дьяволах, прятавшихся в пучинах. Ван Страатен считался бесстрашным и везучим. С ним моряки не боялись ни бурных течений, сильных ветров, штормов и морских дьяволов.

Однажды Ван Страатен поспорил с одним приезжим капитаном, что легко обогнет мыс Горн - конечную точку Южной Америки, пройдет против течения и против ветра. Когда вернется, он расскажет о своем приключении, а в качестве доказательства привезет с собой американских индейцев. С ним заключили пари все присутствовавшие в рыбацком ресторане капитаны.

Мыс Горн - самое опасное место для прохождения кораблей. Там сходятся воды трех океанов, там вечно бушуют ветра. Даже бывалые «морские волки» редко отваживались обогнуть его. Говорили, что это проклятое место, там на дне прикованный тяжелыми цепями лежит морской дьявол. Едва он видит проплывающее над ним судно, как начинает бесноваться, стараясь его погубить. Он вызывает волны, насылает ветра. Вот кого надо молить о снисхождении.

Ван Страатен не хотел никого слушать. Он сказал, что обязательно обогнет мыс Горн и вернется в Голландию целым и невредимым. Он набрал себе новую команду, заново оснастил корабль, поставил новые паруса, загрузил солонину, вина и отправился в плавание. Но на этот раз ему не везло. Он с большим трудом добрался до мыса Горн.

Шторма, дожди здорово потрепали его корабль, запасы продовольствия кончились, команда требовала причалить к берегу, а он упорно продолжал путь, стремясь обогнуть мыс Горн. Только ничего у него не получалось. Едва его корабль начинал огибать мыс, как принимался дуть страшный ветер, на море поднимались гигантские волны, они ломали мачты, срывали паруса. Ван Страатен отплывал назад, искал спокойную бухту, где занимался ремонтом судна.
Наконец ему надоела такая игра в кошки-мышки со стихией. В очередной раз подплыв к мысу Горн, он крикнул:

Эй, морской дьявол, угомонись. Пропусти меня мимо мыса, я буду верой и правдой служить тебе.
Внезапно ветер стих, волны улеглись, и потрепанный корабль Ван Страатена обогнул мыс Горн. Капитан рассчитывал обмануть морского дьявола, но это ему не удалось…

Один из моряков, который бежал с его корабля, рассказывал, что Ван Страатен служит теперь морскому дьяволу, который даровал капитану вечную жизнь. С тех пор корабль Ван Страатена носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна. Его корабль стал призраком, он пугает моряков, сбивает их с курса. Такую задачу ему дал морской дьявол, которому капитан продал свою душу.

С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.

"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"

Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.

Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.

Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из



Рекомендуем почитать

Наверх