Конспект открытого занятия тема: «Динамические оттенки, фразировка. Динамические оттенки в музыке; Andantino Что такое динамические оттенки

На каждый день 13.01.2024
На каждый день

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

отдел художественной направленности

Конспект открытого занятия

тема: « »

Составила: Елхова

Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

объединение «Стань звездой»

2017г.

Открытый урок по теме: « Динамические оттенки, фразировка »

Объединение: «Стань звездой»

Педагог: Елхова Ольга Александровна

Дата проведения: , 201г.

Тема урока: Динамические оттенки, фразировка .

Цель урока: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой .

Задачи урока:

Обучающие: - развить динамический слух; - научить исполнять музыкальные произведения с фразировкой;

Развивающие:

- развитие творческих способностей учащихся.

Развитие правильного восприятия динамических оттенков и фразировки в песнях.

Развитие стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- развить эмоциональность, образность мышления и концентрацию внимания ;

Воспитательные :

Воспитать музыкальный вкус.

Воспитание сознательного подхода к обучению;

Формирование музыкальной культуры;

- Воспитать эстетический вкус и любовь к эстрадному вокалу.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Подготовка рабочего места

Приветствие

Разминка

Техника безопасности

Объявление темы, цели и задач урока.

2. Дыхательные упражнения, укрепление певческого дыхания. Артикуляция.

Упражнения для наработки навыков дыхания:

1.Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохнуть, при этом не поднимать плечи. Диафрагма опущена. Отпустить живот, делая выдох. Вдох сделать легкий через чуть приоткрытый рот, при этом воздух автоматически проходит и через нос. Повторить четыре раза.

2.Исходное положение то же. Сделать короткий вдох. Задержать дыхание. Отпустить живот, делая выдох. При освоении навыка удлинять задержку дыхания, считая до десяти. Повторять четыре раза.

Специальные упражнения, подводящие к фонационному дыханию:

1.Короткий вдох, наполняющий все легкие. Активный выдох, сильными
рывками с произношением слога пфу. Повторить четыре раза, выталкивая воздух животом. После каждого пфу сделать небольшую паузу.

2.Вдохнуть быстро, наполняя все легкие. Выдох через рот узкой струей.
Выдохнуть, плавно опускай грудь, сжимая ребра и одновременно подавая воздух животом. Повторить четыре-восемь раз. Упражнение укрепляет выдыхательные мышцы.

З.Вдох узкой струей. Можно представить, что как бы пьешь воздух из
узкого горлышка, приставленного ко рту. Вдыхать медленно, через узкую щель губ. В три-четыре приема, равномерно наполняя все легкие снизу вверх. Выдох рывками, произнося фу-фу-фу, каждый раз, резко подавая воздух животом.

4. Сделать два легких коротких вдоха, равномерно наполняя легкие, «снизу вверх». Этим создаются хорошие условия для работы голосовых связок. На счет пять задержать дыхание. На счет семь медленно выдыхать через букву «с».
Выдыхать нужно ровной струей. Такая тренировка совместной работы
вдыхательных и выдыхательных мышц способствует ощущению их
антагонистической борьбы и кроме удлинения выдоха помогает нахождению
чувства опоры. Повторить четыре раза.

5.Упражнение то же самое, только счет увеличивается (три, семь, десять).

Упражнения на артикуляцию:

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам помогут простейшие упражнения:

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём: К-Г, К-Г,К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесём: П-Б, П-Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

в) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Вокальные упражнения:

1.Поем с закрытым ртом, при этом опускаем нижнюю челюсть, смыкаем губы и делаем их «поющими», зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая, губы в состоянии щекотливости, распевание начинать на примарных звуках согласно диапазону каждого голоса. Используем движение звуков вверх по полтона, потом вниз, или же на одном звуке. А затем пение с постепенным открытием рта сначала на слогах «ми» и «мэ», потом пение на одном звуке слогов «ма-мэ-ми-мо-му». При этом следить за тем, чтобы учащийся на всех гласных одинаково открывал рот и правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках.

Упражнение разогревает голосовые связки, сглаживает вокальную позицию, налаживает «кантиленную» работу диафрагмы.

2.Распевка на итальянском слове «vieni» с распевами поступенным движением вниз в пределах квинты.

Очень полезно для приближения вокальной позиции и сглаживания регистров, звонкого звучания на переходных нотах, особенно при тех случаях, когда ребёнок специально «глубит» позицию, копируя взрослых певцов и думая, что так его голос звучит красиво.

3. Распевка в пределах квинты на слогах «ми-я-ми-я-ми». При этом следить, чтобы ребёнок не «выпячивал» слог «я» и хорошо открывал рот на слоге «ми». Также полезна распевка на слогах «мэ-ма-мэ-ма-мэ» ,которая способствует хорошего открыванию рта,освобождению нижней челюсти при пении и выглаживанию вокальной позиции, высветлению звука на всех регистрах.

4. Распевка в пределах кварты на слогах «ба-бэ-би-бо».

На этой распевке уже нужно брать и хорошо распеть верхние ноты в диапазоне ребёнка, объясняя ему, как лучше и удобнее их взять: брать их, направляя как будто бы в голову, хорошо открыв рот и освободив нижнюю челюсть, немного «удивиться», чтобы звук пошёл в вокальную маску, при этом следить за четкой артикуляцией.

5. Распевка на активном, но мягком стаккато. Слоги « ли» или «лё» по дважды повторяющемуся мажорному трезвучию.

Хорошо налаживает правильную работу диафрагмы и накачивает её, как мышцу (при этом диафрагма работает в режиме, похожем на её работу во время смеха или кашля, поэтому хорошо активизируется), а также быстрое попадание потока воздуха в головные резонаторы, что очень нужно при пении верхних нот. При этой распевке нужно следить, чтобы у ребёнка работали нужные части тела, без плечей и груди, а двигался, выталкивая звук, только животик.

3. Формирование и развитие правильного восприятия динамических оттенков и фразировки. Основная часть.

Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, которые называются, как средство музыкальной выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по - разному, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении. Фраза - от греческого слова prasis - выражение, способ выражения. Понятие - фраза - есть и в речи и в музыке. В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками. Таким образом, динамика - это сила звучания музыки. Динамика - от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука. То есть, у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой, т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика, что-то произносим громче, а что-то тише.

5.Закрепление материала:

Динамические оттенки и фразировка на примере разучиваемых песен «Фантазерка», «Мама».

6. Подведение итогов, выводы.

Динамические оттенки

Как исполнить музыкальное сочинение так, чтобы чувствовалась единая линия всей музыки?

В предыдущей статье мы рассмотрели понятие темпа, как средства выразительности в музыке. Также вы узнали варианты обозначения темпа. Помимо темпа, огромное значение имеет громкость звучания музыкального произведения. Громкость - мощное средство выразительности в музыке. Темп произведения и его громкость дополняют друг друга, создавая единую картину.

Динамические оттенки

Степень громкости звучания музыки называют динамическим оттенком. Сразу обращаем внимание на то, что в рамках одного музыкального произведения могут использоваться различные динамические оттенки. Ниже приводим список динамических оттенков.

Постоянная громкость

Полное название

Сокращение

Перевод

Fortissimo

очень громко

forte

громко

mezzo forte

средняя громкость

mezzo piano

средне-тихо

piano

тихо

pianissimo

очень тихо

Изменения громкости

Название

Перевод

crescendo

усиливая

poco a poco crescendo

мало-помалу усиливая

diminuendo

стихая

poco a poco diminuendo

мало-помалу стихая

smorzando

замирая

morendo

замирая

Смена громкости

Рассмотрим примеры взаимодействия громкости и темпа. Марш, скорее всего, будет звучать громко, чётко, торжественно. Романс будет звучать не очень громко, в медленном или среднем темпе. С большой долей вероятности, в романсе мы встретим постепенное ускорение темпа и нарастающую громкость. Реже, в зависимости от содержания, возможно постепенное замедление темпа и снижение громкости.

Итог

Для того, чтобы исполнять музыку, необходимо знать обозначение динамических оттенков. Вы увидели, какие знаки и слова используются для этого в нотах.


Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки является сила звучания инструмента - динамика.
Динамика в свою очередь зависит от силы звукоизвлечения пальцами правой руки.
Гитара по силе звучания не может соперничать, например, с фортепиано или оркестром, но в своих звуковых пределах она может достаточно ясно передавать любую динамику музыкального произведения.

При этом следует учитывать качество изготовления инструмента и его индивидуальную особенность громкости звучания.
На слабозвучной гитаре (серийного производства), чтобы избежать форсированного, дребезжащего звучания на форте, силу звукоизвлечения следует несколько умерить.
Само собой разумеется, что наиболее сильное звучание гитары достигается более плотным захватом струны и резким оттягиванием её кончиком пальца, слабое звучание образуется от легкого и более мягкого движения кончика пальца правой руки.

























































Сокр. обозн. Полное обозн. Произношение Значение
p piano пиано тихо
mp Mezzo piano меццо-пиано не очень тихо
pp pianissimo пианиссимо очень тихо
f forte форте громко
mf Mezzo forte меццо-форте не очень громко
ff fortissimo фортиссимо очень громко
cresc. < crescendo крещендо усиливая
dim. > diminuendo диминуендо ослабляя
morendo морендо замирая
sf sforzando сфорцандо внезапное ударение на каком-либо звуке или аккорде.

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p .
Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp .
У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.
Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff , а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии -- fffff .

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер.
Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p , и несколько тише, чем mf .
У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения громкости
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины крещендо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэндо (итал. diminuendo), или декрещендо (decrescendo) -- постепенное ослабление.
В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.).

Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки".
Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся () -- ослабление.

Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке.
Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. -- изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (русск. поко -- немного), poco a poco (русск. поко а поко -- мало-помалу), subito или sub . (русск. субито -- внезапно) и т. п.

Дополнительные музыкальные термины, связанные с динамикой

Резкие изменения громкости
Сфорцандо (итал. sforzando) или сфорцато (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz .
Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорцандо (итал. rinforzando) и обозначается rinf ., rf или rfz .

Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Упражнение на отработку динамических оттенков при игре на гитаре
Ниже представлено небольшое и несложное упражнение на развитие сразу нескольких основных моментов при работе правой руки в момент игры на гитаре:


При отработке данного упражнения очень полезно следить за правой рукой в зеркало. Это помогает отследить ошибки и "проблемные места" сразу.
Левая рука может удерживать гитару возле грифа.

Упражнение можно разнообразить за счет:
- включения пятой и четвертой струн для большого пальца
- Отработки упражнения как на апояндо, так и на тирандо

На последок, Вашему вниманию предлагается одно из "концертных" произведений, которое можно играть перед публикой.

Andantino (Андантино) - прелюдия Матео Каркасси


Вашему вниманию предлагается одна из прелюдий Матео Каркасси, которую изучают во всех музыкальных школах в обязательном порядке.
Данная прелюдия, как и все остальные впрочем, является очень хорошим средством для отработки техники игры на гитаре.
Внимательно разберите ноты, аппликатуру и начинайте играть с небольшого темпа. Следите за ритмом.

В данном произведении используется прием двойного апояндо.

» , динамика несет ощущения и эмоции, управляет восприятием и создает объекты и пространства.

Для того, чтобы музыканты и дирижеры понимали замысел композитора, нужно каким-то образом отмечать динамический план в нотах. Для этого существуют специальные обозначения.

В старинной музыке их, как правило, очень мало. Причина этого заключается в том, что композитор сам являлся дирижером и музыкантом. Самих обозначений так же было немного: forte и piano . Напоминает название музыкального инструмента. Фортепиано потому и получило в свое время такое название из-за того, что позволяло исполнять музыку как громко – forte , так и тихо – piano . Собственно говоря, изначально это итальянские слова и правильнее их переводить как «сильно», «крепко» и «равнина», «плоскость», но они потеряли первоначальный смысл став не только музыкальными терминами, но и просто международными словами, которые есть в большинстве европейских языков.

Только позднее появились дополнительные оттенки:

ff Фортиссимо – очень громко
f Форте – громко
mf Меццо форте – не очень громко
mp Меццо пиано – не очень тихо
p Пиано – тихо
pp Пианиссимо – очень тихо

В эпоху романтизма, и этого композиторам стало мало. Обозначения расширились еще больше (от ppppp до fffff) Предпринимались попытки измерить физические значения динамических оттенков. Разумеется, это удалось сделать только приблизительно. Например, Н.А. Гарбузов изучая зонную природа динамического слуха пришел к выводу, что ширина зоны каждого динамического оттенка составляет приблизительно 10 дБ. Учитывая, что в современной звукозаписи динамический диапазон даже академических жанров музыки не превышает 40 дБ, очевидна явная чрезмерность этого значения.

Знаки динамических оттенков показывают некоторую зону громкости, но не плавные нарастания и спады динамики. Для того, чтобы обозначить плавные изменения, следует пользоваться «вилками» и словами crescendo («крещендо» – усиление громкости) и diminuendo («диминуэндо» – уменьшение громкости). Реже для уменьшения громкости обозначается словом decrescendo («декрещендо»).

Еще не так давно знаки вилок и слова были совершенно равнозначны:

Dim. или decresc.

В настоящее время, вилки используются для коротких нарастаний и спадов динамики (не более такта), а слова, для более продолжительных. Кроме того, для очень продолжительных изменений динамики используется дополнительная фраза «poco a poco» («поко а поко» – по немногу), которая для большей наглядности может быть растянута на несколько тактов:

обозначение продолжительного нарастания громкости

Два полярных состояния громкости даже заложены в названии фортепиано. Форте – громко. Пиано – тихо. Термин обусловлен технологией этого инструмента: струны поражает молоток, и сила исполнения благодаря ему может варьироваться. И уровни ее изменения это и есть динамические оттенки. Их виды и особенности отражены далее.

Первые разновидности

Их появление связано с разными эпохами развития искусства. С появлением первого фортепиано возникли и соответствующие определения (форте и пиано). Позже число динамических оттенков стало увеличиваться.

Каждый вид носит итальянское наименование и имеет буквенное сокращение, и перевод на русский. Например, фортиссимо кратко обозначается как ff. А в переводе трактуется – очень громко.

В период ренессанса существовало 6 оттенков. 3 уже представлены выше (форте - f, пиано - p, фортиссимо). Другие три таковы:

  1. Меццо форте. Кратко – mf. Русская трактовка – не очень громко.
  2. Пианиссимо. Сокращение – pp. В переводе означает очень тихое исполнение.
  3. Меццо пиано. Аббревиатура – mp. На русском – не очень тихо.

Дальнейшее развитие

Во времена романтизма (1790-1910 гг.) композиторам было мало существующих динамических оттенков в музыке. Поэтому начались большие расширения: от ppppp до fffff.

Ученые пытались оттенки измерять в физических величинах. Результаты получились лишь ориентировочные. Так, Н. А. Гарбузов при исследовании зонного происхождения динамического слуха пришел к такому заключению: ширина участка всех динамических оттенков достигает примерно 10 дБ.

На сегодняшний день максимальный параметр музыкального диапазона составляет 40 дБ. Обозначения оттенков демонстрируют некоторые интервалы громкости, но не постепенные развития и упадки динамики.

Современные соотношения

Введенные обозначения mp, mf и p позволяют разнообразить исполнение произведения. Когда музыкант видит в нотных записях наличие символа mp, то играет определенный отрывок произведения немного громче. Если есть знак mf, то игра идет потише. При наличии «p» - еще тише.

Сегодня компьютерные технологии позволяют записывать звук с применением этих обозначений. Каждая программа позволяет их настраивать. И каждое название динамического оттенка в современном мире принято соотносить с децибелами (дБ). Причем анализ проходит в двух измерениях:

  1. Фонах – логарифмических параметрах громкости. Это физическое исследование.
  2. Сонах – ее субъективных единицах. Это психологическое восприятие звука.

Сон (1 сон = 40 дб)

Крайние уровни

Дополняя свои произведения символами f и p, композиторы обозначали увеличение пределов мощности звука.

Это довольно редкие случаи. Их примеры таковы:

  1. «Шестая симфония» Петра Ильича Чайковского. В ней творец задействовал музыкальные динамические оттенки pppppp и ffff.
  2. «Четвертая симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Здесь применяется fffff.
  3. «Шестая соната» Галины Ивановны Уствольской. В произведении задействовано 6 форте (ffffff) и прием «экспрессивисимо», говорящий о предельной экспрессии в композиции.

Плавные изменения

Они обозначаются тремя терминами:

  • вилки;
  • «крещендо» (cresc. - усиление) ;
  • «диминуэндо» (dim. - снижение).

У третьего понятия есть синоним – «дикрещендо» (decresc.). Вилки обозначаются парой линий, которые связаны с одной стороны и расходятся с другой. При их расхождении справа налево громкость ослабевает.

Последующий компонент нотной записи обозначает умеренное сильное начало, после чего следует усиление и ослабление. Вилки пишут под или над станом. Во втором случае обычно поступают при записи вокальной партии.

Как правило, они свидетельствуют о кратковременных динамических оттенках. Обозначения cresc. и dim. говорят об их большей длительности. Эти знаки могут дополнять следующими надписями:

  • poco (немного) ;
  • poco a poco (мало-помалу) ;
  • subito или sub. (неожиданно).

Понятие сфорцандо

Это неожиданный и резкий акцент. Его краткие принятые обозначения: sf или sfz . Также есть смежное определение - ринфорцандо (rinf или rfz). Он срабатывает, когда внезапно усиливаются несколько звуков либо короткая фраза. В некоторых случаях в нотнике может сначала прописываться fp, а затем sfp. Первое означает громкую игру и сразу тихую. Второе свидетельствует о наличии сфорцандо и идущем пиано после него.

Изучение оттенков

Основная теория музыки преподается в начальных классах любой детской музыкальной школы. Ученикам преподают, как правильно исполнять произведения, чтобы ощущать цельную линию всей композиции.

Для детей динамические оттенки в музыке преподносятся сначала в виде двух базисов: форте и пиано. Ученики их задействуют в специальных упражнениях и несложных произведениях. По степени накопления знаний увеличивается и усложняется и практическая часть. Отрабатывается материал с разными динамическими оттенками.

  • стабильная;
  • с частичным и полным изменением.

Стабильное звучание:

С изменениями:

С полной сменой:

В процессе обучения исследуют, как взаимодействуют громкость и темп. Анализируются произведения различных музыкальных жанров. Ученики должны самостоятельно выделить те или иные музыкальные динамические оттенки в них.

Как правило, у каждого жанра своя специфика. Например, у марша четкая высокая громкость. У романса она меньшая, при этом темп медленный или средний. Здесь часто эти показатели постепенно нарастают.

Частая вариация динамических оттенков и темпа встречается во многих классических произведениях, а также развернутых и продолжительных композициях в рок-музыке. Примеры:

  1. Первая часть «Пятой симфонии» (Л. Бетховен).
  2. «Полет Валькирий» (Рихард Вагнер).
  3. «Игра с огнем» (гр. «Ария»).
  4. Sign of the cross (Iron Maiden).

В подобных произведениях может идти постепенное развитие громкости и темпа. Затем они достигают определенных пределов. Композиция может затихнуть и снова развиваться, но в другом ключе. Для исполнения таких творений требуется высочайшее мастерство музыкантов.



Рекомендуем почитать

Наверх