Как сожгли Жанну д’Арк и почему она осталась жива. Онеггер. Оратория «Жанна д’Арк на костре Жанна дарк на костре

На короткие волосы 25.01.2024
На короткие волосы

Иногда круглые даты сходятся странно. В 1431 году, то есть, 585 лет назад, легендарная француженка Жанна д’Арк была сожжена про приговору суда. А в 1456 году, 560 лет тому назад, после специального расследования Жанну полностью оправдали.

А в этом году через аукционный дом Timeline Auctions за 297 600 фунтов стерлингов было продано кольцо, предположительно принадлежавшее Жанне д’Арк. По легенде, она надевала его перед казнью. Считается, что кольцо подарили Жанне родители незадолго до ее сожжения на костре в 1431 году.

Жанна сама рассказывала о нем на суде. Она описывала кольцо так: на кольце есть надпись Jhesus Maria и три креста, а сделано оно из золота или латуни, то есть она точно не знала, из какого именно металла. Жанна сообщила также, что оно было у нее на пальце, когда она коснулась явившейся ей во сне Святой Екатерины.

«Я думаю, можно не сомневаться в том, что это ее кольцо», - сказал исполнительный директор Timeline Auctions Бретт Хэммонд . Он считает, что то, что кольцо XV века совпадает с описанием кольца Жанны, вряд ли может быть просто совпадением.

При кольце были документы, подтверждающие его историю. Но если кольцо подлинное, оно может дать разгадку одной из тайн истории Орлеанской Девы.

Жанна, но не д’Арк

Если быть точным, Жанну ее современники никогда не звали д’Арк. И сама она никогда себя так не называла, а называлась «Жанной Девственницей».

Не очень понятно и когда она родилась. Считается, что в 1412 году, но когда в 1904 году ее причисляли к лику святых, дату официально назвали другую: 6 января 1409 года.

Кто были ее мать и отец - тоже не ясно. По одной версии - обедневшие дворяне (отсюда дворянское «д"» в фамилии), по другой - зажиточные крестьяне (а «д"» в те времена означало - «из такой-то местности», в данном случае, возможно, папа ее был из города, в название которого входило слово Арк, таких было несколько. Но даже если родители девы и были крестьянами, то позже получили дворянство. Место рождения Жанны называют точно: деревня Домреми на границе Шампани и Лотарингии. Сохранился даже домик, где она появилась на свет.

Внезапный взлет ее славы и трагический конец на костре уложился всего в несколько лет. В 13 -летнем возрасте Жанна вдруг услышала голоса святой Екатерины и архангела Михаила (причем, архангела она даже несколько раз видела). Они и сказали девочке, что именно она освободит Орлеан, сняв осаду англичан, да еще и возведет на трон наследника французского престола дофина Карла .

Собственно, с этого и началась ее миссия в Столетней войне между французами и англичанами.

Боевая юность

Интересно, что Жанна в свои 16 лет оказалась весьма подготовленной к военному делу. Карла она при встрече поразила умением блестяще ездить на коне и фехтовать. «Создавалось впечатление, - говорил один из ее современников, - что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Пройдя все испытания, учрежденные дофином, Жанна именем Бога подтвердила Карлу его права на престол. И, в конце концов, Карл так поверил ей, что назначил её главнокомандующей французскими войсками.

Сейчас на всех памятниках она изображается в доспехах и с мечом. Так оно и было: дофин приказал специально для Жанны выковать доспехи, как главнокомандующему, ей было положено знамя, а как посланнице Божьей - хоругвь. На знамени был изображен Бог Отец над радугой и два ангела. Правой рукой Господь благословлял мир, а в левой держал вселенную. Еще была надпись «Иисус Мария» и лилии французского королевства.

Меч Жанна попросила привезти из небольшой часовни в Фьербуа, где она видела много старинного оружия. А ей хотелось иметь меч, равный мечу легендарного короля Карла Великого. Ей привезли древний клинок, помеченный пятью крестами. Когда очистили ржавчину, оказалось, что что это меч, которым другой знаменитый воин Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье.

Интересно, что позже на допросе Жанна на вопрос о том, что она почитала больше меч или знамя, ответила, что знамя.

В известнейшем фильме «Начало» Глеба Панфилова , где Жанну играет Инна Чурикова , есть одна небольшая неточность, сцена, где, казнив дезертиров, Жанна говорит своим солдатам: «Кто верит в меня, за мной!» На самом деле знаменитый клич Жанны звучал иначе: «Кто любит меня, за мной!»

И ее любили. Влюбленные в нее французы 8 мая 1429 года отогнали англичан от Орлеана. Именно тогда она стала «Орлеанской Девой», а 8 мая и сегодня в Орлеане главный городской праздник.

Но с этого момента счастье отвернулось от Жанны.

Предательство епископа Кошона

Взять Париж ее армии не удалось, зато бургундцы, воевавшие против Карла, обманом заманили Жанну в ловушку и выдали англичанам. Точнее, продали за 10 000 золотых ливров.

Поздней осенью 1430 года Жанну увезли в Руан. Там ее судили, обвиняя в ереси и ношении мужской одежды.

Процесс начался 21 февраля 1431 года. Возглавлял его епископ Пьер Кошон , ярый сторонник англичан. Английское правительство оплатило все расходы на процесс. Сохранившиеся документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

24 мая епископ Кошон привел ее к столбу с вязанками хвороста - будущему ее костру, но сказал, что ее переведут от англичан в церковную тюрьму, если она отречется от ересей. Зачитал ей бумагу с таким отречением, а потом бумагу эту подменил. Жанна была неграмотной и поставила крест, образно говоря, под собственным приговором.

С костра она крикнула Кошону: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». И попросила дать ей крест. Ей протянули две скрещённые ветки, она еще успела несколько раз крикнуть: «Иисус!».

Казнили ли Орлеанскую Деву?

И тут начинается самое интересное. Исследователи истории Орлеанской Девственницы не могут уверенно сказать, сожгли ли Жанну.

Вообще, с ее гибелью много непонятного.

Например, нет формального приговора, хотя сохранились протоколы допросов. Более того, когда позже был затеян процесс о реабилитации Жанны, из 12 допрошенных членов руанской судейской комиссии, отправившей Жанну на костер, пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое - что не присутствовали при казни.

Нет и положенного при таких процессах протокола о казни.

Многие добровольные историки, ищущие альтернативные версии великих событий, считают: вполне возможно, что казни не было вообще, либо вместо Жанны сожгли какую-то другую женщину. А чтобы этого никто не заметил, голову казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, а толпу от костра на довольно большое расстояние оттеснили солдаты.

Почему Жанна могла уцелеть? А потому что по одной из версий Орлеанская Девственница была не крестьянкой и даже не простой дворянкой, а особой королевских кровей. Именно поэтому дофин так легко доверил ей войско, и поэтому она была так сведуща в верховой езде и владении оружием. А через несколько лет после «казни» Жанна опять появилась при королевском дворе и даже вышла замуж за Робера дез Армуаза .

Были, впрочем, и самозванки. В 1452 году появилась дама, подкупившая кузенов Жанны, чтобы выдать себя за Орлеанскую Девственницу. Не удалось. Второй лже-Жанной стала Жанна Феррон , но и ее разоблачили, причем позорно: она не умела ездить на лошади.

Удачнее всех оказалась некая Жанна дез Армуаз . Она появилась лет через пять после казни Орлеанской Девственницы и как раз она вышла замуж за сеньора Робера дез Армуаз. Интересно, что жители Орлеана и братья Жанны д’Арк (у нее были три брата и сестра) ее признали. Но зато ее не признали в Париже и даже, по приговору парламентского суда, выставили к позорному столбу. Жанна дез Армуаз родила двоих сыновей, а умерла в 1446 году.

Была ли она действительно самозванкой и только - до сих пор неизвестно.

Но вот этот-то вариант судьбы Орлеанской Девы - ее не сжигали - косвенно подтверждает то самое кольцо Жанны, с которого я начал рассказ.

Ведь получается уникальная ситуация. Если кольцо было подарено родителями Жанне еще до ее сожжения, то как оно уцелело?

Исходя из свойств металлов, кольцо могло и не расплавиться. Латунь плавится при 880 - 950 градусах, золото - примерно при 1070 градусах Цельсия. А температура горения дерева - 800−1000 градусов. Но костер Жанны, казненной на открытой площади, вряд ли достигал высшего уровня температуры. Вентиляция хорошая. Не печь, и даже не камин.

Сильно сомневаюсь, что после сожжения кто-то просеивал огромную груду угля и пепла и сгоревших останков девы в поисках ее кольца.

Документы, на которые ссылаются аукционисты, рассказывают, что после казни Орлеанской девы каким-то образом кольцом владели кардиналы и придворные вельможи. К началу ХХ века кольцо попало в частные коллекции и не раз выставлялось на торги в разных аукционных домах. Причем сведения обо всех владельцах кольца подтверждены документально.

Но если исходить из того, что в жизни многие события трактуются куда сложнее, чем они есть на самом деле, вполне можно предположить, что Жанна, действительно, не была казнена, и сама передала кольцо своим спасителям в знак благодарности за избавление от смерти (ведь оно было для Жанны высшей драгоценностью, освященной Святой Екатериной), и, возможно, еще и в знак того, что она клянется не разглашать этой тайны…

Оправданная и святая

После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и проверить, был ли законным суд над нею. Выводы - нет, не был. В 1455 году папа Каликст III повелел еще раз вернуться к суду над Жанной и его материалам. Были допрошены 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищи по оружию и жители Орлеана.

Папа Пий X в 1909 году провозгласил Орлеанскую Девственницу блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.

Остается добавить, что когда победительница англичан, дева, приведшая на трон короля, героиня Франции и ее будущая святая взошла на костер, ей было всего 19 лет…

http://svpressa.ru/post/article/160475/

Жанна д’Арк – Орлеанская дева, исторический персонаж, сыгравший значимую роль в истории Европы. Сведения о ее жизни описывают Жанну как героя рыцарского романа. Однако до сих пор многих,...

Жанна д’Арк – Орлеанская дева, исторический персонаж, сыгравший значимую роль в истории Европы. Сведения о ее жизни описывают Жанну как героя рыцарского романа. Однако до сих пор многих, узнавших историю Жанны д’Арк, поражают формулировки обвинений, отправивших на костер национальную героиню Франции…

Жанну д’Арк объявили еретичкой и отправили на костер вовсе не потому, что она слышала «голоса» или каким-то иным образом нарушала церковные каноны. Ее «преступление» было гораздо хуже: она снова надела мужскую одежду, хотя ранее пообещала никогда больше такого не делать. В общем, на костер она пошла за мужские штаны…

Чтобы лучше понять, в какую ловушку попала Орлеанская девственница, вернемся к 24 мая, когда церковные судьи напугали бедную девушку, которой едва исполнилось 19 лет, притащив ее на кладбище Сент-Уэн в городе Руане, чтобы показать ей костер, который ее может ожидать.

Затерроризированная, Жанна признает свои заблуждения и, в обмен на обещание, что из обычной тюрьмы, которую охраняли грубые солдаты, ее переведут в церковную тюрьму, подписывает (естественно, будучи неграмотной, ставит крестик) все, что от нее хотят: она признает, что не слышит никаких «святых голосов», отрекается от своих заблуждений и отдается на волю Церкви. Она также клятвенно обещает больше никогда в жизни не носить мужскую одежду.

Почему вообще, черт возьми, выдвигалось это требование? Она не задает сама себе этот вопрос, поскольку не может даже предположить какую ловушку в стиле Макиавелли ей готовит эта свинья Кошон*.

Если бы в те времена существовал модный дом Zara, то Жанна, будучи девушкой очень обязательной, непременно бы пошла туда и заказала бы себе вполне сексуальное платье. Действительность менее очаровательна: англичане бросают ей какие-то старые женские тряпки, в которые она и одевается.

«Пусть лучше мне 7 раз отрубят голову»

В воскресенье утром, 27 мая, она просит у своих английских тюремщиков, чтобы с нее сняли цепи. Она хочет размяться. Один из них подходит к ней, но лишь для того, чтобы содрать с нее женскую одежду, оставив ее абсолютно голой. Другой тюремщик бросает ей мужскую одежду, которая хранится в ее сумке.

Она отказывается: «Господа, вы же знаете, что это мне запрещено: я ни за что ее не надену». Тюремщики начинают ржать. Все утро на Жанне не больше одежды, чем на каком-нибудь нудисте на пляже. К полудню сама мать-природа напоминает ей, что даже будущая святая должна соответствовать неким стандартам.

«Унижение Жанны д’Арк в тюрьме» Isidore Patrois, 1866г.

Поскольку она не может выйти из камеры на прогулку в одеянии Евы, Жанна решает надеть мужскую одежду, потому что «тело требует». Возвратившись в камеру, она напрасно умоляет англичан вернуть ей юбку. Вот таким вот образом Жанна вновь впала в ересь…

Понятно, что вся эта ситуация была подстроена Пьером Кошоном, епископом из Бове. Он тут же, во вторник, 29 мая, спешит вновь созвать церковный суд, чтобы объявить ее вероотступницей. По идее, такой приговор сначала должен вынести светский суд. Но этот тип не хочет, чтобы что-то вдруг пошло не так, поэтому он пропускает эту часть процесса. И уже на следующее утро монах Мартен Ладвеню сообщает Жанне приговор. На дворе среда, 30 мая. Бедняжка в шоке.

Она плачет, жалуется монаху: «Со мной обращаются так жестоко и бесчеловечно только для того, чтобы мое чистое и непорочное тело превратилось сегодня вечером в пепел! Ах! Пусть лучше мне 7 раз отрубят голову, чем сожгут. Увы! Если бы я находилась в церковной тюрьме, к которой меня приговорили, а не у этих моих врагов, со мной бы не поступили таким ужасным образом».

Эти ее слова известны от брата Жана Тумуйе**, который сопровождал брата Ладвеню. Можно подумать, что у него под капюшоном был спрятан магнитофон.

Жанна исповедуется, затем над ней производят последние обряды. Самое забавное состоит в том, что никакая исповедь и никакие обряды ей не положены: она ведь отлучена от церкви и объявлена еретичкой.

Она спрашивает у каноника Пьера Мориса: «Мэтр Пьер, где я буду сегодня вечером?». Тот, весь в слезах, сам задает ей вопрос: «Вы верите в Бога?» Жанна отвечает, что надеется на помощь Господа и рассчитывает оказаться в раю.

Но напрасно она прислушивается: в этот раз не слышно никаких «голосов», которые подтвердили бы ее надежду о рае…

«Иисус, Иисус»

В сопровождении палача Жоффруа Теража, в окружении восьми сотен английских солдат, вооруженных секирами и мечами, Жанну д’Арк приводят на площадь Старого рынка, где уже воздвигнут костер.

В течение всего пути монах Ладвеню и другие братья читают молитвы. Она плачет, причитает. Большинство из сопровождающих ее служителей Церкви, также как и многие англичане, преисполнены к ней сострадания.

По дороге Жанна просит, чтобы ей дали крестик. Какой-то крестьянин тут же делает его из двух кусочков дерева. Жанна сует его себе за пазуху. По прибытию к месту казни палач с трудом привязывает ее к столбу, так как вязанки хвороста очень большие и мешают. Жанна просит Ладвеню и еще одного монаха, которого зовут Изамбар де ля Пьер, протянуть ей распятие.

Она беспрестанно повторяет: «Иисус, Иисус». Но он не слышит. Толпа взволнована. Один английский солдат, который говорил, что первый подбросит в костер вязанку хвороста, падает в обморок. Палач (ну что с него взять – профессия у него такая) поджигает вязанки.

«Сожжение Жанны д’Арк» Жюль Эжен Леневё. 1886-1890гг.

Тяжелый, едкий дым окутывает молодую женщину, которая безуспешно продолжает взывать к Иисусу. Вскоре, из-за облаков дыма, ее уже не видно. Вероятнее всего, Жанна умерла от удушья. Англичане просят палача отодвинуть сгоревшие вязанки хвороста, чтобы все на площади могли видеть то, что осталось от тела Орлеанской девственницы. И чтобы какой-нибудь шутник не стал потом рассказывать, что она не сгорела.

Когда огонь погас, можно было видеть несколько еще кровоточащих кусков тела, в частности, сердце, которое, по ряду свидетельств, осталось абсолютно не тронутым огнем. Огонь развели повторно, чтобы все сгорело дотла, а затем и в третий раз.

Наконец, дело сделано, а чтобы никто не пришел взять пепел на реликвии, кардинал Винчестерский приказывает палачу бросить все, что осталось от костра, в Сену. Так вот умерла Жанна. И все из-за каких-то штанов…

*Игра слов по-французски, так как фамилия епископа «Кошон» произносится точно так же, как и слово «свинья».
**Игра слов по-французски: фамилия «Тумуйе» звучит также, как выражение «мокрый от слез».

Вся правда о жизни и смерти Орлеанской девы

Всем девушкам, надевающим рубашку бойфренда, следует помнить о Жанне д’Арк. Потому что англичане сожгли ее именно за…

Впрочем, давайте все по порядку.

Имя, сестра!

Имя у Жанны для тех времен было более чем обычное, им нарекали примерно треть новорожденных француженок. А вот с фамилией сложнее. Сегодня мы все знаем ее под именем Жанны д’Арк – однако сама она себя так не называла. Жанна представлялась всем исключительно по имени – в те времена это было в порядке вещей, фамилии были вещью необязательной. Поклонники звали ее Девой Жанной.

На суде она называла себя то Жанной ла Пуссель , то Жанной Ромми (мол, мать ее звали Изабель Ромми ; на самом деле слово «ромми» тогда во Франции применялось ко всем, кто совершил паломничество в Рим), то Жанной де Воутон (мол, на самом деле ее мать носила именно эту фамилию). В ходе суда выяснилось, что отец ее носил прозвание д’Арк. Есть версия, согласно которой Жан д’Арк перебрался в деревню Домреми, где и родилась Жанна, из городка Арк-ан-Барруа. Почему-то именно под этой фамилией Жанну позже и прославят.

Жанна д"Арк. Миниатюра второй половины XV века. wikimedia.org

Шизофрения, как и было сказано

Возможно, родись Жанна в наше непростое время, ей бы быстренько поставили диагноз и попытались бы вылечить сильными препаратами. Шутка ли – девочка-подросток слышит голоса! Однако в Средние века к той, с кем разговаривают ангелы, отнеслись более чем почтительно. Тем более что ничего такого страшного, по мнению соотечественников Жанны, ангелы ей не советовали.

«Ходи в церковь, веди жизнь праведницы, защити родину от гнусных англичан, помоги Карлу VII стать законным монархом» – что тут такого? Согласно логике того времени и той страны, ангелы говорили вполне здравые вещи! И пусть современные исследователи сколько угодно ставят Жанне диагнозы – от шизофрении и эпилепсии до бычьего туберкулеза; ее современники были уверены, что она получает знаки от Всевышнего.


Валькирия Франции

Жанну превозносили за храброе сердце; однако непосредственно в боях она не участвовала и людей на войне не убивала. Она скорее вдохновляла воинов на подвиги. У нее даже не было оружия в руках; Жанна носила знамя своей страны – как символ того, за что бьются французы. Впрочем, хотя она и не сражалась на поле боя, ранена была целых два раза – стрелой в плечо и в бедро из арбалета.

Воинов-мужчин Жанна абсолютно не стеснялась – при случае ругательски их ругала, чуть не побила одного шотландца (шотландцы в Столетней войне воевали за французов и против англичан) за украденный кусок мяса. И вообще отвадила от полка всех дамочек легкого поведения, что солдатам ну совсем не понравилось.

Предъявите ваши обвинения!

Принято считать, что сожгли пламенную Жанну как колдунью. На самом деле англичане, судившие ее церковным судом, выдвинули ей аж 70 обвинений. Да, среди них было и колдовство. Но позже количество обвинений сократилось до 12, и главными из них были следующие: Жанна носит мужское платье; Жанна утверждает, что слышит голоса и говорит с самим Богом.

Жанне предложили признать себя виновной в обмен на дарование ей жизни и пожизненное заключение – и она даже подписала соответствующий документ (впрочем, есть версия, что неграмотная Жанна поставила крестик, не сознавая толком, под чем ее вынуждают подписаться).

Однако уже через несколько дней, находясь в заключении, она снова облачилась в мужскую одежду – возможно, потому, что боялась насильственных действий со стороны своих тюремщиков. Когда же судья посетил ее и от вида Жанны в штанах пришел в ярость, она подлила масла в огонь, заявив, что опять слышит божественные голоса. После этого ее и отправили на костер.

21 февраля 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса Святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь.

Тайные цели

Вопреки всеобщему мнению, Жанна не была бедной крестьянской девушкой. Ее родной дом в Домреми может и не был роскошным дворцом, но для XV века был вполне комфортным и просторным. У Жанны была даже собственная комната. Орлеанская дева принадлежала со стороны матери к знатному, но обедневшему аристократическому роду. Кроме того, к моменту встречи с Карлом VII она прекрасно владела оружием и держалась в седле, что было абсолютно несвойственно девушке того времени. Эти факты наводят на мысль, что ее готовили к этому заранее. Некоторые исследователи полагают, что за появлением Жанны стояли городские братства Святого Марселя и Святого Мишеля, которые и были «голосами Орлеанской девы». Они возлагали на нее скорее дипломатическую, нежели военную задачу, их цель – «воспитать» своего короля, возвести на трон третьего сына короля, будущего Карла VII, дабы потом использовать его в своих целях. Жанна должна была, в первую очередь, оказать финансовую поддержку дофину. Именно об этом, якобы, говорило ее знамя, которое трактуют следующим образом: «Дайте серебро для коронации, чтобы Карл мог сражаться с англичанами; смелее, Марсель сдержит свое слово». Карл не остался в долгу, в парламенте были предоставлены новые права третьему сословию - бюргерству. Только вот Жанна была больше не нужна, напротив, она стала слишком опасной фигурой, чтобы оставлять ее в живых.

Пророчество Мерлина

У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином девушка подготовилась заранее.
Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало.
Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан. Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.

Богородица в доспехах

Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции».
Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве.
Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться. Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.

Предательство Карла

Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве.
Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню. Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам. Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена: «Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен».
Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился.
Интересно то, как Карл VII инициировал процесс реабилитации Жанны. Потаённо! После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.

Сломанный меч Карла Мартелла

У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное - солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года. Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах. Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов. Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине.
Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы. Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.

Демоны Жанны

Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна. Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям.
Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве. Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.

Последнее слово инквизиции

То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»? Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка. Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением. Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость. Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений. Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.


Драматическая оратория (1938, Базель) на сюжет поэмы П. Клоделя.


Состав исполнителей: чтец, Жанна д"Арк (без пения), Брат Доминик, монах (без пения), Дева Мария (сопрано), Святая Маргарита (сопрано), Святая Екатерина (контральто), Боров, председатель суда (тенор), Осел, писец (тенор), Зерно (без пения), Мамаша винных бочек (без пения), 3 герольда (тенор, бас, без пения), монахи, священники, толпа, дети (хор, детский хор), оркестр.


История создания

В творчестве Онеггера оратории принадлежат к одному из ведущих жанров. Большая их часть создана в 1930-е годы: «Крики мира», «Пляска мертвых», «Николя из Флю», «Жанна д"Арк на костре». Последняя оказалась особенно созвучной настроениям эпохи - кануна Второй мировой войны и французского Сопротивления. Она была задумана, по словам Онеггера, как «грандиозная народная фреска» и воспринималась современниками как массовое представление в духе вновь популярных в то время празднеств Великой Французской революции 1789-1794 годов, развертывавшихся на площадях Парижа с участием и в присутствии тысяч людей. «Я попытался в этом произведении быть доступным массам и в то же время интересным для музыканта», - утверждал композитор. С другой стороны, первая мысль об оратории пришла в голову знаменитой любительнице искусств, танцовщице и драматической актрисе Иде Рубинштейн, когда она присутствовала в Сорбонне на студенческом спектакле в стиле народных средневековых мистерий. Ей оратория и посвящена.

Онеггер обратился к Полю Клоделю с предложением разработать сюжет о Жанне д"Арк (1410 или 1412-1431), 500-летие первого подвига которой - освобождения Орлеана, за что она и получила имя Орлеанской Девы, - отмечалось в 1929 году. Поль Клодель (1868-1955), крупнейший французский писатель и поэт, почти полвека, вплоть до середины 30-х годов, отдал дипломатической службе и побывал во многих странах. Обращение в 1886 году к католицизму оставило глубокий след в его творчестве, о чем свидетельствуют пьеса «Благовещение Марии», переводы псалмов, текст для оратории «Крестный путь», цикл стихотворений «Календарь Святых»; в 30-е годы появились «Религия и поэзия», «Месса вон там», «Поэт видит крест», «Мистика драгоценных камней». В католических кругах его считали «новым Шекспиром». Известная французская энциклопедия Ларусса так характеризует Клоделя: «Символист и в то же время реалист, во всяком случае глубокий мистик; простой и одновременно изысканный, часто темный и мощный, он придал своему искусству грубую примитивную форму...»


В сюжете о Жанне д"Арк, необычайно популярном во Франции, Клодель видел близкие себе мистические мотивы и искал для него оригинальную трактовку. Он предложил свободное построение трагедии. По словам Клоделя, «вершина жизни Жанны д"Арк - смерть, костер в Руане. С этой вершины она обозревает всю цепь событий, которая и привела ее сюда, начиная с более близких по времени и кончая более отдаленными, - вплоть до осознания своего призвания, своей миссии». Текст создавался ритмизованной прозой с использованием особенностей народной поэзии, многие эпизоды - на средневековой латыни. По утверждению Онеггера, Клодель «указывал мне строчку за строчкой композицию партитуры. Он заставлял меня проникнуться атмосферой стихов, пояснял характер мелодий... Достаточно слышать, как Клодель читает и перечитывает свой текст. Он это делает с такой пластической силой, что в стихах как бы выделяется музыкальный рельеф, представляемый ясно и четко тому, кто наделен музыкальным воображением». Главная роль первоначально предназначалась Иде Рубинштейн, которая лишь в одной сцене напевала детскую песенку. Немало других ролей также было рассчитано на драматических актеров.


«Жанна д"Арк на костре», обозначенная как драматическая оратория, предполагала сценическую постановку, однако ее премьера состоялась в концертном исполнении на родине родителей Онеггера, в Швейцарии. Это произошло через 3 года после завершения работы над музыкой, 12 мая 1938 года в Базеле, под управлением известного швейцарского дирижера Пауля Захера с Идой Рубинштейн в главной роли. Сценическая премьера прошла 6 мая следующего года в Орлеане, в театре, построенном на развалинах старинной церкви ровно 510 лет спустя после подвига Орлеанской Девы - освобождения города от англичан. «Сотни орлеанцев едва сдерживали слезы. Они чувствовати себя уже не публикой,... а той толпой руанцев, что теснилась некогда вокруг костра и взирала на Святую Жанну, горевшую подобно пламенному вихрю, который возносится из самого сердца Франции». Через 6 лет, в 1945 году Онеггер написал пролог к оратории.


Драматическая оратория «Жанна д"Арк на костре» сочетает черты мистерии, страстей и народных площадных представлений. Она состоит из пролога и следующих без перерыва 11 сцен, где чередуются музыкальные и речевые эпизоды. Из сольных вокальных партий наиболее значительны партии Святых Маргариты и Екатерины, вдохновляющих и ободряющих Жанну. Одно из важнейших мест отведено хорам - мужскому, смешанному, детскому.


Хоровой пролог рисует погруженную во мрак, разоренную многолетней войной, разорванную на части Францию. Из стонущих возгласов хора рождается мольба о спасении у солирующего сопрано па канонический молитвенный текст «De profundis» («Из глубины бездны взываю»), которая сменяется энергичным маршем. Чтец четырежды провозглашает «Была девушка по имени Жанна», и хор развивает эту фразу в стремительном фугато. Кульминация пролога - колокольный звон, переданный аккордами 2 фортепиано, на фоне которого хор призывает Жанну к подвигу. 4-я сцена, «Жанна, выданная животным», решена в духе народных средневековых фарсовых представлений. Каждый эпизод открывается фанфарным призывом труб Первый - выборы председателя суда. Тигр, лис и змей отказываются, тогда свою кандидатуру предлагает Боров (пародируется фамилия епископа, председателя руанского трибунала, осудившего Жанну: Кошон - свинья). Его характеризует напыщенная и пошлая ария с использованием латинских фраз, в напряженно звучащем высоком регистре, в сопровождении хора и малой трубы. Следующий эпизод - выборы заседателей и писца. Первые оказываются баранами (хор подражает их блеянью), второй ослом (крик «и-а» солиста передразнивают хор и «волны Мартено»). Вся эта издевательская музыка накладывается на мрачный хорал низких струнных и духовых инструментов, напоминающих церковный напев Dies irae (День гнева). На традициях средневековых представлений основана и 8-я сцена, «Король в Реймс собрался». Однако здесь Оннегер обращается к этим традициям не для сатирической характеристики врагов Жанны, а для создания широкой картины народной жизни. Массовый праздник в честь победы над врагами открывается перезвоном колоколов и коронационным маршем короля, где использованы обороты народной песни «Лаонский перезвон». Другая народная песня варьируется в следующем эпизоде, рисующем объединение северных и южных провинций Франции (север олицетворяет Зерно, юг - Мамаша винных бочек). Еще одна подлинная народная мелодия - майская песня «Тримазо», порученная преимущественно детским голосам, звучит в центральном разделе 9-й сцены, «Меч Жанны». 11-я сцена, «Жанна д"Арк в пламени», образует грандиозный финал. Солирующая труба предваряет торжественную фразу нового персонажа - Девы Марии, благословляющей жертву Жанны. В первом разделе воплощены чувства толпы, собравшейся на площади Руана: одни проклинают Жанну-ведьму, другие прославляют Жанну-Деву. Последний раздел завершается торжественным утверждением маршевой темы «Есть радость, которая сильнее всего». Напряжение спадает, звучат умиротворенные голоса детей, прославляющих жертву во имя любви к людям. Заключает ораторию нежное пение соловья, впервые появившееся еще в 1-й сцене, «Голоса неба».


Л. Михеева


Действующие лица и исполнители:

Jeanne d’Arc

Marion Cotillard

Brother Dominique

Xavier Gallais

A voice, Porcus, Herald I, Chaplain

Yann Beuron

The Virgin

Maria Hinojosa

Marguerite

Maria Hinojosa

Catherine

Aude Extremo

Mere aux Tonneaux

Anna Moreno-Lasalle

Anna Moreno-Lasalle

Anna Moreno-Lasalle

A voice, Herald II, Peasant

Eric Martin-Bonnet

Herald, the ass, Bedford, J. de Luxembourg, Grinder Trusty, Peasant

Carles Romero Vidal

The Usher, R. de Chartres, G. de Flavy, Perrot, Priest

Pep Planas

Vivaldi choir
Lieder Camera choir
Madrigal choir
Orquestra Simfonica de Barcelona i Nacional de Catalunya (OBC)
conductor Marc Soustrot


Movie director: Jean-Pierre Loisil

TVRip by www.сайт
avi

Video: Xvid 800x450 25fps 1140kbps
Audio: Dolby AC3 48000Hz 6ch 256kbps
818 Mb



Рекомендуем почитать

Наверх