Диатонический строй. Диатонические лады. Музыкальный звукоряд хроматический

Звёздные 08.05.2023
Звёздные

Диатоническая гамма

Звуки диатонич. ладов, располож. в восходящей или нисходящей последовательности. В традиц. (классической) теории музыки под диатонич. ладами понимают лады, звуки к-рых соответствуют осн. ступеням муз. системы, взятым в пределах какой-либо октавы. В каждом таком октавном звукоряде содержится 5 больших и 2 малых секунды. К диатоническим ладам относятся натуральные мажор и минор, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский и гипофригийский лады. В 20 в. область диатонизма трактуется более широко: Д. г. считается звукоряд, состоящий из основных (невидоизмененных) ступеней любой ладовой системы. Д. г. противостоит хроматич. гамме, а также звукорядам, включающим отд. хроматич. или энгармонич. соотношения ступеней. См. Диатоника , Средневековые лады , Хроматическая гамма , Энгармонизм .


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Диатоническая гамма" в других словарях:

    - (этим. см. предыд. сл.). Натуральная гамма, без диэзов и бемолей, состоящая из 5 целых тонов и 2 х полутонов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАТОНИЧЕСКАЯ ГАММА греч., от dia, чрез, и phone, звук.… …

    - (греч. gamma, третья буква греческой азбуки). 1) старинная Гвидонова система звуков, начинавшаяся с греч. буквы гаммы. 2) семь основных музыкальных звуков (do, re, mi, fa, sol, la, si), расположенных в постепенном возвышении. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Gamma, Scala по итальянски, gamme по французски, Tonleiter понемецки) звукоряд, получивший свое название от греческой буквыгаммы, обозначавшей нижайшую ноту диатонического звукоряда,простиравшегося от d в большой октаве до е во второй октаве… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Гамма - (от греч. γαμμα третья буква греч. алфавита) 1) Термин, широко распространенный в искусствознании, обозначающий определенную последовательность к. л. однородных явлений, предметов, напр., красок (красочная Г.), цветов (цветовая Г.). 2) Назв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Н. гамма есть тот ряд звуков, который получается при колебании тела, издающего звук, или столба воздуха. Звуки Н. гаммы, или так называемые гармонические звуки, идут в известном порядке: от данного нижнего или первого звука второй отстоит на… …

    - (от греч. διατονικός, διάτονος, лат. diatonicus, diatonus) семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг). Служит основой диатонического … Википедия

    - (гр. diatonikos переходящий от тона к тону) муз. д ая гамма звукоряд, образованный из простых ступеней до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации), основной звукоряд в его восходящей или нисходящей последовательности. Новый словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той… … Энциклопедия Кольера

    ДИАТОНИЧЕСКИЙ, диатоническая, диатоническое (от греч. dia через и tonos звук) (муз.). Расположенный в порядке интервалов нормального звукоряда. Диатоническая гамма. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Музыкальный термин, обозначающий каждый звук определенной высоты. Более частые колебания воздуха дают более высокие Т., более редкие низкие Т. Этим не ограничивается применение этого термина, которое обширно и нередко сбивчиво. Т. (Tonus) есть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«Диатонические лады», «Греческие» или как их ещё называют «Натуральные» — это лады, которые основаны на структуре , в которых за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы.
Если принять одну из 7 ступеней До-мажорной гаммы за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:

  • Ионийский лад — это первый лад, который начинается и заканчивается с первой ноты мажорной гаммы (в нашем случае это нота C). Ионийский лад — это и есть натуральная мажорная гамма.
  • Дорийский лад — это второй лад, который начинается со второй ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты D и заканчиваете нотой D.
  • Фригийский лад — это третий лад, который начинается с третей ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты E и заканчиваете нотой E.
  • Лидийский лад — это четвёртый лад, который начинается с четвёртой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты F и заканчиваете тоже нотой F.
  • Миксолидийский лад — это пятый лад, который начинается с пятой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты G и заканчиваете нотой G.
  • Эолийский лад — это шестой лад, который начинается с шестой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты A и заканчиваете нотой A. Эолийский лад — это натуральный минорный лад.
  • Локрийский лад — это седьмой лад, который начинается с седьмой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты B и заканчиваете нотой B.

Если обосновать все выше написанное, то вы просто должны запомнить названия всех ладов и играть обычную натуральную мажорную гамму, принимая за тонику любой из её тонов:

Но для овладения и правильного восприятия каждого лада необходимо почувствовать и запомнить их окраску, и звучание.

Окраска диатонических ладов

Возможно вам будет проще думать о ладах как о более светлых и менее светлых . Чем меньше в формулах нот с бемолями, тем светлее звучит лад, следовательно чем больше, тем темнее . Для этого я расположу все лады по принципу светлого к тёмному :

  • Лидийский (один диез) характерен своим мечтательным, задумчивым, духовным звучанием. Именно такие гитаристы как Джо Сатриани и Стив Вай широко используют этот лад в своих импровизациях. Большинство альбомов Стива Вая , в той или иной мере, содержат в себе на основе расширенного Лидийского лада в Ми. В качестве примера можете послушать куплеты из «Flying in the blue dream» Джо Сатриани или куплет из очаровательной «Every Little Thing She Does Is Magic» The Police.
  • Ионийский (нет ни диезов, ни бемолей) мы все прекрасно знаем его и слышали сотни раз. Звучит он торжественно, бодро, по детски и иногда даже пафосно. Послушайте Happy birsday .
  • Миксолидийский (один бемоль) напоминает риффы типа «Oh Pretty Woman» и «I Feel fine» и звучит довольно энергично.И это единственный мажорный лад, который отлично ложится на доминантсептаккорд.
  • Дорийский (два бемоля) лад характерен своей активностью и энергией. Звучит довольно весело для минора и является основным в арсенале джаз, рок, и фьюжин-гитаристов Например: Блэкмора и Хэндрикса .
  • Эолийский (три бемоля) лад очень напоминает Хэви-метал со своими Iron Maiden и Judas Priest.
  • Фригийский (четыре бемоля) самый «тёмный» из диатонических вариантов минора. Звучит мрачновато и некоторым людям напоминает испанские темы, а некоторые слышат в нём потенциал на трэш-металовские рифы. Возможно это из-за диссонанса между тоникой и малой секундой см. .
  • Локрийский (пять бемолей) нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, он является условно диатоническим из-за того, что в его основе лежит уменьшенное . Это единственный лад, которым можно обыграть полууменьшённые (min7b5) , которые звучат так напряжённо, что в аккордовых прогрессиях используются как промежуточные, нежели основные.

Производные лады

Возможно вы знали, что если взять натуральный До-мажорный лад и передвинуть его терцию или 3 полутона вниз, то вы получите параллельный Ля-минорный лад. Такой принцип работает со всеми остальными диатоническими ладами:

малая терция вниз ⇒

  1. С — Ионийский || Am — Эолийский
  2. F —Лидийский || D — Дорийский
  3. G — Миксолидийский || E — Фригийский

Так называемые «производные лады» являются диатоническими вариантами мажора и минора.

Аппликатуры диатонических ладов

Мажорные диатонические ладны:

Минорные диатонические лады:

Условно диатонический лад:

Рекомендуемый контент:

Связанные понятия

Фа (лат. fa) в сольмизации (сольфеджио) - мнемоническое обозначение четвёртой ступени диатонического звукоряда. Аналогично обозначению F. Отстоит на полутон от Ми и на целый тон от Соль.

Пентато́ника (от др.-греч. πέντε - пять и др.-греч. τόνος - напряжение, натяжение; тон) - пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг), например, вверх по квинтам: до - соль - ре - ля - ми.

Характерные интервалы - это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются.

Наклоне́ние (нем. Tongeschlecht) в теории музыки - отличительные свойства терцового аккорда, звукоряда, тонального лада, которыми обусловливается их принадлежность к мажору или минору. Различают мажорное наклонение и минорное наклонение.

Си (лат. si) в сольмизации (сольфеджио) - мнемоническое обозначение седьмой ступени диатонического звукоряда. Аналогично обозначению H. (Обозначение B используется в ряде стран, в частности, в Англии, Голландии, США; при этом следует помнить, что в классической теории музыки обозначение B соответствует ноте си-бемоль). Си-диез - His. Си отстоит на целый тон от Ля и на полутон от До.

Унде́цима (лат. undecimа - одиннадцатая) - музыкальный интервал шириной в одиннадцать ступеней, обозначается цифрой 11.

Ступе́нь (нем. Stufe, итал. grado, англ. scale degree) в теории музыки - характеристика относительной высоты музыкального звука по его местоположению в звукоряде.

Приготовление (англ. preparation, фр. рrеparation, итал. preparazione) - понятие тональной гармонии, обозначающее фазу звучания консонантного тона или аккорда, которая непосредственно предшествует фазе звучания диссонантного неаккордового тона. Этот музыкальный приём состоит в том, что диссонирующей ноте на сильном времени такта предшествует та же нота в том же голосе в виде консонанса. В свою очередь, последующий возврат из диссонантного тона в консонантный называется разрешением.

Нонакко́рд - аккорд, состоящий из пяти звуков, которые можно расположить по терциям (например: до, ми, соль, си, ре). Обозначается цифрой 9.

Консонанс и диссонанс (фр. consonance, от лат. consonantia - созвучие, согласное звучание, и фр. dissonance, от лат. dissonantia - неблагозвучие, нестройное звучание; названные латинские термины - переводы, соответственно, др.-греч. συμφωνία и др.-греч. διαφωνία) в теории музыки - категории гармонии, характеризующие слияние или неслияние в восприятии одновременно звучащих тонов, а также сами созвучия (интервалы, аккорды), воспринимаемые/интерпретируемые как «слитные» и «неслитные».

Транспонирующие музыкальные инструменты ― музыкальные инструменты, у которых реальная высота звуков не совпадает с нотированной, отличаясь от неё на определённый интервал вверх или вниз по отношению к нотированной высоте.

Полуто́н (др.-греч. ἡμιτόνιον, лат. semitonium) - музыкальный интервал, равный половине целого тона. Полутон - наименьший интервал в традиционной и академической музыке Европы. «Музыкально-теоретический» полутон, понимаемый как структурный элемент диатонических и хроматических звукорядов, не может быть приведён к единому математико-акустическому значению. То, что музыканты в разные эпохи называли словом «полутон», представляет собой не одну величину, а группу разных величин (числовых значений).

(лат. nōta - «знак», «метка») в музыке - это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.

Музыкальный звукоряд диатонический и хроматический. Ой, целых два ряда? Или все-таки музыкальный звукоряд один? Давайте разберемся.

Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4

Музыкальный звукоряд диатонический

Октава состоящая только из 7 основных ступеней называется диатонической. Диатоника в переводе с греческого обозначает особенность структуры звукоряда — наличие широких интервалов между нотами.

Действительно, если присмотреться, на рисунке видно, что расстояние между нотами диатонического звукоряда разные — между нотами си и до, а также между ми и фа расстояние в два раза меньше чем между остальными нотами, где интервалы настолько широкие, что в них можно вставить дополнительные ноты. На рисунке ниже это ещё заметнее:

Диатонический звукоряд довольно прост. Это его достоинство. С него начинают освоение игры на разных музыкальных инструментах. На клавиатуре фортепиано диатонический звукоряд расположен исключительно на белых клавишах — легко запомнить. Однако диатонический звукоряд позволяет исполнять ограниченное число мелодий. И это его недостаток, который пришлось устранить.

Музыкальный звукоряд хроматический

Со временем мастерство музыкантов и мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты возросло настолько, что дополнительные ноты в звукоряд все-таки были добавлены. Для этого звукоряд разделили на 12 равных ступеней — полутонов. При этом, основные ступени остались на своих ступенях и были добавлены новые ступени. На рисунке звукоряд разделен на 12 равных ступеней, новые ступени показаны без названий:



Учитывая не совсем удачный опыт добавления нового буквенного названия (помните названия нот A, H, C, D, E, F, G ?), а также то, что названия основных ступеней (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) замечательно прижились, решили новым ступеням самостоятельных названий не присваивать, а обойтись уже имеющимися с добавлением специальных знаков.

Это специальные знаки альтерации. Альтерация значит изменения. В звукоряде используют два знака альтерации — бемоль и диез. Каждый из этих знаков изменяет ноту, к которой относится на полтона. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Такими на полтона измененными звуками заполнены оставшиеся ступени звукоряда. Звуки находящиеся на этих ступенях называются по близлежащим нотам с добавлением специальных знаков альтерации — диеза и бемоля.

Такой красивый звукоряд с одинаковыми ступенями, ноты которого позволяют играть любые, самые сложные мелодии назвали хроматическим. От слова «хрома» — с греческого украшать.

На аппликатуре духовых инструментов, таких как блокфлейта , приходится заучивать положение пальцев на инструменте для каждой ноты, зато на фортепианных клавишах это выглядит намного понятнее:

Семь белых клавиш на фортепиано, это семь основных ступеней октавы, а пять черных для ступеней со знаками альтерации. Вместе 12 клавиш составляют современную октаву. Затем ноты повторяются. Такая же система применяется и на других клавишных инструментах и на аккордеоне.

И тут выяснилось, что …

Музыкальный звукоряд. Энгармонизмы.

Что выяснилось? А давайте оторвём для эксперимента пару-тройку клавиш. Вот так:

Не волнуйтесь, ни одно фортепиано в нашем эксперименте не пострадало.

Зачем мы это сделали? Чтобы внимательно изучить черную клавишу до ♯ , ре

Сколько бы мы ни стучали по этой клавише в исправном инструменте всякий раз будет звучать один и тот же звук. Впрочем, это ожидаемо. И у этого звука два названия. То есть, это две разные ноты! Нота до ♯ и нота ре ♭ — разные ноты, только звучат они одинаково.

Этот интересный эффект, когда разные по написанию звуки, аккорды, интервалы, тональности звучат одинаково (то есть, совпадают по высоте) в музыке называется энгармонизм.

Сами такие звуки (в нашем случае до ♯ и ре ♭) называют энгармонически равными.

О, будущие музыканты! Можете удивиться, но вам придется хорошо запомнить: переходя на полтона можно извлечь две разных по названию ноты, хоть, и звучать они будут одинаково и это значит, что существуют полутоны двух видов:

  • диатонический полутон — переход между смежными звуками разных названий. В разбираемом случае переходы «до -ре ♭ » и «ре — д о ♯ «
  • хроматический полутон — переход между смежными звуками одного названия: «до -до ♯» и «ре — ре ♭»

Следующая част занятия Часть 5 про темперированный звукоряд и объсняется почему в начале урока не были даны частоты для всех нот.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 5.

Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:

Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька.

Диатоника (гр. διατονικός) - переходящий от тона к тону, "идущий" по "целым" тонам) - последование, объединение или смешение звуков, основанное на диатоническом звукоряде , то есть содержащее только чистые, малые и большие интервалы и в виде исключения - тритон .

Диатонический (греч. diatonikos - переходящий от тона к тону) звукоряд - музыкальная диатоническая гамма - звукоряд, образованный из простых ступеней - до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации), основной звукоряд в его восходящей или нисходящей последовательности.

Эта система является семизвуковой, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам . Строго диатоничны средневековые лады, натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор), который располагается на первой ступени натуральной мажорной гаммы, и эолийский (натуральный минор), расположенный на 6-й ступени мажорной гаммы. На второй ступене расположен дорийский минор, на третьей - фригийский минор, на четвертой - лидийский мажор, на пятой - миксолидийский мажор, на седьмой - локрийский лад (не является ни мажором, ни минором, так как тяготеет и к тому и к другому). Условно, если в качестве примера будет использована натуральная гамма До-мажор, то в зависимости от того, какая ступень будет использована в качестве тоники, и будет определяться звукоряд.

К области диатоники принадлежат такие лады и ладовые образования, которые могут трактоваться как часть диатоничного звукоряда - пентатоника , средневековые гексахорды , ряд тетрахордов и трихордов . Все такие лады состоят только из тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонических ладов.

Диатоника составляет основу ладового мышления в народной и профессиональной европейской музыке. В более широком смысле к диатонике относят любые лады, не включающие хроматизмов , то есть повышений или понижений основных ступеней. Это условно-диатонические лады (гармонический и мелодический минор и мажор и др.), переменно-диатонические лады. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда .

Недиатоничные элементы могут образовываться не только с помощью введения в диатонику хроматизмов, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника). Ладогармоничное мышление современных композиторов часто бывает полидиатоничным.

Литература

  • Катуар Г. Л., «Теоретический курс гармонии», ч. 1, М., 1924;
  • Сохор А., «О природе и выразительных возможностях диатоники», в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, М.-Л., 1965;
  • Тюлин Ю. Н., «Учение о гармонии», 3 изд., М., 1966;
  • Переверзев Н., «Проблемы музыкального интонирования», М., 1966;
  • Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969;
  • Берков В. О., «Гармония», 2 изд., М., 1970;
  • Vincent J., «The diatonic modes in modern music», Berk.-Los Ang., 1951.


Рекомендуем почитать

Наверх