Мулявина-младшего похоронят рядом с матерью. Супруга владимира мулявина: светлана пенкина - успешная, но недолгая жизнь одной из самых красивых актрис ссср Мулявин женился очень молодым

Мужские прически 03.11.2020
Мужские прически

Нехватка запятых, дефицит точек, неровный почерк на листочке в линеечку. Скупые факты из жизни человека, популярность которого в Советском Союзе в следующие несколько десятилетий будет феерической: «Я, Мулявин Владимир Георгиевич, родился 12.01.1941 г. в Свердловске в семье рабочих. С 1945 года воспитывался без отца. В 1946 приехал в Магнитогорск к дяде. Здесь я окончил 9 классов. Музыкой я стал заниматься 1950, занимался на гитаре у педагога-частника. В 1955 приехал в Свердловск и поступил в музучилище, где учился 2 года. С 1957 начал работать...». Дата - 9 октября 1958 года. Подпись - В. Муля...

Автобиография 17-летнего Володи Мулявина, будущего создателя легендарных «Песняров», много лет хранится в архиве Томской филармонии. Вместе с приказами о приеме на работу и увольнении. О том, что такие документы существуют, наверное, никто бы и не вспомнил, если бы не минская журналистка Ольга Брилон, которая в процессе подготовки к 75-летию со дня рождения Владимира Мулявина установила, что он в конце 50-х работал в Томске.

Из приказа: «Зачислить тов. Мулявина Владимира Георгиевича в эстрадный сектор гитаристом с 1 октября 1958 года на условиях трудового соглашения. Директор Томской Облфилармонии - В.Цейтлин».

Виктор Цейтлин, возглавлявший Томскую Облфилармонию с 1948 по 1964 год, потребность в кадрах испытывал острую. При нем в филармонии играли три оркестра - симфонический, духовой и эстрадный, выступали цыганский ансамбль и сразу несколько эстрадных бригад, пели солисты-вокалисты, развлекали людей аттракционы, мюзик-холл, цирковые программы. Причем, программы обновлялись еженедельно. Газета «Красное знамя» вспоминает: «Музыканты ехали в Томск охотно, зная, что здесь будет интересная и денежная (!) работа... Виктор Соломонович обладал безошибочным чутьем на всякого рода халтуру, умел заметить талант в молодом исполнителе, поддержать, дать старт в будущее...»

В феврале 1959 года в книге приказов по Томской филармонии появилась новая запись: «Зачислить Кармальскую Лидию Алексеевну в эстраду артисткой оригинального жанра с 20 февраля на основаниях трудового соглашения». Здесь начинается первая глава любовного романа двух невероятно талантливых людей. Этот факт долгое время оставался неизвестным не только для всех биографов Владимира Мулявина, но и для его дочери от брака с Лидией Кармальской - Марины. Вот, что она рассказывала журналу «Иные берега» в 2011 году о детстве и юности отца:

«Его родители рано развелись. В семье было трое детей: папа, брат Валерий, сестра Наташа. Маме, моей бабушке, было тяжело их растить. Она работала швеей, зарплата маленькая. Папа увлекся музыкой с детства. Его учителем в музыкальной школе был бывший политзаключенный. Он разглядел в папе талант. Занимался с ним ежедневно по 5-7 часов. Потом папа учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары. В 15 лет он создал ансамбль. Всех девятерых его участников отчислили из училища за увлечение западной музыкой. Ансамбль начал самостоятельно гастролировать по Свердловской области.

В 18-летнем возрасте на одном из концертов папа познакомился с мамой. Моя мама Лидия Кармальская была яркой красавицей. Она выступала на эстраде, была мастером художественного свиста. Какое-то время работала с Кобзоном. Потом выступала как конферансье с «Песнярами». Папа в нее страстно влюбился. Мама была старше его на три года».

То, что Лидия Кармальская была красавицей, мастером художественного свиста и старше Владимира Мулявина - чистая правда. Только, выходит, познакомились они не на одном из концертов, а в Томской филармонии. Служебный роман развивался стремительно. Паре хватило полугода, чтобы понять: их отношения - это всерьез и надолго. Вместе с эстрадным ансамблем они побывали в Курганской, Челябинской, Тюменской областях, ездили по городам Томской области на гастроли, где и проверяли крепость своих чувств. В том же, 59-м, году зарегистрировали брак.

На фото: Владимир Мулявин и Лидия Кармальская крайние справа

Приказ об увольнении пары Виктор Цейтлин подписал в августе 1959 года: «Освободить от работы в филармонии артистов эстрады с 1 августа 1959 года: Мулявина В., Кармальскую Л. согласно поданному заявлению».

С этого момента дороги будущего «песняра» и Томска разошлись. На 15 лет. На место талантливого гитариста и его супруги в Томскую филармонию пришли другие молодые исполнители. А пара, пожив какое-то время на Урале, переехала в Белоруссию.

«После женитьбы они с мамой приехали на гастроли в Минск, - вспоминает Марина Мулявина в журнале «Иные берега». - Пришли в магазины, а там прилавки полные. Петр Миронович Машеров тогда многое делал для своей республики. Мама удивилась: «Наверное, в этот магазин комиссия приехала». Зашли в другой – там то же самое. В третий… Мама сказала: «Володя, мы будем жить только здесь».

И Владимир Мулявин остался. Влюбился в белорусскую природу, белорусский фольклор, создал группу и написал песни, которые уже полвека люди любят и поют. А в Томск Владимир Мулявин возвращался в 1974 году - на пике популярности «Песняров». Гастроли тогда шли с аншлагом целую неделю во Дворце спорта.


6 июня актрисе Светлане Пенкиной-Мулявиной, вдове основателя легендарного ансамбля «Песняры», исполнилось бы 66 лет, но в октябре 2016 г. ее не стало. Ее уход для многих остался незамеченным – актриса давно перестала сниматься в кино, жила одна, вела уединенный образ жизни и не давала интервью. Даже те поклонники, которые полюбили ее после выхода фильмов «Хождение по мукам», «Берегите женщин» и «Солнечный ветер» постепенно о ней забыли.



Светлана Пенкина родилась в Белоруссии в семье учительницы и военного. После школы она поступила на актерский факультет Минского государственного театрально-художественного института и еще во время учебы начала сниматься в кино. Профессиональный успех пришел к ней очень рано и стремительно: ее дипломная работа в фильме «Хождение по мукам», где она сыграла роль Кати Булавиной, принесла ей всесоюзную популярность и признание.



В 1970-1980-х гг. актриса снималась достаточно много. Самыми заметными ее работами стали роли в фильмах «Пыль под солнцем», «Берегите женщин», «Солнечный ветер» и «Грядущему веку». Будучи известной актрисой, она встретила своего будущего мужа, основателя и руководителя ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина, который тогда тоже пребывал на пике своей популярности.



Об их первой встрече в 1978 г. актриса позже вспоминала: «Я шла на озвучивание фильма «Хождение по мукам», а Володя с ребятами записывал там в звуковом ателье новый диск. Помню, что поразилась своему первому впечатлению: детская незащищенность, огромные лучистые глаза... И робость, удивление. Для себя отметила, что наверняка этот человек не такой, как о нем говорят». Спустя три года они снова встретились во время гастролей «Песняров» в Гродно и после этого уже не расставались.







Светлана стала третьей женой Владимира Мулявина. В 1981 г. они поженились, а через год у них родился сын Валерий. В этот союз никто не верил – оба были сильными личностями с непростыми характерами. Друзья Мулявина не одобряли слишком активное участие жены во всех его делах. Музыканты ансамбля «Песняры» называли ее капризной и своенравной: «К примеру, на гастролях в Америке опаздываем на самолет. А ее все нет и нет. Коллектив на нервах. Оказывается, Света сапоги пошла покупать. Потом еще и скандал учинила – почему мы ей какие-то сумки не вынесли? Мулявин, конечно, пытался на жену повлиять, но женщина есть женщина… Она из него веревки вила. Порой казалось, что Света его какими-то чарами околдовала. По крайней мере, без нее на гастролях это был один человек. По возвращении домой Георгиевича было не узнать – полная противоположность».







Как бы то ни было, сами супруги считали этот брак счастливым и любили друг друга. Вскоре после свадьбы актриса решила завершить свою кинокарьеру. Она снялась в двух фильмах в эпизодических ролях и ушла из кино навсегда. Светлана действительно активно занималась делами мужа и везде его сопровождала. Она посвятила ему всю свою жизнь, из-за чего однажды Надежда Бабкина у нее спросила: «Света, ты задумывалась хоть раз, что ты себя в жертву принесла?». Но сама актриса так не считала.







Они провели вместе 20 лет, вплоть до трагической гибели Мулявина в 2003 г. в результате автокатастрофы. После его смерти в Белорусской государственной филармонии был организован музей основателя ансамбля «Песняры», и Светлана стала его директором.

», музыкант, аранжировщик и певец. Композиции, созданные под его началом, до сих пор являются хитами. В 1991 году Владимир Георгиевич стал обладателем звания «Народный артист СССР».

Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Екатеринбурге, который тогда носил название Свердловск. Дедушка и бабушка артиста до революции держали собственные продуктовые магазины. Семья была обеспеченной, пока не подверглась раскулачиванию. Отец музыканта работал на заводе «Уралмаш».

Их брак с супругой распался, и мать Мулявина самостоятельно воспитывала троих детей: Владимира, Валерия и Наталью. После ухода кормильца им приходилось непросто. Зарплаты швеи едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами, и матери приходилось постоянно искать подработку. Дети были предоставлены сами себе.


Склонность к музыке проявилась у маленького Володи в детстве. Его отец неплохо играл на гитаре, и мальчик перенял этот талант. Главным событием этой поры был поход в театр на оперу «Травиата», несказанно впечатлившую ребенка. В 12 лет Владимир стал целенаправленно заниматься музыкой. Мальчик учился играть на балалайке, совершенствовал навыки во владении гитарой. Он посещал детскую группу Дома культуры, участвуя в репетициях струнного оркестра.

Программа кружка ничем не отличалась от взрослой, поэтому Володя быстро учился нотной грамоте, вокалу и азам дирижирования. Свои музыкальные таланты парень демонстрировал на домашних концертах и во дворе. Все свободное время Мулявин проводил в кружке Дома культуры. Он окончил обычную школу. Профильное образование получил в Свердловском музыкальном училище, куда поступил в 1956 году.


Параллельно с учебой парень выступал в оркестре народных инструментов, играя на контрабасе и сочиняя партитуры. Новые знакомства помогли создать джазовый ансамбль. Музыка этого направления не котировалась в Советском Союзе, поэтому артистов исключили из училища, хотя позднее Мулявина восстановили. Возвращенный статус студента не обрадовал будущего артиста. Спустя пару месяцев он забрал документы из вуза. Началась взрослая жизнь.

Музыка

Авантюрист, открытый навстречу приключениям, Мулявин, не имея запаса денег, отправился в Калининград. Пункт назначения он не выбирал заранее. Просто спрятался в грузовом отсеке под вагоном и покинул родной город. На новом месте музыкант собрал группу, в которой играл на гитаре. В коллективе он выступал вместе с новоиспеченной супругой Лидией Кармальской. 1960-е годы оказались плодотворными: Мулявин часто выступал с коллективом на концертах.

Песня «Вологда» ансамбля «Песняры»

Некоторое время он жил в Петрозаводске, на Кузбассе и в Оренбурге, а к 1963 году оказался в Минске. Артиста приметили в Белорусской филармонии. Устроившись в музыкальное учреждение, Мулявин проявлял интерес к народной музыке. Он изучал фольклорные направления в искусстве, и это было заметно по его творчеству. Музыкант собирал примеры традиционных композиций местного населения, создавал аранжировки, узнавал классические белорусские произведения.

В 1965 году парень отправился служить в армию под Минск. Артист участвовал в самодеятельности и стал создателем ансамбля Белорусского военного округа. Именно здесь он познакомился с единомышленниками, ставшими первым составом знаменитой группы «Песняры». Репетиции и выступления наполняли будни служащих. После дембеля молодые люди поддерживали связь. Мулявин продолжал работать как музыкант.


Ключевую роль в биографии сыграло знакомство с Нелли Богуславской, которая, случайно услышав голос артиста, уверила его в том, что стоит задуматься о сольной карьере. В 1968 году бывшие сослуживцы создали ВИА «Лявоны». Поначалу артисты выступали вместе с танцевальным коллективом «Лявошха», а затем обособились. К ансамблю присоединился брат Владимира.

В 1970 году группа сменила название на общеизвестное «Песняры». Многочисленные гастрольные туры придавали уверенности музыкантам, регулярно пополнявшим репертуар примерами местного фольклора. Группа объединила в своем творчестве порядка 150 песен.

Песня «Олеся» ансамбля «Песняры»

В 1970 году «Песняры» дебютировали в Москве на IV Всесоюзном конкурсе эстрадных артистов. Они выделялись среди участников мероприятия яркой одеждой, длинными волосами и густыми усами. Непривычный образ не сразу был принят организаторами, следовавшими трендам эпохи. Композиция «Ты мне весною приснилась» имела невероятный успех. «Песняры» быстро стали знаменитыми, а их песни стали учить наизусть.

В 1973 году на гастролях в Ялте от случайного падения погиб брат Владимира, а спустя некоторое время умерла сестра. Это совпало с пиком популярности группы в Советском Союзе. «Песняров» приглашали на телевидение, гастроли и крупные концертные площадки. Руководство партии стало использовать ансамбль в качестве показательного примера патриотического настроя. Коллективу разрешили гастроли за рубеж, что было феноменальной редкостью. Группа стала первой из числа эстрадных музыкантов, выступавших в США.


Мулявина отличало благодарное и уважительное отношение к слушателям и зрителям, педантичность и трепетное отношение к творческому процессу. За все время существования «Песняров» сменились порядка 50 участников. Ближе к 1990-му коллектив покинули музыканты, стоявшие у истоков его основания. Этот период оказался для Мулявина трудным. Сложности переживала вся страна. Группа практически не выступала, и денег ни на что не хватало.

Творческая копилка Мулявина пополнилась 10 полноценными концертными программами, песнями и рок-оперой, но исполняли артисты старые и любимые публикой хиты. Записать собственный альбом с композициями автор смог в 1994 году в Нидерландах. У коллектива не было собственной репетиционной базы. Музыканты играли на старых инструментах, собираясь в любых местах, которые могли найти.

Песня «Крик птицы» ансамбля «Песняры»

Из-за постоянных писем Мулявина с просьбой о поддержке его уволили с позиции художественного руководителя ансамбля, назначив Владимира Мисевича главой коллектива. Ситуацию изменило только решение , но было поздно: группа распалась. Постепенно Владимир Мулявин собрал новый состав. К 30-летнему юбилею был дан концерт в «Олимпийском». За заслуги Мулявина наградили орденом .

Личная жизнь

В первый брак Владимир Мулявин вступил в 18 лет. Женой музыканта стала Лидия Кармальская. Девушке в тот момент был 21 год. Она была артисткой оригинального жанра – художественного свиста.


В союзе творческих людей родились двое детей. В 1961 году в семье появилась дочь Марина, а в 1974-м – сын Владимир. Личная жизнь супругов не была безоблачной, в молодости артист не пренебрегал похождениями. Почти сразу после рождения маленького Володи отец ушел из семьи.


В 1975 году Мулявин связал себя узами брака с актрисой Светланой Слизской. В семье родилась дочь Ольга, но это не удержало ее от распада. В 1981-м артист женился на актрисе . Им удалось пронести свои чувства сквозь 20 лет совместной жизни. В союзе Владимира и Светланы на свет появился сын Валерий.

Смерть

В 2002 году произошла трагическая авария, после которой Мулявин оказался прикован к кровати. Травма позвоночника лишила его возможности самостоятельного передвижения и позднее стала причиной смерти. Реабилитация не приносила желаемых результатов, и 26 января 2003 года музыкант скончался.

Прощание с народным любимцем состоялось в Москве и Минске при большом стечении соболезнующих. Смерть артиста тяжело переживали родственники и коллеги по сцене. Его могила находится в Минске на Восточном кладбище.


В 2014 году в память о талантливом земляке в Екатеринбурге установили памятник. Он расположен вблизи филармонии, сотрудничеству с которой Владимир Мулявин посвятил 40 лет жизни. В знак признания именем артиста назван бульвар в центре Минска, а фото певца и композитора размещено на марке, выпускаемой в Беларуси. Песни группы «Песняры» увековечены в кинематографе. Одна из композиций звучит в кинокартине «Олеся».

Дискография

В составе группы «Песняры»:

  • 1972 - «Песняры I»
  • 1974 - «Песняры II»
  • 1978 - «Песняры III»
  • 1979 - «Песняры IV»
  • 1979 - «Гусляр»
  • 1983 - «Зачарованная моя»
  • 1985 - «Через всю войну»
  • 1994 - «Песняры - 25 лет»
  • 2001 - «Песняры - 2001»

Народному артисту СССР, создателю легендарного ансамбля исполнилось бы 70 лет

Их песни давно уже стали классикой. «Вологда», «Косил Ясь конюшину», «Белоруссия»… Да за одну только «Беловежскую пущу» «Песняров» можно было полюбить навсегда. Создавая ансамбль, Владимир Мулявин и представить не мог, что очень скоро станет знаменит на весь Советский Союз. В 1970 году коллектив победил на конкурсе молодых эстрадных исполнителей, разделив вместе со Львом Лещенко второе место (первое тогда не досталось никому). Молодые белорусские песняры, все как на подбор красавцы, стали предметом обожания поклонниц.

Владимир Мулявин любил славу, женщин и… водку. Он был безмерно талантлив в музыке и… несчастен в личной жизни. Три жены, четверо детей, постоянная борьба с алкогольной зависимостью… Мулявин разбился на собственном авто ровно через две недели после своего 62-летия. Потерял управление «Мерседесом» на крутом повороте в нескольких километрах от столицы Белоруссии. Говорят, и в этот день певец был нетрезв… Затем была клиника в Москве, появилась надежда на выздоровление. Но чуда не случилось. Владимир Мулявин умер в больнице в Москве, так и не увидевшись со своими друзьями. «Мне горько от того, что не простился с Володей, - признался «ФАКТАМ» давний друг Мулявина, музыкант первого, «золотого», состава «Песняров» Владислав Мисевич. - Ведь многое так ему и не сказал… »

«Впервые Володя женился в 18 лет»

- До сих пор артисты вспоминают, с каким размахом Мулявин отмечал свои дни рождения.

Что касается размаха, это было в ранние времена «Песняров». То, как Володя праздновал день рождения, зависело от его жен. У него ведь их было три, и не каждый брак оказывался удачным. Считаю, лучшей супругой Мулявина была покойная Лидия Кармальская. От Володи она родила двоих детей. К сожалению, сын трагически погиб в тюрьме, а с дочерью мы до сих пор поддерживаем отношения. Когда Володя с Лидой только поженились, «Песняры» зарабатывали на жизнь, колеся по деревням. Мы, музыканты, жили в Минске в общежитии, а у Володи уже была комната в коммунальной квартире. Все праздники и дни рождения мы справляли там. Лида была хлебосольной хозяйкой.

- Мулявин женился очень молодым.

Ему было всего 18, Лида - лет на шесть старше. Очень красивая женщина. У нее был, правда, небольшой недостаток: она хромала - переболела полиомиелитом. Лида работала в довольно редком на эстраде жанре - художественном свисте. Была в Советском Союзе достаточно известна. Часто гастролировала вместе с «Песнярами», чему Володя был только рад. Признавался, что не может без жены. По натуре он не был бабником, как все артисты, в том числе и я.

- Откровенно…

В этом смысле Мулявин отличался от нас. За бабами не бегал, ему нужна была семья. И хотя не все складывалось с женами хорошо, всегда стремился к домашнему очагу. Поэтому перерывы между разводом и очередной женитьбой были короткими. Через несколько месяцев находилась кандидатка. Мулявин любил повторять: «Я и пяти минут без баб не могу… » Последняя, Светлана Пенкина, появилась не без моей помощи. Мы снимались на «Мосфильме», в музыкальной картине «Диск» Александра Стефановича, а Светлана - в сериале «Хождение по мукам», где играла Катю. Жила актриса в гостинице при студии. Моя подруга пригласила нас с Володей в гости. Была там и Пенкина, Мулявин познакомился с ней, но дальше дело не пошло. А через некоторое время судьба вновь свела их. В Гродно «Песняры» выступали с концертом, а Пенкина была родом из этого городка. Они встретились уже как старые знакомые. Володя тогда разводился со второй женой, а Пенкина была свободна.

- Кем была вторая жена Мулявина?

Студентка университета, девушка из простой семьи. Получив техническое образование, работать Светлана не стала. Честно говоря, в противоположность Володе погулять любила почище нашего. У них родилась дочка, но семейной жизни так и не сложилось. Света в дела Володи не вмешивалась, старалась не ездить с нами на гастроли. Гуляла направо и налево. В конце концов Мулявину это надоело, и он подал на развод. Потом Светлана просто спилась. И когда Володя повстречал красавицу Пенкину, у него закружилась голова. Кто бы мог подумать, что вторая Светлана окажется не такой уж беззащитной.

«После сильных потрясений Мулявин брался за голову, но потом опять срывался»

- На Пенкину обижаются практически все музыканты «Песняров».

Сейчас Светлана бедствует, живет с самым младшим сыном Мулявина Валерой в крохотной, убогой квартирке в Минске. До сих пор между музыкантами ансамбля идут споры, кто же виноват в развале «Песняров»: Володя или Светлана. Насколько Мулявин был рационален и тверд в руководстве коллективом, настолько пасовал перед женой. В результате и вовсе позволил Пенкиной полностью взять над собой контроль. Света подливала ему водку в стакан, когда этого уже нельзя было делать.

- Пили в то время, видимо, все.

Но на Мулявине лежало руководство коллективом, мы же его избрали. Я лично приложил к этому руку, когда надо было перед начальством Минской филармонии отстаивать его кандидатуру. Ведь Мулявин не имел высшего музыкального образования, хотя и был удивительно талантлив! Он выстроил по кирпичику «Песняры», а его жены методично нас разрушали. (На фото первый состав «Песняров»: (сидят слева направо) Валерий Мулявин, Валерий Яшкин, Владислав Мисевич,Леонид Борткевич, (стоят слева направо) Владимир Мулявин, Леонид Тышко, Александр Демешко. 1971 год)

- Мулявин был богат?

Нет, совершенно. Володя жил в обыкновенной «двушке», хотя и в центре Минска. Правда, у нас всех была негласная договоренность оставлять квартиры предыдущим женам. Так поступал и Мулявин. Когда развелся во второй раз, наскоро построил кооперативную квартирку, бытовые условия были скверные. Деньги как приходили, так и уходили. Сами понимаете, если человек страдает от такой болезни…

- Говорят, было время, когда Мулявин пытался побороть алкоголизм.

После сильных потрясений, угрозы развала коллектива Володя брался за голову. Перед 25-летием «Песняров» не пил целый год. Отметили эту дату, и Мулявин сорвался. В 1991 году Володе присвоили звание народного артиста СССР. Для него это было достаточно неожиданно. Тогда ему намекнули, что надо соответствовать. Володя продержался несколько месяцев. Он прекрасно понимал, что это болезнь, но лечиться не хотел. В конце концов «Песняры» просто развалились. «Белорусские песняры» стали фактически последним составом, где играют еще старики типа меня. Но если бы Мулявин смог тогда выстоять, был бы сейчас с нами. Ведь Володя от природы достаточно крепкий мужик и на голову не страдал, звездной болезнью никогда не болел. Вот мы вспоминали с ребятами его и говорили, что сейчас он был бы абсолютно ко двору.

- Думаете, он бы переехал в Москву?

Это было не обязательно. Мы уехали, потому что после смерти Мулявина нас хотели вернуть в государственную структуру. Но времена изменились, мы хотели работать сами на себя, поэтому и укатили в Москву, став «Белорусскими песнярами». Обидно за Вову. Кстати, последние несколько лет я принципиально не пил с Мулявиным, что очень раздражало Пенкину. Она считала это оскорблением.

- Вы ведь некоторое время работали директором «Песняров».

Тогда была предпринята еще одна попытка остановить Володю. Мы предложили ему выход: «Мы работаем, ты лечишься». К тому времени Мулявин уже начал выходить в непотребном виде на сцену. Он вроде остановился, вновь стал рулить «Песнярами», но сорвался. Несколько раз был на волосок от смерти. Последний случай оказался роковым.

- Значит, он сел за руль пьяным?

Я это знаю. И все знают в Минске… Десятки раз садился за руль выпивши. Он и на трезвую голову не очень хорошо водил машину, а когда «под газом»…

- Пенкина не заставляла мужа лечиться?

Она сама употребляла и наливала ему довольно часто. У Володи была еще родная сестра, милый человечек. В свое время она жила в Свердловске, но развелась с мужем и приехала в Минск. Володя купил ей и племяннице квартиру. Иногда, когда Мулявин «восставал» против Пенкиной, уходил к сестре. Она приводила его в порядок, возвращала к нормальной жизни. Пенкина ненавидела ее и сделала все, чтобы Володя с сестрой не общался. Потом лишила Мулявина общения и с нами. Лежал после аварии в больнице в Москве, а Пенкина давала ложную информацию, мол, он поправляется, все нормально. Как гренадер, стояла у его палаты: пусть только попробуют «эти» прийти!.. Обидно, сжег себя Володя. А ведь сколько сделать мог еще.

«Во время перестройки вышла статья о нас под названием «Песняров» погубили бабы и водка»

- Мулявин творил во время запоев?

Бывало и такое. Помню, пришел как-то к нему домой, Володя писал военную программу. Уже с утра поддавший. Говорю Свете: «Ты видишь, в каком он состоянии?» «Тебе этого не понять! - отвечает она. - Ты не творческий человек! Музыканту необходимо такое возбужденное состояние, он же гений!»

- Правда, что «Песняров» в свое время хотели сделать украинским коллективом?

Во время одной из первых поездок в Киев нас вызвал на разговор министр культуры Ростислав Бабийчук. Это было в 1971 году. Говорит Володе: «Знаю, вы русский человек, из Свердловска, но так прославляете белорусскую песню! Просто уникальный случай. У меня предложение к вам и вашим ребятам - сделайте то же самое для украинской песни! Я вам квартиру на Крещатике дам, ребятам - кооперативы». В то время от белорусских властей мы еще ничего не получили, только обещания. Сказали, что подумаем, но потом эту историю замяли. Мулявин сблизился с Первым секретарем ЦК КП Белоруссии Петром Машеровым, и мы начали жить как у Христа за пазухой. Ни о какой другой республике уже не мечтали.

- Помните свою последнюю встречу с Владимиром Мулявиным?

Тогда мы уже не работали вместе. Володе опять отдали «Песняров», я ушел в «Белорусские песняры». Но организация по-прежнему была одна - Белконцерт. Даже наши кабинеты были напротив. Володя все время набирал новых музыкантов. Долго никто не удерживался из-за того, что Мулявин выпивал. Чтобы не видеть всю эту возню, мы решили уехать в Москву. Наша последняя встреча с Володей состоялась в коридоре филармонии: обменялись приветствиями и разошлись. Как будто и не существовало 30 лет совместной работы. Потом, правда, был шаг к примирению с его стороны. В Москве, с большим опозданием, Мулявин отмечал 30-летие «Песняров». Его администратор позвонил, когда мы гастролировали по Уралу. «Приезжайте завтра в Москву, - говорит. - Володя хочет, чтобы вы тоже участвовали… » Но это было невозможно. К тому же мы понимали, что Пенкина не даст нам выйти на сцену ни при каких обстоятельствах.

- Вы ведь познакомились с Мулявиным еще во время службы в армии?

В 1964 году, - продол-жает Владислав Мисевич. - Я служил в штабном оркестре, а Володя - в ансамбле песни и пляски. Мулявин старше меня на четыре года. База у нас была одна - Дом офицеров, там и познакомились. После трех лет службы Мулявин подошел ко мне и спросил: «Хочешь дальше работать?» Для меня это была честь, я смотрел на Володю, как на своего кумира. Потом, с годами, мы не то чтобы стали ровней, но общались уже без стеснения, как мужики. Хотя по своим человеческим качествам и таланту Володя так и остался для меня на недосягаемой высоте.

- Говорят, Мулявин любил пользоваться своим сумасшедшим обаянием.

Оно просто перло из него! И он прекрасно это знал. Тень этого обаяния ложилась и на нас. Чего стоила его знаменитая улыбка! Не любить Володю было невозможно. Приедем в Украину - говорят, что Мулявин похож на Тараса Шевченко. В Белоруссии - на Янку Купалу и Якуба Коласа одновременно. Делали программу на стихи Владимира Маяковского, все говорили: «Мулявин - вылитый поэт!»

- Вы застали время, когда Мулявин был без усов?

В армии. Но как только уволился, тут же отпустил усы. Первое время говорил, будто ему лень бриться, но после того, как все стали нахваливать, что ему очень хорошо, оставил навсегда. Честно говоря, в сумасшедшем гастрольном графике мы мало времени уделяли внешнему виду. Бывало, давали по нескольку концертов в день. Сначала нам платили за концерт 33 рубля, а Володе добавлялся процент за руководство. Потом в Советском Союзе стали активно строить дворцы спорта. Выступая там, мы получали двойные ставки - 66 рублей. Это благоденствие длилось три-четыре года. Надбавки за дворцы сняли, оставив всего 20 рублей. Если во времена, когда мы получали 30 рублей, водка стоила 4 рубля 12 копеек, то позже, при ставке до 20 рублей за концерт, за спиртное надо было выложить уже10 рублей. Значит, с 15 бутылок водки мы докатились до двух (смеется). Вот и все наше богатство.

- Пить надо меньше…

Да раньше почти все музыканты так жили. Поэтому никто из нас и не разбогател. Только сейчас чувствуем себя более-менее нормально. И Муле хорошо бы жилось.

- В смысле, Мулявину?

Близкие друзья Володю Мулей называли. Да, не хватает нам его сейчас. Когда началась перестройка, разрешили все писать, вышла статья о нас с названием «Песняров» погубили бабы и водка».

- Это правда?

Наверное, да…

Наверняка многие в свое время слушали ансамбль "Песняры". А что вам известно о его создателе? Биография Владимира Мулявина, семья, интересные факты - все это будет представлено вашему вниманию в статье.

Детство

Свердловск, 12 января 1941 года. В семье Мулявиных, Георгия и Акулины, радость - родился сын Володя. Это второй ребенок, есть еще сын Валерий (1938 г. р.).

Отец Володи трудился на крупнейшем заводе Зауралья - «Уралмаше» - рабочим. Работа была не из легких, но она не мешала Георгию увлеченно заниматься гитарой. Он обладал хорошим музыкальным слухом, так что музыка в жизни Володи была с самого детства. Мать работала швеей. Особого достатка в семье не было, жили, как все: от зарплаты до зарплаты. Предки родителей были образованными людьми, имели свое дело, но с приходом к власти Советов их, как и многих купцов, раскулачили.

Несмотря на то что у Георгия и Акулины было уже трое детей (Валерий, Володя, Наташа), отец ушел из семьи. Матери пришлось содержать семью, работая и днем, и ночью. Дети рано привыкли к самостоятельности, хоть так облегчая жизнь маме.

Владимир Мулявин, фото которого вы имеете возможность увидеть в статье, любил слушать музыку, понимал ее, поэтому смог освоить игру на балалайке самостоятельно. Потом освоил гитару и другие инструменты.

Возможности посещать музыкальные спектакли у семьи не было, поэтому концерты на гитаре и балалайке устраивались дома, во дворе. Когда Володе удалось посмотреть оперу «Травиата», он был настолько впечатлен увиденным, что это, пожалуй, стало одним из самых ярких впечатлений детства.

Юношеские годы

Можно считать большим везением встречу с Навроцким Александром Ивановичем, окончившим Институт культуры Это был замечательный музыкант, разглядевший в юноше талант и давший толчок к развитию этого таланта. Заниматься музыкой им так нравилось, что они, иногда не замечая времени, трудились по несколько часов день. Музыкальное образование он продолжил в музыкальном училище в Свердловске, поступив туда в 1956 году. Музыка, новые музыкальные увлечения, игра на гитаре и пианино - все это захватило и увлекло Владимира. Ему нужен выход для идей, хотелось творить, и вместе с друзьями он создает джазовую группу. Но джаз в те годы в нашей стране не признан, такой музыки в СССР не должно быть! Его и всю джазовую группу исключают, но все же позднее он был восстановлен в училище.

Творческий путь

Учеба закончена, желаний и устремлений море, душа требует полета! И без гроша в кармане, в грузовом отсеке под вагоном он уезжает из Свердловска. Видно, судьбе было угодно, чтобы он оказался в Калининграде. Там Мулявин собрал коллектив, в котором выступал как эстрадный артист - играл на гитаре. К тому времени он уже женился на артистке Лизе Кармальской. В концертах принимали участие оба: Володя аккомпанировал на гитаре, Лиза выступала в художественного свиста. В 1961 году в молодой семье рождается первенец - дочь Марина.

В начале 60-х годов Володя как музыкант много выступал, работал в Петрозаводске, на Кузбассе, в Оренбурге. В 1963 году переезжает в Минск, получив приглашение Белорусской филармонии. Музыку он играл разную, но интересы его все больше склонялись к народной. Ему интересен был фольклор народов Украины, России, Болгарии, Белоруссии. Это находило отражение в музыке, которую он играл.

Живя в Белоруссии, музыканту невозможно не знать музыки этого края, поэтому Мулявин собирал фольклор по стране, слушал исполнения местных жителей, занимался аранжировкой народной музыки, знакомился с произведениями белорусских классиков.

В 1965 году его призвали в армию. Служил недалеко, под Минском. Годы службы оказались в его творчестве, можно сказать, решающими, потому что он продолжил заниматься музыкой: была создана вокальная группа в части, а при его участии организован ансамбль Белорусского военного округа. В это же время (так вот счастливо все совпало) проходили службу в этой части, только в других ротах, Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Александр Демешко, Валерий Яшкин, которые потом вошли в первоначальный состав «Песняров». Во время службы они выступали в Доме офицеров на концертах, на дискотеках, репетировали при любой возможности.

После армии у ребят не было возможности выступать вместе, работали все в разных коллективах, но не теряли связи друг с другом. Мулявин тоже работал в коллективе как гитарист, музыкант и о певческой карьере даже не помышлял. Но однажды их коллектив работал на концерте Нелли Богуславской, народной артистки Белоруссии, и она, услышав его голос на репетиции, сказала, что ему обязательно надо петь, имея такие данные. Возможно, это дало ему повод подумать о себе как о певце.

Создание ансамбля «Песняры»

В 1968 году участники армейского коллектива создают ВИА «Лявоны». Сначала они выступали как аккомпаниаторы к танцевальному ансамблю «Лявошха», но, выступив в 1969 году со своим концертом и получив заслуженный успех, поняли, что могут выступать по своей программе и быть самостоятельным коллективом. В то время к ним присоединился брат Владимира - Валерий (труба, гитара). Ансамбль с этим именем просуществовал до октября 1970 года и сменил название на «Песняры», потому что название «Лявоны» не нравилось ни руководству, ни им самим. Слово «песняры» (перевод с белорусского - "певцы", "поэты", "сказители") они нашли в белорусской литературе, и оно казалось ребятам более созвучным с их творчеством.

Ансамбль много гастролировал по городам, по отдаленным деревням и селам, где еще сохранилась истинно белорусская музыка, народные песни, местный фольклор. Ими было собрано около 150 песен. Мулявину не нравилась эстрада того времени, его многое не устраивало, хотелось чего-то другого, настоящего. А вот народная тематика была интересна, нравились напевные белорусские песни, звучание белорусского языка. Он занялся его изучением, чтобы понимать народные песни, понимать то, о чем они пели.

Выступление в Москве

В 1970 году «Песняры» добились разрешения выступить в Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Разрешение получили не сразу, потому что руководство считало, что их внешний вид не соответствует стандартам того времени: строгие костюмы, короткие прически. А у них длинные волосы, усы, бороды, яркие костюмы - все не как у всех. Мулявину пришлось доказывать, что для ансамбля, поющего народные песни, это часть образа.

На конкурсе «Песняры» выступали с забытой белорусской народной песней «Ты мне весною приснилась». К ней была сделана оригинальная аранжировка, голоса у солистов звучные, красивые, и песня полилась над залом, захватывая слушателей. «Песняры» просто произвели фурор.

После конкурса о них узнала вся страна. Белорусские песни стали популярными: их пели, их учили наизусть, их стали печатать в песенных сборниках, они звучали по радио, а истинные ценители даже знакомились с белорусским языком, чтобы быть ближе к творчеству любимых исполнителей.

Черная полоса

В 1973 году группа была на гастролях в Ялте, и там незадолго до начала концерта с братом Володи, Валерием, произошло несчастье, можно сказать, нелепая случайность: упал и ударился о камни. Узнав о смерти брата, Володя концерт не отменил, хотя всем было неимоверно тяжело. Зал был полон, зрители ждали, и группа вышла, отыграла концерт. Володя петь не смог, он только играл на гитаре.

Вскоре еще одно горе постигло Мулявина: умерла сестра Наташа.

Популярность на всех просторах СССР

В 1970-х ансамбль приобретает в СССР все большую популярность, его стали сравнивать с «Битлз», начали транслировать по Центральному телевидению, приглашали на гастроли по всей стране. Народная песня «Касив Ясь канюшину» в необычной рок-обработке стала неимоверно известной.

Видя такую популярность ансамбля, партийное руководство решило использовать его для пропаганды патриотизма, патриотических чувств и заказывало песни идейного содержания. Песни эти исполнялись искренне, с душою, не лукавя, поэтому слушали их с удовольствием, их перепевали, хотя находились люди, которые довольно скептически относились к заказным песням. Многие даже считали, что «Березовый сок» и «Молодость моя - Белоруссия» - это переработки народных песен, хотя написаны они были по заказу.

Владимир Мулявин, интересные факты о котором вы можете прочесть в статье, использовал «потребность в них» и в своих целях: помогал улаживать солистам бытовые вопросы, требовал для них хороших условий в гостиницах, хорошей аппаратуры, но в творчестве от своих принципов не отступал: никогда не пел в ресторанах, не платил за то, чтобы ансамбль отправили на гастроли за границу. Он так и говорил: «Я за творчество не плачу!» Их и так ждали везде, приглашали на туры за границу. Попасть на гастроли за рубеж в то время было очень сложно, практически невозможно, но они поехали. Из советских групп «Песняры» были первыми, кто выступил в Америке. Публика аплодировала им стоя, в газетах писали о группе из Советского Союза.

Поскольку ансамбль белорусский, то руководство хотело, чтобы пели они только на белорусском языке, но Мулявин пойти на это не мог. Он не любил и не хотел, чтобы вмешивались в творческий процесс, не шел на компромиссы из-за текста песен. Были случаи, когда он не захотел менять слова в песне, а ансамбль из-за этого долгое время не выпускали на гастроли. Но несмотря ни на что, «Песняры» были самой гастролирующей группой в СССР.

Мулявин Владимир (биография и фото - в статье) был замечательным аранжировщиком, хорошо играл на разных инструментах, но у него еще и голос был уникальный: чистый и высокий тенор. Вокального образования он не получил, но музыку он не только слышал, он ее чувствовал, ощущал, обращал внимание на любые неточности. К себе был очень требователен, не допускал недоработок в исполнении, показывая своим отношением к делу пример всему коллективу. На репетициях от солистов требовал такой же точности, не терпел фальши, заставлял работать до нужного результата, до нужной ноты. На концертах он не терпел неуважительного отношения к зрителям, требовал отдачи от артистов, а зрители платили за это любовью. И когда зал вставал, аплодируя, это было заслуженно.

Талантливых солистов для группы искал везде, где только можно. Услышав нужный ему голос, приглашал обязательно на репетицию, чтобы соискатель понял, каким требованиям он должен удовлетворять. Без таланта там делать было нечего. Так в группе появились и Анатолий Кашепаров. В группе за все годы сменилось около пятидесяти музыкантов, постоянного состава, конечно, не могло быть. Кто-то приходил, кто-то уходил.

Через десять лет деятельности ансамбля Борткевич ушел из группы, женился на гимнастке Ольге Корбут и уехал в Америку. Следом ушел Кашепаров и тоже уехал в Америку, создал там свой бизнес. Позже он встречался во Флориде с Мулявиным, они строили совместные планы, но разговоры так и остались разговорами. Постепенно ушли и основатели ансамбля: Леонид Тышко и Александр Демешко.

Трудный период

Это был трудный период для них, для всей страны. Концертов было мало, материально очень тяжело. Ансамбль гастролировал со старым репертуаром, пел песни, которые полюбились народу, хотя Мулявин за годы деятельности «Песняров» написал более десяти оригинальных программ, несколько рок-опер, много песен за период с 1985 года. Но диск он смог записать только лишь в Голландии в 1994 году, а в России и Белоруссии эти произведения тогда так и не были услышаны.

Репетировать музыкантам приходилось даже в школах для глухонемых, на любых площадках, которые смогли найти, со старыми инструментами. Владимир Мулявин ("Песняры") не бездействовал, писал руководству и довольно резко, за что его отстранили от управления группой, оставив на должности художественного руководителя. В этой ситуации сыграло немаловажную роль и его увлечение спиртным. Назначили вместо него Владислава Мисевича (солист группы). Когда дело дошло до президента Лукашенко, Мулявина вернули на прежнюю должность. Мисевич ушел из группы, ушли и все музыканты. Спасти ансамбль не удалось, хотя Владимир Георгиевич прилагал все усилия.

Постепенно он набрал новый состав группы, и юбилей в тридцать лет был отмечен в «Олимпийском» большим концертом, а на "Аллее славы" заложена звезда Мулявина. В 2001 году он награжден орденом Франциска Скорины (самая высокая награда Белоруссии).

Биография Владимира Мулявина: личная жизнь

Кармальская гастролировала вместе с мужем, хотя с ребенком это было совсем не просто. Музыканты зарабатывали не так уж и много, а она, исполняя сложные классические произведения (художественный свист), хорошо. Для группы Лиза была спасением во время поездок: решала какие-то бытовые вопросы, готовила на всех. Володю она с любовью называла «Летя». Их любовь нашла отражение во многих песнях, которые исполнялись на концертах.

Есть ли дети у Владимира Мулявина? Да. Дочь Марина Мулявина в память об отце вместе с Ольгой Брилан написала книгу «Недосказанное…». В книге она поделилась своими воспоминаниями, рассказала, какой он был на самом деле, как тяжело она пережила развод родителей, как простила отца и о многом другом, о чем могла знать только она.

В 1975 году родился второй ребенок в семье Володи и Лизы - сын Володя, но брак это не спасло. Узнав об изменах мужа, Лиза подала на развод.

Второй женой музыканта стала Светлана Слизская. В браке родилась дочь Ольга в 1976 году. Светлана вела свободный образ жизни, на гастроли с мужем не ездила. Как свидетельствует биография Владимира Мулявина, семья распалась в 1981 г. Как дальше сложилась личная жизнь Владимира?

На съемках фильма «Хождение по мукам» знакомится будущая пара - Владимир Мулявин и Они поженились в 1981 году. Через год родился второй сын Владимира Мулявина. Назвали его в честь брата Валерием. Ради семьи Света оставила театр, занялась воспитанием сына. Валерий получил музыкальное образование, но не захотел связать свою жизнь с музыкой, занялся компьютерами.

Кое-кто считал, что Светлана сыграла определенную роль в том, что группа распалась. Все знали, что Володя советовался с ней, что она вмешивалась в его дела, в дела ансамбля, но, тем не менее, Владимир Мулявин и Светлана Пенкина любили друг друга и прожили вместе 20 лет.

Последние годы жизни артиста

В 2002 году, 14 мая, Мулявин, управляя автомобилем, попал в серьезную аварию на крутом повороте под Минском, хотя был хорошим водителем (более четверти века за рулем), и получил очень тяжелые травмы (повреждение спинного мозга, перелом позвонков, ушибы и др.). Какое-то время он находился в Минске, потом его перевезли в Москву, в больницу имени Бурденко, на реабилитацию. У него были парализованы руки, ноги, но, как писали в газетах, он работал над собой. Рядом с ним была жена - Светлана Пенкина.

Восемь месяцев боролись врачи за его жизнь, боролся он сам, но чуда не произошло. 26 января 2006 года Владимира Георгиевича Мулявина не стало. Прощание с ним в Москве состоялось 27 января, а в Минске - 28 января. Похоронили белорусского песняра русского происхождения на Восточном кладбище в Минске.

В память о Мулявине назван бульвар в центре Минска, открыта скульптурная композиция на Московском мемориальном кладбище Минска, в Екатеринбурге на его доме установлена мемориальная доска, в Белоруссии выпущена марка, посвященная ему.



Рекомендуем почитать

Наверх