Тоже время обеспечивают удовлетворение материальных. Моральный и удовлетворенность. Цель теста: понять, чем тебе нравится заниматься

На длинные волосы 18.10.2023
На длинные волосы

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально - биологические и матери-ально-социальные. К материально-биологическим отно-сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага-зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на-строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо-вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос-тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко-торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Музыка — вид искусства, отражающий действи-тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим-настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна-ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры-вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со-здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти-пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни-ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су-щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю-дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст-ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не-сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис-кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще-ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых , для художественного познания характер-ны специфические способы воспроизведения окружаю-щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих , огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус-каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу-чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще-ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот-ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур-ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован-ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи-мым условием подготовки к труду и общению. Потреб-ность в образовании по существу является конкретиза-цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров-невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы-ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос-ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо-вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич-ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа-лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело-века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус-воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива-ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз-работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность » — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви-дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват-ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре-деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен-ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци-альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес-сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви-тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб-ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве-дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду-ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис-торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по-требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе-ние духовных потребностей становится возможным благо-даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

Семенов М.Ю., Ефремов Е.Г. Материальная удовлетворенность // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).-2003. - Вып . 23. № 2. - С. 207-210.

МАТЕРИАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Семенов Михаил Юрьевич, Омский государственный университет

Ефремов Евгений Георгиевич, Омский государственный технический университет

Аннотация: В статье проведен содержательный анализ понятия "материальная удовлетворенность" с точки зрения психолога. Предложено определение материальной удовлетворенности. Кроме того, выделены факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда вошли уровень личного благосостояния, уровень материальных потребностей, направленность личности, опыт предыдущего удовлетворения материальных потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Ключевые слова: материальная удовлетворенность, удовлетворение, диспозиция, направленность, благосостояние, опыт удовлетворения, вероятность удовлетворения в будущем.

Данная статья посвящена описанию феномена материальной удовлетворенности. Результаты исследований К. Рубинштейн позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: "материально удовлетворенных" и "материально неудовлетворенных". Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний . Мы поставили перед собой задачу провести психологический анализ феномена материальной удовлетворенности-неудовлетворенности.

Ранее нами были рассмотрены факторы, определяющие удовлетворенности человека. Было показано, что удовлетворенность зависит от силы потребности, типа потребности, от величины соотношения желаемого и имеемого блага, опыта удовлетворения потребности в прошлом и оценки вероятности удовлетворения потребностей в будущем. Это соответствует предложенной С. В. Магуном формуле, но отношения не однозначные, как это представлено в формуле, а более сложные. В этой статье будет предпринята попытка выделить факторы, определяющие материальную удовлетворенность

Что такое "материальная удовлетворенность" и сфера материального ? Обычно к ней относят денежный достаток, обеспеченность вещами (например, одежда или квартира), услугами (например, образование или туристические путевки). Большинство товаров и услуг современный человек получает за деньги. "По оценкам, в среднем через деньги осуществляется в современном мире 85 % удовлетворения потребностей человека в пище, на 90 % в одежде, на 80 % в жилье, на 60 (в США, в России этот процент почти 95) в транспортных услугах. Тотальная деньгизация и есть характерная черта нового этапа цивилизационного развития, в которое вступило человеческое общество в конце второго, начале третьего тысячелетия". Поэтому в сознание людей материальная обеспеченность связывается, прежде всего, с деньгами. Именно отношение к деньгам является показателем материальной удовлетворенности/неудовлетворенности в работе В. Д. Рубинштейн .

Одной из задач нашего исследования являлось определение материальной удовлетворенности. На основании вышеизложенных утверждений, основываясь на определении понятия "удовлетворенность", предложенным Е. П. Ильиным , можно дать следующее рабочее определение: материальная удовлетворенность - это диспозиция, выражающая положительное отношение к материальному достатку как фактору жизни, материальным условиям жизни в результате неоднократно испытываемого удовлетворения и гарантированного, сточки зрения субъекта, получения этого удовлетворения и впредь. Материальная удовлетворенность - долгосрочная оценочная функция материального обеспечения. Материальная удовлетворенность является положительным оценочным отношением, а материальная неудовлетворенность - отрицательным. Материальная удовлетворенность зависит от силы материальных потребностей, от величины желаемого и имеемого материального блага.

Материальное удовлетворение – это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива материального обеспечения. Другое дело – удовлетворенность, понимаемая как отношение к материальному обеспечению, материальному достатку.

Таким образом, материальная удовлетворенность определяется:

  • предыдущим опытом успешного удовлетворения материальных потребностей,
  • положительной оценкой субъектом вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем,
  • силой материальных потребностей,
  • величиной желаемого и имеемого материального блага.

Это определение близко к позиции К. Левин, который понимал удовлетворенность как эмоциональную оценку отношения валентности цели (силу потребности, опредмеченной в цели) и возможности (или результата) её достижения. Также данное определение согласуется с позицией бихевиористов . "…основным механизмом функционирования мотивации … является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет (закон эффекта)". Закрепляется поведение, а значит, закрепляется, становится устойчивой и эмоциональная реакция, переходя из удовлетворения в удовлетворенность.

Материальная удовлетворенность и материальное благосостояние

Рассмотрим отношения между материальной удовлетворенностью и материальным благосостоянием. Эти отношения можно представить в виде функции (1).

У МП = f (МО) (1)

МО – уровень материальной обеспеченности.

Таким образом, уровень удовлетворенности материальным положением является функцией от уровня материальной обеспеченности

В первом приближении можно утверждать, что чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень удовлетворенности материальным положением. Для того, чтобы изучить отношение между материальной удовлетворенностью и благосостоянием более подробно, исследуем обозначенную выше функцию (1). Рассмотрим пределы этой функции.

1. Если благосостояние стремится к минимуму, то возможны следующие уровни материальной удовлетворенности:

а) материальная удовлетворенность – бомж, святой, т.е. человек, у которого низкий уровень материальных потребностей и которого устраивает выбранный "нищенский" образ жизни (высокие показатели по оси ординат). Его даже могут тяготить материальные блага;

б) материальная неудовлетворенность – бедный, необеспеченный, беженец, недовольный своим положением, но волею судьбы оказавшийся без материального ресурса (низкие показатели по оси ординат). Его тяготит материальная необеспеченность (см. график 1).

График 1. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если благосостояние стремится к минимуму.

Т.о. при описании факторов, определяющих материальную удовлетворенность, наряду с материальным благосостоянием (имеемое), мы выделяем и внутреннее состояние – потребность в материальных благах – как желаемый уровень благосостояния. Построим таблицу.

Таблица 1. Соотношение уровня благосостояния, силы потребности и удовлетворенности.

Похожая схема используется Е. Б. Фанталовой при оценке внутреннего конфликта, который в наших терминах может быть обозначен как материальная неудовлетворенность. Исходя из этого, можно выразить материальную удовлетворенность как функцию двух переменных:

У МП = f (МО, МП), (2)

где У МП – уровень удовлетворения материальных потребностей,

МП – уровень материальных потребностей.

2. Если благосостояние стремится к бесконечности (естественно, относительно потребностей) и человек полностью материально обеспечен, можно, основываясь на жизненном опыте и наблюдениях, выделить следующие типы поведения:

а) Человек продолжает приращение материального блага в виде капитала. Он оценивает свой уровень материальной обеспеченности не в сравнении с потребностями своей жизни, а в сравнении, например, с богатством других людей, еще более богатых (ненасытный человек, "… там царь Кощей над златом чахнет…"). Тогда можно говорить об удовлетворении с помощью благосостояния не материальных, а иных потребностей, например, потребности в социальном признании. Но из-за того, что эти виды удовлетворенности связываются с материальной удовлетворенностью, человек может испытывать материальную неудовлетворенность, даже имея полное материальное обеспечение. Значит, что важна направленность личности, ее основной ориентир, на который завязываются различные ресурсы.

б) Человек продолжает заниматься бизнесом, но увеличение капиталов и получение прибылей не является для такого предпринимателя целью. Он либо получает удовлетворение от самого процесса зарабатывания денег, либо ставит для себя какую-то цель вне материальной сферы, а богатство выступает условием или средством для достижения этой цели (возможно, Дж. Сорос). Если он разделяет для себя сферы материального и прочего, например духовного, он может быть материально удовлетворенным и неудовлетворенным духовно. Если же не разделяет, то получается вариант (а), когда у человека связывается материальная удовлетворенность с иной неудовлетворенностью, что в итоге дает материальную неудовлетворенность.

в) Человек отходит от дел и уделяет свое время занятиям "для души": путешествует, занимается искусством и т. д. Тогда можно говорить о материальной удовлетворенности.

г) Человек не использует свое материальное положение или тяготится им. Достаточно много примеров, когда подростки или молодые люди из обеспеченных семей разрывают связь с семьей и материальным достатком, как было принято, например, у хиппи. Аналогичная ситуация складывается у миссионеров или монахов, когда они ради служения вере отказываются от материальных благ. У них на первое место выходят иные, духовные потребности.

д ) Человек так организовал свою жизнь, что, работая, он материально себя обеспечивает в необходимой мере. Основная цель работы такого человека находится вне материальной сферы. Подобный тип людей подробно описан А. Маслоу как самоактуализирующиеся личности. "Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд – радости". Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине". У этих людей есть материальная удовлетворенность.

Эти типы поведения и соответствующая зависимость между материальной удовлетворенностью и представлены на графике 2.

График 2. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если человек полностью материально обеспечен.

Ситуация, когда человек полностью материально обеспечен, раскрывает важность направленности и интересов для анализа взаимосвязей между материальной удовлетворенностью и благосостоянием. Таким образом, можно предположить, что удовлетворенность материальным положением зависит от :

  • уровня личного благосостояния,
  • возможности человека различать материальные и нематериальные потребности,
  • уровня материальных потребностей,
  • направленности и интересов личности.

Объединяя 1 и 2 функции, мы можем заключить, что уровень удовлетворения материальных потребностей является функцией от следующих факторов:

У МП = f (МО, МП, Н-И ), (3)

где У МП – уровень материальной удовлетворенности,

МО – уровень материальной обеспеченности,

МП – уровень материальных потребностей,

Н – направленность личности,

И – интересы личности..

Факторы, определяющие материальную удовлетворенность

Направленность и интересы личности можно рассматривать в данном контексте как приоритетные, доминирующие объекты или явления, на которые направлена деятельность субъекта, то, ради чего человек живет: 2-а: социальное признание; 2-б, в и д : самореализация; 2-г: служение.

Уровень материальных потребностей – желаемое – можно рассматривать как силу потребности (см. Е. Б. Фанталову ) и как уровень притязаний в данной сфере. Он зависит от сложившейся системы материальных расходов, тех норм материальной жизни, которые сформировались у человека под влиянием референтного и ближайшего социального окружения, СМИ, родительской семьи и т. п.

Уровень материальной обеспеченности, возможно, следует рассматривать с точки зрения той части дохода, которую получает человек из семейного бюджета в абсолютном выражении. Тогда для его определения следует взять совокупный бюджет семьи и отделить долю семейного бюджета, приходящуюся на данного человека.

Таким образом, в данной статье мы предложили определение материальной удовлетворенности, выделили факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда вошли уровень личного благосостояния, уровень материальных потребностей, направленность личности, предыдущее удовлетворение материальных потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Литература

1. Жириновский В. В., Юровицкий В. М. Новые деньги для России и мира. - М.: Издательский дом "Грааль". - 1998. - 511 с .

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 512 с.: ил.

3. Магун С. В. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии. - 1978. - № 6. - С. 86-93.

4. Современная психология: справочное руководство. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 688 с.

5. Семенов М. Ю. Удовлетворение и удовлетворенность // Омский научный вестник. - Декабрь, 2000, вып . 13. - С. 154 – 156.

6. Фанталова Е. Б. Диагностика внутреннего конфликта. Приложение № 2 к "Журналу практического психолога". - М.: Фолиум , 1997, 48 с.

7. Фенько А. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1, 2000. С. 50 – 62.

8. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. // Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967. 9. Rubinstein C. Money & self-esteem, relationships, secrecy, envy, satisfaction. // Psychology Today. 1981. № 5. P. 24-44.

MATERIAL SATISFACTION

M. Yu. Semenov Omsk state university E. G. Efremov Omsk state university In the article the informative analysis of concept "material satisfaction" from a point of view of the psychologist is carried out. The definition of material satisfaction is offered. Besides the factors, defining material satisfaction are chosen, where have come a level of personal well-being, level of material needs, bearings of the person, previous sufficing of material needs, positive high evaluation of probability of sufficing of material needs in the future. Key word: material satisfaction, sufficing, disposition, bearings, well-being, experience of sufficing, probability of sufficing in the future.

В статье проведен содержательный анализ понятия «материальная удовлетворенность» с психологической точки зрения. Предложено определение материальной удовлетворенности. Кроме того, выделены факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда вошли уровень личного благосостояния, уровень материальных потребностей, направленность личности, опыт предыдущего удовлетворения материальных потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Material Satisfaction.pdf Данная статья посвящена описанию феномена материальной удовлетворенности. Результаты исследований В.Д. Рубинштейн позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: «материально удовлетворенных» и «материально неудовлетворенных». Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний . Мы поставили перед собой задачу провести психологический анализ феномена материальной удовлетворенности-неудовлетворенности. Ранее нами были рассмотрены факторы, определяющие удовлетворенности человека. Было показано, что удовлетворенность зависит от силы потребности, типа потребности, от величины соотношения желаемого и имеемого блага, опыта удовлетворения потребности в прошлом и оценки вероятности удовлетворения потребностей в будущем. Это соответствует предложенной С.В. Магуном формуле, но отношения не однозначные, как это представлено в формуле, а более сложные. В этой статье предпринята попытка выделить факторы, определяющие материальную удовлетворенность Что такое «материальная удовлетворенность» и сфера материального? Обычно к ней относят денежный достаток, обеспеченность вещами (например, одежда или квартира), услугами (например, образование или туристические путевки). Большинство товаров и услуг современный человек получает за деньги. «По оценкам, в среднем через деньги осуществляется в современном мире 85 % удовлетворения потребностей человека в пище, на 90 % в одежде, на 80 % в жилье, на 60 (в США, в России этот процент почти 95) в транспортных услугах. Тотальная деньгизация и есть характерная черта нового этапа цивилизационного развития, в которое вступило человеческое общество в конце второго, начале третьего тысячелетия». Поэтому в сознание людей материальная обеспеченность связывается, прежде всего, с деньгами. Именно отношение к деньгам является показателем материальной удовлетворенности-неудовлетворенности в работе В.Д. Рубинштейн . Одной из задач нашего исследования явилось определение материальной удовлетворенности. На основании вышеизложенных утверждений. основываясь на определении понятия «удовлетворенность», предложенным Е.П. Ильиным , можно дать следующее рабочее определение: материальная удовлетворенность - это диспозиция, выражающая положительное отношение к материальному достатку как фактору жизни, материальным условиям жизни в результате неоднократно испытываемого удовлетворения и гарантированного, с точки зрения субъекта, получения этого удовлетворения и впредь. Материальная удовлетворенность - долгосрочная оценочная функция материального обеспечения, она является положительным оценочным отношением, а материальная неудовлетворенность - отрицательным. Материальное удовлетворение - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива материального обеспечения. Другое дело - удовлетворенность, понимаемая как отношение к материальному обеспечению, материальному достатку. Таким образом, материальная удовлетворенность определяется: предыдущим опытом успешного удовлетворения материальных потребностей, положительной оценкой субъектом вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем, силой материальных потребностей, типом потребности, величиной желаемого и имеемого материального блага. Это определение близко к позиции К. Левина, который понимал удовлетворенность как эмоциональную оценку отношения валентности цели (силу потребности, опредмеченной в цели) и возможности (или результата) ее достижения. Также данное определение согласуется с позицией бихевиористов: «основным механизмом функционирования мотивации... является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет (закон эффекта)». Закрепляется поведение, а, значит, закрепляется, становится устойчивой и эмоциональная реакция, переходя из удовлетворения в удовлетворенность. Материальная удовлетворенность и материальное благосостояние. Рассмотрим отношения между материальной удовлетворенностью и материальным благосостоянием. Эти отношения можно представить в виде функции (1). У ил =f(MO), (1) где Уш - уровень удовлетворения материальных потребностей, МО - уровень материальной обеспеченности. Таким образом, уровень удовлетворенности материальным положением является функцией от уровня материальной обеспеченности В первом приближении можно утверждать, что, чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень удовлетворенности материальным положением. Для того, чтобы изучить отношение между материальной удовлетворенностью и благосостоянием более подробно, исследуем обозначенную выше функцию (1). Рассмотрим пределы этой функции. 1. Если благосостояние стремится к минимуму, то возможны следующие уровни материальной удовлетворенности: а) материальная удовлетворенность - бомж, святой, т.е. человек, у которого низкий уровень материальных потребностей и которого устраивает выбранный «нищенский» образ жизни (высокие показатели по оси ординат). Его даже могут тяготить материальные блага; б) материальная неудовлетворенность -бедный, необеспеченный, беженец, недовольный своим положением, но волею судьбы оказавшийся без материального ресурса (низкие показатели по оси ординат). Его тяготит материальная необеспеченность (рисунок 1). Таким образом, при описании факторов, определяющих материальную удовлетворенность, наряду с материальным благосостоянием (имее-мое), мы выделяем и внутреннее состояние - потребность в материальных благах, - как желаемый уровень благосостояния (таблица 1). Уровень материальной удовлетворенности Уровень личного благосостояния Рисунок 1. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если благосостояние стремится к минимуму. Таблица 1. Соотношение уровня благосостояния, силы потребности и удовлетворенности Соотношение уровня благосостояния и силы потребности Состояние Имеемое = Желаемое Удовлетворенность Имеемое Желаемое (имеемое в тягость) Неудовлетворенность Имеемое > Желаемое (имеемое не в тягость) Удовлетворенность Похожая схема используется Е.Б. Фантало-вой при оценке внутреннего конфликта, который в наших терминах может быть обозначен как материальная неудовлетворенность. Исходя из этого, можно выразить материальную удовлетворенность как функцию двух переменных: Уш ~f(MO, МП), (2) где Умн -уровень удовлетворения материальных потребностей, МО - уровень материальной обеспеченности, МП - уровень материальных потребностей. 2. Если благосостояние стремится к бесконечности (естественно, относительно потребностей) и человек полностью материально обеспечен, можно, основываясь на жизненном опыте и наблюдениях, выделить следующие типы поведения: а) Человек продолжает приращение материального блага в виде капитала. Он оценивает свой уровень материальной обеспеченности не в сравнении с потребностями своей жизни, а в сравнении, например, с богатством других людей, еще более богатых (ненасытный человек, «...там царь Кощей над златом чахнет...»). Тогда можно говорить об удовлетворении с помощью благосостояния не материальных, а иных потребностей, например, потребности в социальном признании. Но из-за того, что эти виды удовлетворенности связываются с материальной удовлетворенностью, человек может испытывать материальную неудовлетворенность, даже имея полное материальное обеспечение. Значит, важна направленность личности, ее основной ориентир, на который завязываются различные ресурсы. б) Человек продолжает заниматься бизнесом, но увеличение капиталов и получение прибылей не является для такого предпринимателя целью. Он, либо получает удовлетворение от самого процесса зарабатывания денег, либо ставит для себя какую-то цель вне материальной сферы, а богатство выступает условием или средством для достижения этой цели (возможно, Джордж Сорос). Если он разделяет для себя сферы материального и прочего, например духовного, он может быть материально удовлетворенным и неудовлетворенным духовно. Если же не разделяет, то получается вариант (а), когда у человека связывается материальная удовлетворенность с неудовлетворенностью, что в итоге дает материальную неудовлетворенность. в) Человек отходит от дел и уделяет свое время занятиям «для души»: путешествует, занимается искусством и т.д. Тогда можно говорить о материальной удовлетворенности. г) Человек не использует свое материальное положение или тяготится им. Достаточно много примеров, когда подростки или молодые люди из обеспеченных семей разрывают связь с семьей и материальным достатком, как было принято, например, у хиппи. Аналогичная ситуация складывается у миссионеров или монахов, когда они ради служения вере отказываются от материальных благ. У них на первое место выходят иные, духовные потребности. д) Человек так организовал свою жизнь, что, работая, он материально себя обеспечивает в необходимой мере. Основная цель работы такого человека находится вне материальной сферы. Подобный тип людей подробно описан А. Мас-лоу как самоактуализирующиеся личиости. «Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд - радость». Один посвящает свою жизнь закону, другой - справедливости, еще кто-то - красоте или истине» . У этих людей есть материальная удовлетворенность. Эти типы поведения и соответствующая зависимость между материальной удовлетворенностью и представлены благосостоянием на рисунке 2. Уровень удовлетворенности благосостоянием Рисунок 2. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если человек полностью материально обеспечен. Ситуация, когда человек полностью материально обеспечен, раскрывает важность направленности и интересов для анализа взаимосвязей между материальной удовлетворенностью и благосостоя н ием. Объединяя 1 и 2 функции, мы можем заключить, что уровень удовлетворения материальных потребностей является функцией от следующих факторов: У МП =f(MO, МП, В, Н-Щ, (3) где Умп - уровень материальной удовлетворенности, МО - уровень материальной обеспеченности, МП - уровень материальных потребностей, В - возможности человека различать материальные и нематериальные потребности, Н-И - направленность и интересы личности. Направленность и интересы личности можно рассматривать в данном контексте как приоритетные, доминирующие объекты или явления, на которые направлена деятельность субъекта, то, ради чего человек живет. Для классификации направленности можно воспользоваться иерархической структурой мотивов, предложенной А. Маслоу. Уровень материальных потребностей - желаемое, - можно рассматривать как силу потребности (см. Е.Б. Фанталова ) и как уровень притязаний в данной сфере. Он определяется опытом и воспитанием: сложившейся системой материальных расходов, теми нормами материальной жизни, которые сформировались у человека под влиянием референтного и ближайшего социального окружения, СМИ, родительской семьи и т.п. Уровень материальной обеспеченности, возможно, следует рассматривать с точки зрения той части дохода, которую получает человек из семейного бюджета в абсолютном выражении. Тогда для его определения следует взять совокупный бюджет семьи и отделить долю семейного бюджета, приходящуюся на данного человека. Каковы, исходя из предыдущего анализа, психологические характеристики материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей? Из приведенной таблицы можно заметить, что многие факторы не однозначно определяют материальную удовлетворенность, т.е. имеют нелинейную связь с материальной удовлетворенностью. Это говорит о том, что механизмы возникновения и функционирования материальной удовлетворенности достаточно сложны. Тогда следующим шагом в исследовании материальной удовлетворенности возможно построение типологии материально удовлетворенных/неудовлетворенных людей. Кроме того, в дальнейшем можно провести сопоставление мотивационных теорий и факторов, определяющих материальную удовлетворенность. Таблица 2. Характеристики материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей* Характеристики Материально удовлетворенны е Материально неудовлетворенные Опыт удовлетворения материальных потребностей Успешный Неуспешный Оценка вероятности получение желаемого уровня материального благополучия Высокая положительная Низкая положительная или отрицательная Соотношение имеемого и желаемого И = Ж, ИЖ (когда имеющееся не в тягость) ИЖ (имеющееся в тягость) Уровень материальной обеспеченности Любой, по минимуму обеспечивающий потребности Любой Ценность материального благополучия в сравнении с другими потребностями Может быть различной Может быть различной Сила материальных потребностей Любая Любая Ведущий тип потребностей (по А. Маслоу) Любой, кроме физиологических Любой Возможности различать материальные и нематериальные потребности Могут быть различными Могут быть различными Жирным шрифтом выделены факторы, которые могут служть основанием для различения материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей.

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 груп­пы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные по­требности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребно­стей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические - по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они по­казывают различные закономерности их функционирования ираз­вития.

Материальные потребности - это потребности человека в обеспе­чении своего материального существования. В материальных потреб­ностях можно выделить два пласта: относительно простые матери­альные биологические потребности и более сложные - материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продол­жении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно за­нимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде - пошивочные и ремонтные ателье, склады и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище - ре­монтно-строительные организации, потребностей в благоприятной сре­де - уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные орга­низации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода тре­буют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровитель­ных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.

Все эти материальные потребности по своей природе биологиче­ские, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специ­фической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных истори­чески изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инва­риант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для пол­ноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные техноло­гии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны мо­жет понадобиться, например, система противорадарной защиты са­молета, то вождю африканского племени она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя племени.



Материальные социальные потребности появляются только у че­ловека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное - это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным матери­альным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, т. е. предметно-орудийная преобразова­тельная, деятельность человека, общение - взаимодействие в про­цессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материаль­ные потребности не ограничиваются потребностями в так называе­мых материальных благах. Как отмечает Л. П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в сози­дании; первое лишь необходимое условие и средство второго» 1 . Если потребности в пище и жилище - главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материаль­ная потребность - это потребность в труде.

1 Буева Л. Л. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978, С. 158-159.

Духовные потребности - это потребности в знаниях, настроени­ях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребно­сти в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, ре­лигиозные или атеистические потребности, потребность в мировоз­зрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и слож­ные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художе­ственного сознания.

Потребность в познании - это стремление человека к знанию объ­ективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудо­вой деятельности, которая не может существовать и совершенство­ваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращать­ся в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями ста­новится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного позна­ния. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потреб­ности в знаниях - мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное - т. е. идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на ос­нове традиции. Наиболее развитые формы познания - научное и ху­дожественное.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изуча­емых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные фак­ты и обобщения. Художественное познание - это особое эстетиче­ское освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен­ных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность (см. § 6) также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование - это процесс усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде­ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на­дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации - в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитим­ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде­нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание - это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функ­ций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социа­лизации и является потребностью, поскольку без целенаправленно­го воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным чле­ном общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смыс­ле слова) еще невозможно.

Потребность в смысле жизни - это, по-видимому, наиболее слож­ная духовная потребность. Она выражается в формировании миро­воззрения - системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концеп­ций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные об­щественные структуры, движения и организации с глубокой древно­сти стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жиз­ни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребно­стей используется широкий набор приемов - дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересо­ванность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, ко­торые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формиро­вание всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, уже отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозные и поэтому очень ценные. Отсутствие религиоз­ных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «не­религиозности») - хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, напри­мер, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, на­пример, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными, потребностями...» 1 . Стремление смот­реть порнофильмы - это, конечно, духовная потребность. Не вда­ваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструк­тивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потреб­ности. В СССР к ним было принято относить, например, потребно­сти религиозного характера. В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстре­мистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача общества - противостоять формированию такого рода потребностей, в том чис­ле и методами сервисной деятельности (информационный, обра­зовательный, анимационный сервис, средства массовой информа­ции и т. п.).

1 Черников В. Г. Человек и его потребности: Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003. С. 85.

В реальной жизни материальные и духовные потребности, а так­же приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и пере­плетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок. Для удовлетворения любых духовных потребностей используются мате­риальные предметы - например книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудо­вание. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им матери­альных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем са­мым возможности для развития и удовлетворения духовных потреб­ностей.

Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетво­рение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. В сервисной деятельности эта ком­плексность служит дополнительным фактором, повышающим при­влекательность предлагаемого набора услуг.

Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.

Различают социальные, материальные и

  • Социальные - зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
  • Материальные потребности человека (биологические) - обеспечение сохранения и продолжения жизни.
  • Духовные - реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.

Материальные - примеры реальных и мнимых потребностей

Реальные - потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.

  • Дыхание.
  • Вода.
  • Кров.
  • Творческие увлечения.
  • Религиозные убеждения.
  • Сон, отдых тела и мозга.
  • Интимные потребности.

Мнимые - зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:

  • навязанные увлечения;
  • мнимые вероубеждения;
  • склонности и вымышленные способности.

Материальные потребности человека - примеры позитивные

Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.

Обычному среднестатистическому для комфортной жизни необходимы некоторые условия.

  • Удобное жилище.
  • Питательная разнообразная пища.
  • Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
  • Средства передвижения.

Материальные потребности человека - примеры негативные

  • Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
  • Зависимость от лекарственных препаратов.
  • Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.

Первичные и вторичные потребности

Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.

Первичные:

  1. потребности, без которых жизнь обрывается;
  2. потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.

Вторичные:

  1. социальные - контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
  2. престижные - реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
  3. духовные - реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).

Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.



Рекомендуем почитать

Наверх