Упражнение 10. Возвращаем молодость кожеНормализуем работу кровеносной системы....
Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для
всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.
В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.
Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.
Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни.
Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.
Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.
Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.
Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.
Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.
Главная тема стихотворения
Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.
Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.
Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.
Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.
Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.
Структурный анализ стихотворения
При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.
Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.
Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт и писатель. За свою недолгую жизнь он написал произведения, которые читают и цитируют сегодня. Критики отмечают, что большинство творений напрямую связаны с биографией автора. Жизнь Михаила Юрьевича была трагической, что сказалось на его стихах.
Стихотворение «Утес» было написано еще в 1841 году. Жанр произведения - лирическая миниатюра. Автор придает деталям символическое значение. Утес, в понимании автора - символ одиночества. Именно оно и есть ведущим мотивом всего стихотворения. Это связано с жизнью Лермонтова. Он всю жизнь пытался найти себя, свой жизненный пусть. В конце своего пути поэт так и остался одиноким человеком. В своем стихотворении Лермонтов олицетворил отношение утеса и тучки:
«Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя».
Тучка символизирует ветреного человека, который ни о чем не задумывается. Ей все равно на чувства утеса. Она склонна к кратковременным чувствам, которые не могут оставить след в ее душе. Утес - мудрый человек, который страдает от того, что не может быть вечно со своей тучкой. Если посмотреть с его стороны, то можно понять, что автор хотел сказать. Одиночество - самое тяжелое, что может выпасть на судьбу человека. А мимолетные чувства никак нельзя оправдать.
Лермонтов пишет:
«Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.».
Он тоскует вместе со старым утесом. Лермонтов воплощает в этом образе страдание. Видно, что эта тема ему близка. Также, многие критики комментируют стихотворение со стороны философского начала. Тучка - это душа человека, легкая и неземная, а утес - мирская плоть. Идет противостояние между этими двумя компонентами.
Тонкая организация души не позволяет ей углубляться в жизненные проблемы. Она свободна и не может испытывать боль. Что не скажешь о теле, которое обречено на страдание без души. Ведь пустой и бездушный человек может быть пожизненно одинок. Только союз души, и тела принесут гармонию и порядок в жизнь. Спасение тела возможно только с появлением души.
«Утес» написан при помощи средств художественной выразительности. Например, в стихотворении присутствуют эпитеты(тучка золотая, старый утес), олицетворение(умчалась рано, плачет он в пустыне), метафоры(утес-великан и др.). Аллитерация и ассонанс - четко прослеживается в середине стиха. Написан в пятистопном хорее.
Многие критики называют стихотворение одним из самых центральных в творчестве Лермонтова. Он был опубликован только по прошествию двух лет со дня смерти поэта. Сейчас его учат в школах и читают на литературных вечерах. Можно сказать, что именно это стихотворение помогло Лермонтову обрести посмертную славу русского поэта.
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
Предполагаемые результаты:
- Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно-выразительные средства языка, отработать схему чтения “настроения” текста, углублять навыки первичного анализа стихотворного текста(лирического произведения).
- Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с романсом на его стихи.
- Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку, оказавшемуся в одиночестве.
Урок выстроен в логике системно-деятельностного подхода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска. Также использованы были мультимедийная презентация , видеофрагмент, аудиозапись.
В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети доброжелательные, в основном со средними способностями.
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный момент. | Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы активно поработать? С чем вы уходите с каждого урока, ребята? | Приветствуем друг друга (слайд 1) Презентация |
Проверка домашнего задания. | На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с
оценочным листом. Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть перед собой табличка со словами, значение которых мы выясняли на прошлых уроках. Ваша задача – соединить термины и их определения линиями. Приступайте. А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте листочками. На слайде вы видите подобную табличку, кто уверен, что справился с работой и может выполнить ее на доске? Ну а теперь я покажу вам ключ. Обратите внимание на баллы внизу. И поставьте оценку соседу по парте. Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и отметь те в оценочном листе, как вы справились с заданием. |
Самостоятельная работа по домашнему заданию. Способ проверки: взаимопроверка и проверка по эталону. (Слайд 2) |
Актуализация знаний. | Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы будем и на сегодняшнем уроке. | Озвучивают понятия – изобразительно-выразительные средства языка и “лирический герой”. |
Целеполагание и планирование работы. | А теперь переходим к главному – к теме сегодняшнего
урока. Тема звучит следующим образом: “Анализ стихотворения М.Ю.
Лермонтова “Утес”. Я предлагаю вам постараться наиболее точно
сформулировать нашу учебную задачу на этот урок, выбрав ее из
предложенных в задании 2 оценочного листа. (ответ – на слайде по
щелчку)Проверьте себя. Кто озвучит цель нашей работы на уроке? Ну а теперь я предлагаю вам попробовать спланировать нашу работу. В оценочном листе вы видите этапы урока. Сможете ли вы выстроить урок так, чтобы нам было удобно работать? Проверка домашнего задания. Постановка цели. Работа с лексикой стихотворения (можно спросить, что такое лексика). Справились? А теперь проверим. У кого верно? (Слайд 4) |
Выполняют учебную задачу: выбор цели, затем –
следующую, планирование. Обсуждаем в классе, если есть варианты, и приходим к одному выводу. (Слайд 3-4) |
Мотивация. | Ребята, что такое утес? На слайде вы видите картину… Называется она “Окрестности села Караагач”. автор ее – М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите утес… может, это и не тот самый, из стихотворения, но он очень похож на него. Послушайте, пожалуйста, стихотворение (читаю). Это небольшое стихотворение так вдохновило его читателей, что более шестидесяти композиторов написали музыку и появились прекрасные романсы на эти стихи. Послушайте один из них в исполнении Александра Матюхина . |
Отвечают на вопрос. Лексическая работа. (Слайд 5) Слушают стихотворение. Слушают романс |
Лексическая работа. | – О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и
тучка). – Речь идет только о природных явлениях? В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. |
Беседа о фигурирующих в стихотворении образах утеса и тучки. Делятся впечатлениями о прочитанном стихотворении и возникших ассоциациях. |
Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем
ассоциации к ним (в результате работы создается таблица). Тучка. Утес. Проверяем. Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке как о живых людях? Дети. Олицетворение. Сколько частей в стихотворении? (2) Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения? (Тучке.) 2 часть (“ строфа) – (утёсу). По описанию эти картины одинаковые? Они противопоставлены друг другу. Какой приём здесь использовал автор? |
Составляем лексические цепочки, заполняем таблицу 1. (Слайд 6) | |
Контраст.
Учитель.
Найдите контрасты. |
Работают над понятиями “олицетворение” и “контраст” Ищут контрасты в тексте стихотворения. |
|
Какую роль играют выразительные средства в стихотворении? (они
помогли оживить героев произведения, помогли показать чувства, которые
эти герои переживают, помогли представить в цвете образы стихотворения)
Давайте ближе познакомимся с героями стихотворения. |
Рассуждают о роли выразительных средств в тексте стихотворения. (Слайд 7) |
|
Физкультминутка. |
Физкультурная пауза.
|
Выполняют движения, те, которые показывает учитель. |
Работа с образами главных героев. |
Почему ночевала на груди утеса– великана? (Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо.) – Почему утеса– великана? Какой он – утёс? (Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту.) Почему “одиноко” стоит? (Прикован к месту, недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула.) Почему остался влажный след в морщине старого утеса? Может, это слезы тучки? (Ответы детей.) А может это слезы утеса? Встреча оставила след в его душе. Почему задумался глубоко? После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребованность. – Почему тихонько плачет? |
Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст. Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт. Вспоминают понятие “лирический герой”. |
Самостоятельная работа: составление настроения текста. | А сейчас я предлагаю вам каждому поработать
самостоятельно. В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет, какую работу вы будете выполнять? (уточнить, что характеризовать будут 8 строчек). Но у меня есть просьба. Кто сможет нарисовать утес и тучку?(на доске, которая закрывается к стене)цветными мелками Приступайте. В это время рисуют на доске. А теперь проверим. Поставьте плюсы в оценочном листе. |
Выполняют самостоятельную работу по созданию таблицы
“настроение текста” Один человек рисует на доске утес и тучку, затем решаем, соответствует ли нарисованное тексту. Отмечают после проверки результат в оценочном листе. (Слайд 8) |
Выразительное чтение. | Кто попробует прочитать стихотворение в соответствии с
тем какие стрелочки вы поставили.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски. |
Выразительно читают стихотворение. |
Рефлексия. Домашнее задание. | В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество.)
Достигли ли мы запланированной цели урока? Подведите итог на оценочном листе, поставьте себе оценку и передайте оценочные листы на первые парты. Да. Одиночество – самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Если человек одинок, как ему помочь? И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где– то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить. Домашнее задание – на слайде. Спасибо за урок, до новых встреч. |
Ответы детей. (Слайд 9–10)
Подводят итоги урока, проговаривают, удалось ли достичь цели. Записывают домашнее задание. |
Оценочный лист.
………………………………………………………………………………………………………….
(Напиши здесь, как тебя зовут)
№ | Текст задания | Результат |
1 | Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1-2 ошибки – ставьте “+”. Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам есть, что повторить! | |
2 |
|
|
3 | Поставьте номера этапов – от 1 до 6. Подведение итогов урока и домашнее задание. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворения и прослушивание романса. Самостоятельная работа и проверка. Постановка цели и планирование работы. Работа с лексикой стихотворения. Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы! |
|
4 | Работа с изобразительными средствами. Ставьте себе плюс, если у вас не более двух -трех ошибок. |
|
5 | Работа с “настроением” текста. Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста! |
|
А теперь подведите итог. Сколько плюсиков – такая и оценка! |
Ты молодец! Спасибо за урок!
Стихотворение “Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ “Утес” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.
Краткий анализ
История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.
Тема стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.
Стихотворный размер – пятистопный хорей с опоясывающей рифмой.
Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес” .
Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет” .
Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса” .
История создания
Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.
Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.
Тема
Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.
Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
Композиция
Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.
В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает , играя . Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.
Жанр
Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.
Средства выразительности
Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:
- Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес” .
- Олицетворения – “ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет” .
- Метафоры – “грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса” .
Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.
Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.