Что значит любовь по мнению куприна. Сочинение «Любовь в творчестве Куприна. Несколько интересных сочинений

На средние волосы 09.11.2020

Куприн в своих произведениях показывает нам настоящую любовь, где нет ни грамма корысти, и, которая не жаждет никакой награды. А любовь в рассказе «Гранатовый браслет» описывается всепоглощающей, это не просто увлечение, а великое чувство на всю жизнь.

В рассказе мы видим настоящую любовь одного бедного чиновника Желткова к замужней Вере Шеин, как он счастлив просто любить, ничего не требуя взамен. И как мы видим, ему совершенно было не важно, что он ей не нужен. И как доказательство своей безграничной любви, он дарит Вере Николаевне гранатовый браслет, единственную ценную вещь, которая досталась ему в наследство от мамы.

Родные Веры, недовольные вмешательством в их личную жизнь, просят Желткова оставить её в покое и не писать письма, до которых ей всё равно нет дела. Но разве же можно отнять любовь?

Единственной радостью и смыслом в жизни Желткова была любовь к Вере. У него не было, каких либо целей в жизни, его ничего больше не интересовало.

В итоге он решает покончить с собой и выполняет волю Веры, оставив её. Любовь Желткова так и останется безответной…

Поздно поймёт она, что это была настоящая любовь, та, о которой многим приходиться только мечтать, прошла мимо неё. Позже, глядя на мёртвого Желткова, Вера будет сравнивать его с величайшими людьми.

Рассказ «Гранатовый браслет» красочно показывает нам все мучения и нежные чувства, которые противопоставлены бездуховности в этом мире, где влюблённый готов на всё ради любимой.

Человек, который сумел так трепетно полюбить, присутствует какое-то особое понятие жизни. И пусть Желтков был всего лишь обычным человеком, он оказался выше всех установленных норм и стандартов.

Куприн изображает любовь, как недостижимою тайну, а для такой любви не существует сомнений. «Гранатовый браслет» очень интересное и в тоже время грустное произведение, в котором Куприн старался нас научить ценить в жизни что-либо своевременно…

Благодаря его произведениям мы оказываемся в мире, где перед нами предстают бескорыстные и добрые люди. Любовь - это страсть, это мощное и настоящее чувство, показывающая лучшие качества души. Но кроме всего этого, любовь - это правдивость и искренность в отношениях.

Вариант 2

Любовь - это слово вызывает совершенно разнообразные эмоции. Оно может нести, как позитивный настрой, так и негативный. Куприн был уникальным автором, который мог в своих произведениях сочетать несколько направлений любви. Одним из таких рассказов стал «Гранатовый браслет».

Автор всегда трепетно относился к такому явлению, как любовь, а в своем рассказе он ее превознес, можно сказать, боготворил, что сделало его произведение настолько волшебным. Главный герой - чиновник Желтков - был безумно влюблен в одну даму по имени Вера, правда открыться ей смог целиком только в конце своего жизненного пути. Вера сначала не знала, как реагировать, потому что ей приходили письма с признаниями в любви, а ее семья смеялась и издевалась над этим. Один только дедушка Веры предположил, что слова, написанные в письмах, могут оказаться не пустыми, тогда внучка пропускает мимо себя любовь, о которой мечтают все девушки на свете.

Любовь показана как светлое, чистое чувство, а объект обожания чиновника Желткова предстает перед нами образцом женского идеала. Наш герой готов завидовать абсолютно всему, что окружает и прикасается к Вере. Он завидует деревьям, которых она могла коснуться, проходя мимо, людям, с которыми она разговаривает по дороге. Поэтому, когда к нему пришло осознание безвыходности его любви и жизни, он решает преподнести любимой женщине подарок, с помощью которого, хоть и не самостоятельно, он сможет прикоснуться к ней. Этот браслет был самым дорогим предметом, который имел наш бедный герой.

Любовь на расстоянии очень тяжело ему давалась, но он лелеял ее в своем сердце долгое время. На прощание, перед смертью, он написал ей последнее письмо, в котором сообщил, что уходит из жизни по велению Бога, а ее благословляет и желает дальнейшего счастья. Но можно понять, что Вера, поздно осознавшая свой шанс, уже не сможет спокойно и счастливо жить, возможно, это была единственная настоящая и искренняя любовь, которая ждала ее в жизни, и она ее упустила.

В этом рассказе Куприна любовь несет трагический оттенок, потому что она так и осталась не раскрывшимся цветком в жизни двух людей. Сначала она была безответна очень долгое время, но когда она начала пускать ростки во второе сердце, первое, уже изнеможенное от ожидания, перестало биться.

Произведение «Гранатовый браслет» можно воспринимать не только, как «оду» любви, но и как молитву о любви. Желтков в своем письме использовал выражение «да святится имя Твое», что является отсылкой к писаниям Божьим. Он обожествлял свою избранницу, что, к сожалению, все равно не смогло привести его жизнь к радостному концу. Но он не страдал, он любил, и это чувство было даром, потому что далеко не каждому дано испытать столь сильное чувство хоть раз в жизни, за что наш герой остался благодарен своей избраннице. Она подарила ему, хоть и безответную, но истинную любовь!

Сочинение Любовь в произведении Куприна Гранатовый браслет

За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл. Среди всех этих произведений можно выделить очень мало количество, которые описывают на столько сильное чувство любви, как произведение Куприна «Гранатовый браслет».

Главный герой чиновник Желтков, как он сам описывает свое чувство, имеет счастье испытать самую настоящую безграничную любовь. Его чувство такое сильное, что местами его можно принять за нездорового, душевно больного человека. Особенность чувства желткова заключается в том, что этот человек ни в коем случае не желает тревожить предмет своей безграничной любви и страсти. Он не требует взамен этой сверхчеловеческой любви абсолютно ничего. Ему даже и в голову не приходит возможность остудить, успокоить свое сердце одной лишь встречей с Верой. Это не только говорит о железной силе воли человека, но и о безграничной любви этой личности. Именно любовь не позволяет ему хоть на миг быть удостоенным внимания предмета любви.

В письме Желтков называет свою любовь божьим даром и выражает свою благодарность Господу за возможность испытать такое чувство. Конечно и читателю и другим героям произведения прекрасно известно, что любовь Желткова не принесло ему, кроме горьких страданий и мучений, ничего иного. Но только человек, переживший все это и прочувствовавший такое сильное чувство любви в праве судить или же понимать героя.Желтков не в силах ничего поделать со своей любовью. Он знает о невозможности дальнейшего своего сосуществования с этим чувством любви. Именно поэтому самым лучшим выходом для него становится самоубийство. Перед этим поступком он в письме уверяет всех, что прожил счастливую жизнь.

10 класс, 11 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по книге Божественная комедия Данте Алигьери

    Произведение «Божественная комедия» сделала Данте Алигьери всемирно известным писателем. Кажется, что любой литературный шедевр способен затронуть самые загадочные уголки наших душ

  • Женские образы в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Раскрывая читателю историю жизни Юрия Живаго, Пастернак уделяет значительное внимание любовной сюжетной линии, в связи с чем в романе важны женские образы, отличающиеся неоднозначностью.

  • Анализ главы Любани произведения Путешествие из петербурга в Москву

    Любани – 4 глава легендарного произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. По мнению большинства читателей, является одной из самых известных частей данной повести. Причиной возникновения подобных

  • Сочинение по картине Мавриной Кот ученый (описание)

    Художница Т.А. Маврина сделала целый цикл картин под названием "Кот Учёный". В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного.

  • Анализ произведения Платонова На заре туманной юности

    Произведение представляет собой описание жизни обыкновенной русской девушки, сумевшей преодолеть все невзгоды и тяготы, выпавшие на ее долю, и остаться добрым, сердечным, не озлобившимся человеком.

Сочинения по литературе: Тема любви в произведениях А. И куприна.

Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не любил. Не любил мать или от-

Ца, женщину или мужчину, своего ребёнка или друга. способна

Воскрешать, делать людей более добрыми, душевными и гуманными. Без любви не было бы жизни, ибо сама жизнь есть любовь. Именно это все поглощающее чувство вдохновляло А. С.Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. А. Блока, и вообще, всех великих писателей и поэтов.

Лёгкий взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные стихи и произведения, как «Я вас любил …» , «Анна Каренина» , «Они любили друг друга так долго и нежно …» .

20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхищаюсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благородным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвышенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни.

Писатель остро чувствовал потребность в «героических сюжетах» , в самоотверженных, самокритичных героях. В результате под пером Александра Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» , «Олеся» , «Суламифь» и многие другие.

Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А. И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров. С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безграмотны, неотёсаны, необщительны. По всему видно, что они ещё не полностью избавились от привычек польского крепостничества. Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить, где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме. Молодой человек жаждет приключений, он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни.

Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не красотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы. Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича. Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью, дерзостью, с которой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем. Выросшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним с большой осторожностью. Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, когда молодой гость приходит навестить её снова. Именно она, гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго, но только слабого" ,признаётся, что доброта его " не сердечная". Сердце у него "холодное, ленивое" , и тем, кто "будут его любить" , принесёт он, хотя и невольно, "много зла".Таким образом, со слов юной гадалки, молодой человек предстаёт перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству.

Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность, особенный врождённыё ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Кроме того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страдания и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей, окружающих главную героиню, её фигура выглядит возвышенно и делает

Блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми, духовно порабощёнными, злобными, безрассудно жестокими. В них нет ни широты ума, ни щедрости сердца. А Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, вытерпеть издёвки местных жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, как символ вечной любви и преданности. Для Куприна образ Олеси является идеалом возвышенной, исключительной личности. Эта девушка – открытая, самоотверженная, глубокая натура, смысл её жизни составляет любовь. Она поднимает её над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели.

Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение. Молодой человек в глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в

Городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том, чтобы ради своей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не собирается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации. Я считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь, но он, к сожалению, так и не понял,какая любовь прошла мимо него.

Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе "Суламифь" . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность человеческой личности, пробуждает в ней всё самое лучшее.

В одном из известнейших произведений писателя "Гранатовый браслет" звучит тема безответной любви как великого дара, который преображает человеческую душу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и "царственно

Спокойной " женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от "Г. С.Ж" . Вместе с посланием в дом князей Шеиных вошла бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь: любовь-тайна, любовь – трагедия. Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова: "Да святится имя твоё ".Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при послед ней последней встрече с уже мёртвым обожателем: "В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё" . И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Любила всего лишь одно мгновение, но навеки.

В своих рассказах А. И. Куприн показал нам искреннюю, преданную, бескорыстную любовь. Любовь, о которой мечтает каждый человек. Любовь, во имя которой можно пожертвовать чем угодно, даже жизнью. Любовь, которая переживёт тысячелетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.

Тема любви в произведениях А.И Куприна.

Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не любил. Не любил мать или отца, женщину или мужчину, своего ребёнка или друга. Любовь способна воскрешать, делать людей более добрыми, душевными и гуманными. Без любви не было бы жизни, ибо сама жизнь есть любовь. Именно это всепоглощающее чувство вдохновляло А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.А. Блока, и вообще, всех великих писателей и поэтов.

Лёгкий взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные стихи и произведения, как «Я вас любил …» , «Анна Каренина» , «Они любили друг друга так долго и нежно …» .

20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхищаюсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благородным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвышенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни.

Писатель остро чувствововал потребность в «героических сюжетах» , в са-моотверженных, самокритичных героях.В результате под пером Александра Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» , «Олеся» , «Суламифь» и многие другие.

Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А.И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров.

С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безграмотны, неотёсаны, необщительны. По всему видно, что они ещё не полностью избавились от привычек польского крепостничества.

Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить, где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме. Молодой человек жаждет приключений, он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни.

Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не красотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы.

Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича.Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью, дерзостью,с которой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем. Выросшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним с большой осторожностью.Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, когда молодой гость приходит навестить её снова. Именно она,гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго, но только слабого” ,признаётся, что доброта его “ не сердечная”. Сердце у него “холодное, ленивое” , и тем, кто “будут его любить” , принесёт он, хотя и невольно, “много зла”.Таким образом, со слов юной гадалки, молодой человек предстаёт перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству.

Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность, особенный врождённыё ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Кроме того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страдания и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей, окружающих главную героиню, её фигура выглядит возвышенно и делает блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми, духовно порабощёнными, злобными,безрассудно жестокими. В них нет ни широты ума, ни щедрости сердца.А Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, вытерпеть издёвки местных жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус,как символ вечной любви и преданности.Для Куприна образ Олеси является идеалом возвышенной, исключительной личности.Эта девушка – открытая, самоотверженная, глубокая натура, смысл её жизни составляет любовь. Она поднимает её над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели.

Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение.Молодой человек в глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том,чтобы ради сво- ей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не собирается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации.Я считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь, но он, к сожалению, так и не понял,какая любовь прошла мимо него.

Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе “Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность человеческой личности, пробуждает в ней всё самое лучшее.

В одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной любви как великого дара,который преображает человеческую душу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и “царственно спокойной “ женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от “Г.С.Ж” . Вместе с посланием в дом князей Шеиных вошла бесксрыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь:любовь-тайна, любовь – трагедия.Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова: “Да святится имя твоё “.Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при последней последней встрече с уже мёртвым обажателем: “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё” . И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Любила всего лишь одно мгновение,но навеки.

В своих рассказах А.И. Куприн показал нам искреннюю, преданную,бескорыстную любовь.Любовь, о которой мечтает каждый человек.Любовь, во имя которой можно пожертвовать чем угодно,даже жизнью. Любовь, которая переживёт тысячелетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.

А.И. Куприн – певец возвышенного чувства. Автор нашёл особые условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях «Олеся» , «Суламифь» и «Гранатовый браслет» . В своём окружении Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и «любви, верной до смерти». Для Куприна любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке. Сильная любовь озаряет жизнь человека, но эту любовь, говорит Куприн, нельзя встретить на каждом шагу, она даётся нелегко, ее надо уметь найти и заслужить.

Талантом человечной любви в рассказах Куприна обычно одарены самые обыкновенные, нередко социально приниженные и внешне ничем не примечательные люди.

У Куприна, любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная. Прочитав произведения писателя, можно понять, что любовь в них всегда трагична и заведомо обречена на страдания.

В таком ключе звучит поэтическая и трагическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся » (1918).

Олеся выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, ее всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось даже отправиться жить в лесную чашу, на болота, подальше от селений.

В отличие от крестьян, Олеся никогда не посещала церковь, потому что считала, что волшебная сила ей дана не от Бога. Это еще больше отталкивало от нее местных жителей.

Маленькая девочка выросла и стала прелестным цветком. Олеся – высокая девушка двадцать пяти лет, с красивыми длинными волосами цвета крыла вороны, которые придают особую нежность её белому лицу. В больших черных глазах можно увидеть искорку остроумия, смекалку. Внешний вид девушки сильно отличается от того, как выглядят деревенские женщины, всё в ней говорит о её неординарности, свободолюбии. Особую прелесть ей придаёт вера в магию, потусторонние силы.

В жизни Олеси появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом понимает, что полюбила его. Олеся пытается потушить любовь в своем сердце. Но стоило ей разлучиться с Иваном Тимофеевичем на две недели, как она поняла, что любит его сильнее, чем прежде.

При встрече со своим избранником Олеся говорит: «Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает ещё сильнее». Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. Ради неё девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своими принципами, не побоялась последствий.

Она пережила огромное унижение, когда на неё накинулись женщины и закидали камнями. Олеся отдаёт себя в жертву любви. Иван Тимофеевич перед своим отъездом предложил Олесе руку и сердце, но она ответила отказом, сказав, что не хочет его обременять своим присутствием, чтобы он ее стыдился. В этом поступке видна дальновидность девушки, она думает не только о сегодняшнем дне, но и о будущем Ивана Тимофеевича.

Однако, несмотря на свою сильную любовь, Олеся неожиданно, без прощания с любимым, уезжает, оставив в доме на память ему лишь бусы.

Несомненно большим достижением и художественным открытием писателя было создание образа Олеси. В лице Олеси входил в литературу новый, романтически окрашенный, поэтический образ простой деревенской девушки, нравственно и физически красивой, своенравной по характеру, совсем не похожей на дам «благородного» общества. Обаяние и прелесть купринской героини из Полесья заключались прежде всего в оригинальной красоте её внешнего облика, её лица: «Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». В Олесе одинаково пленительны и свежий голос с неожиданными низкими бархатными нотами, и врожденное изящество движений, и отсутствие жеманства и кокетни­чанья, и умение держать себя скромно и непринужденно.

Олеся очаровывала не только своей красотою. Замечательными были в ней «её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием...». Гибкий, подвижный ум и свежее воображение Олеси сказывались и в её суждениях по любому житейскому вопросу, и в том жадном любопытстве, с каким она расспрашивает Ивана Тимофеевича о странах и народах, о явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об учёных людях, о больших городах и их обитателях. В соседстве с крепким умом и изумительными способностями в Олесе уживалось суеверие полудикарки.

Умная и суеверная, гордая и скромная, влюблённая в дремучий лес, в птиц и животных, красавица Олеся была непосредственна в своей первой девичьей любви к Ивану Тимофеевичу. Ее любовь – большое, сильное чувство, проявляемое бурно, страстно и открыто. Когда при первом знакомстве с ней Иван Тимофеевич сказал, что и для неё наступит время любви, в Олесе заговорило гордое и свободное сердце: «Ну что ж – и полюблю! – сверкнув глазами, с вы­зовом ответила Олеся. – Спрашиваться ни у кого не буду...». Она говорит Ивану Тимофеевичу: «Пусть, что будет, то будет, а я своей радости Никому не отдам... Разве я не вольна делать, что мне нравится?»

Эта «наивная, очаровательная сказка любви» развернута Куприным на фоне величественной, красивой русской природы. Буйная, ликующая радость, охватившая сердце Олеси, чувствуется в нарисованных Куприным ярких картинах зеленого леса и пробуждающейся от дремы полесской природы: «Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни. <...> Ночи стали теплые; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая, спешная творческая работа природы...». Природа полна такой же неуемной радости жизни, как и душа Олеси, впервые изведавшей пьянящую радость любви. Картины природы даются как аккомпанемент чувству человека.

Вообще пейзаж играет в повести активную роль в развитии темы любви, и он чутко меняется одновременно с изменением душевного состояния героев, с развитием испытываемых ими чувств и сменой мыслей. За бурной весной в природе и в сердце любящих шло лето – с блеском утренней росы на зелени трав и леса, с томным зноем июньских дней и волшебно-красивыми лунными ночами и жаркими ласками Олеси – пора зенита в любовной страсти, время полного расцвета взаимного счастья влюбленных: «И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные счастьем и жутким безмолвием леса». А драматическая развязка еще недавно счастливых взаимоотношений Олеси и Ивана Тимофеевича по времени совпадает с разбушевавшейся природной стихией – внезапным вихрем, грозой и градом. Природа действенно и чутко сопереживает с человеком, и герой Куприна ищет и находит в единении с ней живой отклик на свою радость и свою боль.

Олеся поступает по велению сердца, признает безусловную и полную свободу чувств, она хочет и умеет быть человеком вольным, ни от кого не зависимым. «Разве я не вольна делать, что мне нравится?» – не столько спрашивает, сколько утверждает Олеся. Но самозабвенная любовь не ослепляет разума Олеси и не делает ее рабою своих чувств. Даже перед дорогим ей человеком Олеся не хочет ради любви идти на унижение своего человеческого достоинства. На предложение Ивана Тимофеевича стать его женой Олеся рассудительно ответила: «Ну какая я тебе жена на самом деле? Ты барин, ты умный, образованный, а я? Я и читать не умею, и куда ступить не знаю... Ты одного стыда из-за меня не оберёшься. <...> Отогрел ты мое сердце... Но все-таки замуж, я за тебя не пойду...». Что Олеся тут права, это хорошо понимал и Иван Тимофеевич, который не мог себе представить, как выглядела бы эта «лесная фея», одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев. Интеллигентный Иван Тимофеевич думает об этом молча, пряча свои мысли, а Олеся, непосредственная и прямая, говорит открыто и смело всё, что думает, с жестокой правдой к себе и людям. Убеждённая в невозможности жить вместе с любимым человеком, она с полным чувством самообладания, быстро и смело принимает решение навсегда расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы не делать его несчастным. «Как расстанемся мы с тобою, – говорит она ему, – тяжело тебе в первое время будет, ох, как тяжело... Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом все пройдет, все изгладится. И уж без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно». Так в каждом ее поступке и в каждом слове проявляется и врождённое свободолюбие, и гордая независимость, и самобытный, цельный характер полесской красавицы, и органически присущие ей трезвость суждений, сила воли и большое самообладание.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет» .

Произведение является подтверждением того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен.

Куприн воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, равнодушно. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться!»

Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет продолжается безответная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек и издевательств со стороны семейств Шеиных и Булат-Тугановский. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюблённым подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считаю бедного телеграфиста ненормальным. И только всё тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюблённого: «А – почём знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетливым миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит её, благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё». Ушёл из жизни человек, но не ушла любовь. Она рассеялась в окружающем мире, слилась с бетховенской симфонией № 2 Largo Appassionato.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

Повесть “Гранатовый браслет” заставляет нам задуматься об огромной силе неразделенной любви. И скромный, неприметный телеграфист вдруг предстает перед нами значительным, великим! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, поклонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, слова: “Да святится имя Твое!”

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно интересно он раскрывает в повести о полесской девушке-колдунье. Главные герои произведения - Олеся и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется богатством внутреннего мира. Редко можно встретить личность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая независимость, трогательная смелость и деликатность, душевная щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тревожный период зарождения любви и счастливые минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга. Мир ликующей природы сливается с прекрасным человеческим чувством. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересуды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, “легко и радостно”.

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви. В своем окружении А. Куприн видел печальное расточение красоты, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и к “любви, верной до смерти”. Для Куприна любовь- самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть “Суламифь”. Она была написана по мотивам библейской “Песни песней” царя Соломона. Соломон полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”. Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести “Гранатовый браслет”. Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов героя. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью”. Эта повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В предсмертном письме герой благословляет свою возлюбленную: “Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое!"”

Особо Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью. “Молчать и гибнуть”... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него “волшебные оковы” оказались милее жизни.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе ред неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Особенность художественного дарования А. И. Куприна - повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа - позволила ему в полной мере освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества - в художественно-убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести Александра Ивановича Куприна поднимают извечные проблемы человечества - проблемы любви.



Рекомендуем почитать

Наверх